Научная статья на тему 'Культурно-географическое районирование России для образовательных целей'

Культурно-географическое районирование России для образовательных целей Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1325
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ / CULTURAL AND GEOGRAPHICAL ZONING / РЕГИОН / ОБРАЗ РЕГИОНА / IMAGE OF THE AREA / ГЕОИСТОРИЯ / GEOHISTORY / AREA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Калуцков Владимир Николаевич

В статье рассматриваются вопросы прикладного (для решения образовательных задач) культурно-географического районирования России. Опираясь на опыт предшественников, автор предлагает систему критериев районирования (история освоения, этнокультурный критерий). Выделено 12 культурно-географических регионов. При назывании ряда регионов (Русский Север, Русский Юг, Русский Запад) используются номинативные традиции гуманитарных наук. Разработана модель описания культурного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Cultural and Geographical Zoning of Russia for Educational Purposes

The article deals with the questions concerning the applied (for educational goals) cultural and geographical zoning of Russia. Basing on the experience of predecessors, the author proposes a system of zoning criteria (history of development, ethnic and cultural criterion). 12 cultural and geographic regions are marked out. When naming a number of regions (Russian North, Russian South, Russian West) nominative traditions of the humanities are in use. The author has developed a model for describing a cultural region.

Текст научной работы на тему «Культурно-географическое районирование России для образовательных целей»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 3

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В.Н. Калуцков

КУЛЬТУРНО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ

РОССИИ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ

В статье рассматриваются вопросы прикладного (для решения образовательных задач) культурно-географического районирования России. Опираясь на опыт предшественников, автор предлагает систему критериев районирования (история освоения, этнокультурный критерий). Выделено 12 культурно-географических регионов. При назывании ряда регионов (Русский Север, Русский Юг, Русский Запад) используются номинативные традиции гуманитарных наук. Разработана модель описания культурного региона.

Ключевые слова: культурно-географическое районирование, регион, образ региона, геоистория.

The article deals with the questions concerning the applied (for educational goals) cultural and geographical zoning of Russia. Basing on the experience of predecessors, the author proposes a system of zoning criteria (history of development, ethnic and cultural criterion). 12 cultural and geographic regions are marked out. When naming a number of regions (Russian North, Russian South, Russian West) nominative traditions of the humanities are in use. The author has developed a model for describing a cultural region.

Key words: cultural and geographical zoning, area, image of the area, geo-history.

Анализ ситуации. Автор в течение нескольких лет читает курс "География России" на факультете иностранных языков и регио-новедения МГУ имени М.В. Ломоносова. Курс "География России" входит в число обязательных предметов для бакалавров, специализирующихся по регионоведению России. На географических факультетах курс с таким названием, как правило, не читается. Обычно он заменяется курсами по физической и по социально-экономической географии России, которые в сумме не сводимы к географии России; "за кадром" остаются важные вопросы по исторической и культурной географии страны, включая этнокультурную, конфессиональную и лингвистическую географию. Образцы учебных программ "Географии России" также отсутствуют.

Калуцков Владимир Николаевич — докт. геогр. наук, проф. кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: bratynia@rambler.ru

В то же время учебный план подготовки регионоведов носит явно выраженную гуманитарную направленность, он ориентирован на подготовку специалистов по культурным (социокультурным) регионам. Следовательно, и курс "География России" должен быть гуманизирован, по сути это должен быть курс по культурной географии России.

Первая часть программы курса (она читается на первом курсе в первом семестре) посвящена общим и специальным вопросам географии России — исторической, физической, экономической, социальной, этнической, конфессиональной, языковой географиям.

Во второй части программы курса (она читается во втором семестре) представлена региональная культурная география страны. Тем самым культурно-географическое районирование России — важное теоретико-методологическое основание курса "География России".

Подчеркнем, что образовательные цели предъявляют специфические требования к районированию страны. Принципы выделения регионов должны быть ясны (дидактичны) и должны отражать особенности культурного пространства страны, а количество выделенных регионов (особенно на первом иерархическом уровне) должно быть невелико.

