Научная статья на тему '«Территориальная индивидуальность» и «Символический портрет» территории в контексте процессов глокализации'

«Территориальная индивидуальность» и «Символический портрет» территории в контексте процессов глокализации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
384
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМВОЛ / SYMBOL / СИМВОЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / SYMBOLIC SYSTEM / КУЛЬТУРНО-СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / SYMBOLIC PORTRAIT / ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / СИМВОЛИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / TERRITORIAL IDENTITY / CULTURAL-SYMBOLIC SPACE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Стрелкова Елена Игоревна

В данной статье рассматривается «территориальная индивидуальность» с точки зрения культурносимволических ресурсов. Автор вводит понятие «символический портрет» территории и анализирует его структурное содержание, а также практическую значимость для формирования и продвижения во внешнюю среду территориальной индивидуальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“TERRITORIAL INDIVIDUALITY” AND “SYMBOLIC PORTRAIT” TERRITORIES IN A CONTEXT OF PROCESS OF A GLOCALIZATION

In this paper a «Territorial individuality» is considered from a perspective of cultural-symbolic resources. Author introduces notion of “symbolic portrait” for territory, analyses its structural content and practical value for formation and advance of territorial identity into external environment.

Текст научной работы на тему ««Территориальная индивидуальность» и «Символический портрет» территории в контексте процессов глокализации»

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 6 (56) ноябрь-декабрь ^

Те

«&/ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ» И «СИМВОЛИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ» ТЕРРИТОРИИ В КОНТЕКСТЕ ПРОЦЕССОВ ГЛОКАЛИЗАЦИИ

УДК 008:304.4

Е. И. Стрелкова

Московский государственный университет культуры и искусств

В данной статье рассматривается «территориальная индивидуальность» с точки зрения культурно-символических ресурсов. Автор вводит понятие «символический портрет» территории и анализирует его структурное содержание, а также практическую значимость для формирования и продвижения во внешнюю среду территориальной индивидуальности.

Ключевые слова: символ, символическая система, культурно-символическое пространство, идентичность, символический портрет, территориальная индивидуальность.

E. I. Strelkova

Moscow State University of Culture and Arts

"TERRITORIAL INDIVIDUALITY" AND "SYMBOLIC PORTRAIT" TERRITORIES IN A CONTEXT OF PROCESS OF A GLOCALIZATION

In this paper a «Territorial individuality» is considered from a perspective of cultural-symbolic resources. Author introduces notion of "symbolic portrait" for territory, analyses its structural content and practical value for formation and advance of territorial identity into external environment.

Keywords: symbol, symbolic system, cultural-symbolic space, identity, symbolic portrait, territorial identity.

Культурологи, философы различных школ, антропологи по-разному трактуют значение и происхождение понятия «символ», однако в работах многих учёных признается, что символ является неотъемлемой частью социокультурной среды.

Наибольший интерес для нашей работы представляет символическая концепция культуры в интерпретации К. Гирца. В трактовке Гирца культура — это «стратифицированная иерархия значимых структур; она состоит из действий, символов и знаков. <...> Понятие культуры по сущест-

ву является семиотическим. Признавая вместе с Максом Вебером, что человек является существом, обвешанным паутиной значений, которую он сам сплёл, я рассматриваю культуру как эту паутину, и анализ её, поэтому, должен осуществляться не экспериментальной наукой, исследующей общие закономерности, а методом интерпретации исследуемых значений» [2, с. 5]. Следуя данной трактовке автором понятия культуры как системы символов и связующего их контекста, мы имеем возможность говорить о неоспоримо высокой значимости символа

76

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (56) ноябрь-декабрь 2013 76-79

в культуре вообще и в этнической культуре в частности.

Каждый этнос или субэтнос существует в своей определённой символической системе — наборе типичных символов, правил их взаимодействия и трактовки. Структурно-семиотический подход к анализу символических систем различных этнических групп является ключом к пониманию особенностей местной идентичности, которая, как правило, существует в пределах целостного социокультурного образования [4, с. 3—4].

Исследование культурно-символического потенциала региона необходимо, прежде всего, для понимания особенностей культуры в пространстве того или иного социума в ситуации как глобальных, так и локальных цивилизационных изменений.

