Научная статья на тему 'КУЛЬТУРА ТЮРКСКИХ НАРОДОВ КАВКАЗА: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД'

КУЛЬТУРА ТЮРКСКИХ НАРОДОВ КАВКАЗА: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
433
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЮРКСКИЕ НАРОДЫ КАВКАЗА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ИСКУССТВО / МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / TURKS PEOPLES CAUCASUS / ART CULTURE / FOLK ART / ART / METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Керимли Вугар Гараджан Оглы, Гайбурова Надежда Владимировна

В данной статье автор проследил развитие культуры тюркских народов Кавказа в период от античности до современности. Новизна темы заключается в том, что это одна из первых работ, в которой была предпринята попытка всесторонне изучить культуру тюркских народов Кавказа как самостоятельного слоя культуры. Главным исследовательским замыслом темы является историкокультурологическая разработка и освещение проблем, связанных с развитием художественной культуры тюркских народов Кавказа. На протяжении столетий, на этнической карте наблюдается сложное сочетание различных культур, традиций, свойственных необычному множеству народностей, этнических групп, населяющих этот регион.Художественная культура является неотъемлемой частью жизни общества. Именно в художественных произведениях зафиксировано целостное выражение чувств, мышления и поведения представителей определенной культуры. Знакомство с художественной культурой и ее сердцевиной - искусством есть наилучший способ знакомства с культурой любого народа и приобщения к ней. В настоящее время художественная культура современных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE OF TURKISH PEOPLES OF THE CAUCASUS: CONCEPTUAL APPROACH

In this paper, the author traced the development of culture of the Turkic peoples of the Caucasus in the period from antiquity to modernity. The novelty of the topic lies in the fact that it is one of the first works in which an attempt was made to comprehensively study the artistic culture of the Turkic peoples of the Caucasus as an independent layer of culture.The main research concept of the topic is the historical and cultural development and coverage of the problems associated with the development of the artistic culture of the Turkic peoples of the Caucasus. Over the centuries, on the ethnic map there has been a complex combination of different cultures, traditions, peculiar to an unusual multitude of ethnic groups, ethnic groups inhabiting this region.Art culture is an integral part of society. It is in the works of art that a holistic expression of the feelings, thinking and behavior of representatives of a certain culture is recorded. Acquaintance with the artistic culture and its core - art is the best way to get acquainted with the culture of any people and familiarize themselves with it. Currently, the artistic culture of modern.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРА ТЮРКСКИХ НАРОДОВ КАВКАЗА: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД»

traditional silver jewelry from the Middle East and North Africa. Amsterdam: "KIT Publishers", 2010. 92 pp.

3.Silver speaks. Traditional jewelry of the Middle East. The bead society of Greater Washington, 2002. 46 pp.

4.Marjorie Ransom. Silver Treasures from the Land of Sheba. Regional Yemeni jewelry. Cairo - New York: "The American University in Cairo press", 2014. 246 pp.

5.Layla S. Diba. Turkmen Jewelry. Silver Ornaments from the Marshall and Marilyn R. Wolf Collection. New York: The Metropolitan Museum of Art, 2011. 264 pp.

6.Johannes Kalter. The Arts and Crafts of Turkestan. New York: "Times and Husdon", 1983. 167 p.

7.Azza Fahmy. The Traditional Jewelry of Egypt. Cairo - New York: "AUC Press", 2015. 222 pp.

8.Alfred Janata. Schmuck in Afghanistan. Graz: "Akademische Druck" u. Verlagsanstalt, 1981. 212 s.

9.Oppi Untracht. Traditional Jewelry of India. New York: "Times and Husdon", 2008. 431 pp.

10.Бреполь Э. Теория и практика ювелирного дела. Л.: «Машиностроение», 1982. 382 с.

References

1.Cvyr L. А. Tajikskiye yuvelirniye ukrasheniya [Tajik Jewelry]. М.: "Nauka", 1977. 139 pp. (in Rus.).

УДК 397 ГРНТИ 13.91

2.Sigrid van Roode. Desert Silver. Nomadic and traditional silver jewelry from the Middle East and North Africa. Amsterdam: "KIT Publishers", 2010. 92 pp.

3.Silver speaks. Traditional jewelry of the Middle East. The bead society of Greater Washington, 2002. 46 pp.

