Научная статья на тему 'КУЛЬТУРА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ'

КУЛЬТУРА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
законы / Республика Башкортостан / М.Г. Рахимов / суверенитет / культура / культурно-досуговые учреждения / фестивали / конкурсы / народное творчество / нематериальная культура / laws / Republic of Bashkortostan / M.G. Rakhimov / sovereignty / culture / cultural and leisure institutions / festivals and competitions / folk art / intangible culture

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сагитов Талгат Нигматуллович

В статье рассматривается состояние многонациональной культуры народов Республики Башкортостан, а также самобытной – башкирского народа на стыке двух тысячелетий. Подробно рассказывается, как в условиях сложнейшего времени перехода на новый общественно-политический и социально-экономический уклад, в республике проявлялась истинная забота о сохранении духовной составляющей в жизни общества – культуры. Раскрывается, какие продуманные, выверенные, важные и результативные принимались законодательные, финансово-экономические, практические, даже волевые решения, позволившие не только сохранить, но и обеспечить мощное развитие культуры республики, что вывели ее на передовые позиции в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN AT THE TURN OF THE MILLENNIUM

The article examines the state of the multinational culture of the peoples of the Republic of Bashkortostan, as well as the original culture of the Bashkir people at the turn of two millennia. It describes in detail how the republic showed true concern for preserving the spiritual component in the life of society culture in the conditions of the most difficult time of transition to a new socio-political and socio-economic structure. It reveals what thoughtful, verified, important and effective legislative, financial, economic, practical, even strong-willed decisions were made that made it possible not only to preserve, but also to ensure the powerful development of the culture of the republic, which brought it to the forefront in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ»

DOI 10.24412/2223-0564-2024-1-13-19 Т.Н. Сагитов УДК 908

КУЛЬТУРА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ

Аннотация

В статье рассматривается состояние многонациональной культуры народов Республики Башкортостан, а также самобытной - башкирского народа на стыке двух тысячелетий. Подробно рассказывается, как в условиях сложнейшего времени перехода на новый общественно-политический и социально-экономический уклад, в республике проявлялась истинная забота о сохранении духовной составляющей в жизни общества - культуры. Раскрывается, какие продуманные, выверенные, важные и результативные принимались законодательные, финансово-экономические, практические, даже волевые решения, позволившие не только сохранить, но и обеспечить мощное развитие культуры республики, что вывели ее на передовые позиции в Российской Федерации.

Ключевые слова: законы РБ, М.Г. Рахимов, суверенитет, культура, культурно-досуговые учреждения, фестивали, конкурсы, народное творчество, нематериальная культура

Talgat N. Sagitov

CULTURE OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN AT THE TURN OF THE MILLENNIUM

Abstract

The article examines the state of the multinational culture of the peoples of the Republic of Bashkortostan, as well as the original culture of the Bashkir people at the turn of two millennia. It describes in detail how the republic showed true concern for preserving the spiritual component in the life of society - culture in the conditions of the most difficult time of transition to a new socio-political and socio-economic structure. It reveals what thoughtful, verified, important and effective legislative, financial, economic, practical, even strong-willed decisions were made that made it possible not only to preserve, but also to ensure the powerful development of the culture of the republic, which brought it to the forefront in the Russian Federation.

Key words: laws of the Republic of Bashkortostan, M.G. Rakhimov, sovereignty, culture, cultural and leisure institutions, festivals and competitions, folk art, intangible culture

Введение. К концу 80-х гг. ХХ столетия, когда на общественно-политической арене страны появились и слово, и понятие «перестройка», положившие начало кардинальному изменению общественно-экономической формации, утере коммунистической партией властных функций, закрепленных в основном Законе страны -Конституции СССР, Республика Башкортостан представляла собой крупный самодостаточный регион с широко развитой промышленностью и сельским хозяйством. Под стать экономике была и надстройка - духовно-культурная составляющая

общества. Тысячи учреждений культуры и досуга, профессионального искусства, творческих коллективов, объединений, отвечая запросам многонационального народа, несли в общество духовность, историческую память, добро, истину, красоту, работали над утверждением высокой нравственности, культуры, толерантности. Доступными им способами, формами, средствами влияли на формирование, изменение внутреннего мира индивидуума, трудились «над очеловечиванием человека» (М. Швыдкой).

