Научная статья на тему 'Культура согласия в контексте существования современного человека'

Культура согласия в контексте существования современного человека Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
856
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА СОГЛАСИЯ / СОГЛАСИЕ / КУЛЬТУРА / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / ДИАЛОГ / CULTURE OF CONSENT / CULTURE / IDENTITY / GLOBALISATION / MULTICULTURELISM / DIALOGUE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Меняева Марина Петровна, Невелева Вера Сергеевна

В статье рассматривается идентичность современного человека в контексте глобализационных процессов и кризиса культуры, а также в условиях мультикультурализма. Целью настоящей статьи является осмысление роли и места культуры согласия в бытии современного человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The culture of consent in the context of existence of modern man

The article examines the identity of modern man in the context of globalisation processes and crisis of culture and also in the state of multiculturelism. The aim of the article is to grasp the meaning of the role and the place of culture of consent in the existence of modern man

Текст научной работы на тему «Культура согласия в контексте существования современного человека»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 18 (272). Философия. Социология. Культурология. Вып. 25. С. 7—11.

ФИЛОСОФСКИИ ВЗГЛЯД НА ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

М. П. Меняева, В. С. Невелева

КУЛЬТУРА СОГЛАСИЯ В КОНТЕКСТЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

В статье рассматривается идентичность современного человека в контексте глобализационных процессов и кризиса культуры, а также в условиях мультикультурализма. Целью настоящей статьи является осмысление роли и места культуры согласия в бытии современного человека.

Ключевые слова: культура согласия, согласие, культура, идентичность, глобализация, мультикультурализм, диалог.

Культуру согласия можно рассматривать как культивирование отношений согласия. Термин ‘согласие’ в толковом словаре1 имеет следующие значения: 1. Разрешение, утвердительный ответ на просьбу; 2. Единомыслие, общность точек зрения; 3. Дружественные отношения, единодушие; 4. Соразмерность, стройность, гармония; 5. Примирение, объединение, единство». Согласие можно трактовать как отношение, выражающее соединение любых различий, их толерантное приятие друг друга с целью достижения гармонического единства и целостности. Согласие является механизмом взаимосвязи в гармонии. Термин ‘гармония’ в античной культуре служил для обозначения металлической скобы, соединяющей различные детали единой кон-струкции2. Согласие означает сопряжение голосов, предполагающее не слияние их в унисон, а консонансное звучание. Целостная семантика слова ‘согласие’ непосредственно вытекает из значений, составляющих его морфем. Например, префикс ‘со’ привносит в общее лексическое значение слова сему собирательности, совместности.

Согласие является основой для совместных действий (труда, общения, творчества и т. д.), поскольку опирается на социальное, коллективное и родовое начало в человече-

ской природе. Единение человека с другими позволяет ему осознать, сохранить и обогатить собственный внутренний мир в его целостности, чему способствует культура согласия, без которой невозможна персональная идентификация.

Существование современного человека сопряжено с глобализационными процессами, которые влияют на его персональную идентичность, предполагающую согласие с самим собой и с другими. Современные реалии создают возможность для формирования всемирной идентичности, означающей идентичность человека всему миру. Подобная идентичность требует открытости всему, ориентирует на солидарность и предполагает объединение на уровне ментальности (общих характеристик индивидов, живущих в одной культуре). Процесс глобализации осуществляется на основе совершенствования технико-технологических средств в сфере информации и коммуникации.

В ХХ веке появилась компьютерная техника, на основе которой происходит информатизация социальных процессов. Производство информации оказывается направленным на то, чтобы расширить потребительские ориентации, включив в сферу товарного обращения то, что в неё прежде не попадало.

Например, в основе массовой информации рекламного характера лежит идея о том, чтобы возбудить потребительский интерес людей и заставить их покупать всё что угодно, включая собственную жизнь, здоровье, а также человеческие отношения. Потребительский способ существования характеризуется изменением взаимоотношений между людьми. Основной чертой эпохи потребления становится формирование эгоистического индивида, лишенного чувства солидарности и ответственности, поддерживающего только полезные связи с другими. Потребительский дух оказывает разрушительное влияние на внутренний мир человека, порождая противоречия и отчуждение. Любые формы доверия становятся чужды человеку, он обрекается на одиночество как отсутствие полноты отношений с другими, вращаясь в колесе массовой культуры. Потребительский стандарт, который распространяется массовой культурой, унифицирует и обезличивает человека. В результате усиления негативных сторон глобализации на современном этапе развития становится актуальным культивирование подлинно близких отношений между людьми, предполагающих согласие. Они способствуют разрешению противоречий и устранению одиночества и отчуждения людей друг от друга.

