Научная статья на тему 'Культурная инклюзия в художественном образовании г. Екатеринбурга'

Культурная инклюзия в художественном образовании г. Екатеринбурга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
403
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРНАЯ ИНКЛЮЗИЯ / АБИЛИТАЦИЯ / РЕАБИЛИТАЦИЯ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / УРАЛЬСКИЕ ГОРОДА / РЕГИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / CULTURAL INCLUSION / HABILITATION / REHABILITATION BY MEANS OF ART / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT / CULTURAL INSTITUTIONS / URAL CITIES / REGIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахьямова Инна Анатольевна, Стаина Ольга Алексеевна

Статья посвящена анализу опыта работы учреждений культуры г. Екатеринбурга по созданию культурной инклюзии. Авторы доказывают, что наряду с вопросами, связанными с образованием людей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо создавать условия для абилитации и реабилитации детей с особенностями развития средствами культуры и искусства. Под культурной инклюзией авторы вслед за А. А. Шевлягиным понимают такое «включение индивида в социально-культурную среду, которое учитывает его физические и когнитивные особенности, отвечает потребностям в культурной самоидентификации и мировосприятию и обеспечивает уважительное отношение к представителям разных культурных групп, формируя среди них равноправие». Для этого необходимо учреждениям культуры создавать доступные условия для посещения путем преодоления со стороны сотрудников учреждения культуры психологических барьеров, необходимо разрабатывать и адаптировать программы для людей с особенностями развития и здоровья. Немаловажную роль в создании инклюзивного пространства имеет и развитие различных каналов связи для информирования потенциальных посетителей о существующих возможностях учреждения культуры. С 2015 г. у муниципальной сферы культуры Екатеринбурга начала складываться единая, осознанная и основанная на системном подходе концепция доступности учреждений и их услуг для людей с ограниченными возможностями здоровья всех возрастов. Все направления работы были объединены в общий проект, получивший емкое и многозначное название «Культура для всех». Авторы статьи подробно описывают возможности и особенности учреждений культуры г. Екатеринбурга в создании инклюзивного пространства. В заключение авторы приходят к выводу, что культурная инклюзия может быть достигнута только посредством совместного комплексного взаимодействия всех заинтересованных учреждений и организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахьямова Инна Анатольевна, Стаина Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL INCLUSION IN ART EDUCATION OF EKATERINBURG

The article is devoted to the analysis of the work experience of cultural institutions of the city of Ekaterinburg in creating cultural inclusion. The authors argue that, along with issues related to the education of people with disabilities, it is necessary to create the conditions for habilitation and rehabilitation of children with disabilities using the means of culture and art. Following cultural inclusion, the authors, following A. A. Shevlyagin, understand such an “inclusion of an individual in a socio-cultural environment that takes into account its physical and cognitive characteristics, meets the needs for cultural self-identification and world perception, and ensures respect for representatives of different cultural groups, forming among their equality”. For this, it is necessary for cultural institutions to create accessible conditions for visits by overcoming psychological barriers on the part of cultural institutions' employees; it is necessary to develop and adapt programs for people with special needs and health. The development of various communication channels for informing potential visitors about the existing opportunities of a cultural institution has an important role in creating an inclusive space. From 2015, the municipal sphere of culture in Ekaterinburg began to develop a unified, conscious and system-based concept of accessibility of institutions and their services for people with disabilities of all ages. All areas of work were combined into a common project, which received a capacious and multi-valued name “Culture for All”. The authors of the article describe in detail the possibilities and features of the cultural institutions of the city of Ekaterinburg, in creating an inclusive space. In conclusion, the authors conclude that cultural inclusion can only be achieved through joint integrated interaction of all interested institutions and organizations.

