Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО И ВЫСТАВОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА И МЕСТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГАЛЕРЕИ СТУДЕНЧЕСКОГО ЦЕНТРА (г. ЗАГРЕБ, ХОРВАТИЯ)'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО И ВЫСТАВОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА И МЕСТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГАЛЕРЕИ СТУДЕНЧЕСКОГО ЦЕНТРА (г. ЗАГРЕБ, ХОРВАТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
241
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пространство / место / концептуальное искусство / кураторская практика / художественное вмешательство / современное искусство / Галерея Студенческий центр / Загреб / Хорватия / space / place / conceptual art / art intervention / curatorial practice / contemporary art / Student Centre Gallery / Zagreb / Croatia

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Л Швоб

Понятия «пространство» и «место» являются интересными и актуальными объектами научных исследований во многих гуманитарных дисциплинах и практиках, таких как философия, социология, этнология, антропология, история искусств, кураторская практика и т.д. В данной статье понятия подвергнуты анализу в сфере истории искусства и кураторской практики на примере деятельности Галереи Студенческого центра (Галерея СЦ) в Загребе с начала 1970-х годов до сегодняшнего дня. В дополнение к определению и категоризации пространства показаны его функции и значение в пределах искусства и кураторской практики. Пространство всегда в соотношении с произведением искусства (живописи) – двумерно. В хронологическом порядке представлено использование и исследование пространства современными художественными формами (определение и динамика). Также объясняется понятие «место», его функции во времени и то, в каком оно отношении с пространством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF THE POTENTIAL OF ART AND EXHIBITION SPACE, AND PLACE IN THE ACTIVITIES OF THE GALLERY OF THE STUDENT CENTER (ZAGREB, CROATIA)

The concepts of „space“ and „place“ are interesting and relevant objects of research in many humanities and social sciences, like philosophy, sociology, ethnology, anthropology, art history, curatorial practice and other. The article analyzes this concept in the field of art history and curatorial practice using the example of the Student Centre Gallery (SC Gallery) in Zagreb from the beginning of 1970s to the present day. In addition to the definition and categorization of space, the article further shows the function and meaning of space within art and curatorial practice. Space is always connected with work of art (painting) – in two directions. The use and study of space is presented in chronological order with contemporary art forms (definition and dynamics). The article also explains the concept of „place“, its function in time, and its relation to space.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО И ВЫСТАВОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА И МЕСТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГАЛЕРЕИ СТУДЕНЧЕСКОГО ЦЕНТРА (г. ЗАГРЕБ, ХОРВАТИЯ)»

СПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО И ВЫСТАВОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА И МЕСТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГАЛЕРЕИ СТУДЕНЧЕСКОГО ЦЕНТРА (г. ЗАГРЕБ, ХОРВАТИЯ)

УДК 7.036(497)

Л. Ш в о б

Московский государственный институт культуры

Понятия «пространство» и «место» являются интересными и актуальными объектами научных исследований во многих гуманитарных дисциплинах и практиках, таких как философия, социология, этнология, антропология, история искусств, кураторская практика и т.д. В данной статье понятия подвергнуты анализу в сфере истории искусства и кураторской практики на примере деятельности Галереи Студенческого центра (Галерея СЦ) в Загребе с начала 1970-х годов до сегодняшнего дня. В дополнение к определению и категоризации пространства показаны его функции и значение в пределах искусства и кураторской практики. Пространство всегда в соотношении с произведением искусства (живописи) -двумерно. В хронологическом порядке представлено использование и исследование пространства современными художественными формами (определение и динамика). Также объясняется понятие «место», его функции во времени и то, в каком оно отношении с пространством.

Ключевые слова: пространство, место, концептуальное искусство, кураторская практика, художественное вмешательство, современное искусство, Галерея Студенческий центр, Загреб, Хорватия.