Сагитов Талгат Нигматуллович, e-mail: acagitov@mail.ru TalgatN. Sagitov, e-mail: acagitov@mail.ru

Разлившиеся по огромной стране хаос и неопределенность, угроза распада государства, необходимость сохранения его в целости и стабильности требовали консолидации социума, новых лидеров - компетентных, способных людей, которым бы народ доверил свою судьбу.

Основная часть. К счастью, народ Башкортостана сумел разглядеть в своих недрах яркую личность, которую вывел на политическую арену, а затем к вершинам реальной верховной власти. Это - Муртаза Губайдуллович Рахимов - человек от земли, впитавший историю своего народа, его высокую духовность, знающий его менталитет, созидательный потенциал, понимающий его устремления, чаяния, принимающий их. Хорошо познавший жизнь крупный хозяйственник - Директор Уфимского нефтеперерабатывающего завода имени XXII съезда КПСС. Политический деятель, народный депутат СССР, член Верховного Совета СССР. Избрав М.Г. Рахимова в апреле 1990 г. Председателем Верховного Совета Башкирской АССР, 25 декабря 1993 г. Президентом Республики Башкортостан, народ вручил в его руки штурвал правления Республикой.

Во власти его ждали накопившиеся в расшатывающейсяэкономике неотложные задачи, атакжесерьезныепроблемывобластиначинающей терять свою твердую основу духовности, культуре, которую атаковали «универсализация», «вестернизация», «глобализация», зачастую несущие антиискусство.

Выход из кризисной ситуации дальновидный руководитель видел в экономической самостоятельности региона, за которую многонациональный народ Башкортостана однозначно высказался на референдуме 25 апреля 1993 г. Усилия руководства республики были направлены на структурную перестройку экономики - основы основ развития общества, на укрепление финансовой самостоятельности республики. Введение одноканального бюджета ощутимо увеличило возможности реализации поставленной задачи - строительство социально-ориентированного общества. Наряду с экономикой большую заботу о себе почувствовала культура, которая представлялась вечно догоняющей по отношению к экономике и технологиям. Культура, привыкшая терпеливо ждать своей очереди в последних рядах бюджетопользователей, гадая, что же ей перепадет с финансовой кубышки, надеясь, что все же особо не обидят.

Тем временем, данный этап исторического развития общества, насыщенный атмосферой борьбы за самостоятельность, воздухом, дыханием суверенитета, разбудив дремлющие творческие начала этноса, народов республики вызвал к жизни немало новых учреждений, коллективов культуры и искусства. В ряды театров республики влились вновь созданные Театр юного зрителя (1989 г.), позднее переименованный в Молодежный театр имени Мустая Карима, Татарский театр «Нур» в Уфе (1989 г.), Туймазинский татарский театр (1990 г.), Стерлитамакский башкирский театр (1991 г.), Сибайский детский театр «Сулпан» (1993 г.). Не отстали от театров концертные, филармонические организации. Детищами этого периода стали Стерлитамакская филармония (1991 г.). Литературный лекторий которой, коллектив башкирской эстрады, чувашского эстрадно-фольклорного ансамбля «Сарби» охватывали своим искусством центральную часть, южные и юго-западные районы Республики. Позднее филармония обогатилась: в нее «влился» самобытный, задорный, боевой, талантливый театр танца, созданный в 1991 г. Горячо приветствовали зауральские регионы рождение Сибайской филармонии (1993 г.), которая сразу же стала любимицей зрителей не только этого региона, но и всей республики. Высокую культуру, духовность, искусство прекрасного несет в массы Нефтекамская филармония (открыта в 1998 г.) со своими творческими коллективами, организованными с учетом национального состава населения края: башкирской эстрадной группой "Кэрзэштэр", татарской "Кайтаваз", марийской "У Сем", также ансамблем танца «Тангаур», эстрадно-цирковой группой, детским музыкальным лекторием. Северо-восточная окраина Башкортостана благодарна Учалинской филармонии, открывшей свои двери в 2001 г.

