Научная статья на тему '«Культурная революция» в СССР: идеология, практика, результаты (1920-1930-е годы)'

«Культурная революция» в СССР: идеология, практика, результаты (1920-1930-е годы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9786
1363
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная революция / «культурная революция» / СССР / 1920-1930-е годы / материальное и духовное / объективный и субъективный факторы / человеческий фактор / образ жизни / social revolution / “cultural revolution” / USSR / 1920-1930s / material and spiritual / objective and subjective factors / human factor / way of life

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анатолий Аркадьевич Фролов, Сергей Иванович Аксёнов

На материале советской истории 1920-1930-х годов и с обращением к предшествующей истории устанавливается объективная необходимость закрепления и развития достижений со-циально-политической революции в культуре общества, во всех сферах общественной и лич-ной жизни. Революция в политической власти и экономике окончательно побеждает и завершается, когда глубоко преобразует сознание общества, его мораль и нравственность, верования и обы-чаи, традиции, привычки повседневного поведения людей. Коренным образом изменилась идеология, мораль и нравственность, свойственные сис-теме производственных отношений социального управления. Их духовно-нравственные осно-вы значительно расширялись. Возрастала роль «человеческого фактора», путем все более зна-чительного приобщения людей к управлению делами государства и общества. Отмечается: растущая активность женщин, подростков и молодежи, роль «единой тру-довой школы» в социально-культурных преобразованиях; расширение сети учреждений куль-туры, образования и искусства; радикальное изменение содержания художественных средств искусства. В 1920-1930-х годах в СССР положено начало исторически новому этапу развития чело-веческой цивилизации на основе «очеловечивания» экономики, гуманизации всех сфер обще-ственной и личной жизни. Принципиально изменяется характер, показатели «качества жизни». Начавшееся в середине 1920-х годов и ставшее глубоким с начала 1930-х годов социаль-ное расслоение в системе образования на подготовку рабочего люда и «элиты», отход от вос-питания «нового человека» в сторону человека-профессионала – в большой мере предопреде-лили общественно-политические события 1980-1990-х годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"CULTURAL REVOLUTION" IN THE USSR: IDEOLOGY, PRACTICE, RESULTS (1920-1930S)

The need in the development of the achievements of the social revolution in the culture of soci-ety, in all spheres of public and personal life is established on the material of the Soviet history of the 1920-1930s with reference to the preceding history. The revolution in political power and economics finally wins only when it deeply transforms the consciousness of society, its morality and ethics, beliefs and customs, traditions, habits of every-day conduct of people. The “Cultural Revolution” in the RSFSR-USSR acquired a special significance and became ex-tremely difficult not only due to the large weakness of pre-revolutionary Russia in politics, economics and culture, but also due to the fact that an entirely new culture has to be created on the basis on communal property of the tools and results of labor. The ideology, morality and ethics peculiar to the system of production relations of social man-agement have changed radically. Their spiritual and moral foundations expanded significantly. The role of the “human factor” has increased due to the growing involvement of people in the management of state and society affairs. It is noted by the growing activity of women, adolescents and young people, the role of the “unified labor school” in socio-cultural transformations; expanding network of cultural, educational and art institutions; radical change in the content of means of art. In the 1920-1930s the USSR laid the foundation for the historically new stage in the develop-ment of human civilization based on the “humanization” of the economy, the humanization of all spheres of public and personal life. The essense and indicators of «quality of life» are fundamentally changing. The social stratification in the education system for training the working people and the “elite” begins in the mid-1920s and deepens since the early 1930s, the shift of the focus in aims of education from a “new man” towards a professional person predetermined to a large extent social and political events in the 1980-1990s.

Текст научной работы на тему ««Культурная революция» в СССР: идеология, практика, результаты (1920-1930-е годы)»

советский вариант взаимодействия власти и общества // Проблемы современного образования. 2016. №6. С. 100-110.

