ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.635.5:378.147
ББК Ц439 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.08
Волкова Тамара Николаевна,
доктор педагогических наук, профессор, кафедра русского языка и методики обучения, Ивановский государственный университет (Шуйский филиал); 155908, Ивановская область, г. Шуя, ул. Кооперативная, д. 24; e-mail: [email protected]
Суровегин Антон Вячеславович,
аспирант, Ивановский государственный университет (Шуйский филиал); 155908, Ивановская область, г. Шуя, ул. Кооперативная, д. 24; e-mail: [email protected]
КУЛЬТУРНАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: культура; культура речи; познавательный интерес; познавательная активность; познавательная мотивация; культурная осведомленность; диалог культур.
АННОТАЦИЯ. В наше время общество характеризуется становлением информационной цивилизации, находят новое осмысление сложные и противоречивые процессы в жизни общества, обобщаются выдающиеся открытия в фундаментальных науках о мире, обосновывается новый тип социальной жизни. Современная профессиональная деятельность требует всесторонне развитого специалиста, способного в кратчайшие сроки произвести анализ той или иной обстановки, специалиста, способного в условиях воздействия спектра деструктивных факторов принять верное управленческое решение. Образование должно максимально подготовить будущих специалистов к этим условиям. Информационные технологии, применяемые в учебном процессе, способствуют повышению мотивации и заинтересованности обучаемых в получении прочных и глубоких знаний. Использование компьютера не только имеет значение для познавательного интереса, но и вносит элемент занимательности в учебный процесс. Информационные технологии в отличие от традиционных методов обучения способствуют активному включению обучаемых в процесс получения знаний, расширению памяти, логического мышления, способности к решению проблем, поэтому в современных высших учебных заведениях эти технологии играют особую роль. В данной статье рассматривается проблема формирования познавательного интереса курсантов образовательных учреждений МЧС России с опорой на труды ученых, исследовавших данную проблему, предлагается определение данного понятия. Рассматривается структура познавательного интереса курсантов образовательных учреждений МЧС России, раскрывается одно из условий формирований познавательного интереса - культурная осведомленность.
Volkova Tamara Nikolaevna,
Doctor of Pedagogy, Professor, Department of the Russian Language and Teaching Methods, Ivanovo State University (Shuya branch), Shuya, Russia.
Surovegin Anton Vyacheslavovich,
Post-graduate Student, Ivanovo State University (Shuya branch), Shuya, Russia.
CULTURAL AWARENESS AS A CONDITION OF FORMATION OF COGNITIVE INTEREST OF CADETS OF EMERCOM HIGHER SCHOOLS
KEYWORDS: culture; standards of speech; cognitive interest; cognitive activity; cognitive motivation; cultural awareness; the dialogue of cultures.
ABSTRACT. Nowadays, the life of society is characterized by the emergence of an information civilization, a new understanding of the complex and contradictory processes in the society, the new outstanding discoveries in the basic sciences of the world are justified by a new type of social life. Modern professional activity requires a specialist possessing the skills to analyze the situation in the shortest possible time, a specialist who is able to make the right management decisions under the impact of destructive factors. Education should prepare the prospective specialists to these conditions. Information technologies used in the educational process, enhance motivation and interest of students in obtaining solid and deep knowledge. Computer not only stimulates cognitive interest, but also adds entertaining element in the learning process. Information technology, unlike traditional training methods, contributes to the active inclusion of students in the process of obtaining knowledge, enhances their memory, logical thinking and the ability to solve problems, so it plays a great role in contemporary higher education. This article considers the issue of formation of informative interest of students of educational institutions of the Russian Emergency Ministry, based on the works of scientists who studied this problem. The structure of informative interest of students of educational institutions of EMERCOM of Russia reveals one of the conditions of formation of informative interest, called cultural awareness.
