Научная статья на тему 'К проблеме регулирования межэтнических отношений в местных сообществах'

К проблеме регулирования межэтнических отношений в местных сообществах Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2731
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ars Administrandi
ВАК
Ключевые слова
МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО / РЕГИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ / РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Трофимова И. Н.

Усиление миграционных процессов и увеличение этнического разнообразия имеют как положительные, так и негативные эффекты. Народы России имеют большой исторический опыт гармоничного совместного проживания. В то же время наблюдается многократное усложнение социальной диспозиции различных этнических групп, что ведет к обострению межэтнических отношений и усилению социальной напряженности. Ведущая роль в формировании новых, не идеологизированных, но более жизнеспособных и функциональных, ценностей в сфере межэтнических отношений принадлежит местным сообществам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Трофимова И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме регулирования межэтнических отношений в местных сообществах»

УДК 323.1 И.Н. ТРОФИМОВА, д.полит.н., ведущий научный сотрудник

ФГБУН «Институт социологии Российской академии наук», г. Москва, ул.

Кржижановского, д.24/35, к.5

Электронный адрес: itnmv@mail.ru

к проблеме регулирования межэтнических отношений в местных сообществах

Проблема межнацио-

нальных отношений в нашей стране всегда была актуальной и в последнее время приобрела особую остроту, что обусловлено не только исторически сложившимся тесным территориальным соседством различных этносов, но и новыми процессами и явлениями. Усиление миграционных потоков на фоне глобальной трансформации экономических, социальных и политических связей привело к многократному усложнению диспозиции различных этнических групп и отношений между ними.

С одной стороны, дробление национально-культурного пространства, диффузия этнической идентичности, усложнение национальной принадлежности, с другой - усиление этнического фактора в поликультурной среде. Притом что социальные и политические эффекты данных процессов заметны прежде всего в глобальном масштабе или, как минимум, в масштабе страны, наибольшая их острота проявляется на локальном уровне, в процессе повседневной жизнедеятельности, в ходе межличностных отношений. В связи с этим субъектом регулирования межнациональных отношений является не только государство, но и общество, главным образом местное сообщество.

Программа реализации Стратегии национальной политики Российской Федерации, принятой в 2012 г., нацелена как на гармонизацию отношений между коренными жителями страны разных национальностей, культур и религиозных взглядов, так и на обеспечение возможностей адаптации и интеграции мигрантов. Важная роль в достижении этих целей отводится региональным и местным органам власти и управления, о чем говорится в федеральном законе от 22 октября 2013 г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений» (ФЗ № 284). В частности, закон устанавливает

Усиление миграционных процессов и увеличение этнического разнообразия имеют как положительные, так и негативные эффекты. Народы России имеют большой исторический опыт гармоничного совместного проживания. В то же время наблюдается многократное усложнение социальной диспозиции различных этнических групп, что ведет к обострению межэтнических отношений и усилению социальной напряженности. Ведущая роль в формировании новых, не идеологизированных, но более жизнеспособных и функциональных, ценностей в сфере межэтнических отношений принадлежит местным сообществам.

Ключевые слова: местное сообщество; региональное сообщество; межэтнические отношения; межэтнические конфликты; регулирование

© Трофимова И.Н., 2014

61

дополнительное основание для отставки главы муниципального образования за возникновение на его территории беспорядков либо других конфликтных ситуаций на национальной почве (ст. 74.1). Кроме того, состояние межнациональных отношений предлагается рассматривать в качестве критерия оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. Так, Минре-гионразвития России теперь будет оценивать в каждом регионе долю граждан, которые считают себя россиянами или причисляют себя к русским. Будет учитываться и доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений в регионе, оценке подвергнется степень толерантности к представителям другой национальности и другой религии. Постоянный мониторинг состояния межнациональных отношений должен способствовать совершенствованию механизма регулирования данной сферы, а также своевременному предупреждению конфликтов и нахождению способов их разрешения.

