С.Ю. ЕРМОЛАЕВА кандидат педагогических наук, доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ
К.О. ИКИНДЖИ магистрантка кафедры журналистики и медиакоммуникаций Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ*
Культурная трансформация информационного пространства Турции: современные тенденции развития телевидения
Появление и историческое развитие системы средств массовой информации является важной частью культуры любого развитого государства. Несмотря на то, что Турецкая Республика считается государством относительно мо-
1
лодым , ее культурное наследие имеет многовековые корни. А широкая сеть турецких СМИ стала наглядным проявлением богатой культуры страны.
История Турции условно делится на три ярких периода: времена существования Османской империи, далее «кема-листский период» - правление Мустафы Кемаля Ататюрка и, наконец, «посткемалистский период» - Турция на современном этапе.
Во времена Османской империи на всей ее территории доминирующей религией был ислам. Он же считался государственной идеологией, которая проникала во все сферы жизни общества, в том числе и в культурную. Поэтому не удивительно, что развитие книгопечатания, а затем и прессы проходило по законам Священного Писания.
Частичное влияние на зарождающиеся СМИ оказывало непосредственное соседство с арабскими странами. Глав-
* Икинджи Кюбра Орхановна, e-mail: [email protected]
1 Современная Турция была основана 29 октября 1923 г.
ным из таких заимствований было подражание в литературной форме, которым славились первые газеты. Они выглядели как высушенные листки, носили пропагандистский характер и были переполнены правительственными постановлениями и «одами» в честь мудрого султана.
Другими прародителями прессы в Османской империи были ферманы - указы правителя и рукописные бюллетени. А развитие книгопечатания положило начало письменной журналистике в ее привычной форме.
Роль первого книгопечатника выпала венгру по происхождению Ибрахиму Мутеферрику, который в 1719 г. напечатал карту Мраморного моря, а еще через пять лет создал карту Черного моря. Вскоре в своем доме в Стамбуле Мутефер-рика открыл первую типографию. С момента создания и некоторое время после в типографии печатались только светские издания. Связано это было с попыткой не осквернить религию. Согласно ферману Ахмеда III1 от 5 июля 1727 г. запрещалось печатать книги религиозного содержания (особенно Корана, тефсиров2, Хадисов3, фикха4) и использовать арабский шрифт. Это был своего рода компромисс, на который своим решением пошел султан ради духовенства и «хаттатов» - переписчиков, боявшихся остаться без заработка. Все это говорит о том, что первая половина XVIII в. обозначила строгое обособление светской печати.
Еще одной исторической особенностью османской печати было то, что последняя на протяжении двух веков не имела никакого отношения к турецкой культуре. Связано это было с тем, что зародилась печать не в собственно Турции, а среди балканских народов. Поэтому первые печатные издания рассказывали об историческом и географическом развитии Османской империи в меньшей мере, а в большей охватывали западные открытия, европейские научные достижения и государственное устройство стран Европы.
В 1795 г. султан Селим III вернул печать туркам и основал типографию Инженерного училища, а с 1802 г. в Ускюдаре начала свою работу вторая правительственная типография «Государственный дом печати». Она стала главным центром печати в Османской империи до конца 20-х гг. XIX в.
1 Султан Османской империи с 1703 по 1730 гг.
2 Толкование Корана.
3 Предание о словах и действиях Пророка.
4 Фикх - мусульманская доктрина о правилах поведения.
Новый этап развития печати был связан с периодом Ни-зам-и Джедид, когда принимались и вступали в силу военно-административные реформы в Османской империи в XIX и XX вв. Новая типография была организована французским посольством, и здесь на турецком языке печатались труды педагогов Военно-морского инженерного училища.
Даже газетным делом в Измире первыми начали заниматься французы. С 1824 г. под руководством купца Шарля Трикона стала выходить на французском языке газета «Из-мирец». В ней же французы оказывали активную поддержку грекам и выступали против турок во время национально-освободительного восстания первых против ига вторых. После этого по указанию османского реис уль кюттаба1 издание было закрыто, а на смену ему пришла другая французская газета - «Восточный наблюдатель», которая поддерживала турецкую политику и критиковала Россию и Англию.
