Юсупов P.P.
КУЛЬТУРА В ИСТОРИКО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОМ И НАЦИОНАЛЬНОРЕГИОНАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ
В статье рассмотрены проблемы подготовки специалистов в Казанском государственном университете культуры и искусств с учетом сочетания историко - цивилизационного и национально - регионального компонентов, направленного на решение трех взаимосвязанных задач: получения профессии, тесно связанной со сферой многонациональной культуры и искусства региона, формирования мировоззренческого базиса и педагогической компетенции.
Ключевые слова: национальные особенности, интернациональные устремления, культурологическая и художественно - творческая направленность, сочетание педагогических и социокультурных целей, равноценность культур, подготовка кадров.
R.R.Yusupov Culture in the historical and civilizational, national and regional context.
In this article are considered the problems of the specialists training at Kazan State University of Culture and the Arts, taking into account a combination of the historical and civilizational, national and regional components, which are aimed to solve three interrelated problems: getting the profession, which is closely related with the sphere of multinational culture and arts of the region, forming the basis of the ideological and pedagogical competence.
Key words: national peculiarity, international appetence, cultural, artistic and creative direction, a combination of educational and social and cultural purposes, equivalence of cultures, training ofpersonnel.
Культура - феномен исторический. Ее возникновение и врастание в ткань духовного и материального мира человечества протекало не только синхронно, с цивилизационной эволюцией человечества, но и в диалектической взаимосвязи, взаимозависимости. Чем выше становился уровень развитости культуры, тем она сильнее оказывала свое воздействие на динамику социального прогресса в целом. И, наоборот, чем сильнее происходил процесс окультуривания общественной жизни, тем государства и цивилизации успешнее набирали экономическую, военную и технологическую мощь.
Но соотношение культуры и экономико-технологического составляющего в социальной практике не всегда было равновесным. В этом плане эпоха античности отличается редкой гармонией между духовным и материальным развитием общества. Совсем не случайно расцвет мировых цивилизаций совпал с мощным подъемом культуры, равнозначным культурной революции. Возникновение прообразов университетов и академий, появление школ ораторского, художественного, спортивного мастерства и сети специальных и общеобразовательных школ - все это завоевание первичных цивилизаций «осевого времени».
Вступление человечества в индустриальную эру разрушило эту гармонию. Страны, вставшие на путь капитализма, акценты в своем развитии делали на экономический фактор. Культура все более отодвигалась на задний план или определялась как вторичное явление. «Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне» - метафора, рожденная в недрах индустриальной революции. В преодолении такого перекоса существенную роль сыграли европейские классические университеты эпохи средневековья. Несмотря на засилье клерикальной церкви, гонения на свободу мысли и развязанную кампанию по «охоте на ведьм» университеты сохранили свое гуманитарное предназначение, остались центром культуры, духовности и просвещения. Сам переход Средневековья в историческую фазу Нового времени состоялся во многом благодаря выполнению университетами своей культурно-цивилизующей миссии.
В условиях строительства и развития советской цивилизации было осуществлено по крайней мере два крупных культурных прорыва: культпросветская революция 30-х и научно-образовательная революция 60-х годов. В результате в иерархии ценностей общества произошел сдвиг, отраженный в метафоре: «Что-то лирики в почете, что-то физики забыты». Культурный фактор сыграл решающее значение в усилении державной мощи СССР. Эпоха шестидесятников зародила новую парадигму общественного развития, в основе которой приоритетом становились культура, духовность, гуманизм. Культпросветобразовательные учреждения, институты культуры и искусства сумели не только обеспечить высококвалифицированными кадрами все культурное пространство страны, но и задать алгоритм духовному развитию страны.
Культурный потенциал, накопленный на протяжении советских десятилетий, составил основу для последующих реформ общества. Он остается мощнейшим фактором модернизации России и в XXI веке.
В постсоветский период тренды государственного вмешательства в сферу культуры менялись: от универсальных моделей до безграничного усиления роли рынка, и, наоборот, в сторону увеличения степени государственного контроля. Эксплицитная культурная политика государства и гражданского общества со сбалансированным участием самих агентов (субъектов) культурной деятельности, в том числе и высших учебных заведений культурологического профиля, - в этом состоит особенность и суть современной стратегии цивилизационного развития России.