4.Marjorie Ransom. Silver Treasures from the Land of Sheba. Regional Yemeni jewelry. Cairo - New York: "The American University in Cairo press", 2014. 246 pp.

5.Layla S. Diba. Turkmen Jewelry. Silver Ornaments from the Marshall and Marilyn R. Wolf Collection. New York: The Metropolitan Museum of Art, 2011. 264 pp.

6.Johannes Kalter. The Arts and Crafts of Turkestan. New York: "Times and Husdon", 1983. 167 pp.

7.Azza Fahmy. The Traditional Jewelry of Egypt. Cairo - New York: "AUC Press", 2015. 222 pp.

8.Alfred Janata. Schmuck in Afghanistan. Graz: "Akademische Druck" u. Verlagsanstalt, 1981. 12 s.

9.Oppi Untracht. Traditional Jewelry of India. New York: "Times and Husdon", 2008. - 431 pp.

10.Brepol E. Teoriya i praktika yuvelirnogo dela [Theory and practice of jewelry]. L.: "Mashinostroyenie", 1982. - 382 pp. (in Rus.).

КУЛЬТУРА ТЮРКСКИХ НАРОДОВ КАВКАЗА: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Керимли Вугар Гараджан оглы

Национальная Академия Наук Азербайджана Институт Архитектуры и искусства Кандидат культурологии, доцент Баку, Азербайджан Гайбурова Надежда Владимировна Чувашский государственный Институт культуры и искусства, заведующий кафедрой «Теории истории искусств, музыкального образования и исполнительства»

Чебоксар, Чувашия

CULTURE OF TURKISH PEOPLES OF THE CAUCASUS: CONCEPTUAL APPROACH

DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.8.75.888

ABSTRACT

In this paper, the author traced the development of culture of the Turkic peoples of the Caucasus in the period from antiquity to modernity. The novelty of the topic lies in the fact that it is one of the first works in which an attempt was made to comprehensively study the artistic culture of the Turkic peoples of the Caucasus as an independent layer of culture.The main research concept of the topic is the historical and cultural development and coverage of the problems associated with the development of the artistic culture of the Turkic peoples of the Caucasus. Over the centuries, on the ethnic map there has been a complex combination of different cultures, traditions, peculiar to an unusual multitude of ethnic groups, ethnic groups inhabiting this region.Art culture is an integral part of society. It is in the works of art that a holistic expression of the feelings, thinking and behavior of representatives of a certain culture is recorded. Acquaintance with the artistic culture and its core - art is the best way to get acquainted with the culture of any people and familiarize themselves with it. Currently, the artistic culture of modern.

АННОТАЦИЯ

В данной статье автор проследил развитие культуры тюркских народов Кавказа в период от античности до современности. Новизна темы заключается в том, что это одна из первых работ, в которой

была предпринята попытка всесторонне изучить культуру тюркских народов Кавказа как самостоятельного слоя культуры. Главным исследовательским замыслом темы является историко-культурологическая разработка и освещение проблем, связанных с развитием художественной культуры тюркских народов Кавказа. На протяжении столетий, на этнической карте наблюдается сложное сочетание различных культур, традиций, свойственных необычному множеству народностей, этнических групп, населяющих этот регион.Художественная культура является неотъемлемой частью жизни общества. Именно в художественных произведениях зафиксировано целостное выражение чувств, мышления и поведения представителей определенной культуры. Знакомство с художественной культурой и ее сердцевиной - искусством есть наилучший способ знакомства с культурой любого народа и приобщения к ней. В настоящее время художественная культура современных.

Key words: Turks peoples Caucasus, art culture, folk art, art, methodology

Ключевые слова: Тюркские народы Кавказа, художественная культура, народное творчество, искусство, мифологические представления

Теоретические и методологические проблемы художественной культуры кавказских тюрок сегодня занимает влиятельное место в его исследованиях культурологов, филологов, историков, этнографов и др. Сохранение кавказских обычаев и традиций, обрядов и правил, было характерной чертой социально-культурной жизни народов, живущих здесь, в том числе тюрок. Естественно, что социокультурная среда на Кавказе сыграла исключительную роль в своеобразном развитии культуры народов, живущих здесь, а также позже переселившихся.Интересные факты и обобщения о художественной культуре, истории и этнографии народов Кавказа встречаются и в периодических изданиях. Вообще, Кавказ, где развита культура многонационального региона, населенного тюркскими народами, сильно отличается от реалий Европы и Азии. Кавказ один из уникальных регионов на планете, с богатыми традициями и культурным наследием. Кавказ, также отличается этнокультурным богатством и лингвистическим разнообразием.

