Научная статья на тему 'Политика КПСС в области культурного просвещения в 1953-1964 гг. (на материалах Западной Сибири)'

Политика КПСС в области культурного просвещения в 1953-1964 гг. (на материалах Западной Сибири) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
550
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сизов Сергей Григорьевич

В статье рассмотрена политика КПСС в отношении учреждений культурного просвещения (клубы, библиотеки, музеи и т.п.) в годы "оттепели" (1963 1964 гг.). На большом количестве разнообразных источников (в том числе архивных) показаны причины, способствовавшие развитию деятельности культпросветучреждений, а также их роль в идеологической и агитационно-пропагандистской деятельности КПСС в рассматриваемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политика КПСС в области культурного просвещения в 1953-1964 гг. (на материалах Западной Сибири)»

1925 г. твердо проводилась линия ограничения хлебозаготовительной работы различных инорайонных государственных и кооперативных организаций, которые допускались к заготовкам только по специальному разрешению Сибкрайвнуторга. За этот срок было подано заявлений о разрешении заготовки от 63 различных инорайонных организаций на заготовку 7322 тыс. пудов разных культур. Разрешение получили только 11 организаций на общее количество 807 тыс. пудов, главным образом, пшеницы и ржи и то только путем покупки у районных кооперативных союзов, но не у низовых кооперативных ячеек или производителя хлеба23. Столь твердая политика Сибкрайвнуторга по отношению к инорайонным организациям оказала оздоровляющее влияние на рынок. Правильность и целесообразность линии Сибкрайвнуторга в этом вопросе была признана и Наркомвнуторгом, настаивавшим первоначально на более свободном допущении к хлебозаготовкам неплановых организаций.

Таким образом, государственное вмешательство в рыночные отношения в условиях нэпа имело определенную значимость, если учесть, что страна переживала тяжелый экономический кризис. Новая модель общественного устройства - социализм - только зарождалась, и ее практическое осуществление неизбежно порождало ошибки, просчеты, диспропорции в народном хозяйстве. Неизбежны были и "осечки" в рыночных отношениях. При этом, однако, нельзя забывать, что Советская власть постоянно вела поиск приемлемого соотношения организационных форм рынка и государственного регулирования.

3. Маневич В.Е. Развитие теории планового ценообразования в советской экономической литературе. -М„ 1975,-С. 39.

4. Советская Сибирь.-1923.-10 ноября.

5. Олех Л. Г. Проблемы переходное™. Россия в мире. Новосибирск, 2000.-С. 25.

6. СУ РСФСР. -1924. №62. - Ст.619 - 620.

7. Вопросы торговли. -1927. - №2-3.-С. 146.

8. Вестник финансов. -1924. - №8. - С. 32.

9. Там же.-1925,-№1.-С. 145.

10. ГАНО. Ф.659.0п. 1 .Д. 16.Л.9.

11. Жизнь Сибири. -1924. - №10. - С. 52.

12. Вестник финансов.-1925.-№1,-с. 146.

13. Жизнь Сибири. -1924. - №10. - С. 55.

14. Советская торговля. -1926. - №6. - С. 4.

15. ГАНО. Ф.659.0п. 1 .Д.4.Л. 18.

16. Жизнь Сибири. -1924. - №7 - 8. - С. 80,81.

17. ГАНО. Ф.659.0п. 1 .Д.219.Л.46.

18. Ильиных В. А. Коммерция на хлебном фронте (Государственное регулирование хлебного рынка в условиях нэпа) (1921 -1927 гг.). Новосибирск, .1992.-С. -85.

19. ГАНО. Ф.659.0п. 1 .Д80.Л.30

20. Там же. Ф.1180.0п.1.Д.584.Л.14.

21. Там же. Ф.288.0П.1.Д.293.Л.32.

22. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК - М.,1984. -Т.З. -С.348.

23. ГАНО. Ф.288.0П.1.Д.293.Л.28.

Литература

1. Лойберг М. Я. История экономики. -М., 2000.- С. 128.

