Научная статья на тему 'Культурная политика государства в контексте защиты ценностей, продуцируемых генетическим кодом народа (к вопросу о творческом наследии А. И. Солженицына в аспекте формирования и развития инструментария укрепления жизнеспособности общества и государства)'

Культурная политика государства в контексте защиты ценностей, продуцируемых генетическим кодом народа (к вопросу о творческом наследии А. И. Солженицына в аспекте формирования и развития инструментария укрепления жизнеспособности общества и государства) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
175
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНЫЕ СКРЕПЫ / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / СБЕРЕЖЕНИЕ НАРОДА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ / ИНСТИТУТ СЕМЬИ / КУЛЬТУРНЫЙ ИМПЕРАТИВ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / SPIRITUAL BRACES / TRADITIONAL VALUES / MORAL DEVELOPMENT / SAVING OF PEOPLE / POLITICAL ELITES / FAMILY INSTITUTE / CULTURAL IMPERATIVE / HUMAN CAPITAL / LOCAL SELF-GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Стеценко Владимир Вадимович, Рудковский Александр Анатольевич

В статье представлена попытка осмысления публицистического наследия Александра Исаевича Солженицына в контексте формирования и развития инструментария укрепления жизнеспособности государства и общества. Авторами проанализированы проблемы, поднимавшиеся в публицистических работах писателя, среди которых поиск путей сбережения народа России, духовно-ценностные аспекты государственной политики, роль местного самоуправления в развитии демократии, институт семьи как необходимый компонент системы оздоровления российского общества. Авторы приходят к выводу о том, что исследование и анализ научно-публицистического наследия А.И. Солженицына актуальны и востребованы в контексте рефлексивно-аксиологического осмысления и проектирования аспектов культурной, образовательной, национальной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL POLICY OF THE STATE IN THE CONTEXT OF THE PROTECTION OF VALUES PRODUCED BY THE GENETIC CODE OF THE PEOPLE (ON THE ISSUE OF THE CREATIVE HERITAGE OF A.I. SOLZHENITSYN IN THE ASPECT OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF TOOLS TO STRENGTHEN THE VIABILITY OF SOCIETY AND THE STATE)

The article presents an attempt to understand the journalistic heritage of A.I. Solzhenitsyn in the context of the formation and development of tools to strengthen the viability of the state and society. The authors analyzed the problems raised in A.I. Solzhenitsyn, including the search for ways to save the people of Russia, the spiritual and axiological aspects of public policy, the role of local government in the development of democracy, the institution of the family as a necessary component of the recovery system of Russian society. The authors come to the conclusion that the research and analysis of the scientific and journalistic heritage of A.I. Solzhenitsyn is relevant and relevant in the context of a reflexive-axiological understanding and design aspects of cultural, educational, national policy.

Текст научной работы на тему «Культурная политика государства в контексте защиты ценностей, продуцируемых генетическим кодом народа (к вопросу о творческом наследии А. И. Солженицына в аспекте формирования и развития инструментария укрепления жизнеспособности общества и государства)»

УДК 323 DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-1-188-192

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В КОНТЕКСТЕ ЗАЩИТЫ ЦЕННОСТЕЙ, ПРОДУЦИРУЕМЫХ ГЕНЕТИЧЕСКИМ КОДОМ НАРОДА (К ВОПРОСУ О ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТРУМЕНТАРИЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА)

Стеценко аспирант факультета политологии, Южно-Российский институт Владимир управления - филиал Российской академии народного хозяйства Вадимович и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия,

г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54); преподаватель кафедры отраслевых юридических дисциплин, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ) (347936, Россия, г. Таганрог, ул. Инициативная, 48). E-mail: [email protected] Рудковский глава администрации, Администрация Матвеево-Курганского Александр района Ростовской области (346970, Россия, Ростовская обл., Анатольевич п. Матвеев Курган, ул. 1 Пятилетки, 108). E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье представлена попытка осмысления публицистического наследия Александра Исаевича Солженицына в контексте формирования и развития инструментария укрепления жизнеспособности государства и общества. Авторами проанализированы проблемы, поднимавшиеся в публицистических работах писателя, среди которых поиск путей сбережения народа России, духовно-ценностные аспекты государственной политики, роль местного самоуправления в развитии демократии, институт семьи как необходимый компонент системы оздоровления российского общества. Авторы приходят к выводу о том, что исследование и анализ научно-публицистического наследия А.И. Солженицына актуальны и востребованы в контексте рефлексивно-аксиологического осмысления и проектирования аспектов культурной, образовательной, национальной политики.

