Научная статья на тему 'Культурно-исторические основания приобщения личности к социокультурным ценностям в контексте подготовки специалиста'

Культурно-исторические основания приобщения личности к социокультурным ценностям в контексте подготовки специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД / КУЛЬТУРА / ТИПЫ НАРЕЧИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дуранов И. И.

Рассматриваются культурно-исторические и аксиологические подходы приобщения личности студента к социокультурным ценностям, формирования профессиональных компетенций будущего специалиста социокультурной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурно-исторические основания приобщения личности к социокультурным ценностям в контексте подготовки специалиста»

ки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (кино, демонстрации картин и т. д.), которые используются в процессе реализации того или иного метода» [5, с. 298]. Например, убеждение как метод воспитания реализуется с помощью таких воспитательных средств, как разъяснительные беседы на уроках и во внеурочное время по вопросам политики, гражданственности, патриотизма, нравственности, искусства и др., собрания, диспуты и т. д. В качестве средств метода организации практической деятельности выступает организация труда учащихся, патриотическая деятельность.

Действенность методов и средств воспитания обусловлена постоянной практической опорой на психологию ребенка. Школьник реагирует на воздействия как цельная личность, в единстве сознания, воли, нравственных установок, потребностей, интересов, чувств, инстинктов и привычек. «Метод воспитания должен быть психологически проникающим, опирающимся одновременно на рациональную, эмоциональную, деятельностно-практическую сферы личности» [7, с. 169]. Ребенок легко осваивает социально ценные формы поведения, убеждаясь в их полезности, приобретая личные мотивы усвоения. Успешность выработки у детей иммунитета против безнравственного поведения, гражданской позиции во многом обусловлена одновременным формированием у них вербальных понятий и побуждением переживания

чувств стыда, гордости за свою Родину и др. Воспитатель становится педагогически влиятельным человеком в детской среде, если в своем воздействии с ребятами находит место и юмору, и печали, и смеху, и сарказму, и искреннему проявлению восторга от прекрасного, возмущению безобразным, сочувствию трагическому. Сила личностного влияния педагога на детское сознание во многом определяется психологической эстетикой отношений. Педагогический эффект возникает только через эффект психологический, через чувство, психологическое состояние, переживание, волевое напряжение. Умелое применение всей совокупности методов воспитания обеспечивает успех в развитии учащихся в целом и в формировании у них личностных качеств, гражданской позиции, патриотизма. Вот почему всегда нужно помнить положение А.С. Макаренко о том, что «никакое средство нельзя рассматривать отдельно, вне системы. Никакое средство вообще, какое бы ни взяли, не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целей системы, от целого комплекса влияний» [13, с. 116]. Это ставит перед учителем задачу овладения искусством комплексного применения всех методов и средств воспитания и оттачивания их педагогической действенности в процессе современного обучения школьников.

Библиографический список

1. Крупинина, М.В., Шульгин В.Н. В борьбе за марксистскую педагогику. — М., 1929.

2. Макаренко, А.С. Сочинение: В 7 т. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — Т.5. — 518 с.

3. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Пед. общество России,

1998.— 640 с.

4. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для слушателей высш. и ср. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 176 с.

5. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. — 3-е изд., доп. — М.: Юрист, 1997. — 512 с.

6. Пряжников, Н.С. Права на нравственность: этические проблемы практической психологии // Психологическая наука и образова-

ние.1999, № 1.— С. 78— 90.

7. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Политиздат, 1975. — 392 с.

8. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 — 2001 годы // Воспитание школьников. 2000, № 1-3.

9. Методика обучения физике в школах СССР и ГДР / Под ред. В.Г. Зубова, В.Г. Разумовского, М. Вюншмана, К. Либерса. — М.: Просвещение, Берлин: Фольк Унд Виссен, 1978. — 223 с.

Бароненко, А.С. Проблемы воспитания молодежи в современных условиях: В помощь учителю. — Челябинск: Изд-во Челябинского гос. ун-та, 2000. — 23 с.