2. Мельников А. Сибирские ножницы. //Жизнь Сибири. 1924. №1. С. 40,

ДРОЗДКОВ Алексей Васильевич, кандидат исторических наук, доцент, докторант кафедры отечественной истории ОмГТУ

С.Г.СИЗОВ

Омский государственный технический университет

УДК 947.8 (571.1) + 008 + 329 (47+57)

ПОЛИТИКА КПСС В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В 1953 - 1964 ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ)

В СТАТЬЕ РАССМОТРЕНА ПОЛИТИКА КПСС В ОТНОШЕНИИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ (КЛУБЫ, БИБЛИОТЕКИ, МУЗЕИ И Т.П.) В ГОДЫ "ОТТЕПЕЛИ" (1963 - 1964 ГГ.). НА БОЛЬШОМ КОЛИЧЕСТВЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ИСТОЧНИКОВ (В ТОМ ЧИСЛЕ АРХИВНЫХ) ПОКАЗАНЫ ПРИЧИНЫ, СПОСОБСТВОВАВШИЕ РАЗВИТИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУЛЬТПРОСВЕТУЧРЕЖ-ДЕНИЙ, А ТАКЖЕ ИХ РОЛЬ В ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ И АГИТАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КПСС В РАССМАТРИВАЕМЫЙ ПЕРИОД.

В годы "оттепели" руководство КПСС придавало большое значение деятельности культурно-просветительских учреждений. Партийные идеологи считали, что для воспитания "нового человека" (строителя коммунизма) необходима высокая степень политизации всей общественной жизни. Культпросветучреждения должны были внести немалый вклад в это дело, проводя идеологическую и массово-политическую работу с населением. Собственно культурно-просветительская деятельность и агитационно-пропагандистская работа находились здесь в самой тесной взаимосвязи.

Культурно-просветительские учреждения Западной Сибири (клубные учреждения, парки культуры и отдыха,

библиотеки, музеи и др.) во второй половине 1950-х годов значительно активизируют свою работу, повышают ее уровень. Это было связано не только с восстановлением (в 1951 г.) довоенной сети учреждений, но и с рядом дополнительных факторов.

Во-первых, следует отметить заметный рост ассигнований на социально-культурные цели, а том числе и на культурно-просветительскую работу (как со стороны госбюджета, так и за счет средств крупных колхозов). Например, на сессии Алтайского краевого Совета в октябре 1955 г приводись следующие данные. Ассипнования государства на социально-культурные нужды увеличились по сравнению с 1940 г более чем в три с половиной раза. Три четверти

бюджета края расходовалось на удовлетворение социально-культурных нужд населения [1]. Если в 1953 году на учреждения культуры, подведомственные Министерству культуры РСФСР, на территории Сибири (Западной и Восточной) Ьыло израсходовано 367,5 млн. руб., то в 1958 г. — 681,5 млн.

{уб. Кроме того, сибирские колхозы в 1953 - 1958 гг. на ультурно-бытовые нужды потратили около 600 млн. руб.

PI

Обкомы и облисполкомы активно внедряли инициативы Го строительству культпросветучреждений на средства колхозов. Например, Новосибирский облисполком пропагандировал инициативу учреждений культуры и интеллигенции Чистоозерского района. Здесь в 1960 г. планировалось за счет средств колхозов построить 5 клубов, 5 библиотек, 5 кинотеатров, 4 школы, 4 детсада, осуществить сплошную электрификацию, радиофикацию и кинофикацию всех сел района, провести озеленение, создать кружки и лектории [3]. Обычно такого рода "почины" проходили под руководством обкома КПСС и их должны были поддержать все колхозы области. Не всегда подобные •инициативы находили немедленную и повсеместную поддержку, т. к. далеко не вое колхозы имели достаточно средств для строительства и оснащения клубов и библиотек.

Увеличение ассигнований на культуру сопровождается и повышением заработной платы работникам культпросветучреждений. За десять лет (с 1950 по 1960 гг.) среднемесячная зарплата работников просвещения и культуры увеличилась с 32 до 68 руб. в месяц, но все еще оставалась сравнительно низкой [4].