Текст научной работы на тему «Культурная инклюзия в художественном образовании г. Екатеринбурга»

DO110.26170/po 19-07-23 ГРНТИ 14.29.01

УДК 371.398(470.54-25) :376.1 ББК Ч420.058.7+Ч404.46

Код ВАК 13.00.02

Ахьямова Инна Анатольевна,

доктор педагогических наук, ректор, Екатеринбургская академия современного искусства (институт); 620012, г. Екатеринбург, ул. Культуры, 3; e-mail: rectorat@eaca.ru

Стаина Ольга Алексеевна,

кандидат педагогических наук, доцент, Екатеринбургская академия современного искусства (институт); 620012, г. Екатеринбург, ул.Культуры, 3; e-mail: staina@inbox.ru

КУЛЬТУРНАЯ ИНКЛЮЗИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инклюзивное образование; культурная инклюзия; абилитация; реабилитация средствами искусства; социально-культурная среда; учреждения культуры; уральские города; региональное образование.

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена анализу опыта работы учреждений культуры г. Екатеринбурга по созданию культурной инклюзии. Авторы доказывают, что наряду с вопросами, связанными с образованием людей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо создавать условия для абилитации и реабилитации детей с особенностями развития средствами культуры и искусства. Под культурной инклюзией авторы вслед за А. А. Шевлягиным понимают такое «включение индивида в социально-культурную среду, которое учитывает его физические и когнитивные особенности, отвечает потребностям в культурной самоидентификации и мировосприятию и обеспечивает уважительное отношение к представителям разных культурных групп, формируя среди них равноправие». Для этого необходимо учреждениям культуры создавать доступные условия для посещения путем преодоления со стороны сотрудников учреждения культуры психологических барьеров, необходимо разрабатывать и адаптировать программы для людей с особенностями развития и здоровья. Немаловажную роль в создании инклюзивного пространства имеет и развитие различных каналов связи для информирования потенциальных посетителей о существующих возможностях учреждения культуры. С 2015 г. у муниципальной сферы культуры Екатеринбурга начала складываться единая, осознанная и основанная на системном подходе концепция доступности учреждений и их услуг для людей с ограниченными возможностями здоровья всех возрастов. Все направления работы были объединены в общий проект, получивший емкое и многозначное название «Культура для всех». Авторы статьи подробно описывают возможности и особенности учреждений культуры г. Екатеринбурга в создании инклюзивного пространства. В заключение авторы приходят к выводу, что культурная инклюзия может быть достигнута только посредством совместного комплексного взаимодействия всех заинтересованных учреждений и организаций.

Akhiamova Inna Anatolyevna,

Doctor of Pedagogy, Rector, Ekaterinburg Academy of Contemporary Art (Institute), Ekaterinburg, Russia.

Staina Olga Alekseevna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Ekaterinburg Academy of Contemporary Art (Institute), Ekaterinburg, Russia. CULTURAL INCLUSION IN ART EDUCATION OF EKATERINBURG

KEYWORDS: inclusive education; cultural inclusion; habilitation; rehabilitation by means of art; socio-cultural environment; cultural institutions; Ural cities; regional education.

ABSTRACT. The article is devoted to the analysis of the work experience of cultural institutions of the city of Ekaterinburg in creating cultural inclusion. The authors argue that, along with issues related to the education of people with disabilities, it is necessary to create the conditions for habilitation and rehabilitation of children with disabilities using the means of culture and art.

Following cultural inclusion, the authors, following A. A. Shevlyagin, understand such an "inclusion of an individual in a socio-cultural environment that takes into account its physical and cognitive characteristics, meets the needs for cultural self-identification and world perception, and ensures respect for representatives of different cultural groups, forming among their equality".

For this, it is necessary for cultural institutions to create accessible conditions for visits by overcoming psychological barriers on the part of cultural institutions' employees; it is necessary to develop and adapt programs for people with special needs and health.

The development of various communication channels for informing potential visitors about the existing opportunities of a cultural institution has an important role in creating an inclusive space. From 2015, the municipal sphere of culture in Ekaterinburg began to develop a unified, conscious and system-based concept of accessibility of institutions and their services for people with disabilities of all ages. All areas of work were combined into a common project, which received a capacious and multi-valued name "Culture for All". The authors of the article describe in detail the possibilities and features of the cultural institutions of the city of Ekaterinburg, in creating an inclusive space.

In conclusion, the authors conclude that cultural inclusion can only be achieved through joint integrated interaction of all interested institutions and organizations.

