Научная статья на тему 'Инструменты внешней политики России'

Инструменты внешней политики России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
714
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ / КУЛЬТУРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ВНЕШНЯЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ВОЕННАЯ СИЛА / FOREIGN POLICY OF RUSSIA / CULTURAL DIPLOMACY / FOREIGN CULTURAL POLICY / PUBLIC DIPLOMACY / MILITARY POWER

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мухаметов Руслан Салихович

В статье представлены основные инструменты внешней политики России. Автор внес некоторые уточнения, касающиеся использования военной силы в деле обеспечения национальных интересов России. Много внимания посвящено роли публичной дипломатии. Автор дал подробный анализ внешней культурной политики РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The instruments of Russian foreign policy

In this text the main instruments of Russian foreign policy are given. The author made his remarks on the use of military power in pursuit of national interests of Russia. Much attention is paid to public diplomacy. The author gave detailed analysis of foreign cultural policy of Russia.

Текст научной работы на тему «Инструменты внешней политики России»

Р. С. Мухаметов ИНСТРУМЕНТЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

В статье представлены основные инструменты внешней политики России. Автор внес некоторые уточнения, касающиеся использования военной силы в деле обеспечения национальных интересов России. Много внимания посвящено роли публичной дипломатии. Автор дал подробный анализ внешней культурной политики РФ.

Ключевые слова: внешняя политика России, культурная дипломатия, внешняя культурная политика, публичная дипломатия, военная сила.

Широкий спектр национальных интересов России на международной арене вынуждает ее применять практически весь арсенал средств их реализации. Набор инструментов достижения внешнеполитических целей и задач при ближайшем рассмотрении не так уж ограничен, как это может показаться на первый взгляд.

Среди традиционных средств внешней политики военная занимает одно из первых мест. Оценка военной силы как рычага принуждения тесно связана с вопросом о выборе форм ее реализации. В теории и практике внешней политики принято различать три формы: применение военной силы, ее угроза и демонстрация силы. Военная сила как средство достижения национальных интересов применяется в следующих случаях, когда: а) иные средства, кроме военной силы, отсутствуют или неэффективны; б) имеются другие средства, но роль военной силы абсолютизируется и признана более совершенной и продуктивной; в) государство вынуждено отвечать адекватно на военный вызов другого государства; г) стечение обстоятельств подталкивает государство к применению военной силы без риска получить ответный удар (Национальные интересы, 1996). Примером использования Вооруженных сил России для защиты своих внешнеполитических приоритетов является операция, которую в СМИ с легкой руки российских политиков назвали «принуждение Грузии к миру».

Большинство экспертов ставят под сомнение целесообразность прямого использования военной силы в качестве инструмента внешней политики. Согласно их точки зрения, наиболее рациональной линией поведения является не столько прямое обращение к силе, сколько запугивание с целью заставить противника поддаться давлению. На основе имеющейся практики мы можем дать следующее определение угрозе применения военной силы: это действия вооруженных сил какого-либо государства, имеющие задачу

© Р. С. Мухаметов, 2009

устрашения другого государства с целью предотвращения развязывания им войны, сдерживания неприятеля от авантюрных решений и крайних шагов. Таким образом, угроза войны всегда служила дипломатическим инструментом, при помощи которого одно государство удерживало другое от нежелательных с точки зрения первого политических или военных шагов.

Другой формой реализации военной силы является ее демонстрация. Главная цель демонстрации силы состоит в том, чтобы показать потенциальному противнику способность в случае необходимости атаковать его в том или ином критически важном районе. В качестве примера можно привести океанический поход к берегам Венесуэлы отряда российских боевых кораблей Северного флота в составе атомного ракетного крейсера «Петр Великий» и большого противолодочного корабля «Адмирал Чебаненко» после так называемой «пятидневной войны» на Кавказе.

Выбор форм применения военной силы для достижения национальных интересов — весьма важная, но и чрезвычайно сложная проблема для любого государства, суть которой состоит в том, чтобы найти такую форму реализации военной силы, которая бы наиболее соответствовала, с одной стороны, внешнеполитическим приоритетам государства, а с другой — международной обстановке.

