Научная статья на тему 'Культура речи будущего педагога-психолога специализированного вуза'

Культура речи будущего педагога-психолога специализированного вуза Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1069
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА РЕЧИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / TEACHER OF SPEECH / АДАПТИВНЫЕ УМЕНИЯ / ADAPTIVE SKILLS / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / COMMUNICATIVE SKILLS / КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ УЧИТЕЛЯ / COMMUNICATIVE SPEECH QUALITY TEACHERS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Овсянникова Ольга Александровна

Статья посвящена анализу культуры речи педагога-психолога специализированного вуза, рассмотрению основных особенностей грамотной речи будущего педагога-психолога, коммуникативных качеств его речи в контексте компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

А culture of speech of psycho-pedagogical in a specialized school

This article analyzes of culture of speech of psycho-pedagogical profile specialized high school, review the main features of literate speech educational future psychologist, communicative qualities of his speech in the context of the competence approach.

Текст научной работы на тему «Культура речи будущего педагога-психолога специализированного вуза»

О.А. ОВСЯННИКОВА кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой ^ психологии и педагогики МГГЭИ

Культура речи будущего педагога-психолога специализированного вуза

Понятие «культура речи преподавателя» рассматривается с точки зрения и педагогики (В.А. Кан-Калик, А.В. Фомин, H.A. Амонашвили, Л.П. Якубинский), и психологии (А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина, Н.Ф. Талызина), и лингвистики (Н.С. Поспелов, О.А. Нечаева, Р.Л. Смулаковская), и методики (М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, Н.Г. Грудцына, Л.Е. Тумина, З.С. Смелкова, О.М. Казарце-ва). Данная проблема рассматривается с точки зрения соотнесения понятия «профессиональная культура преподавателя» с такими педагогическими понятиями, как «общение», «педагогическое общение», «профессиональное мастерство». Научная современная теория качеств речи наиболее глубоко отражена в трудах Б.Н. Головина и дополнена лингвистами (Р.А. Будагов, А.Н. Гвоздев, М.Н. Кожина, Е. Голант, М.А. Данилов, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Левитов, Д.Ф. Николенко, А.М. Сохор, Н.А. Горбушина, Л.А. Тростенцова, Л.П. Федоренко, В.А. Павлов).

Проблема профессионально-речевой культуры будущего преподавателя разработана недостаточно, не выделена в самостоятельное научное поле в системе высшего образования при подготовке специалистов психолого-педагогического профиля для специализированного вуза.

Будущему педагогу-психологу необходимо обладать адаптивными и коммуникативными умениями.

Адаптивные умения - это освоенные человеком способы выполнения интеллектуально-коммуникативных действий, направленных на реализацию различных функций: информативной функции (это умение четко формулировать новую

* Овсянникова Ольга Александровна, e-mail: olga.Owsyannickowa@yandex.ru

информацию, вызывая интерес к ней), функции организации познавательной деятельности и познавательной активности учащихся посредством адаптивной речи, контролирующей функции, т.е. функции контроля за успехами; оце-ночно-коррегирующей функции (функции обеспечения обратной связи: посредством адаптивной речи учитель способен воздействовать на эмоциональное состояние школьников - культуру эмоций, создавать благоприятный психологический климат на уроке); стимулирующей функции; фасилитативной функции (осмысленное учение, согласование действий с учащимися, профилактику ошибок, оказание конкретной помощи при решении задачи, снятие лингвистических и коммуникативных трудностей).

К коммуникативным умениям педагога-психолога относят умение устанавливать речевые взаимоотношения (речевую атмосферу); умение быть коммуникабельным; умение настроиться на урок соответственно его содержанию и характеру; умение выражать все необходимое с помощью речи, мимики, пантомимы; умение говорить выразительно и эмоционально; умение говорить экспромтно.

Адаптивность речи может проявляться в ряде характеристик, реализуемых непосредственно по отношению к ученику: модальность и коннотация; к языку - аутентичность; к содержанию - вариативность; к себе - саморегуляция (рефлексия) и грамотность.

