Научная статья на тему 'Культурная жизнь г. Кызыл - столицы тувинской автономной области'

Культурная жизнь г. Кызыл - столицы тувинской автономной области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
626
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КЫЗЫЛ / КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЕЙ / БИБЛИОТЕКА / ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Доржу Зоя Юрьевна, Ширап Регина Олеговна

Статья посвящена истории культурно-просветительских учреждений г. Кызыла в период коренных преобразований в жизни тувинского народа, связанных с вступлением Тувы в состав СССР. Рассмотрены процессы становления системы образования, библиотечного и музейного дела и театра. Актуальность выбранной темы обусловливается слабой изученностью истории культурной жизни Кызыла в период Тувинской автономной области, введением в научный оборот новых источников материалов периодической печати и документов Государственного архива Республики Тыва. Культурная жизнь г. Кызыла в 1944-1961 гг. развивалась ускоренными темпами. Главные задачи властей состояли в искоренении пережитков прошлого посредством организации нового вида досуга, приобщении тувинцев к идеалам советского образа жизни. Особенно активно развивалась система образования. За короткие сроки выросла численность образовательных учреждений, велась работа по ликвидации безграмотности не только среди детей, но и взрослого населения. Горожане стали посещать библиотеки, музейные выставки, театральные постановки. Важным событием в культурной жизни не только Кызыла, но и всей области стало зарождение тувинской национальной литературы и изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural Life of Kyzyl - the Capital of the Tuvan Autonomous Oblast (1944-1961)

The article deals with the history of cultural and educational institutions of Kyzyl in the period of radical transformations experienced by the Tuvan people and associated with Tuva’s incorporation into the USSR. The study is relevant due to the fact the culture of Kyzyl during the Tuvan Autonomous Oblast period (1944-1961) has not been subject to any special historical research. It is noteworthy that in recent years there is growing public interest towards the regional history, life of ordinary citizens and their everyday activities. Those were local periodicals which had most fully and consistently reflected all aspects of Kyzyl’s life that served as the main sources for the paper. The article introduces into scientific discourse a number of materials from the State Archive of the Tuva Republic, including protocols of meetings of the City Executive Committee. The 19441961 cultural life of Kyzyl was developing at an accelerated pace. The main objectives of the authorities were to eradicate vestiges of the past and introduce new types of leisure activities aimed to acquaint the Tuvinians with the ideals of the Soviet way of life. The most important innovations and qualitative changes within the Tuvan traditional society were introduced in the sphere of public education resulting in a significant rise in educational level. Due to the rapid growth in the number of literate people that in the early years of the Soviet rule had been provided only with elementary education, there was increase in the number of secondary schools. In the 1950s, there were established the first colleges medical, pedagogical, agricultural ones. In 1952, the Teachers’ Institute was opened in Kyzyl; this marked the beginning of higher education in the region. An important role in the organization of the leisure-time system was played by the museum. One could learn there not only about the natural resources of the region but also about the socio-economic and political history of Tuva. As townspeople grew to like visiting the library, a culture of reading was created. Socio-political and classical literature was especially popular. The library also organized exhibitions, lectures and conferences celebrating important historical events. Tuvan national literature and painting stem from the same the period. The fashion of Tuvan young writers and artists’ works was set and predetermined by the state ideology.

Текст научной работы на тему «Культурная жизнь г. Кызыл - столицы тувинской автономной области»

Copyright © 2016 by the Kalmyk Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

Published in the Russian Federation

Bulletin of the Kalmyk Institute for Humanities

of the Russian Academy of Sciences

Has been issued since 2008

ISSN: 2075-7794; E-ISSN: 2410-7670

Vol. 27, Is. 5, pp. 127-136, 2016

DOI 10.22162/2075-7794-2016-27-5-127-136

Journal homepage: http://kigiran.com/pubs/vestniknik

UDC 94

Cultural Life of Kyzyl — the Capital of the Tuvan Autonomous Oblast

Zoya U. Dorzhu 1, Regina O. Shirap 2

1 Ph.D. in History (Doct. of Historical Sc.), Professor, Department of Russian History, Tuvan State University (Kyzyl, Russian Federation) E-mail: [email protected].

2 Postgraduate Student, Department of Russian History, Tuvan State University (Kyzyl, Russian Federation) Email: [email protected].

Abstract

The article deals with the history of cultural and educational institutions of Kyzyl in the period of radical transformations experienced by the Tuvan people and associated with Tuva's incorporation into the USSR. The study is relevant due to the fact the culture of Kyzyl during the Tuvan Autonomous Oblast period (1944-1961) has not been subject to any special historical research. It is noteworthy that in recent years there is growing public interest towards the regional history, life of ordinary citizens and their everyday activities. Those were local periodicals which had most fully and consistently reflected all aspects of Kyzyl's life that served as the main sources for the paper. The article introduces into scientific discourse a number of materials from the State Archive of the Tuva Republic, including protocols of meetings of the City Executive Committee.

The 19441961 cultural life of Kyzyl was developing at an accelerated pace. The main objectives of the authorities were to eradicate vestiges of the past and introduce new types of leisure activities aimed to acquaint the Tuvinians with the ideals of the Soviet way of life.