В последнее время термин «глокализа-ция» получил довольно широкое распространение в научной среде, однако в рамках данной статьи мы предлагаем придерживаться трактовки, которую даёт в своём исследовании Е. М. Травина [8]. Исследование локальных территорий в рамках процессов глокализации является одной из ключевых на данный момент тенденций в социологии, культурологии, социокультурном проектировании.

Говоря о социокультурных процессах, происходящих в рамках определённого территориального образования, мы сталкиваемся с необходимостью рассмотрения проблем местной идентичности через понятие «глокализация». Е. В. Дзякович пишет, что «наряду с процессами глобализации, налицо и обратная тенденция — тенденция к созданию локальных информационных пространств, ограниченных социальными и/или территориальными факторами пространства. Соединение этих тенденций привело к возникновению представлений о процессах глокализации, происходящих в социуме» [3, с. 86]. Данные процессы в рамках изучения социокультурной среды территориального образования приводят нас к необходимости изучения локальной, «этнокультурной» идентичности.

Исследователи отмечают, что в условиях современной реальности, оказавшись в многогранном пространстве, состоящем из множества социальных и культурных полей, границы которых размываются процессами глобализации, человек, с одной стороны, становится носителем одновременно нескольких идентичностей, «гражданином мира», а с другой — проявляет все большее стремление к самоопределению, сохранению некоей этнокультурной идентичности. Как пишет И. В. Малыгина, «за термином "этнокультурная идентичность" стоит не столько логически строгое понятие, сколько концепт, отражающий феномен, нереду-цируемый к строго логической форме, но имеющий сложное социально-психологическое содержание и глубокие культурно-исторические корни» [5, с. 6]. Определённое таким образом понятие «этнокультурная идентичность» подтверждает наши рассуждения о сложной структуре культурно-символического пространства региона, анализ которой следует проводить, разделяя на «пласты» — концепты.

Современные территориальные образования, по мнению И. Митина, представляют собой симбиоз нескольких из семи типов символических пространств: научного, религиозного, политического, культурного, мифологического, памятного и делового, которые образуют «палимпсест места». Палимпсестом места И. И. Митин предлагает называть множественность пластов, интерпретируемых посредством «постоянного наделения тех или иных элементов места новыми смыслами и значениями (семиозис)» [6, с. 353—355]. Автор предлагает «мифогео-графический» подход к изучению территориальных культурных систем, состоящих из элементов культуры, интегрированных друг с другом через территорию. При этом данный подход позволяет нам рассматривать как реальные географические объекты, так и представления о них в культуре того или иного социума.

Понятие «палимпсеста места» интересно нам, прежде всего, тем, что позволяет гово-

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 6 (56) ноябрь-декабрь ^

рить о неразрывности и постоянном взаимодействии нескольких пластов в культурно-символическом пространстве той или иной территории, которые влияют на формирование местной идентичности.

Таким образом, на наш взгляд, имеет смысл говорить о некоем «символическом портрете» территории, который представляет собой совокупность культурных, исторических, религиозных и других символов, являющихся устойчивыми и узнаваемыми для конкретного географического места, которые в совокупности делают данное территориальное образование уникальным, формируют так называемый бренд территории.

Основой для формирования имиджа, бренда и репутации города является территориальная индивидуальность [1], которая включает в себя официальные характеристики территории (географическое положение, место на политической карте, официальное название и символику — герб, флаг, отличительные цвета и др.). Также важной составляющей территориальной индивидуальности является совокупность особенностей и ресурсов: природных, демографических, исторических, социальных и культурных особенностей, экономических характеристик, информационных ресурсов и т.п.

Необходимо отметить следующие специфические факторы, влияющие на формирование территориальной индивидуальности региона [7, с. 74]:

• географическое положение и глобальная геополитическая роль территории;

• природно-ресурсный потенциал территории; этнокультурные особенности территории; текущая визуальная политика и символика территории (геральдика).

Символический портрет (или, как ещё его молено назвать, бренд) территории, таким образом, должен строиться на основе устойчивых и узнаваемых для данной территории знаково-символических объектов: геральдических символов территории; знаковых исторических личностей; уникальных памятников культуры и архитектуры; кор-

поративных и товарных брендов (градообразующих предприятий, например, или традиционных для данной территории продуктов); социальных организаций (вузов, театров, библиотек); шоу-брендов (парков, кино, ресторанов, торговых центров); знаковых событий (выставок, семинаров, конференций, салонов, саммитов, олимпиад, конкурсов, чемпионатов) [1].

