Научная статья на тему '«КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» В РЕСПУБЛИКЕ КАРАКАЛПАКСТАН В МЕМУАРАХ ОЧЕВИДЦЕВ'

«КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» В РЕСПУБЛИКЕ КАРАКАЛПАКСТАН В МЕМУАРАХ ОЧЕВИДЦЕВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
711
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
Ключевые слова: «культурная революция» / В.И. Ленин / ликвидация безграмотности / Амударьинский отдел / Республика Каракалпакстан / народные массы / строительство социалистического общества. / Keywords: "Cultural revolution" / V.I. Lenin / liquidation of illiteracy / Amudarya department / Republic of Karakalpakstan / popular masses / building a socialist society.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пирниязова Т.О.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы «культурной революции» в Республике Каракалпакстан на основе мемуарных документов. Автором были раскрыты и плюсы, и минусы этого процесса. Приводятся данные и из архивных источников. Ключевые слова: «культурная революция», В.И. Ленин, ликвидация безграмотности, Амударьинский отдел, Республика Каракалпакстан, народные массы, строительство социалистического общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“CULTURAL REVOLUTION” IN THE REPUBLIC OF KARAKALPAKSTAN IN THE MEMOIRS OF OWNERS

Abstract. The article examines the issues of the "cultural revolution" in the Republic of Karakalpakstan on the basis of memoir documents. The author revealed both the pros and cons of this process. Data from archival sources are also presented.

Текст научной работы на тему ««КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» В РЕСПУБЛИКЕ КАРАКАЛПАКСТАН В МЕМУАРАХ ОЧЕВИДЦЕВ»

HISTORICAL SCIENCES

УДК 930.85 (575.172)

Пирниязова Т.О. Медицинский институт Каракалпакстана DOI: 10.24412/2520-2480-2021-289-4-11 «КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» В РЕСПУБЛИКЕ КАРАКАЛПАКСТАН В МЕМУАРАХ

ОЧЕВИДЦЕВ

Pirniyazova T.O.

Medical Institute of Karakalpakstan

"CULTURAL REVOLUTION" IN THE REPUBLIC OF KARAKALPAKSTAN IN THE MEMOIRS OF

OWNERS

Аннотация.

В статье рассматриваются вопросы «культурной революции» в Республике Каракалпакстан на основе мемуарных документов. Автором были раскрыты и плюсы, и минусы этого процесса. Приводятся данные и из архивных источников. Abstract.

The article examines the issues of the "cultural revolution " in the Republic ofKarakalpakstan on the basis of memoir documents. The author revealed both the pros and cons of this process. Data from archival sources are also presented.

Ключевые слова: «культурнаяреволюция», В.И. Ленин, ликвидация безграмотности, Амударьинский отдел, Республика Каракалпакстан, народные массы, строительство социалистического общества.

Keywords: "Cultural revolution", V.I. Lenin, liquidation of illiteracy, Amudarya department, Republic of Karakalpakstan, popular masses, building a socialist society.

Термин «культурная революция» [17] в России появился в «Манифесте анархизма» братьев Гординых в мае 1917 года, а в советский политический язык введён В.И. Лениным в 1923 году в работе «О кооперации» [22]: «Культурная революция - это ... целый переворот, целая полоса культурного развития всей народной массы».

Культурная революция - комплекс мероприятий, осуществлённых в Советской России и СССР. Они были направлены на коренную перестройку культурной и идеологической жизни советского общества. Целью же было формирование нового типа культуры как часть строительства социалистического общества [18], в том числе увеличение доли выходцев из пролетарских классов в социальном составе интеллигенции. [21]

По мнению зарубежных исследователей, культурная революция в СССР на практике зачастую буксовала. Она была массово реализована лишь в годы первых пятилеток. [42] Это была программа, целью которой была трансформация национальной культуры. Поэтому считается, что период культурной революции в СССР проходил, по мнению ряда историков, лишь в период 1928-1931 годов. [10, с. 181-201; 43, с. 202-209] Хотя в современной историографии этот период зачастую оспаривается.

Культурная революция 1930 годов понималась как часть больших преобразований общества и народного хозяйства, наряду с индустриализацией и коллективизацией. [12, с.531-532] Также, в ходе культурной революции значительной перестройке и реорганизации подверглась и организация научной деятельности в Советском Союзе. [29; 20]

Для реализации данной программы в первые месяцы советской власти была создана сеть органов партийно-государственного управления культурной жизнью общества: Агитпроп (отдел ЦК ВКП(б)), Главполитпросвет, Наркомпрос, Главлит и другие. Были национализированы учреждения культуры: издательства, музеи, кинофабрики; была отменена свобода печати. В области идеологии была широко развёрнута атеистическая пропаганда, начались гонения на религию, в храмах устраивались клубы, склады, производства, вводилась жёсткая цензура. [34]

Большая часть населения Советской России не имело образования, поэтому первым шагом культурной революции была борьба с безграмотностью. Но всеобщее начальное образование было фактически введено в 1930 году, а массовая безграмотность была ликвидирована после Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. [32, с. 81-101]

В это время были созданы национальные алфавиты многих народностей, в том числе и каракалпаков. Была развёрнута широкая сеть рабочих факультетов для подготовки трудящейся молодёжи к поступлению в вузы, в которые сначала был открыт путь только молодёжи пролетарского происхождения независимо от наличия начального образования. Хотя идеологическая гегемония в проведении культурной революции всегда оставалась за партией большевиков. Большую роль в выполнении задач партии по проведению культурной революции играл комсомол. [33, с.262, 288]