The most important innovations and qualitative changes within the Tuvan traditional society were introduced in the sphere of public education resulting in a significant rise in educational level. Due to the rapid growth in the number of literate people that in the early years of the Soviet rule had been provided only with elementary education, there was increase in the number of secondary schools. In the 1950s, there were established the first colleges — medical, pedagogical, agricultural ones. In 1952, the Teachers' Institute was opened in Kyzyl; this marked the beginning of higher education in the region.

An important role in the organization of the leisure-time system was played by the museum. One could learn there not only about the natural resources of the region but also about the socio-economic and political history of Tuva.

As townspeople grew to like visiting the library, a culture of reading was created. Socio-political and classical literature was especially popular. The library also organized exhibitions, lectures and conferences celebrating important historical events.

Tuvan national literature and painting stem from the same the period. The fashion of Tuvan young writers and artists' works was set and predetermined by the state ideology.

Keywords: culture, Kyzyl, cultural life, educational system, museum, library, theatre.

(1944-1961)

11 октября 1944 г. Тува вошла в состав СССР на правах автономной области РСФСР, что стало мощной предпосылкой для бурного роста и развития всей Тувы и ее столицы — Кызыла. В первые советские годы в Туве началась так называемая эпоха культурной революции, направленная на ликвидацию безграмотности и повышение культурного уровня населения1. С течением времени новой власти удалось занять прочные позиции в Тувинской автономной области, что способствовало переходу от принятия временных мер к систематизированной и продуманной политике. Процесс культурных преобразований приобрел более организованные формы.

Целью настоящего исследования является анализ культурной жизни Кызыла в период коренных изменений, связанных с вхождением Тувы в братство советских республик. Для более четкого понимания особенностей рассматриваемого периода необходимо дать характеристику области и ее столицы. Тувинская автономная область включала в себя 5 городов, 15 районов, 108 сел. По данным переписи, в области на январь 1944 г. проживало 95 025 чел., областной центр насчитывал 6 047 чел. Однако сразу же после вхождения Тувы в состав СССР стало увеличиваться количество различных культурно-просветительских учреждений, предприятий народного хозяйства, что привело к незамедлительному росту численности горожан. Так, в ноябре 1944 г. население Кызыла увеличилось до 9 300 чел., т. е. более чем на 50 % примерно за 10 месяцев. Данная тенденция сохранялась на протяжении ряда лет, вплоть до конца рассматриваемого периода. Согласно данным переписи населения, общая численность населения в Кызыле в 1956 г. составляла 32 тыс. чел., к концу 1959 г. эта цифра увеличилась до 34 тыс. чел. [ГА РТ. Ф. 359. Оп. 1. Д. 12. Л. 109].

Рассматривать Кызыл в первые годы новой власти как типичный советский город не представляется возможным, поскольку необходимо учитывать особенности, ха-

1 Под культурной революцией в Советской России и СССР принято понимать процесс духовного преобразования общества, формирования нового человека, приобщения населения к достижениям культуры. Этот процесс являлся важнейшей частью социалистического строительства в целом (см. [Арнольдов 1973: 597598]).

рактерные для тувинского общества, сохранявшего на тот момент традиционное сознание и мировоззрение. Именно в этих условиях приобщение тувинского общества к ценностным ориентирам советов являлось приоритетным направлением для властей. В задачи культурно-просветительских учреждений советской власти входило изменение ментальности тувинцев, убеждение в правильности выбора социалистического пути развития [Доржу 2015]. Появились первые в Туве культурные учреждения (библиотека, музей, театр, парк, кинотеатр), которые посредством своей деятельности должны были способствовать формированию нового тувинского общества с советскими поведенческими установками, новым художественным вкусом, искоренив пережитки прошлого, поскольку те могли стать преградой для введения новшеств.

Местная периодическая печать наиболее последовательно отражала все процессы, протекавшие в том или ином населенном пункте, и поэтому может быть использована как наиболее удобный и доступный источник для изучения различных аспектов общественной жизни города или региона, в том числе и культурной жизни. С 1930 г. начала выходить газета «Тувинская правда». Важно отметить, что до этого существовал ее аналог «Тувигийн унэн» на монгольском языке. В середине 1940-х гг. газета выходила 3 раза в неделю, однако в конце 1940-х — начале 1960-х гг. она стала выходить чаще — каждый день или через день. «Тувинская правда» являлась органом Тувинского обкома и Кызыльского горкома ВКП(б), областного и городского советов депутатов трудящихся. Часто на первой странице можно было увидеть рубрику «По нашей области», которая информировала читателей о событиях в регионе.

Культурную жизнь области освещала специальная рубрика «Хроника культурной жизни», рассказывавшая о предстоящих мероприятиях в этой сфере — гастролях тувинского музыкально-драматического театра в районные центры; концертах; демонстрации новых кинолент в кинотеатрах; выставках краеведческого музея; мероприятиях городского парка и многих других учреждений Кызыла и области. Редакция газеты старалась поддерживать контакты со своими читателями, о чем свидетельствует наличие постоянных рубрик, таких, как «Письмо в редакцию», «Письма трудящих-

ся», «По следам наших выступлений», «По следам неопубликованных писем». Если в первых двух случаях речь шла об обращении жителей области в редакцию с различными предложениями, жалобами или благодарностью, то две последние были официальным ответом со стороны редакции или других организаций на эти письма. Рубрика «По следам неопубликованных писем» касалась обращений граждан, факты из которых подтверждались редакцией в ходе проверки. Этот механизм работал на протяжении всего изучаемого периода, что говорит об эффективности газеты как посредника между гражданами и официальными учреждениями. «Тувинская правда» часто публиковала обращения жителей, критические статьи своих корреспондентов о функционировании каких-либо культурных учреждений (музеев, городского парка, кинотеатра, библиотеки и т. д.), частыми были жалобы на систему общественного питания, розничной торговли и многое другое. В рубрике «По следам наших выступлений» публиковались ответы на письма с критикой. Важно отметить, что за рассматриваемый период нами не встречено ни одного ответа, где бы факты, изложенные в письме, не подтвердились. Сообщалось о достоверности сведений, обсуждении письма на собрании коллектива и мерах, принятых для решения данной проблемы.