Наряду с составом и границами для культурно-географических регионов особое значение имеет их название. Желательно использование привычных, уже вошедших в культуру, традиционных топонимов. В случае отсутствия таковых топонимы-новоделы должны быть компактны, образны и отражать сущность выделенного региона.

Следует отметить, что исследователей-регионоведов постоянно привлекают вопросы пространственной дифференциации, территориального разнообразия культуры1. Поэтому разработки по районированию культурного пространства актуальны и для научных целей.

Своеобразие российского пространства и его отражение в работах по культурно-географическому районированию России. Как считают ведущие исследователи, к важнейшим свойствам российского пространства относятся такие, как целостность, центрированность, полимасштабность2.

1 См.: Загрязкина Т.Ю. Антропология пространства (на франкоязычном материале) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 4; Павловский И.В. Время и пространство в европейской и русской картине мира // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 2; Павловская А.В. Дороги России — судьба России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 3; и др.

2 См.: Веденин Ю.А. Опыт культурно-ландшафтного описания крупных регионов России // Культурный ландшафт как объект наследия. М.; СПб., 2004; Каган-ский В.Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство: Сб. статей. М., 2001; Калуцков В.Н. Ландшафт в культурной географии. М., 2008; Он же. Этно-

Свойство целостности культурного пространства страны. Хотя полиэтничность и представляет собой важную характеристику культурного пространства России, но его скрепом в силу исторических особенностей является русский фактор. Русские не только самый многочисленный, но и самый "пространственно распространенный" народ страны.

В культурно-ландшафтном районировании Ю.А. Веденина "русский фактор" учтен и как критерий в выделении регионов первого уровня (преимущественно русские и полиэтничные регионы), и в названии выделов разного иерархического уровня, например Русская Европа или Русский Север3. И в нашем случае целостность культурного пространства страны отражается в названиях ряда выделенных регионов доуральской России, исторического ядра страны — используется прилагательное русский: Русский Центр, Русский Север, Русский Юг.

Свойство центрированности можно считать одним из основных в организации российского пространства4. О централизации (и даже сверхцентрализации) культурного пространства России много писал В.Л. Каганский5. Новгород, Киев, Владимир, Сарай, Петербург, Москва — российско-евразийские столичные центры, каждый из которых формировал свое культурное пространство, но история распорядилась таким образом, что историческое и современное российское пространство нужно рассматривать преимущественно как москвоцентричное.

Подчеркнем, что центрированность представляет собой не только важное свойство российского пространства, но и возможность его существования. Особенно это характерно для Зауралья. Хотя за столетия освоения Сибири и сложились сибирский менталитет, определенное региональное мироощущение, но в силу размеров территории культурные связи внутри сибирских регионов не такие мощные, как в европейских регионах России.

При выполнении работ по культурно-географическому районированию центрированность (сверхцентрированность) российского пространства отражается в номинации регионов, в широком использовании термина "центр" в названии культурных регионов (Русский Центр), а также в ориентационном топонимическом

культурное ландшафтоведение: Учеб. пособие. М., 2011; Рагулина М.В. Культурная география: теория, методы, региональный синтез. Иркутск, 2004; Стрелецкий В.Н. Сдвиги в этническом расселении в России в конце ХХ — начале XXI в. и их некоторые культурно-географические аспекты // Южно-Российский форум: экономика, социология, политология, социально-экономическая география. 2011. № 1. С. 51—72; Туровский Р.Ф. Культурные ландшафты России. М., 1998.

3 См.: Веденин Ю.А. Указ. соч. С. 338—382.

4 См.: КалуцковВ.Н. Этнокультурное ландшафтоведение: Учеб. пособие.

5 См.: Каганский В.Л. Указ. соч.

центрировании (Русский Запад, Русский Север — географическая ориентация относительно Центра, Москвы) и в позиционном топонимическом центрировании с использованием терминологических пар "ближний — дальний" (Ближняя Сибирь, Дальний Восток — геопозиционирование относительно Центра страны).

Свойство полимасштабности связано с масштабированием пространства6. В процессе районирования свойство полимасштабности проявляется в выделении контрастных, резко отличающихся по площади культурных регионов России: с одной стороны, огромные Дальняя Сибирь и Дальний Восток, значительные по территории Русский Север и Русский Юг, а с другой — почти точка на мелкомасштабной карте — Московский регион. Вместе с тем, несмотря на незначительность физических размеров, такие регионы-центры (Московский и Петербургский) отличаются высокой плотностью культурного пространства.