Ключевые слова: духовные скрепы, традиционные ценности, нравственное развитие, сбережение народа, политические элиты, институт семьи, культурный императив, человеческий капитал, местное самоуправление.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. культуре отводится ведущая роль в формировании человеческого капитала, сохранению традиционных российских духовно-нравственных ценностей и единого культурного пространства РФ1.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. отмечено, что смысл всей политики - это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России, поддержка традиционных ценностей и семьи. Мысль о сбережении народа как о национальной идее красной нитью проходит через все творческое наследие Александра Исаевича Солженицына: «Сбережение народа - вот главное задача, которая должна стоять перед властью. Каждый ее шаг должен быть направлен именно на это» [1].

Как отмечается в одном из недавних публицистических материалов, 11 декабря 2018 г. страна «лоб в лоб» столкнулась с юбилеем Александра Исаевича Солженицына... и слово «столкнулась» является отнюдь не случайным: наша страна продолжает сталкиваться с со всеми теми проблемами, о которых говорил и предупреждал всемирно известный авторитетный писатель, который часть своей жизни провел на нашей Донской земле. Проанализируем ряд этих проблем и сложностей, пути решения которых подсказывал великий писатель,

1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169755/ (дата обращения 11.12.2018).

рефлексия над которыми релевантно в контексте осмысления актуальных аспектов политической науки, что можно выделить в качестве научной новизны нашего исследования.

Проблемы духовно-нравственного поиска тесно связаны в публицистике А.И. Солженицына с проектом сбережения народа, ответственности человека перед обществом и перед Богом, свободы, прогресса технического. Через все публицистические работы, созданные им на Родине и в изгнании, проходит мысль: «Если бы от меня потребовали назвать кратко главную черту всего ХХ века, то и тут я не найду ничего точнее и содержательнее, чем люди забыли Бога» [2, с. 330].

По нашему убеждению А.И. Солженицын в проекте сбережения народа ведущую роль отводил культурному императиву, основанному на самобытной триаде «духовность - право-славность - нравственность», что нашло отражение в его публицистических произведениях «Как нам обустроить Россию» (1990), «Россия в обвале» (1998) и др. Источник силы общества писатель связывал «...с духовным уровнем жизни, чистотой общественных отношений». По мнению А.И. Солженицына, именно православность является основой русского культурного типа, что является духовной скрепой, объединяющей народ России. Данный тезис согласуется с Основами государственной культурной политики, где сказано об особой роли православия в формировании системы ценностей России1. Представляется релевантной и весьма ценной идея А.И. Солженицына о ценности нравственности в государственной, социальной, партийной политике, в противном случае «у человечества и вообще нет будущего». В рамках проекта сохранения народа Солженицын определял институт семьи как «основное звено спасения нашего будущего».

В Основах государственной культурной политики предполагается делегирование части государственных полномочий по управлению культурной средой муниципальным образованиям и общественным организациям, что коррелирует с убеждениями А.И. Солженицына как сторонника сильного местного самоуправления. По нашему мнению, необходимо сотрудничество и взаимодействие государственных органов, общественных организаций, бизнеса в деле сохранения национальной идентичности народа России.

Значимость местного самоуправления отражена в публицистических материалах А.И. Солженицына, в частности в работе «Как нам обустроить Россию?», где сказано: «Без правильно поставленного местного самоуправления не может быть добропорядочной жизни, да и само понятие «гражданская свобода» теряет смысл» [3]. Писатель вводит концепт «демократия малых пространств», который, по его мнению, традиционен для российского менталитета и имеет давнюю традицию в народных собраниях, Земских соборах, Советах. Анализируя международный опыт деятельности местного самоуправления, автор работы приходит к выводу, что данный социальный институт является «мощным общественным аппаратом в действии», который способствует эффективному участию граждан в отстаивании своих позиций и принятию решений на ближайшие перспективы, «как прямое влияние на ход государственной жизни».

