Научная статья на тему 'Культурная дипломатия России'

Культурная дипломатия России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3810
618
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискурс-Пи
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурная дипломатия России»

Геополитика ВЯЗЩкГЛМ

Р.С. Мухаметов

КУЛЬТУРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ РОССИИ

Мухаметов Руслан Салихович

кандидат политических наук, ассистент кафедры теории и истории политической науки УрГУ, доцент МАДИ

Государство осуществляет свою внешнюю политику и защищает национальные интересы с помощью различных инструментов. Дипломатия осуществляется в виде переговоров, заключения международных договоров и соглашений. К военным средствам внешней политики принято относить насилие и угрозу применения военной силы. Действенными экономическими инструментами являются санкции, эмбарго или своего рода «поощрения повиновения», «вознаграждения» (в виде предоставления кредитов, поставок энергоресурсов по льготным ценам). Публичная дипломатия включает в себя программы, финансируемые правительством и направленные на информирование и оказание воздействия на общественное мнение в других странах с целью формирования у зарубежной аудитории положительных взглядов на проводимую государством внешнюю и внутреннюю политику В то же время наблюдается явный дефицит работ, посвященных роли культуры в деле обеспечения национальных интересов и осуществления внешней политики.

Хорошо известно, что международная репутация любого государства определяется не только политическим весом и экономической мощью, но и культурным потенциалом. Пропаганда в зарубежных странах своего культурного достояния входит в число внешнеполитических приоритетов крупных и малых государств и по праву рассматривается неотъемлемой и полноценной частью стратегии действий на международной арене1.

В реализации внешнеполитической стратегии России особая роль принадлежит культурной дипломатии. Под данным термином мы подразумеваем систему мер, предпринимаемых правительством РФ

для распространения и популяризации национальной (отечественной) культуры за рубежом. В определении культурной дипломатии мы опирались на разработанный российским внешнеполитическим ведомством документ «Основные направления работы МИД России по развитию культурных связей России с зарубежными странами». Согласно этому документу, культурная дипломатия представляет собой специфический инструмент достижения внешнеполитических целей государства посредством установления, поддержания и развития международного культурного сотрудничества2.

Поддержка российских соотечественников за рубежом, всемерная защита их прав и законных интересов являются одним из приоритетных направлений внешней политики Российской Федерации. Россия строго придерживается принципа, согласно которому обеспечение прав человека, включая права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, не является исключительно внутренним делом любого государства. В настоящее время российская диаспора составляет около 27 млн. человек, в том числе свыше 17 млн. на постсоветском пространстве. Вопросы сохранения культурной и гуманитарной среды соотечественников - использования русского языка, получения образования на родном языке, доступ к русскоязычным СМИ, установление связей с исторической родиной сохраняют свою актуальность.

Посредством использования специфического инструментария, форм и методов осуществления культурная дипломатия способна внести существенный вклад в обеспечение национальных интересов и повышение эффективности российской внешней политики.

Вещание русскоязычных СМИ за рубежом представляет собой инструмент влияния на общественное мнение и политику зарубежных стран. Российское телевидение, радиовещание и печатные издания являются для соотечественников не только поставщиками достоверных новостей из России, но и постоянным каналом связи с исторической Родиной. Во многом благодаря русскоязычным СМИ наши соотечественники, живущие за пределами России, не чувствуют себя оторванными от Родины.

В настоящее время существует несколько телеканалов, которые осуществляют спутниковое вещание, а именно: «Первый канал-Всемирная сеть», «РТР-

Планета», «НТВ-Мир», а также международная версия телеканала «ТВ Центр» - «ТУО». Так, в 1999 году была создана первая международная версия «Первого канала», предназначенная для вещания для стран Европы - «1ТУКШ-Еигоре». В сентябре 2002 года была создана международная версия «Первого канала», предназначенная для стран Балтии - «Первый Балтийский Канал». В 2004 г начато вещание для США и Канады - «1ТУКи&-Ц8А&СашЛ»>.

Особое значение в деле реализации геополитических и экономических интересов страны имеют связи в области науки и образования, которые становятся все более важным и эффективным средством внешней политики России.