В 1990 г. объявила о своем рождении киностудия «Башкортостан». Проклюнувшаяся, как подснежники жданно и неожиданно из корпункта кинохроники Свердловской киностудии, творческое учреждение снимало не только регулярные хронико-документальные фильмы, но и историко-публицистические, художественные полнометражные ленты.

Особая честь выпала 1994 г. Учитывая давнюю мечту любителей искусства, желание всего населения, соизмерив возможности, руководство Республики открыло зеленый

свет созданию национального симфонического оркестра. Укомплектованный за счет выпускников Уфимского института искусств коллектив быстро набрал силы, и сегодня радует своими достижениями.

Событием большой общественно-культурной значимости стало создание в 2001 г. самобытного уникального Национального оркестра народных инструментов, которым гордится Республика. В те годы в России больше не было таких оркестров (кроме русских), несущих на национальном родном «языке» и народную, и классическую музыку в народ.

Президент республики, активно работая над укреплением суверенитета Башкортостана и законодательно обеспечивая его повышенный государственно-правовой статус, не упускал из вида и вопросы культурного строительства. Правовые нормы в сфере культуры, закрепленные в Конституции Республики Башкортостан, далее развивались, конкретизировались в принятых законодательных актах, указах, постановлениях. Принятый в Республике 13 июля 1993 г. «Закон «О культуре»» стал правовой базой сохранения, функционирования и развития культуры Башкортостана. Определению вектора деятельности отрасли включились многочисленные общественные, народные, женские, молодежные, национальные организации, печать [1].

Привлекала внимание в этой области деятельность Всемирного Курултая башкир, целью которого было «национально-духовное развитие и консолидация башкирского народа, дальнейшее укрепление суверенитета Республики Башкортостан в составе РФ...». I Всемирный курултай башкир (1-2 июня 1995 г.) после всестороннего тщательного изучения проблемы предложил программу «Возрождение и развитие башкирского народа», которая 6 ноября 1996 г. была принята Постановлением Кабинета Министров РБ. Были приняты законы «О музейном деле», «Об образовании», «О средствах массовой информации», «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Республики Башкортостан» (24.11.2008 г.). «О государственной поддержке кинематографии в Республике Башкортостан» (18.07.2007 г.), «Об архивном деле в Республике Башкортостан» (03.02.2006 г.), «О народных художественных промыслах» (05.08.1999 г.), «О языках народов Республики Башкортостан»

(15.02.1999 г.), «О туристической деятельности в Республике Башкортостан» (25.07.1997 г.), «О творческих работниках и творческих союзах в Республике Башкортостан» (25.11.1998 г.), «О музейном фонде Республики Башкортостан и музеях в Республике Башкортостан» (29.05.1998 г.), «О национально-культурных автономиях в Республике Башкортостан» (17.03.1998 г.), «О библиотечном деле» (05.05.1996 г.), «Об особо охраняемых природных территориях в Республике Башкортостан» (31.07.1995 г.).

Вошла в практику организация работы по культурному строительству на основе Комплексной Программы развития культуры и искусства, утверждаемой Кабинетом Министров Башкортостана и регулярно обновляемой.

Вопросам развития культуры и искусства большое внимание уделялось в ежегодных Посланиях Президента Государственному собранию - Курултаю. В них выделялись вопросы, требующие первоочередного внимания в духовно-культурной сфере, указывалось на упущения, недостатки, определялись стратегические направления дальнейшего движения многогранной разнонаправленной, многожанровой, разноцелевой, всеохватной, многоязыкой, присутствующей в каждой клеточке общества, как элитарной, так и народной, и массовой культуры. В них подчеркивалось, что «цель преобразований в сфере культуры - формирование гражданина Башкортостана - носителя высоких духовных и нравственных ценностей» (1995 г.); «духовность и нравственность - основа нашего возрождения» (1997 г.); «необходимость дальнейшей государственной поддержки как художественной самодеятельности, так и профессионального искусства». И еще: «.в центре внимания должны быть вопросы подготовки высококвалифицированных

