Научная статья на тему 'КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ МИРА'

КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ МИРА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
139
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРА / РАССУДОК / РАЗУМ / ПРОТИВОРЕЧИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Поляруш А.А.

В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка оценить состояние определения понятия «информационная культура» и его отношение к понятию «культура мышления». В статье обоснована мысль о том, что основанное на разуме диалектическое мышление выступает инструментом переработки информации как генерирования нового знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE OF THINKING AND INFORMATION CULTURE IN THE PROCESS OF COGNITION OF THE WORLD

As a research task, the author identified an attempt to assess the state of the definition of the concept of "information culture" and its relation to the concept of "culture of thinking". The article substantiates the idea that dialectical thinking based on reason is a tool for processing information as generating new knowledge.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ МИРА»

КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В ПРОЦЕССЕ

ПОЗНАНИЯ МИРА

А.А. Поляруш, канд. пед. наук

Красноярский государственный аграрный университет, Ачинский филиал (Россия, г. Ачинск)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-3-2-41-43

Аннотация. В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка оценить состояние определения понятия «информационная культура» и его отношение к понятию «культура мышления». В статье обоснована мысль о том, что основанное на разуме диалектическое мышление выступает инструментом переработки информации как генерирования нового знания.

Ключевые слова: информация, компьютеризация, культура, рассудок, разум, противоречие.

В неиссякаемом потоке публикаций объективный процесс информатизации современного общества ритуально идентифицируется с компьютеризацией. Так, К.Р. Овчинникова первичным звеном признаёт навыки владения информационными технологиями, а вторичным - «мотивация творчества, стремление повышать свой культурный, общеобразовательный и профессиональный кругозор, развивать умения и навыки профессиональной деятельности» [1]. Тот же нарратив звучит и у Т.С. Коваль: «Отличительная особенность развития человечества на современном этапе - переход к информационному обществу, в рамках которого приоритетное развитие получает вычислительная техника, увеличивающая интеллектуальные возможности людей» [2]. Вместе с тем правомерен вопрос: способствует ли прогрессу уплотнение информационной среды обитания человека? Научный прогресс как действительный прорыв в общественном развитии состоялся в 19 веке. Последнее крупное научное открытие состоялось на рубеже 19-20 вв. - квантовая механика. И далее на протяжении всего 20 в. и первой четверти 21 в. наблюдается лишь прикладное значение этой революционной теории в форме изобретений. Нелишним будет напомнить адептам компьютеризации о гениальных исторических личностях: Леонардо да Винчи, Ньютон, Менделеев, Планк, Эйнштейн - силой разума ускорившим прогресс, без компьютеров.

В настоящее время крепнет тенденция определить понятие «информационная культура». На смену узкому пониманию этого феномена, как: «хранение и передача информации, подготовка человека к эффективному использованию информационных средств» [2] приходит осознание, что «информационная культура» - понятие многоаспектное. Так В.А. Виноградов, Э.П. Семенюк определяют его как «важнейший компонент духовной культуры общества» [3, 4]. Если эти исследователи включают аксиологическую составляющую в структуру духовной культуры, то современное нравственное состояние общества даёт массу аргументов, опровергающих приведённое определение. Известный педагог-теоретик И.Я. Лернер фактически отождествляет информационную культуру с общеучебными навыками и умениями, которые представляют собой объёмный список, означающий всего лишь навыки репродуктивного мышления [5].

Таким образом, обращение к многочисленным авторам убеждает в аморфности существующих сегодня определений понятия «информационная культура», движении по поверхности проблемы, в то время как исследуемое понятие представляет собой жёсткую конструкцию, но её пока никто не открывает. Поскольку окружающий мир обладает системностью, то и процессы, отражающие мир в нашем сознании в виде идеальных образов, тем

более обладают чёткой закономерностью и системностью.

Чтобы открыть любую конструкцию, необходимо установить логические связи между её элементами. Что такое культура? В широком смысле - это качественно новый уровень какой-либо природной формы, преобразованной человеком и в интересах человека. Следовательно, информационная культура - это преобразованная информация. Поскольку для любого преобразования исходного материала нужны специальные инструменты, то и для преобразования информации также нужны инструменты, в свою очередь также преобразованные человеком. Таким инструментом выступает мышление. Но не любое, а преобразованное мышление. В логике наших ходов, преобразованное мышление есть культура мышления. Вопрос: что же выступает в качестве преобразуемой природной формы мышления? От природы каждому представителю биологического вида Человек Разумный в форме мыслительных задатков дан видоспецифический признак - рассудок. Преобразованный (окультуренный) рассудок есть разум.

