Научная статья на тему 'Культурная миссия российского телевидения'

Культурная миссия российского телевидения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2468
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИЯ / КУЛЬТУРНАЯ МИССИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / КУЛЬТУРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС / ДУХОВНОСТЬ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / MISSION / CULTURAL MISSION OF TV / DIALOGUE OF CULTURES / THE CULTURAL INFORMATION / CULTURAL PROCESS / SPIRITUALITY / EDUCATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гегелова Н. С.

В статье проводится анализ деятельности советского и постсоветского телевидения в аспекте реализации им своей культурно-просветительской миссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural mission of the Russian television

The article analyses the cultural context of the modern Russian television. Today cultural programs are dislodging from native ether. This fact disturbs us. We think that this situation must be changed. In our opinion cultural TV programs must play an arterial part in the life of our society. They should broaden our intellect and knowledge. In this aspect, we try to compare soviet TV and modern Russian TV, their content and genres.

Текст научной работы на тему «Культурная миссия российского телевидения»

КУЛЬТУРНАЯ МИССИЯ РОССИЙСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Н.С. Гегелова

Кафедра массовых коммуникаций Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье проводится анализ деятельности советского и постсоветского телевидения в аспекте реализации им своей культурно-просветительской миссии.

Ключевые слова: миссия, культурная миссия телевидения, диалог культур, культурная информация, культурный процесс, духовность, просвещение, образование.

Понятие «миссия» многозначно. «Краткий словарь современных понятий и терминов» дает такое определение: «миссия (от лат. mission посылка, поручение) — ответственное задание, поручение, предназначение, призвание» [1. С. 249]. В данном исследовании термин «миссия» мы будем употреблять в значении «общественное предназначение», «роль». Иными словами, мы будем исследовать миссию современного российского телевидения в реализации культурно-просветительской тематики, так как, по нашему мнению, это направление сегодня должно стать магистральным в деятельности отечественной телевизионной системы в целом. Исследование этого аспекта работы отечественного телевидения представляется сегодня как никогда актуальным и своевременным. Изменения, которые произошли в обществе за последние 20 лет, способствовали, с одной стороны, появлению нового зрителя (часто не обремененного, к сожалению, высоким уровнем знаний и культуры), а с другой стороны, существованию зрителя, который уже остро ощущает нехватку глубоких и содержательных журналистских материалов. Это не может не беспокоить общественность, которая хочет видеть в телевидении средство воспитания и повышения культуры, в том числе и «нового» зрителя.

Сегодня телевидение не всегда отвечает запросам времени. В своем выступлении на практической конференции «Программа передач на завтра», состоявшейся 10 февраля 2010 г. в ЦДЖ президент Международной академии телевидения и радио говорил о том, что культурно-просветительских и воспитательных программ на телевидении почти не осталось, исчезло, к сожалению, и учебное телевидение. Тележурналисты не всегда помнят «...о том, чтобы предлагаемая зрителю информация не воспринималась как беспорядочный набор сигналов (в соответствии с теорией М. Маклюэна), но и напротив, упорядочивала уже имеющиеся фрагментарные сведения и становилась частью духовного мира человека. Такая забота есть просветительство — то есть следование нравственной задаче формирования полноценной личности» [2. С. 10].

В 1991 году, после распада СССР, государственное телевидение стало коммерческим, что в корне изменило его прежний облик. Оно в одночасье предало забвению лучшие традиции и богатый опыт советского телевидения и всю свою

деятельность подчинило чисто коммерческим целям. Коммерческое телевидение, к сожалению, не тратит своих сил на создание глубоких, интеллектуальных передач. Каждый телевизионный проект и даже разовая телепрограмма тщательно просчитывается только с точки зрения получения прибыли. Так как сегодня на телевидении «правит бал» пресловутый рейтинг, ставка сделана на развитие развлекательного направления деятельности российского телевидения, а также на телевизионную рекламу.