Введение

Изменения в социальной политике Российского государства обусловливают внедрение новых организационно-содержательных форм и методов работы по привлечению в сферу культуры людей с ограниченными возможностями здоровья. Наряду с образовательной инклюзией, которая подразумевает социальную реабилитацию ребенка и его семьи, обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора образовательного маршрута [1; 10; 11], активно внедряется культурная инклюзия [14]. Под культурной инклюзией принято понимать «такое включение индивида в социально-культурную среду, которое учитывает его физические и когнитивные особенности, отвечает потребностям в культурной самоидентификации и мировосприятию, и обеспечивает уважительное отношение к представителям разных культурных групп, формируя среди них равнопра-вие»[1б,с. 147].

Последние годы отчетливо проявили потенциал сферы культуры города Екатеринбурга как пространства инклюзии [2]. В первую очередь, через реализацию художественных инклюзивных практик, которые являются одним из самых сильных мест оказания жизненно важной помощи и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе их становления, социокультурной абилитации и реабилитации [3].

По данным Министерства социальной политики Свердловской области, в Екатеринбурге около 18 тысяч детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов. Нуждающихся в специальном обучении детей ежегодно становится больше на 3-5%. В основном это дети с врожденной патологией: церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость и прочее. Муниципальные учреждения культуры Екатеринбурга работают со всеми этими категориями детей и молодежи, нуждающимися в особом внимании.

Российским государством вслед за международным сообществом уже сделаны важные шаги в развитии образования и культуры, доступного здравоохранения, социальной помощи, в поддержке многодетных семей, защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, помощи детям-инвалидам[6].

Государственная стратегия действий в интересах уязвимых категорий населения приобрела характер социального тренда, в Свердловской области были приняты специальные нормативные документы регионального значения.

Для уральского региона и всего общества сегодня крайне важно, что государ-

ством сформулированы основные принципы инклюзивного образования. В соответствии с ними в любой образовательной организации должна обеспечиваться успешная социализация «особых» детей, в том числе через создание универсальной «безбарьерной» среды. И уже с 1 сентября 2016 г. дети, в отношении которых должна быть создана такая среда, могли приступить к обучению не только в общеобразовательных школах, но и в учреждениях дополнительного образования[4; 5].

Приходится констатировать, что, к сожалению, общество не вполне готово к повсеместной реализации инклюзивного образования. Несмотря на все усилия, до сих пор еще не хватает специалистов, методик, учебников, даже в материально-техническом плане мы еще весьма далеки от требований законодательства.

Несмотря на это муниципальные учреждения культуры Екатеринбурга стараются организовать доступ незащищенных категорий горожан к культурным услугам, удовлетворить их потребности в творческом развитии, дополнительном образовании, организации качественного досуга.

Результаты исследования

Опыт помощи творческому развитию детей и молодежи, взрослых людей с особыми потребностями мы отмечаем в учреждениях культуры практически в каждом районе города Екатеринбурга. И хотя этот опыт носит точечный характер, можно наблюдать и множество примеров систематической работы. Отличительной особенностью такой работы является ее уникальность, поскольку каждая группа особых посетителей требует от конкретного учреждения собственных форм коммуникации.

В Екатеринбурге есть яркие примеры социально ответственной деятельности отдельных специалистов и учреждений культуры [9; 15]. В первую очередь, это лидерский опыт Екатеринбургской детской школы искусств № 4 «Арт-Созвездие» с ее авторской образовательной программой «Свободное творческое развитие» по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья от 6,5 до 17 лет [17]. Благодаря таланту и ответственности преподавателей, поддержке Управления культуры в школе искусств накоплен огромный опыт инклюзии в художественном образовании. И сегодня школа рада поделиться им с другими. Учебный план данной авторской образовательной программы, утвержденный Управлением культуры, предусматривает увеличение финансирования образовательного процесса более чем в два раза в сравнении с обычными общеразвивающими программами школ искусств.

Системную работу с разными категориями детей-инвалидов в настоящее время ведет ряд бюджетных и автономных муниципальных учреждений дополнительного образования: от аутизма, нарушений интеллектуального развития до ограниченного либо отсутствующего зрения или слуха.

