Венера ШЕХМАМЕТЬЕВА
КУЛЬТУРА МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)
В статье рассматриваются актуальные вопросы культуры межэтнического общения на уровне Приволжского федерального округа. Анализируется взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, национально-культурных объединений в области межэтнических отношений; обосновывается необходимость достижения межэтнической толерантности.
The article deals with the problem of interethnic communication culture. The problem of interaction of public authorities, local government and national culture associations in the sphere of interethnic relations in Privolzhsky Federal Okrug is discussed; the necessity of achieving interethnic tolerance is proved.
Ключевые слова:
культура межэтнического общения, органы власти, толерантность, сфера образования; interethnic communication culture, authorities, tolerance, sphere of education.
Сегодня не существует этнических общностей, не испытывающих на себе воздействие как со стороны культур других народов, так и со стороны более широкой социокультурной среды, существующей в отдельных регионах и в мире в целом. Расширение взаимодействия культур и народов делает особенно актуальным вопрос о культуре межэтнического общения. Это воздействие многократно усиливается вследствие роста культурных обменов и прямых контактов между государственными институтами, социальными группами, общественными движениями и отдельными индивидами.
Культура межэтнического общения включает в себя знания о правах человека и народов, нациях и национальных отношениях, их истории, национальных культурах и их взаимовлиянии, национальных, общественных, общечеловеческих и конфессиональных ценностях, причинах возникновения конфликтов и способах их разрешения1. На основе знаний формируется уважительное отношение человека к людям разных наций, к их культуре, традициям, языкам, истории, национальному достоинству и, наконец, политические и управленческие решения.
Эти принятые ценности в реальности оказываются совсем не так уж и очевидны и, безусловно, не реализуются сами по себе или только путём некоего соглашения. Это — процесс в значительной мере управляемый, особенно в условиях глобализирующегося мира и информационного общества.
Фундаментальную роль в развитии практики культуры межэтнического общения и реализации общих жизненных интересов, наряду с вековыми традициями взаимодействия этносов, играют непосредственно предшествующие периоды. Для нынешней реальности — это, прежде всего, советский период, в свою очередь в главных чертах распадающийся от Октября 1917 г. до 1985 г., от 1985 г. до 1991 г., и постсоветский период, который с начала 2000-х гг. приобрёл новый формат. Казалось, что самые острые и проблематичные моменты в развитии межэтнических отношений остались в конце 1980-х — 1990-х гг., однако современные дискуссии и имеющиеся тенденции показывают, что это не так.
Другой важнейший подход к обозначенному кругу проблем связан с необходимостью дальнейшего углубления регионального
1 См., напр.: Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России. — М., 1998; Мнацаканян М. Энтоносоциология: нации, национальная психология и межнациональные конфликты. — М., 1998; Аршба О.И. Этнополитический конфликт: сущность и технология управления. — М., 1996.
ШЕХМАМЕТЬЕВА
Венера Алимовна — соискатель кафедры истории и политологии, ст. преподаватель ВВАГС
подхода. Не теряют актуальности размышления о «региональном патриотизме» бюрократии, широко использующей национальные культурные традиции, аксессуары национальных обычаев и оттенки социальной памяти в восприятии традиций.
Федеральные установки и управленческие решения реализуются в конкретной ситуации, в которой решающую роль приобретают как этнические, географические (геополитические), конкретно-исторические, конфессиональные, экономические, социальные, так и субъективные факторы. В жизни Российской Федерации особую роль играет существование этнотеррито-риальных автономий в форме республик, которые имеют равноправный статус субъектов Российской Федерации1.
С учётом выше отмеченного признанным полигоном многовекового межэтнического взаимодействия является российское Поволжье. Уникальный опыт и прохождение самых различных этапов этнического совместного бытия на современном этапе востребованы и необходимы как для повседневности, так и для будущего.
Приволжский федеральный округ (ПФО) объединяет субъекты со сложным национальным и конфессиональным составом населения, что в силу исторических и реальных особенностей часто приводит к характеристике его в качестве модельного для России в целом. Исторически сложилось так, что Поволжье (особенно Среднее Поволжье) явилось перекрестком культур, цивилизаций, и, естественно, конфессий. В течение сотен лет на территории Поволжья совместно проживают русские, татары, мордва, чуваши, башкиры2, марийцы и другие этносы, у которых интегрированность, общность культурных связей и интересов, несомненно, выше, нежели, например, на Северном Кавказе. На территории ПФО расположены шесть национальных республик Российской Федерации из двадцати одной, исторически обусловлены места компактного прожи-
1 Следует подчеркнуть, что политический статус этносов в государственно-политическом устройстве РФ определён в 1920-е — 1930-е гг. и подвергался деформациям в 1940-е — 1950-е гг. на принципах, ныне воспринимаемых весьма критически, но сколь-нибудь существенно не менявшихся.