Во-вторых, в годы "оттепели" происходит некоторый рост образовательного уровня работников культурно-просветительской сферы, в том числе руководящего состава учреждений данного профиля. Так, например, если в 1959 г. в Кемеровской области 68 % руководителей учреждений культуры и искусства имели среднее, среднее специальное и высшее образование, то к началу 1964 г. их число выросло до 92 % [5). Вместе с тем были нередки случаи, когда "на работу заведующими отделами культуры направляли людей, провалившихся на партийной или советской работе". Иногда управления культуры отказывались утверждать в должности заведующих райотделами номенклатурных пьяниц и дебоширов, "брошенных на культуру" райкомами КПСС. В связи с подобными случаями начальник Управления культуры Алтайского края настаивал, чтобы заведующих районными отделами культуры утверждал крайком КПСС [6].

Тенденция роста уровня образования характерна для сотрудников музеев, библиотек, домов культуры (особенно в городах). Вместе с тем проблема образования кадров этих учреждений в тот период была еще далека от решения. В1956 г. в Алтайском крае из 1273 библиотечных работников с высшим образованием было 62 человека, а 248 человек имели неполное среднее. Из 331 работника районных и городских домов культуры около 200 человек не имели среднего образования. Из 1020 завклубами 615, т.е. больше половины, не имели образования даже в размере средней школы [7]. В Кемеровской области в начале 1960-х гг. из 464 сельских клубных работников только 180 окончили среднюю школу. Остальные не имели и этого образования [8]. Тем не менее благодаря развитию курсов повышения квалификации, расширению подготовки специалистов по культурно-просветительской работе в техникумах и училищах, средний образовательный уровень работников культуры постепенно повышался.

Третьим, возможно, важнейшим фактором, способ-ство вашем активизации деятельности культпрсветучреж-Дений была политика нового партийного руководства и новая •олна политических и идеологических мероприятий эпохи ^сгтепели". Разоблачение "культа личности" Сталина, подъем Целины, освоение космоса, усиление борьбы с религией, подавление восстания в Венгрии, противостояние США, курс на ускоренное строительство коммунизма - все это

потребовало резкого усиления пропагандистской работы, улучшения ее качества. Активизация идеологических мероприятий напрямую следовала и из нежелания поспесгалинского руководства использовать массовые репрессии как средство проведения политического курса.

Вкладывая деньги в культурную сферу, руководство КПСС заботилось об удовлетворении растущих запросов граждан, но одновременно преследовало и вполне прагматические политические и хозяйственные цели. Подъем культуры и образования был необходим для внедрения в производство достижений науки, умелого использования техники и передовых технологий. В докладе Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС культпросветучреждения были объявлены "опорными базами партийных организаций в массово-политической и культурно-просветительской работе' [9]. Об этом говорилось и в директивах съезда.

Весьма показательно в этом плане выступление министра культуры РСФСР Т.М. Зуевой на совещании работников учреждений культуры Алтайского края в марте 1956 г. Она, в частности, заявила: "Центральный комитет партии и съезд партии подчеркнули со всей остротой, что ... неприемлема чисто просветительская работа, что вся наша идеологическая работа, в том числе вся работа наших учреждений культуры, искусства, культпросветучреждений должна быть целиком и полностью связана с решением конкретных задач коммунистического строительства, чтобы каждое наше мероприятие помогало нашему народу решать великие задачи, возложенные на него историей построения коммунизма" [10]. Министр культуры выразила, в этой связи неудовольствие, что в Лаврентьевском сельсовете завклубом, вместо того чтобы знакомить доярок с решениями съезда партии, читает им роман Стендаля "Красное и черное" [11].

Выступая на заседании актива работников культуры и искусства а ноябре 1962 г. первый секретарь Кемеровского обкома КПСС Л.И. Лубенников говорил примерно то же:"... Для всех учреждений культуры пропаганда новой программы, великих идей XXII съезда партии, великой задачи по созданию материально-технической базы коммунизма, по коммунистическому воспитанию трудящихся должна быть сейчас главным содержанием всей работы учреждений культуры, всех работников культурного фронта. И, как говорят: тот, кто не готов - готовься, кто не понимает - пойми, а кто не способен понять - убирайся. Такие требования предъявляются сейчас к работникам культуры" [12].

Вышеприведенные цитаты показывают, что таков был стратегический курс КПСС по отношению к учреждениям культуры и культурного просвещения: эти учреждения и их работники, как и во времена Сталина, должны были активно участвовать в пропагандистском обеспечении любых мероприятий партии.

