ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В НАСЛЕДИИ АЛЕКСАНДРА ИСАЕВИЧА СОЛЖЕНИЦЫНА Воробьёв Е.Ф. Email: [email protected]
Воробьёв Евгений Феликсович — аспирант, кафедра общей и социальной психологии, Смоленский гуманитарный университет, г. Смоленск
Аннотация: в статье анализируется влияние наследия Александра Исаевича Солженицына на проблему нравственного воспитания граждан в Республики Беларусь. Отмечается огромное влияние творчества Солженицына А.И. на граждан СССР и России. Показано стремление автора мирового масштаба высказать свою позицию, которая заключалась в противостоянии с верховной властью СССР. Солженицын в данной схватке вышел победителем, Советский Союз распался, а произведения знаменитого автора читают многие. Однако даже сегодня проблема нравственного характера в творчестве Солженицына встает остро в процессе непрерывного нравственного воспитания в Республике Беларусь.
Ключевые слова: нравственность, воспитание, мораль, Республика Беларусь, Солженицын.
THE PROBLEM OF MORAL EDUCATION IN THE REPUBLIC OF BELARUS IN HERITAGE OF ALEKSANDR ISAYEVICH SOLZHENITSYN Vorobiev E.F.
Vorobiev Evgeniy Feliksovich - Postgraduate Student, ACADEMIC DEPARTMENT GENERAL AND SOCIAL PSYCHOLOGY, SMOLENSK HUMANITARIAN UNIVERSITY, SMOLENSK
Absract: the influence of the heritage of Alexander Isayevich Solzhenitsyn on the problem of moral education of citizens in the Republic of Belarus is analyzed in the article. The great influence of Aleksandr Isayevich Solzhenitsyn on citizens of the USSR and Russia is noted. The desire of the author of the world scale to express his position, which consisted in confrontation with the supreme power of the USSR, is shown from different angles. Solzhenitsyn in this battle came out victorious, the Soviet Union collapsed, and the work of the famous author is read by many. However, even today the problem of the moral values in Solzhenitsyn's work arises sharply in the process of continuous moral education in the Republic of Belarus.
Keywords: morality, moral education, Republic of Belarus, Solzhenitsyn.
«Нравственность». Это слово появилось в русском языке как синоним латинского «мораль» (mosmoris) обычай, нрав. В словаре русского языка С.И. Ожегова нравственность - это «правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил». Словарь по этике: «Нравственность - область практических поступков, обычаев, нравов ... сфера нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами. » [2].
Эти определения дают нам право говорить, что нравственность определяется через мораль. Само понятие «нравственность», и те качества, которые для него характерны, получали разную интерпретацию в разные исторические периоды. Но стоит отметить, что в русской философии, нравственность тесно переплетается с понятием духовности. В тоже время следует рассмотреть понятие морали более детально. Вопросы морали изучает этика. Поэтому слова этика, мораль, нравственность часто используются как синонимы [9].
Александр Исаевич Солженицын опубликовал множество художественных произведений, черпая информацию из реальной жизни, перерабатывая её, он создал множество замечательных книг, а также публицистических произведений, которые раскрывали все безнравственные качества человека. А.И. Солженицын описывал ужасающие масштабы политических репрессий, страшные периоды революции в Российской империи, стремился разрушить существующий строй государства, активно продвигал идеи распада Советского Союза через предоставление права республикам отделиться, выражал сожаление о границах России после распада СССР, считая их ошибочными, во время советского союза рассматривал ситуацию и
активно заботился о судьбе русских, мало уделял внимания другим национальностям. Считал возращение православия спасением России.
Литературно-историческое исследование «Двести лет вместе» посвящено русско -еврейским отношениям, и много информации, которая описывает данные отношения, строится на субъективной, часто негативной оценке множества деятелей других национальностей к евреям, что обличает отношение многих представителей к еврейскому народу. Сама книга наполнена фактами о противоречивых взаимоотношениях двух народов. И хотя факты и мнения, описанные в книге, имеют место быть, трудно обобщать в общем, что именно в этом и заключалось взаимоотношение народов. Ведь у каждого свое мнение, и необязательно оно является истинным. Александр Исаевич Солженицын собрал множество мнений представителей других национальностей о евреях и исторической информации по вопросу взаимоотношения еврейского и русского народа. В этом, безусловно, есть огромная заслуга автора [5, 6].