К успехам культурной революции можно отне-

сти повышение уровня грамотности до 87,4% населения (по переписи 1939 года), создание обширной системы общеобразовательных школ, значительное развитие науки и искусства. [21]

Вместе с тем была сформирована официальная культура, основанная на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры и образования, что было необходимо для формирования большого количества производственных кадров [12, с.531-532] и формирования новой «советской интеллигенции» из рабоче-крестьянской среды. [33; 19]

Считается, что в этот период средствами большевистской идеологизации был произведён разрыв с традициями многовекового исторического культурного наследия всех народов, вошедших в состав Советской России. [21] Например, в Средней Азии и по всей подсоветской части мусульманского мира в 1927-1929 годах прошло небывалое истребление «арабистов», то есть «грамотных» по-арабски. Дело в том, что у казанских и крымских татар, башкир, азербайджанцев, узбеков, каракалпаков, таджиков, киргизов, калмыков письменность была давным-давно. Самым молодым был литературный казахский язык, сложившийся во 2-й половине XIX века. Хотя еще в V веке до н.э. на основе арамейского письма была разработана древнейшая письменность в Центральной Азии - хорезмийская письменность. Хорезмийское письмо использовалось до УШ века. При раскопках памятников древнего Хорезма, включая дворец Топрак-калы (территория современного Каракалпакстана - Т.П.) обнаружены документы на коже и дереве - на дощечках и палках. Все они написаны «тушью» (черными чернилами). Их письмо может быть определено как ран-нехорезмийский курсив. [36]

Таким образом, было определено, что до 1927 года письменный каракалпакский язык имел арабскую графику, а с 1927 года - латинскую и с 1940-го - русскую. [36] Поэтому еще в 1918 году в Аму-дарьинском отделе народного образования были открыты 8 начальных школ в Нукусе, Назархане, Чимбае, Бий-Базаре, Шейх-Аббазе, Сарыбие и других уездах с охватом 470 детей. А уже в июне 1919 года в Турткуле открылись ликбезы, на которых обучалось 420 человек. [42, л.9]

В Амударьинском отделе насчитывалось 16 тыс. детей школьного возраста, для обучения которых требовалось более 300 учителей. В 1922 году имелось 19 школ и 9 детских домов. Организацию начального образования возглавили Х. Мазитов, Е. Кожуров, Ю. Ахметов, Х. Салимов, К. Авезов, Кази Маулик Бекмухаммед улы и другие. [16, с.52-55] Они начали обучать школьников арабской графике, создавать учебники на понятном народу языке. С. Мажитов на основе реформированного арабского алфавита составляет первые учебники «Алипбе» («Букварь»), «О^ыу китабы» («Книга для чтения»), «Егеделер сауаты» («Грамота для взрослых»).

В Казахско-Каракалпакской АО Хорезмской республики по инициативе Хамза Хаким-заде Ни-язи начальное обучение велось в Ходжейлийском

интернате, здесь же открылись вечерние курсы ликбеза для взрослых (60 чел.), создана школа для воинов. [37, с. 96]

Тем не менее, как справедливо критиковал А. Досназаров, «... из местного населения за шесть лет существования советской власти (1917-1923 - Б.К., Х.О.) ни один человек не был отправлен на учебу». [15, с. 87] Только в 1927 году Каракалпакстану дали по разверстке места в Казпединституте - 6; Ленинградском пединституте - 2; МГУ - 1; САГУ - 36; Оренбургском рабфаке - 5. [43, л.16] В 1932 г. в среднеазиатские вузы были направлены 43 человека, в том числе У. Халмуратов (ТашМИ), М.А. Мухаммедов (Ростовмединститут), Ш. Балтабаев, Т. Бекимбетов и Я.М. Досумов (ТашПИ), У. Буле-шов (САГУ), У. Уразов (Ленинградский геологический институт), Ж.А. Урумбаев (ЦНИИ педнаук).

Если ранее вопрос о смене арабского алфавита обсуждали в основном лингвисты, деятели культуры (Е. Поливанов, А. Малов, К. Аимбетов, К. Убайдуллаев, Н. Давкараев, Н. Баскаков), то утверждение моноидеологии конца 1930-х годов сделали его не просто лингвистическим, но и остро политическим. Власть рассматривала арабский алфавит как символ всего отсталого, средневекового, религиозно-мусульманского. С 1 августа 1927 года в Ка-ракалпакстане ввели латинизацию алфавита, организовывались вечерние курсы, создавались кружки друзей и комитеты по содействию, на страницах газеты «Еркин каракалпак» широко освещалось значение нового алфавита. [42, л.132]

С 1929 года школы стали пользоваться учебниками, написанными С. Мажитовым на латинской графике «Каракалпакский букварь», «Урок по каракалпакскому языку», «Грамматика каракалпакского языка». В итоге литературные памятники старой графики вышли за пределы духовного оборота нации.

В период кампании «Топылыс» («Худжум») отмечалось, что «. если в КАО почти 99% неграмотных, из них 50% составляют женщины. Предусматривается по всей области только одна школа для женщин». [1, с. 87] В 1931 году функционировали 19 женских школ. Именно в это время на политическую и общественную арену вышли Ж. Сеи-това, Ф. Кадырова, Г. Бекназарова, Ш. Артыкова, А. Арзиева, З. Усербаева, М.Ф. Муратова, З. Жума-назарова, У. Бекмуратова, Х. Танташева и др.

