Научная статья на тему 'Культура толерантности в поликультурном обществе'

Культура толерантности в поликультурном обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
542
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура толерантности в поликультурном обществе»

Казанский педагогический журнал

5' 2QQÔ

КУЛЬТУРА ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ

И.С. Бессарабова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Волгоградской академии государственной службы, докторант кафедры педагогики Волгоградского государственного педагогического университета

Поликультурный состав учащихся в современной школе вызывает необходимость особого типа взаимоотношений как между учащимися и учителями, так и между самими педагогами и учениками, являющимися представителями разных этнических групп. Этот тип взаимоотношений требует проявления терпимости, тактичности и уважения к иным нациям и культурам. Для его осуществления необходимо обладать таким качеством личности, как толерантность.

Не претендуя на всесторонний анализ обозначенной проблемы в рамках настоящей статьи, в силу сложности и многоаспектности данного вопроса, остановимся на некоторых подходах к определению понятия «толерантность» в отечественной науке.

В энциклопедиях и словарях понятие «толерантность» определено как «терпимость, снисходительность к кому-либо или чему-либо» [9]; «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению» [10]; «терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям; выносливость по отношению к неблагоприятным эмоциональным факторам» [11]; «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию; повышение порога национального реагирования на угрожающую ситуацию» [6].

В научной литературе под термином «толерантность» понимается «личностное свойство, означающее принятие другого, взаимную помощь, доверие» (А.Г. Асмолов); «способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно относиться к отличным от своих мыслям и мнениям» (А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л. А. Шайгерова); «личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу» (В.А. Тишков); «терпимое отношение к инакомыслию и инакодействию других; важный признак общей культуры гражданского общества, не допускающий социальные конфликты до их развертывания» (С.В. Соколов) и др.

Толерантность в отношении людей, отличающихся от нас своими убеждениями и привычками, требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика и что существуют иные взгляды (А. Г. Асмолов). Именно этот уровень существования толерантности, как подчеркивает Н.Л. Иванова, выступает необходимым условием стабильности общества. Достижение этого уровня является предметом деятельности институтов образования и воспитания.

p65

112

07.07.08, 11:30

В этом смысле толерантность относится к базовым ценностям поликультурного общества. Открытость общества своим собственным инновациям и изменениям означает одновременно и открытость его вовне, иным культурным нормам и принципам, следовательно, толерантность, критическое мышление, свобода и ответственность личности в открытом обществе составляют фундамент демократии и создают условия развития, движения общества вперед [4, с. 54-55].

Существует мнение, согласно которому толерантность расценивается как «безразличие по отношению к другому, в результате невозможности взаимопонимания различных сторон» [8, с. 208-209]. Подобный взгляд основан на принципе создания видимого благополучия до тех пор, пока ситуация не перерастет в конфликт. Трактуется толерантность и как «снисхождение к другим, обычно к менее численным социальным образованиям» [Там же: 209]. Данный подход выражен в появлении анекдотов на этническую тему.

Мы не поддерживаем подобные взгляды на природу толерантности, поскольку в этих случаях человек проявляет лишь равнодушие, пренебрежение и чувство превосходства к представителю иной культуры, что может привести к деформации человеческих отношений и в итоге обрести вид ее крайних проявлений, таких, как дискриминация, расизм. Данная позиция, на наш взгляд, ближе к интоле-рантности, определяемой Н.М. Лебедевой как «негативное восприятие этнической культуры при сверхпози-

Теория воспитания

тивном восприятии собственной» [7, с. 10].

Некоторые ученые разводят понятия «терпение» и «терпимость». Так, терпение - это прежде всего чувство или действие со стороны испытывающего боль, насилие, или другие формы негативного воздействия. А терпимость, в свою очередь, выражается в уважении или признании равенства других и в отказе от доминирования или насилия [8, с. 209].

Терпимость - это не уступка, снисхождение или притворство, а, прежде всего, активное отношение, основанное на признании универсальных прав и основных свобод человека [2].

Принципиальное отличие толерантного отношения от терпеливого подчеркивается С.Н. Игнатовым. При этом толерантность характеризуется уважением, невраждебностью и принятием инаковости, а терпение рассматривается как пассивное вынужденное примирение (со стороны слабого) и снисходительное временное допущение (со стороны сильного). Суть толерантности ученый видит в способности субъекта к независимому и критическому мышлению и выработке суждений, основанных на моральных ценностях [5].