Следует отметить, что любое рассмотрение глобальных вопросов с использованием исторических фактов, в которых участвуют разные национальности, к сожалению, только обостряет нравственную проблематику между народами, так как основано на обобщении поступков представителей одной национальности ко всей данной национальности. Евреи описываются в книге «Двести лет вместе» с противоречивой точки зрения. Например, в книге написано следующее: «еврей становится евреем лишь тогда, когда ему грозит опасность. Тогда он спасается как еврей. Но когда он становится источником опасности, он не еврей». Все это подается, как стремление евреев скрыть свою национальность.
Взаимоотношение народов должно строиться на взаимоуважении и стремлении к мирному существованию в одном государстве. В то же время государством должны гарантироваться одинаковые права, независимо от вероисповедования и национальной принадлежности. Большинство стран на сегодняшний момент многонациональны. Если каждая национальность будет обобщать поступки целой национальности на основании нескольких представителей, это обязательно приведет к нарастанию противоречий, потере нравственной терпимости к представителям другого народа. Последующее противостояние однозначно приведет к распаду государства и потере материального благополучия в большинстве случаев. Конечно, будут и те, кто сможет разбогатеть в переходный период, но большинство будет страдать от последствий нравственных противоречий между народами. Все это происходило при распаде СССР и многих многонациональных империй. Евреи и русские принесли друг другу много хорошего, отлично существуют вместе в разных государствах и стремятся к взаимному сотрудничеству. Весь спектр взаимопомощи требует отдельного глубокого исследования.
Художественно-историческое исследование «Архипелаг ГУЛАГ» основано на реальных воспоминаниях и рассказах 257 заключенных, а также на реальном опыте самого автора. Данное художественное исследование рассказывает нам о главном управлении лагерей и мест заключения. За публикацию данного рассказа автора лишили гражданства и немедленно выслали из страны. Однако стоит отметить, что многое было предпринято попыток очернить имя писателя за то, что он написал о системе репрессий, но существование репрессий исторически доказанный факт. Описание огромного горя, через которое прошли миллионы людей, а многие из них просто умирали, было губительно для идеологии властей. Миллионы разрушенных семей и множество страданий. И лишь за то, что Александр Исаевич Солженицын написал о тех ужасных событиях, рискуя своей собственной жизнью и благополучием своей семьи, заставляет нас глубоко поклониться такому мужеству, силе воли, а также духовной составляющей его творчества, которая непременно помогла автору пережить множество трудностей, в которых многие погибали, лишались жизни [3].
Главное управление лагерей и мест заключения является темным пятном в советской истории. Александр Исаевич Солженицын видит долг перед родиной в том, чтобы открыть глаза на те ужасы, произошедшие в 30-50-х годах ХХ века. Аресты, внесудебные расправы, доносы - все это является частью советской истории, которую необходимо помнить. Независимо от социального положения, политических или религиозных взглядов, любой при стечении обстоятельств мог быть подвергнут репрессиям.
Роман «В круге первом» был написан в подполье без надежды на публикацию. В данном произведении главному герою необходимо сделать трудный нравственный выбор: работать на систему, которая противна ему духом и помочь в поиске дипломата, который раскрыл государственному тайну американцам, либо покинуть сытную шарашку и отправиться на периферию ГУЛАГА. Александр Исаевич Солженицын нравственно описывает выбор главного героя, который, своими поступками показывает, что считает разработку ядерного оружия на
родине ужасом, не принимая во внимание опасность для страны. Советский дипломат, Иннокентий Володин звонит в посольство США и сообщает, что советской разведкой готовится похищение сведений, касающихся производства атомной бомбы. Главному герою и другим заключенным-инженерам дано задание выяснить по голосу, кто звонил в посольство США. В романе также описывается идейный спор. Оправдывать ли несправедливость государства к своим гражданам высокими ценностями либо отказаться от поддержки государства в опасный период. Главный герой романа предпочитает сомнительному материальному счастью шарашки свободу тюремного этапа, государственные интересы не интересуют главного героя, опасность ядерного удара со стороны другого государства, при котором могут погибнуть миллионы соотечественников, также не берется в расчет. «Очищение и духовное освобождение человека» за решеткой происходит ясно проявляются в романе «В кругу первом» в противостоянии с государственным долгом, личные интересы и стремления человека ставятся выше долга перед родиной, причиной чему является неуважение к личности со стороны начальства, потеря свободы и отсутствие возможности у ученых быть рядом с семьей, ввиду ошибочного осуждения, а также трудные жизненные обстоятельства того времени. Показывается стремление людей жить мирной жизнью, желание быть рядом с семьёй и поиск смысла жизни, а также суровая реальность пронизывающая весь роман [4].