В Каракалпакстане функционировали педтех-никум, сельхозтехникум, финансовый техникум, работали приезжие наставники А.А. Яковлев, С.А. Шайтир (Москва), Р.Г. Адигамов, Я.Ш. Якупова (Уфа), А.Д. Уразаева (Ташкент) и др. Отрадно отметить, что среди выпускников этих средних учебных заведений выросли известные государственные деятели и писатели и ученые Каракалпакстана П. Сеитов, К. Аимбетов, Т. Бекимбетов, К. Убай-дуллаев, Ж. Аймурзаев, Н. Сагитов, С. Камалов, М. Нурмухамедов и др.

1 сентября 1934 г. был открыт Учительский институт с двумя отделениями: каракалпакский язык и литература, физико-математическое. Централь-

ные вузы командировали М.А. Панкратову (Ростов), М.Г. Бабайкину (Ульяновск), Л.А. Щелкову (Киров), М.Г. Галикеева (Бухара), А.Д. Уразбаева (Ташкент), Г.Г. Адгамова и С.И. Шайтыр (Москва), П.И. Сенина (Курск). Среди преподавателей были и местные кадры: Д.Б. Базаров, Н. Давкараев, Т.Б. Бекимбетов, А. Бегимов, О.Б. Булешов, Я. Досумов, М.А. Музаффаров, С.Б. Булатов и др. За время своего существования Учительский институт подготовил 118 преподавателей каракалпакского языка и 67 преподавателей русского языка, 80 учителей физики и математики, 27 учителей истории. [35, с. 812]

В результате, в 1938 г. количество начальных школ в Каракалпакии увеличивается до 641 с охватом 73 тыс. учащихся, где обучали более 2 тыс. учителей. Учительский институт увеличил количество учащихся с 65 до 125 человек, педтехникум - с 230 до 350, педрабфак - с 250 до 270, курсы по подготовке учителей начальной школы - со 100 до 250, переподготовка учителей - со 150 до 200 человек. Для покрытия дефицита требовалось пригласить из других республик 150 человек. По переписи населения 1941 года по республике было учтено 74525 человек неграмотных. [37, с. 96]

«Большой террор» 1930-х годов репрессировал видных учителей и руководителей народного образования Н. Кеулимжаева, Х. Нагметуллаева, К. Са-дуллаева, С. Мажитова, О. Ерманова, У. Бекимбе-това, А. Куленова, Р. Хакимниязова, Д. Ахметова, Р. Мажитова, Ж. Жаксымуратова, С. Тореева, К. Туреева, А. Бабажанова, Т. Айтымова и др. [8]

Введение обязательного изучения русского языка в каракалпакских, казахских и узбекских школах (1938 г.) проводилось в сочетании с переводом каракалпакского алфавита на русскую графику. С 1 сентября 1940 г. в младших классах всех типов школ началось преподавание и обучение на основе каракалпакского алфавита, основанного на русской графике.

На фронтах второй мировой войны сражались преподаватели Учительского института Н.А. Ас-фандияров, М.Г. Галикеев, С.Б. Булатов, Д.Б. Базаров, Т. Бекимбетов, Я.М. Досумов, М. Турсунов, студенты А.Б. Бекбасов, А. Нурманов, А. Панабер-генов, Р. Сапаров и др.

Наставничество в тылу продолжили эвакуированные профессора С.А. Фишер, Н.Д. Щепкин, Н. Нефёдов, Г.Д. Петров, Б.Д. Франк, А.Н. Сидоров, М.В. Щеглов. Узбекистан направил преподавателей П. Ермолова, Е.А. Анисимову, Т. Хамраева, Ш. Камалова, Х. Хайритдинова, З.М. Биккулову, С. Омарова, Ж.С. Такибаеву, Б.В. Левина. В результате в 1944 г. был открыт Педагогический институт с тремя факультетами: каракалпакский язык, литература и история; физико-математический; русский язык и литература. [26, с. 36-38]

Тем не менее, в Каракалпакстане совершенно не готовились кадры средней квалификации по животноводству, ветеринарии, механизации и ирригации, между тем животноводство после хлопка в ККАССР являлось весьма важной отраслью сель-

ского хозяйства. Только в 1970-е годы были организованы 16 техникумов и 44 профтехучилищ.

Руководители Каракалпакстана К. Камалов, Д. Ешимбетов, Е. Айтмуратов, С.К. Камалов при содействии руководителя Узбекистана Ш. Рашидова добились открытия в 1976 г. в Нукусе государственного университета на базе пединститута. [6, л. 88] За 1976-1985 гг. университет выпустил 5214 специалистов по 19 профессиям. [14] Накануне приобретения независимости, в 1990 г. был организован Нукусский педагогический институт. В конце 1980-х годов в республике функционировало 25 техникумов, 45 профтехучилищ. Различными видами обучения было охвачено 393,8 тыс. человек.