Таким образом, А.И. Солженицын определял пути к оздоровлению российского общества через развитие местного самоуправления, что согласуется с основными положениями федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором местное самоуправление рассматривается как форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций2. Введение этого закона было обусловлено необходимостью

1 Основы государственной культурной политики. Утверждены Указом Президента РФ от 24.12.2014 № 808. Режим доступа:

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=172706&fld=134&dst=1000000001, 0&г^=0.9412775800816708#0 (дата обращения 13.12.2018).

2 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 (ред. от 27.12.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения 21.12.2018).

законодательного закрепления комплекса правовых механизмов, гарантирующих реализацию конституционного статуса местного самоуправления в условиях становления России как демократического федеративного правового государства, процветание которого, по мнению А.И. Солженицына, связано с единством централизованной власти и общественных сил.

Поднимая вопросы политической власти и местного самоуправления, А.И. Солженицын прибегает к критическому осмыслению деятельности, в том числе, представителей западной элиты, отмечая: утрату связей с высшими духовными ценностями, подчеркивая, что «западная система мировоззрения идет по пути крайнего духовного истощения, бездушного формализма, рационалистского гуманизма, упразднения внутренней жизни»1.

Кстати, сходную позицию высказывал британский профессор А.Тойнби: политическая элита способна одухотворять большинство, лишь пока она одухотворена сама. Ее человечность в отношении большинства служит залогом и одновременно показателем ее одухотворяющей силы. С утратой этой человечности элита лишается санкций подвластных ей масс [4].

В этой связи в рамках обозначенных выше проблем и направлений нашего исследования представляется весьма релевантным обращение к вопросам развития политической элиты государств, в контексте конструирования, формирования более продуктивных механизмов развития духовно-ценностной матрицы деятельности её представителей. Вопросы духовно-ценностных основ формирования политической элиты находятся в центре научных изысканий влиятельной в России Ростовской элитологической школы под руководством Заслуженного деятеля науки РФ, доктора политических наук, профессора А.В. Понеделкова и доктора политических наук, профессора А.М. Старостина. Традиционно в рамках указанной научной школы, имеющей всероссийское и международное признание, проводятся элитоло-гические конгрессы, форумы и другие научные мероприятия, затрагивающие проблематику качества политических элит. Подводя, в частности, итоги II Всероссийского элитологическо-го конгресса, профессор А.В. Понеделков, ориентируясь на экспертный опрос 2016 года, отметил тревожные тенденции, связанные с обособлением части действующей элиты и желанием сохранить властные позиции и коммерческие преференции, недостаточным вниманием к общегосударственным проблемам, вопросам национальной безопасности, склонностями элиты к олигархизации и внедемократическим средствам продвижения во власть. Качественному изменению элитного капитала современного правящего слоя будет способствовать развитие четырех основных критериев: профессионализм, образованность, высокая нравственность, патриотизм [5]. Здесь возможно провести параллель с идеями А.И. Солженицына о значимости высокой нравственности и патриотизма для представителей власти.

В аналитико-публицистических работах А.И. Солженицына можно выделить аксиологические концепты, связанные с духовной и культурной сферами общественной жизни: традиционные для российской цивилизации ценности, укрепление гражданской идентичности, сохранение исторического и культурного наследия, сохранение и развитие единого культурного пространства, утверждение традиционных семейных ценностей, утверждение социальной ценности просвещения. В этой связи актуальны мысли А.И. Солженицына о приоритете высших духовных ценностей человечества и об опасности отказа от них [6].

Наша страна продолжает сталкиваться со всеми теми проблемами, о которых говорил и предупреждал всемирно известный авторитетный писатель, лауреат Нобелевской премии А.И. Солженицын: нивелирование национальных особенностей, аморфность национального сознания, слепое подражание Западу, духовный кризис. Среди факторов, влияющих на упадок культуры, А.И. Солженицын особо подчеркивал «искажение иерархии ценностей, понимания сущности самого человека и его жизненных целей» [7, с. 3]. А.И. Солженицын выделяет аксиологический концепт «правды» и выдвигает тезис о наличии в русском менталитете стремления «жить по правде».