Следующий скачок в развитии пресса сделала уже во время грандиозных реформ сначала периода Танзимата2, а затем и в период «кемализма». В 1839 г. начался период Танзимата, который длился на протяжении 37 лет и закончился принятием первой конституции. А реформы Кемаля Ататюрка и, наконец, провозглашение 29 октября 1923 г. Турецкой Республики (ТиМуе Cumhuriyeti) полностью изменили все сферы государственной жизни, в том числе и прессу, а также оказали влияние на современный медиаландшафт Турции.
Через год после провозглашения Республики была принята новая конституция, написанная согласно европейским стандартам той эпохи. Вся суть реформ «кемализма» ограничивалась навязыванием некогда исламскому государству западных традиций и ценностей, что стирало с Турции «культурный слой», оставшийся от Османской империи с ее султанатом. Он был быстро упразднен и некоторое время оставался только в умах горстки людей, активно противостоявших жестким преобразованиям нового правителя.
Именно Ататюрк определил такие новые основы политического курса Турции, как европеизация, национализм, этатизм, народность, революционность и лаицизм. Правитель
1 Чиновник, занимавший пост, соответствовавший посту министра иностранных дел.
2 Танзимат - принятое в литературе название модернизационных реформ в Османской империи с 1839 по 1876 гг., когда была принята первая османская конституция.
решил, что Турция была способна укрепить свои позиции в цивилизованном мире исключительно путем стремительной модернизации. Такой путь означал начало полной секуляризации - отделения религии от государства. Сам Ататюрк и окружавшая его элита, состоявшая преимущественно из приверженцев Запада, считали ислам главной причиной отсталости, которая привела Османскую империю к упадку. Так как секуляризация началась еще в период Танзимата и продолжилась во второй конституционный период, она в свое время не произвела должного эффекта «разорвавшейся бомбы». Это случилось несмотря на то, что голоса сторонников реформ были значительно слабее голосов сторонников ислама, предлагавших позаимствовать у Запада исключительно научные новшества и технологии.
Ряд мер по секуляризации, предложенные туркистом
Зиёй Гёкальпом1, был принят еще в 1913 г., когда Комитет
2
единения и прогресса установил полный контроль над правительством после государственного переворота. С того времени полномочия Шейх-уль-ислама3 были переданы различным департаментам правительства, поэтому уже через десять лет область исламской юрисдикции в Турции включала в себя только семейное право.
Нераздельные по своей сути столпы каждого исламского государства - султанат4 и халифат5 были упразднены. В прошлом остались и шариатские суды, и медресе6. Были распущены и поставлены под запреты тарикаты7, а
1 Турецкий писатель, поэт, социолог и политический деятель туркменского происхождения.
Политическая партия турецких буржуазных революционеров — младотурок. Основана 21 мая 1889 г. под названием «Общество османского единства».
3 Титул высшего должностного лица по вопросам ислама в ряде исламских государств.
4 Официальное название исламского государства или области, где главой государства, области или региона является султан.
5 Религиозно-политическая организация, государство во главе с халифом.
6 Среднее или высшее учебное заведение по подготовке мусульманских служителей культа, учителей и служащих государственного аппарата.
Метод духовного возвышения и мистического познания Истины (хакк).
специальный декрет закрывал все дервишские1 обители и места собрания суфиев2.
Позднее Ататюрк заявил о том, что жители Анатолии обязаны одеваться «цивилизованно», на западный манер. Был поставлен под запрет традиционный для турок стиль в одежде, особенно феска3. Более того, был принят специальный закон о шляпах от ноября 1925 г., согласно которому мужчины должны были носить шляпы европейского фасона, а использование любого иного вида головного убора считалось преступным деянием.
