Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №8. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/57
УДК 94 https://doi.org/10.33619/2414-2948/57/35
ОСВЕЩЕНИЕ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ СУРХАНСКОГО ОАЗИСА В АРХИВНЫХ МАТЕРИАЛАХ (1920-1930 гг.)
©Исаев О. А., Термезский государственный университет, Термез, Узбекистан
ON THE EDUCATION OF SURKHAN OASIS IN ARCHIVAL DOCUMENTS (in 1920-30)
©Isaev O., Termez State University, Termez, Uzbekistan
Аннотация. Материалы, приведенные в данной статье, относятся к 1920-1930 годам, в ней проанализированы процессы системы образования в Сурханском оазисе на основе фонда ЦГА РУз, архивов, фондов Государственного архива Сурхандарьинской области и районного текущего архива. Изложены сведения о том, как происходил процесс уничтожения традиционного школьного образования и о ходе построения школ.
Abstract. The materials which were stated in this article is about 1920-1930 and it discusses processes of educational system in Surkhan valley on the basis of data from Uzbek Republic Central State Archive, as well as regional Archive of Surkhandarya province, and Archives of districts. The article reveals clear understanding about how educational affairs went on in the valley, constructions of schools, and liquidation of old traditional schools and establishment of the novel soviet educational school system.
Ключевые слова: безграмотность, учитель, педагогическое училище, идеология, округ, источник, денежные средства.
Keywords: illiteracy, teacher, pedagogical institutes, ideology, province, sources, money.
В 1920-1930-х годах в период укрепления политического, социального, экономического и культурного статуса советского правительства в Сурханском оазисе коммунистическая партия, которая была гегемоном во власти, оказывала свое влияние во всех сферах социальной жизни. В особенности этот процесс принял серьезный оборот в сферах образования, науки и культуры, которые считается значительным фактором в изменении сознания людей.
В исследуемые годы все, что происходило в сферах образования, науки и культуры служили политическим интересам. Целью советского правительства являлось искоренение слоя свободолюбивой национальной интеллигенции и путем роста степени «грамотности» народа формирование преданных социалистическому строю новых интеллигентных кадров, а также укрепление бюрократической управленческой системы.
В 1925 г. хоть в известной степени, в системе образования было дано разрешение на деятельность старых школ. Постепенно росло число советских школ. В течение краткого времени число новых школ достигло 10, а количество учащихся в ней составило 597 человек. 260 из них являлись представителями местных национальностей [1, л. 134.].
Процесс создания новых советских школ продолжается непрерывно. В городах Байсуне и Термезе Сурханского оазиса были открыты школы и в них получали образование дети сельских дехкан. Если в городской части оазиса были открыты 5 школ, то в Шерабадском
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №8. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/57
районе было организовано еще 5 школ. Количество школ в городе Термезе уже в том году достигло 16, в 7 из них получали образование представители европейской национальности.
Прошло немного времени, и количество школ в оазисе достигло 41. В данных школах ликвидации безграмотности осуществляли свою деятельность 41 учителей. В отдаленных от центра оазиса школах вместе с местными учителями работали специалисты, приехавшие из центральных городов Советского союза. Например, вместе с учителями Ибрагимом Юсуфи, Н. Назаровым, работавшими в Юрчинском кургане, работал также М. Галиулин. Кроме того, учителя школ ликвидации безграмотности отправлялись для получения высшего образования в Москву и Ташкент.
Для удовлетворения потребности в учителях в городах республики начали открывать педагогические училища. В 1926 г. в Термезе открылся первое училище по подготовке педагогов [2, с. 29]. Целью открытия этого заведения являлась подготовка учителей начальных классов для школ оазиса. Данное училище смогло внести свой вклад в удовлетворение потребности к образованным кадрам для разных сфер народного хозяйства.
В короткое время начали свою работу 21 школы ликвидации безграмотности, в них получали знание 420 учеников. Из них были 30 женщин-девочек. В 12 школах из приведенных качество знаний было на высоком уровне, в них учились 243 учеников и обучение продолжалось и в летнее время.