Писатель предупреждал об опасности попыток установки «слитно-единой глобальной культуры», которая угрожает самобытности национальных культур. Важно прислушаться к словам А.И. Солженицына о будущем русской культуры, которое зависит от того «сумеет ли

1 Солженицын был прав - Россия стала свободной, а Запад поработила политкорректность // ИноТВ, 2018. 5 августа. Режим доступа: https://russian.rt.com/inotv/2018-08-05/Le-Figaro-Solzhenicin-bil-prav (дата обращения 28.12.2018).

и в этих чрезвычайных обстоятельствах наш народный гений нащупать ступеньки развития» [7, с. 3].

Современность диктует задачу возрождения растерянных ценностей, решить которую А.И. Солженицын предлагает построением Новой России, которое должно идти через школьное образование. По мнению писателя «Перед сохранением русских как единого народа ныне выросло много препятственных условий. И первое среди них судьба нашего юношества» [3].

С учетом того, что одним из приоритетных адресатов культурной политики имманентно выступает институт образования, призванный обеспечить условия для эффективной социализации личности посредством культурного просветительства, как эффективной технологии: воспитывая новое поколение в ценностях культуры, образование, тем самым, выполняет функцию жизнеобеспечения культуры, воспроизводя ее ценности, нормы и запреты в повседневной жизнедеятельности человека; формируют базисные поведенческие образцы культуры в системе взаимоотношений родитель - ребенок, учитель - ученик, гражданин -государство. Полагаем, что, укрепление института образования приоритетно для политики государства именно в сфере культуры, поскольку его устойчивость обеспечивает самоорганизацию социокультурной системы [8].

На наш взгляд, позиции А.И. Солженицына приобретают особую актуальность в сегодняшних условиях развития нашей страны, особенно в контексте разработки и реализации новых векторов социальной политики государства. Как известно одним из действенных факторов успешности проведения социальной политики, меры которой могут быть не всегда популярны, является ее активное информационное сопровождение, иными словами серьезная разъяснительно-просветительская работа, причем не только СМИ, но и самих субъектов политического дискурса. В интервью каналу Россия 24 от 28.12.2018 г. Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко обратила внимание на роль общественно-гражданского контроля в ходе осуществления национальных проектов, которая может быть реализована через предоставление открытой информации обществу, обсуждение проблемных аспектов на региональном и федеральном уровнях, проведение разъяснительной работы для граждан со стороны СМИ1. Именно этот ориентир довольно четко коррелирует с позицией А.И. Солженицына о необходимости активного вовлечения институтов гражданского общества в обсуждение, рефлексию и сопровождение реализации различных аспектов государственной социальной политики.

Исследование, изучение, анализ публицистического наследия Александра Исаевича Солженицына - это прекрасная возможность продвижения по пути понимания смысловых основ жизнеспособности общества и государства, осознания ценностей, выступающих жизнеутверждающим фундаментом жизнедеятельности человека. Научно-публицистическое наследие А.И. Солженицына востребовано в контексте рефлексивно-аксиологического осмысления и проектирования аспектов культурной, образовательной, национальной политики в ходе дальнейшей разработки и реализации трендов государственной социальной политики.

Литература

1. Богданов В. Демократия не приходит сверху. Интервью с А. Солженицыным // Российская газета, 2005. 7 июня.

2. Солженицын А.И. Темплтоновская лекция // Собр. соч.: В 9 т. Т. 7.

3. Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию? - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. 484 с.

4. Тойнби А. Дж., Хантингтон С.Ф. Вызовы и ответы. Как гибнут цивилизации. - М.: Алгоритм, 2016. 288 с.

5. Элитология и стратегии развития современной России: материалы Второго Всероссийского элитологического конгресса с международным участием 21-22 октября, Ростов-на-Дону. Том 1. - Ростов н/Д.: ЮРИУ РАНХиГС, 2016. 928 с.

1 Вокруг России консолидируется все больше здоровых сил. Интервью с В.И. Матвиенко // Россия 24, 2018. 27 декабря. Режим доступа:

https://www.vesti.rU/videos/show/vid/783259/cid/7/# (дата обращения 29.12.2018).