Рожков, М.И. Теоретические основы воспитательного процесса: Учебное пособие. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинско-го, 1999.— 117 с.

Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдова. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т. 1. — 608 с.

Макаренко, А.С. О воспитании гражданина: Сборник / Сост. и авт. вступ. ст. М.П. Маер. — М.: Просвещение, 1968. — 373 с. Шефер, О.Р. Государственная политика по воспитанию учащихся в условиях реформирования образования // Труды Стерлита-макского филиала Академии наук Республики Башкортостан: Серия «Психолого-педагогические и методические науки». Выпуск

3 / под ред. проф. К.Б. Сабитова, С. С. Салаватова. — Уфа: Гилем, 2006. — С. 19-23.

15. Шефер, О.Р. Теория и практика моделирования и диагностирования воспитательной работы учителя физики: Монография.— Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2003.

Статья поступила в редакцию 1.09.08.

10

11

12

13

14

УДК 378

И.И. Дуранов, аспирант Челябинской академии культуры и искусств, г. Челябинск

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРИОБЩЕНИЯ ЛИЧНОСТИ К СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

Рассматриваются культурно-исторические и аксиологические подходы приобщения личности студента к социокультурным ценностям, формирования профессиональных компетенций будущего специалиста социокультурной сферы.

Ключевые слова: метод, культура, ядро социокультуры, профессиональная культура.

Проблема социокультурной подготовки специалис- ства, является архиважной. Вся наша современная прак-та, в современных условиях развития российского обще- тика экономической жизни подчинена не развитию про-

изводства и личности, а наживе, при том, любыми способами. Социокультурные ценности уходят на задний план. Будущие специалисты не ориентируются на культурные ценности общества. А это чревато серьезными негативными последствиями как для страны, так и отдельной личности.

Вместе с тем, практика социально-культурного развития общества и подготовки компетентных специалистов свидетельствует, что следует учитывать исторический опыт, уровень культурного развития этноса, общественные ценности, имеющие приоритетное значение. Речь идет об историческом, культурологическом, аксиологическом подходе в социально-культурной подготовке специалиста.

Подход в данном случае выступает как теоретикометодологическая база изучения и организации педагогического процесса. А.Д.Урсул, анализируя сущность системного подхода, отмечал, что он является общенаучным принципом, включает в себя идеи, содержание, методы. Выступая против отождествления понятий «подход» и «метод», он замечает, что подход... «отличается от метода тем, что: 1) он является более общим и менее определенным чем метод; 2) он включает в себя лишь наиболее общие принципы и ориентации в их системе, не доводя их до определенных операционных установок, формализованных и математизированных теорий и концепций; 3) одному подходу может соответствовать не один, а некоторое множество методов.» [5, с. 41]. Следовательно, подход в педагогике необходимо рассматривать как мировоззренческо-стратегическую парадигму, выполняющий функции методологического принципа.

Приобщение к социокультурным ценностям отражает, прежде всего, влияние внешних социальных факторов, носит отпечаток исторических обстоятельств. Поэтому, необходим исторический подход в подготовке специалиста на основе приобщения студентов к социокультурным ценностям. Историзм позволяет соотнести социальные ценности с потребностями развивающегося общества, выяснить причины появления последних и значимость первых.

Предметом, следовательно, исторического подхода являются социально-культурные ценности, причина их смены. Исторический подход выступает как культурноисторический, как теоретическая база определения содержания образования, где ядром образования выступают ценности культуры.

У каждой эпохи, социальной общности имеются свои исторически сложившиеся культурные ценности. С одной стороны, они выступают как ценности культуры, как ее ядро (язык, традиции, обычаи). С другой стороны, как исторические ценности, принадлежащие конкретному народу, сложившиеся в определенных исторических условиях развития этноса. Приобщение личности к социокультурным ценностям основывается на культурологическом подходе.

