Научная статья на тему 'КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ'

КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
44
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Новиков И.С.

Анализ состояния проблемы здоровья учащейся молодежи в Российской Федерации доказывает наличие проблемы в этой области и необходимостью ее решения, это в свою очередь является фактором повышения национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»

КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Новиков И.С.

Смоленский базовый медицинский колледж им. К.С. Константиновой,

г. Смоленск

Аннотация. Анализ состояния проблемы здоровья учащейся молодежи в Российской Федерации доказывает наличие проблемы в этой области и необходимостью ее решения, это в свою очередь является фактором повышения национальной безопасности.

В статье рассматривается необходимость формирования основных компонентов здорового образа жизни: двигательной активности и культуры питания современной молодежи. Раскрывается сущность физической культуры как фундамента здоровья, важности знаний в культуре питания. Делаются выводы о необходимости постоянной пропаганды физической культуры, и организации правильного питания.

Автором был проведен анализ состояния здоровья среди учащихся первого курса «Смоленского базового медицинского колледжа им. К.С. Константиновой», где общее число студентов первого курса в 2022 году составило 277 человек.

Состояние здоровья учащихся 1

Основная группа

П ол гото в ител ь н а я группа

Специальная группа

Диаграмма 1. Состояние здоровья учащихся 1 курса Как показывают результаты исследования, чуть больше половины студентов имеют заболевания разной сложности (51 %).

Наиболее часто встречающиеся заболевания оказались болезни органов зрения (миопии различной степени тяжести).

На втором месте заболевания опорно-двигательной системы (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопия).

курса

На третьем месте заболевания сердечно-сосудистой и легочной системы.

Студенты приходят в колледж с приобретенными какими-либо отклонениями в состоянии здоровья. Низкая физическая активность, особенности питания и употребление вредных веществ приводит не только к развитию уже приобретенных заболеваний, но и к появлению новых.

Далее автором было проведено исследование, тестирования физической подготовленности (входной контроль) и параметров физического состояния студентов. Для входного контроля использовались тестовые упражнения: Челночный бег 3х10

Подтягивания на перекладине (девушки на низкой, юноши на высокой) Прыжки в длину с места Бег (девушки 500 м, юноши 1000 м)

Выполнение каждого норматива оценивалось по пятибальной шкале в соответствии с нормативами, предусмотренными для студентов 1 курса, к которому было допущено 217 студентов.

Лишь 107 студентов выполнили минимальные требования, 15 студентов сдали все нормативы на «5», остальные не уложись в требования нормативов.

Исходя из результатов и опросов, был сделан вывод: студенты, которые сдали норматив на «5»,занимаются в секциях и следят за питанием, остальные не занимались спортом вообще.

Низкие показатели физической активности приводят к снижению уровня здоровья современного общества. Само состояние здоровья определяется отношением человека к собственному образу жизни, пониманию роли физической культуры и знанием ее основ, а также возможным применением их в повседневной жизни.

Отношение современной молодежи к физической культуре и спорту в большей степени отрицательное. Связано это с отсутствием понимания роли физических упражнений и их эффективности как оздоровительного фактора. Многие студенты считают, что физическая культура является чем-то негативным, навязчивым, обязательным и тягостным. Многие не понимают, что именно физические упражнения являются эффективным средством укрепления и совершенствования организма человека.

Каждое общество, несмотря на место жительства, возлагает огромные надежды на подрастающее поколение и желает видеть его здоровым, крепким, способными трудиться, защищать свою Родину. А именно поэтому должны быть направлены силы на физическое воспитание подрастающего поколения, детей, студентов, именно на тот возраст, когда человек начинает определяться в становлении и укреплении в обществе своей личности, когда формируются основные привычки и установки.

Одной из проблем становления здорового образа жизни является недостаточная мотивация к занятиям физической культурой. Многие молодые люди не совсем понимают, как беспорядочный образ жизни влияет на общее здоровье человека, так как молодой организм обладает высокими компенсаторными возможностями. Но не следует злоупотреблять этим, известно, что многие болезни приобретаются на этапе молодости.

Приоритетным направлением формирования здорового образа жизни подрастающего поколения является целенаправленная пропаганда роли физической культуры как части общей культуры личности, направленной на сохранение и укрепление здоровья, психического совершенствования. Такая задача, как минимум, может быть реализована в стенах образовательных учреждений.

Одним из наиболее эффективных средств пропаганды здорового образа жизни в условиях современности могут быть телевизионные передачи и реклама, а также средства массовой информации. Именно благодаря рекламным технологиями сосредотачивается внимание молодежи, пропаганда спорта рекламными средствами привлекает молодежь, заставляет задуматься над нынешним образом жизни. В отличие от обычного информационного сообщения рекламные технологии способствуют формированию заинтересованности в конкретном конечном результате. Если направить всю мощь рекламных технологий на пропаганду спорта, на важность и необходимость здорового отношения к собственному здоровью, то можно получить довольно впечатляющие результаты.

