Научная статья на тему 'Культурная жизнь Ставропольского края в период «Оттепели»'

Культурная жизнь Ставропольского края в период «Оттепели» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
867
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ / КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ РЕГИОНА / "ОТТЕПЕЛЬ"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зимонин Евгений Михайлович

Данная статья посвящена вопросам изучения культурной жизни Ставропольского края в период «Оттепели». Актуальность этой темы обусловлена необходимостью объективно проанализировать реальные процессы, происходившие здесь в области культуры, восполнить имеющиеся пробелы в изучении региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурная жизнь Ставропольского края в период «Оттепели»»

№ 1 (56), 2015 "Трибуна молодого ученого"

Трибуна молодого ученого

УДК 94(470.630)

Е. М. ЗИМОНИН,

аспирант Армавирской государственной педагогической академии

КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ В ПЕРИОД «ОТТЕПЕЛИ»

Данная статья посвящена вопросам изучения культурной жизни Ставропольского края в период «Оттепели». Актуальность этой темы обусловлена необходимостью объективно проанализировать реальные процессы, происходившие здесь в области культуры, восполнить имеющиеся пробелы в изучении региона. Ключевые слова: Ставропольский край, культурная жизнь региона, «оттепель».

UDK 94(470.630)

E. M. ZIMONIN,

post-graduate student of Armavir State Pedagogical Academy

CULTURAL LIFE OF THE STAVROPOL REGION DURING THE «THAW»

This article is devoted to the study of the cultural life of the Stavropol region during the «thaw». The relevance of the topic would objectively analyse actual processes in the field of culture, to fill the gaps in the region study. Key words: Stavropol Territory, cultural life of the region, «thaw».

5 марта 1953 г. умер И. В. Сталин, долгие годы стоявший во главе партии и советского государства. С его кончиной закончилась целая эпоха в жизни страны. Начался стихийный процесс так называемой десталинизации, который, однако, не означал ликвидации административно-командной системы, к чему общество еще не было готово. Речь шла лишь о радикальном смягчении наследия сталинского режима. Это был период, который определялся словом - «оттепель».

Война, прошедшая по территории Ставропольского края, затронула не только экономику, сельское хозяйство и промышленность, но и культуру.

Несмотря на дефицит местного бюджета, были изысканы средства на развитие науки, народного образования и учреждений культуры. Возобновили работу факультеты, закрытые в годы войны: к началу 50-х гг. в различных учебных заведениях получали образование уже 19,5 тыс. человек. Успешно распространялась киносеть: было сдано в эксплуатацию 6 кинотеатров на 1,5 тыс. мест и 10 летних киноплощадок на 4,4 тыс. мест. Восстанавливались учреждения культуры: в крае числилось 255 сельских клубов, 251 библиотека, 49 районных домов культуры, которые размещались, как правило, в зданиях бывших церквей [1].

Видимые успехи послевоенного восстановления народного хозяйства, к тому же изрядно преувеличенные официальной пропагандой, порождали у многих ставропольцев чувство гордости за свой край, уверенность в том, что жизнь будет

меняться в лучшую сторону.

В это время была проведена работа в области образования, школьного строительства. Расширялась сеть средних специальных учебных заведений, вузов и учреждений культуры. Большой вклад в развитие культуры, в духовную жизнь Ставропольского края вносили работники культуры, журналисты, писатели, артисты и художники. Их творческая деятельность на новом этапе подчинялась решению стоявших перед краем политических и хозяйственных задач: основными для них стали темы социалистического строительства и Великой Отечественной войны. Обличая пережитки прошлого, они славили нового человека, труд во славу Родины, новую жизнь, построенную на началах коммунистической морали. В 50-е годы в советскую литературу широким потоком вливается ленинская тема, значительное место она заняла и в творчестве писателей и поэтов Ставрополья.

Темы, которыми жили литераторы края, преобладали и в творческой деятельности коллективов драматических театров, всех работников искусства. Тон задавал коллектив Ставропольского краевого драматического театра, его репертуар был современным и актуальным для своего времени: прослеживались истоки героизма и мужества советского народа на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу, раскрывались «секреты» русского характера и его несгибаемости под тяжестью испытаний войны и послевоенного возрождения. Ставились спектакли «Первые радости» К. Федина, «Молодая гвардия»

"Культурная жизнь Юга России" № 1 (56), 2015

А. Фадеева, «За тех, кто в море» Б. Лавренева, «Обыкновенный человек» Л. Леонова. Отчетливо вырисовывалось обращение театра к современности, к вопросам героической борьбы народов за мир и независимость, к мирной жизни и проблемам послевоенного колхозного строительства.

