Научная статья на тему 'Культурная среда и ее системообразующие компоненты'

Культурная среда и ее системообразующие компоненты Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2950
477
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ИДЕНТИЧНОСТЬ / СИМВОЛИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ / КУЛЬТУРНО-СИМВОЛИЧЕСКАЯ КАРТА ТЕРРИТОРИИ / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / КОМПОНЕНТЫ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ / CULTURAL ENVIRONMENT / IDENTITY / SYMBOLIC IMAGE / CULTURAL AND SYMBOLIC MAP OF TERRITORY / CULTURAL POLICY / COMPONENTS OF CULTURAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Стрелкова Елена Игоревна

В статье рассматривается понятие культурной среды и его содержание, дается авторский анализ системообразующих компонентов культурной среды. Автор отмечает универсальность данных компонентов для культурных сред любого уровня (от локального до глобального) и выделяет внутренние и внешние факторы, влияющие на формирование культурной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL ENVIRONMENT AND ITS BACKBONE COMPONENTS

The article discusses the cultural environment concept and its content, and provides the analysis of the backbone components of the cultural environment. The author notes the universality of these components for culture environments of any level from local to global and distinguishes internal and external factors affecting the formation of the cultural environment.

Текст научной работы на тему «Культурная среда и ее системообразующие компоненты»

УДК 101

Стрелкова Елена Игоревна

специалист службы по связям с общественностью ОАО «Мосинжпроект»

КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА

И ЕЕ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ

КОМПОНЕНТЫ

Strelkova Elena Igorevna

Public Relations Specialist at JSC «Mosinzhproekt»

CULTURAL ENVIRONMENT AND ITS BACKBONE COMPONENTS

Аннотация:

В статье рассматривается понятие культурной среды и его содержание, дается авторский анализ системообразующих компонентов культурной среды. Автор отмечает универсальность данных компонентов для культурных сред любого уровня (от локального до глобального) и выделяет внутренние и внешние факторы, влияющие на формирование культурной среды.

Ключевые слова:

культурная среда, идентичность, символический портрет, культурно-символическая карта территории, культурная политика, компоненты культурной среды.

Summary:

The article discusses the cultural environment concept and its content, and provides the analysis of the backbone components of the cultural environment. The author notes the universality of these components for culture environments of any level - from local to global - and distinguishes internal and external factors affecting the formation of the cultural environment.

Keywords:

cultural environment, identity, symbolic image, cultural and symbolic map of territory, cultural policy, components of cultural environment.

Понятие культурной среды, его содержание и сущность довольно активно прорабатываются сегодня как отечественными, так и зарубежными исследователями в различных отраслях науки. Однако в ходе обзора научной литературы по данной теме возникает ощущение, что большинство работ авторы посвящают отдельным, частным аспектам изучения данного понятия. Универсального же определения и четкого понимания структуры и содержания культурная среда, на наш взгляд, пока не получила. В связи с этим нами предпринята попытка выделить основные структурные компоненты культурной среды, что, возможно, в дальнейшем помогло бы вывести более корректную дефиницию данного термина.

Наиболее актуальной в этом ключе нам представляется работа А.Я. Флиера «Культурная среда и ее социальные черты», в которой ученый выделяет следующие составляющие культурной среды: символическая деятельность, основными продуктами которой являются искусство, религия, этнографические ритуалы, социальный этикет; нормы социального поведения; язык, основная задача которого - информационное обеспечение социальных взаимодействий; нравы, регулирующие социальное взаимодействие [1].

Следует отметить, что все эти составляющие, с одной стороны, довольно разрознены, а с другой - отдельные их элементы могут быть схожими в различных культурах. Чтобы говорить о конкретной, целостной и уникальной культурной среде, необходимо изучить еще один объединяющий и определяющий ее специфику компонент - пространство культуры, ее территориальногеографические особенности. Эту точку зрения подтверждает и А.Я. Флиер, отмечая, что «культурная среда - это комплекс культурных предпочтений населения, локализованного в границах определенного пространства» [2].