Процесс децентрализации отечественного телевидения, начавшийся после 1991 года, повлек за собой появление множества частных коммерческих каналов. В результате децентрализации появилась возможность создать и целый ряд федеральных и специализированных каналов, однако все попытки создания общественного телевидения, телевидения, не зависящего ни от властных, ни от коммерческих структур в свое время не увенчались успехом и по сей день все еще сохраняется необходимость создания подлинно общественного ТВ в постсоветской России.

«Итак, в начале нового века телевидение в России в той или иной степени соединило в себе признаки трех телевизионных моделей: государственной, коммерческой и общественной. Традиционное деление на три модели в значительной степени основано на трех возможных способах управления и источниках дохода телевидения. Государственное телевидение управляется и финансируется властными структурами, коммерческое подчиняется бизнесу и существует на средства рекламодателей, общественное подконтрольно самим зрителям, которые влияют на его программную политику, участвуя в попечительских советах, через различные общественные организации, а также регулярно отчисляют абонентскую плату» [3. С. 8].

В этой статье предпринята попытка, используя метод сравнительного анализа, подвергнуть анализу телевидение советского и постсоветского периодов в аспекте реализации ими культурно-просветительской миссии.

Анализируя советский период отечественного телевидения, нельзя не отметить тот факт, что наряду с пропагандистскими программами, освещающими «деятельность» партии и правительства, в эфире появлялись и качественные культурно-просветительские программы. Создатели программ понимали всю важность и необходимость подготовки передач культурно-просветительской направленности, учитывали потребности и запросы аудитории, степень ее интересов к той или иной тематике.

«В 70—80-е годы на Шаболовке создается поистине золотой фонд передач по литературе. Оценивая их с позиций сегодняшнего дня, мы замечаем отсутствие на экране тех лет имен А. Ахматовой, М. Цветаевой, М. Булгакова, В. Набокова, Б. Пастернака, И. Бродского, А. Солженицына — у телевидения появилась возможность рассказать о них потом, с отменой тотальной идеологической цензуры. Но и в те годы по ТВ можно было увидеть беседы с выдающимися учены-ми-литературоведами Д. Лихачёвым, В. Лакшиным, А. Аникстом, Ю. Лотманом, С. Гейченко, С. Бонди, не говоря об И. Андроникове. Фильмы В. Шкловского о Льве Толстом поднимали огромные пласты отечественной культуры. Серию

«Литературное наследство» вел К. Симонов. Своими мыслями о литературе и жизни с многомиллионной аудиторией делились писатели Г. Бакланов, Б. Васильев, В. Астафьев, В. Распутин, Ч. Айтматов, в непривычном для себя амплуа авторов, рассказчиков и даже драматургов выступали замечательные актеры И. Смоктуновский, И. Ильинский, М. Жаров, Ф. Раневская, Р. Плятт, А. Калягин, М. Козаков, А. Адоскин, режиссеры М. Захаров, Г. Товстоногов, О. Ефремов, А. Эфрос». Этот перечень известных имен говорит о наполненности телевизионной программы культурно-просветительским содержанием, о подлинно просветительской направленности советского телевидения, хотя оно носило, к сожалению, избирательный характер. Как следует из приведенной цитаты, для многих поэтов, писателей, публицистов, художников, архитекторов, эфир был на долгие годы закрыт.

С 1960 года появляется в эфире ЦТ познавательные, развивающие телепрограммы «Клуб кинопутешествий» с непревзойденным ведущим В. Шнейдеровым. Позже эту передачу вел блестящий рассказчик Ю. Сенкевич.

Этот же период отмечен созданием научно-популярных, цикловых программ: «В мире животных», «Очевидное — невероятное».

Программа «В мире животных» (в эфире с 1968 г.) переносила нас на разные континенты и страны. На протяжении многих лет здесь работали блистательные ведущие А. Згуриди, В. Песков, Н. Дроздов.

Научно-популярная программа «Очевидное — невероятное» (в эфире с 1973 г.), бессменным ведущим которой был профессор Московского физико-технического института С. Капица, стала примером подлинного научного подхода к исследованию важных научных явлений, образцом популяризаторского мастерства ее автора и ведущего.

