Научная статья на тему 'Культура, образование, религия в России'

Культура, образование, религия в России Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
439
52
Поделиться
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / РЕЛИГИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ / НЕОЯЗЫЧЕСТВО / ЦЕННОСТИ / ДОБРО / ЗЛО

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Зорилова Лариса Сергеевна

В статье представлен синтез и взаимодействие культуры России с системой образования, формированием общечеловеческих ценностей и идеалов и влияние на них религии, которая в России в различные исторические времена сопровождала все сферы жизни человека, а сегодня воспринимается неоднозначно.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Зорилова Лариса Сергеевна,

CULTURE, EDUCATION, RELIGION IN RUSSIA

The article represents the synthesis and interaction of Russian culture with the educational system, formation of human values and ideals and the influence of religion, which in Russia in different historical times, was accompanied by all spheres of human life, but today is perceived ambiguously.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Культура, образование, религия в России»

УДК ІЗ

КУЛЬТУРА, ОБРАЗОВАНИЕ, РЕЛИГИЯ В РОССИИ

© Лариса Сергеевна ЗОРИЛОВА

Московский государственный университет культуры и искусств, г. Москва, Российская Федерация, доктор культурологии, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии, директор института музыки, член Союза писателей России, член-корреспондент Международной академии педагогического образования,

e-mail: zorilova@mail.ru

В статье представлен синтез и взаимодействие культуры России с системой образования, формированием общечеловеческих ценностей и идеалов и влияние на них религии, которая в России в различные исторические времена сопровождала все сферы жизни человека, а сегодня воспринимается неоднозначно.

Ключевые слова: культура; образование; религия; православие; неоязычество; ценности; добро;

зло.

В современном динамично меняющемся мире мы сталкиваемся с т. н. вечными проблемами бытия, пытаемся разгадать их тайны, понять, как их толковали в прошлом, что понимается под ними сейчас, определить, как эти вечные проблемы будут рассматриваться в будущем. Среди них «культура», «образование», «религия». Мыслители, ученые в различные времена размышляли над этими понятиями, искали их основное содержание, изучали тенденции развития, выявляли негативные факторы, тормозящие их прогресс. И не случайно в научной литературе так много различных толкований данных

понятий, но мы вновь и вновь обращаемся к их рассмотрению и не только для того, чтобы осмыслить чисто научную их глубину, но и для того, чтобы ответить на вопросы: что происходит с нами, нашим обществом, что необходимо предпринять, как изменить к лучшему жизнь людей, отдельного человека, каким воспитать наше новое поколение, чтобы его жизнь была чище, светлее, лучше, чтобы оно могло противостоять старым и новым порокам общества, таким как преступность, терроризм, наркомания, беспризорность, алкоголизм, проституция и тому подобным явлениям.

Все эти проблемы не могут быть решены однозначно, никто и никогда не сможет дать неоспоримых ответов, точных решений искоренения зла, т. к. слишком много социальных факторов влияет на его возникновение и процветание. Но мы можем и должны принимать серьезные меры и ответственные решения, в результате которых мы предполагаем создать благоприятные условия для дальнейшей жизни общества, его процветания.

Противостоять злу, сознательному разрушению человека, народа могут лишь высоко развитая культура, эффективное образование и религия, направляющая на созидание и утверждение любви и добра.

Для того чтобы это подтвердить, обратимся к классическому рассмотрению, толкованию упомянутых нами ключевых понятий, отражающих совершенно конкретное содержание.

Культура (от латинского «сийига») - создание, обработка, уход, возделывание чего-либо. В этом понятии заложен глубинный духовный смысл культуры как сложного и многопланового явления, объединяющего науки, искусства, религии, веками сложившиеся представления о материальных и духовных ценностях.