Во время речи в Гарварде Александр Исаевич Солженицын утверждает, что на самом деле американские участники антивоенного движения войны во Вьетнаме оказались соучастниками предательства дальневосточных народов - того геноцида и страданий, которые там сотрясают миллионы человек. Автор спрашивает у американских студентов: «Если полноценная Америка потерпела полноценное поражение даже от маленькой коммунистической полу-страны, - то на какое устроение Запад может рассчитывать в будущем?» Результатом данного выступления является стремление стран запада защищаться против коммунизма, фактически происходит накал противостояния и противоречий.
Политика нравственного воспитания в Республике Беларусь основывается на стремлении к миру. Участники любого движения против войны, особенно войны против государств, которые не нападали на твою родину, являются поистине нравственными личностями. Любое осуждение человека, стремящегося к миру, является нарушением не только нравственного начала, но и религиозных заповедей, запрещающих убийство и насилие. Правильно говорят, что история рассудит. Применение химического оружия армией США во Вьетнаме повлекли многочисленные жертвы среди мирного населения, а также тяжелые экологические последствия для всего вьетнамского народа. Каждый сам для себя должен определить, какими нравственными качествами обладает человек, который заявляет, что участники антивоенного движения являются соучастниками предательства [10].
В выступлении английскому радио А.И. Солженицын высказывает мнение, что социализм обошелся нынешнему Советскому Союзу с 1917 по 1959 - в 110 миллионов человек. Писатель указывает на то, что запад не обратил внимания, как целые народы отправлялись в ссылку. Призывает вспомнить Катынь и Варшаву, ту самую страну, из-за которой началась вторая мировая война. Социализм рассматривается, как стремительная опасность для общества. Самое опасное, что Запад потерял волю защищаться. А.И. Солженицын во время всего выступления на радио стремиться поднять дух «защиты» против СССР и коммунизма в западных странах [7, 284-297].
Концепция нравственного воспитания в Республике Беларусь направлена на то, чтобы нравственная составляющая проникала в сознания людей. В человеке необходимо воспитать стремление к сотрудничеству и порой уступкам ради общего блага, но в тоже время каждый должен осознавать, что существуют люди, настраивающие другие страны против твоей родной страны, твоей родины. Безусловно, необходимо помнить историю, существовали ужасные преступление против человечности, но не в коем случае они не должны быть использованы для создания вражды. Любые попытки настроить государства и нации друг против друга приравниваются к безнравственным поступкам, не имеющим никакого исторического оправдания. Любые статистические цифры должны иметь реальные ссылки на конкретные архивные данные. Если просто брать цифры с неба, и конкретно их не разъяснять, получается, что подобные практики являются гнусным искажением истории.
Статья «Как нам обустроить России» имела большой коммерческий успех и была напечатана 27-миллионным тиражом до распада СССР в 1990 году. В ней активно продвигалась идея распада государства СССР на республики, но в тоже время БССР, РСФСР и УССР должны были бы объединиться в Российский союз, возможность самоопределения БССР и УССР не рассматривалась. Высказывается идея о том, что у национальных областей, у которых будет внешняя граница, при
желании отделиться должна быть возможность стать независимыми. Многие вопросы управления государством были описаны в данной статье. Автор призывает обойтись без ужасного отделения Украины и Беларуси. В статье поднимались интересы разных народов и национальностей, которые описывались таким образом, что в сознании 27 миллионов либо даже более людей начали формировать устойчивые идеи распада государства [7].