специалистов сферы культуры, укрепления материально-технической базы учреждений отрасли, повышение социального статуса работников культуры.» (1999 г.). Развернулась работа по обеспечению кровом вновь созданных творческих коллективов, по приведению, в соответствующий вид действующие. Проводились капитальные ремонтные работы, реконструкции здания Башкирского академического театра драмы имени М. Гафури, Русского республиканского драматического театра, строилось здание для татарского театра

«Нур». Обладателем уникального здания в самом центре Уфы стал Молодежный театр, въехавший в реконструированный Дом политического просвещения обкома КПСС [2; 3; 4].

В непростой ситуации безденежья руководитель республики приходит к выводу о необходимости ввести институт кураторства над отдельными объектами, что могло бы и ускорить строительство, и усилить контроль за его ходом. Такое поручение первым получает начальник Управления налоговой полиции по Республике Башкортостан, прошедший комсомольскую школу деятельный Э.В. Кульмухаметов. Блестяще справившегося со строительством Молодежного театра генерала полиции ждало уже новое «назначение» - ему тут же вменили кураторство над ремонтом в институте искусств. Было немало недоумевающих: институт искусств - учреждение федерального подчинения и по сложившейся практике и финансовое обеспечение деятельности ВУЗа, и материально-технические вопросы и ремонтные работы на плечах центральных министерств. Президент Муртаза Рахимов сказал, что институт - федеральное учреждение, но кадры он готовит для культуры и искусства Башкортостана, и велел сделать ремонт за счет бюджета республики. Испытанный куратор Энгельс Кульмухаметов оперативно выполнил порученное, «попутно» отремонтировав здание театрального факультета, что на улице Цюрупы, нарастив там еще один этаж. Тем самым заслужив у сотрудников Института уважительное «Наш генерал...».

Для Президента республики, прилагающего огромные усилия для развития экономики, улучшения жизни многонационального населения, было очень важно, чтобы созидательная деятельность велась в условиях гармоничного единства общества, полной толерантности, с учетом обычаев, обрядов, культуры, религии, верований, менталитета каждой нации, опираясь на историческое прошлое, славные боевые традиции, развивая и укрепляя чувства патриотизма, любви к своей Родине. Были открыты музеи Тагира Кусимова, Шагита Худайбердина, археологии, Заки Валиди, Зайнаб Биишевой, Загира Исмагилова, Кинзи Арсланова. Важнейшим политико-патриотическим событием стало строительство в Парке Победы Музея боевой славы к 55-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне. В историческое здание Крестьянского поземельного банка по улице Советской, где

раньше размещался обком КПСС, переехал краеведческий, ставший Национальным музеем Республики Башкортостан. Получил пристрой-хранилище художественный музей имени М. Нестерова, ведущий со своими шестью филиалами работу по художественно-эстетическомувоспитанию. Также «прирастился» дополнительным помещением музей археологии и этнографии.

Строительство объектов культуры велось с большим размахом. Присутствующие на открытии I очереди Башдрамтеатра министры культуры соседних областей и республик, объединенных в совет «Большой Урал», заместитель министра культуры РФ Владимир Егорычев наряду с глубоким уважением к руководителям республики за их деятельность в области культуры, желая успехов, говорили, что испытывают белую зависть к культуре РБ.

Не остались без внимания объекты материальной и нематериальной культуры башкирского народа. Бессмертный эпос «Урал батыр» включен в список нематериального культурного наследия международной организации «Тюрксой», стал в 2003 г. кандидатом на включение в список ЮНЕСКО «Шедевры устного и нематериального культурного наследия человечества». Решением Правительства республики в 2002 г. создан историко-археологический и ландшафтный музей-заповедник «Ирендык» на базе Баишевского археологического микрорайона, где было обнаружено около 250 археологических памятников.

