Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА НА ГОРОДСКОМ УРОВНЕ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ НУР-СУЛТАНА)'

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА НА ГОРОДСКОМ УРОВНЕ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ НУР-СУЛТАНА) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
140
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГОРОДСКАЯ ПОЛИТИКА / ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГРАЖДАНСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ / НУР-СУЛТАН

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кок Севги

В статье акцентируется внимание на тесной взаимосвязи социально-культурной среды города, сочетающей в себе историческую память и современность, с национальной идентичностью.Цель. Цель данного исследования - выявить влияние городской культурной политики на формирование казахстанской национальной идентичности на примере города Нур-Султана, ставшего столицей после обретения Казахстаном независимости.Задачи. Задачи исследования включают в себя определение значения местности в формировании национальной идентичности, характеристику городской политики в области культуры и ее связь с гражданским национализмом, национальным государством и идентичностью в институциональном и символическом аспекте.Методология. В рамках данной работы исторический метод, институциональный и политико-культурный подход ориентируют на анализ существующих политических институтов с позиций потенциальных возможностей, не реализованных в прошлом, и вопросов разработки и реализации методов решения возникающих проблем в процессе формирования государственной культурной политики на этапе становления и развития города Нур-Султана.Результаты. Проведенное исследование свидетельствует о том, что культурная политика Нур-Султана представляет собой новый образный дизайн, основанный на синтезе современных технологических решений и различных исторических аспектов культурного наследия, что позволяет увидеть значимые черты идеи национальной идентичности. Новизна исследования заключается в предпринятой попытке комплексного анализа формирования казахстанской национальной идентичности с акцентом на культурную политику города Нур-Султана.Выводы. Основной вывод заключается в том, что различные этнические группы со своими инклюзивными особенностями включаются в общее культурное пространство, формирующееся в историческом контексте титульной нации с современными инновационными проектами, создавая синтез культур, влияющий на формирование национальной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL POLICY AT THE CITY LEVEL IN THE CONTEXT OF THE FORMATION OF NATIONAL IDENTITY (ON THE EXAMPLE OF NUR-SULTAN)

The article focuses on the close relationship of the socio-cultural environment of the city, which combines historical memory and modernity, with national identity.Aim. The purpose of this study is to identify the impact of urban cultural policy on the formation of Kazakhstani national identity on the example of the city of Nur-Sultan, which became the capital after Kazakhstan gained independence.Tasks. The objectives of the study include determining the significance of the locality in the formation of national identity, the characterization of urban policy in the field of culture and its relationship with civic nationalism, the nation s tate and identity in the institutional and symbolic aspect.Methods. Within the framework of this work, the historical method, institutional and political-cultural approach is focused on the analysis of existing political institutions from the standpoint of potential opportunities that have not been realized in the past, and the development and implementation of methods for solving emerging problems in the process of forming state cultural policy at the stage of formation and development of the city Nur-Sultan.Results. This study is the statement that the cultural policy of Nur-Sultan is a new imaginative design based on the synthesis of modern technological solutions and various historical aspects of cultural heritage, which allows us to see the significant features of the idea of national identity. The novelty of the research lies in the attempt to comprehensively analyze the formation of the Kazakhstani national identity with an emphasis on the cultural policy of the city of Nur-Sultan.Conclusion. The main conclusion is that various ethnic groups with their inclusive characteristics are included in the common cultural space formed in the historical context of the titular nation with modern innovative projects, creating a synthesis of cultures that affects the formation of national identity.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА НА ГОРОДСКОМ УРОВНЕ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ НУР-СУЛТАНА)»

DOI 10.22394/2073-2929-2022-02-107-117

Культурная политика на городском уровне в контексте формирования национальной идентичности (на примере Нур-Султана)

Кок Севги

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация; kok.sevgi@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7209-0461

РЕФЕРАТ

В статье акцентируется внимание на тесной взаимосвязи социально-культурной среды города, сочетающей в себе историческую память и современность, с национальной идентичностью.

Цель. Цель данного исследования — выявить влияние городской культурной политики на формирование казахстанской национальной идентичности на примере города Нур-Султана, ставшего столицей после обретения Казахстаном независимости.

Задачи. Задачи исследования включают в себя определение значения местности в формировании национальной идентичности, характеристику городской политики в области культуры и ее связь с гражданским национализмом, национальным государством и идентичностью в институциональном и символическом аспекте.

Методология. В рамках данной работы исторический метод, институциональный и политико-культурный подход ориентируют на анализ существующих политических институтов с позиций потенциальных возможностей, не реализованных в прошлом, и вопросов разработки и реализации методов решения возникающих проблем в процессе формирования государственной культурной политики на этапе становления и развития города Нур-Султана. Результаты. Проведенное исследование свидетельствует о том, что культурная политика Нур-Султана представляет собой новый образный дизайн, основанный на синтезе современных технологических решений и различных исторических аспектов культурного наследия, что позволяет увидеть значимые черты идеи национальной идентичности. Новизна исследования заключается в предпринятой попытке комплексного анализа формирования казахстанской национальной идентичности с акцентом на культурную политику города Нур-Султана. Выводы. Основной вывод заключается в том, что различные этнические группы со своими инклюзивными особенностями включаются в общее культурное пространство, формирующееся в историческом контексте титульной нации с современными инновационными проектами, создавая синтез культур, влияющий на формирование национальной идентичности. Ключевые слова: культурная политика, национальная идентичность, городская политика, городское управление, гражданский национализм, Нур-Султан

Для цитирования: Кок Севги. Культурная политика на городском уровне в контексте формирования национальной идентичности (на примере Нур-Султана) // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2022. Т. 16. № 2. С. 107-117.