С каждым годом программа пополнялась новыми, интересными рубриками, такими, как «Наука сегодня», «Человек. Земля. Вселенная», «Под знаком п», «Новаторы и консерваторы» и т.д.

Наряду с приведенными телевизионными программами постоянное место в вещательной сетке занимали цикловые программы «Кинопанорама» (режиссер К. Маринина). Ведущими программы в разные годы были А. Каплер, Э. Рязанов, В. Мережко). Это была одна из лучших передач советского телевидения, знакомившая зрителей с событиями в мире кинематографа. По воскресеньям зрителей приглашала музыкальная программа «Утренняя почта» (ведущий Ю. Николаев). В передаче звучали популярные песни советских и зарубежных композиторов (по большей части социалистического лагеря), устраивались премьеры песен.

«Тогда отечественное ТВ еще не знало конкуренции между каналами, научно-популярные передачи могли рассчитывать на большую и лояльную аудиторию, особенно если их возглавляли яркие интересные ведущие. С началом реформ в стране научно-популярное вещание потеснили развлекательные передачи, а также зарубежные культурно-просветительские программы, с которыми советский зритель был знаком только понаслышке, в том числе английские „Восхождение человека“ и „Цивилизация“. По космическим каналам связи стало возможным принимать „Дискавери“, „Энимал плэнет“» [4. С. 193—194].

Возможность приема этих зарубежных каналов сильно пошатнула «позиции» отечественных культурно-просветительских телепрограмм, произошел заметный спад, стремительное сворачивание этого направления в деятельности ТВ.

Исследуемый период был отмечен появлением на экране таких высоких профессионалов и интересных ведущих, какими были А.Я. Каплер, Э.А. Рязанов («Кинопанорама»), В.А. Шнейдеров («Клуб кинопутешествий») и Н.Н. Дроздов («В мире животных»), А.Я. Масляков («КВН»), В.Я. Ворошилов («Что? Где? Когда?»), Л.Н. Николаев («Под знаком п», позже «Цивилизация»), Л.А. Филатов («Чтобы помнили»), Г.А. Скороходов («Это было, было»). В.Я. Вульф («Серебряный шар») [7. С. 194]. Можно со всей ответственностью сказать, что все названные ведущие были любимы аудиторией, их передачи были в высшей степени просветительскими, наполненными новой, обогащающей интеллект, интересной информацией, а советскому телевидению удавалось по мере возможностей в рамках тоталитарного государства все же выполнять свою культурно-просветительскую миссию в обществе, искать и находить интересные формы подачи материала культурной тематики, а главное, обогащать зрителя новыми знаниями.

Культурно-просветительское вещание занимало в программной политике отечественного телевидения одно из ведущих мест. Журналисты и авторы телевизионных программ ясно представляли себе тогда роль личности на экране, блестяще владеющей материалом и в легкой доступной форме передающей свои знания телезрителям.

Большой вклад в реализацию отечественным телевидением культурно-просветительской миссии, без сомнения, внесли журналисты информационной программы «Время», освещающие события культурной жизни страны. Сюжеты, подготовленные Н. Шаховой и С. Бестужевой для программы «Время», стали образцами высокого журналистского мастерства. Тематика подготовленных ими сюжетов была разнообразна: встречи с писателями М. Шолоховым, Р. Гамзатовым, М. Ша-гинян, К. Симоновым, В. Астафьевым, балериной Г. Улановой, содержательные репортажи с художественных выставок, интервью с ярчайшими, выражаясь современным языком, звездами театра и кино.

Таким образом, телевидение советского периода, несмотря на изоляцию от общемирового культурного процесса, предоставляло зрителям широкие возможности прикоснуться к сфере культурной жизни страны, получать качественные, содержательные и познавательные телевизионные программы, созданные на хорошем профессиональном уровне, и в меру своих возможностей выполняло свою культурно-просветительскую миссию, хотя и было сковано жесткими рамками и не касалось запретных тем.