Первым российским географом, осуществившим культурно-географическое районирование страны в новых условиях, был Ю.А. Веденин7. Он выполнил классификацию и районирование культурных ландшафтов России с позиции тематики культурного наследия. Как справедливо замечает автор, тематика наследия требует ландшафтного (целостного) подхода к ее решению. При этом декларируется важный принцип — необходимость использования не одного, а системы критериев.

На первом этапе районирования использовались этнический и исторический критерии (история формирования культурного пространства страны) и собственно критерий наследия. В результате были выделены крупные моноэтнические (русские) и полиэтнические регионы России, или, согласно автору, культурно-ландшафтные области. На втором этапе районирования для выделения более мелких регионов (культурно-ландшафтных районов) в моноэтнических русских областях использовались такие критерии, как время освоения, роль в истории формирования Российского государства, место в мировой и национальной культуре8.

Полученные результаты позволяют понять культурно-пространственное своеобразие современной России, в которой крупные многонациональные регионы расположены на периферии (исключение составляет Поволжско-Уральская область), а русские регионы — в основном в центре страны.

6 См.: Веденин Ю.А. Указ. соч.; Каганский В.Л. Указ. соч.; Калуцков В.Н. Ландшафт в культурной географии; Иванова А.А., Калуцков В.Н. Географические песни в традиционном культурном ландшафте России. М., 2006.

7 См.: ВеденинЮ.А. Указ. соч.

8 Там же.

В основе культурно-географических разработок Р.Ф. Туровского лежит представление о культурных пространствах, позволяющее "втягивать" разные культурные аспекты (этнографический, диалектологический и др.), и традиционная в социально-экономической географии схема "центр — периферия"9. Автор рассматривает восемь иерархических уровней культурных ландшафтов: культурный мир, область, страна, край, земля, местность, община, объект. В исследовании основное внимание уделяется региональному уровню.

Первый, самый высокий иерархический уровень образует культурный мир, который соответствует цивилизации А. Тойнби или С. Хантингтона10. Основным критерием выделения культурного мира выступает религиозное учение, которое задает общую систему ценностей, например православный мир, исламский мир. Цивилизация представляет собой наднациональное образование, включающее в себя многочисленные этносы. В политико-географическом плане цивилизациям соответствуют империи — Римская, Византийская, Российская.

Название второго, промежуточного уровня — область. Стране (третий уровень иерархии), которая понимается как этнокультурная единица, а не государство, соответствует определенное этническое сообщество со своей системой ценностей. В сложно устроенных странах, отличающихся большим природным разнообразием, сложной историей, территориальной дифференциацией культуры, дополнительно выделяются края.

Базовой единицей культурно-ландшафтного районирования, по мнению Р.Ф. Туровского, является земля, или культурный ландшафт в узком смысле слова (четвертый уровень). В физико-географическом смысле ему соответствует ландшафт, или ландшафтный район. Это компактная территория в пределах страны, которая характеризуется сходством культурных и природных ландшафтных признаков.

К сожалению, автор, выполнив обстоятельную теоретическую и фактологическую работу, не составил карту культурно-географического районирования России.

Работа по районированию России, и в особенности по историко-культурному районированию, — одно из приоритетных направлений деятельности А.Г. Манакова11. Автор на основе сопо-

9 Туровский Р.Ф. Указ. соч.

10 См.: Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2011.

11 См.: Манаков А.Г. Геокультурное пространство северо-запада Русской равнины: динамика, структура, иерархия. Псков, 2002; Он же. Историко-культурное районирование России: некоторые вопросы методики // Историческая география: теория и практика. СПб., 2004. С. 16—22; Он же. Структура культурного пространства России: подходы к делимитации // Псковский регионологический журнал. 2012. № 14. С. 9—21.

ставления таксонов разных видов географического районирования (политико-географического, социально-экономического, физико-географического, культурно-географического) разработал иерархию историко-культурных районов — от культурного мира до местности и ареала.