В период проведения важнейших политических и пропагандистских мероприятий учреждения культурно-просветительского профиля занимались массово-агитационной работой напрямую. О высокой степени использования этих учреждений в агитационной деятельности свидетельствует, например, "План мероприятий по культурному обслуживанию трудящихся городов и сел в период подготовки и проведения выборов в Верховный Совет РСФСР и местные Советы депутатов трудящихся' (утвержден Алтайским крайисполкомом 21 января 1959 г.) [13].

План насчитывал 21 пункт. Согласно плану, все помещения клубов, библиотек и красных уголков должны были быть предоставлены для агитпунктов и избирательных участков. Все культпросветучреждения обязаны были вести массовую работу по разъяснению партийных решений, оформить наглядную агитацию (призывы, плакаты, иллюстративные выставки, фотовитрины передовиков). Библиотеки должны были подготовить выставки книг по предвыборной тематике, материалам XXI съезда КПСС, а также книг, показывающих успехи советского

народа в области научных и технических открытий. План предписывал иметь передвижные библиотечки такого характера даже на отдаленных фермах.

Культпросветучреждениям было предложено также возобновить деятельность "агитхудожественных бригад", репертуар которых утверждался в отделах пропаганды райкомов КПСС. В лекциях и докладах основное внимание должно было бьггь сосредоточено на пропаганде решений съезда партии, опыта бригад коммунистического труда. В музеях и планетарии рекомендовалось создать специальные экспозиции, посвященные выборам и успехам в сельском хозяйстве и промышленности. Кинотеатры обязывались организовать показ историко-революционных, технических и научно-популярных фильмов по специальному списку.

План не обошел вниманием и профессиональное искусство. Коллективы филармонии и театров в период избирательной кампании должны были систематически осуществлять обслуживание агитпунктов путем выступления там творческих работников, приглашения избирателей для посещения спектаклей и концертных программ. А художники края должны были ко дню выборов закончить работу над рядом картин, посвященных героическому труду советского народа. Специальные мероприятия были запланированы для издательства, книжной торговли, радио и телевидения [14].

Вместе стем, было бы, конечно, неправильно считать, что культпросветучреждения занимались только политической пропагандой. Например, в годы "оттепели" в связи с проводимой общесоюзной кампанией по эстетическому воспитанию детей и юношества, партийные органы и управления культуры уделяли этой проблеме много внимания (особенно в городах). Мероприятия (фестивали, лекции-концерты и т.п.) проводились совместными усилиями идеологических отделов горкомов КПСС, отделов культуры горисполкомов, гороно, творческого актива [15].

Проблемам совершенствования деятельности культурно-просветительских учреждений был посвящен целый ряд постановлений ЦК КПСС того времени. В них нашли отражения как вопросы развития собственно культуры, так и использования этих учреждений в пропагандистских мероприятиях. В те годы партийное руководство настаивало на теснейшей увязке этих вопросов. Например, во второй половине 1950-х - начале 1960-х гг. культурно-просветительские учреждения страны (и Западной Сибири, в частности) должны были самым активным образом бороться с религиозными воззрениями и участвовать в атеистической пропаганде. На это их нацеливали постановления ЦК КПСС "О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения" (7 июля 1954 г) и "Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения (10 ноября 1954 г.).

Назовем еще некоторые постановление той поры, в которых наиболее ярко отразился курс КПСС в области культурного просвещения населения. 22 сентября 1959 г. ЦК КПСС принял постановление "О состоянии и мерах улучшения библиотечного дела в стране". Данное постановление отмечало, что уровень работы библиотек "во многом не отвечает задачам развернутого коммунистического строительства". Бюро Кемеровского обкома, в связи с принятием данного документа, наметило целый комплекс мер, направленных на улучшение библиотечной работы [16]. Перед партийными, государственными и профсоюзными организациями была поставлена задача: "добиться превращения библиотек в действительные центры массовой пропаганды политических, общеобразовательных, научно-технических, сельскохозяйственных и профессиональных знаний, в опорные пункты партийных организаций по коммунистическому воспитанию трудящихся" [17]. Главной задачей библиотек бюро обкома объявило "пропаганду исторических решений XXI съезда партии, разъяснение политики и решений Комму-

нистической партии и Советского правительства, оказание активной помощи государству в воспитании и повышении коммунистической сознательности и культурно-технического уровня советских людей" [18].