Культура вечна, она собирает все самое ценное, созданное человечеством в различных частях света. Она отражает жизнь общества, происходящие в нем изменения, динамичные и необратимые конструктивные явления. И как бы низко ни пало общество, в его культуре всегда сохраняется все самое ценное, лучшее, что накоплено ею. В этом ее сила, в этом источник ее дальнейшего развития, в этом ее возрождение.

Культура не может обойтись без образования, т. к. именно оно способствует репродуцированию и дальнейшему формированию культуры.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Понятие «образование» восходит к слову «образ», «образец», согласно христианскому толкованию, по образу и подобию своему Господь сотворил Человека. И главная задача образования состоит в воссоздании и восстановлении родового образа человека, воплощенного в индивидуально-самобытных формах, в развитии личности и индивидуальности в смысловом поле значений, нравов, ценностей и идеалов своей эпохи, в восстановлении божественного образа в его душе.

Образование - часть культуры, уникальное общественное явление, оказывающее огромное влияние буквально на все стороны жизни людей. Осуществляемое обществом, оно является своеобразным отражением социальных отношений, которые в нем существуют, является показателем его духовной культуры.

Образование - такой же целостный процесс, как целостна и сама личность, получающая образование. В единстве функционируют его составляющие: обучение, воспитание и развитие. Попытка их разделить, отдавая приоритет той или иной стороне образования, нарушает его полноту и гармонию, равно как и полноту и гармонию личности.

Смысл образования диктуется смыслом жизни. И. Кант считал, что конечная цель образования - совершенство человека, а это возможно осуществить лишь в высокоразвитом обществе, которое, в свою очередь, осуществимо лишь при появлении людей, способных улучшать его, избавляя общество от пороков. «Порочный круг», если таковой имеет место в стагнирующем обществе, можно разорвать лишь с помощью особого духовного воспитания, которое помогло бы подрастающему поколению, молодежи превзойти своими достоинствами и достижениями предшественников, вывести общество из застоя и спасти свою душу. Он видел в образовании великую тайну совершенствования творческой природы личности, которая приближена к истине. Изучая учения великих педагогов-гуманистов, он пришел к выводу, что не достаточно эффективной передачи знаний (Я.А. Коменский), надо создать такую «гибкую» систему в педагогике, которая была бы способна научить людей менее совершенных - воспитывать людей более совершенных, чем они. Подлинные знания, обладая развивающей духовной силой, приобретаются лишь в процессе творческой образовательной деятельности, совершенствующей душу. Они способствуют процессу постоянного обогащения знаний, но много знающая личность - еще не идеал, она лишь имеет потенциальные возможности для его достижения. И. Кант стремился ответить на вопрос, как всех научить познавать, чтобы творить по этическим законам добра и любви. В своей прагматической антропологии -знании о человеке как гражданине мира, он

утверждал, что все доброе происходит из злого. Люди изобретательны, и в их природе потенциально заложено стремление к возвышенному, которое возрастает с ростом их интеллекта и культуры. В то же время, согласно утверждению Б. Спинозы, мораль не дана человеку изначально, в момент рождения. По своей природе он ни добр, ни зол, т. к. являет собой оба начала. И ему приходится выбирать тот путь, по которому следует идти: либо возвыситься, благодаря воспитанию, образованию, обрести свободу прикладывая значительные усилия, либо скатываться по дороге зла, ожесточаясь по отношению к окружающему миру. И мир в ответ платит тем же: унижает и уничтожает такого человека сначала духовно, а затем, возможно, и физически, если дорога зла привела его к преступлению. Но ощущает ли такая личность свое падение, понимает ли она всю его глубину, сознает ли на каком «дне» оказалась? Если да, то значит для нее не все потеряно, хотя она может до конца и не ощущать своего падения, т. к. ей мешают те ложные идеалы, по которым она оценивает действительность.

И образование, имеющееся у отдельного человека, позволяет ему дать верную оценку тем явлениям, которые окружают нас, через приобщение к великим образцам духовной и материальной культуры. Таким образом, образование имеет ценностное предназначение, становится ключевым в определении качества работы различных учебных заведений, уровня подготовки обучающихся.

