Научная статья на тему 'Культурная маргинальность как феномен Российской молодёжи'

Культурная маргинальность как феномен Российской молодёжи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
566
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИСНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОВЕДЕНИЯ / МАРГИНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ / "Я" ЕСТЬ "МЫ" / КУЛЬТУРНАЯ МАРГИНАЛЬНОСТЬ / ВИДЫ СИТУАЦИЙ / ПОРОЖДАЮЩИХ МАРГИНАЛЬНОСТЬ / СТОЛКНОВЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ И ДИАЛОГ КУЛЬТУР В РАМКАХ ОПРЕДЕЛЁННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ / "Я" "МЫ" "НЕ МЫ" / ПОЛНОПРАВНЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ СУБЪЕКТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мельникова Елена Ивановна

В статье рассматривается молодёжь в качестве социокультурного субъекта, оказавшаяся в типично маргинальной ситуации, которая определяется кризисом на этапе становления идентичности. Изложена система измерителей, включающая различные виды ситуаций, порождающих маргинальность. Маргинальный комплекс обнаруживается, вопервых, в осознании собственной малозначимости, то есть социальной неполноценности, во-вторых, в необходимости себя определить через значимых других. «Я» есть «Мы». Культурная маргинальность фиксирует момент перехода от «неставшей личности», существующей пока в чужой для неё культуре, к ставшей личности, сформировавшей собственную систему ценностей. Возникает цепочка «Я» «Мы» «Не Мы», в основе которой лежит идентификация со значимыми культурными признаками, а личность выступает в качестве полноправного культурного субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурная маргинальность как феномен Российской молодёжи»

УДК 008:316.34/35

Мельникова Елена Ивановна

Старший преподаватель кафедры философии и политологии Кузбасской педагогической академии КузГПА, Melnikova__57@rambler.ru, Новокузнецк

КУЛЬТУРНАЯ МАРГИНАЛЬНОСТЬ КАК ФЕНОМЕН РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Melnikova Helen Ivanovna

Senior teacher ofdepartment to philosophy and political science of the Kuzbasskoy pedagogical academy of KUZGPA, Melnikova_57@rambler.ru, Novokusnech

THE CULTURAL MARGINALITY AS A PHENOMENON OF THE RUSSIAN YOUTH

Кризисная модель социокультурного поведения молодёжи в эпоху перемен становится массовой и обнаруживает себя в механизмах маргинализации общества, в масштабной утрате социальной (но не личностной) составляющей идентичности. Социальные и профессиональные позиции, которые в настоящих условиях обеспечивают устойчивую идентичность, по своему основанию являются маргинальными, то есть располагающимися на границах принятых норм. Наиболее успешной оказывается позиция принципиальной невключаемости личности в какой-либо один социальный контекст, скольжения по поверхности социального лавирования среди предлагаемых обстоятельствами социокультурных «ниш». Идёт постоянная борьба - игра между личностью и пластичными, утекающими, нестабильными социальными отношениями. У молодёжи формируется кризисный тип личности, идентифицирующий себя с маргиналом. Маргинальность оказывается устойчивой идентичностью, наиболее удобной социальной позицией. Любая другая идентичность становится способом социальной мимикрии и мани-пулирования. Игра между личностью и обществом, всегда заканчивается одним - массовой маргинализацией и возникновением в массовом масштабе маргинальной культуры.

Рост интереса к ценностным ориентациям связан с прогнозированием социокультурного поведения молодёжи. Среди известных методик для диагностики различных аспектов направленности личности: методика Т. Тарочкиной «Жизненные цели»; тест Д. Сьюпера и Д. Невил «Шкала ценностей»; методика М. Рокича «Изучение ценностей человека»; опросник Олпорта-Верона-Линдсея и др. [1].