О необходимости совершенствования механизма регулирования в сфере межнациональных отношений на местном уровне свидетельствуют многочисленные конфликты в различных регионах страны, которые нередко сопровождались массовыми беспорядками. Наиболее резонансными из них стали события в лагере отдыха «Дон» в Краснодарском крае в 2010 г., в п. Сагра Свердловской области в июне 2011 г., в п. Демьяново Кировской области в 2012 г., в 2013 г. - в городах Удомля Тверской области и Пугачеве Саратовской области. Показательно, что массовые межнациональные конфликты в небольших городах и поселках являются не одномоментным событием, а результатом накопившегося недовольства людей и носят затяжной характер. Соответственно с разгоном толпы и привлечением активных участников к ответственности конфликт не заканчивается. Как отметил В.Ю. Зорин на заседании Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ (Саранск, 24 августа 2012 г.) муниципальные образования, а их более 25 тыс. в стране, являются самым слабым звеном в реализации государственной национальной политики [4]. Этнические конфликты чаще всего возникают из местных проблем, а их эскалация происходит от неспособности низовых властных структур решить их в основном по причине ограниченности прав и ресурсов. В то же время именно от ситуации на местах зависит качество межнациональных отношений в стране.

Примером успешного регулирования межнациональных отношений является Приволжский федеральный округ (ПФО) - один из наиболее многонациональных регионов нашей страны, в состав которого входят, в частности, шесть национальных республик: Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия и Чувашия. В целом состояние межнациональных и меж-конфессиональных отношений в регионе считается стабильным. Этому во многом способствуют равный статус основных этнических групп и сложившиеся традиции межэтнического и межконфессионального взаимодействия. Взаимоотношения основных национальностей региона не обременены каким-либо историческим конфликтогенным фактором. На характер межнациональных отношений определяющее влияние оказывают взаимоотношения между так называемыми титульными нациями и русскими, составляющими вместе

преобладающую часть населения. Резко выраженные и устойчивые взаимные этнические предубеждения у них отсутствуют, что в значительной мере обусловлено общностью исторических судеб.

Примечательно, что и в 1990-е гг., когда тенденции этнического сепаратизма были особенно сильны, межнациональные конфликты в Поволжье практически отсутствовали, и причиной тому в первую очередь было позитивное состояние межнациональных отношений. Проведенные в разные годы исследования свидетельствовали о том, что идея суверенитета в национальных республиках в большей степени поддерживалась теми, кому это могло принести реальную выгоду, и не была связана с принадлежностью к титульной нации [6, с. 52]. Так, в Республике Марий Эл 43,8% руководителей разного уровня и 29,2% работников административных органов республики положительно высказались по поводу распада СССР и при этом отметили улучшение своего материального положения. Хотя в целом мнения относительно изменений, происшедших в республике после принятия Декларации о государственном суверенитете, свидетельствовали об обратном: стало хуже - 40%; без изменений - 19,6%; «и да, и нет» - 27,2%; к лучшему - 2%; затруднились ответить - 11,4%. Аналогичные результаты показал социологический опрос населения в Чувашской Республике в 1993 г. 39,3% населения республики (среди них 42,9% чувашей и 33% русских) оценили изменения за период суверенитета как ухудшение. Таким образом, угроза этнического сепаратизма заключается не в самом этническом разнообразии, а в его использовании в политических целях.

Сегодня основной целью государственной национальной политики республик в составе ПФО является сохранение прочного гражданского мира, взаимопонимания и согласия между народами, проживающими на их территории, создание благоприятных условий для развития гармоничных межнациональных отношений и полноправного участия каждого члена общества независимо от национальной и конфессиональной принадлежности в политических, социально-экономических и национально-культурных процессах. В целом во всех регионах исторически сложилась система взаимоотношений между представителями различных национальностей и конфессий, основанная на принципах толерантности и взаимоуважения. Исторический опыт совместного проживания, включая экономические, бытовые, культурные и языковые контакты, явился важнейшей предпосылкой сохранения межнационального мира в регионе. Сегодня этот опыт востребован как на региональном, так и муниципальном уровнях.