Кроме того, в поле авторских интересов — анализ и сопоставление результатов специальных гуманитарных работ по районированию (этнографических, диалектологических, топонимических) с пространственно-географическими закономерностями.

Работы А.Г. Манакова являются хорошим подспорьем для разработок по культурно-географическому районированию страны.

Критерии и результаты прикладного культурно-географического районирования. Как и Ю.А. Веденин, на первом иерархическом уровне, при выделении крупных культурно-географических регионов, мы использовали исторический (история формирования культурного пространства страны) и этнокультурный критерии. Вместе с тем в наименовании регионов с прилагательным русский подчеркивается не столько их этничность, преобладание по численности русского населения, сколько их роль в формировании русской культуры и русской идентичности. В результате прикладного культурно-географического районирования страны было выделено 12 крупных культурно-географических регионов России: Московский регион, Петербургский регион, Русский Центр, Русский Север, Русский Юг, Русский Запад, Поволжье, Урал, Северный Кавказ, Ближняя Сибирь, Дальняя Сибирь и Дальний Восток (рисунок).

На втором этапе районирования, при выделении субрегионов, использовались природные критерии — зональный принцип (лесные и степные субрегионы), принцип соотношения гор и равнин (горные и равнинные субрегионы).

При проведении границ между крупными культурно-географическими регионами в качестве рабочей (операционной) единицы был выбран субъект Федерации. Согласно данному принципу, границы между культурно-географическими регионами всегда проходят по границам тех или иных субъектов Федерации. Автор осознает некоторые недостатки такого подхода, но положительные моменты (функциональность, возможность использования региональной статистики и др.) преобладают.

Культурно-географические макрорегионы России и их краткое описание (табл. 1). Во-первых, выделяются два центральных региона — Московский и Петербургский. Согласно культурно-географической типологии, оба региона относятся к типичным узловым районам12. Хотя Петербург повлиял на русское культурное пространство (Ле-

12 См.: Калуцков В.Н. О типах районов в культурной географии // Культурная и гуманитарная география. 2013. Т. 2. № 1. С. 3—9.

Ближняя Сибирь ■

Мжаз 1 ~Московский регион \Л

2 - Петербургский регион С

3 - Русский Запад

и!

Дальняя Сибирь

Таблица 1

Культурно-географические макрорегионы России и их состав

№ п/п Культурно-географические регионы России Состав региона

1 Московский регион Москва, Московская область

2 Петербургский регион Санкт-Петербург, Ленинградская область

3 Русский Центр Ярославская, Костромская, Ивановская, Владимирская, Рязанская, Тульская, Калужская, Тверская области

4 Русский Север Мурманская, Архангельская, Вологодская области, республики Карелия, Коми, Ненецкий автономный округ

5 Русский Запад Псковская, Новгородская, Смоленская, Брянская, Калининградская области

6 Русский Юг Курская, Орловская, Липецкая, Тамбовская, Воронежская, Белгородская, Ростовская области, Краснодарский, Ставропольский края, республики Адыгея, Крым, город Севастополь

7 Поволжье Кировская область, республики Марий Эл, Чувашия, Удмуртия, Нижегородская область, республики Мордовия, Татарстан, Пензенская, Ульяновская, Самарская, Саратовская, Волгоградская, Астраханская области, Республика Калмыкия

8 Северный Кавказ республики Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Ингушетия, Чечня, Дагестан

9 Урал Пермский край, Свердловская, Челябинская, Оренбургская области, Республика Башкортостан

10 Ближняя Сибирь Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа, Тюменская, Томская, Курганская, Омская, Новосибирская области, Алтайский край, Кемеровская область

11 Дальняя Сибирь республики Хакасия, Алтай, Красноярский край, Республика Якутия, Иркутская область, республики Тува, Бурятия, Забайкальский край

12 Дальний Восток Чукоткий автономный округ, Камчатский край, Магаданская область, Хабаровский край, Еврейская автономная область, Амурская, Сахалинская области, Приморский край

нинградские или Петербургские улицы встречаются почти во многих городах России), но все же Москва — это и главный центр, и основной центрирующий механизм пространства России. Этот образ тонко передан Цветаевой:

Москва! Какой огромный Странноприимный дом! Всяк на Руси — бездомный. Мы все к тебе придем.