Мысль о том, что толерантное отношение не означает полного принятия иной точки зрения и отказ от собственного мнения, акцентируется и в исследованиях других ученых. Так, В.И. Давыденко отмечает, что толерантность тесно связана с аксиологическими составляющими. Сначала человек оценивает с позиций добра, целесообразности, важности, перспективности, корысти факты, события,

Казанский педагогический журнал

ситуации, людей и затем решает, относиться ли толерантно к тому или иному явлению, проблеме и т.д. На толерантность как моральное качество влияет глубинная система ценностных представлений человека, которая состоит из идеалов, стереотипов, вкусов, понятий об общепринятых нормах, приверженности к политическим теориям, требований к себе и окружающим, эмоционального состояния, культуры и т. д. [1, с. 56-57].

Декларацией принципов терпимости, принятой ЮНЕСКО (1995), также подчеркивается право каждого человека на собственное мнение. «Проявление терпимости,- указывается в Статье 1.4. данного документа,- которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый человек свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим» [2].

Чем богаче личность, тем вероятнее ее терпимые установки по отношению к кому-либо или чему-либо [1, с. 5657]. Уровень толерантности зависит от знаний и личного опыта человека (Г.Д. Дмитриев). Однако, по мнению В. А. Тишкова, «это совсем не означает, что интеллектуальность усиливает и гарантирует толерантность.

5'2006

Нетерпимость, особенно в ее наиболее изощренных и доктринальных формах, чаще всего является результатом усилий интеллектуалов» [3, с. 42]. В этой связи Г.Д. Дмитриев подчеркивает, что подобная оценка характерна для взрослого человека, а не для ребенка [Там же: 42].

Интересно отметить, что в педагогике выделяются два вида терпимости: сенсуальная терпимость, связанная с классической (психофизиологической) толерантностью, т. е. с повышением порога чувствительности к различным воздействиям социальной среды; и диспозиционная, имеющая отношение к формированию определенных установок личности, системы ее отношений к действительности, ориентирующую на готовность к определенной реакции личности на среду [8, с. 209].

Важным является вопрос о проявлении толерантности в поведении человека, а также о границах терпимости.

Толерантность может проявляться, с одной стороны, как внутренняя установка личности (психологический уровень), а с другой стороны - как действие или осуществляемая через закон и традицию общественная норма (политический уровень). На психологическом уровне толерантность должна представлять собой добровольный выбор личности (действие), не навязываемый, а приобретаемый посредством воспитания, информацию и жизненный опыт индивида. На политическом уровне толерантность характеризуется активной позицией самоограничения и намеренного невмешательства, добровольным согласием

на взаимотерпимость разных субъектов. Следует подчеркнуть, что толерантность-установка и толерантность-действие могут не совпадать в своих проявлениях на уровне личности и общества или на уровне отдельной личности при разных обстоятельствах. Отличительная особенность толерантности заключена в том, что в основе внутреннего стремления человека лежит моральное чувство ответственности за мирные взаимоотношения различных этносов и культур [8, с. 209-210].

Что касается определения границ терпимости, то решение этой проблемы исследователи связывают с изучением особенностей развития самосознания личности, системы представлений индивида о самом себе, что обусловливает не только восприятие других людей, взаимодействие с ними, но и степень терпимости или нетерпимости по отношению к своим и чужим. Такой категорией психологии самосознания, которая определяется принадлежностью человека к различным социальным группам и складывается из представлений индивида о себе и других людях, является социальная идентичность. Социальная идентичность во многом определяет те внутренние границы разделения людей на своих и чужих, которые служат психологическим препятствием принятия ценностей, поведения и традиций окружающих. Иными словами, толерантность как личностное качество определяет отношение человека к другим людям, а социальная идентичность устанавливает субъективные границы этого отношения [4, с. 55].

Теория воспитания

Поскольку толерантность затрагивает различные сферы жизнедеятельности человека, выделяют несколько видов толерантности: этническая, религиозная, классовая и т. д. Каждый вид толерантности имеет свои отличительные черты, формы и границы проявления.