Определенный резонанс получило в регионе и постановление ЦК КПСС от 12 мая 1964 г "О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся". Бюро Кемеровского обкома ВКП(б) приняло постановление по этому вопросу, в котором отметило, что в четырех краеведческих музеях Кузбасса (Кемеровском, Новокузнецком, Прокопьевском и Ленинск-Кузнецком) "не созданы полноценные отделы истории советского общества, идейно-теоретическое содержание экспозиций, посвященных советской эпохе, не отвечает современным требованиям"

[19]. Отмечалось, что допускаются серьезные недостатки в массовой работе музеев: мало организуется встреч со знатными людьми, передвижных выставок, слабо осуществляется шефская помощь селу. Особо подчеркивались недостатки музеев в научно-атеистической пропаганде, плохое использование "достижений коммунистического строительства для разоблачения современных религий"

[20]. Музеи и управления культуры должны были исправить указанные недостатки в работе. Одновременно облисполкомы и партийные органы должны были принять меры для расширения помещений музеев, укреплению их материально-технической базы.

Нельзя не сказать о том, что партийные и государственные органы власти прилагали большие усилия для развития культурного строительства. Период "оттепели" -время активного развития сети учреждений культуры и культурного просвещения в городах и селах Западной Сибири. В частности, в Омске в это время непрерывно строятся новые клубы, Дома культуры, библиотеки, кинотеатры (среди последних, например, кинотеатры им. Маяковского и "Мир"). Справляет новоселье театр кукол (1958 г.). К концу 1950-х годов культурный потенциал Омска значительно вырос. В городе имелись: Дворец культуры, два Дома культуры, 42 клуба, 80 массовых и профсоюзных библиотек, 4 театра, цирк, филармония, 2 музея (краеведческий и изобразительных искусств), 8 государственных кинотеатров и 113 киноустановок. Активно развивалось в Омске музыкальное образование: кроме музыкального училища были 4 музыкальные школы, три из которых открыты в 19571958 годах. В1961 г. дополнительно были открыты еще две музыкальные школы [21]. Создавались и художественные школы.

В сельских районах Омской области количество библиотек в первой половине 1950-х гг. несколько сократилось -с 1652 до 1514. Это было связано с укрупнением библиотек. Одновременно выросло количество имеющихся в них книг, с 4340,7 до 5047 тыс. экземпляров. Количество клубных учреждений в области увеличилось в 1950 -1955 гг. с 1357 до 1463 [22]. Эта тенденция в целом сохранилась и в последующие годы.

О размахе культурного строительства в первой половине 1960-х годов свидетельствует, в частности, список объектов культуры, введенных в эксплуатацию в Омске. Здесь появились Дом культуры нефтяников в Советском районе, Дом культуры "Юность" в Октябрьском районе, Дом культуры в Кировском районе, был расширен клуб объединения "Восток", построен клуб на станции Московка, открыты кинотеатр "Спутник" и 6 летних кинотеатров в разных районах города, Дом союзов. В эти же годы была реконструирована областная библиотека имени A.C. Пушкина [23].

Крупнейший город Западной Сибири - Новосибирск в 1960 г. по количеству творческих организаций уступал только Москве и Ленинграду. В городе работало большое количество учреждений культуры и культурного просвещения: 6 театров, более 29 кинотеатров, 46 клубов, 127 библиотек, 2 музея, картинная галерея. Многие из этих учреждений были открыты в годы "оттепели" [24].

Таблица. Массовые библиотеки и клубные упрощения в Омской области в 1962 - 1964 гг.

1962 1963 1964

Всего массовых библиотек 960 859 788

в том числе

в городах и посёлках 161 166 141

в сельских местностях 799 693 647

Книжный фонд массовых библиотек

(тыс. экз.) 1814 7308 7426

в том числе

в городах и посёлках 3941 3403 3483

в сельских местностях 3873 3905 3943

Всего клубных учреждений 1413 1513 1502

в том числе

в городах и посёлках 88 85 86

в сельских местностях 1325 1428 1416

Источник: Народное хозяйство Омской области. Стат. сб. - Омск, 1967.-230.

