№ 3 (28), 2008 "Культурная жизнь Юга России"
— 135
Грамматика адыгейского языка. Краснодар; Майкоп, 1966. С. 239.
3. Там же. С. 112.
4. Тхаркахо Ю. А. О стилистической маркированности способов выражения отрицания в финитных и инфинитных глаголах адыгейского языка // Материалы VI регион. науч. сессии. Майкоп, 1980. С. 143-144.
5. ВодождоковХ. Д., Зекох У. С., МеретуковК. Х., Мухамеджанов Ю. А., Тхаркахо Ю. А., Хагундокова Т. Ц. Адыгейско-русский словарь. Майкоп, 1975.
6. Гончарова В. А. Сопоставительный структурно-семантический анализ новообразований с элементом анти-/ апй- в русском и английском языках (на материале современных масс-медиа): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Майкоп, 2007. С. 12.
7. Зекох У. С. К вопросу о категории наклонения в адыгейском языке // Ученые записки. Т. V. Языкознание. Краснодар; Майкоп, 1966. С. 170-171.
8. Тхаркахо Ю. А. Адыгейский фразеологический словарь. Майкоп, 1980.
s. KH. CHUGREEVA-ANCHYOK. ABOUT THE WAYS OF EXPRESSING NEGATIVE FORMS IN THE ADYG LANGUAGE
The author finds out and describes the semantic functional potential of the negative form and means of its presentation, which form different markers in the Adyg language: prefixes, suffixes, particles and pronouns.
Key words: negative form, element, prefix, suffix, particle, mood, material, verb.
Ю. В. БЕССАРАБОВА
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И ПОТРЕБНОСТЯМИ
Статья посвящена проблеме сохранения здоровья студентов с особыми образовательными возможностями и потребностями в процессе их обучения и профессионального становления.
Ключевые слова: здоровье, физическая культура, специальная медицинская группа.
Согласно Закону РФ «Об образовании» (1996) допускается обучение студентов с проблемами здоровья, т. е. с особыми образовательными возможностями и потребностями. Этот термин включает в себя понятия лица с ограниченными возможностями (инвалиды) и студенты специальных медицинских групп с ограничением тяжелых физических нагрузок. Понятие «лица с ограниченными возможностями» уже закрепилось в специальной литературе (1). На сегодняшний день специалистами выявлена также группа освобожденных от физической нагрузки, подразумевающая использование доступной естественной двигательной потребности в движении (2). Термин специальные медицинские группы определяется Т. Е. Виленской и Э. Д. Кудаевым (3).
По данным статистики, здоровье молодежи из года в год ухудшается. В частности, это подтверждает тот факт, что в результате медицинского осмотра 5% от числа зачисленных в Кубанский государственный университет составляют студенты с особыми образовательными возможностями и потребностями. В этой связи актуально выявление педагогических условий, ценностно-ориентированных на сохранение здоровья в период профессионального становления и помогающих студентам с особыми образовательными возможностями и потребностями конкурировать на рынке труда.
Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью
его переживаний, ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Это главная ось сознания, обеспечивающая устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражающая направленность потребностей и интересов.
При изучении проблем здоровья с точки зрения аксиологии необходимо выявить мотивацию вузовской молодежи на его сохранение, обращать внимание на характеристику их жизни в современных условиях. Есть основания предполагать, что общественные трансформации могут стать одним из факторов изменений ценностных ориентаций современных студентов. Но подход к исследованию должен быть дифференцированным, так как молодые люди с разным уровнем здоровья (специальные медицинские группы) и социальным статусом (инвалиды), а также студенты, имеющие временное освобождение от тяжелых физических нагрузок, будут вовлечены в разные отраслевые группы или области деятельности. Поэтому для разработки адекватной социокультурной политики необходимо рассмотреть эти группы, что должно обеспечить разработку конкретных механизмов воздействия на обучаемых с точки зрения их специальности и уровня доступности обучения.
Наши исследования были направлены на выявление ценностно-мотивационных характеристик по сохранению своего здоровья у студентов с особыми образовательными возможностями и потребностями. Когнитивная составляющая
"Культурная жизнь Юга России" № 3 (28), 2008
136 —
этой готовности может быть выявлена по наличию обоснованного представления о сущности здоровья и путей его сохранения. В исследовании принимали участие 100 студентов Кубанского государственного университета (80 девушек и 20 юношей) 1-4-х курсов разных факультетов. В процессе исследования использовались анкетный опрос и беседы. Все студенты дали добровольное согласие на участие в эксперименте.
На вопрос «Занимаетесь ли вы физической культурой в неучебное время?» 23,8% ответили положительно, 29% - отрицательно, 46,1% заявили, что занимаются нерегулярно.
Далее на вопрос о состоянии своего здоровья юноши и девушки ответили, что хорошим его считают 14,8%, удовлетворительным - 59,7%, затрудняются ответить - 17,9%.
На вопрос о побуждающем интересе к занятиям физической культурой получен ответ, что 52,2% заинтересованы в оптимизации своего веса и улучшении фигуры, 34% желают повысить свою физическую подготовленность и только 27,1% респондентов хотят снять усталость и повысить работоспособность.
Отвечая на вопрос о путях оптимизации физической активности, 80,2% отметили, что заинтересованы в организации двигательного режима в период экзаменов, 62,6% считают важным контроль над собственным весом, 62% испытывают желание заниматься на тренажерах.
Как видно из анкет, студенты группы с особыми образовательными возможностями и потребностями имеют не меньшее желание в сохранении своего здоровья, чтобы стать высококвалифицированными специалистами, чем их товарищи из обычных групп. Они понимают, что это возможно в стенах вуза за счет повышения двигательной активности.
Анализ литературы и констатация фактов позволяет установить:
- в современной жизни требования к состоянию здоровья возрастают, физическая культура приобретает все большее значение как оздоровительный фактор (ответы респондентов говорят о повышенном интересе студентов с особыми образовательными возможностями и потребностями как к своему здоровью, так и к гармоничности своей фигуры);
- в связи с различной формой отклонений в состоянии здоровья необходим индивидуальный подход к занятиям физическими упражнениями;
- занятия физической культурой для студентов с особыми образовательными возможностями и потребностями при различном уровне здоровья и с различными заболеваниями и уровнем работоспособности на сегодняшний день далеко не всегда эффективны;
- необходимы разработка и обоснование дифференцированного подхода к выбору оптимальных нагрузок и направленности упражнений с учетом мотивационных установок к физическому совершенствованию во взаимосвязи с психоэмоциональными особенностями организма.
Некоторые противоречия, отмеченные нами при выявлении ценностно-мотивационных установок на сохранение здоровья, скорее всего, объясняются недостаточным количеством получаемых знаний, касающихся доступных функциональных возможностей своего здоровья.
Литература
1. Назарова Н. М. Специальная педагогика. М., 2001. С. 5-7.
2. Коц Я. М. Физиология мышечной деятельности. М., 1982. С. 93.
3. Виленская Т. Е., Кудаев Э. Д. Принципы формирования и организация физического воспитания в специальных медицинских группах // Теория и практика физического воспитания. 2005. № 1. С. 25-42.
Y. V. BESSARABOVA. CULTURE OF HEALTH OF THE STUDENTS WITH SPECIFIC EDUCATIONAL ABILITIES AND REQUIREMENTS
This article is dedicated to the problem of health keeping of students with specific educational abilities and requirements in the process of their study and professional development.
Key words: health, physical training, special medical group.