Культурологический подход точнее, культурно-исторический, в психологической науке разрабатывался Л.С. Выготским, в основе которого положена идея инте-риоризации личностью социально-символической, опосредованной знаками деятельности; процессы и результат такой деятельности составляют суть присвоения ценностей культуры, при этом психические функции становятся культурными. Сама интериоризация включает: приобщение личности к культуре социума, ее ценностям; включение личности в культурную коммуникативную деятельность; приобщение к различным источникам информации; включение студентов в процесс культурообразования (Л.С. Выгодский).

Исходя из культурно-исторического подхода, личность следует рассматривать как продукт исторического развития, ее духовного становления. Этот подход создает базу для анализа любой сферы общественной жизни

через призму культурологических понятий (культура, культурные образцы, нормы и ценности, уклад и образ жизни, культурная деятельность и интересы и т.д.). Следовательно, в основу подготовки специалиста, необходимо положить культурные ценности, культурные образцы, руководствоваться этическими нормами, принятыми в обществе, в данный период его исторического развития. Этот подход так же позволяет корректировать образовательную парадигму развития личности.

Социальную культуру, как правило, связывают с нравственной, правовой, политической культурой. П.С. Гуревич отмечает, что в каждом обществе есть некие культуротворческие «силы», направляющие его жизнь по организованному, а не хаотическому пути развития. Культурные ценности создаются самим обществом, но они же затем и определяют развитие этого общества [1]. У каждого общества есть своя культура, и каждый человек культурен в том смысле, что участвует в ней.

Приобщение личности к культуре в процессе ее образования начинается с осмысления культурных ценностей, составляющих ядро образования. Анализ педагогических и культурологических исследований позволяет утверждать, что ценности культуры являются ядром образования личности.

Анализируя содержание и формы культуры, А.И. Ракитов пришел к выводу, что в структуре культуры следует выделить ядро и защитный пояс. К ядру культуры он относит нормы, стандарты, эталоны, правила деятельности, т.е. систему ценностей. Главная функция ядра культуры — сохранение и передача самоидентичности социума. Это делает ядро культуры устойчивым, минимально изменчивым [4, с. 20-31]. Приведенное позволяет утверждать, что социальная культура выступает как ценность, которая имеет свое ядро, в форме соответствующих социальных норм, эталонов нравственного поведения и отношений и определяет содержание образования личности. Следовательно, культурно-исторический и культурологический подходы имеют непосредственный выход на культурные ценности, т.е. аксиологический подход приобщения будущего специалиста к социокультурным ценностям.

Известно, что становление личности выступает как процесс социализации, т.е. процесс присвоения культурных ценностей, которые имеют свою историю возникновения и развития, представляют для личности ценность, т.к. способны удовлетворить духовные и иные потребности.

Ценности являются системообразующим фактором культуры, ее ядром, выполняют интегративную функцию. Формирование ценностного отношения выступает как процесс воспитания. Суть его, по мнению М.С. Кагана, состоит в ценностных ориентациях, в отношении к ценностям, их присвоении [2, с. 175].

Педагогике приходится иметь дело, прежде всего, с социокультурными (духовными и социальными) ценностями, с «ценностными ориентациями», с «аксиологическим (ценностным) подходом», с ориентацией личности на присвоение социокультурных ценностей.

Социальные ценности носят общественный характер. Но так как личность — это социализированный человек, то есть продукт общественных отношений (К. Маркс), то эти ценности делятся на общественные и личностные. Это нельзя не учитывать при приобщении студентов к социокультурным ценностям.

Культура выступает как способ ценностного освоения человеком действительности. Метод выявления ценностей, их присвоения, выступает как социокультурный процесс. Как способ освоения действительности, культура выступает не как набор или сумма, а лишь как ценностные элементы, взятые как целостность (П.С. Гуревич). Следовательно, приобщение личности к соци-

альной культуре идет через ее ориентацию в культурных ценностях. При этом культура интегрирует человека в социальную систему, прививает ему определенные потребности, интересы, ценностные ориентации.

Опираясь на исследования А.И. Ракитова, А.С. Кемерова, А.Д. Урсул и др. мы выделяем ядро социокультуры, выступающее в форме ценностей, являющееся базой реализации ценностного подхода. Профессиональная культура выступает как способ ценностного освоения пространства будущей профессиональной деятельности. Сам же метод выявления ценностей, их присвоения, выступает как социокультурный процесс, реализуемый путем ориентации личности в культурных ценностях.