Образование в его целостности предполагает в наши дни рассмотрение таких взаимосвязанных, дополняющих друг друга элементов, как ценности - глобальные, государственные, социальные и личностные. Сфера образования стремится выполнить свою функцию интеграции, предполагающую формирование знаний, широкое взаимодействие людей в рамках как отдельной страны, так и разных стран мира с целью раскрытия истинной ценности отдельных культур. Но на практике пока не вполне удается достичь этого отчасти потому, что недостаточно выявлены и изучены ценности отдельных образовательных систем и те общезначимые знания, которые действительно необходимы каждому.

И в этом смысле культура, как и образование, имеет свои национальные особенно-

сти, восходящие к культам предков, их религиям, обычаям, традициям, передающим новым поколениям духовные силы народа, его менталитет.

Сегодня очевидно, что культура не может рассматриваться отдельно от религии, определяющей духовные основы становления личности. По мнению Н.А. Бердяева, «...всякая культура, даже материальная, есть культура духа, всякая культура имеет духовную основу...» [1, с. 166].

Следовательно, культура, образование, религия совместно являются духовной основой развития личности. И от степени совершенства этой основы зависит дальнейшее становление общества, его социальнонравственное здоровье, благополучие.

Большое значение этой проблеме придавал Патриарх Алексий II, который в своем докладе «Основы православного образования в России», сделанном еще в 1995 г. на «круглом столе» в Российской академии образования, размышляя о культуре и судьбе нашей страны, обратил внимание на актуальнейшие вопросы современности, в центре которых -необходимость единения и органического взаимодействия культуры, образования и религии. Именно на этой основе продолжается дальнейшее становление и развитие духовной культуры в рамках российского государства, отдельной личности. «На недавнем архиерейском соборе в центре внимания были вопросы образования и воспитания. Может быть для Церкви, да и для всего общества в целом, нет сегодня задачи более важной и животрепещущей. Можно воздвигнуть благолепные храмы и украсить их дивными иконами, но все это будет лишь «медь звенящая или кимвал звучащий», если не воздвигается храм Божий в душе человеческой» [2, с. 74].

По его утверждению, на наши плечи ложится великая ответственность за то, каким вырастет подрастающее поколение, каким станет будущее нашего народа.

Сегодня ни для кого не секрет, что в наше время все больше искажаются представления об общечеловеческих ценностях и идеалах, идет либо их подмена, либо явное искажение истинного смысла. Многие не понимают, что действительно хорошо, а что плохо, что такое добро, а что - зло. А. Шопенгауэр, наблюдая за различными ценност-

ными представлениями отдельных людей, утверждал, что для многих всякое добро -есть замаскированное зло. Следуя его логике можно продолжить дальше: если добро и зло относительны, то в абсолюте их вообще нет. Но если нет ни добра, ни зла, то позволено все. Аналогичное измененное представление можно наблюдать и в понимании любви, когда ее именем определяются сексуальные отношения порой едва знакомых людей, когда измены и предательства выступают ее нормой, когда возвышенное подменяется материальным расчетом. Отсюда оскудение любви, неверие в ее существование. В результате мы имеет серьезную социальную проблему утраты истинно общечеловеческой ценности, следствием чего выступает отсутствие мира в семье, между людьми, между народами. Несмотря на провозглашение гуманизма, приоритет общечеловеческих ценностей, мы все глубже погружаемся в распри. Агрессия, терроризм, войны, насилие становятся нормой повседневной жизни, человек постепенно привыкает к тому, что его обижают, унижают, оскорбляют, обворовывают, притесняют как на моральном, так и на физическом уровне.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Чудовищным фактом, подтверждающим искаженность ценностных ориентаций, служит заявление матери террористки-смертни-цы, взорвавшей самолет: «Я счастлива, я горжусь своей дочерью». Это заявление противоречит всем нормам морали: как можно гордиться деянием даже родной дочери, которая лишила стольких людей жизни, как может мать оставаться счастливой, зная о смерти собственной дочери?..