В этих школах искусств города дети с особыми потребностями обучаются: по об-щеразвивающим программам эстетической направленности и даже по предпрофессио-нальным дополнительным образовательным программам (в том числе есть примеры обучения на дому детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата) [7].

Живущие в разных районах Екатеринбурга люди с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность творческой самореализации — в кружках, клубных объединениях, художественных студиях -благодаря культурно-досуговым центрам Екатеринбурга.

Так, десятый год во Дворце Культуры «Елизаветинский» проходит Открытый фестиваль художественного творчества «Творчество без границ» для взрослых и детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в учреждениях закрытого типа, в специализированных интернатах.

Только за три последние года в проекте приняло участие несколько тысяч человек с ограниченными возможностями здоровья от более сотни учреждений-партнеров из 30-ти городов Свердловской области, при этом границы и аудитория проекта продолжают расширяться.

В Центре культуры и искусств «Верх-Исетский» совместно с Областным центром реабилитации инвалидов действует серия инклюзивных проектов «Л.И.С.» для людей с ограниченными возможностями здоровья и людей, не имеющих инвалидности. В рамках проекта состоялись fashion показ, инклюзивный исторический бал, творческий фестиваль «Две звезды».

Большую работу с людьми с особыми потребностями ведут муниципальные библиотеки. В их арсенале фонды аудиокниг и книг со шрифтом Брайля, сотрудники проводят мастер-классы и семинары. Широко практикуется библиотечное обслуживание на дому маломобильных категорий граждан.

Очень интересен и важен опыт екатеринбургского зоопарка. Сотрудники зоопарка организуют анималотерапевтические занятия для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием ручных животных. Детям можно гладить, держать в руках животных, о которых в ходе демонстрации рассказывают сотрудники зоопарка. А для более глубокого изучения видового разнообразия

фауны нашей планеты детям демонстрируются чучела диких животных и птиц, которых невозможно потрогать вживую, например, венценосного голубя, орлана, медведя.

Другой пример многолетней работы с особыми категориями детей представляет Екатеринбургский музей изобразительных искусств, где в рамках музейной педагогики проводятся специализированные экскурсии для людей с нарушением зрения или ментальными особенностями. На занятиях используются тактильные репродукции картин.

Сотрудниками музея также разработана программа дополнительного образования «Здравствуй, музей», основанная на принципах арт-терапии, использующая возможности искусства для достижения положительных изменений в развитии детей «с проблемами» в здоровье.

Театральным флагманом в проявлении внимания к людям с особыми потребностями стал Екатеринбургский театр юного зрителя. В рамках проекта «Просцениум» артисты театра выезжают в различные социальные учреждения (детские дома, реабилитационные центры, интернаты) со своими спектаклями. К этим поездкам ТЮЗом привлекаются арт-волонтеры, которые на местах проводят с воспитанниками мастер-классы, интерактивные игры, организуют праздники.

С 2017 г. на базе театра балета «Щелкунчик» создан и ежегодно проводится фестиваль юных талантов в области инклюзивного творчества «Синяя птица — инклюзив». Цель фестиваля — объединить в одном проекте юных артистов с ограничениями по здоровью, их здоровых сверстников и знаменитых уральских деятелей культуры для того, чтобы показать обществу, что инклюзивное творчество — это современный, яркий, зрелищный вид искусства, который достоин и больших сцен, и массового культурного зрителя. Среди наставников выступили Андрей Рожков, Татьяна Баганова, Анатолий Марчевский и другие известные деятели культуры Екатеринбурга.

Это всего несколько примеров добровольной искренней инициативы и помощи творческому развитию детей, в том числе детей с особыми потребностями из многолетнего опыта специалистов сферы культуры Екатеринбурга.

Помимо собственных творческих активностей, сфера культуры Екатеринбурга деятельно поддерживает общегородские проекты:

— во всемирный день распространения информации об аутизме 2 апреля это Акция «Зажги синим!». В Екатеринбурге синяя подсветка освещала: театр юного зрителя, театр балета «Щелкунчик», Екатеринбург-

ский театр кукол, Центр культуры «Экран», Дом культуры «Совхозный», Центр культуры и искусств «Верх-Исетский», Центр культуры «Орджоникидзевский», 14 школ дополнительного образования, а также улицу Вайнера в центре города. В муниципальных учреждениях культуры, где организация подсветки пока невозможна, фасады и фойе украшаются синими воздушными шарами.