Современная тюркская культура довольно мозаична. На нее оказывают влияние глобальные процессы, формирующаяся глобальная культура. Рассмотрение оснований тюркской культуры, ее системы ценностей, движущих сил, особенностей развития представляет интерес не только для историков и тюркологов, но и для специалистов в области теории культуры. Тюркская культура— эвристически ценная модель для понимания истории и современного состояния мирового культурного процесса.В процессе исторического развития, в зависимости от природных условий и этнических особенностей, каждая нация имеет свое мировоззрение, святилища, символы и нормы поведения. Язык, архетипы, традиции, мораль, духовные ценности - все это основные элементы национальной культуры. Их характеристики определяют личностные особенности той или иной культуры, типичные модели поведения. Культуры всех народов - это определенное развитие первобытной культуры. В целом древние мыслители признавали Кавказ не только географическим регионом, но и местом, где проживают племена, говорящие на разных языках. Это можно объяснить прежде всего особенностями и характером исторического развития региона. Небольшой Кавказский регион является очагом

более чем 50 различных языков и диалектов.В этом контексте было бы целесообразно коснуться феномена кавказской цивилизации, показать методологическую значимость исследований. В целом современные социокультурные и исторические реалии требуют большего внимания к проблемам Кавказа. Для этого решение цивилизационной идентичности Кавказа как проблемы также является важным методологическим шагом с точки зрения рассмотрения вопросов художественной культуры тюркских народов, проживающих здесь. С другой стороны, растет интерес народов к пониманию своей культурной самобытности, в связи с чем проблема культурно-исторического развития народов Кавказа, в том числе тюркских, становится все более актуальной.

Не следует упускать из виду и другую методологическую проблему. Законы развития истории показывают, что каждая локальная цивилизация может выжить, если она интегрируется в мировой социальный процесс как самостоятельное целое. Однако, когда культура вовлечена в мировой процесс, она становится частью единой мировой цивилизации. Уже в средние века многие государственные институты возникли в этнически сложных географических условиях Кавказа. Эти государственные союзы, имеющие уникальную политическую структуру, были хранителями уникальной этнокультурной жизни. В отличие от этносов и культур многих регионов, здесь сформировались кавказская культура и другой антропологический тип населения. Самое главное, что активные отношения друг с другом помогли этим народам не только сохранить свою индивидуальную идентичность, но и сохранить их общие культурные особенности, их психологию и нравственность. Именно этот аспект позволяет вести актуальные разговоры о турецкой цивилизации. В целом, мы можем согласиться с методологической идеей, что неправильно локализовать историю и культуру тюркских народов, то есть ограничивать их современными территориями, на которых они живут. Хотя эти народы говорили на разных языках тысячи лет, они жили и творили на обширных территориях Евразии. Даже академик Э.И.Зукбальд впервые, основываясь на большом количестве доказательств, считает, что тюркские племена жили

в Европе до нашей эры. Мы можем согласиться с этим мнением. Тюркские народы, живущие на Кавказе, являются предшественниками своих предков - скифов, Западно-тюркского каганата, Прикаспия, Алании и Золотой Орды.Полную информацию о скифах можно найти в трудах Геродота. Следует отметить, что проблемы полного освещения жизни, обычаев и культурной жизни скифов, сыгравших важную роль в становлении турецкой культуры и цивилизации, являются основной темой одного тома IX тома Геродота «История». показывает, что народы скифской империи говорили на семи языках. Изучение структуры скифских мифов и легенд в истории современной азербайджанской культуры, анализ имен и этнонимов, обнаруженных в этих мифах, а также сравнение и проверка этих имен и этнонимов с археологическими материалами, этнографией и фольклором позволили достичь определенных положительных результатов и обобщений скифо-сарматского общества. С древних времен тюркские народы оказали значительное влияние на ход мировой истории и внесли значительный вклад в развитие человеческой цивилизации. Однако следует отметить, что подлинное историческое и культурное наследие тюрок еще не полностью изучено. Вопрос об их этногенезе до сих пор неясен, и многие тюркские народы до сих пор не знают, когда и на каком основании они были сформированы. Возможно, что в течение многих лет между этими народами происходили конфликты, но у них также было единое государство. История великого тюркского народа (15 империй, 38 государств, 34 княжеств, 16 ханств и 6 независимых государств) освещается в кратких очерках [5]. Разумеется, речь не идет о количестве тюркских империй и государств. Мы говорим о нации, которая завоевав,вызвала большое волнение Европы, впоследствии заставив их платить дань.