Cultural Policy at the City Level in the Context of the Formation of National Identity (on the Example of Nur-Sultan)

Kok Sevgi

St. Petersburg State University, Saint Petersburg, Russian Federation; kok.sevgi@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7209-0461

ABSTRACT

The article focuses on the close relationship of the socio-cultural environment of the city, which combines historical memory and modernity, with national identity.

Aim. The purpose of this study is to identify the impact of urban cultural policy on the formation of Kazakhstani national identity on the example of the city of Nur-Sultan, which became the capital after Kazakhstan gained independence.

Tasks. The objectives of the study include determining the significance of the locality in the formation of national identity, the characterization of urban policy in the field of culture and its relationship with civic nationalism, the nation state and identity in the institutional and symbolic aspect. Methods. Within the framework of this work, the historical method, institutional and political-cultural approach is focused on the analysis of existing political institutions from the standpoint of potential opportunities that have not been realized in the past, and the development and implementation of methods for solving emerging problems in the process of forming state cultural policy at the stage of formation and development of the city Nur-Sultan.

Results. This study is the statement that the cultural policy of Nur-Sultan is a new imaginative design based on the synthesis of modern technological solutions and various historical aspects of cultural heritage, which allows us to see the significant features of the idea of national identity. The novelty of the research lies in the attempt to comprehensively analyze the formation of the Kazakhstani national identity with an emphasis on the cultural policy of the city of Nur-Sultan.

Conclusion. The main conclusion is that various ethnic groups with their inclusive characteristics are included in the common cultural space formed in the historical context of the titular nation with modern innovative projects, creating a synthesis of cultures that affects the formation of national identity. Keywords: cultural policy, national identity, urban policy, urban governance, civic nationalism, NurSultan

For citing: Kok Sevgi. Cultural Policy at the City Level in the Context of the Formation of National Identity (on the Example of Nur-Sultan) // Eurasian Integration: Economics, Law, and Politics. 2022. Vol. 16. No. 2. P. 107-117.

Введение

Государство и национальная культура тесно взаимосвязаны: без государства не имеет смысла говорить о национальной культуре, а без национальной культуры не может быть государства. По мнению аргентинского философа Хосе Пабло Файнмана, фраза «Мы не заботимся о культуре, так как в стране — голод» означает непонимание того, что первый шаг в развитии культуры — это воспитание голодных, обучение их базовым инструментам для жизни: умению читать и писать. «Было бы грустно услышать однажды хорошо накормленную публику, — продолжает Х. П. Файнман, — которая скажет: "Я больше не голоден, но я не знаю, кто я и в какой стране живу"»1. Культура это не роскошь, а объективная потребность нации в существовании, формирующая идентичность, и эта идентичность — оружие в борьбе за страну.

Вместе с тем интеллектуальные возможности государства могут быть колоссальными, экономика развитой и музеи полны наследием таких государств, которые управляли огромными территориями в прошлом, но исчезли сегодня. Данный факт свидетельствует о том, что именно культура народа является залогом стабильности существования государства2.

Наиболее восприимчивая сфера непосредственной реализации культурной политики — это городская среда. За последние 30 лет культурная политика постепенно стала важной составной частью планов экономического и социального развития во многих европейских городах. Культурное возрождение было

1 Feinmann J. P. En defensa de la cultura, El Pais [Электронный ресурс] // Pagina12. URL: https://www.pagina12.com.ar/diario/ elpais/1-36317-2004-06-06.html (дата обращения:13.03.2022).

2 £elik 0. Kultur Hayatinin Sivillik ve fogulculuk Uzerinden Akmasi Temel Meselemiz Olmalidir [Электронный ресурс] // T. C. Kultur ve Turizm Bakanligi. 14.10.2014. URL: https://basin.ktb.gov.tr/TR-121963/yerel-yonetimler-kultur-ve-sanat-politikalarini-masaya-.html (дата обращения: 13.03.2022).

подкреплено национальной политикой децентрализации, передающей власть и ресурсы от центрального правительства региональному и местному. Как и в любом обществе, местные сообщества во всех их формах (город, регион) являются привилегированными областями культурной политики, поскольку они включают в себя исторические, национальные, языковые и религиозные традиции, социальные и экономические отношения, и в целом это тот социальный уровень, на котором осуществляются основные витальные процессы. Восприятие и формирование культурной политики в области научных исследований зависит от того, как понимается культура и что вкладывается в это понятие [7, р. 2626].

