Научная статья на тему 'Феномен галерей студенческих культурных центров в течение 1970-х годов в Югославии: возникновение связей между культурной, художественной и общественной деятельностью'

Феномен галерей студенческих культурных центров в течение 1970-х годов в Югославии: возникновение связей между культурной, художественной и общественной деятельностью Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
161
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЛЕРЕИ СТУДЕНЧЕСКИХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРОВ / КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / КУЛЬТУРА / ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИКА / КУРАТОРСКИЕ ПРАКТИКИ / СТРАНЫ БЫВШЕЙ ЮГОСЛАВИИ / STUDENT CULTURAL CENTERS GALLERIES / CONCEPTUAL ART / CULTURE / SOCIETY / POLITICS / CURATORIAL PRACTICE / COUNTRIES OF FORMER YUGOSLAVIA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Швоб Луция

В статье рассматривается возникновение и взаимодействие трёх галерей студенческих культурных центров: галереи Студенческого центра в Загребе (Галерея СЦ), Студенческого культурного центра в Белграде (СКЦ) и Студенческого центра в городе Нови-Сад (Молодёжный форум), со времени студенческих волнений в 1968 году и в течение 1970-х годов. Рассматриваются особенности работы каждой из галерей по отдельности, в своей локальной культурной среде, в политическом контексте их возникновения, а также их влияние на социокультурную жизнь и искусство в регионе, их роль в странах бывшей Югославии и их взаимодействие. Выбор указанного периода обусловлен возникновением и повышением роли концептуального искусства в социалистической Югославии. Феномен галерей студенческих культурных центров является актуальным объектом научного исследования, поскольку они демонстрировали свободу выражения мнений и спонтанную непрерывность культурной жизни в субъектах Югославии, сегодня же они вновь оказываются связанными совместными проектами, имеющими большое значение для понимания общей культурной истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF STUDENT CULTURAL CENTERS GALLERIES DURING THE 1970-s IN YUGOSLAVIA: THE EMERGENCE OF RELATIONS BETWEEN THE CULTURAL, ARTISTIC AND SOCIAL ACTIVITIES

The article examines the emergence and interaction of the three student cultural centers galleries: Student Centre Gallery in Zagreb (Gallery SC), Student Cultural Centre (SKC) in Belgrade and Student Center in Novi Sad (Youth Forum) since student riots in 1968 and during 1970s. It reveals features on each of the galleries individually in their local cultural environment, in political context in which they are established and their impact on the sociocultural life and art in the region, their role in the countries of former Yugoslavia and their mutual interaction. Choosing the specified periods is due to the appearance and increasing the role of conceptual art in the socialist Yugoslavia. The phenomenon of student cultural centers galleries, is a relevant object of scientific study because they showed the freedom of expression and spontaneous continuity of cultural life in the regions of Yugoslavia, today they are reassociated in joint projects of importance for understanding of the common cultural history.

Текст научной работы на тему «Феномен галерей студенческих культурных центров в течение 1970-х годов в Югославии: возникновение связей между культурной, художественной и общественной деятельностью»

iure. Interuniversity scientific research compilation]. Saratov, Publishing house of Saratov State University, 1994.

9. Tikhonova V. A. Mass culture: towards the essence of the concept. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, No. 5 (55), pp. 19—22. (In Russian)

10. Flier A. Ya. About the nature of a cultural symbol. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2016, No. 1 (69), pp. 51—57. (In Russian)

11. Eliade M. [Eliade, Mircea] Aspekty mifa [Aspects of myth]. Moscow, Korolev, Publishing house "Academic Project", Publishing house "Paradigma", 2005. 223 p.

12. Kondratiev A. Samhain: Season of Death and Renewal. An Trfbhfs Mhor: The IMBAS Journal of Celtic Reconstructionism. 1997. Volume 2, Issue 1/2.