Если для Петербургского региона гением места выступает Петр, то для Москвы выделить такого актора — большая проблема: ландшафт и образ Москвы созданы целым кругом государственных деятелей, духовных лидеров и деятелей культуры России.

Ныне эти регионы не только крупнейшие культурные центры России, но и самые большие мегаполисы.

Словно подчеркивая центрирующее российское пространство — свойство столицы, вокруг Москвы сформировался регион Русский Центр. Образуя периферию Московского узлового региона, он имеет форму неполного кольца. Русский Центр примерно соответствует Центральным Русским землям Ю.А. Веденина. Регион образуют в основном земли древнерусских княжеств Северо-Восточной Руси с историческими городами, обладающими самобытной архитектурой (Владимир, Суздаль и Ярославль вошли в список Всемирного культурного наследия). Важную роль в формировании регионального культурного ландшафта сыграла усадебная культура ХУШ—ХГХ вв. Уже не одно столетие регион испытывает сильное влияние Москвы, но тем не менее сохранил свою культурную самобытность в качестве типичной русской провинции.

К северу от Москвы, занимая северную половину Русской равнины, располагается регион, внесший огромный вклад в формирование русского народа и его духовной культуры, — Русский Север. Символично, что три памятника Всемирного культурного наследия, расположенные в регионе, и поныне являются не только туристическими, но и духовными центрами, — Соловки, Кижи и Ферапонтов монастырь. Для культурно-географических исследований название Русский Север наиболее адекватно (в отличие от его других географических номинаций — Север европейской территории России, Северо-Запад России).

Южная граница региона почти совпадает с южной границей тайги. К региону относятся не только Мурманская, Архангельская, Вологодская области, но и Карелия, Коми и Ненецкий автономный округ. Севернорусские и финно-угорские земли региона объединяют сходные, преимущественно таежные природные условия, единый хозяйственно-культурный тип, общая религия.

К югу от Москвы на лесостепных и степных пространствах раскинулся регион Русский Юг. Его название опирается на номинативную традицию гуманитарных наук, относящуюся к данному культурному пространству (Южная Русь, южнорусские земли, юж-

норусский диалект и т.д.). Помимо общего — южного — геопозиционирования для данной территории характерен фронтирный характер освоения. В пределах лесостепной зоны фронтир в XVI— XVII вв. продвигался, опираясь на военно-хозяйственную стратегию засечных черт13, а в степи и в кавказских предгорьях — на стратегию укрепленных линий (ХУШ—Х1Х вв.).

Культурно-географический регион Русский Юг состоит из двух субрегионов — Ближнего и Дальнего Русского Юга. К субрегиону Ближний Русский Юг (примерно соответствует Русскому Черноземью Ю.А. Веденина) относятся в основном лесостепные земли (Курская, Орловская, Липецкая, Тамбовская, Воронежская, Белгородская области). Большую роль в истории субрегиона сыграла дворянская усадебная культура. Русское лесостепье породило такие явления культуры, как Тургенев, Бунин, Платонов.

К субрегиону Дальний Русский Юг (частично совпадает с Русским Предкавказьем Ю.А. Веденина) относятся преимущественно степные казачьи земли, вошедшие в состав государства только Х^П—ХГХ вв. (Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края, республики Крым и Адыгея, город Севастополь).

Название культурно-географического — пограничного — региона Русский Запад опирается на такие терминологические формы, как западнорусские земли, западнорусские говоры, которые используются в исторической науке и диалектологии. Русский Запад включает обладающие мощным культурным потенциалом древнерусские земли Новгородской, Псковской, Смоленской, Брянской областей, а также советский геополитический осколок — Калининградскую область. Ю.А. Веденин называет регион Новгород-ско-Псковской землей14 (табл. 1). Почти 1000-летняя "пограничная" история региона наложила значительный отпечаток на ландшафт; в постсоветское время регион снова стал пограничным.

