Научная статья на тему 'Культура общения в педагогическом вузе'

Культура общения в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раджапова А. Р.

Статья посвящена культуре педагогического общения. В содержании статьи рассматриваются процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE COMMUNICATION IN PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article is devoted culture of pedagogical dialogue. In article maintenance process of the organization, an establishment and development of communications, mutual understanding and interaction between teachers and students are considered.

Текст научной работы на тему «Культура общения в педагогическом вузе»

А.Р.Раджапова

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Культура общения относится к числу межпредметных категорий. Она широко представлена в философии, социологии, общей и социальной психологии, педагогике и других науках, каждая из которых изучает ее в связи с задачами и спецификой своей области знания.

Специфика культуры педагогического общения определяется назначением этой деятельности, направленной на реализацию целей развития личности. В процессе педагогического общения осуществляется обучение приемам и способам умственной деятельности, формирование мыслительных процессов, мотивационное обеспечение учебного процесса, нормативных взаимоотношений с коллективом и преподавателем, снятие эмоциональной напряженности.

Таким образом, культура педагогического общения - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и студентами, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения преподавателем культурой педагогического общения. Анализ педагогической практики показывает, что многие серьезные затруднения в решении задач обучения и воспитания возникают из-за неумения преподавателя правильно организовывать общение со студентами. Какие бы классификации методов обучения и воспитания ни предлагались, воздействие педагога на личность студента осуществляется только через живое и непосредственное общение. Специфическую характеристику профессиональной педагогической деятельности выражают два ее взаимосвязанных аспекта. С одной стороны, это педагогическое творчество в процессе общения со студентами, с другой - общение со студентами в процессе педагогического творчества. Профессионально-педагогическое общение есть система (приемы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия педагога и студентов, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. В этой связи общение в педагогической деятельности - это средство решения учебных задач; социально- психологическое обеспечение образовательного процесса; способ организации взаимоотношений педагога и студентов, обусловливающих успешность обучения и воспитания.

Таким образом, педагогическое общение как особый вид творчества находит свое выражение в умениях передать информацию, понять состояние студента, в организации взаимоотношений со студентами, в искусстве воздействовать на партнера по общению, управлять собственным психическим состоянием.

Для понимания сущности культуры педагогического общения необходимо обращение к понятию «коммуникативная задача», поскольку процесс профессионально-педагогического общения может быть представлен как система коммуникативных задач. Коммуникативная задача, будучи производной от педагогической задачи и являясь ее фоном, имеет те же этапы решения, что и последняя: анализ ситуации, перебор вариантов и выбор из них оптимального, коммуникативное взаимодействие и анализ его результатов. Например, при возникновении задачи объяснения нового материала преподаватель анализирует педагогическую ситуацию, перебирает возможные варианты объяснения, избирает оптимальные методы и затем осуществляет педагогическое действие. На всех этапах решения педагогической задачи преподаватель использует культуру общения с помощью, которой организуется педагогическое взаимодействие.

Основной этап решения коммуникативной задачи - осуществление вербального общения. Успешность такого общения предполагает наличие у преподавателя хорошей вербальной памяти; умений правильно отбирать языковые средства, обеспечивающие яркую, выразительную речь, логически строить изложение передаваемой информации, ориентировать речь на собеседника; высокого уровня антиципации (предвосхищения).

К средствам, повышающим эффективность коммуникативного взаимодействия, относят: способность к приспособлениям «сверху и снизу» (достройки и пристройки), мускульную мобильность, инициативность в общении, способность управлять общением, владение жестами, мимикой и пантомимикой, повышение и понижение голоса или педагогически целесообразное интонирование.

Заключительный этап решения коммуникативной задачи - организация содержательной и эмоциональной обратной связи. Содержательная обратная связь дает информацию об уровне усвоения учебного материала студентами. Эмоциональная обратная связь устанавливается преподавателем через чувствование настроя группы на занятии или мероприятии, уловить который можно только по поведению студентов, выражениям их лиц и глаз, по отдельным репликам и эмоциональным реакциям. Все это дает преподавателю информацию об уровне восприятия материала и познавательно-нравственной атмосфере проводимого занятия.

Социальная и профессиональная позиции педагога не может не отразиться на стиле его культуры педагогического общения, под которым понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия преподавателя со студентами.

В стиле педагогического общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей преподавателя; сложившийся характер взаимоотношений преподавателя и студентов; творческая индивидуальность преподавателя; особенности студентов. Будучи категорией социально и нравственно насыщенной, стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру преподавателя и его профессионализм.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности группы, исходя из собственных установок, он определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности.

Попустительский стиль общения характеризуется стремлением преподавателя минимально включится в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности с себя за ее результаты.

Альтернативой этим стилям общения является стиль сотрудничества участников педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим. При таком стиле общения преподаватель ориентирован на повышение субъективной роли студента во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля - взаимопринятие и взаимоориентация. В результате открытого и свободного обсуждения возникающих проблем студенты совместно с преподавателем приходят к тому или иному решению. Демократический стиль общения преподавателя со студентами - единственный реальный способ организации их сотрудничества.

В реальной педагогической практике чаще всего имеют место «смешанные» стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения. Как показали исследования, они оказываются иногда достаточно эффективными с отдельными студентами относительно низкого уровня социальнопсихологического и личностного развития. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения.

Итак, педагогическое общение в большей части достаточно регламентировано по содержанию, формам, а потому оно не является лишь способом удовлетворения абстрактной потребности в общении В нем отчетливо выделяются ролевые позиции преподавателя и студентов, отражающие «нормативный статус» каждого. Их содержание определяется уставными документами, учебными планами и программами.

Литература

1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М.,1989

2. Батракова С.Н. Основы профессионально- педагогического общения. - Ярославль,1989

3. Березовин Н.А. Проблемы педагогического общения. - Минск,1989

4. Леонтьев В.А Педагогическое общение. - М., 1979

5. Русский язык и культура речи / Учебник / Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева,М.Р.Савова - М.,2004

6. Слостёнен С. Педагогика. Учебное пособие для вузов.-М.,2002

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.