Если я преобразую информацию инструментом познания разумом, то я устанавливаю сущностные связи между имеющимися знаниями и новой порцией информации. В результате идеализации в сознании выстраивается новая конструкция, новое знание. Это и есть индикатор усвоения информации. А усвоенная информация -не что иное как знание.

Генерирование нового знания на основе имеющейся информации невозможно на уровне рассудка. Рассудок способен лишь воспроизвести информацию и передать. Рассудок выступает низшей ступенью познания, схватывающей внешние признаки предмета, способный ответить на вопрос «как», но не «почему». Разум - высшая ступень познания. Разум схватывает и удерживает сущность, заложенную в форме единства противоположностей, вырастающих в противоречие. Выявить противоречие в объекте и разрешить его, используя законы и принципы диалектического метода как высшего способа познания - это и есть производства нового зна-

ния. Однако, подобно тому, как в каждое природное тело заложена возможность его «окультуривания», так и рассудок (природа) имеет основания для его преобразования. Преобразовать сознание - значит, перевести мыслительную деятельность с уровня рассудка на уровень разума! Следовательно, культурное мышление есть разумное мышление.

Становление цивилизации представляется как процесс окультуривания (преобразования) природы. Очевидно, что такое преобразование возможно лишь при условии, что в самом объекте, подлежащем человеческому воздействию, заложена способность быть преобразованным. Так, в нефти заложена природой способность стать пластмассами. Если мы ставим перед собой задачу формирования разума, значит, мы должны войти через содержание любой предметности в человеческую субъективность, раздвигая её исходно -потенциальные возможности (рассудок -природу) до их логических пределов и создавая тем самым универсальную способность владения любым предметом (разум).

Рассудок улавливает лишь внешние признаки предметов, не видя их природы, сущности, скатываясь к догматизму, к неподвижным, устойчивым, «абсолютно -истинным» представлениям о предмете, и столь же устойчивым и непререкаемым формам их введения в сознание. Следовательно, без изменения способа мышления, коренного изменения познавательного инструментария субъекта из информации не будет извлечён и реализован тот потенциал, который в ней заложен. Значимость этого потенциала может оценить лишь разумное мышление, вскрывающее сущность вещи, а не внешнюю форму.

Самый термин «информационная культура» предполагает, что информация заключает в себе возможность быть преобразованной (окультуренной). Необходимо лишь произвести инструменты для этого грандиозного, качественно нового, сдвига в безбрежном и расширяющемся информационном поле. Такие инструменты есть - это разумное мышление - диалектиче-

ское, а потому - гибкое, творческое, кри- ности, а информационная культура вто-тическое, системное. рична.

Оставаясь в рамках заявленной логики, Мы находимся в начальной стадии ин-

необходимо выяснить родо-видовое отно- формационного общества. Нас ожидают шение между понятиями «информацион- ещё более масштабные проблемы. Страте-ная культура» и «культура мышления», гическая судьбоносная задача состоит в форму их подчинения. Выше изложенные том, чтобы сохранить контроль над раз-рассуждения нашу задачу лишают смысла: множением этих новых проблем [4]. Наше это несравнимые понятия, как процесс (ра- время настоятельно требует развития но-зумная деятельность) и результат (инфор- вого типа мышления, способного эффек-мационная культура). Однако, бесспорно, тивно перерабатывать, осознавать всю разум первичен как инструмент деятель- глубину и масштаб информационных потоков.

Библиографический список

1. Овчинникова К.Р. Креативность мышления как элемент информационной культуры // Вестник Челябинского государственного университета. - 1999. - Т. 5, №1. - С. 103-108.

2. Коваль Т.С. Развитие содержания понятия «информационная культура личности» // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2007. - №7 (70). -С. 67-72.

3. Виноградов В.А. Информационная культура / В.А. Виноградов, Л.В. Скворцов // Теория и практика общественно-научной информации. - М., 1990. - Вып. 4. - С. 48-60.

4. Семенюк Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Сер. 1. - 1994. - № 1. - С. 1-9.

5. Лернер И.Я. Отечественный опыт изучения и формирования информационной культуры. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studbooks.net/1898403/pedagogika/formirovanie_informatsionnoy_kultury_otechestvenn уу_2агиЬе2Ьпуу_ору^ (дата обращения 21.03.2021)

CULTURE OF THINKING AND INFORMATION CULTURE IN THE PROCESS OF

COGNITION OF THE WORLD

A.A. Poliarush, Candidate of Pedagogical Sciences

Achinsk branch of the Krasnoyarsk State Agrarian University

(Russia, Achinsk)

Abstract. As a research task, the author identified an attempt to assess the state of the definition of the concept of "information culture" and its relation to the concept of "culture of thinking". The article substantiates the idea that dialectical thinking based on reason is a tool for processing information as generating new knowledge.

Keywords: information, computerization, culture, reason, reason, contradiction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.