Река Волга выступает важным культурным конфигуратором по-лиэтничного региона Поволжье. В состав региона входят субъекты Федерации, расположенные в ее средней и нижней частях волжского бассейна. Интересно, что взятая из известной песни образно-географическая формула "Волга — русская река" и ныне, и исторически не соответствует этнокультурным реалиям полиэтнич-ного региона15. Волга не только русская, но и татарская (Итиль), марийская, чувашская и калмыцкая река. В природном и геоисторическом отношениях Поволжье обладает чертами сходства с ре-

13 См.: Рябов С.В. Здесь государевым "украинам было сбережение". Российское пограничье — особый объект культурного и природного наследия. М., 2007.

14 См.: Веденин Ю.А. Указ. соч.

15 См.: Трепалов В.В. Волга-матушка = Ана Идель // Образы регионов в общественном сознании и культуре России (ХУП—ХГХ вв.). Тула, 2011. С. 14—37.

гионом Русский Юг. В обоих случаях фронтирный характер освоения региона в XVI—XVIII вв. обеспечивала стратегия засечных черт и укрепленных линий.

Другой регион, еще более разнообразный в этнокультурном, конфессиональном, языковом и природном плане, — Северный Кавказ — образуют шесть северокавказских республик. Границы региона почти совпадают с границами Северо-Кавказского федерального округа (за исключением Ставропольского края).

Границы Уральского культурно-географического региона в значительной степени совпадают с границами Уральского экономического района; это не случайно, поскольку горнозаводской ландшафт является важным региональным культурным индикатором. В его составе Пермский край, Свердловская и Челябинская области, а также Оренбургская область, переходная от Урала к Туркестану (Казахстану и Средней Азии), и Башкирия, которая также представляет собой пограничный край между Поволжьем и Уралом.

Геоисторический образ региона хорошо передан А.Т. Твардовским в поэме "За далью даль":

Урал!

Опорный край державы, Ее добытчик и кузнец, Ровесник древней нашей славы И славы нынешней творец.

Настоящим гением места, по сути создавшим горнозаводской уральский ландшафт, следует признать Акинфия Демидова, который основал свыше 20 городов-заводов. Важную роль в поэтизации и мифологизации региона сыграл известный писатель П.П. Бажов, автор таких произведений, как "Хозяйка медной горы" и "Малахитовая шкатулка".

К Уралу примыкает Ближняя Сибирь (более привычное название региона — Западная Сибирь). Название культурно-географического региона Ближняя Сибирь учитывает не только его географическое положение примыкания к Европейской России, но и постоянно действующий вектор освоения, направленный от исторического центра. Среди зауральских земель она первая начала осваиваться поморами еще в ХГУ—ХУ вв., и уже в конце XV в. русский царь (в результате военного похода Ивана III) получает "сибирский титул" — великого князя Югорского, князя Кондинского и Обдор-ского. И на более поздних этапах геоистории в советское и постсоветское время Ближняя Сибирь быстрее других зауральских земель осваивалась и осваивается в сельскохозяйственном, транспортном и промышленном отношениях.

Регион Дальняя Сибирь примерно соответствует физико-географическому региону Восточная Сибирь. Данный топоним-новодел хорошо соотносится с традиционным названием соседнего региона — Дальний Восток.

Дальняя Сибирь обладает огромным природно-культурным потенциалом (отметим только памятники Всемирного природного наследия Убсунурскую котловину в Бурятии, фантастические Ленские столбы в Якутии и плато Путорана в Красноярском крае), но, вне сомнения, образ региона задается национальным достоянием — озером Байкал. Этот огромный полиэтничный регион включает Алтай, Хакасию, Красноярский край, Иркутскую область, Забайкальский край, Якутию, Туву и Бурятию. Дальняя (Восточная) Сибирь характеризуется повсеместным распространением вечной мерзлоты и резко континентальным климатом — факторами, которые по-прежнему оказывают сильное влияние на ее культурные особенности, хозяйственные и бытовые условия жизни.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подобно Дальней Сибири, Дальний Восток насыщен природными образами (вулканы и гейзеры Камчатки, женьшень, уссурийский тигр и уссурийская тайга). Другой образ, неразрывно связанный с Дальним Востоком, — край Русской земли, естественный восточный предел русского культурного пространства и ландшафта. Муссонный климат относится к важным природным индикаторам региона.

