Научная статья на тему 'Художественно-эпическое представление общетюркской истории как мечты тюркских народов'

Художественно-эпическое представление общетюркской истории как мечты тюркских народов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
184
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕТЮРКСКОЕ ЕДИНСТВО / TURKIC-WIDE UNITY / САБИР РУСТАМХАНЛЫ / SABIR RUSTAMKHANLI / "НЕБЕСНЫЙ ВЛАСТИТЕЛЬ" / ОГУЗСКИЙ КАГАН / OGHUZ KAGAN / ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ / HISTORICAL REAITIES / АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / AZERBAIJANI LITERATURE / "THE RULER OF HEAVEN"

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Новрузова Хейран Феттах Кызы

В условиях, когда каждый народ присоединяется к процессам интеграции и глобализации, к диалогу культур, очень важно обратиться к прошлому опыту государственности, имеющего богатые корни, для определения содержания прошлого, своей национальной идентичности, древней и богатой истории, национально-нравственных ценностей; все это позволит, на основе достигнутой нравственной силы и мощи, определить пути продвижения вперед тюркских государств, точному определению последующих задач, став маяком в правильном оределении пути. Чувство национальной солидарности, радость независимого существования, которая дарит каждому из нас свободу и независимость, пробудил борцовский дух, который будет непоколебимым перед любым насилием и который состоит в крепком, сильном союзе тюркских народов. Для достижения этого союза необходимо вновь вернуться к идее общетюркского единства, которая должна лечь в основу национальной политики любого современного тюркского государства. Радует, что художественное воплощение этой идеи можно видеть и в азербайджанских романах, созданных в период независимости. В этом смысле показательным является роман Сабира Рустамханлы «Небесный властитель», посвященный древней истории тюркских народов, их просхождению, обычаям и традициям, проблемам государственности, распространенному в ту пору верованию тенгри.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC-EPICAL PRESENTATION OF THE COMMON TURKISH HISTORY AS A DREAM OF TURKIC NATIONS

At a time when every nation joins the processes of integration and globalization, the cultural dialogues, it is important to refer to the past experience of statehood, which has rich roots, to determine the content of the past, the country’s national identity, its ancient and rich history and national and moral values; all of this, based on the achieved moral strength and power, will allow to determine the way forward for the Turkic states, the precise definition of the upcoming tasks, and will become a beacon in the definition of the right way. The feeling of national solidarity, the joy of independent existence, which gives each of us the freedom and independence, has awakened the spirit of fight, which will be steadfast to any violence and which involves a sturdy and strong union of Turkic peoples. To make this union possible it is necessary to revisit the idea of Turkic unity, which should form the basis of a national policy of any modern Turkic state. It is delightful that the artistic expression of this idea can be seen in the novels of Azerbaijan, created in the period of independence. There is a novel written by Sabir Rustamkhanli, "the Ruler of Heaven", dedicated to the ancient history of the Turkic nations, their origin, customs and traditions, issues of statehood, and popular at that time beliefs which were called “tengri”.

Текст научной работы на тему «Художественно-эпическое представление общетюркской истории как мечты тюркских народов»

УДК 82.94

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭПИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБЩЕТЮРКСКОЙ ИСТОРИИ

КАК МЕЧТЫ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ

© 2016

Новрузова Хейран Феттах кызы, диссертант филологического факультета Бакинский государственный университет, Баку (Азербайджан) Аннотация. В условиях, когда каждый народ присоединяется к процессам интеграции и глобализации, к диалогу культур, очень важно обратиться к прошлому опыту государственности, имеющего богатые корни, для определения содержания прошлого, своей национальной идентичности, древней и богатой истории, национально-нравственных ценностей; все это позволит, на основе достигнутой нравственной силы и мощи, определить пути продвижения вперед тюркских государств, точному определению последующих задач, став маяком в правильном оределении пути. Чувство национальной солидарности, радость независимого существования, которая дарит каждому из нас свободу и независимость, пробудил борцовский дух, который будет непоколебимым перед любым насилием и который состоит в крепком, сильном союзе тюркских народов. Для достижения этого союза необходимо вновь вернуться к идее общетюркского единства, которая должна лечь в основу национальной политики любого современного тюркского государства. Радует, что художественное воплощение этой идеи можно видеть и в азербайджанских романах, созданных в период независимости. В этом смысле показательным является роман Сабира Рустамханлы «Небесный властитель», посвященный древней истории тюркских народов, их просхождению, обычаям и традициям, проблемам государственности, распространенному в ту пору верованию тенгри.

