Научная статья на тему 'Культура народов Урала в эпоху средневековья: этнокультурные системы до и после колонизации'

Культура народов Урала в эпоху средневековья: этнокультурные системы до и после колонизации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
840
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САРМАТЫ / УГРЫ / МАДЪЯРЫ-ВЕНГРЫ / ВОГУЛЫ / ОСТЯКИ / САМОЕДЫ / СИБИРСКИЕ ТАТАРЫ / КАЗАКИ / ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / ЭТНОКУЛЬТУРОГЕНЕЗ / КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ / КОЛОНИЗАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / ЮГРА / SARMATS / UGORS / HUNGARIAN MAGYARS / VOGULS / OSTYAKS / SAMOYEDS / SIBERIAN TATARS / COSSACKS / MIGRANTS / ETHNOCULTURAL GENESIS / COOKING TRADITIONS / COLONIZATION / COMMUNICATION / YUGRA / URAL / WESTERN SIBERIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Розенберг Наталия Абрамовна

В статье анализируются процессы этнокультурогенеза народов Югры и динамика формирования государственности угорских народов, а также изменение способов и типов хозяйствования на завоеванных русскими землях, процесс урбанизации и сложение основ нового проликультурного региона, в развитии которого большое значение имела частная инициатива наряду с государственной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culture of the Urals in the Middle Ages: ethno-cultural system before and after colonization

The course of long-term colonization of the Northern and Central Ural as well as Western Siberia by Russians is examined within the framework of ethnogenetic processes that had taken place in the Yugra region and had differed in dynamics from the events of the Great Migration that, in their turn, significantly influenced the rates of ethnocultural genesis among peoples of the Ural and Western Siberia. New ways and types of management on the territories conquered by Russians, urbanization processes and formation of principles of a new regional multicultural type. A correlation of personal initiative and state policy on the territories being developed has formed.

Текст научной работы на тему «Культура народов Урала в эпоху средневековья: этнокультурные системы до и после колонизации»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 94(470):7

Н. А. Розенберг

КУЛЬТУРА НАРОДОВ УРАЛА В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ: ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ СИСТЕМЫ ДО И ПОСЛЕ КОЛОНИЗАЦИИ

В статье анализируются процессы этнокульту-рогенеза народов Югры и динамика формирования государственности угорских народов, а также изменение способов и типов хозяйствования на завоеванных русскими землях, процесс урбанизации и сложение основ нового проликультурного региона, в развитии которого большое значение имела частная инициатива наряду с государственной.

The course of long-term colonization of the Northern and Central Ural as well as Western Siberia by Russians is examined within the framework of ethnogenetic processes that had taken place in the Yugra region and had differed in dynamics from the events of the Great Migration that, in their turn, significantly influenced the rates of ethnocultural genesis among peoples of the Ural and Western Siberia. New ways and types of management on the territories conquered by Russians, urbanization processes and formation of principles of a new regional multicultural type. A correlation of personal initiative and state policy on the territories being developed has formed.

Ключевые слова: сарматы, угры, мадъяры-вен-гры, вогулы, остяки, самоеды, сибирские татары, казаки, переселенцы, этнокультурогенез, культурная традиция, колонизация, коммуникация, Югра.

Keywords: Sarmats, Ugors, Hungarian Magyars, Voguls, Ostyaks, Samoyeds, Siberian Tatars, Cossacks, migrants, ethnocultural genesis, cooking traditions, colonization, communication, Yugra, Ural, Western Siberia.

На исходе раннего железного века (VIII в. до н. э. - III в. н. э.) в степях Южного Урала, важного по своей культурной значимости отрезка Великого степного пути Евразии, доминирующей экономической и военной силой становятся сарматы. С такой яркостью культура индоиранского мира проявила себя здесь в последний раз. Сарматы - этнос, возникший в результате метисации саков и угров. Они пришли на смену савроматам. И хотя это иной, нежели сав-роматы, этнос, они многое унаследовали от сав-роматов, поэтому их культура рассматривается как савромато-сарматская. Такое явление характерно для кочевых цивилизаций, где культурные

© Розенберг Н. А., 2012

традиции передаются от этноса к этносу и имеют эстафетный характер.

Сарматы подчинили, истребили и частично ассимилировали савроматов. Этот кочевнический народ создал мощную армию, главной ударной силой которой явилась тяжелая конница, вооруженная длинными мечами для рубки именно в конном бою, где сарматам не было равных.