Модель описания культурно-географического региона и обеспечивающие понятия и термины. В отличие от физико- и экономико-географического исследования в культурно-географической разработке важен "человеческий фактор" и потому при описании культурно-географических регионов используются такие понятия, как образ региона, региональный ландшафт, региональный актор (деятель), региональное сообщество. Хотя описание культурно-географического региона носит образно-географический и историко-культурный характер, следует подчеркивать их связь с природными, хозяйственными и политическими особенностями страны.

Модель описания культурно-географического региона включает шесть основных позиций:

• образ и состав региона;

• природу и репрезентативные охраняемые природные территории;

• региональную геоисторию и изменение культурно-географического статуса региона;

• региональные акторы, выдающиеся уроженцы и деятели региона;

• региональное сообщество;

• наиболее значимые города и места региона.

1. Образ региона. Состав (по субъектам Федерации) и границы региона. Субрегионы. Под образом региона понимается система сте-

реотипных представлений о регионе, существующих в массовом сознании. Он может быть задан известной стихотворной строкой или строкой из песни, "крылатым выражением" и т.п. Рассматриваются все возможные типы региональных образов — природные, этнокультурные, событийно-исторические, символические.

Как мы уже указывали, основной операционной единицей с учетом задач разработки был принят субъект Федерации, поэтому состав региона представляет собой совокупность субъектов Федерации в пределах его границ. Сложные регионы делятся на субрегионы, которые различаются спецификой природных условий, исторических или культурных особенностей.

2. Природа и репрезентативные охраняемые природные территории региона. Предъявляется физико-географическое положение региона относительно крупных природных объектов, характеризуются наиболее значительные формы рельефа, реки и озера, приводится описание географических зон региона. Характеризуются свойства природы, связанные с особенностями традиционной региональной культуры.

Традиционная (региональная) культура базируется на традиционных для регионального сообщества занятиях — земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве, собирательстве; традиционная культура любого народа тесно связана с землей, природой; важно, что она является продуцентом основных национальных образов и символов.

Раздел завершается кратким описанием наиболее известных — знаковых — охраняемых природных территорий, заповедников и национальных парков, обладающих статусом Всемирного природного наследия, а также других охраняемых территорий, наиболее полно репрезентирующих природные особенности региона.

3. Региональная геоистория (по этапам формирования регионального культурного ландшафта) и изменение культурно-географического статуса региона от этапа к этапу. Данный раздел относится к наиболее значимым в культурно-географическом описании региона. Под региональной геоисторией понимается история региона, воплощенная в его культурном ландшафте. При этом ландшафт (региональный культурный ландшафт) представляет собой продукт взаимодействия региональной культуры и природы региона.

Этап геоистории региона соотносится с качественно новым состоянием регионального культурного ландшафта; оно связано с изменением культурно-географического статуса региона в стране и/или с хозяйственно-культурными сдвигами.

Культурный статус региона определяется положением региона в культурном пространстве страны. Культурный статус региона может быть задан такими геокультурными понятиями, как центр,

провинция, периферия, граница16, а также такими, как зарубежье и "земля незнаемая". Наиболее высоким статусом, как правило, обладают регионы, которые на рассматриваемом этапе геоистории относятся к центру и провинции, наиболее низким — регионы зарубежья и регионы — "белые пятна".

Таблица 2

Изменение культурного статуса региона в культурном пространстве страны (на примере Русского Севера)

^^^^ Века Этапы\^ геоистории региона У111—Х1 Х11—ХУ ХУ1—Х1Х ХХ—ХХ1

Культурный статус "Земля незнаемая" и зарубежье "Чудская" ресурсная периферия Русско-"чуд-ская" культурная провинция Русская культурная провинция

Название региона, отражающее изменение его культурного статуса Заволочье Заволочье Поморье Русский Север

На примере Русского Севера хорошо видно, как меняется культурный статус региона на разных этапах его геоистории, по мере его освоения русскими — от "земли незнаемой" и зарубежья к "пушной периферии", а затем и провинции (самоназвание помор как важный культурный индикатор появляется в начале XVI в.) (табл. 2). Показательной, отражающей изменение его культурного статуса в стране является смена названия региона — от новгородо-центричного Заволочья к москвоцентричному Поморью и Русскому Северу17.