Придавая особую важность организации научно-исследовательских работ правительство Каракалпакстана организовало 12 августа 1931 года Каракалпакский комплексный научно-исследовательский институт. [42, л.92] Открытие в Турткуле НИИ приобрело важное значение, так как это был первым и единственным в то время научно-исследовательским институтом в Хорезмском оазисе. Первым директором ККНИИ был назначен Н.А. Гнеденко, ученым секретарем - Н.А. Баскаков. Институт подчинял цели и задачи своей практической работы целиком и полностью повседневным интересам экономического и культурного развития Каракалпакской республики. [13, с. 81] Ученые разрабатывали темы: «Сельское хозяйство ККАССР и его социальная реконструкция», «Дейгиш и меры борьбы с ним», «Обработка геологических материалов на Устюрте», «Пути промышленного развития ККАССР на базе сельскохозяйственного сырья, минеральных ресурсов и местных полезных ископаемых», «Каракалпакский терминологический словарь», «Материалы по истории восстания 1916 года», «Основные этапы истории каракалпаков» и др. В аспирантуру Института национальностей (Москва) были направлены Я. Досумов, Н. Давка-раев, К. Аимбетов, Ж. Урумбаев.

В 1932 году АН СССР направила на территорию ККАССР комплексную экспедицию, в состав которой вошли геохимический, агроэкономиче-ский, геоботанический, песчано-пустынный, геологоразведочный, этнографический и историко-биб-лиографический отряды. [42, л.92] Экспедиции обнаружили богатейшие природные, хозяйственные и культурные ресурсы, которые практически не использовались.

Первая конференция по изучению производительных сил Каракалпакстана (18-25 марта 1933 г., Ленинград) в своей работе ставила цель привлечь внимание ученых к дальнейшему изучению края, что способствовало бы развитию экономики и культуры края. Сохранению интереса к культурному наследию народов Каракалпакстана способствовали научные труды П.П. Иванова, А.Н. Самойло-вича, Н.Н. Пальмова, А.И. Пономарева. В 1935 г. были опубликованы «Материалы по истории Каракалпакии».

Академией истории и материальной культуры АН СССР в 1937 г. была организована Хорезмская

археолого-этнографическая экспедиция под руководством С.П. Толстова, которая открыла и изучила более 650 археологических объектов, относящихся к разным периодам истории Хорезма и сопредельных с ним степных областей Приаралья - начиная от стоянок эпохи палеолита, кончая замками, городами и селениями позднего средневековья. Каракалпакский этнографический отряд экспедиции осуществил историко-этнографическое обследование всех районов республики, районов прежнего обитания каракалпаков на нижней Сырдарье, в бассейне Жанадарьи и Кувандарьи. Т.А. Жданко, Б.В. Андрианов, М.В. Сазонова, К.Л. Задыхина, Н.П. Лобачева, С.К. Камалов, Р.К. Косбергенов, У.Х. Шалекенов записали со слов знатоков исторических традиций каракалпакского народа множество устных преданий о происхождении и составе каракалпакских племен, родов и родовых подразделений, об их передвижениях до и после прихода в дельту Амударьи. [9; 23]

Большим событием в общественно-духовной жизни Узбекистана явилась организация в 1944 г. Каракалпакского комплексного НИИ языка и литературы под руководством Н. Давкараева, который издал «Каракалпакско-русский словарь», «Бердах-шаир», «Каракалпакские народные сказки»; «Каракалпакские народные пословицы и поговорки», «Каракалпакский орфографический словарь», «Сборник стихов Ажинияза», «Каракалпакский язык», «Гельминтология промысловых и озерных рыб», «Азиатская саранча в дельте Амударьи» и др. [6, л. 8] 24 сентября 1947 г. Институт был преобразован в Институт экономики и культуры.

Выездная сессия АН Узбекистана (9-12 октября 1945 г., Нукус) поставила вопрос о принятии особых мер по обеспечению сохранности древних ирригационных сооружений, имеющих мировое значение. Она предложила также развернуть всестороннее изучение памятников материальной культуры на территории Каракалпакстана. Ставилась задача усилить работу по записи произведений каракалпакского устного народного творчества и подготовить к печати собрание образцов народного эпоса.

В Каракалпакстане функционировали Институт земледелия (г. Чимбай), филиал Узбекского НИИ риса, филиал Узбекского НИИ педагогических наук, филиал Узбекского кожно-венерологического института, Каракалпакский отдел САНИИРИ, филиал Института онкологии и радиобиологии, филиал Института животноводства.

25 июля 1959 г. правительство Узбекистана, учитывая расширение задач научных исследований по отраслям народного хозяйства и культуры Кара-калпакстана, создало на базе Комплексного института Каракалпакский филиал Академии наук УзССР. Председателем Каракалпакского филиала был назначен М.К. Нурмухамедов. В 1960-е-1970-е гг. Каракалпакский филиал АН УзССР под руководством С.К. Камалова представлял собой комплексный научный центр, осуществляющий исследования природных ресурсов низовьев Амударьи и юга Аральского моря, плато Устюрт и северо-западных

Кызылкумов, изучение истории, экономики и культуры народов, населяющих территорию ККАССР. [6, с. 13]

Ученые Каракалпакстана внесли большой вклад в изучение актуальных проблем: «Перспективы развития народного хозяйства ККАССР», «Охрана и увеличение рыбных запасов республики», «Материалы к атласу народов Средней Азии и Казахстана» («Каракалпаки»), «Изучение истории ККАССР», «Изучение каракалпакской литературы и фольклора», «Очерки истории каракалпакского языка», дали рекомендации правительству Каракалпакстана «О целесообразности строительства в ККАССР целлюлозно-бумажного комбината по переработке камыша», «О строительстве электролизного завода по переработке солей». Уже в те годы ученые начали стучаться в двери различных инстанций, буквально крича о надвигающейся Аральской экологической катастрофе. Многие говорили, что нужно уже не столько изучать природные богатства для производства, а сколько спасать их. Но крик ученых потонул в лабиринтах бюрократических кабинетов. [11, с. 141-146] Все также «сверху» продолжали спускать все новые и новые темы для исследований, которые уже не отвечали интересам Каракалпакстана.