Город — это место, где историческая память и современность живут бок о бок, а знания и опыт передаются будущим поколениям, даже если их жители и правители меняются. Городская среда объединяет производителей и потребителей, находящихся в едином культурном пространстве. Тот факт, что проблемы местной культурной политики начали активно освещаться в современной литературе, является основанием для данного исследования, которое фокусируется на идентичности и культурной политике города Нур-Султана в рамках стратегии Казахстана по достижению целей 2050 г., на анализе отношений между культурой и политикой в местном и международном контексте. В исследовании предпринята попытка привлечь внимание к столице Нур-Султан в процессе формирования национальной и культурной политики Казахстана. В рамках данной работы исторический метод, институциональный и политико-культурный подход ориентируют на анализ существующих политических институтов с позиций потенциальных возможностей, реализующих государственную культурную политику на этапе суверенного развития города Нур-Султана.

Значение местности в формировании национальной идентичности

Европейские философы определяли нацию как сообщество людей, подчиняющихся одним и тем же законам и институтам на данной территории, принадлежащей государству, что легло в основу западной концепции нации. Английский социолог Энтони Смит выделяет новый тип политики — рациональное государство и новый тип сообщества — территориальную нацию, впервые возникшие на Западе в тесной взаимосвязи друг с другом [8, р. 8-9].

Идея национальной идентичности сформировалась во время и после Французской революции. С появлением национальных государств приоритетным становится формирование идентичности граждан, живущих в пределах границ государства, в то время как религиозные и этнические идентичности, которые ранее имели определяющее значение, стали утрачивать свою прежнюю функцию. Государство проводит политику объединения своих граждан под единой идентичностью, которую стали называть национальной. В основе национальной идентичности лежит признание принадлежности людей к единому пространству, основанному на языке и культуре нации. В настоящее время, когда происходят процессы «локализации», вызванные глобализацией, на идентификацию граждан в решающей степени влияет национальная идентичность [9, р. 195].

Города, возникшие в результате промышленной революции, под влиянием глобализации наряду с национальными государствами стали полноценными акторами в формировании мировой политики. Феномен глобализации, с одной стороны, сделал культуры похожими друг на друга, а с другой стороны, облегчил представление локальных ценностей на глобальных рынках и укрепил местные связи. Города различаются экономической специализацией, социальной организацией и определенной культурой. Сейчас человечество в основном живет в городах [11, р. 51], и все больше и больше городов играют важную роль во многих сферах. Многие города становятся «воротами в глобальный мир», где размещаются все национальные и международные организации и принимаются важные решения [6, р. 60-61].

Вместе с тем местная культура может стать важным активом для социально-экономического развития страны. Успешное культурное планирование может способствовать развитию и формированию местной культурной самобытности, учитывая сравнительные преимущества и характеристиики каждого региона, а развитие массовых и социальных движений способствует повышению уровня культурных требований и представлений о необходимости социальных и экономических преобразований [7, р. 2626].

Чем сильнее вызовы глобализации, тем с большей настойчивостью народы стремятся сохранить свою культуру, язык, религию и традиции. В этой ситуации возникает потребность в определении национальной идентичности субъекта, которая является одним из основных источников его культурной презентации в индивидуализирующемся мультикультурном городе [3, с. 9]. По этой причине представляется важным проявление инициативы местными властями городов в реализации городского планирования с перспективным видением, а также поддержание междугородних отношений посредством местной дипломатии.

Тенденция, связанная с возрастанием роли городов, способствует сотрудничеству, а не конкуренции, установлению солидарности и партнерства, а также новым формам предпринимательства, преследующим социальные, а не экономические цели. В рамках данной парадигмы предполагается такое видение общества и его структуры, в котором национальное государство будет одной из единиц интеграции среди других и в котором города будут органично сосуществовать. В условиях качественного развития информационных технологий, основанного на воспроизводстве знаний, возникает потребность в новой социальной идеологии, основанной на творчестве и инновациях, влияющих на развитие культуры. В сложившихся условиях города должны сыграть свою роль в поощрении объединения и сотрудничества технологического и культурного миров, чтобы мы могли представить себе мир завтрашнего дня1.

Реализация культурной политики является одним из важнейших направлений деятельности органов государственного и муниципального управления в социальной сфере. Во многом от того, насколько взвешенно и профессионально принимаются решения органами управления в вопросах организации и воплощения культурной работы, зависит уровень удовлетворения культурных потребностей членов общества, что в конечном счете влияет на качество их жизни. Некоторые страны осознали важность реализации культурной политики и стимулировали свои местные органы власти разрабатывать соответствующую политику для развития городов. Результатом работы городских органов должна стать общедоступность культурных ценностей для населения. В границах собственной зоны ответственности органы городского и районного самоуправления обязаны делать все возможное для создания сети учреждений и организаций — средних учебных заведений, школ искусств, студий, курсов, оказывать помощь данным учреждениям, гарантировать доступность и бесплатность для населения городских библиотек, иных учреждений культуры. На деле же органы самоуправления нередко сталкиваются с многочисленными задачами, снижающими эффективность их работы в области культуры [1, с. 400-401].

Город — это специфическая среда обитания человека. Сегодня при описании таких городов, как Нью-Йорк, Алеппо, Стамбул, Санкт-Петербург, Сеул, Токио, Кейптаун и Нур-Султан, упоминаются качества, которые делают каждый город специфическим, в то же время наполняют смыслом человеческое существование в них. Таким образом, поддержание культуры города также означает сохранение его локальной и национальной идентичности [6, р. 60-61].