В конце 1950-х- начале 1960-х гг. в регионе строились крупные культурно-просветительские и спортивные комплексы. Ярким примером такого архитектурного сооружения стал Дворец культуры Новокузнецкого алюминиевого завода. Он имел площадь 9 тыс. кв. метров. Во Дворце культуры были: театральный зал на 800 мест, кинозал на 360 мест, лекционный зал на 100 мест, зрительный зал детского сектора на 80 мест, выставочный, балетный, декорационный залы, библиотека, читальный зал, гимнастический зал, зал тяжелой атлетики. Всего во Дворце культуры имелось более 200 комнат. В ДК функционировали 23 кружка, в которых занимались 753 человека. [25].

Всего в Кемеровской области за первые четыре года семилетки (1959 -1962 гг.) было построено почти 300 новых помещений учреждений культуры. Вместе с тем, материальная база многих клубов и библиотек, по признанию партийного руководства области, оставалась неудовлетворительной. Из 368 сельских клубов 228 имели зрительные залы до 100 мест, 178 клубов не имели комнат для кружковой работы, 143 находились в ветхом состоянии [26].

Во времена "оттепели" быстрыми темпами шло развитие информационной инфраструктуры и массовых коммуникаций. Во второй половине 1950-х гг. в Омске были построены Дом радио, телецентр со 182-метровой телевышкой, поэднее-Дом печати. В городе на рубеже 1950-х -1960-х годов имелось более 84 тыс. радиотрансляционных точек и более 38 тыс. радиоприемников, 22,5 тыс. телевизоров. Только за 1957 и 1958 гг. в городе было установлено 7 тыс. радиоприемников и 14 тыс. телевизоров, т.е. 18,4 % и 62,2 % от общей численности соответственно [27]. Подобное характерно и для других западносибирских областных центров.

Определенное внимание уделялось и расширению киносети. Но развитие ее в Западной Сибири шло неравномерно. В Кемеровской области в конце 1950-х гг. из 2026 населенных пунктов сельской местности одна треть не обслуживалась. В некоторых районах области лишь единичные села имели помещения, приспособленные для показа кинокартин [28].

В то же время в Алтайском крае ситуация была существенно лучше. В1958 г киносеть Алтая заняла первое место в РСФСР по кинообслуживанию населения. Существовали и районы края, где в начале 1960-х годов кинофикация была практически завершена. В таких районах активно создавались кинолектории для показа сельскохозяйственных фильмов и пропаганды передовых агротехнических и зоотехнических методов [29]. В Алтайском крае количество киноустановок возрастало сравнительно быстрыми темпами: в 1947 г. было 300 киноустановок, в

1954 г. - 861, в 1957 г. -1086, в 1960 г. только государственная сеть имела 1970 киноустановок. В дополнение к этому 320 установок имели профсоюзные организации. Если в

1956 г. одна киноустановка приходилась на 2115 человек населения, то в 1960 г. - на 1000 человек [30].

Культурные запросы населения в эти годы значительно выросли. Об этом убедительно свидетельствует и заметный рост посещений культурных мероприятий. Если, например, в 1958 г. профессиональные театры города Омска посетило 728,5 тыс. человек, то в 1965 г. их число достигло 914,4 тысячи. Подобная же ситуация характерна и для омских музеев (в 1958 г. - 132,7 тыс. посещений, в 1965 г. -235,6 тысячи). [31].

Для того чтобы удовлетворить растущие культурные запросы населения, в годы "оттепели" были организованы так называемые "народные университеты культуры". В рамках этих университетов, которые, как правило, базировались в домах культуры, клубах, проходили занятия по различным направлениям науки, искусства. Занятия на общественных началах вели ученые, музыканты, художники. В создании университетов культуры активную роль играли партийные структуры. Например, в Омске один из первых университетов культуры открылся в ноябре

1957 г. при Доме политического просвещения горкома КПСС [32]. В последующие годы университеты культуры создавались при Дворцах культуры. Такой университет функционировал, в частности, во Дворце культуры Октябрьского района г. Омска. В 1961 г. здесь было два факультета: художественно-эстетический и научно-технический, на которых занималось 2 тысячи слушателей. В Омской области в 1960 г. было 20 таких университетов, а в 1961 г. их количество возросло до 31 [33].