L. Svob

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

THE USE OF THE POTENTIAL OF ART AND EXHIBITION SPACE, AND PLACE IN THE ACTIVITIES OF THE GALLERY OF THE STUDENT CENTER (ZAGREB, CROATIA)

The concepts of „space" and „place" are interesting and relevant objects of research in many humanities and social sciences, like philosophy, sociology, ethnology, anthropology, art history, curatorial practice and other. The article analyzes this concept in the field of art history and

ШВОБ ЛУЦИЯ - магистр истории искусств, аспирантка кафедры истории, истории культуры

социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры SHVOB LUCI - master of arts history, doctoral student of Department of history, cultural history, Faculty of humanities and social sciences, Moscow State Institute of Culture

e-mail: [email protected] © Швоб Л., 2017

curatorial practice using the example of the Student Centre Gallery (SC Gallery) in Zagreb from the beginning of 1970s to the present day. In addition to the definition and categorization of space, the article further shows the function and meaning of space within art and curatorial practice. Space is always connected with work of art (painting) - in two directions. The use and study of space is presented in chronological order with contemporary art forms (definition and dynamics). The article also explains the concept of „place", its function in time, and its relation to space.

Keywords: space, place, conceptual art, art intervention, curatorial practice, contemporary art, Student Centre Gallery, Zagreb, Croatia.

Для цитирования: Швоб Л. Использование возможностей художественного и выставочного пространства и места в деятельности Галереи студенческого центра (г. Загреб, Хорватия) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 3(77). С. 154-162.

Существуют различные теории и определения пространства и места. От позиции и цели, с которыми эти понятия связываются, зависит и их интерпретация. Антропологическое, историческое или философское толкование этих понятий ориентируется на разные виды пространств и мест, с которыми мы в той или иной степени сопрягаемся, которые замечаем или игнорируем, включая отношения и факторы, влияющие на эти сопряжения. Ряд различных теорий и интерпретаций данных понятий необходимо рассмотреть с точки зрения музеологии и музейного дела, а именно - «пространство» и «место» галереи или музея в культуре, «пространство» и «место» музейного предмета в экспозиции и т.д.

На примере Галереи СЦ в Загребе и её многолетней деятельности проанализируем понятия «пространство» и «место», вместе с их функцией, предназначением, изменениями и их корреляцией. В данном случае мы эти термины свяжем с кураторской практикой, которая включает в себя создание выставки. Основную роль в анализе будут играть произведение искусства и художник, а пространство будем рассматривать и в области искусства.

Пространство можно рассматривать в трёх аспектах: архитектурное, художественное и выставочное (галерейное).

Архитектурное пространство - это пространство, созданное с помощью средств архитектуры. Оно имеет объём, пропорции и размеры, свою функцию и эстетику. Галерея СЦ находится в части павильона, который был отдан студентам в 1959 году для досуговой и культурной деятельности. Само здание можно рассмотреть с точки зрения архитектурного пространства: оно состоится из двух частей - небольшого квадратного зала с вогнутым фасадом и продолжения в виде прямоугольного помещения для показа выставок.

Художественное пространство -это пространство, которое создано (придумано), определено и воплощено художником (скульптором). Художественное пространство является произведением искусства.

Методы оформления этого пространства и создание художественного произведения изучаются искусствоведением (практика) и эстетикой (теория).

Выставочное (галерейное) пространство - это пространство, которое используется для создания выставки.

В. Мизиано отмечает, что «без пространства нет выставки [2, с. 128]». В данном случае имеются в виду все три пространства.

Естественно, ведущую роль в выставке всегда играют художественные произведения и их внутренние пространства, так же как и их связь со своими создателями. Тем не менее куратор является тем, кто «исследует» пространство самой выставки (идеи и архитектурного пространства (интерьера), и художественного, и выставочного) и использует его возможности — от изменения конфигурации пространства (физически) до диалога с его атмосферой (духовно).

Ниже в тексте приведены некоторые примеры, показывающие взаимоотношение художественного и выставочного пространства, к которому пришли кураторы в ходе создания выставок.

Интересным фактом является то, что Галерея СЦ начала свою деятельность в 1961 году - как раз в то время, когда актуальные художественные тенденции требовали нового понимания выставочного пространства.