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УДК 7.036(497) Л. Шв о б

Московский государственный институт культуры

В статье рассматривается возникновение и взаимодействие трёх галерей студенческих культурных центров: галереи Студенческого центра в Загребе (Галерея СЦ), Студенческого культурного центра в Белграде (СКЦ) и Студенческого центра в городе Нови-Сад (Молодёжный форум), со времени студенческих волнений в 1968 году и в течение 1970-х годов. Рассматриваются особенности работы каждой из галерей по отдельности, в своей локальной культурной среде, в политическом контексте их возникновения, а также их влияние на социокультурную жизнь и искусство в регионе, их роль в странах бывшей Югославии и их взаимодействие. Выбор указанного периода обусловлен возникновением и повышением роли концептуального искусства в социалистической Югославии.

Феномен галерей студенческих культурных центров является актуальным объектом научного исследования, поскольку они демонстрировали свободу выражения мнений и спонтанную непрерывность культурной жизни в субъектах Югославии, сегодня же они вновь оказываются связанными совместными проектами, имеющими большое значение для понимания общей культурной истории.

Ключевые слова: галереи студенческих культурных центров, концептуальное искусство, культура, общество, политика, кураторские практики, страны бывшей Югославии.

ШВОБ ЛУЦИЯ — магистр истории искусств, аспирантка кафедры истории, истории культуры и музееведения социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры

SHVOB LUCI — master of arts history, doctoral student of Department of history, cultural history and museology, Faculty of humanities and social sciences, Moscow State Institute (University) of Culture

Pp. 71—75.

ЕНОМЕН ГАЛЕРЕЙ СТУДЕНЧЕСКИХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРОВ В ТЕЧЕНИЕ 1970-х ГОДОВ В ЮГОСЛАВИИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ КУЛЬТУРНОЙ,

e-mail: lucija.svob@gmail.com © Швоб Л., 2016

= Философия культуры. Культурология ВНТг 1

L. Svob

Moscow State Institute (University) of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

THE PHENOMENON OF STUDENT CULTURAL CENTERS GALLERIES DURING THE 1970-s IN YUGOSLAVIA: THE EMERGENCE OF RELATIONS BETWEEN THE CULTURAL, ARTISTIC AND SOCIAL ACTIVITIES

The article examines the emergence and interaction of the three student cultural centers galleries: Student Centre Gallery in Zagreb (Gallery SC), Student Cultural Centre (SKC) in Belgrade and Student Center in Novi Sad (Youth Forum) since student riots in 1968 and during 1970s. It reveals features on each of the galleries individually in their local cultural environment, in political context in which they are established and their impact on the sociocultural life and art in the region, their role in the countries of former Yugoslavia and their mutual interaction. Choosing the specified periods is due to the appearance and increasing the role of conceptual art in the socialist Yugoslavia.

The phenomenon of student cultural centers galleries, is a relevant object of scientific study because they showed the freedom of expression and spontaneous continuity of cultural life in the regions of Yugoslavia, today they are reassociated in joint projects of importance for understanding of the common cultural history.

Keywords: student cultural centers galleries, conceptual art, culture, society, politics, curatorial practice, countries of former Yugoslavia.

Понятие «галерея студенческого культурного центра» обозначает учреждение выставочного типа в составе целого комплекса. Появление таких центров в Югославии во второй половине ХХ века было поддержано государством, поскольку они реализовывали ряд важных социокультурных функций: продвигали культуру в молодёжные массы, стимулировали развитие искусства и его презентацию.

Галереи Студенческого центра в Загребе (Галерея СЦ), Студенческого культурного центра в Белграде (СКЦ) и Студенческого центра в городе Нови-Сад (Молодёжный форум) стали подлинными центрами культурной, художественной и общественной жизни молодёжи, открытыми к экспериментам в художественной и кураторской практике. Руководители студенческих центров, следуя за новациями в области современного искусства и кураторской практики, постоянно привносили новые идеи, побуждали к инновациям в художественной жизни, в интерпретации и понимании современного искусства,

влияя, таким образом, на общественную жизнь.

Прежде чем осветить деятельность студенческих культурных центров и взаимодействие между ними, представляется необходимым показать политические и экономические особенности жизни Югославии в 1960—1970-х годах.

С введением системы самоуправления в 1950 году и, особенно, начиная с 1965 года произошла либерализация общества и экономики страны. В результате были урезаны функции централизованного административного аппарата, который ранее управлял всеми сферами жизни в стране — политикой, производством, торговлей, культурой.