Любой муниципалитет, сообщество или регион могут иметь задокументированную культурную политику или соответствующую стратегию. Политика должна определять развитие культурных продуктов, предложений и услуг в городе или регионе, содержать цели и временные рамки для достижения этих целей, должна быть принята или одобрена муниципальными / региональными лидерами. Не существует требований к временным рамкам культурной политики. Она может быть частью другого более крупного (муниципального) плана, но должна быть ясна в своих целях и показателях успеха. В этом плане должны быть четко определены цели и направления деятельности города или региона, связанные с развитием и популяризацией культуры, включая сектор искусства и объекты наследия.

Региональная и местная культурная политика становится все более важной областью формирования государственной политики, которая регулирует деятельность, связанную с искусством и культурой. Эта область политики понимается как деятельность по стимулированию процессов, правовых действий и институтов, которые способствуют культурному разнообразию и доступности, а также укреплению

1 KEA European Affairs, Cities are driving new cultural policies [Электронный ресурс] // KEA European Affairs. URL: https://keanet.eu/opinions/cities-are-driving-new-cultural-policies/ (дата обращения: 13.03.2022).

и поддержке художественного, этнического, социолингвистического, литературного и другого выражения или наследия всех людей в конкретной территориальной области.

Чтобы не быть похожими друг на друга, города отождествляются на основании собственной идентичности, истории и культуры. Особенно города, являющиеся столицами, олицетворяющими страну с ее неповторимой индивидуальностью. Вопросы «культурной автономии» и «культурного брендинга» или содействия социально-экономическому развитию города или региона через актуализацию культурных учреждений или традиций стали привлекать внимание экспертов и политиков. Региональную и местную культурную политику также рассматривают как стратегию или набор инструментов, нацеленных на то, чтобы дать людям возможность развивать свои творческие таланты и гражданственность, помогая тем самым воплотить идеал демократических обществ в реальность. Эта концепция, основанная на историческом опыте и политических реформах за последние столетия, подразумевает наличие системы местного или регионального управления, посредством которого люди имеют реальные шансы получить доступ к процессам принятия решений и улучшить свое благосостояние1.

Местные органы власти выполняют конкретные функции в области культуры, установленные законодательством страны, в котором определены задачи по предоставлению услуг с особым вниманием к библиотекам, поддержкой кинотеатров и организаций исполнительского искусства, охраной культурного наследия и поддержкой культурной деятельности местного сообщества. В ряде стран действуют национальные или региональные законы и нормативные акты, касающиеся территориального планирования и охраны местного наследия.

Культурная политика Нур-Султана

Одним из наиболее значимых событий, подтверждающих суверенность Казахстана, является строительство новой столицы Нур-Султана. В 1997 г. столица Казахстана по инициативе Н. А. Назарбаева [2, с. 123] была перенесена из Алма-Аты, которая на казахском языке называется Алматой, в Астану (до 1961 г. - Акмолинск, 1961-1992 гг. - Целиноград, 1992-1998 гг. - Акмола, 1998-2019 гг. - Астана). Решение о переносе столицы страны из Алматы в Астану (до 5 мая 1998 г. — Акмола2) было принято 6 июля 1994 г.3 в ходе строительства национального государства. Причиной этого решения стало неравномерное распределение населения, которое было сосредоточено в основном на юге и юго-востоке страны, а также функциональная необходимость перемещения административных структур в географический центр страны с развитой инфраструктурой, расположенный на пересечении транспортных магистральных путей. В 1999 г. по решению ЮНЕСКО столица Казахстана получила звание «город мира». С 2000 г. главный город Казахстана является членом Международной ассамблеи столиц и крупных городов4.

После того как Н. А. Назарбаев 19 марта 2019 г. подал в отставку с поста главы государства, столица Казахстана была названа его именем, так как первого президента Республики Казахстан по праву считают отцом-основателем и, по сути, «главным архитектором» столицы Казахстана5. Нур-Султан расположен в северо-центральной части страны, вдоль реки Ишим, на стыке Трансказахстанской и ЮжноСибирской железных дорог6 и имеет отдельную административную структуру. Территория Нур-Султана 797,33 м2, численность населения 1 239,9 чел.7 Своеобразие Нур-Султана определяется его географией,

1 Compendium, Régional and Local Cultural Policies [Электронный ресурс]. URL: https://www.culturalpollcles.net/database/reglonal-and-local/ (дата обращения: 23.12.2021).

2 Акмола означает «белая могила».

3 Именно поэтому 6 июля в Казахстане считается Днем столицы.

4 Акимат города Нур-Султан, 2019. [Электронный ресурс] // Единая платформа интернет-ресурсов госорганов GOV.KZ. URL: https://www.gov.kz/ memleket/entities/astana?lang=ru (дата обращения: 21.11.2021).

5 О переименовании города Астаны — столицы Республики Казахстан в город Нур-Султан — столицу Республики Казахстан : указ Президента Республики Казахстан № 6. 23.03.2019 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. URL: https://www.akorda. kz/ru/legal_acts/decrees/o-pereimenovanii-goroda-astany-stolicy-respubliki-kazahstan-v-gorod-nur-sultan-stolicu-respubliki-kazahstan (дата обращения: 13.03.2022).

6 Encyclopaedia Britannica [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/place/Nur-Sultan (дата обращения: 13.03.2022).