Идентичность современного человека характеризуется разнообразием и усложнением. В связи с ослаблением локальной идентичности и возникновением всемирной в контексте глобализации становится необходимым их согласование.

В ходе глобализации осуществляется процесс компьютеризации, под влиянием которого возникает своеобразная форма рациональности - компьютерная - и происходит автоматизация жизнедеятельности человека. На первый план выходят прагматизм, расчетливость и критерий практической пользы. Следствием компьютерной рациональности становится потеря человеком способностей диалектического и целостного восприятия мира, а также снижение интуитивных возможностей («закрытие догадки») человека, позволяющих понять сущность явлений без ненужного перебора вариантов в условиях эмпирической неполноты. Рациональный человек характеризуется одномерностью, которая не отвечает человеческой природе.

Современный человек стремится изменить собственную природу с помощью так назы-

ваемых конвергентных технологий: сверхвысоких технологий с приставками био-, гено-, нано-. Следствием их применения становятся не только позитивные трансформации (например, возможность усиления физических, сенсорных, когнитивных способностей человека), но и негативные (например, возможность выключения человека из актуальной реальности). Последствия искусственного вторжения в естественную сферу оказываются негативными в том смысле, что они расширяют возможности для манипуляции человеком. Современная техника не всегда становится органическим продолжением собственных органов человека. Она бросает вызов, превращаясь в неконтролируемый мир со своими собственными законами развития, которые не подчиняются антропо-социальным и природно-космическим. Представляется, что альтернативой технико-технологическому воздействию является создание новой парадигмы, ориентированной на внутреннее преобразование человека с целью восстановления гармонии в отношениях с природой. Для этого необходима активизация гуманистического начала как естественного, природного в человеке, что позволит обрести единство, означающее устойчивость и равновесие.

Отличающийся от природы (от того, что не сотворено человеческими действиями) искусственный мир, культурная среда в целом является необходимым условием существования человека. Как открытая к изменениям система человек вынужден постоянно соразмерять себя с окружающим миром, характеризующимся разнообразием. В результате возникает множество идентичностей, каждая из которых отражает определенный аспект существования человека. Одним из основных факторов социальной идентификации современного индивида выступает глобальная компьютерная сеть Интернет, которую можно рассматривать как совокупность определенным образом взаимодействующих индивидуальных и коллективных идентичностей и как средство обретения единства человека со всем миром. В основе сети лежит коммуникация индивидов посредством сообщений, обусловливающих формы социальных образований. Разобщенные и разделенные во времени и пространстве участники коммуникации характеризуются некоторым единством. Благодаря функционированию Интернета

формируется глобальная общность людей, объединенных общими интересами, устремлениями, социокультурными ориентациями, несмотря на этнические, социально-политические и иные различия. Интернет выполняет интегративную функцию. Через расширение сети взаимодействий в режиме Я-Другой, Я-Ты информационные технологии способствуют развитию космополитической солидарности.

В рамках сети происходит одновременное взаимодействие множества людей. Интернет является средой для общения, участники которой - сообщники - образуют сообщества с целью осуществления совместных действий. В Интернете представлены различные степени интерактивности и формы общения: сайты, телеконференции, ролевые игры и др. В пространстве сети происходит формирование личности, проявляющейся преимущественно через текстуализацию: чаты, форумы, блоги и т. п. Сетевые дневники (блоги) способствуют обрастанию Я сетевыми «социальными» связями, так как в них делятся мыслями, ищут понимания, сочувствия и т. п. Поскольку блоги могут быть корпоративными и их у человека может быть несколько, причем существенно отличающихся друг от друга, то возникает возможность формирования одновременно нескольких идентичностей. Существует механизм объединения авторов, который предполагает чтение и комментирование дневников друг друга: «френд-ленты» - объединения по субъективным предпочтениям, «сообщества» (соттишй) - объединения по интересам или темам сообщений. Однако следует отметить, что интернетизация создает возможности не только для объединения людей, но и для их разобщения, поскольку способствует обезличиванию. В интернет-общении порой создается иллюзия общения со всем миром, видимость диалога, поскольку каждый слушает только себя, в результате человек может оказаться своим единственным читателем и собеседником, бросающим реплики, не находящие ответа. Мир интернет-сетей ведет к эгоцентризму и поглощенности самим собой, своими мыслями, и это влечет за собой утрату связи индивида с реальным миром. Кроме того, «сетевая личность» может быть анонимной и принимать выдуманные индивидуальности. Так, для обозначения своего сетевого Я пользователи используют «аватары» (сетевые маски), которые не всег-

да могут соотноситься с личностными свойствами человека. Маска несет в себе значение закрытости. Она способна скрыть человека и от других, и от самого себя, тем самым или обособить его, или сделать равным другим. Поэтому ее роль противоречива.

