Научная статья на тему 'Культура кураторства и кураторская деятельность в сфере современного искусства'

Культура кураторства и кураторская деятельность в сфере современного искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1007
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CONTEMPORARY ART / КУЛЬТУРА КУРАТОРСТВА / ВЫСТАВОЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЦЕНТРА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Куклина А. Ю.

Автор обращается к проблемам понимания культуры кураторства в сфере современного искусства. Анализирует истоки формирования кураторской деятельности. Исходя из собственной арт-практики в рамках Сибирского филиала Государственного центра современного искусства, выявляет основные характеристики куратора. Приходит к выводу, что кураторство это не инстинктивная практика, а теоретически осмысленная работа, требующая основательной интеллектуальной и менеджерской подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура кураторства и кураторская деятельность в сфере современного искусства»

Теория и история культуры

113

6. Таранин А. Российские вузы увеличат прием иностранных студентов [Электронный ресурс] // Ведомости. - 15.02.2015. - Режим доступа: http:www.vedomosti.ru/management/artides (дата обращения: 21.09.2015).

7. Садохин А.П. Межкультурная компетентность: сущность и механизмы формирования: дис. ... докт. культурологи. - М., 2009. - 342 с.

8. Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур: вопросы теории и практики межъязыковой и межкультурной коммуникации. - М.: АСТ; Аст-рель; Хранитель, 2007. - 286 с.

КУЛЬТУРА КУРАТОРСТВА И КУРАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

© Куклина А.Ю.*

Томский государственный университет, г. Томск

Автор обращается к проблемам понимания культуры кураторства в сфере современного искусства. Анализирует истоки формирования кураторской деятельности. Исходя из собственной арт-практики в рамках Сибирского филиала Государственного центра современного искусства, выявляет основные характеристики куратора. Приходит к выводу, что кураторство - это не инстинктивная практика, а теоретически осмысленная работа, требующая основательной интеллектуальной и менеджерской подготовки.

Ключевые слова кураторская деятельность, contemporary art, культура кураторства, выставочное пространство, Сибирский филиал Государственного центра современного искусства.

В настоящее время культура кураторства находится в поиске языка, который позволил бы объективно говорить об этом явлении. Актуальность исследования заключается в наличии вопросов, связанных с пространством кураторства. Что такое кураторство? Инстинктивная практика или теоретически осмысленная работа? Цель статьи - проанализировать истоки формирования идеи кураторства, исходя из изученной литературы по данной теме, а также выявить основные характеристики «носителя живого знания» -куратора.

Столетиями искусство обходилось без фигуры куратора, как организующей творческой силы. Но постиндустриальное общество вдруг осознало необходимость существования такого феномена. Понятие «куратор» ис-

Магистрант 1 курса кафедры Теории и истории культуры.

114

КУЛЬТУРА. ДУХОВНОСТЬ. ОБЩЕСТВО

пользуется во многих сферах деятельности. В современном искусстве фигура куратора овеяна особым ореолом.

Теоретически в истории искусства этот феномен осмыслен и представлен основательно лишь в нескольких книгах: «Краткая история кураторства» Х.-У Обриста, «Курируя субъекты» и «Кураторство и образовательный поворот» Пола О’Нилла. Среди русских теоретиков искусства, помимо анализа фигуры куратора в статьях Бориса Гройса, впервые попытался осмыслить кураторскую практику Виктор Мизиано. Результатом его работы стала книга «Пять лекций о кураторстве». Исследуя природу зарождения кураторства, Мизиано выделил три ключевых имени: Харальда Зеемана, Сета Сигелауба, Марселя Бротарса. Именно с этими художественными активистами связывают формирование кураторства как осознанной практики с 1968 года [1, с. 7-9]. Так, постепенно, начиная с середины XX века, благодаря их деятельности, выставочная экспозиция становится предметом критической рефлексии. А сама организация выставки, проектной работой, приобретающей авторский характер. По мнению историка искусства, директора лондонской галереи «Серпентайн», Х.У Обриста, куратор сегодня понимается как человек, который «сводит воедино различные культурные сферы, изобретает новые методы демонстрации и создает новые точки пересечения, в которых возникают неожиданные углы зрения и новые результаты» [2]. Борис Гройс считает - художнику, чтобы быть увиденным, необходим куратор, который своей активностью «исцеляет» беспомощность произведения искусства [3].

Фигура куратора неоднозначна. Есть кураторы, работающие внутри различных институций (в музеях, галереях, центрах современного искусства), и соответственно, зависящие от культурной политики, проводимой художественным учреждением. А есть - независимые кураторы, способные работать в меняющихся институциях, имеющие выбор и свободу в реализации различных арт-проектов. Однако независимо от того, какой путь выбирает для себя куратор, он работает с выставочным пространством, репрезентируя художественное повествование художника.

Сегодня кураторство называют профессией, которая носит междисциплинарный характер. В ходе реализации нескольких выставочных проектов («Мой Кремль», «Триипостасный свитер» Наташи Юдиной) в рамках деятельности Сибирского филиала Государственного центра современного искусства (г. Томск), автор пришел к выводу, что куратор решает множество организационных вопросов: разрабатывает и утверждает концепцию экспозиции с руководством музея или арт-площадкой; подбирает конкретный художественный материал; организует процесс развески и монтажа работ; участвует в продвижении выставки, ее репрезентации, об-

Теория и история культуры

115

щении со СМИ, гостями; часто выступает лектором на открытии мероприятия, рассказывая об исторических и социальных контекстах определенной художественной практики; следит за составлением двух типов документов: творческих (текст концепции, список работ) и технических (генеральная смета арт-проекта). Исходя из перечисленных характеристик, можно сделать вывод, что кураторство - это теоретически осмысленная работа, требующая основательной интеллектуальной и менеджерской подготовки. Говорить о кураторстве как об инстинктивной практике не совсем корректно.

В целом, за последние десятилетия роль куратора значительно возросла, во многом благодаря тому, что представители этой профессии перестали быть просто организаторами и стали предлагать собственное видение современного искусства [4]. Интервьюируя сибирскую художницу, представительницу «сибирского романтического концептуализма», Наташу Юдину, автор услышал подтверждение данного тезиса: ««Есть такой любопытный миф о тоталитарности современного куратора, когда куратор имеет большее значение, чем художник. Тема, которую задает куратор в своём проекте, имеет большее значение, чем художники, которые в нем участвуют. Поэтому художники мечтают быть знакомы с кураторами больше, чем кураторы мечтают быть знакомы с художниками. Или не миф... » [5, с. 42]. Таким образом, и международные, и региональные арт-проекты в настоящий момент создаются благодаря деятельности кураторов. Эта фигура является движущей силой, благодаря которой появляется возможность для рождения нового, исторически важного художественного события.

Список литературы:

1. Мизиано В. Пять лекций о кураторстве. - М.: Ад Маргинем, 2014 -256 с.

2. Обрист Х.-У Кураторство. Как бороться с перепроизводством и перерасходом ресурсов, которые захлестнули мир [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://esquire.ru/ideas/hans-ulrich-obrist.

3. Гройс Б. Куратор как иконоборец. Художественный журнал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xz.gif.ru/numbers/73-74/kurator-ikonoborec/.

4. Творческий менеджмент: зачем нужны кураторы. Журнал «Look at me» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lookatme.ru/mag/ how-to/jobs/196253-curator.

5. Куклина А., Галкин Д. Развитие современного искусства в регионах России: глобальный контекст и локальные проекты. - LAP Lambert Academic Publishing, 2015. - 92 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.