Благотворно было создание республиканских научных проблемных советов 21 марта 1983 г.: каракалпакское литературоведение (председатель -М.К. Нурмухамедов); каракалпакский язык (Д.С. Насы-ров); искусствознание (Т. Алланазаров); история Каракалпакской АССР (С.К. Камалов); по проблемам ботаники (А. Бахиев); по зоологии (Р.Т. Тлеуов); химии (О. Асаматдинов). С 1960 по 1985 гг. было подготовлено 26 докторов и 324 кандидатов наук.

Также развивалась вузовская наука, с 1976 по 1984 годы было опубликовано 65 монографий и брошюр, 13 сборников научных трудов, 67 учебников и учебно-методических пособий ученых университета. [37]

Краевая медицина в Каракалпакии была представлена тремя научными учреждениями - Нукус-ской противочумной станцией, Каракалпакским филиалом Узбекского кожно-венерологического института и филиалом Ташкентского НИИ онкологии и радиологии. В 1986 году в Нукусе был создан НИИ институт экспериментальной и клинической медицины Минздрава УзССР под руководством Ч. Абдирова.

Избрание каракалпакских ученых М.К. Нурму-хамедова, С.К. Камалова, Ч. Абдирова академиками АН УзССР, Я.М. Досумова, И.Т. Сагитова, Ж. Ба-зарбаева, А. Бахиева - член-корреспондентами, было важным и закономерным событием в каракалпакской науке в конце 1980-х годов.

Продолжая традиции Бердаха, Ажинияза, Кун-ходжи, в 1920-е годы развивалось творчество народных поэтов А. Дабылова, С. Мажитова, А. Мусаева, С. Нурымбетова.

В музыкальной жизни Каракалпакстана баксы и жырау занимали особое место. Они оставались

творцами, хранителями и носителями истории, эпической традиции и традиционной музыкальной культуры. Пользовались большой популярностью исполнители-жырау Нурабылла Каражанов, Ерпо-лат Рамбердиев, Курбанбай Тажибаев, Огиз Ния-зов, К. Кайратдинов, баксы Жанабай Тореев, Жапак Шамуратов, Есжан Косполатов, Г. Тлеумуратов, А. Кайратдинов и др.

Появилось новое поколение поэтов, драматургов, журналистов и просветителей в лице К. Авезова, А. Отепова, А. Бегимова, Ж. Аймурзаева, И. Фазылова, М. Дарибаева, Н. Давкараева и др. Первая каракалпакская национальная труппа «Танг нуры» («Утренняя заря»), образованная в 1925 г. стала основой Каракалпакского гостеатра. В 1934 г. в Институте театрального искусства (Москва) обучалось 33 человека из Каракалпакстана.

В конце 1930-х годов появляется жанр прозы в каракалпакской литературе: повести «Партизаны» Н. Давкараева, «Один из тысяч» М. Дарибаева, «В старой школе» А. Шамуратова. К этому периоду относятся и первые опыты в жанре романа: «Первый шаг» А. Бегимова, «В минувшие времена» К. Ерма-нова. Комедии А. Матякубова «Кокнарист», Ж. Ай-мурзаева «Вредители», «На свадьбе», посвященные злободневным вопросам, были тепло встречены зрителями. Выросли замечательные мастера сцены: А. Шамуратова, Ю. Мамутов, Р. Сеитов, Ю. Шари-пов, Г. Ширазиева, Ш. Утемуратов и др.

Лирика, публицистика, очерки, короткие рассказы А. Дабылова, С. Нурымбетова, Артыка и Амета Шамуратовых, Ж. Аймурзаева, А. Турымбе-това, Д. Назбергенова давали образы мужественных людей на фронтах и в тылу в годы второй мировой войны.

В 1950-е годы в литературной жизни появилось новое поколение поэтов, писателей и драматургов: И. Юсупов, Т. Жумамуратов, Т. Каипберге-нов, Х. Турымбетов, Б. Каипназаров, Х. Сеитов, Т. Нажимов, С. Хожаниязов, Г. Есемуратова и др. 1960-70-е годы характеризуются небывало быстрым ростом и обогащением всех жанров: стихи и поэмы Т. Жумамуратова, И. Юсупова, Г. Сейтназа-рова, пьесы С. Хожаниязова, П. Тлегенова, К. Рахманова, романы и повести Х. Сеитова, А. Бекимбе-това, К. Султанова и др. Появляется трилогия Т. Ка-ипбергенова «Каракалпак дастаны»: «Сказание о Маман бие», «Несчастные», «Не понятные». [2, с. 78]

Появились интересные художники в области живописи (К. Саипов, Б. Серекеев, Ж. Изентаев, Г. Абдурахманова, Э. Жолдасов), графики (К. Берди-муратов, О. Жолдасова, А. Шпаде), декоративного искусства (С. Султанмуратов, А. Шпаде, А. Бержа-нов), монументального искусства (С. Султанмура-тов, П. Есенгалиев, М. Ишанов), художественной керамики (И. Жолымбетов, Е. Янгибаев), сценографии (И. Алибеков, Б. Айтмуратов), в деревянной скульптуре (А. Атабаев, Ж. Куттымуратов, Д. Туре-ниязов), архитектурного декора (К. Молутов). [3, с. 77]

