Научная статья на тему 'КУЛЬТУРА УЗБЕКИСТАНА ПРИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (1960-1950-Е ГОДЫ НА ПРИМЕРЕ СУРХАНДАРЬИ)'

КУЛЬТУРА УЗБЕКИСТАНА ПРИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (1960-1950-Е ГОДЫ НА ПРИМЕРЕ СУРХАНДАРЬИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
506
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРИТАРНАЯ СИСТЕМА / ИСТОРИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ / ЖЕРТВЫ ПОЛИТИКИ / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕАТР / КЛУБ / ПАРТИЯ / ЖИВОПИСЬ / ГРАМОТНОСТЬ / ИДЕОЛОГИЯ / НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Худайбердиева Г.Х.

В статье в основном описываются культурно-образовательные процессы в Узбекистане, в том числе в Сурханской области, в 1960-1970-е годы, а также отношение советской власти к авторитарной политике. В 1960-х и 1970-х годах описывается организация учреждений культуры в Узбекистане, в том числе Сурхандарьинской, и отношение к ним, а также созданные в эти годы клубы, школы, театры, библиотеки, религия, наши национальные праздники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CULTURE OF UZBEKISTAN UNDER SOVIET RULE (1960-1950S ON THE EXAMPLE OF SURKHANDARYA)

The article mainly describes the cultural and educational processes in Uzbekistan, including in the Surkhan region, in the 1960s and 1970s, as well as the attitude of the Soviet government to authoritarian politics. In the 1960s and 1970s, the organization of cultural institutions in Uzbekistan, including Surkhandarya, and the attitude towards them, as well as clubs, schools, theaters, libraries, religion, and our national holidays created during these years are described.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРА УЗБЕКИСТАНА ПРИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (1960-1950-Е ГОДЫ НА ПРИМЕРЕ СУРХАНДАРЬИ)»

Худайбердиева Г.Х.

учитель ТерГУ

КУЛЬТУРА УЗБЕКИСТАНА ПРИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (19601950-Е ГОДЫ НА ПРИМЕРЕ СУРХАНДАРЬИ)

Аннотация. В статье в основном описываются культурно-образовательные процессы в Узбекистане, в том числе в Сурханской области, в 1960-1970-е годы, а также отношение советской власти к авторитарной политике. В 1960-х и 1970-х годах описывается организация учреждений культуры в Узбекистане, в том числе Сурхандарьинской, и отношение к ним, а также созданные в эти годы клубы, школы, театры, библиотеки, религия, наши национальные праздники.

Ключевые слова: авторитарная система, история, религиозные убеждения, жертвы политики, национально -культура, образование, театр, клуб, партия, живопись, грамотность, идеология, народные праздники.

THE CULTURE OF UZBEKISTAN UNDER SOVIET RULE (1960-1950S ON THE EXAMPLE OF SURKHANDARYA)

Annotation. The article mainly describes the cultural and educational processes in Uzbekistan, including in the Surkhan region, in the 1960s and 1970s, as well as the attitude of the Soviet government to authoritarian politics. In the 1960s and 1970s, the organization of cultural institutions in Uzbekistan, including Surkhandarya, and the attitude towards them, as well as clubs, schools, theaters, libraries, religion, and our national holidays created during these years are described.

Keywords: authoritarian system, history, religious beliefs, victims of politics, national culture, education, theater, club, party, painting, literacy, ideology, national holidays.

Культура, помимо выражения совокупности материальных и духовных благ, созданных в основном благодаря творческой деятельности людей, это еще и развитие общества также отражает его уровень, то есть сумма знаний, норм и ценностей в обществе воплощается в культуре. Как мы все знаем из истории, национальная культура и духовное наследие узбекского народа были уничтожены в годы советской власти, о них было допущено забвение, была допущена девальвация нашего родного языка, нашей самобытности, нашей истории. В советское время очень сложные общественно-политические и социально-экономические процессы

повлияли на национальную культуру нашей страны и сделали изменения во всех сферах противоположными сумма была выделена. _Клуб на 400 мест,библиотека на 20 мест_