В своей книге «Канал „Культура“ на перекрестке телевизионных традиций» А.Э. Литвинцев совершенно справедливо пишет о том, что в Советском Союзе было два телевидения: «По каким критериям можно оценивать телевидение, которое каждый день, каждый час соединяет в себе образцы примитивнейшей пропаганды и подлинного телеискусства? Соединение несоединимого — вот принцип советского ТВ» [5. С. 14].

В 1970—1980 годы достигла своего расцвета и телевизионная публицистика. В эфире успешно работали тележурналисты А. Каверзнев, Ю. Фокин, политические обозреватели и международные публицисты В. Овсянников, В. Дунаев, Л. Зо-лоторевский, Ф. Сейфуль-Мулюков, И. Фесуненко. «Расцвет их творчества пришелся на период после 70-х годов, они работали в эфире до самой перестройки, до реформирования страны и телевидения, когда экран и сама жизнь потребовали новых лиц, новых подходов, новых кадров, не обремененных старыми коммунистическими пристрастиями и опытом партийных пропагандистов» [5. С. 173].

Культурно-просветительские программы в этот исторический период вытеснялись с эфира, уступая место трансляциям I съезда народных депутатов СССР, политическим диспутам и публичным выступлениям политиков, острым публицистическим программам, какими были «Взгляд», «7 дней», «Пятое колесо» и многие другие.

Знаменательное событие произошло в 1991 году, когда заработал канал «Россия» Всероссийской государственной телерадиокомпании — ВГТРК. Спустя какое-то время появилась и Московская телерадиовещательная компания (МТК), затем «Петербург — 5 канал», а также частные и коммерческие телекомпании. Так было положено начало функционированию нового современного российского телевидения, изменилась не только структура, но форма и содержание телепрограмм, появились новые жанры и новые герои. Телевидение постсоветской эпохи пошло по пути заимствования западной модели организации телевизионного производства. Развлекательные программы стали обязательными в сетке любого канала, потеснив собою программы культурно-просветительской направленности, а также детские передачи. На телевидении начался бурный процесс американизации. Начало этому процессу положили многочисленные, ранее неизвестные жанры — реалити-шоу, ток-шоу, сериалы и ситкомы.

Первым реалити-шоу на постсоветском телевидении стал проект «За стеклом» (НТВ). Вслед за ним каждый канал, конкурируя с другими каналами, запускал один за другим подобные проекты: «Голод 1, 2» (ТНТ), «Последний герой 1, 2, 3, 4» (ОРТ), «Дом 1, 2» (ТНТ), «Теперь ты в армии», «Фабрика звезд 1—6» (ОРТ) — все эти проекты стали калькой с американских программ. Они не несли в себе каких-либо образовательных функций или культурно-просветительских идей.

Новым жанром на нашем телевидении стало ток-шоу. В переводе с английского talk show дословно — разговорное представление. В 1960-е годы программы в жанре ток-шоу появились вначале в США, затем в Западной Европе. Назовем некоторые из известных во всем мире ток-шоу: «Шоу Фила Донахью», «Шоу Опры Уинфри», «Херальдо», «Салли Рафаэл» и др. Именно на эти телепрограммы стали равняться тележурналисты постсоветской России, создавая похожие телепрограммы на российском материале. «На отечественный телеэкран жанр ток-шоу пришел вместе с перестройкой. Правда, и в советские времена были передачи с участием аудитории. Оригинальная программа „От всей души“ с блестящей ведущей В. Леонтьевой, безусловно, обладала некоторыми признаками ток-шоу. Но ее создатели никогда не видели заокеанских аналогов и строили свою

передачу по законам телевизионной пропаганды с антуражем советского общественно-политического мероприятия» [6. С. 256].

На постсоветском телевидении одно за другим появляются ток-шоу разной целевой направленности — политические («Глас народа», «Свобода слова»), социальные («Жди меня»), развлекательные («Культурная революция»), женские («Что хочет женщина»).