Так, Ю.М. Политова определяет этническую толерантность как «акт нравственного самоопределения этносов к окружающей среде и к самим себе, своей этнической идентичности» [8, с. 211]. Н.М. Лебедева связывает этническую толерантность с наличием у индивида позитивного отношения к иной культуре при обязательном сохранении положительного восприятия собственной культуры [7]. К.В. Султанов дает более развернутое толкование этнической толерантности, рассматривая ее как признание ценности культуры, образа жизни и исторического выбора любого народа, вне зависимости от его численности или веса на поприще мировой истории. При этом ученый вводит понятие «социокультурной толерантности», т. е. признание абсолютной ценности существующего этнического разнообразия в мире. Социокультурная толерантность составляет основу этнической толерантности. Этническая толерантность осуждает этнические чистки, насильственное переселение народов, любые проявления национализма и шовинизма. Особое внимание должно быть уделено этническим меньшинствам, которым особенно трудно сохранить национальную идентичность в условиях глобализации мировой истории. Этническая толерантность является

115

Казанский педагогический журнал

основным средством достижения гармонии национальных отношений в мультинациональных обществах [12, с. 101].

Исследователи выделяют несколько типов реакций у человека при встрече с представителем иной культуры: неприятие, защита идеи собственного культурного превосходства, признание инокультурных ценностей, норм и форм поведения, адаптация к новой культуре. На первом этапе при появлении негативной реакции очень важна помощь индивиду в снятии возможных отрицательных эмоций, смягчении процесса адаптации к незнакомой культуре [8, с. 211]. В классе при возникновении подобной ситуации учителю следует посоветовать ученикам контролировать свои эмоции, не пререкаться, избегать импульсивных реакций, подумать, прежде чем ответить, мысленно дать себе команду не волноваться и постараться переключить разговор на другую тему [3, с. 43].

Своевременный совет учителя чрезвычайно важен в данной ситуации, чтобы помочь учащемуся снять напряженность сложившейся обстановки, устранить причины нетерпимости, которые в основном заключаются «в неумении аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию мирным, неконфликтным путем; в незнании многих культур, порождающем страх, боязнь, опасение, агрессивность, дискомфорт; в наличии усвоенных от взрослых, друзей, из средств массовой информации негативных стереотипов; в отсутствии умений контролировать свои эмоции» [3, с. 42].

116

5'2006

При рассмотрении вопроса этнической толерантности заслуживают внимания выделяемые Г.В. Палатки-ной признаки, свидетельствующие о сформированности данного качества личности, а также условия, способствующие эффективному формированию этнотолерантности и основные этапы ее формирования. Итак, этно-толерантность характеризуется:

- уважительным отношением к языкам взаимодействующих; отсутствием обидных замечаний при допущении ошибок в речи; попытками выучить некоторые слова из другого языка;

- четким представлением и умением объяснить то, что не существует плохих народов, могут встречаться только плохие люди;

- деликатным отношением взаимодействующих друг к другу, при котором каждый прислушивается к желаниям другого, может высказать свое мнение; отсутствием «изгоев»;

- стремлением и четкой мотивацией в изучении своей и других национальных культур; использованием в обыденной жизни элементов своей и чужой культуры; желанием участвовать в праздниках различных национальностей;

- отсутствием любого вида подавления (насилия);

- предоставлением возможности (при наличии желания) объяснять свои обычаи и веру, без насаждения с любой стороны;

- участием всех взаимодействующих во всех делах [8, с. 214-215].

Формирование этнотолерантности основано на следующих принципах обучения:

- на признании того, что миграция характерна для многих стран и представляет собой постоянный процесс в человеческой истории;

- на признании того, что предубеждения (в том числе этнические) в разной степени присущи каждому индивиду, поэтому индивид не должен основывать свои действия, исходя из них.

К условиям, благоприятствующим формированию этнотолерантности, относятся следующие:

- развитие в учениках гордости за унаследованную ими этническую культуру;

- включение полиэтнического материала во все аспекты обучения и воспитания;

- развитие принятия и уважения этнических форм и отличий;

- создание в классе атмосферы, в которой ученики не боялись бы рассказать о своих проблемах, расистском отношении к ним со стороны других учеников, о своих переживаниях и оскорбленных чувствах;

- признание равноправия взаимодействующих;

- признание общих, значимых для всех взаимодействующих целей;

- признание общечеловеческих ценностей;

- стремление к снижению межэтнической напряженности и мирному разрешению межэтнических конфликтов;

- проведение идеи равенства всех этнических групп, населяющих страну, не выделяя особо ни один из этносов.