Оказание военно-технической помощи зарубежным государствам представляет собой особый инструмент укрепления военно-политических позиций Российской Федерации в различных регионах мира. Военно-техническая помощь определяется как предоставление иностранным государствам продукции военного назначения на безвозмездной или иной льготной основе. Основными получателями военно-технической помощи со стороны России являются государства-члены ОДКБ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан). В период с 2006 по 2008 г. Минобороны России оказало на безвозмездной основе военно-техническую помощь Киргизии на сумму $27,3 млн (Российско-киргизское военное..., http://www.kyrgyz.mid.ru).

Подготовка национальных военных кадров зарубежных государств — специфический ресурс военно-политического обеспечения внешнеполитических приоритетов России. Данная подготовка осуществляется путем обучения по военным образовательным программа в воинских частях и организациях Вооруженных сил РФ. По данным замгенсека ОДКБ В. Семерикова, в военных вузах РФ учатся на безвозмездной (бесплатное обучение и содержание) или льготной основе (бесплатное обучение) около 2,5 тыс. курсантов и офицеров из государств ОДКБ (Военно-политическое сотрудничество, http://www.dkb.gov.ru).

Среди инструментов внешней политики России особое место занимает военное присутствие. Одним из его видов является постоянное присутствие, которое включает создание военных баз за пределами страны на чужой территории. На сегодняшний день Российская Федерация имеет несколько военных баз: 102-я военная база в Армении (г. Гюмри), 201-я военная база в Таджикистане (г. Душанбе), 999-я авиабаза в Киргизии (г. Кант), 7-я военная база в Абхазии, 4-я военная база в Южной Осетии.

Другим видом военного присутствия является оперативное реагирование на изменение обстановки в том или ином регионе мира с помощью вооруженных сил. Подобное реагирование осуществляют страны применительно к тем районам, которые объявлены «сферами их жизненно важных интересов». Примером такого реагирования являются отправки кораблей российского Военно-морского флота для защиты гражданского судоходства в район Африканского Рога и Аденского залива, где свирепствуют пираты.

На международной арене государства активно используют и экономическую силу. «Великие державы, — отмечал Д. Нехтерлейн, — сегодня склонны отдавать предпочтение наращиванию экономической мощи как главному средству внешнеполитического влияния, нежели использовать в этих же целях военную силу» (см.: Давыдов, 2004, http://www.intertrends.ru).

Набор экономических мер, используемых государствами для защиты собственных интересов, достаточно широк. Применение санкций призвано оказать давление на государство для достижения внешнеполитических приоритетов без применения военной силы. К специальным экономически мерам можно отнести запрет на въезд на территорию страны представителей органов власти того или иного государства и должностных лиц.

Отдельно следует выделить такой инструмент воздействия на политику других государств, как эмбарго. В качестве примера можно привести запрет на поставки вооружения и военной техники в Грузию с территории России или гражданами РФ.

Самым радикальным средством использования экономической силы является блокада. Ее примером являются меры в отношении Грузии, предпринятые Россией в октябре 2006 г., — одностороннее приостановление авиационного, автомобильного, морского, железнодорожного и почтового сообщений.

На международной арене государства активно используют экономическую силу как в форме санкций, эмбарго и блокады, так и в форме «поощрения повиновения», «вознаграждения» (в виде предоставления льготных кредитов и безвозмездной финансовой помощи) за изменение позиции, смену внешнеполитического курса.

Так, в декабре 2007 г. РФ предоставила Белоруссии льготный кредит в размере $ 1,5 млрд. В ноябре 2008 г. Российская Федерация и Республика Беларусь подписали соглашение о предоставлении Москвой Минску еще одного льготного кредита в размере уже $ 2 млрд. В обмен на финансовую помощь Москва рассчитывает, что между странами произойдет переход на российские рубли при торговле энергоносителями, предоставление российским компаниям преференций при приватизации белорусских активов, признание Белоруссией независимости Абхазии и Южной Осетии (хотя Д. Медведев несколько раз публично опровергал это), а также создание региональной системы ПВО союзного государства.

Экспорт государственного капитала осуществляется не только в форме займов по соответствующим межгосударственным соглашениям и договорам, но и в форме стабилизационных кредитов международных органов, в которых господствующие позиции принадлежат России (например, антикризисный Фонд ЕврАзЭс).