Затем Мустафа Кемаль отменил традиционный календарь и счет времени, и с 1 января 1926 г. последователи кемализма внедрили григорианский календарь и признали международные часовые пояса, а спустя еще пять лет в Турции была введена стандартная метрическая система.
Подобные резкие перемены вызывали бурную реакцию со стороны населения, а в числе противников реформ Ататюрка были и представители верхов. В июне 1926 г. был разоблачен заговор против реформатора4, что послужило для него спусковым механизмом для начала расправы над оппонентами. В действие были приведены трибуналы независимости.
Вслед за этим Ататюрк ввел римские цифры, запретил арабский алфавит, а вместо него был создан турецкий на основе латинских букв. Из турецкого языка убирались заимствованные слова арабского и персидского происхождения, которые впоследствии заменялись на существующие или заново созданные турецкие.
Получив монополию на власть, Республиканская народная партия (РНП) началаосуществлять крупномасштабную программу просвещения, полностью основанную на кема-листских принципах. Из них именно секуляризм и национализм играли самую важную роль в трансформации культурного облика Турции.
1 Мусульманский аналог монаха, аскета.
2 Суфизм - эзотерическое течение в исламе, проповедующее аскетизм и повышенную духовность.
3 Шапочка в виде усечённого конуса с кисточкой.
4 В июне 1926 г. в Измире раскрыли заговор прогрессистов и бывших младотурок, которые хотели убить Кемаля. Их лидеры были повешены.
На последнем этапе реформ Ататюрка, в 1935 г. религия была окончательно отделена от государства, и Турция была провозглашена демократической и светской республикой.
Кроме общих нововведений был введен в действие закон о защите авторских прав, потому что Ататюрка не устраивало незаконное копирование материалов в прессе. Но последняя все равно находилась в тяжелом положении: становление прессы в Турции пришлось на время, когда старое государство было разрушено, а новое только строилось.
Свободой средства массовой информации пользовались только в первые несколько лет существования Турецкой Республики. Но после восстания шейха Саида в 1925 г.1 все газеты, пропагандировавшие консервативные взгляды и выступавшие в поддержку «исламского пути» для страны, попали под революционные суды и были закрыты.
С того времени пресса Турции оказалась под жестким государственным контролем, и единственной ее задачей стало информирование общества о кемалистских реформах и беспрекословное навязывание западных взглядов. Чтобы полностью контролировать центральные и региональные газеты, вся печать производилась в государственных типографиях. И только внедрение многопартийной системы в 1946 г. привело к кардинальным изменениям в системе прессы Турции.
Первое, на что пошли представители новых партий, было создание личных медиаресурсов. Так поступила Демократическая партия, которая выпустила газеты «Хюрриет» (Нитуе^ и «Миллиет» (МННуе^. Хитростью этих периодических изданий было то, что они критиковали политику Республиканской народной партии, но делали это в западной манере, чем быстро приковали к себе внимание широкого круга читателей. Именно 1950 год, когда демократическая партия встала у власти, принято считать «золотым веком» турецкой прессы, которая стала по-настоящему независимой.
Затем вновь последовал период, когда этой независимости ее хотели лишить. Когда в 1960 г. к власти пришло новое руководство2, оно тут же ограничило свободу прессы. Один из
1 Ответная реакция курдских народов на политику Ататюрка в сторону «тюркизации» курдов.
2 Год государственного переворота в Турции со стороны праворадикалов под руководством генерала Джемаля Гюрселя, впоследствии узурпировавшего должность президента государства.
принятых тогда законов провозглашал создание Координационного комитета по СМИ, целью которого был контроль прессы. Трехдневный протест выразили сразу несколько турецких газет, в числе которых были вышеназванные «Хюр-риет» и «Миллиет», а также «Дунья» (Dunya), «Йени Сабах» (Yeni Sabah), «Ватан» (Vatan), «Акшам» (Ak§am), «Джум-хуриет» (Cumhuriyet) и «Йени Истанбул» (Yeni Istanbul).