ВСЕГО 1961 1962 1963 1961 1962 1963 ВСЕГО

Наименование

колхозов

"^изил октябрь" 1 1 - - - - - -

"Социализм" 2 - 1 - 1 - - 1

"Ленинизм" 2 1 - - - 1 - 3

"Москва" 3 - - 1 1 1 - 3

"8-март" 3 1 - - - 1 1 3

"Карл Маркс" 2 - 1 - 1 - - 2

"Ф.Энгельс" 1 - - 1 - - - 2

"В.И.Ленин" 3 1 - - - 1 1 3

"Сталин" 4 1 - - - 2 1 4

"Калинин" 3 - 1 - 1 - 1 3

"Жданов" 3 1 - - - 1 1 4

"Хрушев" 3 - - 1 1 1 - 4

"Г'Тенерал Рахимов" 4 - 1 - 1 1 1 3

"Итого" 34 6 4 3 6 9 6 34

Клубы,библиотеки,парки.

НАИМЕНОВАНИЕ СОВХОЗОВ Итого 1961 1962 1963 1961 1962 1963 итого 1961 1962 1963 итого

"Хазарбог" 1 1 - - - - - 3 1 1 - -

"УНР-979" 1 - - - 1 - - - - - - -

"Машрем завод" 1 - - - - 1 - - - - - -

"Кирпичний завод" 1 - - - 1 - - - - - - -

"Хайрабод" 1 - - - 1 - - - - - - -

Жами 5 1 - - 3 1 - 3 1 1 - -

Умумий Жами 39 7 4 3 9 10 6 37 15 11 7 13

Всего учреждениям культуры, возводимым по трехлетке, выделено 43 152 сумов.

Летний кинотеатр паркспорт

НАИМЕНОВАНИЕ Итого 1961 1962 1963 1961 1962

КОЛХОЗОВ

"^изил октябрь" - - - - 1 -

"Социализм" 1 1 - - - -

"Ленинизм" 3 1 1 1 1 -

"Москва" 3 1 1 1 - -

"8-март" 3 1 1 1 1 -

"Карл Маркс" 2 1 - 1 1 -

"Ф.Энгельс" 2 1 1 - - -

"В.И.Ленин" 3 1 1 1 1 -

"Сталин" 4 1 2 1 - -

"Калинин" 3 1 1 1 - -

"Жданов" 4 1 1 2 1 -

"Хрушев" 3 1 1 1 1 -

"Генерал Рахимов" 3 3 - - - -

"Жами" 34 14 10 10 7 13

Всего выделено 38 964 сумов. (3).

В целях дальнейшего развития учреждений культуры Сурхандарьинской области Советское правительство приступило к ускоренной разработке трехлетнего плана на 1961-1963 годы по строительству учреждений культуры во всех районах._

Названия учреждений Количество мест Количество учреждений

1. Клуб 400 14

2. библиотека 400 14

3. клуб 200 25

4 Летний кинотеатр 200 37

5. Летний эстрада + 7

6. Учебные места (лето) + 7

7. Чайхана 50 7

8.Комплекс спорт муассасаси + 13

9. детская библиотека 25 000 1

10. Летний кино театр 407 1

11. Дом культуры 600 1

Всего + 117

(4). К 1962 году количество театров в разных регионах Узбекистана достигло 28. В том числе в театре Муздрам в Сурхандарье, городе Термезе стали ставиться спектакли, отражающие различные советские идеи. (5).

Так вот, в 60-е годы культура процветала, но наша национальность была очень ограничена в этой культуре. Это была самая печальная ситуация в нашей истории. Не будет ошибкой сказать, что советская власть, опираясь на административно-командную систему стабильного советского государства, стала широко атаковать культурные сферы и создавать конфликтные ситуации. Советская власть сочетала культурно -просветительскую работу с политической. Разрушая богатую культуру нашего народа, он пытался утвердить ленинско-сталинское мировоззрение. Такая ситуация непременно приведет к уничтожению национальности узбекского народа. Советское государство атаковало не только сферу культуры, но все сферы. Он также не уважал нашу религию.