С началом экономического роста, с повышением стандартов качества жизни и укреплением покупательной способности населения во второй половине 1960-х годов начинаются реформы и в политическом руководстве, и в экономике. В результате Союз коммунистов был реорганизован, а в Конституцию страны были внесены поправки, приведшие к воз-

растанию свободы предпринимательства. В результате этого всё большую роль стал играть финансовый сектор, «выдавливавший» социалистический сектор из общественной жизни. Однако после студенческих волнений в 1968 году в Белграде и их отголосков в Загребе и Любляне государственная политика отчасти изменилась: был установлен более строгий контроль, усилилась закрытость югославского общества.

Последующий период стал очень интересным и сложным как в общественном и культурном плане, так и с точки зрения искусства. В последней сфере существовали два основных направления. С одной стороны, это социалистический модернизм — главная эстетическая модель искусства, заменившая так называемый социалистический реализм. С другой же стороны, во всё большем объёме появляются альтернативные направления искусства, такие как неоавангард [8, р. 403] и «nova umjetnicka praksa» (новая художественная практика) [8, р. 421]. Организуются новые художественные мероприятия, такие как «Nove tendencije» (Новые тенденции) [8, р. 421] в Загребе, а в Белграде — «BITEF» (Белградский международный фестиваль театра) и «Aprilski susreti» (Апрельские встречи — фестиваль современного искусства, существовал с 1972 по 1977 год, снова был организован в 2002 году).

С появлением новых тенденций изменяется и культурная политика. Наряду с музеями современного искусства, активно работавшими с 1950-х годов, возникают студенческие культурные центры, отчасти благодаря системе самоуправления, а также под влиянием студенческих протестов 1968 года.

Перемены в политике предопределили характер жизни студенческих культурных центров, способствуя появлению новых

художественных форм с их специфическими особенностями.

Галерея СЦ в Загребе

Летом 1969 года в Галерее СЦ в Загребе открылась «Выставка женщин и мужчин». Входившие в галерею посетители обнаруживали здесь абсолютно пустое пространство, озирались вокруг и застенчиво жались к голым стенам. А затем слышали обращённые к ним слова о том, что именно они создают выставку женщин и мужчин [14, р. 29].

На этом примере можно понять, о каких действиях идёт речь, и вообще, о чём мы говорим, когда рассказываем о Галерее СЦ 1970-х годов.

Под руководством Желимира Коще-вича, директора галереи и куратора в 1969—1979 годах, Галерея СЦ становится местом спонтанного участия людей в области интерпретации искусства. За короткий период возникает концентрация идей и людей из разных областей искусства с мощным импульсом к открытию новых форм искусства и кураторской деятельности.

С такой динамикой и коллективной творческой энергией галерея стала центром культурных событий, воздействуя на локальную социокультурную среду. Её деятельность была направлена на интерпретацию художественных произведений, демистификацию искусства и на попытки приблизить искусство к посетителям. Поэтому вместо обычных выставочных каталогов выпускалась «Иоьте Galerije SC» (Газета Галереи СЦ), которая в доступной форме демонстрировала новые формы искусства, наряду с публикацией работ искусствоведов из стран Югославии и европейских стран с приложением сообщений о выставках и конференциях.

Кроме того, представлялись выставки,

демонстрирующие идею распространения искусства за пределы стен галереи [6, р. 22]. Более не было ограниченности выставки, а было внедрение в конкретную общественную реальность, приглашение к участию и общение с людьми в социальной среде.

Галерея СЦ, представляя актуальные достижения в современном искусстве, которые не были утверждены доминирующими течениями социалистического модернизма и Академией искусств [7, р. 3], стала местом активной деятельности. Следствием поощрения такой открытости стало взаимное общение и сотрудничество с другими студенческими центрами в Югославии. Они превратились в центры культурной и художественной жизни, которые привели к большим переменам в развитии югославского искусства и изменению взгляда на жизнь и взаимодействие в общем пространстве [12, р. 19].