Сарматы занимались не только вооруженными набегами - у них было развито отгонное скотоводство и домашние промыслы. Зимовали они на поселениях в бревенчатых полуземлянках. Если в начальный период развития сарматская керамика была лишена украшений, то в IV в. до н. э. они переходят к изготовлению богато украшенной посуды [1].

Сарматское общество находилось на стадии разложения родового строя, его верхушка - племенные вожди - обладала гораздо большим богатством, чем рядовые общинники.

Особое положение занимали женщины-жрицы, имевшие в сарматском обществе большое влияние. Очевидно, они принадлежали к высшему слою общества, так как в их захоронениях кроме таких атрибутов, как жертвенные столики, имеются наборы дорогих, мастерски выполненных украшений.

До замужества сарматская женщина участвовала в сражениях и, только убив несколько врагов, она, в соответствии с традициями, выходила замуж. В воинственных амазонках, описанных Геродотом, узнаются черты сарматских женщин.

Об имущественном расслоении и религиозных представлениях сарматов свидетельствуют их погребения - курганы. Важно подчеркнуть, что знаком господства над территорией, покоренной сарматами, было то, что захоронения вождей располагались в ее центральной части. Это относится и к Филипповским курганам. Центральный из них отличается внушительными размерами. При своем возведении он имел высоту 15 м, а диаметр 70-80 м. Это мощное сооружение с четырехкамерной могильной ямой, дромосом и шатрообразным перекрытием, выполненным из массивных бревен. Среди сопровождающего инвентаря там найдены оружие, предметы конского снаряжения, драгоценные предметы из золота и серебра, деревянная посуда, обитая золотым и серебряным листом, вотивная скульптура.

О распространении солярного культа свидетельствуют встречающиеся в погребениях фигурки фантастических золотых оленей с огромными, причудливо ветвящимися рогами. Это символ солнечной энергии - фарн, связанный с представлениями зороастризма. В знак почитания солнца в жертву ему приносили коней, которых помещали в особые погребальные камеры. Некоторые божества сарматов имели зооантропомор-фный облик, сарматы поклонялись кабану, верблюду, волку, рыбе. Своеобразие сарматской пластики - в ее изяществе, мастерском сочетании в образе зооморфного божества реальных, узнаваемых и причудливых, фантастических особенностей и черт. Произведения сарматского звериного стиля декоративны и легки, даже тело животного покрывает геометрический узор. Единство декоративных мотивов отличает как вотив-ные предметы, так и драгоценные утилитарные. В этом особенность сарматского искусства в отличие от массивных и целостных произведений скифского звериного стиля.

Начавшееся в III в. н. э. Великое переселение народов происходило вдоль пояса степей от Центральной Монголии до Придунавья. Волнами двигались по известным с древности путям разноэтничные племена. Сначала гунны, затем угры, венгры, самодийцы, тюрки. Карта привычного, устоявшегося размещения этносов сместилась не только в широтном, но и в меридиональном направлении.

Так, еще более отделились друг от друга культуры-этносы, составлявшие некогда целостные группы внутри Ананьинской культурно-исторической общности. Они, в свою очередь, вытеснили с прежних мест обитания угро-самодийские народы. И наконец, на Южном Урале появился племенной союз венгров-мадьяр, переселившихся из Зауралья, в культуре которых отчетливо прослеживается угорский компонент. Сходство южноуральских могильников и древневенгерских могильников «периода обретения Родины» доказательно свидетельствует, что именно на Южном Урале в VII-VIII вв. находилась "Magna Hungaria" (Великая Венгрия, упоминаемая в летописях).

Выход на арену мировой истории древних тюрков и создание вслед за Великим тюркским каганатом Западного тюркского каганата, затем Хазарского каганата и Волжской Булгарии существенно повлияли на культурные процессы на всем Урале на протяжении I тыс. - начала II тыс. н. э.

Угорские народы с древности были связаны с двумя торговыми путями, втягивавшими их в орбиту мировой торговли. Великий шелковый путь имел свои ответвления на север - к Оби и Иртышу, которые входили в торговую магистраль с

государствами Передней Азии. Второе направление - путь «из варяг в греки», на запад и в Киевскую Русь. Ни тот, ни другой пути в течение тысячелетий не прерывались. Главным предметом вывоза из Зауралья была пушнина, ввозились предметы роскоши. Торговые магистрали были одновременно путями культурных коммуникаций. Именно торговля помогала интегрировать экономические, государственные, религиозные взаимодействия между многочисленными княжествами, сложившимися на территории Зауралья и Западной Сибири во второй половине I тыс. н. э. С этого времени все чаще упоминается название территории - Югра.