На этом же поприще трудятся вновь открытая галерея современного искусства «Мирас», центр современного искусства «Облака», «Уфимская художественная галерея», «Гостиный двор».

За эти годы солидно пополнились фонды Национальной библиотеки им. А.-З. Валиди РБ.

Будущих ценителей искусства готовит постоянно расширяющаяся сеть детских музыкальных, художественных школ, школ искусств. Популярна среднеспециальная музыкальная школа, впоследствии колледж, готовящая кадры. В период президентства Муртазы Рахимова площади учебного заведения после придания ей прилегающих зданий выросли почти в два раза. Были построены современное удобное общежитие, спортивный зал.

Успешно работало и хореографическое училище. В этот период был введен институт попечительства. Такой совет в хореографическом

училище возглавлял сам Президент, в ССМШ -Председатель Правительства Р.И. Байдавлетов.

Высокий профессионализм в подготовке кадров для культуры и искусства показывают Уфимское училище искусств, Салаватский музыкальный колледж, Октябрьский

музыкальный колледж, Учалинское училище искусств и культуры, Сибайский колледж искусств, Башкирский республиканский техникум культуры в Стерлитамаке.

В подготовке кадров для искусства республика обратилась к возможностям московских и санкт-петербургских учебных заведений. Республика за счет своих средств приступила к подготовке режиссерских кадров для театров (второе высшее образование платное), набрала целую группу способных ребят, чтобы обучить их в Москве для башкирского академического театра. Будущие кинематографисты направили свои стопы во Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК) в Москве, в Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения.

Все принимаемые меры позволили не только сохранить, но и обогатить, активизировать, насытить культурную жизнь. За эти годы Башкортостан превратился в Евразийский центр культуры России. В республике нашли постоянную прописку Международный фестиваль «Шаляпинские вечера»,

Международный фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуреева, Международный фестиваль тюркоязычных театров «Туганлытс», Международной Аксаковский праздник, Международный фестиваль национальных культур «Содружество», Международный кинофестиваль «Серебряный Акбузат».

Свой след оставили международные симпозиумы «Скульптура в камне», научный симпозиум «Уникальные рукописные книги из фондов национальных библиотек стран-членов ТЮРКСОЙ», книжная выставка «Тюркский мир в книгах», Дни Ингушской культуры в РБ. Начал возрождаться опыт прошлых лет. Были проведены дни культуры Республики Башкортостан в Москве, Азербайджане, Санкт-Петербурге.

В документах, определяющих приоритеты государственной политики в сфере культуры, наряду с профессиональным искусством подчеркивалась важность поддержки народного творчества, которое способно и призвано обеспечить духовное единство

граждан Башкортостана на базе традиций и многообразия культур народов, проживающих в республике. Ярким проявлением духовной жизни, своеобразным способом организации культурного досуга людей, средством проявления их творческих способностей является художественная самодеятельность. Большим действенным стимулом приумножения духовного богатства и развития художественной самодеятельности стали проводимые в республике национальные фестивали, праздники, конкурсы. В общероссийский евразийский праздник превратился регулярно проводимый в Уфе конкурс-фестиваль музыкального творчества тюркской молодежи «Урал моцо» («Мелодии Урала»). Нашёл постоянную прописку в городе Нефтекамск «Дудлык моцо» («Мелодии дружбы») - конкурс исполнителей башкирской и татарской песни. Оживились многие талантливые семьи, готовясь к участию в фестивале семейных фольклорных ансамблей «Семейная мозаика». Яркими красками заиграли на просторах республики фестиваль национальных культур финно-угорских народов«СамоцветыПрикамья», международный фестиваль национальных искусств «Содружество», «Науруз». Полюбились многонациональному населению республики Межрегиональный конкурс исполнителей башкирской протяжной песни «Узун кюй» (г. Туймазы), конкурс кураистов имени Юмабая Исянбаева (Хайбуллинский район), Межрегиональный праздник русской песни и частушки (Белокатайский район), конкурс эстрадной песни «Крещенские морозы» (г. Бирск), фестиваль-конкурс исполнителей башкирской и татарской песни «Туган тел» («Родной язык»), конкурс молодых исполнителей чувашской песни «Шапчак сасси», фестиваль марийской культуры и искусства «Мурпеледыш». Праздники, фестивали, к подготовке и проведению которых активно привлекаются 40 национально-культурных центров и 17 историко-культурных центров, объединенных Домом Дружбы народов РБ, созданным при Министерстве культуры Башкортостана.