Под грамотностью адаптивной дидактической речи специалиста мы рассматриваем такое коммуникативное качество, которое предусматривает владение преподавателем современными методиками преподавания, а также знание возрастных и индивидуальных особенностей учеников. Однако нужно учитывать и другие факторы, влияющие на грамотность адаптивной речи.

Среди предметно-операционных барьеров были определены такие факторы, влияющие на характер речи будущего учителя, как барьеры знаний, или информационные барьеры, которые проявляются в нехватке или отсутствии информации о новых приемах, способах обучения русскому языку, передовых идеях из области методики преподавания; барьеры опыта, вызванные сложившимися стереотипами деятельности и отсутствием корректировки приемов и способов раскрытия содержания учебного материала с учетом изменившихся условий деятельности и индивидуальными

особенностями обучающихся; барьеры развития, которые определяются неспособностью будущего педагога-психолога организовать творческую направленность процесса, что сразу проявляется в речи учителя (например, выбор стратегии преодоления барьеров зависит от личности педагога-психолога). Выделяются развивающие и неразви-вающие стратегии преодоления барьеров. В отличие от не-развивающих стратегий, которые выражаются в стремлении к консервации сложившегося арсенала методических приемов, что фактически означает отказ преподавателя от развития своей профессиональной деятельности, развивающие стратегии направлены на преодоление барьеров в профессиональной деятельности педагога-психолога.

Грамотной речь учителя будет тогда, когда он учитывает психологию аудитории, закономерности восприятия, внимания, мышления, эмоциональные и волевые процессы обучающихся.

Немаловажной составляющей чертой грамотности адаптивной дидактической речи педагогов-психологов следует считать создание положительных стимулов и эмоций, которые обеспечивали бы заинтересованное отношение к самому предмету. Практикой проверено, что отсутствие индивидуального подхода к учащимся, отсутствие поощрения, незнание интересов и неподдерживание инициативы, игнорирование их желаний и стремлений, неадекватная оценка возможностей приводит к отрицательному отношению учащихся к речевым установкам на занятиях. Таким образом, стиль общения педагога-психолога может оказывать как положительное влияние на мотивацию учения обучающихся, так и негативно сказываться на процессе обучения в целом.

Учитель - оратор и от того, насколько грамотной и точной, чистой и уместной будет его речь, многое зависит в дальнейших взаимоотношениях с учениками. В этом случае педагог-психолог не может надеяться на словесную находчивость, учителю присуща внутренняя речевая культура, создающая уверенность в сказанном, позволяющая преодолеть негативные речевые сценарии учеников, аккумулирующая внимание учителя не на правильности произнесения, а на предмете и коммуникативной комфортности при взаимодействии с классом.

Культура речи - дисциплина, в центре внимания которой - нормативность и целесообразность употребления различ-

ных языковых структур в речи. Это значит, что речевое мастерство учителя связано со знанием нормы языка. В основе педагогической речи - верность правилам современного русского литературного языка, обладающим регулярной воспроизводимостью, словарной кодифицированностью, обязательной функционированностью, развитой системой стилей.

Аттрактивность речи педагога-психолога может быть как внешняя, так и внутренняя. Под внешней аттрактивностью речи мы понимаем ее звуковое оформление - уровень громкости, высоту тембра, аутентичную привлекательность. Слишком громкий, резкий, грубый или излишне высокий (переходящий на визг) голос, манера разговаривать с детьми на повышенных тонах без видимых причин - все эти качества способны эмоционально оттолкнуть от себя детей, создать у них негативное отношение к личности педагога, его предмету и процессу обучения в целом. Напротив, мягкий, негромкий, доброжелательный голос учителя морально привлечет к себе учеников, создаст у них положительное отношение к школе и учебе, придаст уверенности в своих силах.