Принято считать, что с 1961 по 1980 гг. в медиабизнесе лидерство завоевали три влиятельные семьи: основатели «Хюрриет» - Симави, создатель «Джумхуриет» - Юнус, Нади и Караджан - создатели «Миллиет». Свою монополию медиакланы потеряли только в конце XX в. Сегодня ни одна ранее влиятельная семья не имеет власти над современной турецкой прессой, структура которой полностью изменилась из-за значительных преобразований политической системы страны.
Даже сейчас проблемы секуляризации в стране решены не полностью и волнуют не только граждан, но и средства массовой информации. Главная тема, которая находится под пристальным наблюдением турецких СМИ, заключается в решении проблемы взаимодействия традиционного и модернизированного в современной Турции, которая не до конца, но освоила курс вестернизации.
Именно средства массовой информации, в том числе и телевидение, показывают, что ислам покидал большие города, но не уходил из культуры деревень и небольших районов. И сегодня вновь наблюдается исламское возрождение -время, когда религия пытается вернуться на свое законное место. Для определения тесных взаимоотношений нынешней власти и религии СМИ ввели понятие «политический исламизм». Правящая партия Турции и президент Реджеп Эрдоган являются сторонниками ислама и пытаются постепенно вернуть стране ее религиозную самобытность. Этим они, конечно же, порой порождают волну критики.
Долгожданная полная демократизация Турецкой Республики знаменовала возможность выхода ислама из своеобразного «заточения» кемалистского режима, в котором он оказался из-за курса агрессивного секуляризма. Это привело к надлому привычной жизни Турции и отторжению со стороны стойких секуляристов. Однако не стоит забывать, что «неоосманская» риторика, которой придерживается Эрдоган, не является исключительно программой действий.
Это - политтехнологическая «имитация», которая используется для мобилизации масс.
По сути своей уникальная версия турецкого ислама не выступает серьезным разобщающим фактором в сфере межгосударственных отношений. Мусульмане в Турции давно усвоили светский характер своей страны, а стремительно нарастающих темпов насильной исламизации общества пока не наблюдается. Но эта действительность останется таковой до тех пор, пока власть не станет использовать ислам в качестве инструмента власти и управления.
Понимая все осложнения, к которым может привести политика жесткого навязывания религии в стране, привыкшей к другому жизненному укладу, власти взяли курс на «мягкий исламизм», поэтому сегодня турецкие и мировые средства массовой информации не могут заявить об уверенной победе светских традиций.
Вместе с этим свое развитие получили новые средства массовой информации, которые расширили медиаландшафт нынешней Турции. Именно они являются основополагающими факторами, по которым принято оценивать перспективы дальнейшего развития журналистики и рынка коммуникаций в Турции.
Факторы, которые способствовали формированию нового медиаландшафта Турции, можно условно разделить на три группы.
К первой относятся политические и экономические факторы, среди которых выделяются демократизация общества, стремительный рост показателей экономики, развитие новых рынков и долгое стремление Турции в Европейский Союз. Эта группа находилась в приоритете с 2002 по 2007 гг. - в первый период власти Партии справедливости и развития (ПСР). Сюда же можно добавить и авторитарный характер руководства, когда усилилось влияние на прессу со стороны вертикали власти, а также был взят курс на сотрудничество с бизнесом.
Ко второй группе относятся национально-культурные и религиозные факторы, на которые ориентировалась ПСР во второй период своего правления - с 2007 по 2011 гг. Особенностями этого времени стало усиление роли этических норм и установление корпоративной культуры в поле деятельности средств массовой информации, учет последними консервативного менталитета аудитории, восстановление
языковых традиций, а также формирование новой культуры в бизнесе, что обусловлено повышенным влиянием исламского фактора на рынок.
Наконец, третью группу составляют факторы территориально-административного характера, которые определяются особенностями медиаландшафта и рынка коммуникаций трех «столиц» Турции - Анкары, Стамбула и Измира. Дело в том, что медийное пространство, которое сформировалось в этих городах, значительно отличается от регионального. Связано это с рядом показателей, важнейшими из которых являются многоуровневая административная система, экономическая ситуация в регионах, специфика географического положения регионов и неравномерное распределение в них ресурсов и коммуникаций.