Природные ресурсы являются не только статьей внешнеторгового обмена, сколько инструментом внешней политики государства, обладающего и распоряжающегося ими. Основной формой российской экономической помощи странам СНГ являются поставки углеводородов по льготным ценам. Ценовые субсидии со стороны России на поставляемые газ и нефть позволяли осуществлять государствам ближнего зарубежья (прежде всего Украине и Республике Беларусь) их реэкспорт в Европу по рыночным ценам, получая прибыль на разнице в стоимости.

Прямые зарубежные инвестиции являются мощным инструментом влияния на экономику и политику зарубежных стран. Их основной формой сегодня являются частные инвестиции, которые контролируются политиками страны-инвестора и играют свою роль в проведении внешнеполитического курса в отношении той или иной страны. Так, объем инвестиций России в экономку стран СНГ в 2007 г. составил более $ 2,6 млрд (Объем инвестиций России..., http://www.gks.ru). Известно, что международная репутация любого государства определяется не только политическим весом и экономической мощью, но и культурным потенциалом. Пропаганда в зарубежных странах своего культурного достояния входит в число внешнеполитических приоритетов крупных и малых государств и по праву рассматривается неотъемлемой и полноценной частью стратегии действий на международной арене (см.: Шмагин, 2002).

В реализации внешнеполитической стратегии России особая роль принадлежит внешней культурной политике — системе мер, предпринимаемых правительством РФ для распространения и популяризации национальной (отечественной) культуры за рубежом.

Посредством использования специфического инструментария, форм и методов осуществления внешняя культурная политика способна внести существенный вклад в обеспечение национальных интересов и повышение эффективности внешней политики РФ.

Вещание русскоязычных СМИ за рубежом представляет собой инструмент влияния на общественное мнение и политику зарубежных стран. Российское телевидение, радиовещание и печатные издания являются для соотечественников не только поставщиками достоверных новостей из России, но и постоянным каналом связи с исторической Родиной. Во многом благодаря русскоязычным СМИ наши соотечественники, живущие за пределами страны, не чувствуют себя оторванными от Родины. В настоящее время существует несколько телеканалов, которые осуществляют спутниковое вещание, а именно: «Первый канал-Всемирная сеть», «РТР-Планета», «НТВ-Мир», международная версия телеканала «ТВ-Центр» — «^С1». В 1999 г. была создана первая международная версия «Первого канала», предназначенная для вещания для стран Европы, — «1TVRUS-Europe». В сентябре 2002 г. была создана международная версия «Первого канала», предназначенная для стран Балтии, — «Первый Балтийский Канал». В 2004 г. начато вещание для США и Канады — «1TVRUS-USA&Canada».

Особое значение в деле реализации геополитических и экономических интересов страны имеют связи в области науки и образования, которые становятся все более важным и эффективным средством внешней политики России.

Важную роль в обеспечении прав наших соотечественников, в том числе и права на получение образования на родном русском языке, играет зарубежная сеть филиалов российских вузов. В настоящее время практически во всех государствах-участниках СНГ и стран Балтии существуют филиалы российских высших учебных заведений и постоянно создаются новые. В этой связи следует упомянуть о протоколах создания филиалов Российского государственного университета нефти и газа имени Губкина в Ташкенте (Узбекистан) и Ашхабаде (Туркменистан). Сегодня на основании российских лицензий действуют 37 филиалов, созданных 29 российскими высшими учебными заведениями (15 государственных и 14 негосударственных вуза). Среди них — такие ведущие вузы страны, как Московский государственный университет имени Ломоносова, Российский государственный университет нефти и газа имени Губкина, Московский институт стали и сплавов, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Российский новый университет и др. В этих филиалах обучаются 25 тыс. человек (О мерах по развитию..., http://www.mon.gov.ru).

Зарубежные филиалы российских высших учебных заведений решают следующие задачи: расширяют изучение русского языка и культуры России в других странах; содействуют сохранению русской культуры и русского языка в странах ближнего зарубежья; поддерживают функционирование русского языка в государствах-участниках СНГ и странах Балтии; обеспечивают права соотечественников, в том числе и права на получение образования на родном русском языке; наконец, восстанавливают единое культурно-информационное поле на всем постсоветском пространстве.