Творческие искания каракалпакских художни-

ков созвучны с исследованиями этно-искусствове-дов, фольклористов, писателей, особенно композиторов Каракалпакстана (Н. Мухаммаддинов, М. Жиемуратов, Г. Демесинов), внедрявших в ткань своих первых оперно-симфонических произведений фольклорные мотивы как определяющие стилистику формирующейся новой для республики музыкальной формы. [5]

Музыкальному наследию каракалпакского народа противопоставлялись колорит, тон, содержание русской, европейской, советской музыки. Каракалпакская музыка находилась на пути освоения процессов взаимодействия каракалпакского фольклора и классических традиций профессионального музыкального искусства. Попытка синтеза современных выразительных средств с национальными элементами, наблюдавшаяся в творчестве композиторов старшего и среднего поколения Ж. Шамуратова, А. Халимова, А. Султанова, Х. Турдыкулова, Н. Мухаммеддинова, Г. Демесинова, Р. Султанова, С. Жиенгалиева, Д. Джанабаевой дала хорошие результаты. [13] Несмотря на идеологические препоны, были созданы наилучшие образцы музыкальной культуры каракалпакского народа.

Тем не менее, исторический отрезок в истории музыкальной жизни Каракалпакстана советского периода является наиболее противоречивым. С одной стороны, в Каракалпакстане возрождается музыкальная культура новой формации с наличием многих жанров мирового музыкального искусства. Появляются целые направления и школы композиторов, представителей народного музыкального творчества. С другой стороны, во многом идеологические аспекты музыкальных произведений и практические шаги в области музыкального искусства в целом по республике подверглись серьезной деформации.

Советский период принес с собой целую систему незнакомых дотоле новых музыкальных понятий: «композитор», «европейские формы и жанры», новые принципы музыкального обучения, современные типы театральной и концертной деятельности, средства массовой культуры, коммуникации и др. Этот период ознаменовался падением социальной престижности традиционной песенной культуры, вызванной предельной централизацией руководства культурным строительством. Власть пренебрежительно относилась к нуждам национального песенного искусства. [38, с. 13]

Однако, несмотря на трудности и наличие мощного механизма торможения, музыкальная культура Каракалпакстана развивалась. Были созданы Государственная филармония, драматические и самодеятельные театры, ансамбли дутари-стов, проводились Декады искусства. Высоко были оценены выступления мастеров каракалпакского музыкального искусства Дауытбая Каипова, За-миры Хожаназаровой, Тамары Дошумовой, Бай-рама Матчанова, Гулпаршин Сырымбетовой, Биби-рабы Утепбергеновой, Б. Каримовой и др. [41, с. 28]

Не просто сложились взаимоотношения большевистской власти с мусульманскими деятелями в

«ШУУШШКИМ-ЛШТМаУ» #289), 202 / HISTORICAL SCIENCES

9

1917-1990 гг. Репрессивная политика новой власти продолжалась, не утихая ни на один год. В период земельно-водных мероприятий были изъяты земли Каракум ишана, ишанов земли Халкабада и других. Разрушены были мечети и медресе. В 1928-1930 годы конфисковывали имущества баев и мусульманского духовенства, некоторые были высланы с территории Каракалпакстана. Были расстреляны Инаят Бауатдинов, Халила Атагуллаев, Пахратдин Мунайдаров, Тансык Орумбаев, Каримберди Ну-руллаев и другие. Были уничтожены книги и рукописи на арабском языке. В связи с массовой кампанией коллективизации 2 тысячи хозяйств, в том числе духовенство, бросили родные места и уехали в другие районы. В 1950-1952 годы были репрессированы Салмен Камалов и другие религиозные деятели.

Поэтому распад СССР был воспринят в Кара-калпакстане не только как кризис оказавшейся нежизнеспособной экономической системы и политического тоталитаризма, но и в определенной степени той политической культуры, которая выражала себя вне религиозных форм или даже в оппозиции по отношению к существующей религиозной культуре.

В первые годы советской власти в Каракалпак-стане часто организовывались творческие вечера, вечера художественной самодеятельности, состязания острословов, поэтов, соревнования жырау-баксы. Инициатива шла снизу. Ни одно радостное событие в обществе и семье не обходилось без ай-тыса, песенных соревнований, кыссаханов. Традиционными были так называемые «вечера интернациональной дружбы», в рамках которых проходили встречи с представителями культуры и искусства из разных стран и городов, в том числе и Хорезма, и Каракалпакстана. [27, с. 11]

Еще одной формой морально-духовной поддержки общества стала трансляция музыкальных номеров и постановок через радиоустановки. В 1950-е годы по радио шли «живые» концерты. Пока диктор читал очередную передачу или сообщение, в коридоре ждали своей очереди певцы и музыканты - участники предстоящего концерта.