Таким образом, можно утверждать, что газета «Тувинская правда» является наиболее подходящим источником для изучения культурной жизни города Кызыла в 19441961 гг., поскольку она наиболее полно и всесторонне отражала все аспекты городских событий.

Как известно, просвещение получило активное развитие в Туве во второй четверти XX в. В 1930-е гг. первые шаги делало народное образование, которое на тот момент было только начальным. В 1940 г. советские власти построили в Кызыле трехэтажное здание, где была открыта первая семилетняя школа, и уже в апреле 1944 г. она получила статус средней школы.

Об успехах народного образования красноречиво говорят следующие факты: в 1936 г. в Туве насчитывалось всего 17 школ, в 1939 г. количество школ возросло почти в 4 раза и уже в 1946 г. в области насчитывалось 122 тувинские и русские школы. В 1958 г. в столице области насчитывалось 11 школ разного типа (начальные, семилетние

и средние): 10 из них были русскими и только средняя школа № 2 была тувинской [ГА РТ. Ф. 299. Оп. 1. Д. 90. Л. 1].

Как видно из архивных источников, одной из проблем системы образования города, требовавших скорейшего решения, было плохое материальное обеспечение учителей. Об этом в 1946 г. сообщала Кызыльскому исполнительному комитету депутатов трудящихся заведующая городским отделом народного образования Фролкова [ГА РТ. Ф. 37. Оп. 1. Д. 1. Л. 419]. По ее словам, многие учителя не были обеспечены жильем, несмотря на низкий уровень их дохода. Обслуживание в учительской столовой было организовано плохо. Для улучшения этой ситуации исполком городского совета обязал службы городского коммунального хозяйства передать в распоряжение отдела образования 3 квартиры, руководителям торгующих предприятий было поручено принять меры для устранения выявленных недостатков. Докладчику Фролковой было вверено силами своих подчиненных провести ремонтные работы в квартирах учителей и помочь в приобретении крупного и мелкого рогатого скота, птицы [ГА РТ. Ф. 37. Оп. 1. Д. 1. Л. 420].

До введения в эксплуатацию новых зданий школ остро стояла проблема переполненности классов. Так, в 1947 г. в Кызыльской школе № 1 количество учащихся в классе достигало 60 чел., что существенно затрудняло проведение уроков [ГА РТ. Ф. 37. Оп. 1. Д. 4. Л. 23]. Решение данной проблемы стало возможным с окончанием строительства в 1948 г. еще двух средних школ на окраинах Кызыла. Каждая из новых школ была рассчитана на 124 учащихся [Строительство новых школ 1948: 3]. Таким образом, в 1948 г. в городе функционировали уже три средние школы. Тогда же в Кызыле, как и в ряде районов области, было введено обязательное всеобщее обучение. Перепись детей школьного возраста 7-15 лет показала, что в 1948-1949 учебном году только в трех средних школах города стали обучаться свыше 2 600 учеников [Шефство над школами Кызыла 1948: 1].

Для городских властей по-прежнему острым оставался вопрос ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения. Исполнительный комитет городского совета в марте 1953 г. отмечал, что городской отдел народного образования ослабил работу в этом направ-

лении. По словам председателя городского исполнительного комитета П. Долгих, некоторые городские школы за 1952 г. не обучили грамоте ни одного взрослого человека. Из 9 000 руб., отпущенных на реализацию этой программы, было использовано только 10 %. Для решения данной проблемы отдел образования обязал провести учет неграмотных и малограмотных среди взрослого населения от 14 до 50 лет к 5 марта 1953 г. Предусматривалось организовать с 10 марта групповое и индивидуальное обучение, а также обязать руководителей организаций и учреждений создать все необходимые условия для проведения кружков ликбеза. Городской отдел народного образования и школы Кызыла должны были регулярно отчитываться о реализации этого проекта [ГА РТ. Ф. 37. Оп. 1. Д. 39. Л. 118].

В первой четверти XX в. преподавательские кадры для области готовились за пределами Тувы. В столице соседнего региона — Абакане — при Учительском институте было создано тувинское отделение, так как в области актуальным был вопрос подготовки учительских кадров. В 1940-ые гг. в Туве учителей с высшим образованием среди тувинцев было всего 3 человека. Ситуация с учительскими кадрами несколько изменилась с открытием в 1945 г. в Кызыле педагогического училища [Корнев 1945: 3]. В газете было объявлено о наборе учащихся в данное учебное заведение на первый и подготовительный курсы в 1948-1949 учебном году [Кызыльское педагогическое училище 1948: 1].