Продолжительное время правительственная позиция была главным рычагом давления на медийную сферу страны. Отсюда вытекает другая, наиболее серьезная проблема - недостаточная свобода слова. Разумеется, нельзя говорить о полном ее отсутствии. Доказательством этому служит наличие на турецком рынке информации ряда независимых СМИ, которые способствуют формированию картины мира. К тому же за последний десяток лет с медиаландшафта Турции «стерся» значительный «нарост» запретных тем. При этом в стране действуют принципы свободы слова, за нарушение которых следует наказание. Государственный аппарат зачастую расценивает любую критику действующей политической системы или армии как оскорбление всей нации.
Для контроля над развитием прессы было создано Главное управление по делам прессы и информации (ГУПИ), которое работает только по правительственным поручениям. Управление оказывает влияние на создание положительного имиджа Турции на мировой арене и следит за тем, как в международной прессе находит отражение информация о происходящих в стране событиях.
Чтобы повысить статус Турции в области прессы на международном уровне, ГУПИ заставляет работать множество механизмов мирового сотрудничества, выступая организатором форумов, семинаров и открывая возможность беспрепятственной работы представителей местной и зарубежной прессы. Управление следит за новыми коммуникационными технологиями и непрерывно занимается разра-
боткой новых путей интеграции инновационных технологий в медиапространство Турции.
Но Турция по-прежнему остается страной, в которой периодические издания сопротивляются переходу журналистики в онлайн-формат. Сегодня в стране выходит примерно 3500 периодических изданий, более трети из которых выпускаются в издательском центре Турции Стамбуле. Здесь же располагаются медиахолдинг «Феза Газетеджи-лик» (Feza Gazetecilik) и холдинговая компания «Доган» (Dogan Holding).
С конца XX в. в Турции главными конкурентами в прессе были два «гиганта» - медиагруппы «Доган (Dogan) и «Сабах» (Sabah). Но уже в начале нового столетия эта ситуация изменилась и на арену вышел новый конкурент -медиагруппа «Заман» (Zaman).
Каждая из трех крупнейших групп имеет свою историю, которая сказалась на современном медиаландшафте Турции. Так, газеты издательского дома «Доган» до сих пор избегают резкой критики правительства. Такую политику им навязал в 2009 г. Реджеп Тайип Эрдоган, занимавший тогда пост премьер-министра. Он оказывал жесткое давление на медиагруппу, большинство журналистов которой решили уволиться, а руководству пришлось принять новые условия.
Самой богатой и неоднозначной историей славится другая турецкая газета, которая меняла свою политику несколько раз. «Ватан» (Vatan) была создана Ахметом Эми-ном Ялменом1 в 1923 г. и выступала в поддержку Ататюрка и его борьбы за республику. Но после проведения реформ и установления республиканской формы правления газета стала активно поддерживать главных оппозиционеров -Прогрессивную республиканскую партию (ПРП). Разумеется, буквально через два года с момента основания газета была закрыта. И только в 1949 г. «Ватан» вновь стала издаваться. Газета поддерживала после Второй мировой войны партию демократов «Разность потенциалов» и выступала против Республиканской народной партии. Но после победы первых «Ватан» взяла курс на их критику под предлогом того, что издание разочаровалось в тоталитарных формах правления. Выпуск газеты вновь приостановили. Затем ее переиздавали еще несколько раз, но современная газета
1 Турецкий ученый-социолог, журналист.
«Ватан», основанная в 2002 г., кардинально отличается от своего исторического предшественника и считается одной из самых популярных газет в стране.
Существует и ряд изданий, которые строго придерживаются своих политических взглядов. Например, левонацио-налистическая ежедневная газета «Айдынлык» (Aydmhk) за короткое время завоевала доверие турецкой оппозиции и сегодня распространяется по всей стране. А старейшая газета «Джумхуриет» со дня основания1 и по настоящее время остается приверженцем Мустафы Кемаля Ататюрка и его реформ.