Главный акцент акции — «Уроки доброты», которые проходят в этот день в детских школах искусств, культурно-досуговых центрах и общеобразовательных учреждениях Екатеринбурга. Для того чтобы педагоги распространяли корректную информацию, второй год действует специально разработанный лендинг - одностраничный сайт, используемый для представления чего-либо: культурадлявсех.рф/мыпросто-другие. На нем собрана необходимая, понятная информация об аутизме, видеоролики для разных возрастов, есть функция «поделиться в социальных сетях». За это время лендингом воспользовались более тысячи раз.

— Первый всемирный конгресс людей с ограниченными возможностями здоровья был поддержан в работе Детской школы искусств №4 «АртСозвездие», театра балета «Щелкунчик», Детской художественной школы № 1 им. Чистякова, Детской музыкальной школы № 1 им. Фролова, Екатеринбургского театра кукол, Екатеринбургской детской театральной школы, Центрального парка культуры и отдыха).

— Международный день благотворительности «Щедрый вторник» проводится как серия мероприятий сферы культуры для детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из ярких мероприятий, например, стал показ фильмов с тифло-комментариями для слабовидящих и слабослышащих детей.

Перед каждым, кто занимался организацией помощи и поддержки, реализацией образовательных и досуговых потребностей детей и людей с ограниченными возможностями здоровья, появляются, как правило, одни и те же вызовы. Помимо материально-технического обеспечения остро стоит кадровый вопрос. Для эффективности работы с людьми, и особенно, детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимо участие большого количества специалистов — социальных педагогов, психологов, дефектологов и других. Их деятельность предполагает не только наличие профессиональной подготовки, но и особого склада души, поскольку требует чуткости, милосердия, полной самоотдачи.

Муниципальный вуз сферы культуры

города Екатеринбурга — Екатеринбургская академия современного искусства — совместно с площадками — лидерами инклюзии в художественном образовании регулярно организуют курсы переподготовки, а также стажировки для педагогов, желающих повысить свою квалификацию в области работы с детьми и людьми с ограниченными возможностями здоровья.

Так, в 2017 г. были проведены семинар «Особенности и эффективность инклюзивных групповых и индивидуальных занятий с детьми с аутизмом», тренинг «Коммуникативные компетенции при взаимодействии с людьми с ограниченными возможностями здоровья», а в 2018 г. — семинар по социокультурной реабилитации для специалистов социальной сферы при участии спикеров с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация дополнительного образования невозможна без соответствующего научно-методического обеспечения. Ярким примером системной работы в этом направлении стала работа ресурсного центра детской школы искусств № 4 Арт-Созвездие в виде постоянно действующего семинара-практикума для педагогов. Это позволило систематизировать научно-методическое обеспечение процесса инклюзии в художественном образовании, в том числе в области адаптации общеразвиваю-щих и предпрофессиональных программ.

Сфера культуры Екатеринбурга обладает, таким образом, достаточным потенциалом в решении задачи создания равных возможностей для творческой реализации «особых» категорий граждан различного возраста. Доступ детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья к культурным ценностям в Екатеринбурге постоянно расширяется [15].

С 2015 г. у муниципальной сферы культуры Екатеринбурга начала складываться единая, осознанная и основанная на системном подходе концепция доступности учреждений и их услуг для людей с ограниченными возможностями здоровья всех возрастов. Все направления работы были объединены в общий проект, получивший емкое и многозначное название «Культура для всех» [12]. Целью проекта стала консолидация усилий профессионального сообщества, представителей общественных организаций, органов власти социокультурной сферы, ресурсов социального партнерства для создания инклюзивного пространства и решения задачи включения в социально-культурные практики людей с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе реализации проекта «Культура для всех» впервые на уровне муниципальной сферы культуры были рассмотре-