Процесс формирования этнотоле-рантности включает три этапа. На первом - мотивационном - этапе ос-

Теория воспитания

новной целью служит создание положительного эмоционального настроя на общечеловеческие ценности (терпимость, обычаи, традиции различных народов, вероисповедание, атеизм, права человека и т. д.).

На втором - познавательном - этапе педагогу и учащимся предстоит решение следующих задач:

- знакомство школьников с общечеловеческими ценностями;

- совместный критический анализ материалов из средств массовой информации, демонстрирующий реальные этнические проблемы в обществе и поиск возможных путей решения этих проблем с точки зрения общечеловеческих ценностей;

- развитие способности ценить исторический опыт, экономические, культурные, социальные и другие достижения народов, населяющих страну;

- направить учащихся на выработку у себя качеств, необходимых для положительного взаимодействия с лицами различных национальностей.

В итоге педагог должен получить от учащихся осознанное отношение к данной проблеме, уважительное отношение к различным этносам и религиям, умение общаться с людьми различных национальностей и вероисповеданий.

На третьем - заключительном -этапе педагог обобщает полученные результаты и координирует дальнейшие действия. Главным средством данного этапа является тестирование.

Предложенная модель, по словам автора, позволяет получить не только результат частного характера (к примеру, учащиеся хорошо усвоили материал о различных религиях), но и

■■1 ■ ■

Казанский педагогический журнал

общего характера (школьники научились осознавать то, что каждый человек имеет право на свободу выбора вероисповедания, не исключая атеизма) [8, с. 216-219].

На основе вышеизложенного анализа литературы определим основные характеристики толерантности как неотъемлемого качества личности в поликультурном обществе.

Итак, толерантность представляет собой особую форму личностного отношения к действительности, основанную на понимании и принятии того, что многообразие культур является неотъемлемой частью поликультурного общества. Толерантности присуща оценочность, в основе которой лежит терпимое отношение к иной культуре и свойственным ей моделям поведения. Толерантность не означает полного принятия иной точки зрения, позволяя индивиду не отказываться от собственных принципов, акцентируя право каждого человека на свое мнение.

Литература:

1. Давыденко В. И. Выражение толерантности и нетолерантности средствами языка / Национально-культурный компонент в тексте и языке: Материалы докл. 3-й Междунар. науч. конф. под эгидой МАПРЯЛ, Минск, 7-9 апреля 2005 г.: В 3 ч.- Ч. 3 / Отв. ред. А.В. Зубов, С.М. Прохорова.- Мн.: МГЛУ, 2005.- 213 с.-С. 56-57.

5' 2QQ6

2. Декларация принципов терпимости (принята и провозглашена Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 28-й сессии в Париже 25 октября - 15 ноября 1995 г.) / http / / www. UNES C O. org/.

3. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование / Г.Д. Дмитриев.- М.: Народное образование, 1999.

4. Иванова Н.Л. Идентичность и толерантность: соотношение этнических и профессиональных стереотипов / Н.Л. Иванова // Вопросы психологии.- 2004.-№ 6.- С. 54-63.

5. Игнатов С.Н. Толерантность как цель современного воспитания и образования / http//biblio.narod.ru/reth/nata-doctrina.htm.

6. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского.- М., 1998.

7. Лебедева Н.М. Теоретико-методологические основы исследования этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах России и СНГ / Н.М. Лебедева // Идентичность и толерантность.- М.: Изд-во Ин-та этнологии и антропологии РАН, 2002.- С. 10-35.

8. Палаткина Г.В. Этнопедагогиче-ские факторы мультикультурного образования / Г.В. Палаткина. Дис. д-ра пед. наук.- М., 2003.

9. Словарь иностранных слов. 15-еизд., испр.- М.: Рус. яз., 1988.

10. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. 4-е изд.-М.: Сов. энцикл., 1988.

11. Социологический энциклопедический словарь.- М.: НОРМА, 2000.

12. Султанов К.В. Идея поликультурного образования в русской традиции / К.В. Султанов.- СПб.: Изд-во политехн. ун-та, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.