Одним из направлений деятельности органов местного самоуправления является формирование среды позитивного межнационального общения, например, через проведение национальных праздников и фольклорных фестивалей. В отличие от мегаполисов, где этнические праздники представляют собой один из способов поддержания этнической идентичности и, как правило, не становятся общегородскими, в регионах исторического совместного проживания разных народов национальные праздники привлекают всеобщее внимание. Неслучайно местные органы власти стремятся использовать национальные праздники в целях установления социального согласия и доверия.

К тому же практически во всех республиках ПФО и прилегающих областях проводятся одни и те же праздники: Сабантуй, Навруз, Пеледыш Пайрем, Акатуй, Раськень озкс, Велень озкс, Гербер, что важно для восприятия и распространения позитивного опыта межэтнических взаимодействий.

Заслуживает внимания сложившаяся практика межуровневого, межведомственного и межрегионального сотрудничества. Например, в Республике Марий Эл регулярными являются выездные заседания Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Республики Марий Эл в муниципальных образованиях. Так, в Параньгинском и Мари-Турекском муниципальных районах республики, с высокой долей татарского населения, практикуются выездные заседания, посвященные вопросам деятельности религиозных объединений мусульман и других религиозных объединений, свободы совести. Данное направление актуально в плане межуровневого, межведомственного и межрегионального сотрудничества, поскольку национальная чересполосица, не совпадающая с административными границами, имеет место во всех республиках и областях ПФО. В округе также активно развиваются международные связи, способствующие объединению тюркских и финно-угорских народов. Но культурные и административные мероприятия не могут считаться достаточными в такой деликатной сфере, как межнациональные отношения.

Как показывает исторический опыт, совместное проживание и повседневное взаимодействие смягчают конфликтные ситуации, возникающие на этнической почве. Однако скорость и массовость современных миграционных процессов, отсутствие возможности приспособиться, в буквальном смысле безболезненно «привыкнуть» к иной культуре, иному стилю поведения, напротив, ведет к возникновению межнациональных конфликтов. Притом, что за последнее время представительство основных этнических групп в ПФО существенно не изменилось, с конца 1990-х гг. наблюдается рост численности ряда национальных групп, прежде всего за счет мигрантов из кавказских и среднеазиатских регионов. Вне зависимости от этнического и конфессионального состава регионов ПФО большая часть приезжих - это выходцы из Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана и ряда других регионов ближнего зарубежья. Именно между местным автохтонным населением и мигрантами с резко отличным культурно-цивилизационным кодом процесс взаимной адаптации протекает наиболее остро. Таким образом, уже устоявшиеся межэтнические отношения и отношения, возникающие под влиянием текущих социальноэкономических и политических процессов, имеют свою специфику и требуют различных критериев оценки своего состояния. Если в первом случае может быть достаточным мониторинг текущей ситуации, то во втором - необходимы специальные мероприятия, способствующие социокультурной адаптации и интеграции представителей разных национальностей.

Многовековой опыт совместного проживания автохтонных этносов Поволжья показывает важность экономического, культурного, социального взаимодействия. Однако даже в рамках ПФО местные сообщества существенно отличаются по качеству жизни, уровню безработицы, этническому и конфессиональному составу населения и другим характеристикам, определяющим

степень этнической терпимости населения. Пожалуй, самым значительным фактором увеличения численности мигрантов является экономическая привлекательность того или иного региона. Высокий промышленно-экономический потенциал, развитая инфраструктура обусловливают приток трудовых мигрантов в Нижегородскую и Самарскую области, Республику Татарстан. Так, в Татарстане в 2012 г. иностранным гражданам было оформлено 21 672 разрешения на осуществление трудовой деятельности (при квоте 12 000), в Нижегородской области - 15 870 (при квоте 21 839) [1; 3]. Для сравнения, например. республики Марий Эл и Чувашия имеют относительно низкую экономическую привлекательность для мигрантов. Так, в Марий Эл, несмотря на высокую потребность в специалистах, в 2012 г. квота на выдачу разрешений на работу трудовым мигрантам была использована всего на 26,4% [2].