ны вопросы проявления социальной ответственности и опыт инклюзии в художественном образовании, культурной деятельности. Произошло это на научно-практических конференциях под общим названием «Культура и социальная ответственность. В 2015 г. Екатеринбургом и ведущими в этом вопросе российскими организациями были представлены модели и технологии взаимодействия, в ноябре 2016 г. в центр внимания было помещено создание инклюзивного пространства в сфере культуры [12]. В 2017 г.пространство инклюзии рассматривалось как мир равных возможностей, в том числе благодаря интерактивному практическому блоку, который вели талантливейшие спикеры с ограниченными возможностями здоровья, обучавшие присутствующих самому главному -как именно с ними взаимодействовать правильно, грамотно и с пользой. Работа эта успешно продолжается [8; 13].

В заключение необходимо отметить, что культурная инклюзия может быть до-

стигнута посредством комплексного взаимодействия всех заинтересованных субъектов. Только путем преодоления психологических барьеров со стороны сотрудников учреждения культуры, формирования доступной среды в целом, разработки и адаптации программ для людей с особенностями развития и здоровья. Немаловажную роль в создании инклюзивного пространства имеет развитие и использование различных каналов связи для информирования потенциальных посетителей учреждения культуры о существующих возможностях.

Деятельность по созданию инклюзивного пространства в сфере культуры города Екатеринбурга расширяется. Не только для того чтобы живущие бок о бок с нами дети с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью были так же вовлечены в прекрасную сторону жизни и счастливы, но и потому, чтобы навыки общения остальных членов общества с ними совершенствовались, а их души не черствели.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амиридзе С. П. Обзор зарубежного опыта в области инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Научные исследования в образовании. — 2012. — № 2. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/ n/obzor-zarubezhnogo-opyta-v-oblasti-inklyuzivnogo-obrazovaniya (дата обращения: 25.04.2019).

2. Ахьямова И. А. Изучение инклюзии в культуре: от констатации проблемы — к методике ее решения // Культура и социальная ответственность: создание инклюзивного пространства : Сборник мат-лов II Всерос. открытой науч.-практ. конф. — 2017. — С. 149-151.

3. Ахьямова И. А. Опыт сферы культуры Екатеринбурга по обеспечению абилитации детей -инвалидов в условиях инклюзии // Актуальные подходы к обеспечению комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности : мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. — Екатеринбург : Екатеринбургская академия современного искусства (институт). — 2017. — С. 6-10.

4. Быстрова Т. Ю., Токарская Л. В. Вместе в школу! : пособие для учителей, обучающих детей с расстройствами аутистического спектра в начальной школе. — 2-е изд., стереотип. — Екатеринбург Фабрика комиксов (импринт «Кабинетный ученый»), 2018. — 166 с.

5. Быстрова Т. Ю., Токарская Л. В., Манасихина О. Скоро в школу! : пособие для дошкольников с расстройствами аутистического спектра. — Екатеринбург, 2018. — 40 с.

6. Воронова О. В. Становление и развитие инклюзивного образования: историко-генетический аспект [Электронный ресурс ] // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. — 2017. — № 2. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-inklyuzivnogo-obrazovaniya-istoriko-geneticheskiy-aspekt (дата обращения: 25.04.2019).

7. Дудина М. М, Хаматнуров Ф. Т Развитие одаренности у детей с ограниченными возможностями здоровья / / Комплексный подход к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в детской школе искусств: теория и практика : мат-лы II Уральской межрегион. науч.-практ. конф. — 2017. — С. 118-121.

8. Лихачева Н. И., Бурков В. М., Славина А. С. Вклад людей с ограниченными возможностями здоровья в культуру Екатеринбурга // Культура открытого города: новые смыслы и практики : мат-лы V Всерос. (с международным участием) науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. — Екатеринбург : Екатеринбургская академия современного искусства (институт), 2017. — С. 55-58.

9. Лихов А. Н., Бурков В. М., Славина А. С. Создание городской среды для инвалидов: опыт Свердловской области и Екатеринбурга // Культура открытого города: новые смыслы и практики : мат-лы V Всерос. (с международным участием) науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. — Екатеринбург : Екатеринбургская академия современного искусства (институт), 2017. — С. 58-61.