Состояние высшего образования в нашей стране, перспективы его обновления делают особенно важной задачу повышения общей культуры нашего общества. В последнее время все чаще говорят о том, что упадок общества и культуры во многом обусловлен тем, что образование перестает быть частью культуры. Несомненно, культура должна присутствовать в качестве внутренней, опосредующей формы любого акта профессиональной деятельности. Важным показателем внутреннего состояния человека является наличие у него познавательной активности. Принципы обучения рассматриваются в работах В. И. Орлова. Автор подчеркивает, что бесспорным принципом обучения является понятие активности, которое включает сознательность и самостоятельность [11]. Сознательность - это движущая сила целенаправленной учебно-познавательной деятельности, которая выражается в ее результативности. Сознательную активность следует считать, по мнению Ж. Т. Литранович, и условием, и средством, помогающим достичь цели обучения [9].
В процессе подготовки курсантов образовательных учреждений МЧС России необходимо активизировать познавательную деятельность, но это возможно только при формировании и дальнейшем развитии познавательного интереса, который нужно рассматривать как один из важных мотивов учения, как стойкое качество личности и как мощное воспитывающее средство. В основе познавательного интереса лежит мотив, который связан с будущей профессией человека. Интерес является ценнейшим мотивом учебного процесса и выражается не просто в желании получать знания, а во внутренней потребности в учении и познании нового.
Базовые основы формирования познавательного интереса обучаемых заложены в исследованиях Г. И. Щукиной, которая рассматривает данную проблему с педагогической точки зрения и указывает на то, что в педагогическом процессе познавательный интерес трактуется в качестве внешнего стимула учебной деятельности, средства активности учащихся, эффективного инструмента, которым пользуется учитель, чтобы привлечь внимание учащихся к предмету изучения, сделать учебный процесс более живым, чтобы пробудить у учащихся непосредственный интерес, который переходит во внутреннюю потребность учащихся.
Г. И. Щукиной выделены несколько стадий развития познавательного интереса.
Первая стадия - любопытство. Данная стадия (автор называет ее элементарной) может быть связана с такими причинами, как внешние, неожиданные и необычные обстоятельства, которые привлекли внимание ученика; начальный толчок познавательного интереса - занимательность.
Вторая стадия - любознательность, которая характеризующаяся ценным состоянием человека, который стремится познать суть увиденного; развитию познавательного интереса способствуют удивление, радость узнавания нового.
Третья стадия - познавательный интерес. На данной стадии проявляется познавательная активность личности, ценностная мотивация, характеризующаяся познавательными мотивами, которые помогают человеку понять связи внутри изучаемых явлений, проникнуть в суть закономерностей знания. Познавательный интерес характеризуется стремлением обучающегося глубже понять изучаемое явление, постоянно им заниматься.
Четвертая стадия - теоретический интерес. На этой стадии инструментами познания становятся теоретические проблемы. Человек выступает как деятель, субъект, творческая личность [15].
Выделенные Г. И. Щукиной стадии развития познавательного интереса являются сложными сочетаниями, взаимосвязанными между собой. Необходимо обратить внимание на тот факт, что познавательный интерес является основой для формирования избирательного отношения к какой-либо отрасли науки, деятельности и общения с единомышленниками в научной или какой-либо другой деятельности. На основе познания человеком объективного мира происходит формирование миропонимания, мировоззрения. Таким образом, на основе познавательного интереса происходит обогащение и активизация любой деятельности человека, так как в любой деятельности присутствуют познавательные аспекты. Поэтому задача преподавателей образовательных учреждений МЧС России состоит в формировании познавательного интереса, развитии познавательной активности курсантов, чтобы сформировать личность с правильным мировоззрением и миропониманием.
Важным является утверждение Г. И. Щукиной о том, что познавательный интерес является внутренним своеобразным процессом самого человека, затрагивающим такие качества человека, как воля, интеллект, чувство [14]. Это положение
© Волкова Т. Н., Суровегин А. В., 2016
ученого следует учитывать в процессе формирования познавательного интереса курсантов, так как, по нашему мнению, проявление активности мыслительной деятельности курсантов будет положительно влиять на сформированность познавательного интереса курсантов.