4. Региональные акторы, выдающиеся уроженцы и деятели региона. Важным элементом описания культурно-географического региона выступает представление о региональном акторе. Региональный актор — выдающийся уроженец, чей образ неразрывно связан с регионом, или личность, чья деятельность оставила след в региональном культурном ландшафте или способствовала созданию нового образа региона. Например, с уроженцем Русского Севера М.В. Ломоносовым связан образ данного региона. В то же время имя Ломоносова широко представлено в региональном культурном ландшафте названиями селений, улиц, организаций, памятниками, музеями. Другой пример связан с деятельностью пред-

16 См.: Каганский В.Л. Указ. соч.

17 См.: Калуцков В.Н. Геоконцепты в географии // Культурная и гуманитарная география. 2012. Т. 1. № 1. С. 27—36.

принимателей Демидовых, которые буквально создали ландшафт и образ Урала.

5. Региональное сообщество. При описании регионального сообщества основное внимание уделяется вопросам названия и самоназвания регионального сообщества, региональной идентичности, характеристике региональных традиций, описанию типичных региональных этносов и конфессий.

6. Наиболее значимые города и места региона. В данном разделе характеризуются региональные столицы (исторические и современные), другие крупные и малые города. Из хозяйственных объектов внимание обращается на организации и предприятия, которые стали региональными символами (как Уралвагонзавод или Урал-маш), и на знаковые региональные промыслы (каслинское литье для Урала). Интересная тема — символические региональные памятники, отражающие этапы геоистории региона и представляющие основных региональных акторов. В заключение раздела дается описание важнейших объектов культурного наследия региона, имеющих статус Всемирного или национального наследия.

Заключение. Авторский вариант культурно-географического районирования страны использован для решения образовательных задач при чтении курса "География России" для регионоведов на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова. Такой подход при чтении географических курсов позволяет активно привлекать исторические материалы, материалы фольклора, литературы, живописи. В целом данный опыт можно считать удачным.

Список литературы

Веденин Ю.А. Опыт культурно-ландшафтного описания крупных регионов России // Культурный ландшафт как объект наследия. М.; СПб., 2004.

Загрязкина Т.Ю. Антропология пространства (на франкоязычном материале) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 4. Иванова А.А., Калуцков В.Н. Географические песни в традиционном

культурном ландшафте России. М., 2006. Каганский В.Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство: Сб. статей. М., 2001. Калуцков В.Н. Ландшафт в культурной географии. М., 2008. Калуцков В.Н. Этнокультурное ландшафтоведение: Учеб. пособие. М., 2011.

Калуцков В.Н. Геоконцепты в географии // Культурная и гуманитарная география. 2012. Т. 1. № 1.

Калуцков В.Н. О типах районов в культурной географии // Культурная и гуманитарная география. 2013. Т. 2. № 1.

Манаков А.Г. Геокультурное пространство северо-запада Русской равнины: динамика, структура, иерархия. Псков, 2002.

Манаков А.Г. Историко-культурное районирование России: некоторые вопросы методики // Историческая география: теория и практика. СПб., 2004.

Манаков А.Г. Структура культурного пространства России: подходы к делимитации // Псковский регионологический журнал. 2012. № 14.

Павловская А.В. Дороги России — судьба России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 3.

Павловский И.В. Время и пространство в европейской и русской картине мира // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 2.

Рагулина М.В. Культурная география: теория, методы, региональный синтез. Иркутск, 2004.

Рябов С.В. Здесь государевым "украинам было сбережение". Российское пограничье — особый объект культурного и природного наследия. М., 2007.

Стрелецкий В.Н. Сдвиги в этническом расселении в России в конце ХХ — начале XXI в. и их некоторые культурно-географические аспекты // Южно-Российский форум: экономика, социология, политология, социально-экономическая география. 2011. № 1.

Трепалов В.В. Волга-матушка = Ана Идель // Образы регионов в общественном сознании и культуре России (ХУИ—ХГХ вв.). Тула, 2011.

Туровский Р.Ф. Культурные ландшафты России. М., 1998.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.