Центрами югорских княжеств были возникшие в древности укрепленные поселения, которыми некогда правили родовые предводители хантов и манси. Вокруг центров располагались неукрепленные селища. Со временем из родовых возникали общественные центры, которые возводили на труднодоступных местах, иногда на гористой местности возле реки. Тогда на берегу сооружали пристань. Крепостная архитектура отличалась тем, что и стены, и жилые здания строили из дерева. Возле городской стены сооружали ров, вход в город был по узкой лестнице, а стены в отдельных случаях покрывали медным листом.

Город был административным, торговым, религиозным центром. В центре него располагался в особом доме князь, в доме напротив размещались его воины («большой дом»), а рядом находились хозяйственные и культовые сооружения -священный амбар на сваях [2].

Образ жизни князя и его приближенных заметно отличался от образа жизни рядовых соплеменников. В употреблении были дорогие одежда и оружие. В мирное время князь и дружина устраивали пиры. Характерно, что простолюдины назывались земляными людьми, так как они жили в полуземлянках и на их плечи легла тяжесть различных земляных работ.

В южной части Приобья укрепленные городки были заметно больше - 2-3 тыс. кв. м, чем на севере, где их площадь не превышала 300 кв. м. До X столетия ключевые позиции в торговле с Югрой занимал Хазарский каганат, в Х-Х^ вв. Волжская Булгария и Золотая Орда. Известно, что торговые караваны булгар проникали на отдаленные земли Югры и прибегали там к бесконтактной обменной торговле. В определенном месте булгары оставляли свои товары, а местные охотники оставляли рядом с выбранными товарами пушнину. Если купцы были согласны с предложением, они забирали шкурки, оставляя товар, за который их предложили. Иногда обмен продолжался снова. И поскольку потребность в пушнине возрастала, значение Волго-Камского

торгового пути, где в гуще местного населения возникли булгарские торговые фактории, тоже усиливалось. Чтобы избежать участившихся военных столкновений, югорские князья создают объединения для защиты от булгарских, татарских и русских военных отрядов.

Великий Новгород уже в XI в. пытался обложить Югру постоянной данью, и со второй половины XI в. Югра считалась его «волостью». Однако политика торговых отношений с вогулами, остяками и самоядью (ненцами) оказалась куда более успешной. В Новгороде была создана торговая корпорация «Югорщина», которая успешно торговала на Югре в XIII-XIV вв. [3] Военные экспедиции в Приобье, предпринятые новгородцами в XIV в., наталкиваются на сильное вооруженное сопротивление. Новгородские воеводы Василий Шенькурский и Михайло Яковль, продвигаясь по устью и на юг по Оби, в 1364 г. встретили войска Обдорского, Ляпинского, Код-ского, Пелымского и Казымского княжеств. Через 40 лет в борьбу за Югру вступает Московское княжество. Впервые Уральские горы московские войска перешли в 1483 г., т. е. за сто лет до похода Ермака, и тогда же на судах вошли в Иртыш, а из Иртыша в Обь. В шертной грамоте 1484 г. перечислены княжества и имена князей, которые правили в наиболее крупных владениях. Иван III после этого похода, когда было заключено мирное соглашение, по которому княжества обложили данью, добавил к своему титулу - великий князь Югорский. В 1500 г. после очередного похода он становится великим князем Обдорским и Кондинским. Для замирения новых княжеств Нижнего Приобья потребовался отряд в 4 тыс. человек. Однако вхождение этих княжеств в Московское государство «было номинальным, а их вассальная зависимость определялась условиями нерегулярной выплаты дани - «по доброй воле, со всякого человека по соболю» [4].

К середине XV в. вогулы и остяки имели развитую систему административно-территориального устройства, основанную на гибком взаимодействии соседской общины - волости - княжества. В 16 княжествах насчитывалось тогда 59 городов, и эта система была политической основой региона накануне «Сибирского взятия». Наибольшую готовность к борьбе с завоевателями обнаружили Назымское, Кодское, Казымское, Сосьвинское, Куноватско-Ляпинское, Обдорское, Пелымское и Белогорское княжества. Память о легендарных князьях - предводителях народа сохранялась в героическом эпосе хантов.