Для того чтобы в процессе обучения проводить работу по формированию познавательного интереса курсантов, необходимо конкретизировать понятие «познавательный интерес курсантов образовательных учреждений МЧС России». На основании анализа сущности познавательного интереса в психологии и педагогике нами конкретизировано данное понятие. Познавательный интерес курсантов образовательных учреждений МЧС России - это избирательная, личностно мотивированная, эмоционально окрашенная направленность курсанта на получение глубоких и прочных специальных знаний в области пожарной безопасности, расширение своего культурного кругозора, помогающая проявлению творческой активности при моделировании чрезвычайных ситуаций в процессе подготовки к будущей практической деятельности, характеризующаяся пониманием важности воспитания индивидуально-личностных качеств специалиста МЧС России.
В структуру познавательного интереса курсантов образовательных учреждений МЧС России входят следующие компоненты: мотивационно-личностный, когнитивный, креативный, деятельностный, эмоциональный.
Мотивационно-личностный компонент состоит из субъектной позиции курсанта, осознания мотивов выбора будущей профессии, понимания важности приобретения индивидуально-личностных качеств специалиста МЧС России.
Когнитивный компонент включает систему специальных знаний в области пожарной безопасности, понимание важности глубоких и прочных знаний, умение правильной эксплуатации пожарной техники, желание углублять знания о своей и иной культуре.
Креативный компонент характеризуется проявлением творческой активности, творческих способностей курсанта в процессе овладения практическими умениями.
Деятельностный компонент характеризуется умениями применять информационные технологии, владеть инновационными формами работы, проявлять внимательность, четкость в процессе моделирования чрезвычайных ситуаций.
Эмоциональный компонент проявляется в эмоционально-положительном отношении к будущей деятельности, творческом
осмыслении теоретических знаний, стремлении повышать общую культуру, в неформальном общении с преподавателем.
В процессе профессиональной подготовки важно формировать у обучаемых познавательный интерес. Этой проблеме уделяется внимание и при подготовке специалистов МЧС России. В процессе формирования познавательного интереса курсантов образовательных учреждений МЧС России следует учитывать познавательную активность, учебную мотивацию, творческую активность личности, так как данные аспекты взаимосвязаны.
Наличие познавательной активности у курсантов способствует воспитанию у них предприимчивости, инициативности, ответственности. Сущность познавательной активности характеризуется готовностью как можно глубже овладевать необходимыми знаниями, волевыми усилиями в обучении, потребностью творческой деятельности. В познавательной активности обучаемых проявляется отношение к цели обучения. Активность личности определяет ее потреб-ностно-мотивационную сферу, непосредственно связанную с целью деятельности. Для того, чтобы сформировать познавательный интерес будущих сотрудников противопожарной службы, необходимо формировать у курсантов познавательную мотивацию. Работа по формированию познавательной мотивации будет эффективной, если у курсантов присутствуют интеллектуально-побуждающие мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания: интерес к знаниям, любознательность, стремление повысить свой культурный уровень, овладение определенными умениями и навыками, увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач и т. п. [12]. С учетом потребностей сегодняшнего рынка труда, в особенности в сфере обеспечения безопасности жизни и здоровья населения, современное образование должно не только сформировать у обучающихся определенный багаж знаний и умений, но и пробудить стремление к самообразованию, повышению качества практической реализации приобретенных способностей.
Одним из условий успешного формирования познавательного интереса курсантов является культурная осведомленность.
