Научная статья на тему 'Культурная идентичность: поиски и пути решения проблемы'

Культурная идентичность: поиски и пути решения проблемы Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1718
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННОСТЬ В КУЛЬТУРЕ / CULTURE / CULTURAL IDENTIFICATION / CULTURAL POLICY / INTELLECTUALS / POLYCULTURAL DEVELOPMENT / CULTURAL VALUES / MORALS IN CULTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Маршак Аркадий Львович

Статья посвящена мало исследуемой проблеме формирования культурной идентичности в современной России. Автор дает аналитическое обобщение социологических исследований в области модернизационного содержания культурной идентификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the little-analyzed problem of formation of cultural identity in modern Russia. The author provides an analytical generalization of sociological researches in the field of modern content of cultural identification.

Текст научной работы на тему «Культурная идентичность: поиски и пути решения проблемы»

. Обустройство России: вызовы и риски

Аркадий МАРШАК

КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ: ПОИСКИ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Статья посвящена мало исследуемой проблеме формирования культурной идентичности в современной России. Автор дает аналитическое обобщение социологических исследований в области модернизационного содержания культурной идентификации.

The article is devoted to the little-analyzed problem of formation of cultural identity in modern Russia. The author provides analytical generalization of sociological researches in the field of modernization content of cultural identification.

Ключевые слова:

культура, культурная идентификация, культурная политика, интеллигенция, поликультурное развитие, культурные ценности, нравственность в культуре; culture, cultural identification, cultural policy, intellectuals, polycultural development, cultural values, morals in culture.

Развал Советского государства принес не только экономиче -ские и политические проблемы, но и нарушил социокультур -ные процессы. Страна не только утратила некогда передовые позиции в оборонных отраслях, в освоении космоса, в металлурги -ческом производстве, но и проявился спад в культурном развитии. Культурные достижения мирового значения, которыми обладала страна, ушли на периферию, а новые культурные образы растворя -лись в формах массовой культуры. Терялось национальное своеобра -зие, культура становилась массовой, а массы все больше отстраня лись от культуры.

Однако объективный процесс культурного развития требовал сохранения культурной идентичности, в т.ч. и на новых основаниях. К новому тысячелетию стала вырисовываться мультикультурная парадигма духовной основы нашего общества. В настоящее время, опираясь на данные разносторонних исследований, можно выделить 4 основных культурных слоя, выражающих духовные интересы раз -личных социальных групп российского населения.

Первый слой — это так называемые традиционалисты (термин А. Гофмана), которые связаны генетически и организационно с теми культурными ценностями, что определяли сущность культуры советского периода. Этот слой увеличивается за счет части публики, ностальгирующей по прошлой культуре, и тех, кто разочаровался в ценностях общества потребления.

Второй слой — представители новых либеральных кругов, сторон -ники рыночных отношений. Именно эта группа населения отно -сится к современному авангарду, к новым нетрадиционным формам в культуре, к отдельным видам массовой культуры и пытается рас -пространять свои художественные вкусы за счет лидирующего поло -жения в современной экономике.

Третий слой — консерваторы, стремящиеся сохранить лучшие образцы архаического как в политике, так и в духовной жизни. Имея много здравых идей, они несколько отстают от потребностей совре менного социокультурного процесса и не вписываются тем самым ни в господствующую глобализацию, ни в общий контекст мировой цивилизации.

Четвертый слой — носители религиозной культуры, роль которой в формировании поликультурного развития в России весьма значима. Религиозная культура, являясь неотъемлемой частью общей куль -туры человечества, в условиях поликонфессионального состояния российского общества, а также утраты духовных начал у населения

МАРШАК Аркадий Львович — д.филос.н, профессор; главный научный сотрудник сектора социологии культуры ИС РАН

marshak al@mail.ru

оказывает весьма серьезное влияние на формирование культурной идентичности.

Поликультуризм в России весьма неу -стойчив и подвижен в силу переплетения культурных ценностей различных групп населения. В этом смысле можно говорить о «культурном расколе» (А. Гефтор), кото -рый препятствует формированию куль -турной идентичности. Но как ни парадоксально, именно культура служит основой для начала складывания идентификацион ных процессов в российском обществе.

Формирование культурной идентифи -кации неразрывно связано с конкретно историческими условиями, в которых пребывает общество. В этой связи поли культуризм соответствует целям и задачам многонациональной российской культуры и многоаспектности социокультурных процессов. В основе формирования куль турной идентичности лежат три проблемы, которые носят модернизационный харак тер (в том смысле, что они требуют инно вационной реализации).