Внутренняя аттрактивность заключается в том, что именно говорит своим ученикам учитель. Каждый ребенок уверен в том, что он «хороший, умный и способный», а если что-то не получается, то тому виной внешние, а не внутренние причины. Если ребенок слышит от учителя подтверждение своей внутренней установки, положительная мотивация к учебному процессу возрастает у него несмотря ни на что. Недопустимо применение формулировок, высмеивающих детей, унижающих их человеческое достоинство, все это может создать у ребенка жесткую негативную позицию в отношении личности учителя и процесса школьного обучения.

Если учителю посредством своих речевых действий удалось создать положительную аттрактивность к себе и своему предмету, то это значительно облегчит его дальнейшую работу с учениками, поскольку они будут внимательно слушать и положительно воспринимать все то, что им говорит учитель и чему он их учит.

Следующее педагогическое условие формирования адаптивной речи - это вариативность. Говоря об этом принципе, мы имеем в виду, что учитель всегда должен четко представлять себе тот лингвистический уровень, на котором находятся его ученики, и речь его всегда должна соответствовать этому уровню.

Педагог-психолог создает максимально комфортную обстановку для умственной деятельности учащихся, стимулируя их интеллектуальную активность, поддерживает операционную напряженность на уроке, при этом эмоциональное напряжение снижается, создаются ситуации, при которых поощряется лингвистическая и дидактическая активность учащихся.

Педагог-психолог в своей профессиональной деятельности широко использует официально-деловой стиль. Основными чертами его являются точность, не допускающая иного толкования, неличный характер, стандартизован-ность, стереотипность построения текста, долженствующе-предписывающий характер изложения. В лексике широко используются стандартные обороты речи, специальная терминология, устойчивые словосочетания неэмоционального характера. В морфологии характерно употребление глаголов несовершенного вида, кратких прилагательных, отглагольных существительных в форме родительного падежа, существительных мужского рода для обозначения лиц женского пола по их профессии. В синтаксисе преобладают осложнённые простые предложения (обособленные обороты, однородные члены предложения).

У студентов психолого-педагогического профиля, обучающихся в специализированном вузе, необходимо формировать риторические умения и навыки, т. е. они должны знать особенности публицистического стиля речи, целью которого - информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на слушателя, убеждением его в чём-то, внушением ему определённых идей, взглядов, побуждением его к определённым поступкам, действиям. Для публицистического стиля речи характерны логичность, образность, эмоциональность, оце-ночность, призывность и соответствующие им языковые средства. В нём широко используется общественно-политическая лексика, лексика, обозначающая понятия морали, этики, экономики, культуры, большого количества слов из области психологии, педагогики, слов, обозначающих внутренний мир человека, его переживания.

К эмоциональным средствам выразительности языка могут быть отнесены эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация. Градация иногда сочетается с повтором, она может уси-

ливаться грамматическими средствами: употреблением градационных союзов и союзных сочетаний (не только... но и, не только. а и.). Сюда относятся фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи (в том числе просторечия), использование литературных образов, цитат, языковых средств юмора, ирония, сатиры (остроумных сравнений, иронических вставок, сатирического пересказа, пародирования, каламбуров). Эмоциональные средства языка сочетаются со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов. Для синтаксиса этого стиля речи характерно использование однородных членов предложения, вводных слов, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.

Будущий педагог-психолог должен владеть мастерством устного выступления, поскольку его профессиональная деятельность связана с подготовкой лекций и докладов и последующим их воспроизведением в устной речи. Главная задача устного выступления - это общение, возможность донести до своего слушателя информацию, убедить его, доказать свою точку зрения. Поэтому педагог-психолог в выступлении должен использовать разговорную лексику, простые конструкции предложений, неполные вопросительные и восклицательные предложения, обращения. Устная речь богата фразеологизмами, образными средствами, в ней чаще, чем в обычной устной речи, употребляются эпитеты, сравнения, метафоры. Устная речь - это речь эмфатическая, т. е. она отличается особой эмоциональной выразительностью и обладает модальностью. Модальность - это выражение языковыми средствами отношения говорящего к тому, что он говорит, отношение сообщаемого к действительности. Средствами выражения модальности служат формы наклонения, некоторые вводные слова и предложения, частицы, порядок слов.