В свою очередь, для того, чтобы повысить интерес к профессии учителя среди молодежи, пересматривались также заработные платы учителей. В 1927 г. были внедрены изменения в месячные заработные платы учителей школ, по нему учителям, которые преподавали детям из сельских местностей установлено больше заработной платы, чем учителям, работающим в городах.
В специальном заседании исполнительного комитета округа Народный комиссариат потребовал, чтобы педагогические курсы округа были направлены на подготовку учителей. Люди, которые обучались в педагогических курсах назывались курсантами и наиболее достойные среди них кадры должны были быть командированы на службу в систему народного образования города Термеза [3, л. 52.].
Вопрос подготовки педагогических кадров из числа местного населения был одним из важнейших задач того времени, руководители, которые считали положение в округе в данной сфере был хуже, чем в других регионах, часто требовали от органов советской власти, чтобы обращалось особое внимание вопросу подготовки кадров.
В 1920-1930 годах многие женщины из числа населения тоже были грамотными и в основном они обучались в традиционных школах. В школах, образованных в период раннего становления советской власти чаще всего учительской деятельностью, занимались люди, которые не прошли специальную подготовку, не имеющие образования и квалификации. В 1926 г. во всех районах и селах УзССР было предназначено то, что с открытием школ ликвидации безграмотности одновременно должны были быть организованы школы для людей разного возраста [4, л. 133].
В источниках приведено много сведений о том, что положение в школах Сурханского оазиса в 1926-1927 годах было неудовлетворительным. Часто встречались случаи, когда в школах отсутствовали даже парты и доски для использования [5, л. 153]. Только в школах города Термеза положение было несколько лучше. В большинстве из школ санитарно-гигиеническое положение не соответствовало требованиям.
Советскому правительству были нужны кадры, воспитанные в духе советской идеологии. Поэтому в начальном этапе в основном старались привлечь к школам детей бедного населения.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №8. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/57
В заседании исполнительного комитета округа 1928 г. было уделено особое внимание ликвидации безграмотности. Если в 1927 г. количество школ ликвидации безграмотности составляло 22, то на следующий год их количество достигло 42. После анализа положения по данному вопросу, было решено открыть школы ликвидации безграмотности в регионах, которые не были обеспечены школами. В частности, было обращено особое внимание деятельности женских школ ликвидации безграмотности и было установлено, что ситуация в таких школах улучшается [6, л. 10].
В 1928-1929 учебном году стали открываться школы ликвидации женской безграмотности во всех районах оазиса. А также школы были оснащены учебным оборудованием, учебниками и новой литературой. Учитывая то, что среди населения оазиса есть представители разных национальностей, требовалось, чтобы литература была на узбекском, русском и таджикском языках.
В источниках приведены сведения о специализированном расширенном заседании совета агитаторов Сурхандарьинского округа, посвященного вопросам подготовки к 19281929 учебному году. В нем были рассмотрены вопросы активации стройки школ в округе, проведение текущего ремонта существующих школ и при этом вместе с государственными средствами использовать помощь населения, учитывая, что в районах проживают представители разных национальностей, открыть школы с туркменским и таджикским языками обучения [7, л. 82]. На основе этого в Паттакесарском районе была организована школа с туркменским языком обучения, в Байсунском и Сариасийском районах школы с таджикским языком обучения. Обеспечение этих школ государство взяло на себя.
Обучение населения по разным специальностям продолжалось и в следующие годы. В 1929 г. отдел по земельным делам Народного Комиссариата положил начало организации курсов трактористов в округах республики. В Андижанском округе были открыты 11 таких курсов, а в городе Ташкенте — 7. В Сурхандарьинском оазисе тоже были открыты три двухмесячных курсов трактористов [8, с. 342]. В 1929 г. земельный отдел Сурхандарьинского округа и окружное хлопковое управление в целях открытия технических курсов, чтобы научить агротехнике хлопка, выделило денежные средства в количестве 7500 рублей Учитывая, что большинство населения не умеет водить современные тракторы, в таких курсах была дана инструкция по эксплуатации сельскохозяйственной техники [9, л. 115].