Остановимся на термине «культурная осведомленность», под которой современные авторы понимают общекультурные, страноведчески и национально маркированные культуроведческие и лингвокульту-роведческие знания, обеспечивающие обучаемому возможность ориентироваться в особенностях иноязычной и национальной культуры, прогнозировать возможные
культуроведческие помехи в условиях межкультурного общения и способы их устранения, адаптироваться к иноязычной среде, умело следуя канонам вежливости, проявляя уважение к традициям, ритуалам и стилю жизни представителей другого культурного сообщества. Кроме этого, эти знания создают основу для последующего развития культуро-ведческих знаний, осуществления самостоятельного изучения других стран, народов, культурных сообществ, овладения способами представления родной культуры в иноязычной среде, культурного самообразования в разнообразных сферах коммуникации.
Формирование культурной осведомленности предполагает изучение образа жизни и вариативности стилей жизни в культурных сообществах и соотносимых с ними социальных ценностей, норм, традиций и обычаев, изучение социокультурного портрета стран, их народов и языков, ценностно-смысловых аспектов духовной, физической и материальной культуры изучаемых сообществ, знание культурного наследия, культурной идентичности и менталь-ности соизучаемых народов, социокультурных норм поведения в условиях межкультурной коммуникации [13, с. 207-209].
Ряд зарубежных ученых BrisИn, R. WortЫey, B. Macnab) утверждают, что «культурная осведомленность» есть наблюдаемое явление, которое отвечает за культурное поведение и помогает ответить на вопросы: что заставляет людей вести себя схожим образом, какова причина подобных общих моделей поведения? Культурная осведомленность связана с необходимостью понимания сущности культуры и культурных взаимодействий [16, а 40-55].
Культурная осведомленность охватывает вероисповедование, традиции, обычаи, искусство, одежду, поведение, взаимоотношения и т. д. народов тех регионов, из которых курсанты прибыли на учебу в образовательное учреждение МЧС России.
Термин «культурная осведомленность» употребляется для описания восприимчивости к осознанию культурно побуждающего поведения в процессе коммуникации и включает следующие характеристики: осведомленность о своем культурно побуждающем поведении, осведомленность о культурно побуждающем поведении других национальностей, возможность объяснить особенности своей культуры.
В процессе формирования познавательного интереса курсантов необходимо расширять их знания о культуре речевого общения, приобщать их к народной художественной культуре, которая предполагает воспитание дружелюбия и уважения к людям разных национальностей, понимание и принятие
самобытности той или иной национальности, обычаев и традиций разных народов, проявление интереса к иной культуре.
Культурная осведомленность включает глубокое овладение курсантами культурой своего народа как непременное условие интеграции в иные культуры, формирование у курсантов представлений о многообразии культур в мире, воспитание понимания сходства национальных культур и положительного отношения к культурным различиям, погружение курсантов в родную и иную культуру.
Повышение культурной осведомленности является одним из важных аспектов профессиональной подготовки курсантов. Это дает возможность расширить границы обучения и воспитания курсантов.
Особую значимость в системе современного общего и высшего образования приобретает идея о диалоге как всеобщем принципе процессов общения и познания, т. е. происходит переосмысление векторов в образовательной парадигме. Диалог культур возможен лишь при условии взаимопонимания и обоюдного согласия. Исходя из этого культурный аспект в обучении курсантов образовательных учреждений МЧС России, национальный состав которых неоднороден, является одним из наиболее актуальных.
В познавательной активности учащихся проявляется отношение к цели обучения. Активность личности определяет ее потреб-ностно-мотивационную сферу, непосредственно связанную с целью деятельности.
Культурная осведомленность включает овладение будущими специалистами культурой речи. Проблема культуры речи не переставала быть актуальной на протяжении многих лет. Она находится на стыке социальной психологии и гуманистической педагогики. Социально-психологическую атмосферу в обществе, состояние общественной морали, успех в любой сфере деятельности во многом определяет культура речи.
В настоящее время возможно добиться высокого положения в обществе, только владея в достаточной степени культурой речи. Речевая и эстетическая культура тесно взаимосвязаны. Эстетическая культура как высокоразвитая способность индивида регулирует все формы социальной активности личности в конкретных обстоятельствах жизни, эмоциональная культура помогает людям собирать и оценивать информацию, проявляясь в содержании и форме поступков и действий. Эстетическая культура как система развитых интеллектуальных, нравственных, эстетических, социальных взглядов не просто качественно определяет со-
держание жизни личности, но и во многом гуманизирует ее отношение к миру.