Развитие концепции белого куба [2, с. 132-133] можно заметить уже в конце 50-х годов ХХ века в творчестве «нового реализма» [12, р. 424-425]. Один из её представителей, Ив Кляйн, показал выставкой «Вакуум» пустое пространство галереи "Iris Clerté" в Париже в 1958 году. Помимо «новых реалистов», темой «пространство и место» занимались скульпторы минималистического искусства [12, р. 373-375], авторы концептуального искусства [12, p. 309-313], боди-арта [12, р. 118-119], лэнд-арта [12, р. 341-343] и перформанса. Эти художественные формы обеспечивают совер-

шенно новое восприятие пространства и требуют нового подхода в представлении таких работ. Особый акцент сделан на взаимодействии художника, создающего работу, с куратором, помогающим использовать выставочное пространство. Место же образуется посредством интеракции художественного произведения с выставочным пространством и посетителями, обмена информацией и идеями. С появлением новых форм искусства и нового подхода к пространству и месту в кураторской практике, Галерея СЦ, следуя этим тенденциям, становится подходящим примером формирования и развития «аутентичного места» на протяжении нескольких десятилетий.

Новый подход к пространству и формированию места (1969-1979). Это период определения деятельности Галереи СЦ и преобразования её в интерактивное и динамичное место с целью продвижения новых форм художественной и культурной жизни Загреба, так называемый золотой период. В то время руководителем Галереи был Желимир Кощевич, молодой куратор, открытый к экспериментальному и междисциплинарному подходу в кураторской практике. Свои идеи он брал из разных источников, в том числе из общения с художниками. Ж. Коще-вич следил за европейской и мировой художественной сценой. Ценный опыт он получил в стокгольмском Музее современного искусства, который возглавлял известный куратор Понтус Хультен (1924—2006). Вдохновившись новым опытом и пониманием пространства галереи как средства художественного выражения и экспериментирования, Ж. Кощевич активно включается в работу по созданию нового типа экспозиций.

Выставкой "Hit parada", открытой в 1967 году, заканчивается традиционный способ представления искусства. Выставочное пространство начинает само превращаться в произведение искусства. К экспонатами приравниваются и элементы украшения экспозиции, например — воздушные шары, свисающие с потолка. Посетители берут или прокалывают воздушные шары и таким образом принимают участие в выставке, хотя это не являлось целью куратора и художника. Роль посетителя становится активной, посетитель превращается в непосредственного участника, в какой-то мере даже экспонат выставки, то есть становится со-творцом.

С 1967 года начинается новый период в выставочной практике Галереи СЦ. В течение этого периода Ж. Кощевич интенсивно занимался поиском соотношения художественного и выставочного пространства.

Презентацию пустого пространства можно было увидеть в уже упомянутой выставке Ива Кляйна «Вакуум», а в 1969 году была открыта «Выставка женщин и мужчин», которая изначально ассоциировалась именно с выставкой И. Кляй-на, - пространство галереи было совсем пустым и потихоньку заполнялось посетителями. Именно посетители стали экспонатами выставки и своим присутствием формировали его.

Многие выставки под руководством Ж. Кощевича возникали спонтанно, без строгого подхода и методологии и часто трансформировались в оригинальные идеи (например, выставка "Hit parada"). Ж. Кощевич поддерживал и «шагал в ногу» с новыми формами искусства и выражениями концептуальных художников.

Он давал им полную свободу в оформлении выставочного пространства. В результате выставочное пространство переместилось за пределы стен Галереи и получило название выставки-акции. Первой такой выставкой-акцией стала "Akcija total".

«Появление» искусства на улице и трансформация повседневного места выставки были поначалу непонятны посетителям. Например, художники Борис Бучан и Давор Томичич расположили серии своих плакатов с геометрическими узорами на городских информационных тумбах, билбордах, создавая новое ощущение пространства.

Какое-то время спустя Галерея СЦ организует выставки-акции с произведениями, созданными именно в выбранном пространстве. Одним из таких проектов стал «Гулливер в Стране чудес» (1971), проходивший на берегу реки Кораны в Карловце, городке недалеко от Загреба. Группа художников под названием "zagrebacki plasticari" [10, p. 23] («За-гребский кружок»), появившись на берегу реки либо распределяла на местности инсталляции (металлические предметы Брацы Димитриевича), либо взаимодействовала с уже существующими на месте объектами и приглашала жителей и прохожих включиться в процесс создания нового места и пространства (например, окрашивание понтонного моста на реке, автор Ягода Калопер).