При этом важно подчеркнуть, что для реализации проекта модернизации страны нужны не просто кад-ры в традиционном смысле этого слова, а новая генерация специалистов широкого культурологического профиля. Она должна владеть универсальным, типологическим, профессиональным качеством - умением вести культурную работу в полиэтничной, поликонфессиональной среде. Такое требование к профессиональной компетенции управленческих кадров и всех работников культпросветучреждений определяется общемировой тенденцией актуализации и осложнения проблемы межнациональных отношений. В Европе она находит свое выражение в кризисе идеологии и политики мультикультуризма. В США также совсем не случайно произошла смена подходов к данному вопросу. «Плавильный тигль» так и не смог «переварить» этнокультурное многообразие и создать единую американскую нацию. Пришлось перейти к схеме «салата», состоящего из разнообразия этнокультурных компонентов. В России температура кипения по вопросу о межнациональных отношениях поднимается до опасных отметок. С его нерешенностью связано возникновение различных форм терроризма, фундаментализма, экстремизма и ксенофобии. Вспышки военных действий на Кавказе, события на Манежной площади, трагедия в Домодедово... - это крайне радикальные формы мышления и поведения, свидетельствующие о неблагополучии в сфере межнациональных коммуникаций. Задача формирования культуры мира, толерантности, диалога народов и религий приобретает фундаментальный, мировоззренческий характер, а ее решение непосредственно влияет на степень национальной безопасности России и ее имиджа на международной арене. На заседании Госсовета при Президенте РФ в Уфе (10 февраля 2011 г.), посвященном вопросу о политике в области межнациональных отношений, президент Д.А.Медведев отметил, что формирование коммуникативной культуры, культуры диалога в многонациональном, многоконфессиональном обществе приобретает форму вызова, поэтому становится приоритетной задачей страны.
В этом контексте анализ опыта работы Казанского государственного университета культуры и искусств имеет особое значение. Это связано с тем, что он готовит специалистов широкого культурологического формата для Приволжского региона, характеризующегося поликультурностью, поликонфессиональностью, полиэтничностью состава населения. С учетом такой особенности и строится здесь вся система профессионального образования, научной и воспитательной работы. Многообразная деятельность вуза направлена на удовлетворение потребностей в кадрах в сфере культуры и искусства масштабного. Приволжского региона.
Учебно-воспитательный процесс нацелен на формирование навыков и обретение эффективных методик организации выпускниками университета межкультурных связей. С этой целью на всех факультетах сформированы фонды культурологических образовательных инноваций. Их опыт систематически анализируется, им оказывается всемерная поддержка. На их базе разрабатываются модели подготовки специалистов нового поколения, способные применять традиционные и инновационные методики, вводить в практику новые педагогические технологии с учетом того, что им придется работать в многонациональной среде.
Широкое включение в содержание образования национально-культурного компонента способствует реализации регионального блока дисциплин и обогащению федерального компонента учебного плана. Большое значение в решении задач профессиональной подготовки специалистов имеет установка на интегративный подход в изучении культуры народов Поволжья, который строится на известном студентам национально-региональном художественном материале.
Необходимым требованием в процессе изучения культуры народов Поволжья выступает учет как национальных особенностей, так и интернациональных устремлений населения региона, что является одним из определяющих факторов стабильности межнациональных отношений. Национальное своеобразие региона учитывается в работе всех кафедр университета. Для ведения практических занятий со студентами приглашаются ведущие специалисты-практики, ученые в области художественной культуры и руководители национальных художественных коллективов. В университете регулярно выступают со своими коллективами выпускники университета из региона Среднего Поволжья, проводятся творческие отчеты отделений художественных специализаций колледжей культуры и искусств. Курсовые и дипломные работы студентов, репертуар студенческих художественно-творческих коллективов ориентированы на глубокое освоение традиций художественной культуры народов поволжского региона. Таким образом, студенты разных национальностей практически овладевают образцами художественной культуры народов Среднего Поволжья.
Анализ опыта организации межкультурной коммуникации в процессе подготовки специалиста в вузе позволяет выделить три взаимосвязанные функции: получение профессии, тесно связанной со сферой многонациональной культуры и искусства региона, формирование мировоззренческого базиса и педагогической компетенции.
В развитии межкультурной коммуникации мы исходим из специфики специализаций, творческой индивидуальности преподавателей, интересов и потребностей студентов в построении своего индивидуального образовательного маршрута. В связи с этим учебно-методическое обеспечение
содержания межкультурной коммуникации ориентируется на профессиональную самореализацию студента в различных формах социокультурного и художественного творчества.
При проектировании содержания межкультурной коммуникации студентов учитываются следующие факторы:
- национальные особенности в постоянно меняющейся культурно-образовательной ситуации в регионе;
- культурологическую и художественно-творческую направленность образования;
- психолого-педагогические особенности студентов творческого вуза.