4. Сборник. Б.м., Б.г. - Сборник декретов и постановлений рабоче-крестьянского правительства по народному образованию. Вып. I. (С 28 октября 1917 г. по 7 ноября 1918 г.). Издание Народного Комиссариата по просвещению. Б.м , Б.г. 204 с.

5. Овчинников, Козлова, Петухова, 2019 - Овчинников А.В., Козлова Г.Н., Петухова И.В. Власть и общество в развитии общего образования в России (XIX в. - конец XX в.): Монография. М.: Научно -издательский центр ИНФРА-М. 2019. 230 с.

6. Половецкий, 2017 - Половецкий С.Д. О некоторых предпосылках расцвета русской педагогической мысли во второй половине XIX - начале XX вв. // Воспитание и социализация молодежи: потенциал историко-педагогического познания в контексте вызовов современности. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции - XXXII сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования. Нижний Новгород, 25-26 сентября 2018 г. Волгоград: Редакционно-издательский центр ВГАПО, 2018. С. 312-315.

УДК 321

«КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» В СССР: ИДЕОЛОГИЯ, ПРАКТИКА, РЕЗУЛЬТАТЫ (1920-1930-Е

ГОДЫ)

Анатолий Аркадьевич Фролов

Доктор педагогических наук, профессор Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина Научный консультант НИЛ "Воспитательная педагогика А. С. Макаренко " Сергей Иванович Аксёнов Кандидат педагогических наук, доцент Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина Научный сотрудник НИЛ "Воспитательная педагогика А.С. Макаренко"

На материале советской истории 1920-1930-х годов и с обращением к предшествующей истории устанавливается объективная необходимость закрепления и развития достижений социально-политической революции в культуре общества, во всех сферах общественной и личной жизни.

Революция в политической власти и экономике окончательно побеждает и завершается, когда глубоко преобразует сознание общества, его мораль и нравственность, верования и обычаи, традиции, привычки повседневного поведения людей.

Коренным образом изменилась идеология, мораль и нравственность, свойственные системе производственных отношений социального управления. Их духовно-нравственные основы значительно расширялись. Возрастала роль «человеческого фактора», путем все более значительного приобщения людей к управлению делами государства и общества.

Отмечается: растущая активность женщин, подростков и молодежи, роль «единой трудовой школы» в социально-культурных преобразованиях; расширение сети учреждений культуры, образования и искусства; радикальное изменение содержания художественных средств искусства.

В 1920-1930-х годах в СССР положено начало исторически новому этапу развития человеческой цивилизации на основе «очеловечивания» экономики, гуманизации всех сфер общественной и личной жизни. Принципиально изменяется характер, показатели «качества жизни».

Начавшееся в середине 1920-х годов и ставшее глубоким с начала 1930-х годов социальное расслоение в системе образования на подготовку рабочего люда и «элиты», отход от воспитания «нового человека» в сторону человека-профессионала - в большой мере предопределили общественно-политические события 1980-1990-х годов.

Ключевые слова: социальная революция, «культурная революция», СССР, 1920-1930-е годы, материальное и духовное, объективный и субъективный факторы, человеческий фактор, образ жизни.

"CULTURAL REVOLUTION" IN THE USSR: IDEOLOGY, PRACTICE, RESULTS (1920-1930S)

Anatoly Arkadyevich Frolov

DSc in Education, Professor Nizhny Novgorod State Pedagogical University Sergey Ivanovich Aksyonov

PhD of Education, Associate Professor Nizhny Novgorod State Pedagogical University

The need in the development of the achievements of the social revolution in the culture of society, in all spheres of public and personal life is established on the material of the Soviet history of the 1920-1930s with reference to the preceding history.

The revolution in political power and economics finally wins only when it deeply transforms the consciousness of society, its morality and ethics, beliefs and customs, traditions, habits of everyday conduct of people.

The "Cultural Revolution" in the RSFSR-USSR acquired a special significance and became extremely difficult not only due to the large weakness of pre-revolutionary Russia in politics, economics and culture, but also due to the fact that an entirely new culture has to be created on the basis on communal property of the tools and results of labor.