Важную роль в обеспечении прав наших соотечественников, в том числе и права на получения образования на родном русском языке, играет зарубежная сеть филиалов российских вузов. В настоящее время практически во всех государствах-участниках СНГ и стран Балтии существуют филиалы российских высших учебных заведений и постоянно создаются новые, в их числе следует выделить, в первую очередь, протоколы о создании филиалов Российского государственного университета нефти и газа имени Губкина в г Ташкенте (Узбекистан) и Ашхабаде (Туркменистан). Сегодня на основании российских лицензий действуют 37 филиалов, созданных 29 российскими высшими учебными заведениями (15 государственных и 14 негосударственных вуза). Среди них такие ведущие вузы страны, как Московский государственный университет имени Ломоносова, Российский государственный университет нефти и газа имени Губкина, Московский институт стали и сплавов, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Российский новый университет и др. В этих филиалах обучаются 25 тыс. человек3.

Зарубежные филиалы российских высших учебных заведений решают следующие задачи: расширяют изучение русского языка и культуры России в зарубежных странах; содействуют сохранению русской культуры и русского языка в странах ближнего зарубежья; поддерживают функционирование русского языка в государствах-участниках СНГ и странах Балтии; обеспечивают права соотечественников, в том числе и права на получение образования на родном русском языке; наконец, восстанавливают единое культурно-информационное поле на всем постсоветском пространстве.

Особая роль в изучении и распространении русского языка как инструмента межнационального общения и

Геополитика

литературы России как неотъемлемой части мировой культуры, получении образования на русском языке принадлежит системе российско-национальных (славянских) университетов. Они открыты в Армении (Ереван), Белоруссии (Могилев), Киргизии (Бишкек) и Таджикистане (Душанбе). Данные высшие учебные заведения, в которых в настоящее время обучается 16 тыс. человек, в целом успешно реализуют образовательные программы на русском языке по российским образовательным стандартам. За период своего существования они превратились в ведущие образовательные, культурные и научно-исследовательские центры в странах пребывания4.

Среди форм реализации внешней культурной политики экспорт образования в зарубежные страны занимает одно из центральных мест Россия занимает 8 место по численности обучающихся иностранных граждан после США (586 тысяч человек), Великобритании (233), Германии (200), Франции (160), Австралии (157), Испании (124) и Канады (100 тысяч человек). В настоящее время в вузах Российской Федерации обучается около 90 тысяч иностранных граждан, в том числе около 70 тысяч на контрактной основе и свыше 30 тысяч за счет федерального бюджета. Наибольшее количество обучающихся составляют граждане стран Азии, Африки и Латинской Америки (55%) и государств-участников СНГ (33%)5. Основной целью государственной политики РФ в сфере подготовки национальных кадров для зарубежных стран, прежде всего для государств-участников СНГ и стран Балтии, является реализация геополитических и социально-экономических интересов России через подготовку элиты зарубежных государств. Как правило, проживание в определенной стране и обучение на ее языке в течение нескольких лет впоследствии приводит к тому, что обучаемый воспринимает ментальные ценности этой страны как свои собственные6.

Повышенного внимания требует увеличение объемов подготовки иностранных специалистов на российской образовательной базе как путем предоставления государственных стипендий. Ежегодный приём иностранных граждан, принимаемых для обучения в российские образовательные учреждения за счет федерального бюджета в 2009/2010 учебном году составит 10 тыс. человек7.

Таким образом, образовательные программы используются во внешней политике страны в качестве инструмента, при помощи которого Россия завоевывает себе авторитет и влияние в мире.

Геополитика

В проведении внешней культурной политики России особое место занимает работа по укреплению позиций русского языка. В области распространения и популяризации русского языка за рубежом, поддержания программ изучения русского языка в иностранных государствах наиболее активную деятельность ведут Российский центр международного научного и культурного сотрудничества (Росзарубежцентр) при МИД России, а также Фонд «Русский мир».

Богатый опыт в работе по поддержке русского языка накоплен Росзарубежцентром, который обладает постоянно действующей сетью курсов русского языка. Такие курсы действуют в 38 странах при 43 представительствах Росзарубежцентра - российских центрах науки и культуры (РЦНК), на которых ежегодно обучаются от 15 до 20 тыс. человек8.