Особая роль в изучении и распространении русского языка как инструмента межнационального общения и литературы России, как неотъемлемой части мировой культуры, получении образования на русском языке принадлежит системе российско-национальных (славянских) университетов. Они открыты в Армении (Ереван), Белоруссии (Могилев), Киргизии (Бишкек) и Таджикистане (Душанбе). Данные высшие учебные заведения, в которых в настоящее время обучаются 16 тыс. человек, в целом успешно реализуют образовательные программы на русском языке по российским образовательным стандартам. За период своего существования они превратились в ведущие образовательные, культурные и научно-исследовательские центры в странах пребывания (Там же).

Среди форм реализации внешней культурной политики экспорт образования в зарубежные страны занимает одно из центральных мест. Россия занимает 8-е место по численности обучающихся иностранных граждан после США (586 тыс. человек), Великобритании (233), Германии (200), Франции (160), Австралии (157), Испании (124) и Канады (100 тыс. человек). В настоящее время в вузах РФ обучаются около 90 тыс. иностранных граждан, в том числе около 70 тыс. на контрактной основе и свыше 30 тыс. за счет федерального бюджета. Наибольшее количество обучающихся составляют граждане стран Азии, Африки и Латинской Америки (55%) и государств-участников СНГ (33%) (По численности иностранных студентов., http://russia.edu.ru). Основной целью государственной политики РФ в сфере подготовки национальных кадров для зарубежных стран, прежде всего для государств-участников СНГ и стран Балтии, является реализация геополитических и социально-экономических интересов России через образовательные программы элиты зарубежных государств. Как правило, проживание в определенной стране и обучение на ее языке в течение нескольких лет впоследствии приводят к тому, что обучаемый воспринимает ментальные ценности этой страны как свои собственные (см.: Комлева, 2002).

Повышенного внимания требует увеличение объемов подготов-

ки иностранных специалистов на российской образовательной базе путем предоставления государственных стипендий. Ежегодный приём иностранных граждан, принимаемых для обучения в российские образовательные учреждения за счет федерального бюджета в 2009/2010 учеб. году составит 10 тыс. человек (О мерах по развитию..., http://www.mon.gov.ru). Таким образом, образовательные программы используются во внешней политике страны в качестве инструмента, при помощи которого Россия завоевывает себе авторитет и влияние в мире.

В проведении внешней культурной политики России особое место занимает работа по укреплению позиций русского языка. В области распространения и популяризации русского языка за рубежом, поддержания программ изучения русского языка в иностранных государствах наиболее активную деятельность ведет Российский центр международного научного и культурного сотрудничества (Росзарубежцентр) при МИД России, который обладает постоянно действующей сетью курсов русского языка. Такие курсы действуют в 38 странах при 43 представительствах Росзарубежцентра — российских центрах науки и культуры (РЦНК), на которых ежегодно обучаются от 15 до 20 тыс. человек (К вопросу о роли., 2004).

По данным российского внешнеполитического ведомства, в настоящее время разными формами изучения русского языка за рубежом охвачено около 14 млн человек (в странах СНГ и Балтии — 12 млн, в дальнем зарубежье — почти 2 млн) (Роль русского языка., 2005).

Формирование у зарубежной аудитории положительных взглядов на проводимую государством внешнюю и внутреннюю политику относится к сфере публичной дипломатии. Данный термин был введен в научный оборот деканом Школы права и дипломатии Университета Тафта Э. Галлионом в 1965 г. Классическое определение публичной дипломатии включает «программы, финансируемые правительством, направленные на информирование и оказание воздействия на общественное мнение в других странах» (см.: Wolf, Rosen, http://www.rand.org).

Публичная дипломатия часто ассоциируется с пропагандой. По мнению В. А. Кононенко, «в отличие от пропаганды главное в публичной дипломатии — не только донести свою точку зрения, но и выстроить доверительные отношения с аудиторией» (Кононенко, 2006, с. 195). Публичная дипломатия стремится достичь доверия у зарубежной аудитории через аргументированное изложение и разъяснение внутренней и внешней политики государства. Она апеллирует к интеллекту, разуму, в то время как пропаганда основана на лжи, фальсификации и взывает к эмоциям.