Хотя в конституциях СССР и Узбекской ССР предусматривалось, что гражданам должна быть гарантирована свобода совести, в конце 50-х годов ХХ века коммунистическая партия советской власти усилила политику фаворитизма по отношению к религиозным людям и религиозным учреждениям. В это время усилилась научная оппозиция идеям религии и религиозного образования, марксизма-ленинизма. Эта ситуация стала началом кампании по противопоставлению науки религии и использованию ее в пропаганде, по нагнетанию неверия среди молодежи, по созданию чисто коммунистической идеологии. Постановления ЦК КПСС от 13 января 1960 г. и ЦК Узбекской ССР от 4 февраля 1960 г. «О недопущении нарушений законности священнослужителями» определили основную стратегию советской власти в религиозной политике. Позже, чтобы обеспечить выполнение этих решений, основы научного атеизма были в обязательном порядке включены в образовательные программы высших учебных заведений, а по этому предмету был введен государственный экзамен. В результате неблаговидной политики советской власти «мягкая» политика по отношению к религии и религиозным учреждениям не могла продолжаться долго.

В 1962 г. мечети в различных районах Узбекистана были закрыты и сожжены советскими властями. Также работники действующих мечетей были вынуждены покинуть мечети из-за налогообложения и содержания под контролем органов внутренних дел за свою набожность. Согласно источникам, за 1969-1975 годы к административной и 82 - к уголовной ответственности было привлечено 200 сотрудников религиозного учреждения будет отображаться в отчетах. В 1978-1984 годах деятельность религиоведов строго контролировалась отделом пропаганды коммунистической партии, и некоторым из них было разрешено проводить официальные церемонии. Сообщается, что 518 из 1300 религиозных лидеров было запрещено посещать религиозные церемонии в результате кампании против незарегистрированных, подпольных религиозных лидеров. В документах также сообщается о закрытии 44 неофициальных мечетей в Узбекистане и отстранении от неофициальной деятельности 782 религиозных деятелей (6).

Таким образом, можно видеть, что отношение к религии не изменилось до распада бывшего советского государства. Чтобы поскорее привыкнуть к новой «культурной жизни» и «советскому быту», менялась и менялась на скорую руку и азбука нашего многовекового историко-духовного наследия. Были предприняты попытки различными способами уничтожить произведения на арабском алфавите как «религиозные». Даже под лозунгом «агрессивного атеизма» было забыто наше священное культурное наследие - уникальные исторические памятники и монументы, разрушены многие мечети и медресе. Конечно, эта политика повлияла и на Сурхана. Ряд исторических памятников, таких как мавзолей Хакима ат-

Тирмизи в Термезе, ансамбль Султан Саодат, Кырк Кыз, Иса ат-Тирмизи в Шерабаде, были превращены в заброшенные руины. Эта ситуация определенно была большим неуважением к нашему народу и нашей истории.

Именно в этих непростых условиях пыталась развиваться культура Сурханского оазиса. Это неудивительно, ведь стремление коренных народов к знаниям, культуре и развитию было сильным с древних времен. Вот почему, несмотря на политическое и идеологическое давление советской системы, на ниве культуры выросли талантливые педагоги, просветители, художники, ученые, актеры, живописцы, мемуаристы, скульпторы, музыканты и певцы. Но эти достижения были достигнуты в результате огромных потерь, понесенных местным населением, и сильного социального давления. Идеологические установки, идеи и инструкции, навязанные правящим и установившимся коммунистическим строем (режимом), не позволяли культурному процессу развиваться в полной мере.

К 1970-м годам на XXV съезде КПСС были подняты следующие вопросы: «Идейно-политическое, нравственно-эстетическое воспитание советских людей» роль социалистической культуры и искусства в воспитании и формировании их духовных потребностей должна все более возрастать. Пусть работа учреждений культуры и образования поднимется на высокий уровень». (7).

По вопросам, поднятым XXV КПСС, издано 14 библиотек, 25 частных киностудий, несколько газет общим тиражом не более 5 тыс. экземпляров, создано 43 высших учебных заведения, основные усилия были направлены на повышение грамотности. В этот период главной целью было создание нового советского человека, и нового советского человека: скромного, образованного. было сказано, что он должен обладать такими качествами, как грамотность, человечность и свободное владение речью. (8)

Создание такого нового советского человека было начато существовавшим советским государством сначала со школы. Закон о школе начался с изменений по усилению работы по обучению и воспитанию учащихся в школах Узбекской ССР. Он усилил воспитание студентов в коммунистическом духе. Было введено восьмилетнее обучение, то есть семилетние школы были заменены восьмилетними. В начале 1960-х их число превышало 3000 человек. Количество учащихся 1-7 классов достигло 281 000 человек. Рассмотрен важный вопрос Коммунистической партии Узбекистана, то есть перевод всех городских и сельских школ на односменное обучение в ближайшие годы. Уже на 1 сентября 1960 г. 5887 из 6400 школ республики, т. е. почти 92%, были переведены на односменное обучение. К 1963 г. 5403 из 6417 школ были переведены на односменное обучение.

