КУЛЬТУРА ВИРТУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ Гарусова С.Д.1, Сегал А.П.2
1Гарусова София Дмитриевна - студент;
2Сегал Александр Петрович - кандидат философских наук, факультет рекламы и связей с общественностью, филиала МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Ташкенте, Республика Узбекистан
Аннотация: целью научной статьи является рассмотрение основных характеристик современной интернет-коммуникации. В статье рассмотрено понятие "культуры" виртуальной коммуникации, а также основное свойство данного феномена. Показано, что утверждения научных деятелей ХХ века находят свое подтверждение в современном коммуникационном пространстве. Научная новизна заключается в рассмотрении вопроса культуры виртуальной коммуникации с точки зрения ее развития через социальную сеть -воображаемую среду, созданную с помощью компьютерных технологий. В результате исследования была обоснована логика создания особой формы культуры молодежью и постоянное желание нахождения в информационном потоке, как деструктивное влияние на личность.
Ключевые слова: культура, коммуникация, виртуальная коммуникация, интернет, сообщение, технологии, глобальный, среда, возможности, связи, пользователи.
VIRTUAL COMMUNICATION CULTURE Garusova S.D.1, Segal A.P.2
1Garusova Sofia Dmitrievna - student;
2Segal Alexander Petrovich - Candidate of Philosophical Sciences, FACULTY OF ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS, BRANCH OF MOSCOW STATE UNIVERSITY NAMED AFTER M. V. LOMONOSOV, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the purpose of the scientific article is to consider the main characteristics of modern Internet communication. The article discusses the concept of "culture" of virtual communication, as well as the main property of this phenomenon. It is shown that the statements of scientists of the twentieth century are confirmed in the modern communication space. The scientific novelty lies in considering the issue of virtual communication culture from the point of view of its development through a social network -an imaginary environment created with the help of computer technologies. As a result of the research, the logic of creating a special form of culture by young people and the constant desire to be in the information flow as a destructive influence was substantiated.
Keywords: culture, communication, virtual communication, Internet, communication, technology, global, environment, opportunities, connections, users.
Устойчивое расширение масштабов применения информационных технологий подтверждает мысль Маршалла Маклюэна о том, что с появлением электричества как средства мгновенной связи и производных от него электронных средств коммуникации, Земной шар "сжался" до размеров "деревни". В условиях совершенствования тенических средств коммуникации, в нарастающей активности взаимодействия между людьми, формируется новый тип культуры -культура виртуальной коммуникации. Под "культурой" здесь имеется в виду понятийный ряд, в основании которого находится понятие «жизненный мир», то есть та среда, то окружение, в котором в каждый момент своей жизни пребывает индивид. Виртуальная коммуникация -форма общения между людьми, которая осуществляется при помощи информационных технологий. Давая характеристику феномену виртуальной коммуникации, можно выделить его основное свойство - виртуализация общественных связей.
Сегодняшняя коммуникативная среда значительно отличается от того, как проходил обмен информацией раньше. Процессы, которые занимали несколько дней, а то и недель, например такие как отправление писем, теперь сократились до миллисекунд. Еще 20 лет назад человеку приходилось ждать выпуска газеты, чтобы вычленить оттуда информационное сообщение, а сегодня просто достаточно включить гаджет с доступом в интернет, чтобы получить обзор мировых новостей. Электронная виртуальность стала противопоставлением реальному миру. Она создала иллюзию непосредственного присутствия человека в виртуальной среде.
Отличительной чертой видоизменения коммуникации стало возникновение новой структуры отношений - социальной сети. Социальная сеть - это новое общество, которое раньше не существовало. Коммуникативные отношения между людьми подверглись трансформации с появлением интернета, стала преобладать массовая коммуникация. Поменялась и классическая модель СМИ. Обращения многих трансляторов к немногим реципиентам уже нет. Масса пользователей транслирует свое мнение на большую аудиторию, но получает их коммуникационное сообщение лишь малый процент пользователей социальных сетей. Получается, что модель массовой коммуникации перевернулась, но нельзя сказать, что раньше ее не было вовсе. В ходе работы американского социолога Пола Лазарсфельда в середине XX века была создана теория двухступенчатого потока информации. Она заключалась в том, что средства массовых коммуникаций оказывают на людей не прямое воздействие. Сначала послание СМИ достигает лидеров мнений и лишь потом сообщение распространяется к остальным. Такая же схема действует сейчас в сфере блогерства, в связи с чем СМИ стали прибегать к сотрудничеству с лидерами мнений.