7 Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан [Электронный ресурс] // Единая платформа интернет-ресурсов госорганов GOV.KZ. URL: https://stat.gov.kz/region/268012 (дата обращения: 13.03.2022).

исторической структурой, элементами культурного наследия, экономической и социальной структурой, которые формируют идентичность города.

Нур-Султан — быстрорастущий город с широкими возможностями, современной архитектурой, средоточием передовых идей и одновременно с богатым прошлым и культурным наследием, где переплетаются европейская и восточная культуры, способствуя открытости и дружелюбию горожан. Анализ мирового опыта показывает, что развитые города всех государств не только решают экономические и стратегические задачи, но и играют важную роль в сфере культуры, способствуют социальной стабильности, формированию системы ценностей и ее преемственности, патриотизма и национальной идентичности. Так, например, в Сиднее признание культуры местных жителей города является важной целью городской политики, в Лондоне культурная деятельность занимает важное место в школьном образовании, в Париже культурная политика является приоритетной областью экономического развития, в Шанхае культура рассматривается как источник социальной сплоченности и стабильности в период быстрых экономических и социальных изменений [6, р. 60-61].

Богатая и яркая культурная среда — один из косвенных способов достижения успеха в экономике. В этом смысле главная цель городских административных работников и общественности заключается в создании образа города в сознании людей, в котором было бы удобно жить и куда хотелось бы возвращаться. Этому способствует брендинг города, суть которого заключается в поиске уникальности местности, которая способствовала бы привлечению инвестиций, помогала конкурировать на рынке, одновременно обеспечивая достойное качество жизни горожан.

Поддержка баланса интересов государства, общества и личности в динамично развивающихся процессах в сфере культуры является наиболее оптимальным принципом культурной политики стабильного и успешного государства. В данном контексте лидеры, строящие новую нацию, в первую очередь пытаются акцентировать внимание на тех позитивных исторических событиях, которые могут служить основой для объединения народа. И важное место в этом процессе играет столица государства, поэтому первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев был заинтересован в обеспечении развития инновационных проектов Нур-Султана с акцентом на формировании гражданской, а не этнической модели национального сообщества для установления межэтнической стабильности в обществе.

Формирование новой национальной идентичности в Казахстане, кардинальные перемены в государственном строительстве требовали внедрения и развития в обществе новых символов и примеров, достойных для подражания. Перед Н. Назарбаевым стояла задача объединения страны, разделенной демографически и культурно на «русский север» и «казахский юг», чтобы превратить Казахстан в страну, которую примут все граждане. Политика, проводимая в Казахстане по сплочению нации, называется «гражданским национализмом», подчеркивающим важность определенного этнического элемента1. Гражданский национализм представляет собой попытку достичь культурно однородной, единой группы, которая «находится в определенных уже существующих политических границах». То есть предполагает, что члены одного и того же политического сообщества — «нации» — должны быть лояльными по отношению к государству, гражданами которого они стали, знать язык, который в этом государстве признан официальным, разделять набор культурных ценностей, которые признаются в этом государстве базовыми. В то же время они могут сохранять свою этническую идентичность, говорить на родном языке, исповедовать свою этническую религию [4, с. 64].

В контексте этой политики перенос столицы из Алматы на юге в Акмолу на севере служит важным целям. Во-первых, перемещение столицы с юга на север было вызвано угрозами безопасности. Во-вторых перенос столицы укрепил геополитическое положение Казахстана, так как Нур-Султан расположен в центре Евразийского континента, соединяя в себе европейские и азиатские традиции. Нур-Султан воспринимается как город, который казахи построили сами с независимой волей. Хотя Алматы красив с точки зрения архитектуры и окружающей среды, но он был построен советскими инженерами без учета казахской специфики. В Нур-Султане левая сторона реки Есил, которая проходит через центр города,

1 Ametbek D. Kazak Ulusal Kimliginin Injasinda Yeni Bajkent Astana'nin Önemi [Электронный ресурс] // Ankasam.org. URL: https://ankasam.org/ kazak-ulusal-kimliginin-insasinda-yeni-baskent-astananin-onemi/ (дата обращения: 13.03.2022).

была полностью заново спроектирована Назарбаевым и повсеместно содержит казахские национальные символы. В-третьих, Назарбаев пытался подчеркнуть «степное измерение» в казахской национальной идентичности, потому что степь означает «казах»1.

Архитектурно-пространственная среда оказывает существенное влияние на мировоззрение общества, поэтому существовавший архитектурный «арсенал» страны, олицетворяющий прошлую советскую эпоху, по замыслам казахстанских руководителей, необходимо было привести в соответствие с новыми ценностными представлениями. Генеральный градостроительный проект был разработан Кишо Куракава с привлечением российских и казахстанских архитекторов. К началу XXI в. город был разделен на семь планировочных районов, два из которых входят в транспортное кольцо центра, три основные линии, а восемь направлений связывают его со всей окружающей средой. На этом этапе основное внимание уделялось художественным образам, воплощенным в архитектуре: выявились как авторские позиции архитекторов, так и политическая воля президента, непосредственно курировавшего практически всю строительную эпопею. Примером поиска новой идентичности в архитектуре города первых лет строительства стали отсылки к изображению государственного флага Казахстана [10, р. 376].