На первый курс педагогического училища принимались абитуриенты 14-25 лет, окончившие семилетнюю школу. В подготовительный класс, открытый для поступающих в педагогическое училище, могли поступать люди такого же возраста, имевшие образование не ниже шести классов. Важно отметить, что в подготовительный класс принимались только дети тувинских аратов и колхозников, причем без испытаний. К тому же у таких абитуриентов имелись значительные льготы при поступлении: они обеспечивались общежитием и полным государственным содержанием, в то время как русские учащиеся получали только стипендию. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что власти уделяли особое внимание формированию квалифицированных кадров из числа коренного населения путем предоставления им различных льгот.

В 1952 г. открылся Кызыльский учительский институт, который стал первым высшим учебным заведением в области. Там были созданы партийная, комсомольская и профсоюзная организации, которые оказывали значительную поддержку администрации в укреплении дисциплины, повышении качества учебно-воспитательной работы и организации досуга студентов. В первый же год Учительский институт принял 100 студентов за счет учащихся, окончивших 10 класс в 1952 г., и учителей, работавших в школах области, но без специального образования [ГА РТ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 543. Л. 168].

Таким образом, в сфере образования за столь короткие сроки были достигнуты значительные результаты. Политика властей в сфере образования совпадала с общесоюзной. В Туве, как и в других национальных регионах, активно строились школы, увеличивались показатели грамотности населения [Сартикова 2013: 69-72]. Помимо средних школ, открывались и средние специальные учебные заведения, которые обеспечивали квалифицированными кадрами всю область. Так, в 1961 г. в Кызыле насчитывались шесть средних и одно высшее учебное заведение, в которых обучались 1 962 студента, из них представители коренной национальности составляли 1 254 чел. [ГА РТ. Ф. 359. Оп. 1. Д. 6. Л. 134]. Это можно объяснить стремлением властей сформировать интеллигенцию из числа тувинцев.

Еще одним примером успеха в научно-культурной сфере явилось открытие в Кызыле 1 октября 1945 г. Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории (ТНИИЯЛИ). О жизни и научной деятельности этого института рассказывал заместитель директора по научной части кандидат исторических наук Х. Сейфулин [Сейфулин 1946: 2]. В институте активно велись исследования в области гуманитарных наук, с привлечением научных работников ТНИИЯЛИ стало возможно обеспечение учащихся и учителей необходимыми пособиями по основным предметам школьного образования. Одновременно сотрудники института развернули интенсивный сбор материалов по фольклору, истории и этнографии тувинцев.

Ведущим культурно-просветительским учреждением Тувы стал краеведческий музей. Он был открыт в 1930 г. при поддержке Советского Союза, Всесоюзного общества

культурных связей за границей, ведущих музеев страны, которые выделили для Тувы различные коллекции, скульптуры, репродукции русских и зарубежных художников. Так, к началу 1940-х гг. из небольшого краеведческого кабинета вырос полноценный краеведческий музей. После вхождения Тувинской Народной Республики в состав СССР в октябре 1944 г. областному музею отводилось видное место в организации научно-исследовательской работы и сборе краеведческих материалов. Указом Президиума Малого Хурала трудящихся 26 марта 1946 г. Государственному музею было присвоено имя Алдан-Маадыр в честь 60-ти богатырей, восставших против феодального гнета в 1883-1885 гг. В постановлении бюро обкома партии «О работе краеведческого музея» (1947) ставилась задача «при подборе и оформлении экспонатов полнее раскрывать достижения Советской Тувы, заботу Коммунистической партии о народном хозяйстве и культуры» [80 лет... 2009: 8].

В 1950 г. в областном музее начал трудовую деятельность выпускник МГУ имени М. В. Ломоносова С. И. Вайнштейн, внесший большой вклад в развитие музейного дела. Его перу принадлежит статья «По залам областного краеведческого музея» [Вайнштейн 1951], где он сообщал об открытии музея после коренной перестройки экспозиции в соответствии с историческими постановлениями ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам в 1951 г. [Вайнштейн 1951: 3]. Два первых зала знакомили посетителей с флорой и фауной области; в отделе истории было отражено поэтапное развитие Тувы; самым большим в музее был зал социалистического строительства. С. И. Вайнштейн придавал большое значение активной экспедиционной деятельности музея, поскольку результатом такой работы являлось заметное пополнение коллекций музея. Так, в 1953 г. научными сотрудниками музея из Барун-Хемсчикского района были доставлены два каменных изваяния У11-У111 вв. н. э., представлявшие собой схематично выполненные мужские фигуры представителей тюркской знати. Предполагалось, что эти скульптуры являлись частью большого погребального комплекса [Экспозиции музея 1952: 3].

Важным событием в жизни тогдашнего Кызыла стало 10-летие вхождения Тувы в состав Советского Союза, которое отмеча-

лось в 1954 г. В связи с этой знаменательной датой во всех отделах музея были обновлены экспозиции.

Таким образом, можно говорить о том, что к середине 50-х гг. XX в. Тувинский областной музей утвердился как музей комплексного профиля, собрания которого отражали все стороны развития области: от ее природных характеристик до социалистического строительства в молодом регионе Союза.