Говоря о виртуализации общественных связей, хотелось бы уточнить, что виртуальность -это воображаемая среда, где переживание реальности происходит посредством компьютерных технологий. Это имитация реалистичных и вымышленных сред, то есть некий иллюзорный мир, в который погружается и с которым взаимодействует человек. В современном мире все больше детей и взрослых предпочитают виртуальное общение реальному в силу ряда причин: ограниченности времени, состояния здоровья, личностных особенностей, недостатка реального общения, возможности реализации качеств личности, проигрывание различных ролей и другие. Еще начале 2022 года в мире насчитывалось 4,62 млрд пользователей соцсетей, что составляет 58,4% от общей численности населения. Интернет-пространство не только объединило людей в информационную единую мультимедийную систему, но и изменило природу их взаимодействия, связи и общения. Популярность и распространённость данного вида общения заключается в удобном обмене информаций между пользователями, в познании материального и духовного миров, в возможности познания другой культуры и языка, находясь за компьютером дома, в увеличении круга знакомств и расширении личностных предпочтений, путём виртуальной коммуникации. Привлекательность виртуальных сообществ и интернет-коммуникаций заключается в возможности лучшего понимания себя и своих интересов, путем поиска тех групп, которые будут близки пользователю. Потребность пользователя включиться в виртуальный контакт с другими стала фактически атрибутивной. Выражается данная особенность в постоянном пребывании людей разного возраста в Интернете, длительных коммуникаций на игровых площадках, ведении личных страничек в социальных сетях. Таким образом, виртуальная коммуникация из удобного дистанционного способа передачи информации способна перерасти в постоянное желание находиться в непрерывном информационном потоке взаимодействии, что способно перерасти в некую зависимость, которая будет оказывать деструктивное влияние на личность.
Немецкий философ К. Ясперс отмечал, что коммуникация для человека является необходимым компонентом его существования, а виртуальная коммуникация способствует улучшению данного существования. По мнению ученого, виртуальное общение способствует ценностному восприятию другого человека и направлено на положительное изменение структуры социума за счет воздействия технологий на коммуникацию (1азреге, 1960: 231-232).
Ю. Хабермас рассматривает интернет-коммуникацию как социальное действие, которое способно объединить прошлое, настоящее и будущее. С помощью информационных технологий пользователь имеет возможность погрузиться не только в пространство прошедших лет и исследовать историю того времени, но, а также изучить будущие возможности вопроса существования (Хабермас, 2000: 198-199).
Стремительное развитие информационных технологий предоставляет молодежи ресурсы глобальной культуры, благодаря чему она получает значительные преимущества, создающие иллюзию контроля над собственной биографией.
Если взрослые боятся фрагментарности глобальной культуры, то молодые впитывают ее с раннего детства, а медиатехнологии помогают им в этом. Молодежь, таким образом, творит особую форму культуры, где она, как ей кажется, полностью контролирует свое время, и где формой самоосвобождения становится интерактивность.
В достаточно обозримом будущем интернет, как некая действующая модель глобального информационного пространства, сохранив изменения, связанные с применением новых технологий, в основе своей превратится в одну из сфер деятельности реального социума и культуры в едином пространстве глобальной коммуникации.
Список литературы /References
1. Маршалл Мак-Люэн. Галактика Гутенберга. Сотворение человека печатной культуры. Киев 2003.
2. Ясперс К. Всемирная история философии. Введение. / Пер. К.В. Лощевской. СПб.: Наука, 2000. С.231-232.
3. ХабермасЮ. Теория коммуникативного действия. М.: 2000. С.198-199.