Особое место в развитии межкультурной коммуникации специалиста играет искусство, народное ху-дожественное творчество. Оно является универсальным средством формирования и развития творческих способностей, образного мышления, эмоциональной сферы, эстетического сознания личности. На всех этапах непрерывного профессионального образования художественное творчество выступает как особая форма духовно-практической деятельности по освоению культурного наследия народов Среднего Поволжья.
Формирование творческих способностей и профессиональной компетентности специалистов требует:
- гармоничного сообразования общепедагогических и социокультурных целей в поликультурном образовании;
- органического взаимодействия федерального и национально-регионального компонентов на основе отраслевого художественного компонента содержания образования;
- осуществления сотрудничества с региональными социокультурными, образовательными и кульхтурно-досуговыми учреждениями. Важной особенностью содержания профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы в многонациональном регионе Поволжья является понимание ими ценности своей национальной культуры и умение понимать и уважать культуру других народов. Весьма важно, чтобы они прошли путь от освоения культуры своего народа до восприятия и уважительного отношения к культурам других народов. Это принципиально важная нравственно-педагогическая установка творческой деятельности на уровне местных очагов культуры.
В образовательном процессе мы предусматриваем, чтобы в достаточной степени представлен национально-региональный компонент, предусматривающий адаптацию специалиста к различным ценностям в ситуации сосуществования множества разнообразных культур, умелое взаимодействие с людьми, воспитанных на разных традициях.
В основу профессиональной подготовки специалиста культуры и искусства закладывается и такой принцип, как равноценность всех культур, а региональная направленность находит свое отражение во всех разделах базового содержания программы подготовки.
В настоящее время на дневном и заочном отделениях университета обучаются 2743 студента, из них: 72 (2,6%)из Башкирии, 52 (1,9%) из Марий Эл, 48(1,8%) из Удмуртии, 37 (1,3%) из Чувашии, 21 (0,8%) из Кировской области, 16 (0,6%) из Ульяновской области, 11 (0,3%) из Самаровской области, 6 (0,2%) из Нижегородской, тюменской и Саратовской области, 4 (0,1%) из Мордовии.
Основной контингент составляют татары - 1674 (58,9%) и русские 1056(36,8%).
Другие национальности представлены следующим образом: чуваши - 43 (1,5%), туркмены - 25 (0,9%), марийцы - 16 (0,6%), удмурты - 13 (0,4%), башкиры -10 (0,3%),азербайджанцы - 6 (0,2%), мордва
- 3 (0,1%),
Среди обучающихся есть также украинцы, армяне, грузины, киргизы, китайцы, сахаляры, белорусы, авары, корейцы.
Большинство студентов являются жителями региона Среднего Поволжья. Такая специфика контингента обучающихся отражается в учебных планах по всем специальностям, курсам и факультативы по выбору. Например, по специальности «Режиссура театрализованных представлений и праздников» в учебном плане представлены: история края, религиоведение, татарская литература, традиции и обряды народов Поволжья; а в курсах по выбору — этнография и обрядовая культура, история татарской драматургии и др. По специальности «Социально-культурная деятельность» будущие организаторы досуга изучают татарский язык и татарскую литературу, этнопсихологию, этнопед агогику, историю края и др. По специальности «Народное художественное творчество» студенты изучают историю культуры народов Поволжья, музыкальное искусство народов Поволжья, фольклор народов Поволжья, национальные музыкальные инструменты и др.
В дисциплинах федерального компонента национально-региональный аспект также отражается во всех предметах, но в большей мере находит свою реализацию в культурологии, истории искусств, экономике, религиоведении, истории театра, истории костюма и др.
Национально-региональный компонент в содержании художественно-педагогической подготовки студентов включает в себя отобранные и структурированные ценности, традиции национальной художественной и педагогической культуры народов Поволжья. В зависимости от специфики учебной
дисциплины национально-региональный компонент в содержании художественно-педагогической подготовки может быть представлен:
- дисциплинами, целиком освещающими национально-региональный компонент содержания художественно-педагогической подготовки студентов (История края, Литература народов Поволжья, Фольклор народов Поволжья и др.);
- включением в содержание общегуманитарных и профессиональных учебных дисциплин образцов художественной и педагогической культуры народов Поволжья (все предметы гуманитарного и профессионального цикла);
- установлением межпредметных связей в дисциплинах, реализующих национальнорегиональный компонент;
- интегрированным спецкурсом «Художественно-педагогическая культура народов Поволжья».
Таким образом, многогранная и многопрофильная деятельность Казанского государственного
университета культуры и искусств дает возможность готовить специалистов не только на национальных культурных традициях своих народов, но и на лучших образцах российской и мировой культуры. Этим и обеспечивается его вклад в обогащение и повышение эффективности культурной политики страны.