Школы были переведены на односменное обучение, особенно в Сурхандарьинской области (9).

Также уделялось внимание дошкольным образовательным учреждениям с целью реализации задачи формирования человека новой эпохи. Около 11 тысяч детей охвачены дошкольными учреждениями и обеспечены специалистами.

В этот период в целях создания человека новой эпохи Советское государство создало широкую сеть культурно-просветительских учреждений, богатых средствами воспитательного воздействия, таких как клубы, библиотеки, читальные залы, народный театр, художественная самодеятельность в отдаленные села Узбекистана. В 1965 году 1498 библиотек, 1223 клуба, 1085 читальных залов, 2822 кинотеатра приборы обслуживали жителей села. Можно привести пример руководства колхозными партийными организациями Деновского района Сурхандарьинской области в выполнении задач этой партии. Например, в Сурхандарьинской области из 140 библиотек действуют 54. Однако вся эта инициатива процветала на основе коммунистических идей (10).

В Узбекской ССР было открыто около 2 900 000 публичных библиотек, 1 770 клубов, 15 музеев (11).

Если исходить из показателей требований Коммунистической партии, то в 1970-е годы в Сурхандарьинской области эти показатели были следующими: в 27 селах было создано 29 новых клубов, во всех отдаленных селах было создано 82 библиотеки, в том числе учреждения культуры (12).

В 1970-е годы из 1000 грамотных 663 человека имели высшее и среднее образование. Имеется более 7,5 тыс. общеобразовательных школ, в которых получили образование почти 4 млн. молодежи. В республиканских школах работает около 200 тысяч учителей, 53,5% из них женщины. Женщин начали назначать на руководящие должности. В качестве примера можно взять следующих женщин из Узбекистана: Зульфию, Саиду Зуннунову, Этибор Охунову, Гульчехру Жораеву, Гульчехру Нуруллаеву, Айдын Ходжиеву, Халиму Худайбердиеву и других.

Группа известных женщин Узбекистана (13).

В 70-е годы развитие в культурной сфере было необычайным. В 1976 году при «Доме культуры» в Деновском районе Сурхандарьинского оазиса была открыта музыкальная школа. В этой школе были созданы фольклорные ансамбли «Навбахор» и «Нихол». Также в 1978 году при «Доме культуры» работали узбекские ансамбли песни и пляски и театральный коллектив.

Членами кружка были представители разных национальностей, то есть узбеки, русские, таджики, армяне, татары и другие национальности (14).

Также в Гагаринском районе Сурхандарьинского оазиса был создан «Дом культуры», и начали работать различные кружки, такие как хоровой, музыкально-драматический, хорографический, живописи, кружки умелого рабства. В кружках 265 членов, организовано более 300 концертов (15).

В 1970 году в городе Термез был создан «Дом культуры», насчитывавший более 2000 членов, состоящий из 172 коллективов. Были всевозможные клубы и были предоставлены различные музыкальные инструменты (16).

К 1971 г. при «Доме культуры» действовало 198 клубов, 369 библиотек, 4 народных театра, 2 народных ансамбля, 5 парков и домов отдыха, музей географии, зоопарки. Только клубами за время своей деятельности было организовано 3451 массовое мероприятие, деятели искусства дали 794 концерта и смогли собрать 108 294 зрителя. В этом году прошел фестиваль «Искусство», в котором приняли участие ансамбли «Табассум» из Шерабада, «Рохат» из Сариосии, «Шалола» из Байсуна, «Гозал» из Термезской области. Эти ансамбли получили за свое выступление особые аплодисменты и при единодушном согласии жюри получили возможность участвовать в Республиканских фестивалях «Табассум» и «Шалола», а ансамбль «Рохат» завоевал участие в «Дынном сайли». Фестиваль в Москве (17).