В современной Республике Беларусь сформировано четкое понимание, что нравственность заключается в преданности родине. Безусловно, нации имеют право на самоопределение путем общенародного голосования, либо решением на самом высоком государственном уровне. Поэтому призыв к предоставлению возможности решить актуальность подобного вопроса одним из приведенных выше способов является нравственным. Однако гражданин просто не имеет морального, нравственного права призывать к распаду государства, поднимать национальные вопросы, приводящие к нарастанию противоречий между народами, принуждать к трудному экономическому пути и фактически к краху благосостояния своих соотечественников. Все данные противоречивые ошибки были совершены в СССР, что привело к распаду государственности. Подобные важные государственные вопросы могут решаться либо законно выбранными верховными государственными деятелями, либо всенародным голосованием, и то все должно делаться с огромной осторожностью. То влияние, которое оказывают средства массовой информации, просто поражает, ведь субъективное влияние одного человека может формировать мировоззрение миллионов. Каждый народ стремиться к самоопределению, и для мирного существования многонационального государства необходим осторожный подход в вопросах взаимоотношения разных национальностей.
Н.А. Бердяев полагал, что свобода порождает зло. Но в то же время с Бога как с творца снимал ответственность за все то зло, которое может принести человек из-за свободы. Бердяев исходил из того, что под влиянием духовного начала возникает связь между нравственностью и поступками. В то же время в мире существует непрерывная борьба социального нравственного сознания и личного нравственного сознания, что приводит к различию между правом и нравственностью [1].
Одна из причин формирования суверенной Республики Беларусь заключалась в том, что в СССР каждая национальность стала с недоверием относиться к другой, происходили противоречия между народами, интересы представителей одной национальности ставились превыше представителей другой. Распад страны был неизбежным процессом, так как в средствах массовой информации стали распространяться идеи, целью которых было развалить Советский Союз, уничтожить прошлое, которые необходимо помнить, анализировать и исправлять ошибки. Важно понимать, что большее благополучие в разных жизненных сферах, может прийти только через мирное развитие, в то время как разрушение, распад страны приводит только к трудностям для обычных граждан. Все трудности, с которыми стакнулась Республика Беларусь после развала союза, подтверждают, что существовали силы, разрушившие благосостояние миллионов людей, и лишь сплотившись, белорусской нации удалось преодолеть сложный экономический период.
Именно поэтому нравственность неразрывна связана с государственностью, ведь все потрясения в политической системе сказывались в обнищании миллионов людей. Нравственное воспитание сейчас имеет огромное значение, ввиду того что происходит подмена понятий, существуют силы, направленные на разрушение государственного строя, а иногда и целого государства. Подобная практика происходит под прикрытием гуманизма и нравственности, свободы слова и обещанием лучшей жизни. Подобное целенаправленное заблуждение внедряется в общество неспроста, имея лишь одну цель, разрушить государственность, следствие чего является обнищание обычных граждан. Все это отчётливо видно при рассмотрении истории. Развал Российской империи, раздел Речи Посполитой, распад СССР -все подобные расколы приводили только к несчастью для большинства обычных граждан, в то время, как другие, немногие граждане наживали огромное богатство. Для того чтобы противостоять данным тенденциям, государству необходимо стремиться улучшить жизнь граждан, предоставить им возможность самореализации, и гуманно относиться к людям. Именно поэтому в данном непростом историческом периоде, гражданам Республике Беларусь необходимо сформировать четкую нравственную позицию по отношению к поступкам и стремлению к лучшей жизни мирным путем, чтобы обезоружить любые стремления разрушить под прикрытием свободы слова такое замечательное государство, как Беларусь [8].
Список литературы / References
1. Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Париж: Современные записки, 1931. 320 с.
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1986. 800 с.
3. Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ. Полное издание в одном томе. М.: Альфа-книга, 1990. 1280 с.
4. Солженицын А.И. В круге первом. М.: Современник, 1991. 732 с.
5. Солженицын А.И. Двести лет вместе: В 2 т. Т. 1. М.: Русский путь, 2001. 512 с.
6. Солженицын А.И. Двести лет вместе: В 2 т. Т. 2. М.: Русский путь, 2002. 512 с.
7. Солженицын А.И. Публицистика: В 3 т. / Том 1: Статьи и речи. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1995. 720 с.
8. Сухомлинский В.А. Избранные произведения. Том 1. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Духовный мир школьника. Методика воспитания коллектива. Киев: Радинська школа, 1979. 687 с.
9. Harris Sam. The Moral Landscape: How Science Can Determine Human Values. New York: Free Press, 2010. 322 с.
10. Russel Jesse, Cohn Ronald. Экологическая война США против Вьетнама. М.: Книга по требованию, 2013. 105 с.