Важным интегратором культурных процессов стала религиозно-ритуальная жизнь. Ее центром явилось Белогорское княжество, территория которого находилась на землях от устья Иртыша

вверх по Оби. «Несмотря на сравнительно большую территорию... святилищ... сведения о них почти не отражены в исторических источниках» [5]. Белогородское мольбище было самым крупным в Северо-Западной Сибири, для совершения молений толпы людей собирались у изваяния наиболее почитаемого божества обских угров -Мир-сусне-хума, которого называли еще Старик Обский. И хотя центром Белогорского княжества был Тунг-пох-вош (Крепость святого сына, Божьего сына городок), место, где обычно находился идол, тщательно скрывалось. Знал о нем только шаман, приставленный стеречь его. Этот шаман передавал волю Мир-сусне-хума народу, имя бога буквально означает «Смотрящий за миром» - вогулы и остяки верили и продолжают верить, что он является наиболее могущественным из семи сыновей верховного божества Ну-ми-Торума, их покровителем и посредником между людьми и богами Верхнего мира. Ему в жертву приносили коней и рыбу, прося удачи в охоте на водоплавающую птицу и в ловле рыбы. Он был могущественным мужским божеством, которое представляли в виде всадника с оружием, он же помогал отвести опасности, в том числе военные, и поэтому среди дорогих подношений на жертвенных местах складывались доспехи и оружие.

В качестве домашних идолов и личных оберегов у обских угров были антропоморфные и зо-орнитоантропоморфные бронзовые пластины и деревянные идолы родоночальников-воинов. Таким образом, в последние века Средневековья мифология и культовая практика остяков и вогулов сочетает древнейшие пласты тотемических верований и более поздние представления, по которым обожествлялись воины-родоначальники. Все сферы мироздания были маркированы зооморфными символами. И даже Мир-сусне-хум имел свое орнитоморфное воплощение - гуся -и зооморфное - медведя (его тоже называли Священного города старик).

С распространением власти монголов в Сибири некоторые княжества, Самарское/Белогорское в том числе, платили им дань. В Х-Х11 вв. тюрки проникли сначала в лесостепную, а затем в южностепную зону Западной Сибири. Так была заложена основа формирования сибирских татар. Во второй половине XVI в. влияние Сибирского ханства в Северо-Западной Сибири заметно усилилось, на престоле с 1565 г. сидел князь Кучум. Как было отмечено, с XI в. Новгородская республика, а с конца XIV по XV в. Великое княжество Московское совершает вооруженные походы за Урал, стремясь покорить и обложить данью непокорную Югру. После падения Казанского ханства продвижение русских за Камень (за Урал) становится составляющей государствен-

ной политики. К моменту решающих событий -началу похода Ермака в Сибирь в 1581 г. - Иван Грозный уже дал разрешение Строгановым строить соляные городки сначала на Каме, а потом и в Зауралье - по рекам Тобол, Иртыш, Обь.

В конце XVI в. Строгановы столкнулись с проблемой сохранения своих владений от разорений, чинимых войсками вогулов и сибирского хана. Военная угроза могла быть устранена только с помощью сильного, хорошо обученного отряда. Таким отрядом стало казачье войско Ермака, приглашенного Строгановыми для похода за Камень. Исследователи единодушны во мнении, что «в организации похода Ермака совпали интересы правительства, Строгановых и самих казаков» [6].

Таким образом, начатый процесс колонизации Урала и Сибири проходит под знаком проникновения на новые территории вольного люда - крестьян и казаков, промышленников-предпринимателей и государственной администрации. Правительство не посылало на завоевание Сибири своих войск, - отряд был снаряжен Строгановыми. И поэтому образ Ермака и действия его столь противоречиво оцениваются в российской науке. Эти оценки были противоречивыми уже в современных летописях. Воспринимать ли его как народного героя или как предводителя отряда наемников, которые явились захватить чужую территорию?