Следует отметить, что понятие «кочевая цивилизация», которое означает турецкую цивилизацию, не работает, или, скорее, этот термин недостаточно принят в существующей литературе. Во-первых, территория распространения кочевой цивилизации географически шире, чем турецкая цивилизация. Во-вторых, тюркская цивилизация не может быть преобразована в одну кочевую цивилизацию, так как большинство из них являются оседлыми племенами. В любом случае, общая картина тюркологии такова, что существование тюркской цивилизации и ее достойное место в научном мировоззрении все еще остается противоречивым. Согласно современным исследованиям, можно сказать, что территориальное единство и общие условия жизни, присущие цивилизации, единство политической структуры, родство языков, общий этногенез, существование единой религии, письменной культуры, развитых экономических отношений, единство культуры и менталитета-такие особенности Конкретно. Исследователь Н.Амрекулов убедительно отмечает, что турки являются «гармоничными и универсальными

объединителями Евразии» [1]. Мы считаем, что тюркизм - это явление, способное объединить людей, близких к одной культуре и идеологии.

Существует достаточно материала для изучения художественной культуры тюркских народов, живущих сегодня на Кавказе - фольклора, легенд, национальных праздников и народных игр, музыки, песен, танцев, народных идиом, народного творчества, ковроткачества, верховой езды, источников художественной культуры в виде норм и правил поведения в обществе. доступный. Это культурное наследие является огромным потенциалом развития, что делает тюркские народы субъектом цивилизации. В этом смысле можно сказать, что тюркские народы, живущие и создающие в Кавказском регионе, это народы, которые обогатили общекавказскую цивилизацию. Изучение кавказских турок в контексте кавказской цивилизации, знакомство с неизведанными оттенками особенностей тюркской культуры в целом имеет определенное методологическое значение в полном раскрытии этой истины. Методологическая картина такова: особое значение имеют проблема самоорганизации культуры, типология культурной эволюции и ее современность, большое количество и разнообразие философских и теоретических подходов к проблеме специфики подходов к культуре, особенно художественной культуре. Художественная культура каждого народа, включая тюркские народы, исторически всегда находилась в процессе эволюции и продолжается по сей день. Социокультурная генетика - это теория культурной эволюции. Культура, которая занимает центральное место в социальном поведении, обусловлена ее ролью передатчика в социальном общении (общение, взаимодействие). Эти персонажи-посредники передают реакции между субъектами взаимодействия (язык, письмо, изображения, музыка, танцы и т. д.). Эти вопросы являются важным условием понимания культурных связей народов Кавказа, а также сути кавказской цивилизации. Чтобы правильно понять суть художественной культуры тюркских народов, проживающих в этом регионе, важно знать особенности кавказской цивилизации, которые отличают ее от западной цивилизации, и на этой основе понять особенности тюркской цивилизации. Чтобы классифицировать Кавказ как регион независимой цивилизации, обычно выдвигаются следующие условия: общие причины, по которым народы региона долгие годы живут вместе в горном ландшафте: экономические и бытовые особенности, дохристианские и доисламские верования, общие мифологические элементы, моральные нормы и специфика традиции. Горские народы обладают уникальным менталитетом, эмоциональность является характерной чертой поведения этих народов. Конечно, научно-методологический подход к проблеме не ограничивается перечислением этих признаков.