Некоторые выставки-акции смогли заинтересовать жителей. Такой явилась "Pucke svecanosti" («Народный праздник»), которая проводилась в одном из районов Загреба, где жители и прохожие взаимодействовали с художниками в добавлении новых культурных содержа-

ний в местную среду. Это создало место активной коммуникации и стало общей целью для художников и жителей этого района.

Различие в использовании пространства, сначала галерейного, а затем публичного, отметил художник Брацо Ди-митриевич, который обратил внимание на восприятие человеком пространства. В своей работе "Suma 680" Б. Димитри-евич поместил на пол Галереи СЦ 680 окрашенных банок, с которыми посетители могли делать что угодно — составлять пирамидки, башенки, перемещать их внутри выставочного пространства и т.п.

Выставка "Slucajni prolaznici" («Неожиданные прохожие», 1971) проходила на главной площади Загреба. В ней было активизировано «пространство, внутри которого создаётся изменение нашего представления о том же самом пространстве [8, p. 262]». Для создания такого эффекта на здании, где обычно размещались изображения государственных чиновников бывшей Югославии, были размещены фотографии большого формата с лицами обычных людей.

За достаточно короткий, но плодотворный период деятельности Галереи СЦ, благодаря энергичности Ж. Кощеви-ча и смелости его кураторской практики, сформировалось «живое и неповторымое место» [3, с. 135].

Место, действующее внутри себя, и сети искусства новых медиа (1979-1989). Поддерживая и стимулируя новые формы искусства и развивая идею о галерее как об эластичном, открытом пространстве, в котором находят себе место самые разнообразные виды деятельности — лекции, кинопоказы, концерты и дискуссии [1, с. 40], Галерея СЦ продолжила

работу в 80-х годах ХХ века под руководством Владимира Гудца и Младена Лучи-ча. Галерея не перестала внедрять новые технологии, особенно склоняясь к видео-арту [12, p. 659-660] и разнообразным течениям искусства городской культуры. Галерея СЦ активно сотрудничала с галереями, пропагандирующими те же виды и направления искусства, такими как "Poodrum" [6, p. 116] в Загребе, Галерея SKUC в Любляне и СКЦ в Белграде [4, с. 109].

В. Гудац и М. Лучич сформировали непрерывность «золотого периода» Галереи СЦ, интересуясь разнообразными формами искусства, которые были недостаточно поняты или ещё никогда не представлялись публике, как это было с произведениями видео-арта и цифрового искусства [12, p. 305-306]. Такими формами искусства занимались художники Варя Орлич и Дарко Фриц. Они создали «пространство в пространстве» [9] работой "Peep show" (1986). В рамках но-восозданного пространства отделённого тонкими бумажными «стенами» с разрезами на уровне глаз, стояла Варя Орлич, которая резала бумажные стены в форме спирали, в то время как на них Фриц показывал видео. В конце перформанса осталась спираль [7, p. 80].

Ещё один интересный пример «пространства в пространстве», который не относится к художественному пространству, был создан "Antimuzej" благодаря художнику Владимиру Додига Трокута. "Antimuzej" - это собрание самых различных предметов: произведений искусства, археологических находок, бытовых предметов. «Процесс, который содержит все те вещи, которые не охвачены текущей формой осознания культуры, и про-

цессы, которые существуют на окраинах культурных норм, уникальным образом открываются для сознания людей [13]». В Галерее СЦ выставка "Antimuzej,' была представлена двумя стеллажами.

Руководство Галереи не занималось администрированием и рекламой — не было объявлений о выставках, не публиковались каталоги или выставочные программы. Поэтому её деятельность оказалась «герметичной» для проникновения широких масс посетителей. Галерея действовала посредством общения с художниками и небольшими молодёжными группами, и в результате информация распространялась только среди определенных лиц. Наряду с этим, принятие, то есть «открытие» "Antimuzej" убедительно отражает взгляд альтернативного места, «галереи в качестве концептуального произведения искусства (с или без посетителей) [7, р. 50]».

Место, которое соединяет современную и традиционную кураторскую практику (90-е годы ХХ века). Недолгий период в начале 90-х годов ХХ века Галереей СЦ руководят художники Дамир Бартол Индош и Хелена Клакочар.