Строгановская летопись очень ярко описывает мощь войска Ермака и то, как поразило войско Кучума огнестрельное оружие, не известное сибирским татарам. Из различных письменных документов известно, что Кучум собрал в свое войско и татар, и вогулов, и остяков. Оборона столицы Сибирского ханства, Кашлыка, закончилась его падением и бегством из-под его стен многочисленного и разноплеменного войска хана. Гибли, защищая свои владения, югорские князья. Вскоре после захвата ставки Кучума Ермак отправил в Москву отряд из пяти казаков с челобитной и ясаком: «60 сороков соболей с брюшками и хвостами, да 50 бобров черно-карих, да 20 лисиц черно-бурых, да трех человек из приближенных царя Кучума со слугами их... И посланный от атамана Ермака Тимофеевича с соратниками атаман Гроза Иванов с ясаком в Москву прибыл, и великому государю били челом, и снисхождения просили, чтобы великий государь их вину смертную, смилостивился, простил, ради высокого их труда, и повелел бы присланную казну у них принять и воевод своих от себя, государя, послать в только что взятую столицу сибирскую... А великий государь в то время в соборной и апостольской церкви со святителями и духовными чинами своими молебствовал, и прощения у московских чудотворцев просил, и

атамана Ермака Тимофеева с соратниками его, казаками, дружину его храбрую, за службу их и за преданность, всю прежнюю вину им простил, и ясак у них принять велел, а их атамана Грозу Иванова с соратниками велел наградить и с ними свои государевы подарки и жалованную грамоту послал в Сибирь... атаману Ермаку с соратниками его. А воеводам своим великий государь приказал готовиться к зимнему переходу, не ожидая указа. А до того времени приказал государь царь Иоанн Васильевич покоренными городами Сибирского ханства править атаману Ермаку Тимофееву с соратниками» [7].

Гибель Ермака в 1585 г. и обстоятельства, которые привели к этому, до сих пор обсуждаются и по-разному истолковываются в науке. Но и для врагов Ермак оставался фигурой легендарной. Так, известно, что его доспехи противники Ермака поделили после его гибели. Один был отдан мурзе Кайдаулу, кольчуга Ермака, которую взял князь Алач, хранилась в главном Бе-логородском святилище и почиталась как святыня [8]. Закрепление за русскими земель Югры продолжалось с продвижением на север. Для окончательного покорения земель по Оби царь Федор снарядил казацкий отряд, который и покорил Обдорское княжество. Был сооружен Об-дорский острог, к которому в 1635 г. перешла функция сбора ясака с местного населения. Главной ценностью являлась пушнина, мягкое золото веками притягивало к себе искателей наживы. Уже в 1660 г. сибирская казна давала свыше 600 тыс. руб., или около одной трети доходной статьи бюджета государства [9].

В пору начального периода своей истории Обдорск (сегодня Салехард) был последним населенным пунктом на Обском Севере. Сегодня это единственный город в Заполярье.

Веками торговля в этом регионе держалась на зверином и рыбном промыслах и на оленеводстве - занятиях, составлявших основу традиционного хозяйства и материальной культуры ненцев, хантов и манси (самоедов, остяков и вогулов, как называли их в русских летописях).

К началу XVII в. в Зауралье были уже города Обдорск, Березов (1593 г.), Сургут (1593 г.), Тобольск (1587 г.). Между Тобольском и Березовом были созданы две ямские станции: Самаровский и Демьяновский ям. Русские селились на местах, где некогда были центры югорских княжеств и Сибирского ханства. Население большинства из них было полиэтничным, и в качестве старожильческого слоя сюда переселяли семьи из Приуралья и территорий Русского Севера, из Олонецкого, Вологодского, Пермского краев. Важен был опыт хозяйствования в условиях климата, где уже в октябре стояла суровая и снежная зима, а хлебопашеством можно было заниматься ближе к юж-