Социологические опросы последних лет [2] выявляют общий ценностный и нормативный кризис у молодёжи [3]. За прошедшее десятилетие в молодёжной среде произошли процессы, свидетельствующие о переоценке культурных ценностей предыдущих поколений, нарушении преемственности в передаче социокультурного опыта [4]. Молодые люди стремятся

получить ту культуру и то образование, которые помогут выстоять и добиться успеха. Отсюда потребительское отношение к основополагающим ценностям. Признаки деградации достаточно большой части молодого поколения, только вступающего в жизнь, - симптомы, свидетельствующие о наличии системной социокультурной деградации, как результат кризиса универсальных социальных ценностей, массового развития потребительских интересов. В качестве приоритетных целей общества осознаётся коррекция ценностных ориентаций. Ценностное отношение формируется в процессе деятельности и реализуется через деятельность. Диапазон и количество социальных ролей личности определяется многообразием социальных групп, с которыми она себя идентифицирует, разнообразной структурой деятельности и отношений, в которые она включена. Каждая роль

- совокупность общих значений, без которых невозможна коммуникация, установление социальных связей человека с миром [5]. Проблема выбора побуждает рассмотреть вопрос о свободе и необходимости в ценностном отношении. Свобода тут проявляется не только как выбор возможностей, но и как возможность выбора, которая зависит от объективных социальных условий, а также от осознания этой возможности самим человеком и его желания совершить определённый выбор [6].

При анализе динамики ценностных ориентаций молодёжи необходимо учитывать действие двух механизмов - преемственности и изменчивости. Искусственная смена общественной модели, когда процесс формирования ценностей идёт сверху, приводит к несовпадению общественных и индивидуальных изменений.

Ценностные ориентации молодёжи выступают в качестве личностно-образующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного «Я» в системе общественных отношений. Динамика ценностных ориентаций подчинена идентификационно-интеграционной диалектике, которая является принципиальным ядром взаимодействия молодого человека и общества. Изменение социальных условий, смена общественных ценностных ориентиров ведут к тому, что механизм воспроизводства ценностных ориентаций перестаёт быть ведущим, уступая место адаптационным механизмам. Динамику этого процесса можно проследить через анализ индивидуальной ценностной системы личности [7]:

- сохранение прежней ценностной системы субъекта.

Сформированная в процессе прошлого опыта индивидуальная система

ценностных ориентаций служит своеобразным фильтром для поступающей извне ценностной информации;

- расстройство индивидуальной ценностной системы. Состояние, которое означает индивидуальный ценностный вакуум, состояние отчуждения;

- развитие - такое изменение в ценностно-ориентационной системе личности, когда обогащается внутреннее содержание ценностных ориентаций с помощью механизма адаптации к изменившейся социокультурной сфере.

1. Культурная маргиналъностъ - в её классическом определении относится к процессам кросс-культурных контактов и ассимиляции. В основе этого типа маргинальное™ - взаимоотношения систем ценностей двух культур, в которых участвует индивид, результатом которых двусмысленность статуса и роли.

2. Маргинальность социальной роли - маргинальность этого типа возникает в следующих случаях: в случае неудачи при попытке отнесения к позитивной референтной группе; нахождение в роли, которая лежит между двумя рядом расположенными ролями; членство в группах, определяемых как маргинальные (некоторые профессиональные группы); и те социальные группы, которые полностью вне основного течения социальной организации.

3. Структурная маргинальность — относится к политическому, социальному и экономическому бессилию некоторых лишенных избирательных прав и/или поставленных в невыгодное положение сегментов внутри общества.

Для определения степени маргинальное™ как состояния индивида, Дж. Б. Манчини вводит понятия сущностной и процессуальной маргинально сти (Essential vs Processual Marginality). Различия между ними - в степени статичности или динамичности маргинальной позиции, занимаемой индивидом или группой. Первый вид маргинально сти связан скорее с положением в структуре, когда индивид становится маргиналом «по определению». Второй вид основан на перемещении между двумя группами, когда личность пытается двигаться из одной социальной позиции в другую. В этом случае маргинальность имеет место, когда в процессе движения из «подающей» группы (feeder-group) к «принимающей» (recipient group) - обычно позитивной референтной группе, личность ещё имеет корни в прежней, но ещё не полностью принята в новую. Сущностная и процессуальная маргинальное™: обобщают признаки, в первом случае, культурной и структурной, а во втором - социально-ролевой маргинальное™. Степень маргинальное™ зависит от того, является ли социальная ситуация, в которой находится индивид, постоянной и центральной частью его жизни. Дж. Б. Манчини предлагает следующие измерения маргинальное™:

- Изменчивость ситуации: чем больше постоянство и неизменчиво сть маргинальной ситуации, тем больше степень неприспосабливаемости.