Такая позиция - не простое воплощение в действие ценностных ориентаций, это грубая замена Добра Злом, когда Зло становиться Благом. И в этом - тупик, духовная смерть, полное разрушение и деградация.

Искаженные ценности резко тормозят развитие личности, заставляют отвечать злом на зло, вызывают ответную агрессию. Умноженное зло формирует у каждого члена общества чувство страха за собственную судьбу, за судьбу своих детей, родных и близких. Страх обладает огромной убивающей духовность силой, он парализует личность, заставляет ее совершать необдуманные поступки; стремление приспособиться, выжить толкает на предательство и подлость. Но главная бе-

да заключается в том, что многие, особенно молодежь, не могут осознать свои проблемы.

Они считают, что все, что они совершают, это вполне естественно. Они не ведают ни того, как и чем живут, ни того, что творят. Это первый показатель того, что в их душе разрушена иерархия ценностей, т. е. они отделены беспросветной стеной от всего лучшего, что в них самих есть. Отсюда развитие любых пороков, даже спокойное согласие на зомбирование (во многом являющееся отвратительным наследием советского прошлого), полнейшая неспособность отличить Истину от самых грубых форм ее подмены, Христа от Антихриста.

В этом случае речь не может идти о совершенствовании, созидании на благо себе и другим. И исправить ситуацию способно лишь целенаправленное духовное воспитание, образование личности, опирающееся, среди прочего, на религиозные основы.

Православие лежало в основе нашей культуры. С X в. и на всем протяжении нашей истории до советских времен именно Православие являлось духовно-нравственным стержнем образования, воспитания человека. Следует заметать, что в дореволюционной России существовали только начальные православные учебные заведения - церковно-приходские школы. Не было ни средних, ни высших православных учебных заведений, но de jure все учебные заведения считались православными.

Мы много говорим об экологических проблемах загрязнения окружающей среды, но забываем о главном, о загрязнении души человека. Спокойно наблюдаем за уничтожением богатств природы, а с ней и человека. Отсюда совсем не далеко до уничтожения населения планеты, гибели жизни на Земле. В России налицо демографический кризис: сокращается продолжительность жизни, миллионы жизней уносятся абортами, экономическая и социальная нестабильность пагубно влияет на физическое, духовнонравственное здоровье людей.

Другой важнейшей проблемой, усугубляющей положение в сфере духовности, является расцвет оккультизма. Человеческая душа, духовно неграмотная, опустошенная нигилизмом, бесчувствием, стремительно заполняется чем попало. Поэтому такое широкое распространение получили сегодня

различные тоталитарные секты, которые нашли в России благоприятную почву для активного распространения. Патриарх Алексий II, подчеркивая значение религии в образовании и культуре, отмечал, что России все больше грозит неоязычество. Сбываются худшие предположения о неизбежности духовно-нравственного падения, деградации достаточно большой части общества. «Низкая духовная культура, христианская неграмотность, а порой и простое невежество приводят к расцвету преступности, алкоголизму, наркомании, проституции, бурному расцвету оккультизма... Сегодня перед Россией в религиозном плане все более отчетливо обрисовывается жестко поставленная дилемма. Это Неоязычество или Православие» [2, с. 74].