В ходе сетевого общения отмечается ослабление таких уникальных психосоматических феноменов, как лицо, голос, мимика, жесты и т. д., которые репрезентируют человека как цельное существо. Интернет можно воспринимать как среду и средство развития си-мулятивных, виртуальных практик, участвуя в которых индивид формирует свою идентичность как фикцию. Виртуальная идентичность дает возможность создавать альтернативные, «искусственные» версии собственного Я. В Интернете человеку предоставлены возможности воспользоваться любыми вариантами себя для каждого конкретного собеседника. Однако в этом таится опасность распыления человеком себя во множестве искусственных образов, утраты подлинной идентичности. Виртуализация общения характеризуется отсутствием непосредственного контакта с собеседником, результатом чего становится устранение целого ряда характеристик: пол, возраст, социальный статус и т. д. Кроме того, отсутствие визуального общения, благодаря которому человек получает на подсознательном уровне значительную долю информации о собеседнике, ведет к ограниченности представлений о партнере по общению, чаще всего сводящихся к нарративу, рассказанному им самим. Следует отметить, что нарратив может способствовать осмыслению целостности собственной жизни на фоне исторического процесса, причем путем согласия или несогласия с теми смыслами, которые порождаются в ходе развития истории. Значение культуры согласия усиливается в связи с процессами интернетизации и виртуализации. Интернет оказывает двойственное воздействие на человека. С одной стороны, он создает эффект, подобный синергетическому, тем самым облегчает поиск сообщников, единомышленников, соучастников и т. п., расширяя возможности для развития личности. С другой - Интернет создает условия, способствующие утрате личностного начала. Сетевую личность характеризует фрагментарность духовного мира. Скрываясь за личинами, ее личностное начало расщепляется, а значит собственный голос теряется.

Кроме того, смешение реального и виртуального миров в мировоззрении человека, запутавшегося в сетях Интернета, создает разлад, в результате которого происходит отдаление человека от его собственного Я. Защитой от негативных последствий интернетизации и виртуализации является умение согласовать разнообразие возникающих Я с целью сохранения подлинной идентичности и освобождения от мнимой.

Заметим, что виртуальным пространством по отношению к природе является культура в целом, представляющая собой искусственную среду обитания. На современного человека оказывает воздействие прежде всего экранная культура, для которой характерна подача информации в кратких жанрах. Фрагменты, коллажи и клипы монтируются экранной культурой так, что вместо создания целостности приводят к ее разрушению, порождают мозаичность восприятия, ослабляют способность к глубинным ассоциациям, формируют клиповое сознание и «лоскутное» мировоззрение (Ю. А. Ляшенко), создавая разлад во внутреннем мире человека.

Современный мир характеризуется многомерностью, многополярностью и мультикультурностью. Существование в нем вынуждает человека вбирать в себя множество различных моделей поведения, расширяя тем самым диапазон оценок и идей, создавая почву для многочисленных вариантов самоидентификаций. Поэтому современный человек становится мультичеловеком, имеющим разные идентичности, которые отвечают множественности жизненных ситуаций, попадая в них, индивид не может оставаться неизменным на протяжении длительного времени. Современный человек социально нестабилен: он всегда готов «сменить форму» (работу, профессию, место жительства, семью и т. д.), приспосабливаясь к обстоятельствам. Однако разные идентичности могут не только гармонично переплетаться друг с другом, но и хаотично смешиваться, ослабляя устойчивость Я, порождая кризис идентичности, который означает разрушение условий для целостного восприятия субъектом самого себя как само-тождественной личности. Кризис идентичности проявляется в том, что человек ощущает утрату целостности и преемственности, его различные Я рассогласованны, несогласованны и потому начинают противоречить друг другу, подавлять друг друга или становятся

независимыми друг от друга, своего рода самостоятельными сущностями. Кризис идентичности, который переживает современный человек, усугубляется кризисом современной культуры, связанным с усилением значения утилитарно-потребительских ценностей и ослаблением духовно-нравственной основы.

Рассогласованная сущность современного человека порождает ощущение «бездомности». В широком смысле дом есть человеческий мир как целое, вся культура человека, а также духовные ценности, которые обеспечивают взаимное притяжение людей. Дом -это атмосфера соучастия и сочувствия, т. е. чувство родственной близости людей, овеянное любовным отношением. Ощущение дома создает согласие человека с самим собой и с другими. Согласие есть необходимое условие обретения подлинной целостности, а согласование - работа, сравнимая с процессом зано-ворождения. Второе рождение предполагает возвращение человека к собственной природе в её целостности, воссоздание и сохранение человечности, собственно человеческого в человеке.