Ключевые слова: общетюркское единство, Сабир Рустамханлы, "Небесный властитель", огузский каган, исторические реалии, азербайджанская литература.

ARTISTIC-EPICAL PRESENTATION OF THE COMMON TURKISH HISTORY AS A DREAM OF TURKIC NATIONS

© 2016

Novruzova Heyran Fettah kizi, Candidate for a degree of the Faculty of Philology Baku State University, Baku (Azerbaijan) Abstract. At a time when every nation joins the processes of integration and globalization, the cultural dialogues, it is important to refer to the past experience of statehood, which has rich roots, to determine the content of the past, the country's national identity, its ancient and rich history and national and moral values; all of this, based on the achieved moral strength and power, will allow to determine the way forward for the Turkic states, the precise definition of the upcoming tasks, and will become a beacon in the definition of the right way. The feeling of national solidarity, the joy of independent existence, which gives each of us the freedom and independence, has awakened the spirit of fight, which will be steadfast to any violence and which involves a sturdy and strong union of Turkic peoples. To make this union possible it is necessary to revisit the idea of Turkic unity, which should form the basis of a national policy of any modern Turkic state. It is delightful that the artistic expression of this idea can be seen in the novels of Azerbaijan, created in the period of independence. There is a novel written by Sabir Rustamkhanli, «the Ruler of Heaven», dedicated to the ancient history of the Turkic nations, their origin, customs and traditions, issues of statehood, and popular at that time beliefs which were called "tengri".

Keywords: Turkic-wide unity, Sabir Rustamkhanli, "The Ruler of Heaven", Oghuz Kagan, historical reaities, Azerbaijani literature.

Актуальность проблемы. Идея тюркского единства, которая в прошлом, проявляясь в той или иной форме, подвергалась гонениям, получая прозвища «пантюркизма» или «пантуранизма», сегодня стала неотъемлемой чертой нашего времени. В последнее десятилетие прошлого столетия в судьбе тюркских государств, входивших в состав страны Советов, произошел знаменательный перелом. Страны и народы, находившиеся на протяжении более чем 70 лет в зависимом с точки зрения политики и экономики положении, подвергались в той или иной степени имперской политике, причем под разными предлогами перекраивались территории обитания, духовный потенциал, состоящий из национально-культурных, интеллектуальных ценностей, все материальные и духовные богатства безжалостно присваивались или уничтожались, переоценивались и переделывались в угоду правящей идеологии.

После завоевания независимости тюркские народы стали стремиться к интеграции на новых условиях и исходя из новых ценностей. Здесь стали ставиться задачи создания союзов и достижения единства во многих направлениях внешней и внутренней политики. Если можно так выразиться, то, что сберегалось на уровне генетической памяти, получило возможность нового выражения с еще большей силой, т.е. идея общетюркского единства получила новый стимул для развития, для процветания.

Степень разработанности проблемы. Идея общетюркского единства восходит еще к концу XIX - началу ХХ столетия. Первыми провозвестниками идеи общетюркского единства, теми, кто жертвовал ради этой идеи

многим, были Исмаил Бек Гаспралы, Гасан Бек Зардаби, Мамед Эмин Расулзаде, Гусейн Джавид, Ахмед Бек Агаоглу, Мирза Алекпер Сабир, Али Бек Гусейнзаде, Джалил Мамедкулизаде, Узеир Гаджибеков, Омар Фаик Неманзаде, Ахмед Джафароглу, Ахмед Джавад, Юсиф Везиров, Абдулла Шаиг, Джафар Джаббарлы, Гасан Сабри Аязов, Ахмед Раиг, Абдулвагаб Мамедзаде, Али Назим, Бекир Чобанзаде и др. В первое время идея тюркизма носила лишь культурый смысл, перед ней ставилась задача формирования единой могучей тюркской культуры.

Проведение Первого съезда тюркологов в 1926 году в Баку показало, насколько была привлекательная для передовой интеллигенции той поры идея общетюркского единства, с какой пылкостью и жаром они воспринимали эту идею, стремясь развить ее в нужном направлении. В конце же столетия, когда были сорваны оковы, сдерживавшие развитие на протяжении многих десятилетий, когда возникли новые геополитические условия, то были сделаны первые шаги по реализации потенциала тюркских стран, использована возможность создания непоколебимого единства тюрских стран, прежде всего, политико-экономического и социально-культурного. Условия незаивисимости и суверенитета дали возможность тюркским странам оценить свои возможности в этом деле и объединить свою волю.