Проблему роли культуры речи в становлении личности освещали в своих трудах ученые Е. М. Верещагин, Г. О. Винокур, Б. П. Головин и др. Так, А. B. Луначарский утверждал, что необходимо совершенное владение языком как точным орудием передачи мысли. Г. О. Винокур в своих трудах высказывал суждение о том, что правильная, чистая речь является признаком правильного общественного поведения. В. В. Соколова отмечает, что речевая культура влияет на формирование языкового сознания личности и участвует в процессе ее становления и общего развития.
У курсантов необходимо формировать систему взглядов и принципов, определяющих отношение человека к культуре разных народов как к самоценности, проявляющейся в уважении национальных традиций и готовности нравственно действовать в условиях многонационального вуза и еще шире -многонационального государства.
Диалог культур - это содержание современного образования в рамках культурологического подхода, которое должно учитывать принципы культурной равноценности, культурного самосознания, культурного разнообразия, культуросообразности. Так,
А. И. Кузнецов понимает культуросообраз-ность педагогического процесса как организацию педагогом своей деятельности исключительно в художественно-эстетическом аспекте: «Свою деятельность образованный педагог осуществляет с позиции «человека культуры», функцией и предназначением которого является удержание от деформации в социальности всех сфер общественной жизни и придание им статуса соответствующих культурных форм. Подобные перемены в образовании возможны, если педагогическое сознание соотнесет себя с художественным и начнет развиваться в его русле» [8, с. 52]. В процессе обучения также необходимо формировать у обучаемых убежденность в ценности, уникальности каждой культуры и стремление взаимодействовать в рамках диалога культур; формировать восприимчивость к иной культуре.
В процессе подготовки курсантов необходимо активизировать их познавательную деятельность, но это возможно только при формировании и дальнейшем развитии познавательного интереса курсантов, который нужно рассматривать и как один из важных мотивов учения, и как стойкое качество личности, и как мощное воспитательное средство, повышающее общую культуру будущего специалиста МЧС России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анастасиев А. И. Воспитание и интерес при обучении. СПВГ, l903.
2. Батракова С. Н. Педагогический процесс как явление культуры (методологические проблемы) : монография. Ярославль : Ярославский гос. ун-т, 2003.
3. Бодалев А. А. Личность и общение. М. : Педагогика, l983-
4. Волкова Т. Н. Педагогическая практика как средство развития профессионального интереса студентов к будущей деятельности // Подготовка будущего специалиста в процессе педагогической практики : мат-лы Межрегион. науч.-практ. конф. Ярославль : ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2004. С. 192-198.
5. Eсаян Р. С. Педагогическое общение как фактор формирования у студентов интереса к изучению педагогических дисциплин // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы : мат-лы VI Междунар. науч.-практ. конф., М., РУДН, l8-l9 апр. 20l3 г. / науч. ред. В. И. Казаренков. М. : РУДН, 20l3. С. 373-377.
6. Ильин E. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
7. Казаренков В. И., Жарылгапова Д. М., Eсаян Р. С. Формировние интереса к самообразованию у студентов и школьников. М. : РУДН, 20ll.
8. Кузнецов А. И. Педагогика как социальная пластика // Педагогическое образование для XXI века : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. М. : Магистр, l994- С. 167-168.
9. Литранович Ж. Т., Землянова В. Д. Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в контексте современных образовательных технологий // Педагогический альманах. 2002. № l. С. 101.
10. Орлов Ю. М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза. М., l984-
11. Орлов В. И. О принципах активности и самостоятельности учащихся в обучении // Среднее специальное образование. 1989. № 7. С. 30-32.
12. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов E. Н. Педагогика. М. : Школа-Пресс, 2000.