Новая идеология XXI в. пропитана духом «посткемализ-ма», которому соответствует газета «Заман». Именно она считается в настоящий момент символом современной турецкой журналистики.
Сегодня большое влияние на развитие турецкой медиа-сферы оказывают: 1) расширение рынка телекоммуникационных услуг, а также 2) отношения журналистики и власти, которая фактически контролирует большую часть транслируемой информации в стране.
В последнее десятилетие в стране создаются все необходимые условия для активного развития сферы массовых коммуникаций и создания информационного общества. Сегодня у турецкого общества есть доступ ко всем информационным технологиям, а охват населения товарами и услугами рынка коммуникаций постоянно растет. Последующая модернизация этой сферы является острой необходимостью, потому что именно телекоммуникационная отрасль считается неотъемлемой частью создания развитой медиасферы в современной Турции. И здесь правом выдвигать страну на высокий уровень обладает только руководящий аппарат.
Отношения Эрдогана со СМИ всегда выстраивались по модели латентного противоборства журналистики и власти, когда последняя изредка «приспускает поводок», но при этом контролирует все, что появляется в эфире и на страницах газет и журналов. А все оппозиционные издания, которым дозволено существовать ради демонстрации отсутствия жесткой цензуры, рассматриваются как враждебные. Потому что они якобы способны нарушить принципы свободы слова, действующие в стране. Подобные меры
1 Дата основания - 7 мая 1924 г.
президент избирает с целью сохранить государственную целостность Турции и очистить ее от публикаций, направленных на то, чтобы эту целостность нарушить.
Справедливости ради стоит сказать, что Турция, имея обширный опыт демократического развития, всегда находится под пристальным вниманием мировых средств массовой информации. Именно поэтому Эрдогану, пришедшему к власти с заявлением о создании личной патерналистской политической системы в стране, было необходимо создать вокруг себя «стену» из верных СМИ, которые бы помогали продвижению политики президента. А независимые СМИ, скептически относящиеся к власти, превратились в противников.
При этом турецкая журналистика даже в сложных условиях развивается и является основным звеном в цепи создания общества активного информационного потребления. Поэтому, анализируя не только нынешнее состояние турецкой медиасферы, но и ее дальнейшие перспективы, можно спрогнозировать три условных сценария развития, фактически не отличающиеся от путей, по которым идет европейская журналистика.
Один из сценариев предполагает абсолютное главенство сетевых гигантов. Однажды журналистика может целиком уйти в просторы сети интернет и устроиться в социальных сетях. Уже сейчас наблюдается тенденция превращения печатных изданий в онлайн-ресурсы и активного развития блогосферы. Ведь современные социальные сети предоставляют возможность быстрого распространения информации, а также обладают набором полезных инструментов для продвижения. Но мы уже отметили, что сегодня Турция по-прежнему остается страной газет и журналов, которые стойко выдерживают конкуренцию со СМИ онлайн-формата.
Другой сценарий подразумевает развитие гражданской журналистики. Сегодня в Турции наблюдается тенденция «отпадения» аудитории от того или иного средства массовой информации. А для продвижения и существования издания, телеканала или радиостанции необходимы вливания от крупных спонсоров или от правительства. Но для этого, в свою очередь, необходимо соответствие всем требованиям и законам государства. И здесь мы возвращаемся к разговору о расширении сферы влияния социальных
сетей и блогерской сферы. Появление в таком случае большого числа гражданских журналистов вполне закономерно.
Согласно третьему сценарию турецкую журналистику ждет необратимая цикличность. Но этот сценарий противоречит первому, потому что подразумевает циклическое движение турецкой журналистики от традиционных форм к онлайн и обратно к традиционным формам. Главная проблема социальных сетей заключается в том, что там «выброс» контента фактически не регулируется, поэтому сеть переполнена некачественной информацией, из которой достаточно сложно выделить важное и полезное. Этот сценарий предполагает появление у аудитории острой необходимос в качественном контенте, который будет полезен в социальном и интеллектуальном плане. А это, в свою очередь, приведет общество обратно к традиционным формам СМИ.