В сентябре 1931 г. в Кызыле открылась первая городская библиотека, которая была преобразована в Тувинскую областную библиотеку. В середине 40-х гг. XX в. ее фонд насчитывал более 30 тыс. экземпляров научной и технической литературы; услугами библиотеки пользовались более 1 000 постоянных читателей [Данилова 1948: 4]. Она пользовалась большой популярностью среди населения. Учителя школ регулярно посещали библиотеку, чтобы ознакомиться с методическими пособиями, рабочие ходили туда за книгами, способствовавшими повышению квалификации, учащиеся — за учебниками, врачи — за новинками медицинской литературы. Увеличился спрос на художественную и общественно-политическую литературу. Так, читателям были доступны труды К. Маркса и Ф. Энгельса, В. И. Ленина и И. В. Сталина, сочинения Н. Г. Чернышевского, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, а также труды по истории русского революционного движения, философии и экономики. Кроме того, в фондах библиотеки имелись собрания русских классиков и произведения советских писателей [В библиотеке им. А. С. Пушкина 1947:2].

Библиотеке была предоставлена возможность получать книги по межбиблиотечному абонементу из Москвы и Ленинграда. Однако, по словам К. Даниловой, это право абсолютно не пользовалось популярностью среди читателей, к примеру, за 1948 г. поступил всего один заказ. Сотрудники библиотеки совместно с партийными и общественными организациями, редакцией газеты «Тувинская правда» принимали активное участие в организации лекций, читательских конференций, литературных вечеров, встреч с поэтами и писателями. Так, в 1948 г. было организовано 2 литературных вечера, 4 конференции, 7 лекций на различные темы [ГА РТ. Ф. 30. Оп. 1. Д. 2. Л. 17]. Из годовых отчетов последующих лет вид-

но, что эта тенденция сохранялась на протяжении всего рассматриваемого периода. Кроме того, в летний период в парке культуры и отдыха им. Гастелло функционировал филиал читального зала библиотеки, где имелись новые книги, газеты и журналы, организовывались книжные выставки, читались лекции. Таким образом, библиотека играла важную роль общественного «места», обеспечивавшего всем горожанам доступ к знаниям и культуре.

В середине XX в. начался процесс зарождения тувинской национальной литературы и изобразительного искусства, который нашел отражение на страницах газеты «Тувинская правда». Из нее мы узнаем о первой «Литературной среде», состоявшейся в редакции газеты «Молодежь Тувы» [Межова 1947: 4]. Мероприятие прошло на высоком уровне. Были приглашены депутат Верховного Совета СССР, директор научно-исследовательского института, поэт Л. Б. Чадамба, кандидат филологических наук, тувиновед А. Пальмбах, председатель тувинского отделения Союза писателей С. Саган-оол, молодой поэт О. Сувакпит, стахановцы с предприятий. На вечере выступил Л. Б. Чадамба, рассказавший о своей поездке в Москву, где состоялась встреча с югославскими писателями, о работе советских писателей и поэтов в Москве. Олег Сувакпит прочитал свои последние стихи «Гордость», «Саянский хребет» и др. Председатель тувинского отделения Союза писателей С. Саган-оол призвал начинающих писателей и поэтов больше работать над своими произведениями, а также обратился к читателям газеты с просьбой активно сотрудничать с ней.

Следующая «Литературная среда» была посвящена встрече с заместителем директора научно-исследовательского института Х. Сейфулиным, на которой он рассказал о своей работе над «Историей Тувы» и научной жизни Кызыла.

В июле 1948 г. на секции тувинской литературы Союза советских писателей состоялось обсуждение отчета писателя Н. Ги-льярди и поэта М. Скуратова об их поездке в Туву. Сообщается, что рассказ Н. Гильяр-ди «По аратскому делу» был подвержен критике и признан ошибочным. Однако о конкретных недостатках не сообщается. На заседании в очередной раз было высказано пожелание оказывать больше творческой помощи тувинским писателям, а именно:

улучшить работу по переводу на русский язык стихов, повестей и рассказов тувинских писателей.

Интересно, что 4 июля 1948 г. по московскому радио передавали рассказ тувинского писателя О. Саган-оола «Пути дружбы», который был посвящен дружбе русской девушки-врача, приехавшей на работу в молодую советскую область, с юношей-тувинцем [Передача рассказа О. Саган-оола по московскому радио 1948: 3]. Это было важным явлением в культурной жизни тувинского общества, поскольку такие передачи знакомили широкие массы с современной тувинской литературой. Кроме того, обретали популярность и рассказы для детей, посвященные дружбе между русскими и тувинскими детьми.

К 27-й годовщине народной национально-освободительной революции в Туве тувинское отделение Союза советских писателей подготовило к изданию литературно-художественный альманах на русском языке «Улуг-Хем». В альманахе были напечатаны рассказы, очерки, стихи, посвященные новой советской Туве.

Не оставались без внимания и юбилейные даты, связанные с классиками русской литературы. Так, 10 февраля 1947 г. отмечалось 110-летие со дня смерти А. С. Пушкина. В ознаменование этой годовщины коллективы типографии и редакций областных газет провели художественно-литературный вечер, посвященный его памяти [Арсе-ньев 1947: 2]. С докладом о его жизни выступила корреспондент газеты «Тувинская правда» В. Межова, также были прочитаны произведения поэта.

Широко отмечалось в Кызыле и 125-летие со дня рождения А. Н. Островского. Областная библиотека организовала выставку, посвященную литературной деятельности А. Н. Островского, где были представлены многочисленные издания произведений писателя и иллюстрации к ним.