10. Мансуров С. М., Тенкачева Т. Р. Управление образовательной организацией в условиях реализации инклюзивного образования // Педагогическое образование в России. — 2019. — № 1. — С. 113-117.

11. Овсянникова О. А., Тагильцева Н. Г. Формирование толерантного отношения старших дошкольников к сверстникам средствами искусства. — М. : Флинта, 2017. — 156 с.

12. Пронин А. А. Проект «Культура для всех» как площадка для формирования механизмов межведомственного взаимодействия / / UK Academy of Education: scientific magazine. — 2017. — № 1. — Р. 56-62.

13. Пузакова А. С. Бурков В. М., Славина А. С. Участие инвалидов в вопросах создания комфортной городской среды // Культура открытого города: новые смыслы и практики : мат-лы V Всерос. (с международным участием) науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. — Екатеринбург : Екатеринбургская академия современного искусства (институт), 2017. — С. 85-87.

14. Райдугин Д. С., Мамедзаде Н. К. Проблема инклюзии лиц с инвалидностью в социокультурном измерении // Человек. Общество. Инклюзия. — 2015. — № 4 (24). — С. 47-5115. Чепурная Л. Организация и проведение инклюзивных программ в интерактивном музее науки NEWTON // Цифровая культура открытых городов : мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. — Екатеринбург : Екатеринбургская академия современного искусства (институт), 2018. — С. 320-323

16. Шевлягин А. А Культурная инклюзия в музее // Вестник СПбГИК. — 2019. — № 1 (38). — С. 145-149

17. Tagiltseva N. G., Konovalova S. A., Kashina N. I., Matveeva L. V., Suetina A. I., Akhyamova I. A. Application of smart technologies in music education for children with disabilities / / Lecture Notes in Computer Science. — 2018. — И.10896 LNCS. — C. 353-356.

REFERENCES

1. Amiridze S. P. Obzor zarubezhnogo opyta v oblasti inklyuzivnogo obrazovaniya [Elektronnyy resurs] / / Nauchnye issledovaniya v obrazovanii. — 2012. — № 2. — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/ obzor-zarubezhnogo-opyta-v-oblasti-inklyuzivnogo-obrazovaniya (data obrashcheniya: 25.04.2019).

2. Akh'yamova I. A. Izuchenie inklyuzii v kul'ture: ot konstatatsii problemy — k metodike ee resheniya // Kul'tura i sotsial'naya otvetstvennost': sozdanie inklyuzivnogo prostranstva : Sbornik mat-lov II Vseros. otkrytoy nauch.-prakt. konf. — 2017. — S. 149-151.

3. Akh'yamova I. A. Opyt sfery kul'tury Ekaterinburga po obespecheniyu abilitatsii de-tey-invalidov v usloviyakh inklyuzii // Aktual'nye podkhody k obespecheniyu kompleksnoy rea-bilitatsii i abilitatsii invalidov, v tom chisle detey-invalidov v protsesse fizkul'turno-ozdorovitel'noy i sportivnoy deyatel'nosti : mat-ly Vseros. nauch.-prakt. konf. — Ekaterin-burg : Ekaterinburgskaya akademiya sovremennogo iskusstva (institut). —

2017. — S. 6-10.

4. Bystrova T. Yu., Tokarskaya L. V. Vmeste v shkolu! : posobie dlya uchiteley, obuchayushchikh de-tey s rasstroystvami autisticheskogo spektra v nachal'noy shkole. — 2-e izd., stereotip. — Eka-terinburg Fabrika komiksov (imprint «Kabinetnyy uchenyy»), 2018. — 166 s.

5. Bystrova T. Yu., Tokarskaya L. V., Manasikhina O. Skoro v shkolu! : posobie dlya doshkol'-nikov s ras-stroystvami autisticheskogo spektra. — Ekaterinburg, 2018. — 40 s.