В Алейском районе Алтайского края в 1962 г. было создано 4 народных университета (университеты культуры, технических знаний, здоровья, сельскохозяйственных знаний). В каждом из них занималось от 130 до 250 человек [34]. Подобные университеты культуры создавались и в отдаленных северных районах Тюменской области. В частности, в 1963г. был открыт народный университет в Салехарде. Университет имел 4 факультета: искусства, здоровья, педагогический и юридический. Вместе с тем, в районах Обского севера ощущалась нехватка культпросветучреждений. Из 229 населенных пунктов, расположенных в сельской местности, стационарные учреждения культуры имелись лишь в 55 [35].

Не следует думать, что партийное руководство, сыгравшее активную роль в организации университетов культуры, оставило их без своего пристального внимания и контроля. Уже 20 августа 1960 г. появилось постановление

ЦК КПСС "О работе университетов культуры" [36]. В нем отмечалось, что университеты культуры стали "действенной формой идейного и эстетического воспитания трудящихся, повышения их производственной и трудовой активности". Вместе стем были отмечены и "крупные недостатки". Какие же? "Наиболее серьезным из них, - говорится в документе, - является увлечение культурничеством и раз-влекательством в ущерб идейному марксистско-ленинскому воспитанию. Нередко изучение произведений литературы и искусства отрывается от задач формирования коммунистического мировоззрения, воспитания слушателей в духе коллективизма и трудолюбия, советского патриотизма и социалистического интернационализма" [37].

По мнению партийных идеологов, большой ущерб содержанию работы университетов культуры наносит "абстрактно-просветительский, академический подход к делу. В ряде случаев их программы обращены в далекое прошлое, слабо связаны с жизнью народа, с активными задачами коммунистического строительства и воспитанием нового человека, перегружены незначительными и случайными темами" [38].

Академический, т.е. научный подход, в работе народных университетов культуры был объявлен нежелательным. Вероятно, более правильным ЦК считал подход партийно-пропагандистский. Фактически этим постановлением ЦК КПСС призвал партийные комитеты на местах, с одной стороны, оказывать помощь в работе университетов культуры, а с другой, - более жестко осуществлять контроль над деятельностью этих образовательных структур. Бюро Кемеровского обкома КПСС, откликаясь на постановление ЦК, наметило меры по развитию университетов культуры в области и, одновременно, призвало горкомы и райкомы партии обеспечить постоянное руководство этими университетами, определять и контролировать содержание учебных программ. Органы КПСС должны были направлять деятельность учреждений культуры, общества "Знание", профсоюзов, комсомола и творческих союзов на улучшение работы университетов культуры [39].

Таким образом, идеологизация советского общества во времена Хрущева не ослабла, а просто приняла иные, несколько более цивилизованные формы. Изменения, происшедшие в общественном сознании, в образовательном и культурном уровне населения поставили перед идеологическими учреждениями новые задачи. Старые пропагандистские штампы работали все менее эффективно. И культурно-просветительские учреждения, как традиционные, так и новые (университеты культуры), должны были, по замыслам руководителей и идеологов КПСС, сыграть активную роль в новой политической и идеологической ситуации, стать 'опорными базами партийных организаций в массово-политической и культурно-просветительской работе". "Академический" подход в работе культпросветучреждений партийными инстанциями осуждался. Культурно-просветительские учреждения Западной Сибири во второй половине 1950-х - начале 1960-х гг. успешно развивались, способствовали удовлетворению культурных запросов населения и, одновременно, вовлекались в пропагандистскую и агитационную деятельность КПСС, участвовали во всех политических мероприятиях (пропаганда решений съездов и пленумов КПСС, избирательные кампании и т.п.). В то же время учреждения культурного просвещения помогали решать и народнохозяйственные вопросы: повышение производительности труда, распространение передовых агротехнических и зоотехнических методов.

Примечания

1. ЦХАФАК.Ф. Р-1041. Оп. 1.Д. 220. Л. 36-37.