В рассматриваемый период первые шаги делала тувинская национальная литература, происходило приобщение тувинского общества к русскому литературному наследию посредством проведения мероприятий, посвященных писателям и поэтам. Появились новые произведения, освещавшие повседневную жизнь новой советской Тувы, дружбу между русским и тувинским народами.

В Туве получило развитие и изобразительное искусство. Организовывались различные выставки молодых художников, которые широко освещались местной прессой. Так, мы узнаем, что в конце марта 1947 г. художники области показали свои последние работы [Лебедев 1947: 2]. В малом зале Дома культуры им. Сталина было экспонировано около 120 картин, этюдов и рисунков. Привлекали внимание композиционные пейзажи художника В. Демина, фигуры аратов для картины «Хурал в сумо-не», над которой художник работал больше года. Были отмечены большие и красочные этюды Н. Рушева «Гулянье в день выборов», «Строят школу», «Концерт в поле», «Начало восстания» и другие его работы. Художник С. Ланзы показал оригинальные наброски композиции «Восстание 60-ти богатырей», «Депутат Верховного Совета СССР Салчак Тока среди аратов» и другие.

Художники Г. Суздальцева и А. Комзо-лов отчитались о своей творческой осенней командировке картиной «Пейзажи Пий-Хемского района». Художники также представили интересные натюрморты с изображением тувинских бытовых вещей — результат коллективных студийных занятий в краеведческом музее зимой 1947 г. Эта выставка была задумана как предварительный общественный просмотр творческой подготовки областных художников к юбилейным художественным выставкам в Кызыле, Новосибирске и Москве.

В начале апреля после закрытия выставки состоялась встреча художников с общественностью города, писателями, артистами, сотрудниками института истории, областного музея, представителями печати. Выступавший в заключение заместитель секретаря обкома ВКП(б) по пропаганде П. М. Горелов поставил перед художниками конкретную задачу — успешно завершить свои творческие замыслы и ярче показать художественные образы новой Тувы на республиканской выставке в Москве, посвященной 30-й годовщине Октябрьской революции.

По приглашению Красноярского отделения Союза советских художников тувинские мастера впервые приняли участие в краевой художественной выставке, которая была приурочена к празднованию 100-летия со дня рождения великого русского художника В. И. Сурикова [Васильев 1948: 3]. На творческом отчете в присутствии ведущих

художников Красноярского края и представителей общественности произведения тувинских художников получили высокую оценку и признание. Большинство работ было отобрано на выставку, а художники В. Ф. Демин и Н. К. Рушев были приняты в члены Красноярского отделения Союза советских художников.

Таким образом, главная задача художников Советской Тувы в середине XX в. заключалась в создании образа нового человека. Портреты колхозников, аратов, рабочих промышленных предприятий, представителей интеллигенции, строящих новую жизнь в области, глубокие культурные и экономические процессы, происходившие в Туве, должны были стать центральным направлением в развитии изобразительного искусства.

Большое развитие получило и театральное искусство. В 1928 г. группа передовых представителей интеллигенции создала кружок любителей драматического искусства, который был известен постановками произведений, написанных самими же членами кружка.

В 1935 г. Восьмой Великий Хурал принял решение о создании театрального отделения при учебном комбинате в Кызыле, которое послужило основой для создания в феврале 1942 г. театрально-музыкального училища. Однако имелись проблемы, связанные с отсутствием программы обучения, специальной литературы на родном языке нехваткой учебного оборудования, малограмотностью учащихся.

В жизни театра многое изменилось с появлением режиссера И. Я. Исполнева и других советских специалистов. Перед ними стояла задача за 2-3 года создать в Кызыле базу для развития культуры и искусства, что, естественно, было делом далеко не легким. Свою главную задачу режиссер видел в создании тувинского театра по европейскому образцу. При этом решалась еще и политическая задача — через искусство убедить тувинцев в правильности выбора пути развития. Во время Великой Отечественной войны ставились соответствующие произведения, тогда большим успехом пользовались агитпредставления «Все силы на разгром врага», «Партизаны», «Животновод-арат» и другие [Забродин 1950: 3].

В начале 1950-х гг. Тувинский областной театр значительно усилил свой состав, были приглашены опытные артисты из

других областей. Главный режиссер театра И. Забродин объявил об открытии 28 октября 1950 г. нового театрального сезона пьесой Корнейчука «Макар Дубрава». Это была «глубоко партийная, по-большевистски страстная, боевая пьеса о скромных, простых талантливых советских людях». Кроме этого, ставились спектакли по другим произведениям, созданным советскими драматургами, таким, как «Васса Железнова» М. Горького, «За вторым фронтом» В. Соб-ко; планировалось также поставить комедию итальянского драматурга К. Гольдони «Хозяйка гостиницы». Большим событием в культурной жизни области стал перевод комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» на тувинский язык и постановка ее на сцене Тувинского национального театра в марте 1951 г.

Таким образом, в рассматриваемый период активное развитие получила театральная жизнь. Каждый год обновлялся репертуар театра, коллектив стремился к повышению уровня своего профессионализма, пытался установить более тесные связи со зрителями и поднять их идейно-политический уровень. Однако одной из проблем было отсутствие какой-либо культуры посещения театра, помехой в работе театра была диспропорция между коллективом творческих работников и крайне урезанным штатом производственных цехов. Следует отметить и отсутствие в репертуаре пьес местных писателей, отражавших жизнь области, негативно сказывалось и плохое материально-бытовое обслуживание театра.