По источникам, касающихся 1930-1931 учебного года, школы, относящиеся к сельским советам «Каракамар», «Бальдыр» и «Мангузар» оазиса были в очень тяжелом положении. Эти школы состояли из 2 комнат, их общий вид напоминал дом простого сельского бедняка, низенький, построенный из глины. Зимой постоянно капало из крыши, и это было присуще многим сельским школам.
В дальнейшем началось строительство школ и в отдаленных районах оазиса. Сельским советам «Сина» и «Карлук» Денауского района было выделено 119 тыс руб., 79 тыс руб. из них были расходованы на строительство школ. В Денауском районе для культурно-бытовых учреждений было выделено 50 тыс руб. из районного бюджета.
Окружное отделение народного образования, партийная и комсомольская организации, учитывая, что почти все таджикские школы Сурхандарьинского оазиса не обеспечены литературой в таджикском языке, что и в национальных школах существует проблем такого рода, обратилось за помощью республиканскому правительству. Вместе с тем было принято обращение Таджикской автономной республике в плане обеспечения литературой на таджикском языке [10, л. 57].
В это время в результате политики принудительного переселения и раскулачивания в область стало приезжать население из разных областей. Например, количество переехавших в
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №8. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/57
один только Денауский район из Андижанской, Ферганской и Бухарской областей составило 1000 человек. Для детей переселенцев в срочном порядке стали организовываться специализированные школы. В 1930 г. в селах Бабатаг, Янгиабад, Сина и Хазарбаг, в колхозе «Галаба», в селах Куевсув и Анбарсай были организованы новые школы советским правительством.
В источниках также встречаются факты о наказании руководителей, которые халатно отнеслись к делу школьного образования. В частности, в 1934-1935 учебном году работа системы образования в Байсунском районе была оценена неудовлетворительной. Ряд ответственных лиц районного отдела просвещения из-за неэффективной деятельности были освобождены от занимаемой должности [11, л. 228].
В указе Народного Комиссариата Уз ССР от 1935 г. было установлено, что необходимо построить современные школы нового типа во всех городских районных центрах и поселках. Исходя из этого, началась постройка школ в центральных городах и поселках округа. В указе было установлено, что строительные работы будут под надзором специальной комиссии.
В заседании Сурхандарьинского окружного исполнительного комитета был рассмотрен вопрос о народном образовании в 1934-1935 учебном году, и было принято решение о составлении списка детей школьного возраста и привлечении их в советскую школу во всех районах, сельских советах округа. Было установлено, что в этот период в округе есть 13.946 детей школьного возраста, при этом были учтены дети и местного населения, и населения европейской национальности. Этот показатель был насчитан как 28% к общему количеству населения оазиса. Было отмечено, что количество детей школьного возраста в Шурчинском и Шерабадском районах составило 1048 человек. Привлечение детей в школу в Джаркурганском районе было найдено неудовлетворительным. Определили, что в Шурчинском районе для учащихся 2-3 классов имеется всего 1 учебник, т. е. учебников там явно не хватает. Исходя из этого стали осуществляться некоторые работы по обеспечению школ топливом, учебными принадлежностями, учебными досками.
К этому времени количество учителей школ в округе составляло 798, из них 10 были с высшим, 80 со средним образованием. 708 учителей не имели никакого образования, и они получили самостоятельное образование.
В 1937 г. в городе Термезе были организованы четырехмесячные курсы по переподготовке и повышению квалификации председателей сельских советов. В эти же курсы были привлечены и заместители председателей сельских советов [12, л. 71]. В архивных документах указывается, что преподавание в организованных курсах было на низком уровне. Обучение руководителей колхозов велось не по определенной системе, плану, а беспорядочно.
Во многих случаях были установлены факты неправильной организации деятельности надзирательных органов организованных курсов, таких отрицательных явлений, как хищение государственного имущества. Один из таких случаев произошел в Термезском училище по подготовке педагогов, где заместитель директора по учебной работе получил заработную плату за не проведенные учебные часы.