The ideology, morality and ethics peculiar to the system of production relations of social management have changed radically. Their spiritual and moral foundations expanded significantly. The role of the "human factor" has increased due to the growing involvement of people in the management of state and society affairs.

It is noted by the growing activity of women, adolescents and young people, the role of the "unified labor school" in socio-cultural transformations; expanding network of cultural, educational and art institutions; radical change in the content of means of art.

In the 1920-1930s the USSR laid the foundation for the historically new stage in the development of human civilization based on the "humanization" of the economy, the humanization of all spheres of public and personal life. The essense and indicators of «quality of life» are fundamentally changing.

The social stratification in the education system for training the working people and the "elite" begins in the mid-1920s and deepens since the early 1930s, the shift of the focus in aims of education from a "new man" towards a professional person predetermined to a large extent social and political events in the 1980-1990s.

Keywords: social revolution, "cultural revolution", USSR, 1920-1930s, material and spiritual, objective and subjective factors, human factor, way of life.

Понятие «культурная революция» возникло в ходе Октябрьской революции 1917 г. [Прохоров, 1977, с.143] Таким образом обозначается коренной переворот в духовной жизни общества, во всех его сферах: в социально-экономическом укладе, политической системе, общественном управлении. Эти революционные изменения должны появиться и закрепиться в новой морали и нравственности, повседневной жизни человека, в его отношении к труду, обществу, к самому себе.

Новый экономический и политический уклад полностью побеждает и может успешно развиваться, когда он широко поддерживается и регулируется общественным мнением, новыми традициями и обычаями, нормами жизни, верованиями и привычками, личными убеждениями людей. У них возникает готовность сознательно и активно поддерживать и развивать социальную справедливость данного общественного строя.

Так это было во всей предшествующей истории, при переходе от феодального общества к демократическому, в эпоху Возрождения и Реформации. Была кровопролитная и длительная борьба, в течение 2 -х столетий. Радикальные преобразования происходили в культуре народа, совершалась «культурная революция».

В России значимость «культурной революции» осознавалась в споре социал-демократов по вопросу: готова ли страна к социалистическому пути развития. Это была отсталая в социально-экономическом и культурном отношении страна с преимущественно крестьянским населением.

«Большевики» взяли курс: сначала социально-политическая революция, она позволит быстро и широко осуществлять культурные преобразования.

Октябрьский переворот 1917 г. был необычно успешным; советская власть мгновенно распространилась по всей России. Сопротивление правящих ранее сил России, попытки иностранной интервенции, огромная военная помощь «белым» генералам и адмиралам ввергли страну в Гражданскую войну, максимально усилили ее бедствия. Но прошла она сравнительно (с другими странами) быстро, в 3 года (на окраинах -4-5 лет).

«Культурная революция» была объявлена в стране в 1923 г. [Прохоров, 1977, с.142] Она ни в коей мере не должна была проходить в духе «просветительства» народа его «элитой» (хотя и было Министерство просвещения). Магистральная линия «культурной революции» - непосредственное приобщение массы трудящихся к управлению хозяйственной, государственной и общественной жизнью, к социальному творчеству. Это фундаментальная основа рождения новой культуры, воспитания «нового человека».

В русле данного направления должно происходить приобщение к мировым, историческим достижениям науки, культуры, искусства. Их творческое развитие совершается на новых мировоззренческих и социально-гуманитарных основах.

Октябрьская революция (и всякая революция) совершалась как историческая необходимость коренного изменения материальной базы общества. Это мотивировалось идеологически, отражая назревшие по-

требности и интересы новых социальных сил. Трудящиеся, непосредственные производители материальных благ впервые в истории стали претендовать на главенство в собственности на средства производства и результаты труда, в системе общественных отношений, социального управления, культуры и искусства.

Труд все более предстает в своей самоценности, не просто как средство материального благосостояния, но и как необходимое условие полноценного развития личности, ее духовного богатства, защищенности и человеческого достоинства. Неизмеримо возрастает значение «идеального» фактора. Идеи социализма совпадают с многовековыми надеждами и чаяньями трудового народа, рабочих и крестьян.