6. Солженицын А.И. Перерождение гуманизма (Речь при вручении Большой премии Французской Академии моральных и политических наук) (Москва, 13 декабря 2000) // Как нам обустроить Россию? - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. 484 с.

7. Солженицын А.И. Исчерпание культуры // Учительская газета, 1997. № 39.

8. Голобородько А.Ю., Стеценко В.В., Рудковский А.А. Семиотическое пространство сближения актуального педагогического и политического дискурсов современной России в контексте укрепления культурной безопасности (к постановке вопроса) // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 3 (94). С. 136-142.

Stetsenko Vladimir Vadimovich, Post-graduate student of the Faculty of Political Science, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation); Lecturer of department of sectoral legal disciplines, Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch) of Russian State Economic University (RINH) (48, Initsiativnaya St., Taganrog, 347936, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Rudkovsky Alexander Anatolyevich, Head of Administration, Administration of Matveyev-Kurgan District of the Rostov Region (108, 1 Pyatiletki St., Matveyev Kurgan, Rostov region, 346970, Russian Federation). E-mail: [email protected]

CULTURAL POLICY OF THE STATE IN THE CONTEXT OF THE PROTECTION OF VALUES PRODUCED BY THE GENETIC CODE OF THE PEOPLE (ON THE ISSUE OF THE CREATIVE HERITAGE OF A.I. SOLZHENITSYN IN THE ASPECT OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF TOOLS TO STRENGTHEN THE VIABILITY OF SOCIETY AND THE STATE)

Abstract

The article presents an attempt to understand the journalistic heritage of A.I. Solzhenitsyn in the context of the formation and development of tools to strengthen the viability of the state and society. The authors analyzed the problems raised in A.I. Solzhenitsyn, including the search for ways to save the people of Russia, the spiritual and axiological aspects of public policy, the role of local government in the development of democracy, the institution of the family as a necessary component of the recovery system of Russian society. The authors come to the conclusion that the research and analysis of the scientific and journalistic heritage of A.I. Solzhenitsyn is relevant and relevant in the context of a reflexive-axiological understanding and design aspects of cultural, educational, national policy.

Keywords: spiritual braces, traditional values, moral development, saving of people, political elites, family institute, cultural imperative, human capital, local self-government.

References

1. Bogdanov V. Demokratiya ne prihodit sverhu. Interv'yu s A. Solzhenicynym // Rossijskaya gazeta, 2005. 7 iyunya.

2. Solzhenicyn A.I. Templtonovskaya lekciya // Sobr. soch.: V 9 t. T. 7.

3. Solzhenicyn A.I. Kak nam obustroit' Rossiyu? - SPb.: Azbuka, Azbuka-Attikus, 2015. 484 p.

4. Tojnbi A. Dzh., Hantington S.F. Vyzovy i otvety. Kak gibnut civilizacii. - M.: Algoritm, 2016. 288 p.

5. EHlitologiya i strategii razvitiya sovremennoj Rossii: materialy Vtorogo Vserossijskogo ehlitolog-icheskogo kongressa s mezhdunarodnym uchastiem 21-22 oktyabrya, Rostov-na-Donu. Tom 1. - Rostov n/D.: YURIU RANHiGS, 2016. 928 p.

6. Solzhenicyn A.I. Pererozhdenie gumanizma (Rech' pri vruchenii Bol'shoj premii Francuzskoj Akademii moral'nyh i politicheskih nauk) (Moskva, 13 dekabrya 2000) // Kak nam obustroit' Rossiyu? - SPb.: Azbuka, Azbuka-Attikus, 2015. 484 p.

7. Solzhenicyn A.I. Ischerpanie kul'tury // Uchitel'skaya gazeta, 1997. № 39.

8. Goloborod'ko A.YU., Stecenko V.V., Rudkovskij A.A. Semioticheskoe prostranstvo sblizheniya ak-tual'nogo pedagogicheskogo i politicheskogo diskursov sovremennoj Rossii v kontekste ukrepleniya kul'turnoj bezopasnosti (k postanovke voprosa) // Nauka i obrazovanie: hozyajstvo i ehkonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. 2018. № 3 (94). P. 136-142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.