Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КЫРГЫЗСТАНА'

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КЫРГЫЗСТАНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
69
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыка / народ / творчество / культура / традиции / music / people / creativity / culture / traditions

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Т А. Турдубаев, С Р. Абдыкадырова

В представленной работе делается попытка выявления проблем формирования кыргызской национальной музыкальной культуры. Полученные результаты позволяют раскрыть те перемены, происходящие в культурной жизни Республики Кыргызстан, которые открывают широкие возможности для духовного обновления общества. Открывается возможность по-новому взглянуть на традиционную культуру кыргызского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL-HISTORICAL FEATURES OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF MUSICAL CULTURES OF KYRGYZSTAN

The presented work attempts to identify the problems of the formation of the Kyrgyz national musical culture. The results obtained make it possible to reveal the changes taking place in the cultural life of the Republic of Kyrgyzstan, which open up wide opportunities for the spiritual renewal of society. An opportunity opens up to take a fresh look at the traditional culture of the Kyrgyz people.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КЫРГЫЗСТАНА»

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КЫРГЫЗСТАНА

Т.А. Турдубаев, доцент С.Р. Абдыкадырова, канд. филол. наук Ошский государственный университет (Кыргызстан, г. Ош)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-11-3-41-43

Аннотация. В представленной работе делается попытка выявления проблем формирования кыргызской национальной музыкальной культуры. Полученные результаты позволяют раскрыть те перемены, происходящие в культурной жизни Республики Кыргызстан, которые открывают широкие возможности для духовного обновления общества. Открывается возможность по-новому взглянуть на традиционную культуру кыргызского народа.

Ключевые слова: музыка, народ, творчество, культура, традиции.

Процесс этнического обновления и возрождения в постсоветских странах тесно связан с процессом этнического доминирования. Сегодня происходит возрождение кыргызской культуры. В современном контексте тема этнокультурного взаимодействия и возрождения приобрела доминирующее значение. Поэтому на современном этапе все большее значение приобретает изучение и оценка культурного наследия прошлого. Цель данной статьи -выявить особенности формирования музыкальной культуры кыргызского народа, где веками сосуществовали разные этносы и традиции.

Кыргызская земля является уникальным полигоном для изучения и исследования не только способов сосуществования, но и путей развития на основе взаимодействия этнических культур. Музыкальность кыргызского народа известна с давних пор. На протяжении многих веков киргизский народ создавал свою собственную музыкальную культуру. Музыкальная культура Кыргызстана на долгом пути развития приобрела большую выразительность, уникальность и самобытность. В ней выразилось своеобразие национального характера мировосприятия, где воплощен народный идеал человеческой красоты. Для кыргызской народной музыки характерны сдержанность, спокойствие, импро-визационность.

Кыргызское искусство было широко развито. В X веке писатель Абу Дулаф отмечал популярность и резонансность искусства импровизации, широко распространенного у кыргызов [1]. Кыргызы исполняли дастан в виде речитатива, лирические части которых имели форму мелодий. Наиболее ярким выражением этого является величайшая в мире эпическая поэма "Манас", написанная в XVI-XVП веках и передававшаяся из уст в уста до тех пор, пока в XX веке она не была записана советскими исследователями. Вокально-речитативные формы особенно ярко проявились в исполнении эпоса "Манас", как песенного жанра и развитии музыкально-поэтической импровизации. "Манас" - это монументальное произведение, состоящее более чем из 500 тыс. строк. Эпос имеет реальные исторические корни, поскольку описывает события XVI века, переселение кыргызов с Алтая на Тяньшань и их борьбу с китайскими захватчиками. Важно отметить, что эпос "Манас" исполняется особым образом. Сказителей эпоса называют манасчи, и в состоянии своеобразного транса они могут без перерыва произносить текст эпоса в течение нескольких дней. Такое повествование часто сопровождается аккомпанемент комуза.

Русские путешественники неоднократно отмечали музыкальные способности кыргызского народа. Искусством пения и инструментальной импровизации кыргызы

владели с незапамятных времен. Абу-Дулаф упоминает о существовании у них мерного голоса, который они "употребляют при молитве" [1, с. 34]. Это подтверждается стихотворными формами, встречающимися в различных документах. "Дозированный голос, тесно связанный с музыкально-поэтической импровизацией, несомненно, был широко распространен в народе", отмечал известный советский музыковед В. Виноградов. Он отмечал, что Киргизия - страна акынов - поэтов-импровизаторов, которые облекают свою импровизацию в речитативные формы, ырчы - исполнителей традиционных песен и творцов оригинальных обон, то есть напевов, жомокчу - сказителей эпоса, также пользующихся речитативными мелодическими средствами, комузчу - играющих на комузе, кыякчы - играющих на кыяке и других исполнителей-солистов [2, с. 36].

Кыргызы делят свою многовековую музыку на песни и кюю (означает наигрыш, инструментальную пьесу). К кюю относятся все музыкальные произведения для народных инструментов. Самым популярным инструментом является трехструнный чеканный инструмент комуз, также популярны двухструнный смычковый инструмент кыяк и язычковый инструмент те-мир-оз комуз. Есть и другие музыкальные инструменты, отличающиеся удивительным, не похожим ни на что другое звучанием - кек-кыял, керней, сурней, чоор и жетиген [3]. Традиционной для кыргызов является сольная игра. На соревнованиях музыканты и певцы выступают по очереди.