В 1992 году на «Первом канале» стартовало ток-шоу «Тема», ведущим которой стал В. Листьев (телекомпания «ВиД»). Общая схема передачи была заимствована у Ф. Донахью («Шоу Фила Донахью»). Именно с 1992 года стали появляться программы в жанре ток-шоу и на других каналах. Особенно много ток-шоу появилось в период с 1994 по 1996 гг.: «Мужчина и женщина», «Мы» (АТВ/ОРТ), «Зал ожидания», «Если» (ОРТ), «Моя семья» (РТР), «Я — сама», «Про это», «Продолжение следует», «Сделай шаг» (ТВ-6), «Личное дело» (ТВЦ) и т.д. Жанр ток-шоу оказался очень технологичным, что было немаловажно в период, когда телевидение все больше и больше сближалось по целям с шоу-бизнесом. Модели телепрограмм с «обратной связью» прежде всего отвечали потребностям аудитории.

Жанр ток-шоу в России претерпел серьезные изменения. Глубокая коммерциализация телевизионного эфира привела продюсеров не просто к калькам с зарубежных каналов, но и к их наиболее спорному с точки зрения общепринятой этики и морали тематическому направлению [7].

Телевизионный критик Анри Вартанов с сожалением пишет в своей книге «Российское телевидение на рубеже веков: программы, проблемы, лица», что за последние годы с жанром ток-шоу произошла удивительная метаморфоза: пока не было определенных его границ (да и самого термина), в нем присутствовало общественное и духовное напряжение, происходили серьезные открытия, не только творческие, но и социальные. Позже, когда ток-шоу стали гулять по всем каналам, побив по количеству передач все рекорды, они как-то померкли в нашем сознании, стали менее значительными, перестали волновать, как прежде.

На российском телевидении появилась новая телевизионная профессия — «шоумен», человек — телевизионное зрелище.

Переполнение экрана передачами в жанре ток-шоу вызвало обратную реакцию зрителей. Телезрителей утомил довольно низкий уровень подобных программ, «треп в режиме прямого эфира», одни и те же участники передач (например, постоянные участники всевозможных ток-шоу актриса И. Мирошниченко, кинорежиссер Н. Михалков, депутат Е. Митрофанов, журналист О. Кушинашвили и др.).

Таким образом, можно сделать, следующий вывод. Жанр ток-шоу утрачивает сегодня свою прежнюю привлекательность, во-первых, зачастую из-за непрофессиональных ведущих, во-вторых, из-за неинтересной тематики, которая не отвечает требованиям зрителей, в-третьих, из-за неумения вести конструктивный диспут.

Самыми удачными и содержательными ток-шоу на российском телевидении стали программы опытных журналистов старшего поколения В. Познера и М. Швыдкого, ведущих И. Кваши и М. Шукшиной. Телепрограммы «Культурная революция», «Времена», «Жди меня» — из тех немногих ток-шоу, которые хо-

чется смотреть и обдумывать вместе с участниками обсуждаемую жизненную ситуацию или проблему... Подобный опыт создания ток-шоу должен научить тележурналистов молодого поколения точнее подбирать темы и, главное, участников программы, повышать свой профессиональный уровень, постигая секреты журналистского мастерства.

Со временем появились в эфире программы в жанре ток-шоу, посвященные проблемам российских женщин (женщин, как известно, в России больше, чем мужчин). 22 февраля 1995 года состоялась премьера первой женской программы «Я — сама».

Еще одно ток-шоу «Город женщин» стартовало в сентябре 2003 года. «Город женщин» стал первым ток-шоу практических советов для женщин. Вели программу три ведущие — Лариса Кривцова, Елена Малышева и Дана Борисова. Продюсером этого проекта стала Лариса Кривцова, одна из создателей программы «Большая стирка» и ведущая программы «Доброе утро». Однако это ток-шоу не вызвало интереса и вскоре после выхода в эфир было снято. Причина неудачи, которая постигла программу, на наш взгляд, в том, что авторы создали передачу, которая перекликалась с тематикой «Доброго утра». Несмотря на неудачу, журналисты продолжали создавать женские ток-шоу «Что хочет женщина», «Лолита. Без комплексов», «Отчаянные домохозяйки» и др. Просуществовав непродолжительное время, некоторые из них были закрыты.