Современная журналистика в Турции находится в начале своего нового пути. Ее становление и развитие проходит в уникальной атмосфере, характеризующейся сочетанием традиционного и новаторского. При этом возвращение к всецело консервативным взглядам и традиционному укладу жизни для Турции сейчас не представляется возможным. В таких условиях было создано и развивается ныне турецкое телевидение. Оно прошло путь постоянного поиска и борьбы за свое существование.
Турецкое телевидение своим появлением обязано президенту Центрального штаба Стамбульского технического университета Мустафе Сантуру, который однажды решил использовать мировой опыт телевидения с учетом турецкой специфики. Оно прошло путь от студенческого телеканала и феномена, когда люди специально ходили в гости к тем, у кого был телевизор, чтобы вместе смотреть программы, до создания крупнейшей телерадикомпании TRT. Сегодня именно благодаря ей телевидение стало доступно и интересно 95% населения Турции и позволило стране стать одним из законодателей телевизионной моды в мире.
Повестка дня на турецком телевидении складывается из двух важных элементов - новостей и программ общественно-политического характера. Они представляют собой качественные информационные продукты.
Новости в Турции можно считать настоящим феноменом турецкого телевидения. Связано это с особым стилем подачи информации. В новостях на разных турецких телека-
налах одинаковыми остаются наличие мигающих строк, множество восклицательных знаков и многоточий. Последние стали поводом для подшучивания над манерой подачи новостей в Турции: их сравнивают со статусами из Facebook.
Самая большая доля новостей посвящена происшествиям, произошедшим в Турции. Часть эфирного времени выделяется новостям международной политики и событий в мире. И еще одна часть новостей посвящена политике внутри страны и демократическим процессам - выборам и предвыборным дебатам. Для демонстрации наличия свободы слова турецкие телеканалы без цензуры транслируют выступления глав действующих партий, которые на трибуне эмоционально «поливают грязью» своих соперников и президента с премьер-министром в том числе.
Разумеется, роль средств массовой информации и особенно телевидения в демократических процессах вызывает большой интерес. Сегодня сложные взаимосвязи между корпорациями вещания и гражданами принято исследовать в рамках двух моделей.
Первая подразумевает, что СМИ играют роль наблюдателя, в функции которого входит трансляция информации о правительственных действиях и анализ проводимой политики. Согласно этой модели граждане могут использовать предоставленную информацию, чтобы в случае необходимости заявлять о своем недоверии правительствам, проявившим отсутствие компетенций.
А вторая предполагает, что СМИ выступают в роли пропагандистов, а проправительственные или коммерческие организации являются поставщиками информации. При этом последние могут поставлять неверную информацию для распространения, тем самым дезинформируя будущих избирателей.
Однако новости каждой из двух моделей кодируются по определенному ряду параметров, в число которых входят объем и отношение к основным акторам процесса.
Предстоящим выборам на телевидении и в других средствах массовой информации Турции посвящена каждая третья новость, а самыми освещаемыми, как правило, были и остаются политики из ПСР - Партии справедливости и развития вместе с действующим президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.
В настоящее время турецкие средства массовой информации пользуются низким уровнем доверия у населения. Исследования, проведенные Евробарометром1 в Турции, показали, что телевидению доверяют на 47% в то время, как в странах-членах ЕС уровень доверия превышает 63%. Это дает основания полагать, что критически настроенная аудитория турецких СМИ остается невосприимчивой к транслируемой повестке дня.
Отношение к телевидению в Турции и особенно к выпускам новостей остается неоднозначным как раз по той причине, что люди не могут получить исчерпывающую информацию. Например, 28 мая 2013 г. в Стамбуле прошла волна протестов, которые за одно лето вышли за пределы площади Таксим и распространились по многим городам Турции. На улицы вышли студенты, общественные деятели и даже депутаты, которые просили не трогать деревья в парке Гези. И пока на улицах продолжались столкновения протестующих с полицией, включая убийство студента, все, что видели зрители CNN Turkey - документальный фильм о пингвинах и кулинарное шоу. В то время, как на CNN International показывали сюжеты о протестах и рассказывали, как полицейские избивали людей.