Большое внимание городские власти уделяли развитию физической культуры и спорта. Ежегодно в Кызыле организовывались летняя и зимняя спартакиады. Мероприятия такого рода должны были содействовать привлечению новых слоев населения, укреплению физической культуры на предприятиях, улучшению всестороннего физического воспитания и подготовки к труду и обороне Родины, повышению спортивных результатов и выявлению новых талантливых спортсменов. В программу летней спартакиады включались легкая атлетика, стрельба, национальная борьба, волейбол и футбол [ГА РТ. Ф. 37. Оп. 1. Д. 3. Л. 90]. В зимнее время основным спортивным зрелищем для горожан были лыжные гонки и прыжки с трамплина [ГА РТ. Ф. 37. Оп. 1. Д. 6. Л. 18].

Таким образом, культурная жизнь Кызыла в рассматриваемый период характе-

ризуется быстрыми темпами развития. Активно развивалась культурно-просветительская работа, заключавшаяся в организации «разумных развлечений» для населения: чтение лекций, организация митингов, открытие библиотек, выставок краеведческого музея. Большой популярностью среди горожан пользовались театральные постановки. В рассматриваемый период происходило зарождение тувинской национальной литературы и изобразительного искусства. Деятели искусства своими произведениями создавали образ новой жизни, рисовали портрет нового советского человека.

В рамках культурных преобразований осуществлялось всестороннее просвещение населения. Прежде всего, открывались новые образовательные учреждения, призванные заниматься ликвидацией безграмотности. Основываясь на материалах периодической печати и архивных документах, можно прийти к выводу, что далеко не всегда они функционировали исправно. В качестве главных проблем стоит выделить нехватку помещений для школьных зданий или их несоответствие существовавшим требованиям, нехватка учебного материала, халатное отношение учительского состава к своим обязанностям.

В целом эпоха культурной революции вызвала масштабные изменения во всех сферах общественной жизни столицы Тувы — Кызыла. Многие новшества прижились, став неотъемлемой частью городского быта и образа жизни. Однако население все еще оставалось достаточно консервативным, и в рассматриваемый период значительная часть преобразований сталкивалась с целым рядом трудностей.

Источники

ГА РТ — Государственный архив Республики Тыва

Литература

Арнольдов А. И. Культурная революция // Большая советская энциклопедия. Изд. 3-е. Т. 13. М.: Советская энциклопедия, 1973. С. 597598.

Арсеньев Е. Вечер, посвященный памяти А. С. Пушкина // Тувинская правда. 1947. 18 февраля. С. 2. В библиотеке им. А. С. Пушкина // Тувинская

правда. 1947. 19 июня. С. 2. Вайнштейн С. По залам областного краеведческого музея // Тувинская правда. 1951. 30 июня.

Васильев Н. Художники Тувы на выставке в Красноярске // Тувинская правда. 1948. 15 апреля. С. 3.

Данилова К. Библиотека и ее актив // Тувинская правда . 1948. 29 июня. С. 4.

Доржу З. Ю. Из истории столицы Республики Тыва — Кызыла // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. 2015. № 1. С. 32-41.

Забродин И. Тувинский областной национальный театр в новом сезоне // Тувинская правда. 1950. 25 октября. С. 3.

Корнев Г. К открытию педагогического училища // Тувинская правда. 1945. 7 ноября. С. 3.

Кызыльское педагогическое училище объявляет набор // Тувинская правда. 1948. 30 мая. С. 1.

Лебедев Н. Над чем работают художники // Тувинская правда. 1947. 25 апреля. С. 2.

Лебедев Н. После выставки // Тувинская правда. 1947. 30 июля. С. 2.

Межова В. На первой среде редакции газеты «Молодежь Тувы» // Тувинская правда.

1947. 12 апреля. С. 4.

Передача рассказа О. Саган-оола по московскому радио // Тувинская правда. 1948. 6 июля. С. 3.

Сартикова Е. В. Школьное образование в Калмыкии накануне депортации // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований. 2013. № 3. С. 69-72.

Сейфулин X В Тувинском институте языка, литературы и искусства // Тувинская правда. 1952. 14 марта. С. 3.

Сердобов Н. А. История формирования тувинской нации. Кызыл: Тув. кн. изд-во, 1971. 482 с.

Строительство новых школ // Тувинская правда.

1948. 21 мая. С. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sources

GA RT — Gosudarstvennyy Arkhiv Respubliki Tyva [The State Archive of the Tyva Republic].

References

Arnoldov A. I. Kul'turnaya revolyutsiya [The cultural revolution]. Bol'shaya Sovetskaya entsiklopediya. Izd. 3-e. T. 13 [The Great Soviet Encyclopedia. 3d ed. Vol. 13]. Moscow, Soviet Encyclopedia Publ., 1973, pp. 597-598 (In Russ.).

Arseniev E. Vecher, posvyashchennyy pamyati A. S. Pushkina [A meeting dedicated to the memory of A. S. Pushkin]. Tuvinskaya pravda [The Tuvan Truth newspaper], 18 February 1947, p. 2 (In Russ.).

Vbiblioteke im. A. S. Pushkina [In the A. S. Pushkin library]. Tuvinskaya pravda [The Tuvan Truth newspaper], 19 June 1947, p. 2 (In Russ.).

Vaynshteyn S. Po zalam oblastnogo kraevedcheskogo muzeya [In the halls of the Museum of Regional Studies]. Tuvinskaya pravda [The Tuvan Truth newspaper], 30 June 1951 (In Russ.).