Начало 50-х гг. было отмечено подъемом творческой деятельности краевого театра музыкальной комедии, который в 1947 году был переведен из Ставрополя в Пятигорск. В его репертуаре наряду с классическими опереттами шли советские музыкальные комедии «Свадьба в Малиновке», «Верный друг», «Морской узел», «Соловьиный сад».

Ведущую роль в музыкальной жизни Ставропольского края играл, как и в прежние годы, Кис-ловодский симфонический оркестр. На его концертах выступали известные в стране музыканты: С. Т. Рихтер, Э. Г. Гилельс, Л. Б. Коган, М. Г. Климов, композиторы Р. М. Глиэр, В. Е. Баснер и А. Н. Хачатурян, Д. Б. Кабалевский и Д. Д. Шостакович. Театры и краевая филармония играли важную роль в духовном обогащении трудящихся. Они давали в год более 1250 спектаклей и около 1500 концертов, которые посещали более миллиона зрителей.

В городах стали популярными праздники песни, собиравшие многочисленные аудитории. Создавались ансамбли песни и танца, среди которых выделялся эстрадный ансамбль «Эльбрус», широко использовавший в своем репертуаре народные песни и танцы различных этносов, музыку современных советских композиторов.

Новые страницы в историю культуры вписали ставропольские художники. В произведениях, показанных на выставках 50-х - 60-х годов, нашли свое отражение темы современности и революционного прошлого края. Художники в своем творчестве следовали девизу: «Делами земляков множатся успехи всей страны». Среди работ той поры были картины «Хлеб государству» Б. Н. Бессонова, «В полдень. Доярки», «Раздолье», «Окончена служба» Л. Ф. Попан-допуло, «Сталевары. После смены» К. Г. Казанчана и другие. К 1960 году художники Ставрополья представляли собой отряд, который мог решить сложные задачи художественного выражения жизни и своего времени. Было создано краевое отделение Союза художников РСФСР, в котором состояло 30 человек, и отделение художественного фонда СССР [2].

Наряду с творческими союзами, театральными и хоровыми коллективами, народными ансамблями в удовлетворении духовных запросов трудящихся важную роль играли учреждения культуры -кинотеатры, дворцы культуры, клубы, библиотеки, а также средства массовой информации.

Продолжало возрастать значение кино как одного из незаменимых средств воспитания нового человека, патриота и гражданина: художественные, документальные, научно-популярные и видовые фильмы, произведения киноискусства о революции, гражданской и Великой Отечественной войнах

оказывали огромное влияние на сознание людей, что особенно важно, учитывая огромное количество зрителей. Деятельность кинотеатров не ограничивалась демонстрацией кинофильмов, они пропагандировали также сельскохозяйственные знания, технические, медицинские и другие, проводили кинофестивали научных и документальных фильмов.

Давало возможность воздействовать на умы людей и распространение телевидения. В 1958 году был сдан в эксплуатацию Пятигорский телецентр, что значительно расширило возможности использования такого важного источника информации и эффективного средства воспитания, каким являлось телевидение. Завершилась сплошная радиофикация края, действовало более 400 тысяч радиоточек.

Одновременно в городах и сельских районах осуществлялись меры по расширению сети культурно-просветительских учреждений и улучшению их деятельности. В середине 50-х годов в Ставропольском крае работало 245 колхозных и 140 профсоюзных клубов, а к началу 60-х гг. в городах и селах насчитывалось уже 1041 клубное учреждение (против 950 в 1945 году) и 1141 массовая библиотека с числом книг 7173,3 тысячи экземпляров [3]. При этом клубы были учреждениями нового типа: как правило, хорошо благоустроенными, с большими зрительными залами, комнатами для кружковой и массовой работы. Совершенствовалась и работа клубных учреждений: развивалась художественная самодеятельность, увеличилось количество кружков, значительно расширилась сеть лекториев, университетов культуры.

Несомненный интерес представляют данные, которые характеризовали работу библиотек: выросла библиотечная сеть, увеличился книжный фонд, а проводимые здесь лекции, читательские конференции, обзоры литературы на сельскохозяйственные, технические и другие темы стали постоянными формами пропаганды образования.

Большую культурно-просветительскую работу продолжали вести музеи края: самый крупный в крае Ставропольский краеведческий музей, имеющий более 30 тысяч экспонатов, «Домик Лермонтова» с 3700 экспонатами, краеведческий музей в Пятигорске - проводили более 4000 экскурсий в год.