Деятельность РЦНК не ограничивается только организацией работы по распространению и изучению русского языка в иностранных государствах. Проводимый ими широкий спектр мероприятий (выступления художественных коллективов и отдельных исполнителей, видео- и кинопросмотры, выставки, включая выставки художественных произведений, изделий народного творчества и фотовыставки, пропагандирующих русскую культуру) способствует формированию положительного внешнеполитического имиджа России.

Другим «форпостом» в работе по поддержке русского языка за рубежом является Фонд «Русский мир». В настоящее время в 17 странах ближнего и дальнего зарубежья насчитывается 26 Русских центров. Основным направлением деятельности данных центров является проведение тематических недель, посвященных российской культуре, литературе, кинематографу, спорту; организация фестивалей, праздников и вечеров, посвященных русскому языку и культуре9.

По данным российского внешнеполитического ведомства в настоящее время разными формами изучения русского языка за рубежом охвачено около 14 млн. человек (в странах СНГ и Балтии - 12 млн., в дальнем зарубежье - почти два миллиона)10.

Наиболее известные головные организации культурной дипломатии: Британский Совет, Французский институт («Альянс Франсез»), Институт Конфуция (КНР), Институт Сервантеса (Испания), Институт им. Гете (ФРГ).

Практика организации культурного присутствия за рубежом, популяризация отечественного культурного достояния за границей входит в число внешнеполитических приоритетов большинства государств. Это

можно объяснить несколькими причинами. Культурное сотрудничество России с зарубежными странами должно способствовать созданию благоприятного климата для успешного осуществления внешнеполитических акций, утверждению за нашей страной достойного, сообразного ее геополитическому положению, совокупной мощи и ресурсам места на мировой арене. Культурные связи призваны работать на создание благоприятного и объективного образа России в мире, должны порождать и поощрять чувства симпатии к нашей стране, множить число ее друзей, демонстрировать открытость российского общества и служить свидетельством возрождения России в качестве свободного и демократического государства. Желаемый результат такой дипломатии - формирование или укрепление благоприятной политики иностранного государства в отношении страны, которое проводит внешнюю культурную политику.

Как показал анализ, в деле реализации внешнеполитической приоритетов России на международной арене в целом и на постсоветском пространстве в частности наряду с военной силой и экономической мощью особая роль принадлежит культуре. Использование культуры в качестве инструмента внешней политики России отнюдь не преследует цели полностью заменить прежние, испытанные средства силового давления и принуждения. Новые средства осуществления внешней политики лишь дополняют прежние, причем только там, где и когда применение старых, традиционных инструментов невозможно или неэффективно.

1. См.: Шмагин ЕА. Культура и дипломатия // Международная жизнь. 2002. № 3. С. 62-63.

2. См.: Основные направления работы МИД России по развитию культурных связей России с зарубежными странами. URL: http:// www.mid.ru.

3. См.: О мерах по развитию и совершенствованию экспорта российских образовательных услуг. Выступление Директора Департамента международного сотрудничества в образовании и науке Минобрнауки России В.В. Ничкова на заседании коллегии Министерства. URL: http:// www.mon.gov.ru/ ruk/dir/nichkov/dok/5035/.

4. См.: Там же.

5. См.: По численности иностранных студентов Россия пока еще на восьмом месте в мире. URL: http://russia.edu.ru/information/analit/960/.

6. Комлева НА. Феномен экспансии. Екатеринбург, 2002. С.

151.

7. См.: О мерах по развитию и совершенствованию экспорта российских образовательных услуг

8. К вопросу о роли русского языка в мире (справочная информация МИД РФ, 2004). URL: http://www.etaosfera.ru/ecentr.php?onewnd=e center&list=projects&prjid=500&id=8.

9. См.: Что такое Русский центр? URL: http://www.russkiymir.ru/ russkiymir/ru/rucenter/presentation.html.

10. Роль русского языка в мире: новые вызовы и решения (справочная информация МИД РФ, 2005). URL: http://www.mid.ru/ns-dgpch.nst70/ 6f0b717683792740c325709a0023c60d?0penD0cument.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.