В первые годы независимости тюркских стран, освободившихся от имперской зависимости, они вступили в переходный период замешательства, анархии и хаоса, когда надо было принимать взвешенные решения для вступления в единое пространство тюркских народов для

дальнейшего развития. Среди первых шагов, достойных упоминания, следует назвать проведенные съезды дружбы, сотрудничества и братства тюркских народов, встречи на высшем уровне глав государств тюркоязычных стран, заседания Совета сотрудничества тюркоязычных стран, совещания в рамках организации ТЮРКСОЙ, заседаний Парламентской ассамблеи тюркоязычных стран и другие. Такие события становятся все более глобальными, и масштабные дискуссии и совместные действия, направленные на одном целевом поле, расширяются с каждым днем, приобретая все более и более глобальный масштаб и значение.

Следует отметить, что осознание идеи объединения тюркских народов и превращения ее в сегодняшнюю реальность возлагает очень большую ответственность на гуманитарные науки. Большую часть этой трудной и почетной задачи выпадает на долю истории и литературы. Литература, ее возможность выражать мысли, имея в руках такой мощный инструмент, как слово, представляет из себя мощное духовное оружие.

Цель и задачи исследования. Одной из приоритетных задач, стоящих перед нами, является написание общей истории тюркских народов, создание объединенных учебников по литературе, истории и географии, создание совместных телевизионных каналов и т.д. Возможно даже создание совместных учебных заведений.

На пути реального осуществления идеи объединения тюркких государств является создание Международной Тюркской академии. 29 июня 2015 года в Астане в Международной Тюркской академии состоялось учредительное заседание Академии Наук Тюркского Мира. В данной статье анализируется идейно-художественное содержание романа С.Рустамханлы «Небесный Властитель» с точки зрения формирования и развития тюркского мира.

Основное содержание статьи. Роман «Небесный Властитель» есть художественное отражение идеи общетюркского единства. Отражение в художественной литературе идеи общетюркского единства можно видеть и в романах, созданных в Азербайджане в период независимости. Среди них следует указать произведения Анара «Белый баран, черный баран», Кямала Абдуллы «Неоконченная рукопись» и Сабира Рустамханлы «Небесный Властитель».

Народный поэт Сабир Рустамханлы, опираясь на национально-мифологическую память народа, в своем романе «Небесный Властитель», повествуя о едином Танры (Боге) и Великом Переселении, сумел глубоко внедриться в историю, в географический и временной ареал исследуемого периода. Прежде всего следует отметить, что данная позиция автора - донести до современного читателя языком художественной литературы прошлое народа способствует расширению границ исторического сознания, формированию новых этнических стереотипов, касающихся единого происхождения и развития народов тюркского ареала, их единства во многих сторонах социальной жизни.

Известно, что на протяжении веков история тюркских народов всегда искажалась, она подвергалась цензуре, к ней провлялось ревнивое отношение. Много испытаний, выпавших на историю тюркских народов и их духовной истории, стремились не донести до последующих поколений, стереть из сознания народа, уничтожая ценные документы, культурно-материальные памятники. Одним из самых древних тюркских народов являются огузские племена, их история сложна и таинственна, требуя дальнейших расследований.

На основе проведенных исследований писатель приходит к выводу о том, что Огуз Хан, или Каган, был исторической личностью, создал великую империю, включив в нее многие народы, начиная Китаем и кончая Египтом. Как писалось в многочисленных эпосах «Огузнаме», «он преклонял перед собой народы, подчиняя их себе». В романе нашли свое художественное

воплощение именно подобные события.

В произведении «Небесный Властитель» делаются выводы, которые являются своего рода письмом к будущим поколениям о том, что для укрепления и защиты своей независимости следует, прежде всего, развивать свою национальную культуру. Это - единственное и главное условие.

В каждом разделе романа «Небесный властитель», в каждом его предложении проступают события, действия главных героев, просматриваются обычаи и традиции, народные корни, которые сформировались в устном народном творчестве народа, легли в основу таких произведений, как «Огузнаме», «Китаби -Деде Коркут» и т.д. Одним словом, в романе «Небесный Властитель» создан величавый образ величавого прошлого тюркских народов, обладающих богатым историческим прошлым. Здесь даются сцены, зарисовки, излагаются события, которые показывают прежде остававшиеся в тени события нашего исторического прошлого. Как подчеркивают исследователи, «Сабир Рустамханлы изобразил в своем романе образ жизни древних тюрков прекрасным языком, передал обстановку дух того времени, давая возможность пережить это и современному читателю. Как сказал как-то Олджас Сулейменов, у народа, у которого нет прошлого, не будет и будущего. Я присоединяюсь к этой мысли. Наглядным подтверждением этому является развитие Японии и Китая, которые не утратили своих корней» [1, с.26].