Мы полагаем, что указанные стилевые характеристики являются значимыми для профессиональной речи «педагогов-психологов», язык данных специалистов мы бы условно обозначили как регламентированный.

Проведенный нами анализ должностных обязанностей педагогов-психологов показывает, что тип поведения максимально способен непосредственно оказывать влияние на качество процесса обучения. Под влиянием экономических и политических процессов, влияющих на нашу современную

жизнь, появляются новые тенденции формирования профессионального языка педагогов-психологов. Для такого языка свойственно появление экспрессии, метафорического подтекста. Особенно интенсивно используются метафоры в сфере профессиональной деятельности (например, метод погружения — активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры; наука разума — синтезирует научные и религиозные положения, щадящий режим голоса).

Не менее интересны примеры из других сфер коммуникативно-активной психолого-педагогической деятельности, в частности в «Психологическом словаре-справочнике» приводятся примеры устойчивых эпитетов в сфере профессиональной терминологии (например, амбивалентная личность, психологическая манипуляция, самоактуализирующаяся личность, мозговой штурм, сопряжённая ситуация, патологический азарт, педагогическая эмпатия, профессиональная мобильность, психическая устойчивость, психическое здоровье, психологический терроризм, психологический статус, психологическая помощь, ценностные ориентации, экстремальные ситуации).

Помимо терминов-метафор современный профессиональный язык педагогов-психологов характеризуется и другим, нетипичным благодаря своей выразительности словоупотреблением: использованием терминов иностранного происхождения, своего рода клише (абстракция, амбивалентность, атрибуция, вербализм, аутогипноз, каузометрия).

Детально проанализировав профессиональный язык педагогов-психологов, а также содержательный компонент их речевой компетентности, мы логично подошли к возможности дать адекватные характеристики личностному компоненту.

В любом случае универсальной характеристикой личностного компонента речевой компетентности является адекватное статусу и профессии качество речевого поведения и речевой деятельности.

Теоретический анализ и апробация практикуемых методик преподавания речевых дисциплин в специализированном вузе показал, что методология типичного образовательного процесса базируется на фундаментальном наукообразном подходе к преподаванию культуры речи студентам лингвистических специальностей. На наш взгляд, данный подход недостаточно эффективен, так как его ориента-

ция на формирование культуры речи не учитывает специфики явления «культура» и из-за отсутствия образовательной среды лингвистических факультетов, не способна обеспечить эффективный результат.

В ходе исследования концепций культуры мы пришли к выводу об ограниченности традиционного определения культуры речи через коммуникативную целесообразность и соблюдение норм литературного языка. Нами высказано предположение, что продуктом культуры является неповторимая языковая личность, реализующая свою индивидуальность посредством коммуникации. Такая личность часто выходит за рамки общепринятых стандартов коммуникации и типовых требований социума, предъявляемых к речевой компетентности. Так мы пришли к необходимости разграничения понятий «речевая культура»/«речевая компетентность», компетентностный и ситуационный подходы к преподаванию речевых дисциплин.

Проведенный теоретический анализ позволил нам рассмотреть понятие речевой компетентности педагогов-психологов через необходимое раскрытие сущности профессиональной компетентности, речевой компетентности.

Овсянникова О.А. Культура речи будущего педагога- психолога специализированного вуза. Статья посвящена анализу культуры речи педагога-психолога специализированного вуза, рассмотрению основных особенностей грамотной речи будущего педагога-психолога, коммуникативных качеств его речи в контексте компетентностного подхода.

Ключевые слова: культура речи преподавателя, адаптивные умения, коммуникативные умения, коммуникативные качества речи учителя.

Ovsyannikova O.A. А culture of speech of psycho-pedagogical in a specialized school. This article analyzes of culture of speech of psycho-pedagogical profile specialized high school, review the main features of literate speech educational future psychologist, communicative qualities of his speech in the context of the competence approach.

Key words: teacher of speech, adaptive skills, communicative skills, communicative speech quality teachers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.