Д. Индош был членом междисциплинарного театра с символическим названием "Кщ1а glumiste" («Театр сферы») (1975-1989). Идея театра заключалась в отмене концепции театра в виде куба со строго заданным пространством для актеров и зрителей, и вместо этого предлагалась новая концепция сферы, которая открывала больше возможностей для театральных постановок. Опыт новации нового руководителя в театральной среде дал возможность углубить междисциплинарную деятельность галереи. В галерее стали организовываться выстав-

ки, соединяющие музыку с визуальным искусством.

Через год концепция деятельности Галереи изменилась из-за социально-политической ситуации в Хорватии (распад Югославии и гражданская война в Хорватии (1991-1995)). В связи с резкими политическими, социальными и экономическими изменениями вектором внутренней политики Хорватии с 1991 года становится формирование государством своей национальной идентичности. Разумеется, что в таких условиях, как гражданская война, во всех сферах культуры, в том числе и в выставочной деятельности, начинает особо подчёркиваться патриотический и даже националистический характер.

После краткого руководства художников Д. Индоша и Х. Клакочар, на должность куратора приходит Лиляна Домич. Она, руководствуясь общей тенденцией развития Галереи, не нарушая традицию поддержки инноваций, умело соединяла традиционное художественное выражение с течениями в современном искусстве. За своё руководство в период с 1991 года по 1995 год Л. Домич постоянно включала в выставки произведения хорватских художников, известных своим традиционным стилем с патриотическими и религиозными акцентами, наряду с инсталляциями и видео-артом молодых художников. Таким «постмодернистским образом» [7, р. 63] понимая и представляя искусство, Л. Домич превратила Галерею СЦ в место надежды, которое соединяет людей разных взглядов на искусство и жизнь в целом.

Восстановление узнаваемой концепции деятельности Галереи СЦ (2000-е годы). В конце 90-х годов ХХ века дея-

тельность Галереи СЦ возвращается к форме экспонирования современного искусства, создавая место для продвижения художников нового поколения.

Как только руководителями Галереи стали Божиця Матасич и Ксения Баро-ница, начинают организовываться интересные проекты, в том числе и международные. По примеру практики 1970-х годов, они используют открытый подход к различным художественным выражениям, тщательно отбирают молодых художников, позволяя им создавать галерейное пространство самостоятельно.

Три автора, занимающиеся в основном видеоинсталляциями, Давор Мезак, Данко Фрищич и Фране Рогич, вместе выставили работу «Три комнаты», которая представляет собой интересный пример неожиданного участия художников и посетителей в художественном пространстве. После технических проблем, связанных с оборудованием «комнат», авторы меняют концепцию и содержание в последний момент. Не успевая подготовится к открытию выставки, они работали во время открытия - входили посетители и спонтанно общались с художниками [7, р. 126]. Таким образом выставка переросла в спонтанный перформанс.

Дамир Медвешек и Дарко Павлич, художники сценографии Национального театра в Загребе, «перенесли» пространство своей повседневной жизни из театра в галерею. Вся галерея была покрыта большими окрашенными подкладками, на которых обычно рисовали, что давало возможность посетителю находиться в пределах изображения [7, р. 127].

Следуя своей изначальной цели, Галерея СЦ до сих пор существует как место, постоянно находящееся в динамике,

открытое и готовое представлять самые актуальные течения в современном искусстве и указывать на вопросы, которые волнуют художников, отражать проблематику настоящего.

Неисчерпаемая тема пространства и места в области искусства и кураторской практики получает своё новое начало в 1960-х годах с появлением концептуального искусства и новыми стилистическими направлениями. Концептуальное искусство характеризуется процессом исследования и анализа формирования художественного произведения и его взаимоотношений с внешним миром. Появляется новое восприятие и понимание художественного пространства, которое влияет прямо на форму экспонирования и на отношения между тремя пространствами: архитектурным, художественным и выставочным.

В небольшом хронологическом обзоре многолетней деятельности Галереи СЦ можно проследить за изменениями этого места, его выставочной деятельности и направлений в экспонировании художественного искусства. Это динамичное и интерактивное место, где, начиная с 70-х годов ХХ века, творятся, собираются, сохраняются и транслируются культурные ценности и новые художественные практики общественной жизни Загреба.

В последнее десятилетие ХХ века и в начале 2000-х Галерея СЦ несколько изменилась - от соединения традиционных и современных форм представления до установления вновь узнаваемых тенденций побуждения и непрерывной поддержки инноваций в кураторстве как руководстве творчеством и экспонированием.