По существу материальное и идеальное освобождаются от их механического противопоставления. Субъективный фактор социального развития приобретает все более важную роль в его обратном влиянии на объективные условия. «Человеческий фактор» на каком-то этапе общественного развития выходит на первый план.

Социально активизируется половина населения страны - женщины. В сферу общественной жизни активно включается, наверное, четверть населения - дети, подростки, молодежь, они уже не «подопечная мелочь». Действуют их объединения, комсомол, пионерия. Общественно-активной стала «единая трудовая школа» [Баллер, 1965, с.560-563].

Народы страны объединились в единый Союз республик. Морально-политическое единство всех социальных сил стало первоосновой успешного решения стоящих перед страной в 1920-1930-х годах труднейших и срочных задач. Символ единения: слово «товарищ» - быстро вошло в лексикон не только деловых, общественных отношений, но и повседневного общения людей.

В 1920 г. началось обучение грамоте на родном языке населения до 50 лет, впервые в России создается всеохватывающая система государственных бесплатных школ, внешкольных и дошкольных учреждений, библиотек, музеев, медицинских учреждений, здравниц, домов отдыха. Появились парки культуры и отдыха, дома и дворцы культуры, дома народного творчества. Широко развернулась сеть народных театров, клубов; в их среде возникло массовое явление «художественной самодеятельности», оно породило выдающихся деятелей искусства.

Расширены общественные организации: ассоциации писателей, художников, журналистов, организации по охране детства, по борьбе с детской беспризорностью и правонарушениями несовершеннолетних, помощи авиации и флоту, помощи зарубежным «борцам революции» (МОПР), содействия развитию физкультуры и спорта.

Произошло революционное обновление содержания и средств художественной литературы, публицистики, музыки, театра, живописи, архитектуры, скульптуры. Они прониклись идеями героического созидания лучшего мира, служения общему благу, воспитания «нового человека». Создан своеобразный, советский художественный стиль эпохи 1920-1930-х годов.

Идеи нового образа жизни воплощаются в создании новой среды обитания людей, в изменении конструкции жилых зданий, в новаторском градостроительстве. Происходит развитие коммунальной системы жительства. В 1930-е годы, в связи с возникновением крупных промышленных центров, реализуются планы «социалистических городов» (соцгородов). Это зоны, где работа на производстве комплексно сочетается со здоровым культурным отдыхом, с общественной деятельностью, физкультурой и спортом, занятиями по интересам.

В начале 1930-х годов происходят судьбоносные изменения в общем среднем и высшем образовании. Лозунг «Кадры решают все» повернул их к задачам профессионального обучения. Воспитание «нового человека» стало забываться. Средняя школа перестала быть «трудовой», превратилась в «школу учебы», школу знаний. Воспитание свелось к «воспитывающему обучению».

В середине 1920-х годов началось раздвоение системы образования: общее и среднее профессиональное образование с производительным трудом - и средняя и высшая школа без производительного труда, школа для интеллектуальной и социальной «элиты» [Баллер, 1965, с.560-563].

Возникшее в системе образования социальное расслоение стало одной из глубинных причин того, что немалая часть 3-го поколения советских людей в 1980-х годах отвернулась от советских и социалистических ценностей, повернулась к образу жизни западного и «потребительского общества».

Высокие цели и содержание «Культурной революции» ярко отразились в социально-педагогическом и литературном творчестве А.С. Макаренко 1920-1939 гг. Современное издание его трудов в 9 томах удостоено Премии Правительства РФ 2017 г. в области образования [Макаренко, 2007-2017].

Литература

1. Баллер, 1965 - Баллер Э.А. Культурная революция в СССР // Педагогическая энциклопедия в 4-х томах. Том 2. - Гл.ред. И.А. Каиров, М.: Советская энциклопедия, 1965. С. 559-563.