Основываясь на данной концепции, мы предлагаем выделить следующие основные компоненты культурной среды:

- территориальные границы и географические особенности пространства культуры. Границы при этом могут быть как реально обозначенными, административными, так и «неформальными», определяемыми самими носителями культуры на основе чувства сопричастности к определенной локальной идентичности;

- природно-климатические характеристики территории, безусловно, накладывающие отпечаток на формирование культурной среды на протяжении всего процесса ее становления;

- исторический (в том числе и политический) контекст складывания социокультурной среды, знаковые личности и события;

- социально-демографические особенности носителей культуры;

- локальная идентичность и ее основные характеристики;

- язык как универсальная знаковая система, обеспечивающая эффективную коммуникацию (как вербальную, так и невербальную) внутри группы носителей;

- традиции, ритуалы, система норм;

- культурные особенности и наследие;

- визуальная политика и символика территории;

- памятники и уникальные продукты культуры (в том числе и массовой).

На наш взгляд, данные компоненты достаточно универсальны, чтобы описать культурную среду любого уровня - локального (семья, организация, социальная или этническая группа), регионального, национального, глобального. Раскрытие содержания данных компонентов культурной среды для конкретного территориального образования в ходе составления «культурной карты» [3] дает возможность наиболее полно представить культурно-символический портрет территории [4, с. 78-79], то есть охарактеризовать особенности конкретной культуры.

Глобальную культурную среду при этом мы предлагаем рассматривать не как некий конгломерат множества существующих культур, а именно как среду так называемой «мировой» культуры, включающей в себя эталоны творчества, универсальные ценности, общечеловеческие нормы нравственности, достижения науки и искусства, учения мировых религий, международный язык и универсальную символическую систему. Стоит отметить, что процессы глобализации, а соответственно, и формирования глобальной культурной среды еще не завершены, однако мы уже имеем возможность говорить о наличии в ней большинства перечисленных выше компонентов.

Следует понимать, что содержание культурной среды конкретного территориального объекта (на любом уровне), с одной стороны, зависит от «внутренних» факторов - реализации механизмов культурной памяти, проявлений локальной идентичности [5, с. 86], наличия общего социально-культурного контекста и т. д. Локальная идентичность объединяет «жителей той иной местности в отдельный, специфически организованный, социокультурный континуум. Именно в условиях подобного континуума, объединенного не при помощи административного деления (а порой и вопреки ему), но лишь на основе ментальных и социокультурных связей, наиболее четко прослеживаются динамика и трансформации общественных настроений» [6, c. 22].

С другой стороны, культурная среда, культурный портрет территории имеют и «внешние» факторы формирования, так как находятся под постоянным влиянием культурной политики того или иного административного уровня.

Так, О.Н. Астафьева отмечает: «Для нынешнего века, насыщенного глобальными вызовами и проблемами, характеризирующимся изменением роли государств, взаимозависимостью народов и их культур, значение философских оснований для соединения теории и практики, мышления и действия, познания реальности и проектирования будущего повышается. При этом повышается и ответственность государства за избираемую стратегию, за ценностно-смысловые основания, которые определяют ориентиры культурной политики как одного из видов стратегической управленческой деятельности» [7].

С этим тезисом сложно не согласиться, ведь сегодня мы являемся свидетелями становления новой российской идентичности, одним из механизмов формирования которой является федеральная культурная политика.

Ссылки:

1. Флиер А.Я. Культурная среда и ее социальные черты [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение : информ. гуманитар. портал. 2013. № 2. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/2/Flier_Cultural-Milieu/ (дата обращения: 25.06.2014).

2. Там же.

3. Дзякович Е.В. Трансформации локальных идентичностей в социокультурном пространстве современных российских регионов. М., 2010. 220 с.

4. Стрелкова Е.И. Концепция культурно-символической карты территории [Электронный ресурс] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 7. URL: http://www.online-science.ru/rT/products/cultyrol-ogy/gid1634/pg0/ (дата обращения: 01.08.2014).

5. Дзякович Е.В. Трансформации локальных идентичностей в социокультурном пространстве современных российских регионов.

6. Дзякович Е.В. Локальные идентичности. Динамика и трансформации. Saarbrücken, 2011. 288 с.

7. Астафьева О.Н. Культурная политика: теоретические аспекты и практика реализации [Электронный ресурс] // Современная наука : Актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2013. № 1-2. URL: http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/--gn13-01/717-a (дата обращения: 01.08.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.