Первое, что влияет на формирование культурной идентичности, — это характер и формы культурной политики. Три традиционно сложившихся вида куль -турной политики (культурная политика жесткого идеологического контроля и экономической поддержки культуры со стороны государства; культурная политика как национальная идея при относитель ной поддержке со стороны специальных госучреждений; культурная политика при невмешательстве государства) в настоящее время претерпели изменения, модернизи ровались в своем конкретном выражении. Становится очевидным, что примени -тельно к нашей стране формы культур ной политики, которые были адекватны задачам социалистического строительства и культурной революции, в настоящее время неприемлемы. Они невозможны, прежде всего, потому, что в современных условиях превращать культуру в политику чрезвычайно опасно. Культура должна пониматься как надполитическое явление, как явление, консолидирующее полити ческие течения и интересы. Сегодня куль турная политика должна формироваться и осуществляться прежде всего на уровне реальной культурной программы, у кото рой было бы четкое экономическое обо снование. Необходим обстоятельный ана лиз современной социокультурной ситуа ции. Государство должно оберегать куль

туру. В этом суть современной культурной политики в России. Культурная политика должна носить диалоговый характер, где государство и культура в лице ее деятелей являются равноправными партнерами. В этом диалоге должны участвовать про фессионалы от культуры, но не бюрократы и чиновники, хотя бы даже и имеющие ученые звания и степени. Хотя культура и является сегодня также и индустрией, но надо понимать особый характер этой инду стрии. Это индустрия нравственности, и безнравственному человеку в ней не место. Таким образом, система культурной поли тики должна опираться на серьезный фун даментальный социокультурный анализ современной общественно политической ситуации, на знания условий предотвра -щения кризисных явлений в культуре и на учет новых обстоятельств культурного контакта и диалога общества и власти.

Здесь заложена суть второго модерни -зационного обстоятельства культурной идентичности — взаимоотношений куль -туры и власти. Извечный для нашего рос -сийского менталитета вопрос о необходи мости такого союза культуры и власти и его влиянии на общество приобретает иннова ционное звучание. Общественные движе ния последних месяцев оживили данную проблему. Болотная площадь и проспект Сахарова притянули к себе массы людей, где приоритетную роль стали играть дея -тели культуры. В настоящих условиях кон -такт власти с культурой неизбежен. Это понимают как наши лидеры, так и дея -тели культуры. Но все же культура должна быть отделена от власти. Деятели культуры должны быть в стороне и со стороны смо треть на социальные и политические про цессы. характер и смысл участия деятелей культуры в политической жизни — есть определенный критерий культурной иден тификации общества и ее членов. Культура и власть только тогда обеспечивают тес -ный союз, когда властные и культурные позиции полностью совпадают и власть становится формой культурной жизни. Такая позиция в современной России еще не сложилась; она ни идеологически, ни политически не имеет оснований. И здесь возникает коренное обстоятельство, без которого невозможна культурная иден тификация и поиск путей ее формирова ния. Провозглашенный когда -то вопрос: «С кем вы, мастера культуры?» — получил в современных условиях реальное вопло -

щение в определении роли интеллигенции в обществе.

Понимание современного смысла и зна чения интеллигенции во многом связано с этимологическим содержанием этого термина. Вопреки принятому у нас мне нию, что слово «интеллигенция» имеет русское происхождение как определение части образованного класса, обладающего радикальными политико философскими взглядами, критическим и революцион ным мышлением, эта дефиниция имеет западноевропейские корни и в русском словаре появилась лишь в 60 -х—70 -х гг. XIX столетия1.

Так или иначе, социальный слой интел лигенции («прослойка», соответственно марксистско ленинскому учению о клас совой структуре общества) занимал опре деленное место в социальной структуре России и выполнял исторически отведен ную ему роль в реализации социальных за дач преобразования общества. Зна чительная часть российской интеллиген ции — и разночинской, и демократической, и, позднее, советской — выступила в роли разрушителя старого слоя и приняла участие в создании новой государственности. Критическое отношение к действительно сти не мешало созидательной деятельности интеллигенции. Это было связано с тем, что интеллигентские слои своими корнями уходили в народные массы, были их пло -тью от плоти. Та же часть интеллигенции, которая порывала с народными чаяниями (например, так называемые диссиденты в советское время) или отдалялась от корен ных интересов народа (как движение дека бристов или авторы сборника «Вехи»), по существу, утрачивали в глазах масс свою принадлежность к собственно интеллиген ции. На различных этапах исторического развития русская интеллигенция играла разную роль в зависимости от степени ее участия в политической жизни. И техни -ческая, и художественная интеллигенция сделала безусловный вклад в цивилизаци онное развитие и способствовала опреде лению культурной идентификации наро -дов Советского Союза.