2. История Сибири с древнейших времен до наших дней. В 5-ти т. Гпав. ред. А.П. Окладников. -Т. 5. Сибирь в период

завершения строительства социализма и перехода к коммунизму. Авт. Б.Л. Борисов, Г.А. Докучаев, Ф.А. Аржанов и др.-Л., 1969.-С. 285.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. См.: Наша малая Родина. Хрестоматия по истории Новосибирской области. 1921-1991 / Сост. В.И. Баяндин, В.А. Ильиных, С.А. Красильников, И.С. Кузнецов и др,-Новосибирск, 1997 - С. 479.

4. Омская область в цифрах. Юбил. стат. сб. - Омск, 1994-С. 75.

5. См.: ГАКО. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 279. Л. 27- 31.

6. ЦХАФАК.Ф. Р-1041. Оп. 1. Д. 261. Л. 24-25.

7. Там же. Л. 25-27.

8. ГАКО.Ф. П-91. Оп. 1. Д.45. Л. 125.

9. XX съезд Коммунистической партии Советского Союза. 14-25 февраля 1956 года. Стенограф, отчет. Т. 1,-М, 1956.-С. 117.

10. ЦХАФАКФ. Р-1041. Оп. 1. Д. 285. Л. 233.

11. Там же. Л. 243.

12. ГАКО. Ф.П-75. Оп. 9. Д. 158. Л.13.

13. ЦХАФАК Ф. Р-260. Оп. 2. Д. 40. Л. 35-37.

14. Там же.

15. См.: ГАКО. Ф. П-90. Оп. 1. Д. 124. Л.105-106.

16. См. ГАКО. Ф. П-75. Оп. 1. Д. 280. Л.3-9.

17. Там же. С. 6.

18. Там же.

19. ГАКО. Ф. П-90. Оп. 1. Д. 197. Л. 8-11.

20. Там же. С. 9.

21. Алисов Д.А. Инфраструктура городской культуры Омского региона в 1960-е гг. // 280 лет Омску: история и современность. Тезисы докл. и сообщ. науч. конф. / Под ред. А. П. Толочко. - Омск, 1996. - С. 157.

22. Народное хозяйство Омской области. Стат. сб. -Омск, 1957.-С. 166.

23. Алисов Д.А. Указ. соч. С. 159.

24. Новосибирск. 100 лет. События. Люди. -Новосибирск, 1993. - С. 291.

25. ГАКО. Ф. П-90. Оп. 1. Д. 279. Л. 159-162.

26. ГАКО.Ф. П-91. Оп.1. Д.45. Л. 125.

27. Алисов Д А. Указ. соч. С. 158.

28. См. ГАКО. Ф.. П-75. Оп. 8. Д. 58. Л. 90.

29. См.: Культурное строительство на Алтае. 1941 -1977. Документы и материалы. Т.2.- Барнаул, 1990. - С. 244, 170.

30. ЦХАФАК. Ф. 1041. Оп. 1. Д. 402. Л. 21 -22.

31. Народное хозяйство Омской области. Стат. сб. -Омск, 1967-С. 231.

32. Культурная жизнь в СССР 1951 -1965. -Хроника. / Сост. БазановС.Н., Бодиско В.Х.,Жилина Н.П. (отв.сост.) и др. Редкол.: Ким М П. (отв. ред.) и др.- М., 1979.- С.284 -285.

33. Чистяков А. Университеты культуры // Омская правда.-1961.-№51.-1 марта,- С. 3.

34. См.: Культурное строительство на Алтае. 1941 -1977. Документы и материалы. Т. 2,- Барнаул, 1990,- С. 170.

35. Созонова А.В. Культурная жизнь на севере Тюменской области (50 - 60-е гг.) II Словцовские чтения -98. Тезисы докл. и сообщ. науч.-практ. конф. / Под ред. В.И. Семеновой, Н.В. Яблонской.-Тюмень, 1998- С. 98 - 99.

36. См.: Справочник партийного работника. / Ред. кол.: М.Т. Ефремов и др.- Вып. 3. - М., 1961. - С. 548 - 552.

37. Там же. С. 548 - 549.

38. Там же. С. 549.

39. ГАКО. Ф. П-75. Оп. 9. Д. 36. Л. 21.

СИЗОВ Сергей Григорьевич, докторант кафедры отечественной истории Омского государственного технического университета, кандидат исторических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.