2 Татары (5 522 тыс.), мордва (1 073 тыс.), чуваши
(1 774 тыс.), башкиры (1 345 тыс.) принадлежат к автохтонным этносам и с такими же двумя этносами — украинцами (4 363 тыс.), белорусами (1 206 тыс.) составляют 15,3 млн чел., т.е. 10,4% населения России.
вания различных этносов, что позволяет сохранять и развивать национальные культуры3. Подчеркнём, что особое значение в этой связи приобретают проблемы управления, влияния и значения субъективного фактора. Очевидная констатация роли личностных качеств лидеров приобретает особую значимость при решении этнона-циональных проблем. Роль и влияние таких политических тяжеловесов, как М.Ш. Шаймиев, М.Г. Рахимов, Н.В. Фёдоров, Н.И. Меркушкин, в этом плане неоценима.
Сегодня для современного российского общества характерны, с одной стороны, нежелание этноса быть поглощённым чужой культурой и утратить связь с собственной корневой традицией, потерять свою этнокультурную и конфессиональную идентичность, а с другой стороны — необходимость построения, сохранения и воспитания общегражданской, общероссийской идентичности.
На уровне ПФО функционирует Приволжское региональное отделение неправительственной организации «Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов» для осуществления независимого экспертного мониторинга в области межэтнических отношений и конфессиональной ситуации.
В 2000 г. в округе была создана Комиссия по развитию этнокультурных и этнокон-фессиональных отношений и гражданской идентичности при полномочном представителе Президента России в ПФО С. Кириенко, с 2005 г. по инициативе полномочного представителя Президента А. Коновалова — Общественный совет по развитию институтов гражданского общества ПФО, являющийся преемником предыдущего органа. При Совете работает исламская секция рабочей группы по конфессиональной политике, сохранению исторического и духовного наследия, а также рабочая группа по вопросам, связанным с православием и межэтническими отношениями; во всех субъектах ПФО активно действует созданный в 2006 г. Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования.
3 По этому поводу существуют различные позиции. См., напр.: Тишков В. Есть ли смысл спорить, сколько народов живет в Поволжье? // Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Приволжский федеральный округ. — М. : Институт этнологии и
антропологии РАН, 2001, № 16.
В 2001 г. был запущен этноконфессио-нальный мониторинг округа, в результате чего появилось представление о базовых процессах в ПФО. И сегодня задачей мониторинга остаётся качественный и оперативный научный анализ проблем с целью обеспечения независимой информацией как аппарата полномочного представителя Президента РФ, органов власти субъектов РФ, так и политических и общественных организаций. Деятельность сети носит открытый характер, оказывает неоценимую помощь в исследовании динамики этноконфессиональных отношений в ПФО, основывается, прежде всего, на ответственной профессиональной оценке специалистов, изучающих местные проблемы и ситуацию в округе в целом.
Для текущей деятельности структур, отслеживающих, анализирующих и принимающих участие в решении периодически возникающих межэтнических, межкон-фессиональных проблем на почве недопонимания, излишней категоричности, характерны методы обсуждения, полемики, широких контактов с представителями власти.
Принципами культуры межэтнического общения в условиях полиэтничного региона, каковым является ПФО в целом и его субъекты, являются толерантность, гуманное межнациональное общение, терпимость и уважение в общении с людьми различных национальностей. Толерантность как механизм нормального межэтнического общения достигается не сама по себе, а формируется и воспитывается политическими институтами, общественными организациями, которые заинтересованы в стабильных отношениях между народами. Сегодня особенно актуально воспитание молодёжи в духе толерантности, развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур. На это обращают внимание как представители мусульманского сообщества, так и представители иных конфессий1.
Примером непростых решений такого рода является следующий неоднозначный сюжет. Подготовленный Нижегородским институтом развития образования (НИРО) комплект учебного курса «Религия России»
1 В речи по случаю интронизации Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил воспитание молодёжи как одну из двух важнейших задач, которую будет решать в ближайшие годы Русская православная церковь.