Одним из ключевых аспектов высокой конкурентоспособности Нур-Султана выступает современная высокотехнологичная культурная инфраструктура столицы, где сконцентрированы объекты культуры республиканского уровня, включающие шесть театров2, семь музеев3, двадцать пять библиотек, семь кинотеатров, девять концертных организаций, цирк, четырнадцать парков культуры и отдыха, храмы, соборы, мечети4, галереи, два зоопарка и другие5. Театр оперы и балета «Астана Опера», а также креативные общественные пространства, такие как Astana Ballet, Казахконцерт, Национальный музей Республики Казахстан, дают возможность Нур-Султану быть современной площадкой с целью интернационального сплочения общества посредством художественных смыслов.

Яркий пример синтеза европейских и восточных мотивов с использованием принципов организации пространства мобильного типа жилища представлен в архитектурно-художественном убранстве столичного театра оперы и балета «Астана Опера». Здание спроектировано в рамках классической архитектуры европейского стиля, только в дизайне интерьера, деталях архитектуры и скульптурной пластике использована национальная тематика.

Когда исследуются социокультурные и политические аспекты музеологии, становится очевидным, что это один из основных институциональных инструментов политики культурного возрождения, которой следовал Казахстан при восстановлении своей национальной идентичности после обретения независимости. Видно, что новая администрация Казахстана, пытаясь стереть следы коммунистической эпохи, использует музеи как инструмент для распространения своей идеологии в процессе становления независимого государства, написания новой истории и создания национальной идентичности. Видно, как институты, прославляющие историю Казахстана и рассказывающие казахскому народу о том, что у него есть прошлое, которым можно гордиться, вносят важный вклад в восстановление казахстанской национальной идентичности. В то же время существенная часть музейной экспозиции посвящается русскому этносу и этническим меньшинствам, что подтверждает факт признания мультикультурной среды и полиэтнической структуры в Казахстане. Как и в какой степени различные культуры и идентичности смогут стать частью формирующейся казахстанской национальной идентичности, является одним из

1 Ametbek D. Kazak Ulusal Kimliginin Injasinda Yeni Bajkent Astana'nin Önemi [Электронный ресурс] // Ankasam.org.URL: https://ankasam.org/ kazak-ulusal-kimliginin-insasinda-yeni-baskent-astananin-onemi/ (дата обращения: 13.03.2022).

2 Астана Опера, Театр кукол, Астана Балет, Казахский драмтеатр имени К. Куанышбаева, Государственный академический русский театр драмы им. М. Горького, Национальный театр оперы и балета им. К. Байсеитовой.

3 Национальный музей Республики Казахстан, Музей-центр современного искусства «Куланши», Военно-исторический музей, Музей первого президента Республики Казахстан, Государственный музей им. С. Сейфуллина, Атамекен — макетная карта Казахстана, Акмолинский лагерь жен изменников родины — «АЛЖИР».

4 Мечеть Хазрет Султан, Мечеть Нур Астана, Синагога Бейт Рахель в Нур-Султане, Константино, Еленинский собор, Приход Матери Божией Неустанной помощи в Нур-Султане, Кафедральный Успенский собор.

5 О Концепции культурной политики Республики Казахстан : указ Президента Республики Казахстан от 4 ноября 2014 года № 939 [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан Adilet. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/ U1400000939 (дата обращения: 13.03.2022).

основных факторов, определяющих будущую социальную и политическую стабильность Казахстана [5, р. 90, 93, 104].

В данном контексте представляется важным положение закона «О культуре», в котором говорится, что театральные организации, обладающие всеми правами, обеспечивающими реальную свободу творческой деятельности, пользуются независимостью в выборе художественных направлений, репертуара и принятия решений о публичном исполнении спектакля, в создании и популяризации сценических произведений, а также осуществляют действия, необходимые для эффективного творческого и производственного развития1.

Тем не менее главные смысловые объекты в виде президентского дворца «Акорда», монумента «Байтерек» и торгово-развлекательного центра «Хан Шатыр», символизирующие казахстанскую государственность, остались композиционными доминантами пространства. Из этой триады выделяется монумент Байтерек, представляющий собой современную интерпретацию стиля хай-тек, не имеющую отношения к национальным кодам сознания. Высота монумента составляет 97 м, что символизирует год переноса столицы Казахстана из Алматы в Астану (нынешний Нур-Султан). Конструкция из стали и цельного прозрачного стекла с золотым шаром наверху больше похожа на хрустальную вазу. Однако в основе этого памятника лежит хорошо известный казахам мифологический сюжет языческого происхождения из глубин предыстории кочевников. В нем рассказывается о том, как легендарная птица Самрук кладет на вершину древа жизни Байтерек (в переводе с казахского «тополь», мировое дерево) золотое яйцо (солнце), корни которого уходят глубоко в недра земли, в королевство Айдахар. Дракон Айдахар съедает яйцо, а птица возвращает его в крону дерева. Как видим, миф символизирует широко распространенную в мировой культуре систему тройственного устройства мироздания, а также бинарные оппозиции (день-ночь, жизнь-смерть). Следует отметить, что коллективное бессознательное сохранило в генетических кодах казахов следы древних представлений о пространственно-временном устройстве мира, что находит прямое отражение в искусстве и художественном творчестве в целом. В этом случае Байтерек выступает как пространственная ось обновления страны, потому что «национальное строительство» молодого государства происходит в реальном времени. Тенгрийское происхождение архитектурного образа — символическая связь времени. Таким образом, легенда, миф, история — вот факторы, которыми руководствовались дизайнеры, строя город практически с нуля. Форма архитектуры ориентирована на современность; он целиком относится к настоящему, но смысловая нагрузка открывается, когда человек получает информацию о его символической основе. В мировой практике известен такой подход в поисках национальной и региональной идентичности [10, р. 377].