- Заметность, выпуклость: чем больше степень центральности маргинальной ситуации по отношению к личной идентичности, тем больше степень неприспосабливаемости.

- «Видимость»: чем больше заметность маргинальное™ личности, тем более высокая степень неприспосабливаемости (здесь отмечается различие между «субъективной» маргинальностью, видимой только индивиду (как в случае перехода), и «объективной» маргинальностыо, видимой как личности, так и окружающим).

- Культурный конфликт: высокая степень и мера различий в формах культур двух референтных групп - высокая степень неприспосабливаемос-

155

ти. Различия в формах культур различных групп не предполагают конфликт, несовместимы с общей ориентацией личности, способны создать беспокойство.

- Групповой конфликт: чем выше степень конфликта между двумя группами как политическими и социальными субъектами, тем выше степень не-приспосабливаемости маргинальной личности, попавшей между ними.

- Позиция «подающей» группы: от степени, с которой «подающая» группа маргинальной личности протестует или препятствует её движению в принимающую группу, будет расти неприспосабливаемость.

- Проницаемости «принимающей» группы: вместе с ростом степени, с которой принимающая (реципиентная) группа протестует или противится движению маргинальной личности в её ряды, будет расти неприспосабливаемость.

- Направление идентификации: чем больше равнозначимость идентификации личности с двумя вышеназванными группами, тем более высокая степень неприспосабливаемости. Личность, которая участвует в двух культурах, будет переживать маргинально сть, если она идентифицирует себя одновременно с обеими. Позиция сложная, пути её разрешения могут быть следующие, или, более устойчивая идентификация с той или иной группой будет помогать разрешению конфликтов, присущих маргинальности; или, двойная идентификация может иметь результатом скорее обогащение, чем конфликт.

- Добровольная (сознательная) природа позиции: чем больше степень добровольности, с которой личность пошла на занятие позиции, делающей её маргинальной, тем меньше степень неприспосабливаемости. Вынужденное занятие маргинальной позиции может иметь более разрушительные социальные и психологические последствия для индивидуумов и групп, чем маргинальность, навязанная свободным выбором. Этот вопрос стоит особенно остро в структурной (социальной) маргинально сти. Он связан с регулированием тех условий, в которых происходит маргинализация отдельных сегментов населения, вынужденных создавать чрезвычайно сплоченные субкультуры. Особую важность приобретает социальная политика государства, направленная на сокращение масштабов недобровольно сти (вынужденности) создания маргинальных позиций.

Вывод. Таким образом, изложенная система измерителей включает в себя различные виды ситуаций, порождающих маргинальность, факторов, стимулирующих её глубину или смягчающих её. Молодёжь в качестве социокультурного субъекта оказывается в типично маргинальной ситуации, которая определяется кризисом на этапе становления идентичности.

Биологическая маргинальность связана с изменением параметров и физических возможностей тела в подростковом возрасте. Кризис ставит под сомнение как способность собственного «Я» властвовать над телом и собственными желаниями, так и систему ценностей, которой молодой человек следовал ранее.

Социальная маргинальностъ связана с неопределённым статусом молодёжи в обществе. Неполнота социального признания обнаруживается не только в правовом ограничении, а в отсутствии у молодых людей многих существенных социальных признаков: профессии, собственной семьи,

своего жилья, авторитета среди взрослых и как результат, собственной социальной «ниши».