Неоязычество - новое язычество - социально адаптированное явление, оно имеет глубокие исторические корни в России. Сегодня оно обретает новое лицо, распространяется в обществе в самых разных причудливых формах симбиоза с элементами научного мировоззрения. Но, несмотря на все изменения, в его основе всегда заложен пантеизм, культ безличного и бесчеловеческого божества - Идола. В результате человек поклоняется не Творцу, а Твари. А идолы требуют жертв. Это позволяет сделать вывод: на смену безбожию, атеизму идет новое рабство -подчинение стихийным магическим силам, неизбежно ведущее к саморазрушению. Но это не воспринимается как пагубное влияние, а наоборот, вызывает нездоровый интерес: гороскопы, гадания, магические умения управлять жизненными ситуациями - занятия всем этим затягивают как своеобразный наркотик, от него человек, занимающийся разными видами оккультизма, не может отказаться. Кроме того, его интерес подкрепляется полуофициальным признанием этого явления в обществе.

В средствах массовой информации и коммуникаций открыто рекламируются «целители», «маги», «колдуны», повсеместно даются объявления типа: «высокоэффективная магия, мощные привороты. Успех гарантирован», «мощная магия любви, снятие и наведение порчи, заговоры. Дешево. Гарант». Или даже такие объявления, как «Школа колдовства», - не хватает только лишь условий приема и сроков поступления. Видимо прием осуществляется в любое время, только

плати и учись. И подобное явление уже стало обычной нормой, несмотря на непрекра-щающуюся борьбу, которую ведут с этим вопиющим злом представители Патриархии, церковнослужители. Создается впечатление, что Россия постепенно превращается в огромный мировой оккультный центр. Это социальное явление, все более процветающее, требует глубокого научного социально-исторического, психолого-педагогического изучения, анализа тенденций развития современного состояния явления, выявления причин процветания, способов борьбы с ним, изучения его происхождения, источников возникновения. И противостоять этому социальному злу может только культурный, духовно образованный, воспитанный человек, знающий истинный смысл общечеловеческих ценностей и идеалов, разбирающийся в пагубном влиянии процветающих сект. Россия опять стоит перед историческим выбором: служить ли высоким целям или окунуться во мрак неоязычества, в рабство греха и духовного разложения.

Все это подтверждает мысль о том, что сегодня необходимо обратить особое внимание на единство всех звеньев воспитания, где духовное будет играть не декларативную, а реальную роль. Ибо нельзя преодолеть духовный кризис России без функционирующей системы духовного образования. Наше образование постоянно обращается к наследию великих педагогов прошлого, повторяет их мнения, стремится прислушиваться к их советам. И хочется, чтобы было услышано мнение К.Д. Ушинского, который часто говорил о необходимости взаимодействия образования и религии. Без них, как он считал, нельзя воспитать культурного человека, человека, достойного своего общества. «Современная педагогика исключительно выросла на христианской почве, и для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая - безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и результатов впереди» [3, с. 46].

Духовное развитие личности в России имеет многовековой опыт, носителями духовности были святые Земли Русской, лучшие люди, которыми полнилась Россия во все времена. Православие сформировало Великий народ, создавший могучее государство, великую культуру, литературу, искусст-

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

во, образование. И сегодня у России одна задача - воспитание подрастающего поколения, достойного своего Отечества, и от того, как удастся ее решить, зависит будущее нашей страны.

1. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

UDC 13

CULTURE, EDUCATION, RELIGION IN RUSSIA

Larisa Sergeyevna ZORILOVA, Moscow State University of Culture and Arts, Moscow, Russian Federation, Doctor of Culturology, Professor, Head of Pedagogics and Psychology Department, Director of Music Institute, Member Russian Writers Union, Corresponding Member of International Academy of Pedagogical Education, e-mail: zorilova@mail.ru

The article represents the synthesis and interaction of Russian culture with the educational system, formation of human values and ideals and the influence of religion, which in Russia in different historical times, was accompanied by all spheres of human life, but today is perceived ambiguously.

Key words: culture; education; religion; orthodoxy; neo-heathendom; values; good; evil.

2. Алексий II. Основы православного образования в России // Педагогика. 1995. № 3.

3. К. Д. Ушинский и русская школа: Беседы о великом педагоге / под ред. Е.П. Белозерцева. М., 1994.

Поступила в редакцию 21.03.2012 г.