Следует отметить, что Кавказский регион по-прежнему считается сложной структурно-

историко-этнографической провинцией, поскольку советские этнокультурные исследования по-прежнему отдают предпочтение формирующему подходу. Условно эта «провинция» была разделена на культурные провинции Южного Кавказа и Северного Кавказа и единый подход к истории и культуре Северного Кавказа. принципы не были разработаны. Концепция «горного феодализма» грузинскими авторами не способствовала глубокому и всестороннему изучению культуры региона, и эта концепция не была поддержана вменяемыми исследователями. Итак, важным фактором здесь является пересмотр теоретического и методологического подходов, обеспечение единства аппарата понятий, поскольку без него парадигма цивилизации создает совершенно неэффективный и не конкретный образ. Мы можем согласиться с той позицией, что горские народы Кавказа находились под влиянием разных цивилизаций, религий и культур, и в регионе на протяжении XV-XVI веков формировалась цивилизация «Кавказская гора». В научной литературе также существует мнение, что несколько цивилизаций на Кавказе также сосуществуют. Чтобы объективно изучить такую ситуацию, необходимо опираться на современную научную методологию. Сами по себе категории «формирование» и «цивилизация» дополняют друг друга, хотя и имеют свои преимущества. Концепции цивилизации не отрицают формирующего подхода и не являются противоречивым явлением. Обе теории -сценическое и локальное - учения позволяют нам по-разному воспринимать культуру, в теории сценического уровня все общие законы развития выходят на первый план. В преподавании местной цивилизации предпочтение отдается

индивидуальному разнообразию исторических и культурных процессов.Концепция кавказской цивилизации более статична, чем динамичная европейская цивилизация. Это показывает, что этническая принадлежность на Кавказе по-прежнему сохраняет свою актуальность и значимость. Наоборот, это выступает как явная ценность в цивилизации этнического региона. Этноидентичность является ключевым аспектом изучения субъектного поведения в кавказской культуре. Эта особенность - главное эго народов, живущих в регионе, включая турок. В целом, этнический фактор является одним из механизмов, регулирующих жизнь человека, принадлежащего к кавказской цивилизации.Кавказскую идентичность можно выделить по следующим признакам: многогранность, поскольку народы Кавказа «освоили» одни и те же природные условия на сравнительно небольшом пространстве, иными словами, кавказцы имеют общую социальную структуру, форму экономической активности и этнолингвистические, геополитические, общие политические ценности. Социально -

экономические, политические и исторические особенности привели к становлению народов Кавказа как типичных национально-

психологических людей. Стереотип одинакового поведения, характерный для всех народов Кавказа, привел к возникновению кавказской социокультурной системы. Все кавказские народы имеют одинаковые формы поведения. Однако, несмотря на его тесную связь с традициями и психологией коллективизма, было бы неправильно классифицировать Кавказ как восточное общество. В условиях кавказской культуры человек не занимался изменением исторически сложившихся условий жизни, не был растоптан государством или религией, а развивался в рамках общественного мнения. Конечно, глобализация не обошла стороной кавказскую цивилизацию. Парадокс в том, что в условиях глобализации, хотя национальная специфика ослабевает, национальное самосознание становится сильнее. На современном этапе народы Кавказа должны попытаться сохранить свои цивилизационные знания и ценности своей цивилизации от зарубежных идеологических «атак». Конечно, извлекать пользу из ценностей других цивилизаций всегда актуально. Исследователь С.О. Чипашвили называет такую политику цивилизации «динамичным традиционализмом» [6].Что касается тюркской цивилизации, то подавляющее большинство экспертов считают, что тюркская культура оказала сильное влияние на соседние культуры и создала условия для развития соседних цивилизаций, в том числе европейской. Л. Гумилев назвал создание тюркских каганов «поворотным моментом в истории человечества» [2]. Мир был мостом между Востоком и Западом, управляющим обширной территорией между Востоком и Западом, соединяющим восточную и западную цивилизации вдоль Шелкового пути. В любом случае, даже с точки зрения исторического времени, эксперты - несомненно, под влиянием исследований Л. Гумилева - должны были принять тюркский мир не только как соседей Китая и Ирана, но и как мир тюркской истории и культуры, сформировавшийся как независимая цивилизация. Но другая угроза еще не прошла. Сегодня многие пытаются заставить простых тюрок принять чужие идеологические ценности. Одна из причин этого заключается в том, что полемические речи об этногенезе народов Кавказа, в том числе турок, не остановились среди многих исследователей, в том числе зарубежных. Они изучали язык и мифологию, эпос, музыку, материальные, художественные и духовные особенности народов, живущих здесь, а также правду об их существовании в древнейшие времена на Кавказе. В VI веке границы Тюркского каганата встретились с Византией на западе, Ираном на юге и даже Индией и Китаем на востоке. Именно в этих исторических и географических условиях, т.е. в условиях, граничащих с соседними странами, цивилизованное развитие соседних стран было связано с тюркскими государствами. Создание турецкого каганата стало поворотным моментом в истории человечества, потому что до этого времени существовала дистанция между культурой