нотаежной полосе. По царскому указу 1637 г. ямщиков предстояло выбирать из числа дееспособных, работящих людей, которых переселяли семьями. Характерно, что работящие, как это следует из документа, это люди «не из тягла, холопов, не из крепостных, не из воров, не из пьяниц и не из людей пустячных, а семейных» [10]. Эти крестьяне составили особый слой старожильческого населения Сибири. Смелые, опытные, выносливые, они обладали недюжинным умом и смекалкой, а при случае могли постоять за свои права. Они были освобождены от подушной подати, их повинностью было стоять на яму и справлять езду по найму. «И указал царь 12 июня 1645 г.: вперед Демьянсково яму ямским охотникам для ямской гонотьбы давать одно наше денежное жалованье... по 20 рублев на паи, а хлебного им жалованья не давать, потому что они... завели пашни. А Самаровского яму ямским охотникам... давать жалованье... по 20 рублев, а хлебного жалованья давати им половину окладов их по 10 чети ржи, по 10 чети овса на год на паи, потому что... у тех самарских ямских охотников пашенные земли нет» [11]. Необходимость в таком управлении понятна: прогоны по длительности составляли от 3 до 6 дней, и это только от одной станции до другой. В зависимости от сезона путешественникам приходилось пересаживаться из саней в лодку или в нарты. При начале организации ямского дела власти стремились привлекать к нему остяков и вогулов. Но государственной власти в результате пришлось выбирать, что для нее важнее - пушнина или ямская повинность. В челобитной от 5 января 1629 г. написано следующее: «Да мы же, государь, сироты твои, ходим в под-ворках под твоею государевою державою и собо-линою казною и под детьми боярскими, и под служилыми людьми, и под целовальники, которые ездят в сибирские городы: на Березов и на Мангазею, и на Обдор, и на Кыртас, и в Сургут, и в Нарым, и в Томский город, и в Кетской, и в Енисейский, и в Кузнецкие остроги. А как, государь, бывает в сибирские городы воеводам перемена, и мы, сироты твои, под воеводами, которые ездят с Москвы в сибирские городы и из сибирских городов к Москве, в подводах ходим вниз и вверх Тобольска, летнею порою ходим в подводах судами, а зимнею порою, в некоторых волостях лошадей нет, ходим нартами на собаках... мы, сироты твои, от беспрестанных подвод в конец погибли и на соболиные промыслы ходить добывать на твой государев ясак не поспеем» [12]. И поскольку эти жалобы участились, подводная повинность с остяков была снята.

Ямщики северных территорий тоже неоднократно обращались к царю с просьбой дать им в годовое содержание кроме денежного довольствия еще и хлебное. По мере освоения Сибири

выяснилось, какие территории хлебородные, а какие нет, и произошло разделение занятий. Одни переселенцы по преимуществу занимались извозом, другие - хлебопашеством.

Линии укрепленных поселений выстраиваются вдоль наиболее важных путей коммуникаций. Это засечные черты. Сначала Исетская (1685 г.), постепенно она разрастается и доходит до Кун-гура и Камы, южнее ее и в том же широтном направлении строится (1752-1754 гг.) Тобо-ло-Ишимская линия. Все новые укрепленные линии вырастают на границах Российского государства в XVIII-XIX столетиях, по мере продвижения к старинным торговым путям из Средней Азии в европейскую часть страны. Они возводятся и в широтном, и в меридиональном направлении, защищая целостность государства и его торговые интересы. В 80-е гг. XIX в. на этих путях начнется сооружение железнодорожных магистралей и речных пристаней, разовьется сеть торгов и ярмарок, имеющих не только региональное, но и общероссийское значение. На огромных пространствах Западной Сибири и Урала неоднократно пересекались интересы государства и частной инициативы - предпринимателей, которые в обход власти стремились торговать с местным населением, закупая пушнину. В отношениях с властью обские угры далеко не всегда соблюдали закон. Те из них, кто не подчинялся, враждовали с законопослушными соплеменниками. Власть стремилась выстраивать способы ком-муницирования последовательно и постепенно. Слишком отличался образ жизни и ценности оседлого служилого населения и вольнолюбивых кочевников, которые оставались подлинными властителями своих таежных и речных угодий. Небольшую часть хантов и манси удалось христианизировать только в начале XIX в.

Таким образом, тысячелетняя история культуры региона со всей определенностью проявилась в системе культурных связей и коммуникаций, которые стали значимыми для народов с разным уровнем социокультурного развития и разным вероисповеданием. Интегратором культурных процессов в Западной Сибири - Зауралье с сер. XV в. становится Российское государство, политика которого в отношении завоеванных территорий и покоренных народов отличалась известной гибкостью. Развивая хозяйственную инфраструктуру, старожильческое население осваивает прежде всего значимые узлы коммуникативных связей, местоположение которых иногда совпадает с центрами прежних феодальных владений местных князей. На первых порах группы русского населения селятся компактно, под защитой укрепленных городков-острогов и транспортных станций-ямов. Образ жизни здесь сформирован самими условиями обитания - су-

H. E. Вокуев. Притворство в современной (медиа)культуре

ровым климатом и опасностью вооруженного нападения. Вместе с тем русские хорошо знали обычаи и нравы обских угров, с которыми сталкивались на протяжении почти двух столетий. Две эти культуры, находившиеся поначалу в открытом противостоянии, постепенно начинают взаимодействовать для создания и расширения системы связей на торговых путях. Сибирские татары как посредники в торговле со Средней Азией, издавна осевший на своей территории народ, сохраняли традиционные занятия и веру.