Социокультурные ценности являются основой подготовки специалиста, имеющего выход на отношения «человек-человек» и «человек-социум». Речь идет о формировании социокультурной компетентности специалиста на основе приобщения к социально-культурным ценностям, без которых немыслимо эффективное управление любым коллективом. Сама социокультурная компетентность выступает не просто как осведомленность о сущности социокультуры, ее ценностях, но и как готовность и возможность реализовать их в практической деятельности.

Педагог, в силу своей профессиональной деятельности, ориентирует студентов на те или иные культурные ценности. Дело студента оценить их, принять и включить в структуру личности или отвергнуть. Здесь реа-

лизуется процессуальный аспект ценностно-оценочного подхода к социокультурному образованию студентов (И.С. Ломакина). Формируется соответствующая направленность личности на конкретные ценности. Ориентация на социокультурные ценности логически связана с формированием направленности личности, как ее устойчивого качества.

Направленность личности на социокультурные ценности осуществляется в образовательном пространстве, которое насыщено социально-культурными ценностями, выступающие культурно-исторической основой приобщения студентов к социокультурным ценностям.

Проведенный анализ свидетельствует, что для оздоровления нравственного климата в обществе необходимо серьезно перестроить подготовку специалистов в вузе на основе их приобщения к социокультурным ценностям, исходя из культурно-исторического и аксиологического подходов к организации педагогического процесса. Этим самым, в какой-то мере, можно предупредить появление негативных явлений социального характера, которые грозят потрясти наше общество. Вместе с этим нам остро нужна концепция оздоровления нравственного климата общества, социально-ориентированная политика всех властных структур, подготовка молодых специалистов всех уровней, с социально ориентированной психикой и управленческой направленностью. К сожалению, этой проблеме не уделяется должного внимания.

Библиографический список

1. Гуревич, П.С. Философия культуры / П.С. Гуревич. — М.: Аспект Пресс, 1995.

2. Каган, М.С. Философская теория ценностей / М.С. Каган. — СПб.: Петрополис, 1997.

3. Кармин, А.С. Культурология / А.С. Кармин. — СПб.: Лань, 2001.

4. Ракитов, А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России / А.И. Ракитов. // Вопросы философии. — 1994. — № 4.

5. Урсул, А.Д. Общенаучный статус и функции системного подхода // Системные исследования. Ежегодник. 1977.— М.: Наука, 1977.

Статья поступила в редакцию 14.10.08.

УДК 371:351.851

П.Н. Карплюк, канд.пед.наук,

В.А. Чистякова, канд.пед.наук,

О.К. Сазонова, канд.пед.наук,

Н.Ф. Манеева, канд.пед.наук, ГАГУ, г. Горно-Алтайск

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ИЗ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ В УРБАНИЗИРОВАННОЙ СРЕДЕ

В статье рассматриваются и систематизируются основные проблемы социально-психологической адаптации студентов из сельской местности в условиях урбанизированной среды, которые представлены в виде пяти взаимосвязанных блоков.

Ключевые слова: адаптация, социально-психологическая адаптация, студент из сельской местности, урбанизированная среда, высшее профессиональное образование.

На основе анализа литературы, изучения опыта работы по организации социально-психологической адаптации студентов из сельской местности в условиях урбанизированной среды в российских и зарубежных вузах, результатов социологического, психологического и психофизиологического исследования с целью разработки модели социально-психологической адаптации студентов из сельской местности в условиях урбанизированной среды и подготовки методических рекомендаций по организации данного процесса, нами были выявлены проблемы социально-психологической адаптации студентов из сельской местности в урбанизированной среде, которые мы объединили в блоки.

Блок 1. Проблемы социализации в урбанизированной среде Молодые люди, приезжающие в город из сельской местности, должны освоить новый стиль жизни, «встроиться» в новый для них темп. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается (или не осознается) призвание к избранной профессии, выраба-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.