Многолетние социологические исследо -вания Института социологии РАН свиде -тельствуют о том, что социальная структура современного российского обще

1 Подробнее об этом см.: Пайпс Р. Россия при старом режиме. — М. : Изд-во «Захаров», 2012, с. 334-337.

ства чрезвычайно дифференцирована2. Классовые различия стираются, ведущие классы — рабочие и крестьяне — утрачи -вают свое положение, нивелируются под воздействием новых рыночных отноше ний, усложняющейся технологической структуры профессиональной деятельно сти. Складывается ранее не существующая в обществе социальная группа — средний класс. Появляется глубокая пропасть между владельцами собственности и наемными работниками. В этих условиях социаль -ные и культурные грани между обществен ными слоями становятся чрезвычайно подвижными, а традиционные социально классовые показатели изменяются. Все это в значительной мере относится к совре -менной российской интеллигенции. Она перестает быть однородной, той интелли генцией, которая выражала духовные инте ресы широких народных масс и в целом была носителем показателей культурной идентификации советского общества.

Однако объективная социальная роль интеллигенции не может быть утрачена, она остается в т.ч. и как фактор идентификаци -онного развития общества и его культуры. Но происходит это в условиях, когда часть интеллигенции заражена национализмом — идеологией, в основе которой лежит при -знание нации как высшей ценности; дру гая часть исповедует либеральные идеи, в т.ч. клерикального либерализма. Есть и те, кто ориентируется на «особый» русский путь, другие являются приверженцами западноевропейских ценностей. Интересы этих разрозненных групп интеллигенции делают этот слой аморфным, умаляют его место и значение в общем контексте фор мирования культурной идентификации россиян.

Культурную идентификацию следует рассматривать как возможность нала -живания социокультурных связей между поколениями, разными социальными группами в обществе, территориями про винции и мегаполисов, разными людьми. В силу этого нужно быть очень ответствен -ным за слова, поступки, реальные при -зывы и поведение. В этих условиях на пер -вый план выдвигается нравственность как ценность, объединяющая людей, доказы -вающая значение отдельной человеческой

2 См.: Двадцать лет реформ глазами россиян: опыт многолетних социологических замеров / под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, В.В. Петухова. — М., 2011.

личности. И здесь, конечно, особая роль принадлежит интеллигенции, которая должна, используя свой опыт, опереться на свою культурную репутацию и найти принципиальные точки соприкосновения с властью в деле формирования культур ной идентичности.

Главное, что должна делать интелли генция, — это формировать уважение к человеку, создавать гуманитарную среду существования. Реализовать это в условиях глубоких противоречий (идейных и творче ских) сложно. Потому нужно стремиться, прежде всего, к интеллектуальному объ -единению. В основе такого объединения и лежит культурная идентификация. Мы должны понять, кто мы! Нужно остано -виться, расчистить площадку культуры от всего наносного, чуждого нашему мента литету и заново стартовать по направлению к культурному развитию общества, опира -ясь на мировые достижения нашей много -национальной культуры.

Культурная идентификация невозможна без культурного единства, без учета всех

сторон многонациональных достижений в культуре с учетом вклада в этот процесс каждого народа и этноса нашей страны. Необходимо возродить культурный обмен, воссоздать утраченные организационно художественные связи, покончить с куль турной разобщенностью. Пора прекратить издеваться над традиционно сложивши -мися символическими ценностями раз личных поколений, национальностей и конфессий. Нужно их не демонтировать, а идти вперед по пути цивилизационного развития, отбросив далеко назад варвар -скую привычку разрушать, заменив ее тенденцией созидания. Исторически дока зано: старое само отомрет, если оно стоит на пути прогресса. Но произойти это должно постепенно, так сказать, эволюционно, без политических содроганий и идеологиче -ского надрыва.

В этом главный путь поиска и форми -рования культурной идентичности. Этому учит нас мировой опыт, все периоды наи -лучших достижений в развитии собствен -ной страны.

Недавно исполнилось 70 лет доктору философских наук,

профессору Аркадию Львовичу Маршаку

Крупный специалист в области социологии культуры и средств массовых коммуникаций, Аркадий Львович является автором более 250 печатных работ, в т.ч. двух монографий и ряда учебников и учебных пособий.

Коллеги и друзья поздравляют известного философа и культуролога Аркадия Львовича Маршака с юбилеем!!! Дорогой Аркадий Львович! Желаем, прежде всего, крепкого здоровья, сохранения неувядающего жизнелюбия и успехов в профессиональной деятельности.

Редсовет и редколлегия журнала «Власть»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.