13. Хасанова Л. И. Формирование культурной осведомленности средствами иностранного языка // Альманах современной науки и образования. 2008. № 2. Ч. l. С. 207-209
14. Щукина Г. И. Эксперимент как метод изучения познавательных интересов школьников // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. l975. Вып. l. С. 73-81.
15. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике . М. : Педагогика, 1971.
16. Brislin R., Worthley R., Macnab B. Cultural intelligence: Understanding behaviors that serves people's goal // Group & Organization Management. 2006. № 31(1). Р. 40-55.
REFERENCES
1. Anastasiev A. I. Vospitanie i interes pri obuchenii. SPVG, 1903.
2. Batrakova S. N. Pedagogicheskiy protsess kak yavlenie kul'tury (metodologicheskie problemy) : mono-grafiya. Yaroslavl' : Yaroslavskiy gos. un-t, 2003.
3. Bodalev A. A. Lichnost' i obshchenie. M. : Pedagogika, 1983.
4. Volkova T. N. Pedagogicheskaya praktika kak sredstvo razvitiya professional'nogo interesa studentov k budushchey deyatel'nosti // Podgotovka budushchego spetsialista v protsesse pedagogicheskoy praktiki : mat-ly Mezhregion. nauch.-prakt. konf. Yaroslavl' : YaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2004. S. 192-198.
5. Esayan R. S. Pedagogicheskoe obshchenie kak faktor formirovaniya u studentov interesa k izucheniyu pedagogicheskikh distsiplin // Vysshaya shkola: opyt, problemy, perspektivy : mat-ly VI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., M., RUDN, 18-19 apr. 2013 g. / nauch. red. V. I. Kazarenkov. M. : RUDN, 2013. S. 373-377.
6. Il'in E. P. Motivatsiya i motivy. SPb., 2000.
7. Kazarenkov V. I., Zharylgapova D. M., Esayan R. S. Formirovnie interesa k samoobrazovaniyu u studentov i shkol'nikov. M. : RUDN, 2011.
8. Kuznetsov A. I. Pedagogika kak sotsial'naya plastika // Pedagogicheskoe obrazovanie dlya XXI veka : mat-ly mezhdunar. nauch.-prakt. konf. M. : Magistr, 1994. S. 167-168.
9. Litranovich Zh. T., Zemlyanova V. D. Razvitie poznavatel'noy aktivnosti i tvorcheskikh sposobnostey uchashchikhsya v kontekste sovremennykh obrazovatel'nykh tekhnologiy / / Pedagogicheskiy al'manakh. 2002. № 1. S. 101.
10. Orlov Yu. M. Potrebnostno-motivatsionnye faktory effektivnosti uchebnoy deyatel'nosti studentov vuza. M., 1984.
11. Orlov V. I. O printsipakh aktivnosti i samostoyatel'nosti uchashchikhsya v obuchenii // Srednee spe-tsial'noe obrazovanie. 1989. № 7. S. 30-32.
12. Slastenin V. A., Isaev I. F., Mishchenko A. I., Shiyanov E. N. Pedagogika. M. : Shkola-Press, 2000.
13. Khasanova L. I. Formirovanie kul'turnoy osvedomlennosti sredstvami inostrannogo yazyka // Al'manakh sovremennoy nauki i obrazovaniya. 2008. № 2. Ch. 1. S. 207-209
14. Shchukina G. I. Eksperiment kak metod izucheniya poznavatel'nykh interesov shkol'nikov // Pedagog-icheskie problemy formirovaniya poznavatel'nykh interesov uchashchikhsya. 1975. Vyp. 1. S. 73-81.
15. Shchukina G. I. Problema poznavatel'nogo interesa v pedagogike . M. : Pedagogika, 1971.
16. Brislin R., Worthley R., Macnab B. Cultural intelligence: Understanding behaviors that serves people's goal // Group & Organization Management. 2006. № 31(1). R. 40-55.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. И. А. Сотова.