Примечания

1. ДжейкобМ. Д. Места с прошлым [Электронный ресурс] // Теории и практики : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://special.theoryandpractice.ru/places-with-the-past (дата обращения: 12.05.2016.).

2. Мизиано В. Пять лекций о кураторстве. Москва : Ад Маргинем Пресс, 2015. 231 с.

3. Обрист Х. У. Краткая история кураторства. Москва : Ад Маргинем, 2012. 256 с.

4. Швоб Л. Феномен галерей студенческих культурных центров в течение 1970-х годов в Югославии: возникновение связей между культурной, художественной и общественной деятельностью // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 3 (71). С. 108-113.

5. Auge M. Non places: Introduction to an Anthropology of Supermodernity. London, 1995. Pp. 75-115.

6. Bago I. A Window and a Basement: Negotiating Hospitality at La Galerie Des Locataires and Podroom-The Working Community of Artists. Artmargins 1: 2-3. Massachusetts, 2012.

7. Glavan D., Topic L. Galerija studentskog centra- 40 godina. Zagreb, 2005. 196 s.

8. Goldberg R. Space as Praxis. Studio International, New York, 1975. Pp. 251-262.

9. Marjanic S. Darko Fritz-Performativni sraz novih medija. Zarez. 03/2015. URL: http://www.zarez. hr/clanci/performativni-sraz-novih-medija) (дата обращения: 12.05.2016).

10. Maticevic D. Zagrebacki krug. Nova umjetnicka praksa, 1966-1978. Zagreb, 1978. S. 21-29.

11. O'Doherty B. Inside the white cube: the Ideology of the Gallery Space. San Francisco, 1999. P. 113.

12. Suvakovic M. Pojmovnik suvremene umjetnosti. Zagreb, 2005. 854 s.

13. Trokut V. D. O Antimuzeju. URL: http://anti-muzej.com/o-antimuzeju (дата обращения: 12.05.2016).

14. Galerija Nova. Nevidljiva povijest izlozbi. Zagreb, 2008. № 18. S. 8-12. References

1. Dzheikob M. D. Mesta s proshlym [Designated with the past]. Available at: http://special. theoryandpractice.ru/places-with-the-past (accessed: 12.05.2016.).

2. Miziano V. Pyat lektsii o kuratorstve [Five lectures on curating]. Moscow, Ad Marginem Press, 2015. 231 p.

3. Obrist Kh. U. Kratkaya istoriya kuratorstva [Brief history of curating]. Moscow, Ad Marginem Press, 2012. 256 p.

4. Svob L. The phenomenon of student cultural centers galleries during the 1970s in Yugoslavia: The emergence of relations between the cultural, artistic and social activities. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2016, no. 3 (71), pp. 108-113. (In Russian).

5. Auge M. Non places: Introduction to an Anthropology of Supermodernity. London, 1995. p. 75-115.

6. Bago I. A Window and a Basement: Negotiating Hospitality at La Galerie Des Locataires and Podroom-The Working Community of Artists. Artmargins 1: 2-3. Massachusetts, 2012.

7. Glavan D., Topic L. Galerija studentskog centra- 40 godina. Zagreb, 2005. 196 s.

8. Goldberg R. Space as Praxis. Studio International, New York, 1975. Pp. 251-262.

9. Marjanic S. Darko Fritz-Performativni sraz novih medija. Zarez. 03/2015. URL: http://www.zarez. hr/clanci/performativni-sraz-novih-medija) (accessed: 12.05.2016).

10. Maticevic D. Zagrebacki krug. Nova umjetnicka praksa, 1966-1978. Zagreb, 1978. S. 21-29.

11. O'Doherty B. Inside the white cube: the Ideology of the Gallery Space. San Francisco, 1999. P. 113.

12. Suvakovic M. Pojmovnik suvremene umjetnosti. Zagreb, 2005. 854 s.

13. Trokut V. D. O Antimuzeju. URL: http://anti-muzej.com/o-antimuzeju (accessed: 12.05.2016).

14. Galerija Nova. Nevidljiva povijest izlozbi. Zagreb, 2008. № 18. S. 8-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.