Устное и музыкальное творчество является очень важной частью национальной кыргызской культуры. В прошлом фольклор существовал только в устной форме. Исполнители воспринимали музыку друг у друга на слух, являясь одновременно и интерпретаторами, и соавторами. Народные песни составляют важную часть музыкального творчества кыргызов. Особым жанром кыргызского песенного фольклора является акынское песнетворчество. Акын - это импровизатор исполнителей

народных песен. Акыны играют на кому-зах, сами сопровождая свои песни.

Успехи киргизского искусства, продемонстрированные на Декаде в Москве в 1939 году, заложили основу для развития и профессионального роста национального музыкального и сценического искусства. В частности, изучив обширные материалы с мест, бюро ЦК КП(б) Киргизии 10 февраля 1939 г. принимает постановление «О состоянии культурно-просветительной работы в Киргизии». К 1939 г. в республике функционировали Киргизская филармония и 16 театров. В том же году при Киргизской государственной филармонии имени Т. Сатылганова был создан ансамбль ко-музистов в составе 16 человек. Организатор и первый его художественный руководитель - Атай Огонбаев. Ансамбль гастролировал во Франции, Канаде, Японии, Сирии, Финляндии, США, Монголии, Турции и всюду пользовался успехом.

В 1939 г. был основан Союз композиторов Киргизии, в который вошли талантливые мастера музыки: М. Куренкеев, К. Орозов, Ы. Туманов, А. Малдыбаев, П. Шубин, Ж. Шералиев и др. Организация творческого союза композиторов способствовала разностороннему развитию профессиональной музыки в республике, ее включению в общесоюзное музыкальное движение.

В дореволюционный период кыргызы не знали многих специализированных музыкальных жанров, таких как опера и симфония, и даже полифонической хоровой музыки, которая была распространена среди многих этнических групп, инструментальные ансамбли. Поэтому именно исторический опыт участия российских музыковедов, композиторов стал важным в становлении и развитии профессионального

музыкально-драматического искусства в Киргизии. Кыргызский композитор

A. Малдыбаев сочинил в соавторстве с русскими композиторами В. Власовым и

B. Фере более десяти национальных опер, поставленных Кыргызским театром оперы и балета [4, с. 10], и принимал активное участие в формировании процессов развития в области музыкального

сценического профессионального

искусства.

Гораздо большие достижения можно увидеть в кыргызском балете. В 40-е годы в программу входили кыргызские, русские, белорусские, украинские, узбекские, татарские, молдавские, польские, грузинские народные танцы, а также классические адажио из балетов «Щелкунчик» П. Чайковского,

«Коппелия» Л. Делиба, вальс из «Струнной серенады» П. Чайковского, испанский танец из балета «Раймонда» А. Глазунова и др. [5].

Как видно из этого краткого обзора особенностей основных видов народного искусства, развитие его идет из глубины фольклора. В условиях глобализации видна общая тенденция к угасанию фольклора в его первичных формах. Продолжают функционировать и развиваться только жанры, исполнение которых как-то связано с реалиями современной жизни. Многие произведения фольклора существуют

Библиографический список

1. Бартольд, В.В. Киргизы. Исторический очерк. - 2-е изд. - Фрунзе: Киргосиздат, 1943. - 92 с.

2. Виноградов, В.С. Киргизская народная музыка. - Фрунзе: Киргосиздат, 1958. - 335 с.

3. Затаевич, А.В. Киргизские инструментальные пьесы и напевы / запись и коммент. А. Затаевича; сост. и ред. В.С. Виноградов. - Москва: Сов. композитор, 1971. - 420 с.

4. Виноградов В.С.А. Малдыбаев, В. Власов и В. Фере. М.: Советский композитор, 1958. - 72 с.

5. Киргизский государственный ордена Ленина театр оперы и балета / сост. В. Шахрай и А. Куттубаев. - М.: Московская правда, 1958. - 45 с.

6. Искусство Советской Киргизии / ред. А. Рототаев. - М.-Л.: Искусство, 1939. - 174 с.

только на народных праздниках, фестивалях и конкурсах. Поэтому в период радикальных социально-экономических преобразований основной задачей государственной политики в сфере культуры является сохранение богатейшего культурного наследия народов Кыргызстана, развитие сложившейся ранее системы институтов культурной жизни республики.

Такие принципы традиционного музыкального искусства, как целостность, общность, преемственность, синкретич-ность, позволяют сблизиться новому поколению к культуре и традициям народа. Традиционное искусство ознакомит с духовными ценнностями, научит противостоять отрицательным воздействиям глобализации [6]. На основе музыкального творчества Кыргызстана лежит интерес к актуальной стороне жизни, стремление через применение всех ее средств к созданию яркой, образной и поэтической летописи духовного возрождения народа.

CULTURAL-HISTORICAL FEATURES OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF MUSICAL CULTURES OF KYRGYZSTAN

T.A. Turdubaev, Associate Professor S.R. Abdykadyrova, Candidate of Philological Sciences Osh State University (Kyrgyzstan, Osh)

Abstract. The presented work attempts to identify the problems of the formation of the Kyrgyz national musical culture. The results obtained make it possible to reveal the changes taking place in the cultural life of the Republic of Kyrgyzstan, which open up wide opportunities for the spiritual renewal of society. An opportunity opens up to take a fresh look at the traditional culture of the Kyrgyz people.

Keywords: music, people, creativity, culture, traditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.