В 1972-1975 годах усилилось внимание к культурным учреждениям Сурханского оазиса, полным ходом велись созидательные работы в отдаленных аулах. В Сарысии в 3 -х колхозах был построен клуб на 200 мест, т.е. колхоз Охунбобоева, клуб на 150 мест в колхозе Карла Маркса и клуб на 150 мест в колхозе «Коммунизм», клуб на 600 мест в 2-х колхозах в Жаркургане, т.е. Ленина, клуб на 200 мест в колхозе "Красный Октябрь". В Термезском, Байсунском, Жаргоргонском, Шорчинском, Шерабадском, Деновском, Гагаринском районах начато строительство библиотек на 800 -1000 мест и обеспечены книгами, прославляющими советские идеи (18).

Конечно, эти созданные культурные учреждения служили народу Вокса (19), и во всех культурных учреждениях требовались строгий порядок и дисциплина (20).

В заключение можно сказать, что из них видно, что внимание к культуре и учреждениям культуры возросло. Конечно, это наша заслуга, но

была и другая сторона этой ситуации, в которой мы откладывали в сторону свою свободу, идентичность и национальность из -за правящей системы.В условиях советской авторитарной системы приоритетом была культура, а не политическая искусство. Работа творческих коллективов, центров культуры, творческих объединений была сосредоточена на одном, восхваляющем советскую действительность и доказывающем, что это самая влиятельная и справедливая система в мире. Несмотря на идеологическое давление, в этот период также происходило развитие узбекской национальной культуры. Но узбекский народ, обладающий большим интеллектуальным потенциалом и большим культурным наследием, мог бы добиться гораздо большего. На протяжении многих лет отношение к культуре на основе классизма, идеологии и партийности оказывало огромное негативное влияние на нашу национальную культуру.

Итак, в период колониализма и авторитарного правления мы можем видеть преемственность традиций общечеловеческого развития в развитии культуры узбекского народа. В этот период в культурной жизни нашего народа было создано уникальное классическое наследие. Даже в непростых условиях наш народ продолжал творить, создавать и открывать духовные ценности. Воспитывая жителей оазиса, оно уничтожило его культуру, которая сохранялась тысячелетиями. Одностороннее, классовое отношение к национально-духовной культуре, игнорирование их породили чувство недовольства в местных массах. Культурные центры Сурханского оазиса также стали жертвами политики, и представители местной нации ничего не могли сделать по своей воле.

Использованные источники:

1. Холыров Х., Бычков Д. Д., Блинников А. И. Сурхандарьинская обл. -Т. «Узбекистан». 1974 г. 16 р.

2. МДА УзР, фонд 837, оп. 140, дело 39, л. 169.

3. МДА УзР, фонд 837, оп. 140, дело 39, л. 170.

4. МДА УзР, фонд 837, оп. 140, дело 39, л. 173.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. МДА УзР, ф. 2087, оп. 3, д. 349, л. 3-4.

6. МДА УзР, фонд 2456, оп. 1, д. 32, л. 83.

7. Гоипов Н., Развитие культуры Советского Узбекистана.- Т., «Узбекистан», 1981, 32 с.

8. М. Содиков. Духовный мир советского человека.-Т.; «Узбекистан» 1977.

9. Абдулина С.А. Связь школ Узбекистана с браком. УзССР. -Т., "Средняя и высшая школа" 1963 стр. 10-11.

10. С. Собиров. Дальнейшее повышение культурного уровня сельских тружеников.- Т.; «Узбекистан» 1974. Страницы 13-14, 20.

11. З. Исамухамедов. Построение коммунизма — высшая цель советского народа. — Т.; Совместное издательство "Красный Узбекистан", "Правда Востока" и "Узбекисти сурх" в 1960 году. 42 р.

12. Холыров Х., Бычков Д. Д., Блинников А. И. Сурхандарьинская обл. -Т. «Узбекистан». 1974 г. 101 стр.

13. Окилов К., Аббасова Л. Женщины Узбекистана в культурном строительстве.-Т.; Узбекская ССР "Веер". 1976 г. 53-55 р.

14. Из интервью сотрудников Деновского Дома культуры.

15. Государственный архив Сурхандарьинской области, ф.454, оп.3, д.93, с18.

16. Государственный архив Сурхандарьинской области, ф.454, оп. 3, д. 39, с2.

17. Государственный архив Сурхандарьинской области, ф.454, оп. 3, д. 39,с 7.

18.Государственный архив Сурхандарьинской области,ф.454,оп.3, д.39,с51-52.

19. «Учительская газета» 14 июля 1974 г., стр. 2.

20. "Ленинское знамя" Это отношение к клубу? 6 04 74 г. № 48. 3-й р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.