В качестве вывода необходимо отметить, что в 1920-1930 годах прошлого века в организации системы образования в Сурханском оазисе было осуществлено ряд работ, в этой сфере встречаются и множество противоречивых процессов. К традиционным школам, в которых получало образование местное население, советское правительство отнеслось как к остатку прошлого и призвало к этому всех. В оазисе вместе с тем, что в первую очередь были организованы современные школы нового типа, были предприняты попытки полного искоренения традиционных школ. Рассмотрение традиционных школ как остаток прошлого
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №8. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/57
являлось одним из видов попытки к медленному уничтожению богатого духовного наследия народа.
Следует сказать, что первые школы, созданные советским правительством, тоже не дали хороших результатов. Проблем в сфере образования было много, и первым среди них был вопрос кадров. В организации школ не хватало средств, в созданных школах ощущалась острая нехватка учебной принадлежности и учебников.
Советское правительство, пытаясь развить народное образование, прежде всего старалось использовать все свои возможности, чтобы удовлетворить потребность в кадрах по налаживанию экономики оазиса. В целях удовлетворения потребности обеспечения квалифицированными кадрами разных отраслей в городе Термезе были организованы множество специализированных курсов, но организация образования в них было не на должном уровне.
Список литературы:
1. ЦГА. РУз. Ф. Р-86, оп. 1, д. 2323, л. 134.
2. Бичков Д., Блинников А. Сурхандарьинская область (краткий справочник). Т.: Узбекистан, 1970.
3. ЦГА. РУз. Ф. Р-837, оп. 3, д. 382. л. 52.
4. ЦГА. РУз. Ф. Р-86, оп.1, д. 3397. л. 133.
5. ЦГА. РУз. Ф. Р-86, оп. 1, д. 3088. л. 153.
6. Денауское районное отделение Сурхандарьинского областного государственного архива, Ф. 6, оп. 1, д. 8. л. 10.
7. Сурхандарьинский областной государственный архив Ф. 89-набор, оп. 1, д. 136. л. 82.
8. Аминова Р. Х. Аграрные преобразования в Узбекистане накануне сплошной коллективизации (1925-1929 гг.). Т.: Фан, 1969.
9. Сурхандарьинский областной государственный архив Ф. 91, оп. 1, д. 56. л. 115.
10. Сурхандарьинский областной государственный архив Ф. 89, оп. 1, д. 80. л. 57.
11. ЦГА. РУз. Ф.Р-86, оп.1, д. 484. л. 228.
12. ЦГА. РУз. Ф.Р-86, оп.1, д. 1617. л. 71.
References:
1. TsGA. RUz. F. R-86, inv. 1, fil. 2323, l. 134.
2. Bichkov, D., & Blinnikov, A. (1970). Surkhandar'inskaya oblast' (kratkii spravochnik). Tashkent, Uzbekistan.
3. TsGA. RUz. F. R-837, inv. 3, fil. 382, l. 52.
4. TsGA. RUz. F. R-86, inv. 1, fil. 3397, l. 133.
5. TsGA. RUz. F. R-86, inv. 1, fil. 3088, l. 153.
6. Denau district department of the Surkhandarya regional state archive. F. 6, inv. 1, fil. 8, l. 10.
7. Surkhandarya Regional State Archives F. 89-set, inv. 1, fil. 136, l. 82.
8. Aminova R. Kh. (1969). Agrarnye preobrazovaniya v Uzbekistane nakanune sploshnoi kollektivizatsii (1925-1929 gg). Tashkent.
9. Surkhandar'inskii oblastnoi gosudarstvennyi arkhiv F.91, op. 1, d. 56. l. 115.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №8. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/57
10. Surkhandarya Regional State Archives F. 89, inv. 1, fil. 80, l. 57.
11. TsGA. RUz. F. R-86, inv. 1, fil. 484, l. 228.
12. TsGA. RUz. F. R-86, inv. 1, fil. 1617, l. 71.
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 12.07.2020 г. 17.07.2020 г.
Ссылка для цитирования:
Исаев О. А. Освещение проблем образования Сурханского оазиса в архивных материалах (1920-1930 гг.) // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №8. С. 289-294. https://doi.org/10.33619/2414-2948/57/35
Cite as (APA):
Isaev, O. (2020). On the Education of Surkhan Oasis in Archival Documents (in 1920-30). Bulletin of Science and Practice, 6(8), 289-294. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/57/35