6. Voronova O. V. Stanovlenie i razvitie inklyuzivnogo obrazovaniya: istoriko-geneticheskiy aspekt [El-ektronnyy resurs ] // Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriya, pe-dagogika, filologiya. — 2017. — № 2. — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-inklyuzivnogo-obrazovaniya-istoriko-geneticheskiy-aspekt (data obrashcheniya: 25.04.2019).

7. Dudina M. M, Khamatnurov F. T Razvitie odarennosti u detey s ogranichennymi vozmozh-nostyami zdo-rov'ya // Kompleksnyy podkhod k obucheniyu detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v detskoy shkole iskusstv: teoriya i praktika : mat-ly II Ural'skoy mezhregion. nauch.-prakt. konf. — 2017. — S. 118-121.

8. Likhacheva N. I., Burkov V. M., Slavina A. S. Vklad lyudey s ogranichennymi vozmozhno-styami zdo-rov'ya v kul'turu Ekaterinburga // Kul'tura otkrytogo goroda: novye smysly i prak-tiki : mat-ly V Vseros. (s mezhdunarodnym uchastiem) nauch.-prakt. konf. studentov, aspirantov i molodykh uchenykh. — Ekaterinburg : Ekaterinburgskaya akademiya sovremennogo iskusstva (in-stitut), 2017. — S. 55-58.

9. Likhov A. N., Burkov V. M., Slavina A. S. Sozdanie gorodskoy sredy dlya invalidov: opyt Sverdlovskoy oblasti i Ekaterinburga / / Kul'tura otkrytogo goroda: novye smysly i prakti-ki : mat-ly V Vseros. (s mezhdunarodnym uchastiem) nauch.-prakt. konf. studentov, aspirantov i molodykh uchenykh. — Ekaterinburg : Ekaterinburgskaya akademiya sovremennogo iskusstva (in-stitut), 2017. — S. 58-61.

10. Mansurov S. M., Tenkacheva T. R. Upravlenie obrazovatel'noy organizatsiey v us-loviyakh realizatsii inklyuzivnogo obrazovaniya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2019. — № 1. — S. 113-117.

11. Ovsyannikova O. A., Tagil'tseva N. G. Formirovanie tolerantnogo otnosheniya starshikh doshkol'nikov k sverstnikam sredstvami iskusstva. — M. : Flinta, 2017. — 156 s.

12. Pronin A. A. Proekt «Kul'tura dlya vsekh» kak ploshchadka dlya formirovaniya me-khanizmov mezhve-domstvennogo vzaimodeystviya // UK Academy of Education: scientific magazine. — 2017. — № 1. — R. 56-62.

13. Puzakova A. S. Burkov V. M., Slavina A. S. Uchastie invalidov v voprosakh sozda-niya komfortnoy gorodskoy sredy / / Kul'tura otkrytogo goroda: novye smysly i praktiki : mat-ly V Vseros. (s mezhdunarodnym uchas-tiem) nauch.-prakt. konf. studentov, aspirantov i mo-lodykh uchenykh. — Ekaterinburg : Ekaterinburgskaya akademiya sovremennogo iskusstva (insti-tut), 2017. — S. 85-87.

14. Raydugin D. S., Mamedzade N. K. Problema inklyuzii lits s invalidnost'yu v so-tsiokul'turnom izmerenii / / Chelovek. Obshchestvo. Inklyuziya. — 2015. — № 4 (24). — S. 47-51.

15. Chepurnaya L. Organizatsiya i provedenie inklyuzivnykh programm v interaktiv-nom muzee nauki NEWTON // Tsifrovaya kul'tura otkrytykh gorodov : mat-ly Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. studentov, aspirantov i molodykh uchenykh. — Ekaterinburg : Ekaterinburgskaya akademiya sovremennogo iskusstva (institut),

2018. — S. 320-323

16. Shevlyagin A. A Kul'turnaya inklyuziya v muzee // Vestnik SPbGIK. — 2019. — № 1 (38). — S. 145-149

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Tagiltseva N. G., Konovalova S. A., Kashina N. I., Matveeva L. V., Suetina A. I., Akhyamova I. A. Application of smart technologies in music education for children with disabilities // Lecture Notes in Computer Science. — 2018. — I.10896 LNCS. — C. 353-356.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.