За последние несколько лет при участии или под патронажем

государства разрабатывается и реализуется большое количество проектов. Так, в декабре 2005 г. начал работать первый российский информационный телеканал «Russia Today», ведущий круглосуточное вещание на английском языке. 4 мая 2007 г. запущен российский новостной телеканал на арабском языке «Русия аль-Яум» (с араб. — «Россия сегодня»). Он транслируется на Ближний Восток и в Северной Африке.

Что касается периодики, то она включает несколько проектов. Во-первых, англоязычный журнал «Russia Profile», который информирует о политических, экономических и культурных процессах, происходящих в современной России. Во-вторых, «Trendline's Russia» («Российские тренды») — приложения, которые размещаются в ведущих иностранных газетах с целью информирования о позитивных изменениях, имеющих место в России, и создания у зарубежного читателя позитивного образа России. Первый выпуск вышел 15 ноября 2006 г. в американской газете «Washington Post», а 16 ноября — британской «Daily Telegraph» (Имидж России подправят печатью, 2006).

В настоящее время в мире работает множество радиостанций, вещающих с целью оказания воздействия на страны, находящиеся за границей того государства, которому принадлежит та или иная радиостанция. Самыми крупными считаются «BBC World Service» (Всемирная служба Би-би-си), «Voice of America» («Голос Америки»), «Radio Free Europe/Radio Liberty» («Радио "Свободная Евро-па"\Радио "Свобода"»), «Deutsche Welle» («Немецкая волна»), «Radio France International» («Международное французское радио») и «Voice of Russia» («Голос России»). Последняя из названных — государственная радиостанция, осуществляющая вещание на зарубежные страны из России. Она транслирует программы на 38 языках.

Выбор средства внешней политики государства зависит от реальных материальных и политических возможностей, которыми располагает правительство данного государства, от субъективной готовности военно-политического руководства воспользоваться имеющимися в его распоряжении средствами, от ситуации, в которой должны использоваться избираемые инструменты.

Литература

1. Военно-политическое сотрудничество // http://www.dkb.gov.ru

2. Давыдов Ю. П. Понятие «жесткой» и «мягкой» силы в теории международных отношений // Международные процессы. 2004. № 1 // http://www.intertrends.ru/four/ 006.htm

3. Имидж России подправят печатью // Коммерсантъ. 2006. 18 октября. С. 2.

4. К вопросу о роли русского языка в мире (справочная информация МИД РФ, 2004) // http://www.etnosfera.ru/ecentr.php?onewnd=ecenter&list=projects&prjid=500&id=8

5. Комлева Н. А. Феномен экспансии. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. 183 с.

6. Кононенко В. А. Создать образ России? // Россия в глобальной политике. 2006. Т. 4. № 2. С. 192-201.

7. Национальные интересы во внешней политике России («круглый стол») // Международная жизнь. 1996. № 3. С. 3-23.

8. О мерах по развитию и совершенствованию экспорта российских образовательных услуг. Выступление Директора Департамента международного сотрудничества в образовании и науке Минобрнауки России В. В. Ничкова на заседании коллегии Министерства // http://www.mon.gov.ru/ ruk/dir/nichkov/dok/5035/

9. Объем инвестиций России в экономику стран СНГ // http://www.gks.ru

10. По численности иностранных студентов Россия пока еще на восьмом месте в мире // http://russia.edu.ru/information/analit/960/

11. Роль русского языка в мире: новые вызовы и решения (справочная информация МИД РФ, 2005) // http://www.mid.rU/ns-dgpch.nsf/0/6f0b717683792740c325709a 0023c60d?0pen

12. Российско-киргизское военное и военно-техническое сотрудничество // http://www.kyrgyz.mid.ru

13. Шмагин Е. А. Культура и дипломатия // Международная жизнь. 2002. № 3. С. 61-73.

14. Wolf Ch. Jr., Rosen B. Public diplomacy: How to think about and improve it // http://www.rand.org

ПОЯИТЭКС. 2009. Том 5. № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.