Восстановление целостной сущности современного человека невозможно без культивирования согласия, собирающего фрагментарное и расколотое Я. Культура согласия играет главную роль и занимает важное место в жизни современного человека. Она необходима ему для преодоления ситуации кризиса идентичности, поскольку обеспечивает возвращение к духовности, гарантирует душевный покой и равновесие. Культура согласия является способом обретения подлинно целостного мира как в самом человеке, так и вне его. Основой согласия является рефлексия, т. е. внутренний диалог, который представляет собой логику вопросов и ответов. Вопрос предшествует ответу и задает возможности его смысла. Смысл же познается в понимании, через которое возникает согласованность с самим собой и возможность отождествления себя с другими.

Понять значит увидеть то, что правильно, и действовать в соответствии с этим смыслом. Понимание диалогично, оно имеет круговой характер. Понимание целого проистекает из значения отдельных элементов, но и значение элемента определено его отношением к целому (принцип взаимосопря-женности и взаимосогласованности части и целого). Основанием для понимания, которое

есть процедура придания смысла элементам любой реальности (смыслообразования), является согласие, означающее гармоничное совмещение и взаимосопряжение различного на основе его понимания. Достижение согласия требует движения навстречу друг другу, в результате чего возможно сближение. Основой для согласия является диалог, направленность на который - в природе человека. Диалог есть форма речи, в которой сквозь различие точек зрения возникает и преобладает дух целого.

Культура согласия несет в себе смысл соединения любых различий, который может быть представлен в разных формах: сотрудничество, партнерство, союзничество, кооперация и др. В них все участники изначально равны между собой в том, что имеют право пользоваться собственным голосом. Культура согласия является основой для становления и развития либеральной демократии как оптимальной формы согласования плюрализма интересов разных людей, а также для гражданско-правового общественного устройства, способного обеспечить человеку устойчивое и полноценное существование и развитие.

Таким образом, культура согласия становится крайне важной в жизни современного человека, индивидуальное существование которого сопряжено с процессом социализации, в условиях глобализации. Культура согласия обретает особое значение в связи с тем, что в ходе глобализации происходит усиление универсальной идентичности и ослабление локальной. Необходимость в гармонизации усиливается в виду того, что под влиянием процесса технизации возникает разлад в отношениях человека с природой. Потребность в гармонизации активизируется в связи с господством утилитарно-потребительских ориентаций, разрушающих и опустошающих внутренний мир человека, порождающих эгоизм, недоверие, отчуждение и разногласия. Культура согласия как умение пользоваться собственным голосом становится запросом в условиях обезличивания и безответственности, развивающихся в ходе интернетизации, а также манипуляции человеческим сознанием, возможности для которой расширяют новые технологии (био-, гено-, нано- и др). Культура согласия актуальна для современного человека, перед которым возникла опасность утраты подлинной

идентичности и замены её виртуальной, симулирующей единство человека как с самим собой, так и с другими людьми.

В условиях мультикультурализма культура согласия как стремление к единству противодействует фрагментации, обеспечивая гармоническую взаимосвязь. Кроме того, она является средством для восстановления изначально присущей человеку целостности в условиях кризиса культуры, обостряющего кризис идентичности. Культура согласия базируется на рефлексивном диалоге и формирует такие необходимые современному человеку качества, как ответственность и толерантность, которые являются основой гражданско-правового и либерального общества. Кроме того, без культуры согласия невозможна гласность - одна из черт подлинной демократии. Благодаря культуре согласия возможно осознанное сосуществование разных людей в силу единства их природы, тем самым устранение причин для конфликтов и вражды между ними, примирение и развитие дружественных отношений.

Культура согласия является изначально соприродной человеку и потому обеспечивает его выживание и устойчивое развитие. Как умение согласовывать и гармонично интегрировать она становится ценной для современного человека, поскольку позволяет обрести душевное спокойствие и равновесие, стать гармоничной, собранной личностью. Культуру согласия можно воспринимать в качестве аттрактора, направляющего человека на плодотворное существование, полноценное и оптимальное развитие.

В динамично изменяющихся условиях бытия культура согласия должна играть ведущую роль и занимать важное место в существовании современного человека, поскольку позволяет сохранять его собственную природу, его сущность.

Примечания

1 Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Рос. АН ; Рос. фонд культуры. М. : АЗЪ, 1994. С. 731.

2 Всемирная энциклопедия : (Философия) / ред. А. А. Грицанов. М. : АСТ ; Минск : Хар-вест : Соврем. литератор, 2001. С. 201.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.