Европейская архитектурная классика для Казахстана не чуждый элемент, так как европейские и связанные с ними российские культурные коды вошли в казахстанскую действительность достаточно давно. В конце XVIII — начале XIX вв. началось активное освоение казахских земель Российской империей, что привело сначала к строительству военных укреплений, а затем и к строительству на их основе городов. Стилистические принципы русской версии классицизма и модерна воплотились в пространстве степного края. Таким образом, европейские традиции классической архитектуры уже были связаны с самобытностью урбанизированных территорий Казахстана к началу ХХ в. В этом плане неоклассицизм в современной архитектуре Нур-Султана не удивителен. Синтез евразийских архитектурных традиций использован в образе главного композиционного акцента площади — Акорды (резиденции). В композиции явно доминируют классическая европейская ансамблевая архитектура XVIII в. и особенности мемориальных и культовых построек Средней Азии (в частности Казахстана) в форме купола [Там же, р. 378].

В свою очередь, архитектура торгово-развлекательного центра Хан Шатыр вобрала в себя все кочевые культурные коды сознания; он содержит не только казахскую кочевую форму, но и обобщенный образ кочевого мира. Хан Шатыр — часть пространственного представления власти: Акорда — резиденция президента, Байтерек — символическая ось из глубин истории кочевников, а Хан Шатыр — царский шатер, подаренный главой государства народу.

1 О культуре : закон Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 30.12.2020). С. 18 [Электронный ресурс]. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30081960 (дата обращения: 13.03.2022).

Среди других уникальных архитектурных сооружений столицы Казахстана, формирующих казахстанскую идентичность, можно назвать Дворец мира и согласия, спроектированный известным британским архитектором Норманом Фостером и выполненный в форме пирамиды, Дворец независимости, а также церкви, мечети и другие храмы, играющие важную роль в осознании личности в принадлежности к той или иной культуре, которая являются частью общей казахстанской культуры, формирующей казахстанскую идентичность. Следует отметить, что в городе Нур-Султане деятельность культурно-досуговых учреждений осуществляется за счет средств государственного бюджета или организации-учредителя, а также на основе частичной и полной самоокупаемости, самофинансирования и за счет индивидуальных, коллективных членских взносов1.

Перспективным направлением деятельности культурной политики является формирование историко-культурных памятников мирового наследия, к которым относятся курганы Тасмолинской культуры, могильники Бегазы-Дандыбаевской культуры и некоторые другие, а также присоединение страны к международному проекту «Новый Шелковый путь», предполагающему кардинальное обновление транспортной инфраструктуры страны.

В столице Казахстана в 2010 г. прошел исторический саммит ОБСЕ, состоялись юбилейные саммиты Шанхайской организации сотрудничества и Организации исламского сотрудничества. В начале 2011 г. столица республики принимала участников и гостей VII зимних Азиатских игр.

Большие возможности в продвижении культурного имиджа казахстанской столицы предоставила Международная специализированная выставка «ЭКСПО-2017», проходившая в Астане, в рамках которой были показаны шедевры национального и мирового музыкального, танцевального, театрального искусства в исполнении казахстанских артистов. Выстроенные в рамках выставки павильоны расширили инфраструктуру столицы и успешно используются на благо города.

Нур-Султан как столица многое значит для развития государства, сплочения его граждан, формирования национальной идентичности. Однако для продвижения своего имиджа в мире необходимо выходить за границы государства и оказывать влияние на международное развитие. Так, индекс Good Country Index измеряет, какой вклад каждая страна вносит в развитие планеты и всего человечества посредством своей политики и международной деятельности. По данным за 2020 г., Казахстан занимает по общим показателям 106-е место, а по глобальному вкладу в области культуры — 119-е место2. Good Country Index фокусируется на том, что страны делают для человечества, а не на том, что они делают в пределах своих границ. На данный момент видно, что вклад Казахстана в мировом масштабе незначительный.

Заключение

Результаты исследования свидетельствуют о том, что культурные и политические отношения взаимно обусловлены, поскольку невозможно исключить культурный аспект, когда речь идет об управлении городом. Мы можем видеть отражение общественного сознания в архитектурном облике столицы Казахстана, ставшей символом национального государства. Идентичность жителей Нур-Султана формируется под влиянием синтеза исторической традиции казахского народа с культурными ценностями этносов, проживающих в столице государства. Архитектура города, сформировавшаяся после обретения городом статуса столицы, в облике которой воплотились мифы и легенды, отражает стиль исторического прошлого казахского народа. Можно сказать, что столица Казахстана является не только политическим, экономическим и туристическим центром страны, но и ее национальным брендом. Вместе с тем в стране проводится политика по созданию условий для развития культур тех народов, которые проживают на территории Казахстана. Политическая стабильность в мультикультурном государстве невозможна без создания равноправных условий для всех граждан.