2. Прохоров, 1977 - Прохоров А.М.Социалистическая индустриализация страны, коллективизация сельского хозяйства, культурная революция. Победа и упрочение социализма (1926-1941) / Большая советская энциклопедия [Текст]: В 30 т. Т.24. Кн. 2. СССР / Гл.ред. А.М. Прохоров. - 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1977. - С.139-145.

3. Макаренко, 2007-2017 - Макаренко А.С. Школа жизни, труда, воспитания: учебная книга по истории, теории и практике воспитания / сост., коммент. А. А. Фролов, Е. Ю. Илалтдинова, С. И. Аксёнов.

В 9-ти частях (томах). Н. Новгород, ВВАГС, Мининский университет. 2007-2017: Часть 1. - 2007. - 361 с., Часть 2. - 2008. - 409с. Часть 3. - 2009. - 365с., Часть 4. - 2010. - 352 с., Часть 5. - 2011. - 300с., Часть 6. - 2013. - 350с., Часть 7. - 2014. - 368 с., Часть 8. - 2015 - 358 с., Часть 9. - 2017. - 399с.

УДК 38(07)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ФЕНОМЕН ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

Светлана Владимировна Фролова

Кандидат педагогических наук, доцент Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Елена Юрьевна Илалтдинова Доктор педагогических наук, заведующий кафедрой Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Образовательное пространство является неотъемлемой частью образования личности, однако данный феномен в современной педагогической науке трактуется неоднозначно. Это связано с терминологическим многообразием и существованием различных методологических подходов в педагогических исследованиях. В статье рассматривается феномен образовательного пространства в системе философского знания. Авторы анализируют развитие концепции пространства в философии. Феноменологическая философия (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер) определяет событийность пространства и темпоральную связь его элементов, образуя понимание пространства как взаимосвязь отсылок элементов друг другу. Субъекты образовательного пространства проживают образовательную действительность в «единой судьбе», именно это позволяет говорить о наличии взаимосвязей и взаимозначимостей в пространстве. На основе анализа философского феномена пространства авторы выявляют ряд исключительных признаков образовательного пространства: нелинейность и непредопределенность во времени; незамкнутость по его физическим признакам (преодоление территориальных границ), с одной стороны, и с другой - по наличию множественности смысловых значений в нем (рождение субъективных смыслов как результатов деятельности для самих субъектов данного пространства); подвижность и интенциональность, возникающие за счет не только подвижности его субъектов, но и за счет наличия постоянных изменений самих субъектов и объектов в пространстве; целостность, однородность разного; событийность.

Ключевые слова: пространство, философия образования, образовательное пространство.

EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A PHILOSOPHIC PHENOMENON

Svetlana Vladimirovna Frolova

PhD in in Education, Associate Professor Nizhny Novgorod State Pedagogical University Elene Yurievna Ilaltdinova

DSc in Education, Head of Department Nizhny Novgorod State Pedagogical University

Educational environment is an integral part of the education of the individual, but this phenomenon is interpreted ambiguously in modern Pedagogy. This is due to the terminological diversity and the existence of various methodological approaches in educational research.

The article deals with the phenomenon of educational environment in the system of philosophical knowledge. The authors analyze the development of the concept of space in philosophy. Phenom-enological philosophy (E. Husserl, M. Heidegger) defines the eventfulness of space and the temporal relationship of its elements, forming the understanding of space as the relationship of sending elements to each other. The subjects of the educational space have a "shared destiny" in the educational reality, and this is precisely what makes it possible to speak about the existence of interconnections and mutual significance in space. Based on the analysis of the philosophical phenomenon of space, the authors reveal specific features of the educational environment: non-linear and uncertain over time; open in its physical characteristics (overcoming territorial boundaries), and according to the presence of a plurality of semantic meanings in it (the birth of subjective meanings as the results of experience for the subjects of a given space); mobility and intentionality arising at the expense of not only the mobility of its subjects, but also due to the presence of constant changes of the subjects and objects in space; integrity, homogeneity of different; evenfulness.

Keywords: space, philosophy of education, educational environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.