Музыкальный редактор Каракалпакского радио 50-х годов ХХ века Жиен Оразымбетов вспоминает: «Интерес к радио был очень велик. Люди хотели слушать национальные песни и музыку. Но профессиональных певцов и музыкантов тогда еще не было, были только народные певцы и музыканты, которые пели в собственном сопровождении на дутаре или кобызе. До сих пор остался в памяти наш первый большой концерт. Прозвучала всем знакомая каракалпакская мелодия в исполнении группы музыкантов. Люди, оставив свои базарные дела, бросились к воротам, где был установлен громкоговоритель и, затаив дыхание, слушали мелодию. Эффект был потрясающим». [24; 25]

В те годы телевизоров и радиоприемников еще не было, широко распространенным источником информации «духовной пищи» был репродуктор, обычно устанавливаемый в самых оживленных ме-

стах скопления людей - на площадях, базарах, перед местными органами управления. Народ с интересом слушал выступления молодых жырау, баксы и кыссаханов. [28]

Особую значимость приобрели исторические песни, где раскрывалось и особо подчеркивалось своеобразие характера каракалпаков: миролюбие, стремление жить в дружбе, согласии, быть правдивым, презирать ложь, не отступать от намеченной цели.

Традиция проведения творческих декад и Дней культуры во многом способствовали развитию культуры и народного творчества, шел взаимополезный творческий обмен. Особый интерес вызывали фестивали. Это были творческие встречи национальных культур, взаимообогащение и ознакомление с народным искусством, порой даже исчезающих народов. В тоже время сложно рассматривать мир культуры без социальной среды. В условиях Каракалпакстана во многих случаях интернациональное превалировало над национальным. [4, с.35]

Возникли проблемы национально-культурного возрождения в силу кризиса духовно-нравственных ценностей, сопровождавшегося ухудшением материально-технической базы учреждений культуры в период так называемого «развитого социализма». В середине 1980-х годов об этом не говорилось во всеуслышание, однако ряд решений вышестоящих органов свидетельствует о том, что состояние дел в этой сфере было сложным.

Весь творческий настрой художественных коллективов республики определялся идеологическими предпосылками. Например, широко праздновались 60-летие образования Узбекской ССР и Каракалпакской АССР. Все художественные постановки, концертные программы и произведения были посвящены этим датам. В то же время наблюдается стремление в выражении национальной самобытности и пропаганды национальной культуры.

В республике функционировали два музея -Государственный краеведческий и Государственный музей искусств им. И.В. Савицкого, которые пользовались широкой популярностью не только в стране, но и за рубежом. [7]

На рубеже 1990-х годов активизировалась работа по пропаганде народного творчества и культурного наследия. Были организованы театрализованные представления «Зурээт байрамы» (Праздник урожая), «Кауын сейили» (Ярмарка дынь), «Ауыл ыргацлары» (Народы аула), «Кыз узатыу» (Проводы невесты) и другие, способствовавшие возрождению народных традиций.

Таким образом, в результате осуществления культурной революции в СССР, конечно, были достигнуты определенные успехи:

- по официальным данным переписи 1939 года грамотность населения стала составлять 70%;

- в СССР была создана первоклассная общеобразовательная школа;

- численность советской интеллигенции достигла 14 млн чел.;

- до начала 1940-х годов наблюдался расцвет

официально одобренных науки и искусства, с 1960-х - рассвет советской космонавтики, высшие спортивные достижения, процветание сельской промышленности и многое другое.

В культурном развитии, согласно официальной государственной информации, СССР вышел на передовые рубежи в мире. Однако реальные результаты значительно расходились с официально заявленными. Во всех республиках СССР, в том числе и в Каракалпакстане, вследствие погрома существовавших ранее достижений народной культуры, искусства, систематических жестоких репрессий интеллигенции и прочих слоёв населения с начала 1920-х годов стали наблюдаться стагнация его общего культурного уровня, моральная деградация, подмена общечеловеческих ценностей узко идеологическими.

Главной задачей культурной революции была идеологическая пропаганда. Культурные преобразования находились под контролем коммунистической партии и государства. Советское искусство, подчинённое партийной цензуре, было обязано следовать одному художественному направлению - социалистическому реализму. Политический смысл этого метода заключался в том, что мастера искусства должны были отображать советскую жизнь не такой, какая она была на самом деле, а такой, какой она должна быть при социализме.

Во времена «культурной революции» Сталин выдвинул мысль, что все науки, в том числе и естественные, должны носить политический характер. Не согласных с этим учёных травили в прессе или репрессировали. Были свёрнуты исследования и разработки советских генетиков, т.к. генетика была названа «буржуазной наукой». Самое пристальное внимание Сталин уделял истории. Он взял под личный контроль учебники по истории России, которая стала называться историей СССР. История в них была представлена летописью классовой борьбы угнетённых классов с эксплуататорами. Появилась новая отрасль исторической науки, ставшая одной из ведущих идеологических дисциплин, - «история партии».

Развитие советской культуры в 30-е гг. имело противоречивый характер. С одной стороны, образование, наука, литература, художественная культура были взяты под строгий контроль, испытывали идеологическое давление. С другой стороны, культура достигла значительных успехов.

Список литературы:

1. Абдуллаева Я. Коракалпогистон хотин-киз-лари: кеча ва бугун. Х1Х асрнинг охири ва ХХ аср. -Тошкент, 2004.

2. Айтмуратов Ж. Развитие культуры Каракал-пакстана в 70-90-е годы ХХ века. -Нукус: Билим, 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Алламуратов А. Манги мийрас. -Нукус: Би-лим, 1993.

4. Алламуратов А. Дунья маденияты тарийхы. -Нукус: Каракалпакстан, 1996.