Если в количественном выражении приток мигрантов в большей степени связан с экономическими факторами, то степень напряженности в межэтнических отношениях - с социокультурными. Исследователи подчеркивают, что нетерпимость к приезжим вызвана не столько социально-экономической конкуренцией с мигрантами, сколько является косвенным результатом роста общественного недовольства в целом [5]. Культурные отличия при растущем числе мигрантов и обострении экономической конкуренции, особенно в условиях экономического кризиса и сворачивании социальных программ, могут привести к серьезным межэтническим конфликтам. Отсюда очевидна задача органов государственной власти и местного самоуправления всемерно способствовать интеграции местного и приезжего населения уже на ранних этапах их взаимоотношений. Речь идет не только о реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений, но также повышении качества социальных взаимодействий в местных сообществах. Основной чертой социального взаимодействия, которое формируется на местном уровне, являются договорные отношения субъектов, стремящихся к нормальной жизни, объединению, самоуправлению и самодеятельности с использованием общезначимых норм, ценностей, ритуалов, традиций и символов.

Теоретически, вопрос о том, какой эффект оказывает этническое разнообразие на развитие общества, решается в двух противоположных перспективах - совершенствование социальных взаимодействий или нарастание социальной напряженности. В качестве основного механизма исследователи рассматривают чувство принадлежности или, напротив, противопоставления обществу. Наиболее показательным с этой точки зрения может быть состояние межэтнических отношений в местном сообществе. Этническая гетерогенность и высокая динамика этнического состава, по результатам ряда исследований, обусловливают низкий уровень чувства сообщества и принадлежности к коммуне [7]. Однако более объективным считается вывод о том, что рост этнического разнообразия может иметь своим следствием как развитие социального взаимодействия, так и усиление социальной напряженности. Вектор развития ситуации зависит от многих причин, при этом чувство принадлежности, привязанности к местному сообществу - в его психологических, эмоциональных, рациональных аспектах - определяет степень социальной сплоченности. В ходе исследований ученым также удалось уточнить, что рост этнического

разнообразия имеет негативные последствия, но только среди индивидов, у которых не было опыта взаимодействия с представителями других национальностей [9].

Соотношение между этническим разнообразием и чувством принадлежности сообществу может существенно различаться в различных социальных группах. В случае ущемленного положения в обществе группы и индивиды демонстрируют более конфликтное поведение, в том числе и в сфере межнациональных отношений. Негативное восприятие представителей другой национальности и вероисповедания особенно распространено среди молодежи. Об этом говорят как результаты социологических опросов, так и недавние многочисленные молодежные бунты в странах Европы. Показательно, что молодежные беспорядки возникали в отдельных местных сообществах не столько с низким уровнем жизни, сколько с низким качеством социальных взаимодействий - как в масштабах коммьюнити, так и в рамках семейнородственных отношений.

Государство, безусловно, определяет политику в сфере межнациональных отношений: текущее состояние, цель, задачи, способы их решения. Но ее результаты зависят от того, как она будет реализована на местах, что означает учет влияния многих факторов, разнообразие подходов, координацию целей, стратегий и результатов. Управление общественными отношениями в целом происходит через практику опосредованных методов, а отношениями в такой специфической сфере, как межнациональные отношения, - тем более. Обеспечение гармонизации национальных и межнациональных (межэтнических) отношений, как это прописано в ФЗ № 284, предполагает постоянное улучшение ситуации в этой сфере. Однако вряд ли состояние межнациональных отношений можно рассматривать как однонаправленный линейный процесс. Управление межнациональными отношениями на местах в большей степени должно ориентироваться на создание самоорганизующейся, саморегулирующейся социальной среды. Данное обстоятельство предъявляет определенные требования к социальным коммуникациям, в том числе между властью и обществом. Перекладывание ответственности за неудовлетворительное состояние межнациональных отношений либо на местную власть, либо на представителей той или иной национальности не является конструктивным. Тем более бессмысленно видеть причины межнациональных конфликтов исключительно в действиях провокационного характера со стороны отдельных лиц или групп.