Фактически, символический портрет представляет собой набор культурных концептов, существующих в сознании носителей местной идентичности, а также «нерезидентов», получающих представление о регионе, относительно конкретного территориального образования. Таким образом, символический портрет служит не только и не столько самоопределению этнической группы, но и позволяет проецировать образ региона на внешнюю аудиторию.

Валено понимать, что любые компоненты символического портрета доллены основываться на уже существующих, быть может, часто забытых представлениях о регионе, то есть оставаться в рамках культурно-исторического контекста. В противном случае, он будет восприниматься населением региона как нечто искусственное, чулсдое.

Символический портрет региона доллсен быть адекватным, реалистичным, целостным и — одновременно — отличным от других, близких к нему образов.

Например, на фоне борьбы городов за лидерство и статус, ярким примером успешного брендирования территории на основе сложившегося «символического портрета» является Урюпинск — пожалуй, один из самых известных сегодня в России районных центров, географически относящийся к Волгоградской области и являющийся одновременно с этим одним из городов территориального образования Прихопе-рье. Пока более крупные города пытаются приблизиться к «столичности», Урюпинск уже более десяти лет остаётся в выигрыше, активно подчёркивая свою провинциальность. Бренд-проект «Урюпинск — столица российской глубинки» был разработан

в 2000 году и успешно работает по настоящее время.

Регион находится на пересечении требований различных целевых групп (туристов, уже имеющихся предприятий, населения, стремящихся к размещению в регионе новых предприятий). Общее внутреннее самосознание жителей служит при этом базой для достоверного внешнего выступления региона.

Здесь было бы уместно обратиться к концепции символического интеракционизма, который опирается на анализ символических аспектов социального взаимодействия субъектов, на описание, приближенное к этнографическому, а также на включённое наблюдение. Предполагается, что исследователь включается в некий культурно-социальных контекст, на основе которого уже интерпретирует поведение субъектов в рамках определённой территории и символического пространства. На основе таких на-

блюдений исследователь может составить цепочку символов и их значений — так называемый портрет социального мира.

В символических портретах, прежде всего, должны фиксироваться основные практики, организующие эти миры, и сопровождающие их символические структуры (идеологии, интерпретации, объяснения). Адекватность этих портретов должна проверяться не путём применения к ним стандартных методологических процедур, а путём консультаций с самими заинтересованными субъектами, а также в ходе культур-философского анализа.

Анализ культурно-символического пространства позволяет нам не только выявить наличие и особенности местной идентичности, составить символический портрет территории, но и осуществить социокультурное проектирование, прикладную значимость которого сложно недооценить в современных реалиях развития регионов.

Примечания

1. Важенина И. Имидж, бренд и репутация города [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. Режим доступа: http://www.advertology.ru/article47690.htm (дата обращения: 21.10.2013 г.)

2. Гирц К. Интерпретация культур. Москва : РОССПЭН, 2004. 560 с.

3. Дзякович Е. В. Трансформации локальных идентичностей в социокультурном пространстве современных российских регионов. Москва : Лабиринт, 2010. 220 с.

4. Дзякович Е. В., Стрелкова Е. И. Малые бренды российской глубинки. Прихоперье: метаморфозы местной идентичности. Москва : Лабиринт, 2009. 122 с.

5. Малыгина И. В. В лабиринтах самоопределения: опыт рефлексии на тему этнокультурной идентичности : монография. Москва : МГУКИ, 2005. 282 с.

6. Митин И. И. Палимпсест, место как палимпсест [Материалы к словарю гуманитарной географии] // гуманитарная география: научный и культурно-просветительский альманах. Вып. 2 / отв. ред. и сост. Н. Замятин. Москва : институт Наследия, 2005. С. 351—353.

7. Сачук Т. В. Территориальный маркетинг : учебное пособие. Санкт-Петербург : Питер, 2009. 368 с.

8. травина Е. М. Этнокультурные и конфессиональные конфликты в современном мире. санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2007. 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.