Сегодня молодежь является наиболее массовыми пользователями сети интернет. Именно поэтому должно быть больше сетевой рекламы, призывающей молодежь заниматься спортом, бережно относиться к собственному здоровью. Физическая культура воспринимается молодым поколением как двигательная активность, обычный процесс выполнения физических упражнений.

Для того чтобы наладить ритм жизни современной молодежи, для формирования у них представлений о здоровом образе жизни, необходимо приложить много усилий, что будет способствовать гармоничному развитию и выбору здорового образа жизни.

Как отмечалось выше, одним из важнейших условий формирования здорового образа жизни является его грамотная популяризация. Важно развивать интерес к физической культуре, в том числе при помощи средств массовой информации. Подрастающему поколению необходимо показать все прелести здорового образа жизни благодаря позитивным примерам достижения высот в спорте. Необходимо это для того, чтобы подрастающая молодежь могла сделать выбор не только между здоровым и нездоровым образом жизни, но и из большого количества разнообразных

вариантов здорового созидающего поведения. Необходимо показать молодежи, что быть «нездоровым» сегодня невыгодно, активнее внедрять рекламные и пиар-технологии, направленные на пропаганду здорового отношения к собственному здоровью. Все это создаст условия жизни, благоприятные для здоровья и формирования здорового образа жизни.

Еще один немало важный фактор - культура питания. Она играет одну из основных ролей в формировании здорового образа жизни студентов. Каждый студент может и должен знать основные принципы рационального питания.

Рациональное питание - это физиологически полноценный прием пищи с учетом пола, возраста, характера двигательной активности и других факторов.

Питание вместе с физической активностью относится к элементам повседневного поведения, формирующим здоровье студента.

Основные нарушения питания у студентов, связаны с ограниченностью ассортимента продуктов и дефицитом в пище необходимых нутриентов (БЖУ), отсутствие элементарных знаний как правильно питаться.

Студентам было предложено субъективно оценить адекватность своего питания и показатели массы тела. Так же был проведен опрос и построена диаграмма всех показателей.

Количество приемов пищи у студентов 1 курса

13-4 раза в день 2-3 раза в день 2 и менее раз в день

Диаграмма 2. Количество приемов пищи у студентов 1 курса Анализ показал, что лишь малая часть студентов питаются 3-4 раза в

день.

Также в ходе опроса был сделан вывод, что у большинства студентов завтрак включает в себя: чай или кофе с бутербродом. Лишь только малая

группа студентов завтракают правильно, полноценно. К сожалению, есть и те, кто вообще пренебрегают завтраком и уходят на занятия голодными.

Из напитков студенты предпочитают пить чай или кофе, на втором месте употребление минеральной воды. Среди всех студентов 1 курса, больше половины опрошенных употребляют алкогольные и энергетические напитки каждую неделю.

Согласно анкетированию примерно 50% студентов не принимает поливитаминные комплексы, 30% редко принимают поливитаминные комплексы, и лишь около 20% употребляет постоянно

Результаты опроса показывают, что режим питания студентов не соответствует гигиеническим принципам правильного питания, большая часть продуктов это простые углеводы и жиры, с недостатком белка и витаминов. Многие злоупотребляют алкогольными и энергетическими напитками.

В заключении отметим, что формирование здорового образа жизни у молодежи будет более эффективным, если внедрить в образовательные учреждения различные оздоровительные программы, направленные на формирование валеологической грамотности, укрепления здоровья. Средства массовой информации и различные рекламные технологии, демонстрирующее правильное отношение к здоровью, к спорту, к физическим упражнениям являются мощнейшим средством формирования здорового образа жизни.

Результаты опросов и анализа указывают на необходимость проведения санитарно-просветительной работы со студентами по проблеме рационального и диетического питания и здорового образа жизни, которая может быть реализована различными способами (индивидуальными и коллективными беседами со студентами, лекциями, памятками и другой наглядной литературой, организацией круглых столов со студентами по вопросам рационального питания и основам здорового образа жизни ).

Литература

1. Сверигина Л.А., Селиванова И.В., Ряузов В.Г., Мифтахов И.Ю., Никитин С.В. «Рациональное питание для студентов с различной двигательной активностью». Казань, Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАО УВПО «Казанский Федеральный Университет» Общеуниверситетская кафедра физического воспитания и спорта, 2018г.

2. Амосов Н.М. "Раздумье о здоровье". Москва. "ФиС", 1987 г. Гигиена питания: учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Королев А.А. - М. : Издательский центр «Академия», 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.