Между тем регулирование межнациональных отношений по-прежнему рассматривается в рамках преимущественно властно-подчиненных отношений. Различные меры практически не затрагивают внеадминистративные ресурсы, возможности саморегулирования и самоорганизации. Так, правила поведения для приезжих, выпущенные в Санкт-Петербурге, казачьи патрули, совместные патрули из представителей диаспор и сотрудников органов внутренних дел были рассчитаны скорее на краткосрочный, в большей степени информационный эффект, чем на достижение конкретной цели. В других странах также имеются правила поведения для приезжих, но, во-первых, они предназначены для определенных категорий, например для временных рабочих (guest worker.

temporary worker), во-вторых, они встроены в специальные программы, в рамках которых, собственно, и осуществляется въезд и пребывание в стране; наконец, эти правила предполагают взаимную ответственность и соблюдение прав как принимающей стороны, так и приезжих. Данный регламент отношений регулируется государством и не допускает произвольного толкования или применения на местах.

Распространенная в России практика установления взаимодействия органов власти с лидерами этнических диаспор вне правовых рамок воспроизводит те же властно-подчиненные отношения и практически не имеет отношения к проблеме регулирования состояния межнациональной сферы. Между тем среди массы приезжих уже сложились устойчивые паттерны поведения при поиске жилья, работы, получении регистрации. Они в меньшей степени связаны с соблюдением прав, но в большей степени со стремлением как минимум выжить и прокормить семью, оставшуюся дома, максимум - разбогатеть и, возможно, остаться жить в России. Такой подход реализуется прежде всего через поиск собственных экономических ниш, не пересекающихся с интересами местных жителей, что, с одной стороны, ведет к изоляции, к исключению из конкуренции, с другой, - к сплочению внутри этнической группы, но в то же время позволяет избегать конфликтов на межэтнической почве.

Ситуация в межэтнических отношениях отличается одновременным действием противоречивых факторов, и установление равновесия требует исключительной компетенции, связанной прежде всего с низовым саморегулированием и самоорганизацией, повышением уровня гражданской ответственности и гражданского участия. Это разнообразные практики, не спущенные сверху, но сами являющиеся фактором становления и развития новых социальных институтов и отношений: взаимное уважение, взаимопомощь, совместное решение проблем. Собственно именно такой подход получает все большее распространение в современной социальной теории, рассматривающей институты в качестве результата «творчества масс» в процессе активного освоения ими социальной действительности. Преимущества социального творчества активно используются в ряде местных сообществ. Коллективная деятельность способствует формированию чувства доверия и партнерства, укреплению общих ценностей, доказано, например, что коллективное участие в озеленении и благоустройстве местной территории (аналог наших субботников) значительно снижает фокус этноцентризма [8].

Местное сообщество (community) является уникальной социальной организацией, способствующей формированию таких качеств, как солидарность, сплоченность, взаимное доверие и обязательства, общность интересов. Как концепт, местное сообщество означает субъектность граждан, проживающих на конкретной территории, их готовность не просто реагировать на динамично развивающиеся ситуации, но активно действовать в изменяющихся условиях. Достижение социальной сплоченности снимает противоречие между текущим и желаемым состоянием межэтнических отношений, делая конфликт импульсом развития. В сфере динамично развивающихся межнациональных отношений местное сообщество формирует новые ценности, которые более жизнеспособны и функциональны в отличие от ценностей, «рекомендованных

сверху», будь то толерантность, мультикультурализм, интернационализм или что-то другое.