Средиземноморья и культурой Дальнего Востока, хотя государства в регионе знали о существовании друг друга.Известно, что в концепциях евроцентризма понятие цивилизации

ограничивалось только цивилизацией, созданной народами Европы, сформированной на европейском континенте. Исторически развитые нации были описаны как «дикие племена». С методологической точки зрения, одним из важных недостатков евроцентризма является то, что в процессе изучения культуры народов предпочтение отдавалось только формирующему подходу. Исторический факт заключается в том, что теории цивилизации и классификации культур возникли в западном общественном мнении, но восточная культура не была должным образом изучена. При изучении Китая, Египта, Японии или Индии они были включены во многие типологические классификации (Н. Ю. Данилевский, К. В. Леонтьев, Р. Генон, О. Шпенглер, Ю. Гобино, А. С. Гойнли и др.) [3]. Поэтому причина негативных установок в западном понятии «восточная культура» была позже изучена.Однако историческая судьба тюркских народов привела к тому, что они стали изучаться как новейшие зарождающиеся нации. Поиски древних тюрков, их истории, культуры и этнографической жизни привели к открытию удивительных фактов для исследователей. Самое главное, что исследования последних десятилетий создали богатую историческую и культурную основу для формирования предмета «Адекватная тюркология», новой области науки со своей методологией.Сегодня тюркские ученые, в том числе азербайджанские тюркологи, с учетом духовного и интеллектуального возрождения в тюркском мире, должны следовать концептуальной теоретико-методологической парадигме истории, культуры и языка тюрков и знакомить общественность с результатами исследований. Идея о том, что кавказские тюрки, являющиеся частью тюркского мира, не только стала культурно-историческим мостом между Западом и Востоком, но и создала стартовые условия для развития цивилизации в этих регионах. Внедрение альтернативного пути развития, устраняющего односторонность восточных и западных исследований. Нам кажется, что кавказские тюркологи несут важную ответственность в этом вопросе. Также важно обратить внимание на исторические культурные связи между народами России и Кавказа. Трансформация системы

отношений между народами в контексте новых задач и подходов в области культурной и национальной идентичности - разработка программы, объясняющей вклад тюркских народов в мировую культуру и цивилизацию. Должно быть ясно, что многие исследования должны ясно показать, что вклад Турции в мировую культуру и цивилизацию был «растоплен» в общей арабо-исламской цивилизации. Широко распространить в Азербайджане опыт межнационального согласия и межкультурного диалога в тюркском мире и на международной арене [4]. Распространение информационных знаний азербайджанского общества о тюркской культуре и обеспечение его участия в мероприятиях. Основным вопросом является методология научного познания. Вопрос о тюркской культуре не для того, чтобы представить это как полностью сформировавшееся явление, но чтобы четко представить мировому сообществу, что культура тюркских народов, в том числе тюрок, живущих на Кавказе, является началом человеческой цивилизации. Таким образом,

исследования показывают, что возможности сказать что-то новое о культуре тюркских народов еще не исчерпаны. Современный образ жизни, ценности, сформировавшиеся в эпоху индустриального общества, должны претерпеть радикальные изменения. Вот почему необходимо сближение ценностей тюркской культуры с гуманистическими ценностями устойчивого развития. Конечно, интенсивность этого перехода не будет одинаковой во всех тюркских странах. Многое зависит от уровня экономического развития, идеологических и политических установок в этих странах.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРА

1.Амрекулов Н. «Тюрское возрождение»Алматы.2006.536 с.

2.Гумилев Л.Н.. Древние тюрки. СПб: Кристал, 2003, 575 с.

3.3акиев М. Глубокие этнические корны тюркских народов. Астана.2011.с.137-138. 400 с.

4. Керимли В.Г. Тюрки в Грузии. Баку, «Текнур» 2011

5.Рахманалиев Р. Империя тюрков Великой цивилизация. М., РИПОЛ. 2009, 376;

6.Чипашвили С.О. Кавказская цивилизации как место столкноведения цивилизации.www/ kunstkamera.ru\files\

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.