1 Управление культуры и спорта города Нур-Султан [Электронный ресурс] // Единая платформа интернет-ресурсов госорганов GOV.KZ. URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/nur-sultan-madeniet?lang=ru (дата обращения: 13.03.2022).

2 Good Country Index [Электронный ресурс] // The Good Country. URL: https://index.goodcountry.org/ (дата обращения: 13.03.2022).

В то же время каждая страна заинтересована в осуществлении такой культурной политики, которая обеспечивает преемственность. Как показывает современный опыт разных стран, успешная реализация культурной политики возможна через локализацию в культуре, которая предполагает возрастание влияния крупных городов в развитии национальной культуры, сплочении граждан. В современном глобальном мире государства остаются главными субъектами мирового развития, поэтому можно сказать, что управление миром начинается со страны, а управление страной начинается с города, в котором выстраиваются общественно-политические отношения, переносимые на государственный уровень, и создается национальная идентичность. Нур-Султан показывает пример в формировании казахстанской национальной идентичности, выполняя, таким образом, важнейшую политическую функцию.

Литература

1. Викторович Н. В. Реализация культурной политики на муниципальном уровне: проблемы и перспективы // Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 400-403.

2. Назарбаев Н. А. Эра независимости. Астана, 2017.

3. Ревина Е. В. Мультикультурный город как пространство национальной идентичности : диссертация на соискание ученой степени к. филос. н. / Южно-Российский государственный технический университет. Ставрополь, 2009.

4. Этнический и гражданский национализм: противоположность или единство? // Панорама Евразии. 2012. № 1 (9). С. 63-68.

5. Aydingun A. Kazakistan'da Tarihi Canlandiran ve Milli Kimligi in§a Eden Muzeler (Музеи, строящие национальную личность и воскрешающие историю в Казахстане) // Bilig. Spring 2007. № 41. P. 89-108.

6. istanbul Tarih ve Kultur / ed. Bozlagan R., Yilmaz N., Yilmaz M. istanbul : Marmara Belediyeleri Birligi, 2011.

7. Papazoglou G. E. Society and Culture: Cultural Policies Driven by Local Authorities as A Factor in Local Development — The Example of the Municipality of Xanthi-Greece // Heritage. 2019. No. 2. P. 2625-2639.

8. Smith A. D. National Identity. London : Penguin Books, 1991.

9. $im§ek U., Ilgaz S. Kureselle§me ve Ulusal Kimlik // Ataturk Universitesi Sosyal Bilimler Enstitusu Dergisi // 2010. No. 9. P. 189-199.

10. Truspekova K. K., Galimzhanova A. S., Glaudinova M. B. National Identity and Architecture of Nur-Sultan // Humanities & Social Sciences Reviews. 2019. Vol. 7. No. 5. P. 374-386.

11. World Urbanization Prospects: The 2018 Revision / ed. by United Nations Publications United Nations, New York, 2019.

Об авторе:

Кок Севги, исследователь, Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург, Российская Федерация);

kok.sevgi@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7209-0461 References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Viktorovich N. V. Realization of cultural policy at the municipal level: problems and prospects // Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. V. 6. No. 3 (20). P. 400-403. (in Rus.)

2. Nazarbaev N. A. The era of independence. Astana, 2017. (In Rus.)

3. Revina E. V. A multicultural city as a space of national identity: dissertation for the degree of PhD in Philosophy / South Russian State Technical University. Stavropol, 2009. (In Rus.)

4. Ethnic and civic nationalism: opposition or unity? // Panorama of Eurasia [Panorama Yevrazii]. 2012. No. 1 (9). P. 63-68. (In Rus.)

5. Aydingun A. Museums building a national personality and resurrecting history in Kazakhstan // Bilig. Spring 2007. No. 41. P. 89-108. (In Turk.)

6. Istanbul History and Culture / ed. By Bozlagan R., Yilmaz N., Yilmaz M. istanbul : Marmara Belediyeleri Birligi, 2011. (In Turk.)

7. Papazoglou G. E. Society and Culture: Cultural Policies Driven by Local Authorities as A Factor in Local Development — The Example of the Municipality of Xanthi-Greece // Heritage. 2019. No. 2. P. 2625-2639. (In Turk.)

8. Smith A. D. National Identity. London : Penguin Books, 1991.

9. §im$ek u., Ilgaz S. Globalization and National Identity / Ataturk Universitesi Sosyal Bilimler Enstitusu Dergisi. 2010. No. 9. P. 189-199. (In Turk.)

10. Truspekova K. K., Galimzhanova A. S., Glaudinova M. B., National Identity and Architecture of Nur-Sultan // Humanities & Social Sciences Reviews. 2019. Vol. 7. No. 5. P. 374-386.

11. World Urbanization Prospects: The 2018 Revision / ed. by United Nations Publications United Nations, New York, 2019.

About the author:

Kok Sevgi, Researcher of St. Petersburg State University (Saint Petersburg, Russian Federation); kok.sevgi@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7209-0461

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.