Примечания

1. Археология Южного Урала. Стерлитамак, 1992. С. 15.

2. URL: http://www.admhmansy.ru/publish/ samara.article5.shtml. С. 2.

3. Там же. С. 3.

4. Там же. С. 6.

5. URL: http://www.admhmansy.ru/publish/ samara.article5.shtml

6. URL: История Урала. 1989. С. 153.

7. URL: http://www.admhmansy.ru/publish/ samara.article5.shtml. С. 6.

8. Там же. С. 8.

9. URL: http://www.moyamal.narod.ru/history.htm. С. 1.

10. URL: http://www.admhmansy.ru/publish/full/ &id=74. С. 10.

11. URL: http://www.admhmansy.ru/publish/ samara.article4.shtml. С. 15.

12. Там же.

УДК 130.2

Н. Е. Вокуев

ПРИТВОРСТВО В СОВРЕМЕННОЙ (МЕДИА)КУЛЬТУРЕ

Статья посвящена такому явлению, как притворство. Эта практика получила большое распространение в современной культуре и в особенности в Интернете, где деятельность индивида сопровождается созданием его виртуальных двойников. Притворство рассматривается в широком социокультурном контексте и связывается с автономизацией человека, явившейся результатом так называемой «смерти Бога».

The article is dedicated to such a phenomenon as pretense. This practice is widespread in contemporary culture, especially in the Internet where activities of person are accompanied by the creation of his (or her) virtual doubles. Pretense is considered in a large sociocultural context and associated with autonomisation of the human being which was the result of so called "death of God".

Ключевые слова: притворство, симулякр, медиа, аватаризация, виртуальная идентичность, кризис платонизма, смерть Бога.

Keywords: pretense, simulacrum, media, avatarization, virtual identity, crisis of platonism, death of God.

© Вокуев H. E., 2012

Медиатизация человека

За современной эпохой давно закрепился эпитет «информационная». Мы живем в мире, где, согласно Маршаллу Маклюэну, средство становится сообщением или, по Жану Бодрий-яру, властвуют симулякры - знаки, которые больше не отсылают ни к какой реальности и, более того, убивают ее. В этом мире все интенсивней происходит сращивание или даже замещение реального виртуальным. Иными словами, происходит все большая медиатизация окружающей нас среды.

При этом нельзя отрицать, что экспансия медиа сопряжена с важными изменениями в них самих. Ранее воспринимавшиеся как внеположные индивиду институты, которые к тому же были вовлечены в отношения манипулирования и доминирования, сегодня медиа, безусловно, стали более «человечными», то есть более близкими индивиду и подверженными ответному с его стороны влиянию.

В 1972 г. Жан Бодрийяр обозначал главную характеристику средств массовой информации как «слово без ответа», полагая, что СМИ авторитарны по своей сущности, так как реализуют одностороннюю коммуникацию. «Вся современная архитектура медиа, - писал он, - основывается на следующем определении: они суть то, что всегда запрещает ответ, что делает невозможным любой процесс обмена (если только он не примет форму симуляции ответа, включенную в процесс передачи, что ни в коем случае не меняет односторонность коммуникации)» [1].

Однако интерактивность, пришедшая в систему СМИ с развитием Интернета, опровергает суждения философа. Структура сайтов многих, если не большинства, средств массовой информации позволяет читателям оставлять комментарии, которые воспринимаются как продолжение первичного сообщения и могут повлиять на его восприятие другими адресатами.

«Очеловечивание» медиа связано с распространением технических средств, позволяющих индивиду самому генерировать и публиковать информацию. В первую очередь это связано с развитием так называемых «новых медиа», к которым относятся социальные сети вроде Facebook и «Вконтакте», блоги и микроблоги (LiveJournal и Twitter). Они дают человеку возможность самому стать средством более или менее массовой информации, альтернативным традиционным ме-диаинституциям. Отсюда - изредка встречающиеся в литературе названия этих средств коммуникации, такие как «мы-медиа» и «я-медиа». Социальные сети и блоги действительно превращают человека в медиум. А сопровождается этот процесс «аватаризацией» - созданием виртуальных дубликатов самого себя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.