5. Алымов А., Адамбаева Т. Атаклы сазгерлер. -Нукус: Каракалпакстан, 2012.

6. Архив Жокаргы Кенес Республики Каракал-пакстан, ф.1, оп.27, д.192, л.88.

7. Ахметшин Р.Ш. Культурно-просветительные учреждения Каракалпакстана во второй половине 40-50-х годов: Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. -Нукус, 1996.

8. Бабашев Ш. Жазыксыз жазаланган репрессия курбанлары (Естелик китабы). -Нукус: Кара-калпакстан, 2007.

9. Базарбаев Р.Дж. История формирования научного центра Каракалпакстана (1925-1997 гг.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Нукус, 1999.

10. David-Fox M. What Is Cultural Revolution? The Russian Review. Volume 58, Issue 2, pp. 181-201. April 1999.

11. Давлетов С. Узбекистонда экологик вазият ва унинг ижтимоий муаммолари (ХХ асрнинг ик-кинчи ярми - XXI аср боши). -Тошкент: Фан, 2012.

12. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учебное пособие. -М.: Проспект, 2011. -С.531-532.

13. Камалов С.К., Германова В.В. У истоков изучения культурного наследия каракалпакского народа // Общественные науки в Узбекистане, 1994, №1-2. С.81.

14. Каракалпак мамлекетлик университетине 25 жыл. Дузиушилер К. Утениязов, Р. Уразбаева, Ж. Айтмуратов хам баскалар. -Нукус, 2001.

15. Кощанов Б.А. Размножить как закрытое письмо. Информационный доклад А.К. Досназа-рова в ЦК РКП(б) // Вестник ККО АН РУ. 1992. №3. С.87.

16. Кудияров А.Р. О просветительской работе Кази Маулика // Вестник ККО АН РУ. 1999. №1. -С.52-55.

17. Культурная революция // https://ru.wikipedia.org/wiki

18. Культурная революция // Большая российская энциклопедия: в 35 т. / гл. ред. Ю.С. Осипов. -М.: Большая российская энциклопедия, 2004-2017;

19. Культурная революция. Большая Советская Энциклопедия. Дата обращения: 26 декабря 2020.

20. Культурная революция и научные работники. Сборник статей / Под ред. Луппол И. К. -М.: Работник просвещения, 1928.

21. Культурная революция социалистическая // Большая энциклопедия «Терра». Т.24. М.: Терра, 2006.

22. Культурная революция / Толстых В.И. // Новая философская энциклопедия. В 4х т. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Мысль, 2010. -2816 с.

23. Курбанова З.И. Становление и развитие этнографической науки в Каракалпакстане (19202000 гг.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Нукус, 2002.

24. Мадреимов Т. История возникновения и развития средств массовой информации Каракал-пакстана в 1930-1990 гг. (Радиовещание и телевидение): Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. Нукус, 1997.

25. Медетова Т. Позывные отзвучали? // Вести Каракалпакстана. 2002, 8 января.

26. Нокис мамлекетлик педагогикалык институты (хужжетлер хам жылнамалар). Дузиуши: О. Юсупов. -Нукус: Каракалпакстан, 2004. С.36-38.

27. Нуруллаева Н.К. Культурные связи Хорезмской области и Каракалпакстана в 1925-2005 гг.: Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. -Нукус, 2010. С.11.

28. Один из немногих // Вести Каракалпакс-тана, 2002, 21 мая.

29. О направлениях развития науки в ходе культурной революции в стране // Ольденбург С.Ф. Задачи Секции научных работников в деле культурной революции // Научный работник. 1928. №5/6.

30. Отениязов К. Ойларыма озеклес омирим (мемуар). -Т.: Академия, 2001.

31. Палуаниязов П. История музыкальной культуры Каракалпакстана (1925-1950 гг.): Автореф. дис. ... к.ист.наук. -Нукус, 2003.

32. Резник А.В. Троцкий и товарищи: левая оппозиция и политическая культура РКП(б), 19231924 годы. -СПб: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. -С.81-101.

33. Россия: иллюстрированная энциклопедия / Ю.А. Никифоров. -М.: ОЛМА-Пресс Образование, 2006. -С.262, 288.

34. Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. М., 1993 //

www.otrok.ru/teach/enc/txt/4/page95.html

35. Теберик билим даргайы. Нокис мамлекет-лик педагогикалык институтына 75 жыл. -Нокис: Каракалпакстан, 2010. С. 8-12.

36. Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. XIV. М,: Издательство Наука, 1984 // https://ru.wikipedia.org/wiki

37. Уразбаева Р. История образования в Кара-калпакстане (последняя четверть Х1Х - начало ХХ1 в.). -Ташкент: Yangi nashr, 2011.

38. Уразова Л.К. История возрождения национальной культуры Каракалпакстана (1985-2005 гг.): Автореф. дис. ... к.ист.наук. -Нукус, 2009. С.13.

39. Фитцпатрик Ш. Культурная революция в России: 1928-1931 годы. -США: Издание Университета Индианы, 1984.

40. Fitzpatrick S. Cultural Revolution Revisited. The Russian Review. Volume 58, Issue 2, pp. 202-209. April 1999.

41. Хожаметова Г.И., Кощанов Б.А. Музыкальная культура Каракалпакстана в 1950-2005 годы. -Нукус: Билим, 2007. С.28.

42. Центральный Государственный Архив Республики Каракалпакстан.

43. Центральный Государственный Архив Республики Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.