В романе «Небесный Властитель» повествование начинается с зарождения тюркского улуса (племени), тюркского рода, с первых шагов их на исторической арене. Можно сказать, что уже с первых строк интересные высказывания автора о происхождении тюрок привлекают внимание читателя: «Роман «Небесный Властитель» начинается с изложения истории зарождения туркского рода, тюркского племени, и, можно сказать, что интересные идеи автора привлекают внимание читателя именно к истории происхождения тюркского народа: посередине места, между которым солнце восходит, и которым заходит, жило племя, созданное великой любовью Небесного Творца. В какое тысячелетие? В какое столетие? Это неважно..., когда проходит время, неважно, ведь здесь и тысяча лет как один день» [2, с. 370]. Автор, досконально изучивший источники древних народов, культур, цивилизаций, использовавший их в своем исследовании, считает, что тюрки являются наследниками очень древней, небесного происхождения, цивилизации. В дальнейшем об этом, т.е. о начале формирования огуз-ского корня, повествует Гам Ата.

Основную идею романа Сабира Рустамханлы составляет художественное выражение мысли о том, что идея единого Творца была видвинута намного раньше ислама именно тюрками, была вера в Небесного Властителя, вера в небесного Творца, а также мысль о том, что именно посланцами Творца были первые предки тюрков, как народа. Многие люди так и верят до сих пор в то, что они есть посланцы Творца, его пророки: мы светочи Танры, и спасение мира в тенгринстве, т.е. в признании Творца [2, с.603], так говорил Огуз Хан. На протяжении всего романа излагаются сказания о различных тюркских племенах, которые с первого дня своего существования получали полные чудес знаки пророчества или посланца Бога. Позиция писателя, от всего сердца привязанного к своему народу, ко всему тюркскому этносу, стремится пробудить сознание и память своих соплеменников, вернуть их этнические приоритеты и самосознание. Хотя книга и повествует о нашем прошлом, о нашей истории, она ориентирована в будущее, молодежи и будущим поколениям!

Критик Рустам Кямал отмечает, что в творчестве Сабира Рустамханлы, и, в особенности, в романе «Небесный Властитель» историчность и художественность изображения составляют неразрывное единство: «роман «Небесный Властитель» есть художественное

единство образности и историчности. Обычно в азербайджанской литературе высок культ матери. Однако в творчестве Сабира Рустамханлы налицо лирический культ отца» [3].

Одним из самых интересных моментов сюжетной линии романа «Небесный Властитель» есть похищение вероломными соседями документов, которые хранил Гам Ата в родной общине, а в этих документах хранились сведения о древней истории и происхождении тюрков. В связи с этим роман, в дополнение к освещению истории, также напоминает нам современные события. Как и во все времена, наиболее тревожным вопросом в эпоху Огуз хана был вопрос о предотвращении надвигающейся опасности и угрозы со стороны соседних с общиной государств. «Было много проблем, о которых мы говорили, но наиболее обсуждаемая тема на встрече - это опасность, которая может прийти к нам со стороны Востока» [2, с.375]. Природа дала изобилие благ тюркских землям, и потому завистливые враги не сидели спокойно, часто совершали различные провокации и набеги. Автору удалось показать в живых сценах чувство справедливости и гуманности, которые жили у тюрок в крови, даже в отношении врага: «даже если это враг, он наш сосед вот уже на протяжении многих веков. Если мы будем доказывать свое преимущество в условиях засухи, это не по-мужски.» [2, с. 380].

Путь, пройденный с древних времен по сей день тюркским этносом, будто бы обрек его на тяжелейшие испытания. Повествуя об этом, автор раскрывает тот путь, который прошли тюркские народы на протяжении многих веков, показывает созданную ими культуры, начиная с каменных письменных памятников, древних письменных памятников, при необходимости, раскрывая их как можно подробнее.

Каковы современные идеи, перекликающиеся с историческим прошлым? Красной нитью через роман С.Рустамханлы проходит тема единства тюркских народов, их общее происхождение. Автор показывает стойкость тюркских народов перед опасностями, которе их преследовали: нападением врагов, необходимостью единения перед лицом опасности, все это живо и подробно описывается для лучшего восприятия читателем. Важно объединяться не только перед лицом врага, но и перед природными стихиями, чтобы противостоять им.