Итак, можно заключить, что на постсоветском телевидении ток-шоу остается одним из самых популярных жанров, самым предпочтительным форматом, в частности, Первого канала. Один из главных факторов успеха популярности ток-шоу — личность ведущего, так как ток-шоу является максимально персонифицированной программой. К сожалению, тематика программ в жанре ток-шоу часто касается легковесных тем, семейных конфликтов и не всегда удовлетворяет интересы зрителя. Нарекания зрителей и критиков вызывает слишком шумный диспут, когда один участник бесцеремонно перебивает другого, что свидетельствует о низком уровне культуры участников программы и неспособности ведущего работать с большой аудиторией.

Популярность ток-шоу складывается из множества факторов. И от того, насколько грамотно будет создаваться программа, зависит будущее этого жанра. Чтобы заинтересовать зрителей, руководителям каналов и тележурналистам следует серьезнее задуматься над темами уже существующих телепрограмм как в жанре ток-шоу, так и других жанрах, например развлекательных, и наполнить их культурно-просветительским содержанием, которого так не хватает на постсоветском телевидении, продолжить славные традиции отечественного телевидения, и тогда аудитория будет с удовольствием смотреть и воспринимать эти телепрограммы. Только при этом условии можно будет рассчитывать на успех программ, и они займут достойное место в концепции современного телевидения.

А пока на российском телевидении нет сдвигов в сторону профессионализма, большинство программ рассчитано на неразборчивого, нетребовательного зрителя. «Власть могла бы употребить свой авторитет на то, чтобы сделать действенной государственную информационную политику, — пишет В.В. Егоров, — способ-

ствовать преодолению опасных тенденций в развитии отечественного телевидения, которое разными способами выбивается из сферы культуры и становится все больше областью добывания денег» [8. С. 20, 21].

Итак, как следует из краткого анализа, Российское телевидение не выполняет сегодня культурно-просветительскую миссию в том объеме, которого требует современный зритель, и нуждается сегодня в функциональной перестройке в сфере культурно-просветительского аспекта его деятельности, обновлении деятельности в сторону популяризации культуры, совершенствовании программной политики телевидения на всех его уровнях. Формируя культурное пространство, пропагандируя моральные и духовные ценности, телевидение, посредством высокопрофессиональных телепрограмм, постсоветское телевидение сможет эффективнее выполнять свою культурно-просветительскую миссию в обществе.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Краткий словарь современных понятий и терминов. — 2-е изд. / Сост. и общ. ред. В.А. Макаренко. — М.: Республика, 1995.

[2] Литвинцев А.Э. Канал «Культура» на перекрестке телевизионных традиций. Ч. 2. — М., 2007.

[3] Егоров В.В. Очерки по истории Российского телевидения. — М., 1999. — С. 194.

[4] Литвинцев А.Э. Канал «Культура» на перекрестке телевизионных традиций. Ч. 2. — М., 2007.

[5] Телевизионная журналистика: История, теория, практика: Учеб. пособие. — М.: Аспект-пресс, 2004.

[7] Летуновский В.П. Прямой эфир на отечественном телевидении. Технология журналистского творчества: Диссертация. — СПб., 2003.

[8] Егоров В. Телевидение между прошлым и будущим. — М.: Воскресенье, 1999.

CULTURAL MISSION OF THE RUSSIAN TELEVISION

N.S. Gegelova

Department of Mass Communication Peoples Friendship University of Russia Mikluho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 177198

The article analyses the cultural context of the modern Russian television. Today cultural programs are dislodging from native ether. This fact disturbs us. We think that this situation must be changed. In our opinion cultural TV programs must play an arterial part in the life of our society. They should broaden our intellect and knowledge. In this aspect, we try to compare soviet TV and modern Russian TV, their content and genres.

Key words: mission, cultural mission of TV, dialogue of cultures, the cultural information, cultural process, spirituality, education, formation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.