Современное состояние межэтнических отношений в регионах ПФО в целом можно считать стабильным. Сложилась система взаимодействия власти и гражданских структур, таких как национально-культурные общественные объединения. Приняты и реализуются концепции миграционной политики, демографического развития, целевые программы поддержки деятельности национальных центров, развития этнокультурного образования и информационного пространства. Однако эффективность реализации целевых программ в сфере межэтнических отношений во многом зависит от того, как они будут восприниматься местным сообществом. К сожалению, в нашей стране местное сообщество по-прежнему является не субъектом, а объектом управления для федеральной, региональной и муниципальной власти, и регионы ПФО в этом смысле не являются исключением. Низкая степень социальной сплоченности на местном уровне свидетельствует о недостаточной зрелости и значительной разобщенности местных сообществ. Местное самоуправление продолжает восприниматься населением в качестве института публичной власти, а не формы социальной самоорганизации местного сообщества. В данных условиях местное сообщество не способно выработать консолидированное отношение к актуальным проблемам, событиям и фактам экономики, политики, культуры, общественной жизни. Нередко общественные объединения, представляющие различные этносы, конфликтуют между собой. Примером могут быть конфликты между «шариатскими патрулями» и активистами движения «Русские пробежки за здоровый образ жизни» в одном из районов Республики Татарстан в январе 2014 г. В сфере межэтнических отношений любая инициатива без реального местного самоуправления, широкого гражданского участия и равноправного диалога может лишь обострить существующие противоречия и спровоцировать появление новых.

Каждое сообщество вырабатывает свои ценности, свои механизмы социального контроля в целях предупреждения конфликтов, сохранения стабильности и развития. Задача государства - учитывать опыт местных сообществ, поддерживать и создавать условия для социального творчества на местах.

Список литературы

1. Аналитический обзор миграционной ситуации и деятельности УФМС по Нижегородской области по реализации государственной политики в сфере миграции в Нижегородской области за 2012 год [Электронный ресурс]. иИ1: http://fmsnnov.m/?id=6138 (дата обращения: 10.01.2014).

2. Аналитический обзор УФМС России по Республике Марий Эл за 2012 год [Электронный ресурс]. иЯ!: http://fms.gov12.m/analytюs-detaiLhtm?news_ id=10& (дата обращения: 10.01.2014).

3. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности УФМС по Республике Татарстан на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://ufms.tatarstan.rU/file/card/card_712.doc#_ Тос346709658 (дата обращения: 10.01.2014).

4. Заседание Совета по межнациональным отношениям [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/news/16292 (дата обращения: 10.11.2013).

5. Межэтнические и конфессиональные отношения в Приволжском федеральном округе: эксперт, докл. / под ред. В.А. Тишкова, В.В. Степанова. М.; Ижевск: Центр компьютер. исследований, 2013. 118 с.

6. Трофимова И.Н. Становление и развитие местного самоуправления в республиках Поволжья в 90-х гг. ХХ в. М.: Соц.-полит. мысль, 2008. 220 с.

7. Castellini F, Colombo M. Sense of Community and Interethnic Relations: Comparing Local Communities Varying in Ethnic Heterogeneity // Journal of Community Psychology. 2011. Vol. 39, № 6. P. 663-677.

8. Hoffman A.J., Wallach J., Sanchez E. Rediscovering Community: Interethnic Relationships and Community Gardening // Gateways: International Journal of Community Research and Engagement. 2010. № 3. P. 171-184.

9. Laurence J. Reconciling the Contact and Threat Hypotheses: Does Ethnic Diversity Strengthen or Weaken Community Inter-Ethnic Relations? // Ethnic and Racial Studies. 2013. May. P. 1-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.