для школьников Нижегородской обл. вызвал небезосновательное возмущение мусульман этой области. В учебнике некорректно и с погрешностями излагался материал, в частности об исламе, что могло породить непонимание, неприязнь и даже разжигать рознь, о чём исламские оппоненты заявляли: «Увы, мы констатируем, что разработчики нижегородского учебного курса «Религии России» нанесли своей безграмотной работой существенный удар именно по народному единству, по сознанию и чувствам подрастающего поколе-ния»2. 20 января 2009 г. состоялась встреча руководства ДУМНО и НИРО, в ходе которой было подписано соглашение о сотрудничестве и совместной работе нижегородских мусульман и НИРО над новым, третьим изданием учебника «Религии России»3. На подписании соглашения в качестве арбитра присутствовал министр образования Нижегородской обл. Сергей Наумов.
В рамках Общественного совета по развитию институтов гражданского общества в ПФО в г. Ульяновске состоялось заседание исламской секции рабочей группы по конфессиональной политике, сохранению исторического и духовного наследия, которое провёл полномочный представитель Президента РФ в ПФО Григорий Рапота в феврале 2009 г.4 Предметом обсуждения стала программа взаимодействия органов государственной власти и мусульманских организаций в работе по воспитанию патриотизма, укреплению толерантности, противодействию экстремизму, развитию межкультурного и меж-религиозного диалога на территории регионов ПФО. Также на заседании секции нижегородские мусульмане предложили создать экспертный совет, который мог бы выносить решения о т.н. «экстремизме» исламской литературы, на что полномочный представитель Президента РФ в ПФО обязался изложить данную инициативу в письме президенту РФ с надеждой на её поддержку. С подобной инициативой в июле 2008 г. выступал и заместитель пол-
2 Из открытого письма делегатов IV Съезда-курултая делегатов духовенства и прихожан приходов-ма-халлей Нижнего Новгорода и Нижегородской обл.
3 ДУМНО и НИРО совместно разработают третье издание учебника «Религии России» // Мишар доньясы, №2(34), январь 2009 г.
4 Исламская секция: общие цели государственных и религиозных организаций//Сайт www.pfo.ru , 12 февраля 2009 г.
номочного представителя Президента РФ в ПФО В.Ю. Зорин: «...целесообразно создание специального федерального экспертного совета для оценки религиозной литературы. В данном органе могут быть выделены различные секции по конфессиям (христианская, исламская, по иным религиям, по новым религиозным движениям). Этот центр может быть создан при Министерстве юстиции Российской Федерации, либо при Общественной палате Российской Федерации или ином государственном или общественном органе»1.
В области культуры межэтнического общения важна эффективная работа в сфере образования и, прежде всего, воспитания подрастающего поколения, молодёжи в духе толерантности как принципа культуры межэтнического общения. В этой связи представляется целесообразным приступить к разработке системы формирования умений и навыков культуры межэтнического общения в рамках преподавания факультативных курсов «Культура межэтнического общения», «История меж-культурных взаимодействий и сотрудничества» либо включения их в междисциплинарную дисциплину в среднетехнических и высших школах, особенно в таком полиэтничном регионе, как ПФО. Наиболее это актуально в управленческих вузах региона, которые готовят специалистов для государственной и муниципальной службы, включая переподготовку кадров, занимающихся национальными, этническими, конфессиональными отношениями_________
1 Из выступления заместителя полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе В.Ю.Зорина на Международной конференции «Ислам победит терроризм», г. Москва, 3—4 июля 2008 г. // Сайт www.muslims-volga.ru
На переговорах, которые состоялись в январе 2009 г. с участием руководства ДУМНО и НИРО, министра образования Нижегородской обл., одним из решений стала договорённость о том, что специалисты ДУМНО на постоянной основе будут читать лекции по исламу для учителей школ, проходящих переподготовку на базе НИРО.
Подводя некоторые итоги, необходимо отметить роль органов власти, научно-исследовательских центров в сосредоточении внимания на работе СМИ. Сегодня необходимо всемерно способствовать освещению в средствах массовой информации вопросов развития национальных культур, межнационального сотрудничества, осуществлять поддержку инициатив, публичных мероприятий национально-культурных автономий и обществ; препятствовать распространению негативных слухов среди населения, а значит, и проявлению напряжённости в обществе. Необходимо избегать публикаций, возбуждающих чувства вражды и негативного отношения к соседствующим народам, а напротив чаще давать положительные примеры этих отношений, пропагандировать культуру, традиции, обычаи, опыт взаимодействия и дружбы.
В условиях современного развития гражданского общества задачей органов государственной власти является достижение стабилизации экономических и социальных процессов в жёстких условиях мирового финансового кризиса. Напряжённость и конфликты обостряются там, где неблагоприятная социально-экономическая обстановка соединяется с плохим управлением, что особенно опасно в хрупкой сфере межэтнического общения.