Vasiliev N. Khudozhniki Tuvy na vystavke v Krasnoyarske [Tyva's artists at an exhibition in Krasnoyarsk]. Tuvinskaya pravda [The Tuvan Truth newspaper], 15 April 1948, p. 3 (In Russ.).

Danilova K. Biblioteka i ee aktiv [The library and its most active members]. Tuvinskaya pravda [The Tuvan Truth newspaper], 29 June 1948, p. 4 (In Russ.).

Dorzhu Z. Yu. Iz istorii stolitsy Respubliki Tyva - Kyzyla [From the history of the capital of the Republic of Tuva — Kyzyl]. Vestnik Buryatskogo nauchnogo tsentra Sibirskogo otdeleniya Rossiyskoy akademii nauk [Bulletin of the Buryat Scientific Center of the Sib. Branch of the RAS], 2015, No. 1, pp. 32-41 (In Russ.).

Zabrodin I. Tuvinskiy oblastnoy natsional'nyy teatr v novom sezone [New season at the Tuvan Regional National Theatre]. Tuvinskaya pravda [The Tuvan Truth newspaper], 25 October 1950, p. 3 (In Russ.).

Kornev G. K otkrytiyu pedagogicheskogo uchilishcha [Celebrating the opening of the Teachers College]. Tuvinskaya pravda [The Tuvan Truth newspaper], 7 November 1945, p. 3 (In Russ.).

Kyzyl 'skoe pedagogicheskoe uchilishche ob"yavlyaet nabor [Kyzyl Teachers College calls for applications]. Tuvinskaya pravda [The Tuvan Truth newspaper], 30 May 1948, p. 1 (In Russ.).

Lebedev N. Nad chem rabotayut khudozhniki [What artists work on]. Tuvinskaya pravda [The Tuvan Truth newspaper], 25 April 1947, p. 2 (In Russ.).

Lebedev N. Posle vystavki [After the exhibition]. Tuvinskaya pravda [The Tuvan Truth newspaper], 30 July 1947, p. 2 (In Russ.).

Mezhova V. Na pervoy srede redaktsii gazety «Molodezh' Tuvy» [The first Wednesday at the editorial office of Tuva's Youth newspaper]. Tuvinskaya pravda ([The Tuvan Truth newspaper], 12 April 1947, p. 4 (In Russ.).

Peredacha rasskaza O. Sagan-oola po moskovskomu radio [O. Sagan-ool's story for the Moscow radio]. Tuvinskaya pravda [The Tuvan Truth newspaper], 6 July 1948, p. 3 (In Russ.).

Sartikova E. V. Shkol'noe obrazovanie v Kalmykii nakanune deportatsii [School education in Kalmykia on the eve of the deportation]. Vestnik Kalmytskogo instituta gumanitarnykh issledovaniy RAN [Bulletin of the Kalmyk Institute for Humanities of the RAS], 2013, No. 3, pp. 69-72 (In Russ.).

Seyfulin Kh. V Tuvinskom institute yazyka, literatury i iskusstva [At the Tuvan Institute of Language,

Literature and Art]. Tuvinskaya pravda [The Tuvan Truth newspaper], 14 March 1952, p. 3 (In Russ.).

Serdobov N. A. Istoriya formirovaniya tuvinskoy natsii [A history of the Tuvan people]. Kyzyl, Tuvan Book Publ., 1971, 482 p. (In Russ.).

Stroitel'stvo novykh shkol [Building new schools]. Tuvinskaya pravda [The Tuvan Truth newspaper], 21 May 1948, p. 3 (In Russ.).

УДК 94

КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ г. КЫЗЫЛА — СТОЛИЦЫ ТУВИНСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ (1944-1961 гг.)

Зоя Юрьевна Доржу1, Регина Олеговна Ширап2

1 доктор исторических наук, профессор, кафедра отечественной истории, Тувинский государственный университет (Кызыл, Российская Федерация). E-mail: [email protected].

2 аспирант, кафедра отечественной истории, Тувинский государственный университет (Кызыл, Российская Федерация). E-mail: [email protected].

Аннотация. Статья посвящена истории культурно-просветительских учреждений г. Кызыла в период коренных преобразований в жизни тувинского народа, связанных с вступлением Тувы в состав СССР. Рассмотрены процессы становления системы образования, библиотечного и музейного дела и театра. Актуальность выбранной темы обусловливается слабой изученностью истории культурной жизни Кызыла в период Тувинской автономной области, введением в научный оборот новых источников — материалов периодической печати и документов Государственного архива Республики Тыва.

Культурная жизнь г. Кызыла в 1944-1961 гг. развивалась ускоренными темпами. Главные задачи властей состояли в искоренении пережитков прошлого посредством организации нового вида досуга, приобщении тувинцев к идеалам советского образа жизни. Особенно активно развивалась система образования. За короткие сроки выросла численность образовательных учреждений, велась работа по ликвидации безграмотности не только среди детей, но и взрослого населения. Горожане стали посещать библиотеки, музейные выставки, театральные постановки. Важным событием в культурной жизни не только Кызыла, но и всей области стало зарождение тувинской национальной литературы и изобразительного искусства.

Ключевые слова: культура, Кызыл, культурная жизнь, образование, музей, библиотека, театральная жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.