Всколыхнул всю Республику телевизионный фестиваль народного творчества «На рубеже тысячелетий», стартовавший в апреле 1999 г., рассчитанный на два года. В соответствии с утвержденным Кабинетом Министров положением, каждый город, район будет держать перед телезрителями своеобразный экзамен, показывать свои достижения, докладывать об

успехах. До телеэкранов города, районы во время звездной эстафеты, запущенной по семи маршрутам, должны обменяться принародно с соседями своим искусством. Самое главное -Положением обязывалось, что делегации непременно должно возглавить первое лицо территории и лично выступать и в районах, и по телевидению. Для отдельных руководителей, не совсем глубоко понимающих роль культуры в жизни, это было шокирующим новшеством. Некоторые хотели увильнуть от выхода в эфир, искали ходы-выходы, но в данном случае всем пришлось выполнять изложенное в Положении. Хотели - не хотели, первые лица вынуждены были повернуться лицом к культуре, предпринимать меры, чтобы их регион достойно, во всяком случае не хуже соседей выглядел перед Республикой. Такое требовательно-тактичное привлечение внимания руководителей к культуре дало свои превосходные плоды. За короткий срок возникло много интересных уникальных творческих коллективов, закуплены музыкальные инструменты, пошиты костюмы, проведены ремонты учреждений культуры, укреплена в целом материально-техническая база. Увидев оживление культурной жизни, главы начали поговаривать, что раньше мы тянули культуру, а сейчас она сама толкает нас вперед. Действенность такой формы работы привела к мысли объявить в 2001 г. фестиваль-эстафету «Здравствуй, XXI век!».

Постоянное внимание и забота со стороны Президента, республиканских органов власти привели к определенным успехам в области культурного строительства, ее развития. Они были заметны по всей стране. Неслучайно Министерство культуры Российской Федерации II координационное заседание совета по культуре и кинематографии МК РФ провело в сентябре 2001 г. в г. Уфе.

Характеризуя республику, Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал, что «... в Башкирии как в капле воды отражается вся наша Россия с ее многообразием культуры, религии, языков, дружбы народов. Мы будем брать с Башкирии пример и будем дорожить тем, что достигнуто Россией за сотни лет».

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Республики Башкортостан «О культуре» от 13 июля 1993 года.

2. Послание Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан «О дальнейшем развитии Республики Башкортостан (Основные направления внутренней и внешней политики)». Уфа, 1995.

3. Послание Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан «Новый Башкортостан формируется сегодня (О положении в республике и программе действий на предстоящий период)». Уфа, 1997.

4. Послание Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан «Энергию преобразований - на решение жизненно важных проблем Башкортостана (О положении в республике и основных направлениях ее дальнейшего развития)». Уфа, 1999.

5. Комплексная Программа развития культуры и искусства Башкортостана до 2005 года. Уфа, 1999.

6. Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа 1997. 127 с.

7. «Культура - предмет особой заботы». Интервью с министром культуры Республики Башкортостан Т.Н. Сагитовым // Ядкарь. № 2. 2000.

8. Сагитов С.Т. Управление сферой культуры. Социологический анализ. М.: Наука, 2022. 222 с.

9. Башкирская энциклопедия. Т. 1-7. Уфа, 2005-2011.

10. История башкирского народа. Т. 7. Уфа, 2012. 423 с.

11. Дело жизни. Уфа, 2009.

REFERENCES

1. Law of the Republic of Bashkortostan "On Culture" dated July 13, 1993. (in Russian).

2. Message from the President of the Republic of Bashkortostan to the State Assembly - Kurultai of the Republic of Bashkortostan "On the further development of the Republic of Bashkortostan (Main directions of domestic and foreign policy)." Ufa, 1995. (in Russian).