Разумеется, телевидение в Турции не ограничивается исключительно новостями. Сфера развлечений на турецком телевидении ассоциируется, конечно, с турецкими сериалами, полюбившимися зрителями по всему миру.
Турция считается вторым крупным «поставщиком» сериалов, уступая первое место только США. Турецкие сериалы всегда затрагивают тему изменений в обществе, проблему неравенства и религиозную тему. Успех турецких телевизионных сериалов связан с благожелательным отношением властей. Это объясняется тем, что сериалы создают имидж страны за границей и показывают турецкую культуру, тем самым помогая повышать мировой статус государства.
В сюжетах турецких сериалов часто сталкиваются две реальности, в которых живет страна: традиции и культура, религия и современность. Другая излюбленная тема турец-
1 Исследование основывается на методологии проекта «Евробарометр», который реализуется по заказу Европейской комиссии во всех странах ЕС с 1974 г.
ких сериалов - история, особенно времена существования могущественной Османской империи.
При этом все турецкие сериалы обязательно имеют ряд одинаковых особенностей:
• продолжительность. Каждая серия турецкого сериала длится не менее двух часов, половина из которых занята главной сюжетной линией, а еще час отведен для второстепенных персонажей. Параллельно запускаются озеты -укороченная версия с сюжетной линией только главных героев длительностью в час. Озеты пользуются почти такими же рейтингами, что и полные версии, но последние турецкие зрители любят все равно больше;
• рейтинг. Именно рейтинг является решающим показателем жизнеспособности сериала в Турции. Если рейтинг низкий, проект не оправдывает вложенные в него средства, то его закрывают даже не доведя до логического завершения;
• традиции. Сериалы рассказывают о том, как и чем живет современная Турция. Особенно часто раскрываются патриархальные традиции, влияние Запада и столкновение разных миров;
• сезонность. В летний период турецкое телевидение показывает простые комедии и мелодрамы продолжительностью в среднем в 25 серий. А в осенне-зимний период начинается показ многообещающих проектов от самых авторитетных студий Турции.
Удивительно, что рекреативный контент на турецком телевидении направлен не просто на развлечение зрителя. При сохранении своей рекреативной функции он повсеместно выполняет и функцию просветительскую, что отвечает главным задачам телевидения Турции - информировать, просвещать и воспитывать в зрителях уважение к своей стране и ее богатой культуре.
И на данный момент точно такая же задача стоит перед всеми средствами массовой информации, действующими на территории современной Турецкой Республики, которая пережила целый ряд преобразований, падений и взлетов. Современные турецкие СМИ формировались под влиянием исторических особенностей стремительно развивающегося государства и сегодня являются отражением его богатой культуры.
Ермолаева С.Ю., Икинджи К.О. Культурная трансформация информационного пространства Турции: современные тенденции развития телевидения. В статье рассматривается культурная трансформация информационного пространства Турции и современные тенденции развития турецкого телевидения в контексте перехода Турции от эпохи Османской империи и ислама как государственной религии к современной светской Турецкой Республике на основе анализа турецких СМИ.
Ключевые слова: журналистика, Турция, ислам, турецкое телевидение, власть, реформы Ататюрка, медиаландшафт.
Ermolaeva S.Y., Ikindzhi K.O. Cultural transformation of the information space of Turkey: modern trends in the development of television. The article considers the cultural transformation of the information space of Turkey and the modern trends in the development of Turkish television in the context of the transition of Turkey from the era of the Ottoman Empire and Islam as a state religion to the modern secular Turkish Republic on the basis of the analysis of Turkish media.
Keywords: journalizm, Turkey, Islam, turkish television, power, Ataturk refoms, media landscape.