Маргинальный комплекс обнаруживается, во-первых, в осознании собственной малозначимости, то есть социальной неполноценности, во-вторых, в необходимости себя определять через значимых других. «Я» есть «Мы». Идёт поиск тех, кто есть «Мы», а в соответствии с этим ограничение «своих» и «чужих». Механизмы социализации таковы, что традиционная, общепризнанная культура (культура отцов), в основе которой лежит система ценностей и верований, придающих смысл существованию, неоднозначно и сложно интериоризируется. Происходит обретение личностью собственных смыслов и ценностей, что означает резкое обособление собственного «Я», понимаемого уже в глубинном, смысловом значении. Создаётся своя неповторимая система ценностей, возникает благодаря ощущению собственной уникальности и неповторимости новый культурный субъект, новая развитая личность. Внутри каждого отдельного молодого человека происходит столкновение ценностей, диалог культур в рамках определённой культурной традиции. Личность как нечто совершённое становится местом встречи, корректировки, адаптации того культурного многообразия, которого составляет единое культурное пространство. Культурная маргинальностъ фиксирует момент перехода от не ставшей личности, существующей пока в чужой для неё культуре, к ставшей личности, сформировавшей собственную систему ценностей. Вновь возникает цепочка: «Я» - «Мы» - «Не Мы», т. е. идентификация со значимыми культурными признаками, и личность выступает в качестве полноправного культурного субъекта.

Библиографический список

1. Сенин, И. Г. Опросник терминальных ценностей. [Текст]/ И. Г. Сенин. -Ярославль, 1991.

2. Ваторопин, А. С. Политические ориентации студенчества [Текст]/

А. С. Ваторопин // Соц. исслед. - 2000. - № 6; Ковалёва, Т. В., Селезнёв, И. А. Этнополитическое сознание студенчества в первой половине 90-х годов [Текст]// Соц.исслед. 2000. № 4; Попов, В. А., Кондратьева, О. Ю. Изменение мотиваци-онно-ценносстных ориентаций учащейся молодёжи [Текст]// Соц. исслед. - 1999.

- № 6; Коган, А. И. Отношение студентов к выработке общенациональной идеи// Соц. исслед. 1997. № 9; Эфендиев, А. Г., Дудина О. М. Московское студенчество в период реформирования российского общества [Текст]// Соц. исслед. -1997.—№ 9.

3. Карпухин, О. И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения. 2003 // www.i-u.ru/ режим свободного доступа.

4. Лисовский, В. Г. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России. [Текст] / В. Г. Лисовский. - СПб.: СПбГУП. 2000.

5. Лисовский, В. Г. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России. [Текст]/В. Г. Лисовский. - СПб.:СПбГУП, 2000.

6. Леонтьев, Д. Л. Ценность как междисциплинарное понятие: Опыт многомерной реконструкции[Текст]/ Д. Л. Леонтьев. // Современный социо-анализ. Сборник статей. - М., 1998.

7. Добрынин, В. И. Молодёжь России: три жизненные ситуации.[Текст]/

В. И. Добрынин, Т. Н. Кухтевич, С. В. Туманов. - М.: ИНИОНРАН, 1998. - С. 32-41.

УДК 378.046.4

Михеева Елена Леонидовна

Cmapviuii преподаватель кафедры педагогики МАОУ ДНО «Институт повышения квалификации», miheeva_elena@inbox.ru, Новокузнецк

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Miheeva Elena Leonidovna

The senior teacher of chair ofpedagogics of Institute of improvement ofprofessional skill, miheeva_elena@inbox.ru, Novokuzneck

THE PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF TEACHERS IN SYSTEM OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL

Фундаментальными особенностями того мира, в который мы входим сегодня, являются ускоряющиеся изменения. Это мир умножающейся информации, которая при этом быстро устаревает. Это мир, где идеи постоянно реструктурируются, перепроверяются и переосмысливаются; мир, где никто не может выжить с одним простым способом мышления, где собственное мышление нужно постоянно адаптировать к мышлению других, где следует уважать стремление к ясности, точности и тщательности, где навыки работы должны постоянно развиваться и совершенствоваться. Ричард Пол, признанный авторитет и один из ведущих американских специалистов в области исследования критического мышления, пишет: “.. .никогда прежде мы не сталкивались с такой реальностью, никогда прежде система образования не готовила школьников и студентов к такой динамике изменений, непредсказуемости, сложности, к такому брожению, смятению и отсутствию одного выделенного направления” [13, с. 38].

Вышеперечисленные вызовы по своей сути связаны с развернувшимся с середины XX в. вхождением передовых стран в новое информационное общество. Здесь информация не просто умножается по объему или усложняется со все возрастающей скоростью, но и приобретает качественно но-158

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.