3. Message from the President of the Republic of Bashkortostan to the State Assembly - Kurultai of the Republic of Bashkortostan "The new Bashkortostan is being formed today (On the situation in the republic and the program of action for the coming period)." Ufa, 1997. (in Russian).

4. Message from the President of the Republic of Bashkortostan to the State Assembly - Kurultai of the Republic of Bashkortostan "The energy of transformation - to solve the vital problems of

Bashkortostan (On the situation in the republic and the main directions of its further development)." Ufa, 1999. (in Russian).

5. Comprehensive Program for the development of culture and art of Bashkortostan until 2005. Ufa, 1999. (in Russian).

6. Kuzbekov F.T. History of Bashkir culture. Ufa 1997. (in Russian).

7. "Culture is a subject of special concern." Interview with the Minister of Culture of the Republic of Bashkortostan T.N. Sagitov // Yadkar. No. 2. 2000. (in Russian).

8. Sagitov S.T. Management of the cultural sphere. Sociological analysis. M.: Nauka, 2022. (in Russian).

9. Bashkir encyclopedia. T. 1-7. Ufa, 2005-2011.

10. History of the Bashkir people. T. 7. Ufa, 2012. (in Russian).

11. Life's work. Ufa, 2009. (in Russian).

А.А. Балгазина, С.С. Саитов

DOI 10.24412/2223-0564-2024-1-19-27

УДК 929

ВКЛАД М.Г. РАХИМОВА В РАЗВИТИЕ БАШКИРСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ ИМЕНИ М. ГАФУРИ В ПЕРИОД 1993-2000 ГОДОВ

Аннотация

Статья представляет собой краткий обзор истории Башкирского академического театра драмы имени М. Гафури в хронологических рамках от 1919 до 2023 г. В статье описаны творческие этапы развития театра, рассмотрены художественно-стилистические особенности каждого периода, определяемые творческим лидером - художественным руководителем или главным режиссером. Перечислены основные сценические произведения, входившие в репертуар театра в разные периоды, а также представлены фамилии выдающихся деятелей театра, включая режиссеров, актеров, драматургов, художников, композиторов, балетмейстеров и директоров. Особо значимые периоды описаны более подробно, приведены примеры взаимосвязи художественной программы театра с историческими обстоятельствами, общественно-политическим строем страны и республики, в частности. Например, в советский период репертуар театра формировался в соответствии с идеологией коммунистической партии, в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) на сцене шли произведения патриотического звучания, в период «оттепели» главенствовала так называемая «теория бесконфликтности», в годы перестройки и распада СССР театр обращался к философскому осмыслению исторического прошлого, для современного театра характерен поиск новых форм и средств жанрово-стилевой выразительности. Подчеркнуто значение лучших постановок, отмеченных высокими наградами, зрительским признанием. Особое внимание уделено влиянию первого президента Республики Башкортостан М.Г. Рахимова на развитие театра в период 1993-2010 гг. Благодаря его личному контролю и содействию была проведена капитальная реконструкция театра, издан Указ "О Башкирском Ордена Трудового Красного Знамени академическом театре драмы имени Мажита Гафури", регулирующий деятельность театра.

Ключевые слова: театр, драма, труппа, репертуар, башкирский, искусство, спектакль, режиссер, актер, президент М.Г. Рахимов

Балгазина Азалия Ахметовна, заведующая музеем Башкирского театра драмы имени М. Гафури (Уфа), e-mail: azalia78@inbox.ru

Azalia A. Balgazina, head of the museum of the Bashkir Drama Theater named after M. Gafuri (Ufa), e-mail: azalia78@inbox.ru

кандидат искусствоведения (Уфа), e-mail: azalia78@inbox.ru Suyunduk S. Saitov, Cand. Sci. (Art history) (Ufa), e-mail: azalia78@inbox.ru

Саитов Суюндук Сахеевич,

© Балгазина А.А., Саитов С.С., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.