Развивались периодическая печать и книжное дело: в начале 60-х годов в Ставрополье издавались 3 краевые, 5 областных и 24 районные газеты, разовый тираж которых составлял 240 тысяч экземпляров [4]. Жители края получали сотни тысяч экземпляров центральных газет, журналов и других периодических изданий, а книжное издательство выпускало в год свыше 250 книг и брошюр тиражом более 1,5 млн экземпляров [5].

Опираясь на разветвленную сеть культурно-просветительских учреждений, которые действовали на всех крупных предприятиях, в каждом населенном пункте, и используя возросшие возможности средств массовой информации (радио, газеты,

№ 1 (56), 2015

на молодого ученого"

- 89

журналы и т.д.), партийные и общественные организации поднимали уровень воспитательной работы в трудовых коллективах, общественную активность трудящихся края. Это было также хорошим средством для идеологической «обработки» населения, внедрения чувства уверенности у людей в правильности выбранного социалистического пути, руководящей роли Коммунистической партии.

Таким образом, период «оттепели» оказался непростым для культурной жизни края: шла работа по восстановлению образования, библиотек, клубов, по развитию искусства, издательской деятельности. В результате были сделаны шаги по возрождению культуры не только на Ставрополье, но и во всей стране. И хотя идеологический контроль все еще имел место, успехи, достигнутые в те годы в крае, можно назвать довольно значительными.

Литература

1. Кругов А. И. Ставропольский край в истории России. Ставрополь, 2001. С. 298-300.

2. Коробейников А. А., Дорохин Н. Т., Кочура Д. В. Очерки истории Ставропольского края: с 1917 до наших дней: в 2 т. Т. 2. Ставрополь, 1986. С. 364.

3. Краснов Г. Д. Ставрополье за 40 лет Советской власти (материалы по изучению Ставропольского края). Ставрополь, 1957. С. 156-160.

4. Краснов Г. Д. Ставрополье за 40 лет Советской власти ... С. 256.

5. Коробейников А. А., Дорохин Н. Т., Кочура Д. В. Очерки истории Ставропольского края ... С. 360.

References

1. Krugow A. I. Stavropol'skiy kray v istoriy Rossiy [Stavropol territory in the history of Russia]. Stavropol', 2001. S. 298-300.

2. Korobeinikow A. A., Dorokhin N. T., Kochura D. V. Ocherky istoriy Stavropol'skogo kraya: s 1917 do nashih dney [Descriptions of the history of the Stavropol territory: from 1917 to the present]. T. 2. Stavropol', 1986. S. 364.

3. Krasnov G. D. Stavropol'e za 40 let Sovietskoy vlasty (materialy po izucheniyu Stavropol'skogo kraya) [Stavropol'e for 40 years of the Soviet regime (materials on the study of the Stavropol territory)]. Stavropol', 1957. S. 156-160.

4. Krasnov G. D. Stavropol'e za 40 let Sovietskoy vlas-ty ... S. 256

5. Korobeinikow A. A., Dorokhin N. T., Kochura D. V. Ocherky istoriy Stavropol'skogo kraya: s 1917 do nashih dney ... S. 360.

УДК 82-94:329

А. В. ОСМАЧКИН,

аспирант Армавирской государственной педагогической академии

ТРАНСЛЯЦИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рассмотрены отдельные аспекты пропаганды партийных установок с помощью произведений художественной литературы в послевоенный период. Особое внимание уделено анализу основных черт характера литературных героев, считавшихся образцом для подражания, и их антиподов. Ключевые слова: художественная литература, идеология, политическая пропаганда.

UDK 82-94:329

A. V. OSMACHKIN,

post-graduate student of Armavir State Pedagogical Academy

BROADCAST THE COMMUNIST IDEOLOGY BY MEANS OF FICTION

Reviewed some aspects of party propaganda installations using fiction in the post-war period. Special attention is paid to the analysis of the main traits of literary heroes, described as a role model, and their antipodes. Key words: fiction, ideology, political propaganda.

Проблема взаимодействия власти и деятелей художественной культуры в сфере организации пропагандистской деятельности довольно слабо изучена: в советской историографии рассматривалась фрагментарно, в работах В. П. Кабанова,

посвященных идеологической деятельности КПСС [1]. В современной историографии в диссертационных исследованиях Н. В. Романовой [2] и Р. Ю. Лысенко [3] рассматривается культурная политика власти и ее влияние на население.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.