Роман «Небесный Властитель» привлекателен тем, что не только учит прошлому, но и тому, как применять знание о прошлом для решения сегодняшних проблем. Известно, что в современном обществе одна из наиболее важных областей - это улучшение качества образования и доведение образовательных стандартов до уровня лучших стандартов мировой системы образования. Описанная в романе среда, дисциплина, правила и положения дают нам возможность видеть четкую позицию писателя по этому вопросу: «Для меня однозначно то, что тому, чему учат детей Кагана, должны учить всех. Те, кто хотят отдалить учение от народа, хотят видеть среди них лишь пастухов, кузнецов, обычных воинов» [2, с.466].

В романе раскрываются рекомендации Огуз Кагану со стороны старейшин, т.е. руководство по тому, как обращаться с подданными, руководить армией, которая является оплотом страны. Огуз Каган, кочуя по землям предков, в конце концов пришел на землю азербайджанских народов. Это - очень трудное время в истории тюкрских плеиен. Писатель использовал здесь анализ проблематики, чтобы попытаться раскрыть неизвестные до сих пор страницы истории тюркских народов. Воспользовавшись возможностями, предоставляемыми в жанре исторического романа, совершается путешествие в древние времена, на образном, художественном языке разоблачается искажение исторических фактов, раскрываются причины того, отчего тюркские народы стали разобщены друг от друга. Автор пришел к выводу о том, что «на лицо Мага пала тень. Он, назло Огуз

Кагану, постарался удалить все, что было связано на этой земле с историей азерийцев, руками ассирийцев и других племен, сплетая хитроумные сети, в которые стремился увлечь местные народы, их образ мышления, чтобы они стали рабами нового, чуждого им мировоззрения, сделать отсталыми, и, в конце концов, уничтожить, вонзая стрелы в их грудь» [2, с.545].

Одной из особенностей романа есть толкование автором известных легенды и преданий. Точнее, автор сумел синтезировать эти легенды и предания в своей работе, в сюжетной линии, так что у читателя нет никаких сомнений в том, что все это - реальность. Например, один из них в связи с легендой о создании знаменитых висячих садов Семирамиды, как одного из самых известных в мире чудес света, от Жемчужной реки до Вавилона, о рождении Алп эр Тонги, или Кира, известного по имени Афрасияб, который встрепенул Азию, еще более возвеличил имя огузов. В роман включено немало сюжетных линий, связанных с его именем, что естественно вписывается в общую сюжетную основу произведения.

В своеобразной форме в романе «Небесный Властитель» нашли свое отражение те преследования и искажение истории, которые мы видим от известной страны региона. Писатель разоблачает тех, кто фальсифицирует историю, высекая на камнях лживые сведения, выдавая их за старинные и подлинные, совершая преступление против памяти и истории всего человечества. В итоге мы видим последствия подобных инсинуаций в реальной жизни.

Выводы. Красной нитью романа «Небесный властитель» является идея проживания улусов (общин) в мире и согласии, поскольку они хотят, объдинившись, стать большим народом. Сабир Рустамханлы обращается к Огуз Хагану, заложившего идею единства всех тюркских племен еще в XXI веке, идею Духа Единства. Этот Дух и сегодня нуже тюркам как воздух, как вода. Мы нуждается в единстве, основу которого заложил Огуз Хаган, для которого он трудился, не покладая сил, чтобы объединить земли, передать их силу будущим поколениям. «Прошли тысячелетия. Слово твое живет в нашей речи, кровь твоя течет в наших жилах, сила твоя живет в наших душах. Вот так мы живем! Пути, проложенные тобой, не заросли травой. Эти дороги принадлежат твоим соплеменникам, носителям твоего духа и крови. Мы построили мир, но мир не оставляет нас в покое. Нет конца-края нашему племени. Не будет этого. Дай нам снова это ощущение, этот дух единства» [2. с. 628].

Книга «Небесный властитель» идет по следам древних огузов, по следам эпоса «Китаби-Деде Коркуд», поставив перед собой цель выполнения миссии древних предков теперь, в XXI веке. Указанное произведение является достойным ответом тем, кто не знает истории тюркских народов, его культуры, тем, кто намеренно искажает исторические данные, тем, кто забывает или хочет забыть о прошлом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Караханлы Эльхан Зал. Новая книга моей жизни, или тринадцатый раздел // Газета-525, 1 марта 2014 года

2. Рустамханлы Сабир. Книга жизни. Небесный властитель. Баку: Шаг-Гарб, 2008. - 632 с.

3. Обсуждение книги Рустамханлы Сабира «Небесный властитель» // агх^^^/а7.ара^/39493

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.