Молодёжный форум в г. Нови-Сад

Расцвет деятельности Молодёжного форма, основанного в 1954 году, пришёлся на 1968—1974 годы. Можно сказать, что он был реанимирован студентами-литераторами с философского факультета в городе Нови-Сад. Они собрались вокруг двух инициаторов новых художественных практик — Богданки и Деяна Познанович, которые оказали очень большое влияние на молодых художников. Их деятельность была направлена на тщательный сбор всей документации, каталогов, рисунков, видео- и аудиоклипов, свидетельствовавших о плодотворном, прогрессивном и инновационном периоде конца 1960-х — 1970-х годов и о его значении для истории искусства во всей Югославии. Своей работой они создали положительную творческую художественную среду.

Кроме того, Молодёжный форум обладал одной отличительной особенностью.

Он находился в таком месте Воеводины, которое граничит с Хорватией, Сербией и Венгрией, и, таким образом, оказался в межкультурной среде.

На художественной сцене города Нови-Сад выступали концептуальные группы «Е^О^^ и «Группа 3», близкие к основным тенденциям художественных европейских течений. В основном они занимались экспериментальным выражением художественного языка в области ленд-арта и инсталляции.

Следует отметить ещё одну группу аналогичного художественного направления — «Bosch+Bosch» из Суботицы, выступавшей с произведениями визуальной и конкретной поэзии. Анализируя развитие Молодёжного форума, можно указать также на студенческий журнал «Indeks», с его упором на культуру, но с нередкими политическими коннотациями, и на журнал «и Simposion», который, издававшийся на сербо-хорватском, английском и венгерском языках, был связан с художниками аналогичной концептуальной модели в Венгрии и Польше.

После студенческих протестов 1968 года политическая ситуация обострилась, и всё чаще приходилось сталкиваться с контролем и запретами. Журнал «Indeks», из-за того, что опубликовал несколько текстов в поддержку белградских студентов из Белградского университета, решивших отметить годовщину событий 1968 года, был запрещён.

С другой стороны, Молодёжный форум активизировал работу. Окрепло международное сотрудничество и связи с загребской и белградской галереями студенческих центров. Были организованы выставки с участием художников из Загреба [5, р. 31], Любляны и Белграда. Возникла прочная сеть распространения художественной информации и межкультурного диалога.

Студенческий культурный центр в Белграде

С открытием в 1971 году Студенческого культурного центра в Белграде начинается самое интересное время в белградской художественной и культурной жизни. В результате социальных и политических перемен в стране руководители Союза студентов Югославии получили возможность воздействовать на мышление и взгляды нескольких поколений молодёжи в Белграде, а также в других странах Югославии.

Роль белградского СКЦ подобна деятельности таких же центров в Загребе и Нови-Саде. Это было место, где сформировалась новая волна в изобразительном искусстве, музыке, литературе и кино. Здесь сложилась неофициальная группа авторов новой художественной практики, которые своими радикальными произведениями изменили художественное движение второй половины ХХ века. Такие художники, как Марина Абрамович, Зоран Попович, Неша Периповиж, Раша Тодосиевич, создали течение, альтернативное традиционным художественным выражениям.

Руководителями программы Галереи белградского СКЦ были куратор и художественный критик Дуня Блажевич (1971—1981) и Биляна Томич (1976—1999). Они активно участвовали в культурной жизни Белграда, общаясь с художниками и кураторами из стран Югославии, а также с известными теоретиками культуры, кураторами и художниками из европейских стран, собиравшимися на «AprilsЫ susreti» (Апрельские встречи). Одним из важнейших событий, произошедших в белградском СКЦ, стал проект «ОИоЬаг 75» (Октябрь 75), проведённый в 1975 году. Его тема — положение искусства в рамках политической системы самоуправления, «самоуправля-

емое искусство» [10, р. 36]. Название проекта «ОИоЬаг 75» (Октябрь 75) выражает критическое отношение к «Oktobarski salon» (Октябрьский салон) как учреждению поддержки социалистического модернизма. Проект включал выставку и дискуссию. Были приглашены художники, искусствоведы и теоретики искусства [1, р. 241], чтобы сформулировать своё видение искусства в рамках югославского социалистического самоуправления. Выставка имела форму тетради с текстами всех приглашённых, а затем прошло их открытое обсуждение участниками. Дискуссия содержала критику государства и эстетики социалистического модернизма, её роли и целей.

Опираясь на модель открытой кураторской деятельности и вызывающего способа интерпретации новых художественных форм, Белградский СКЦ продолжал свою работу в этом прогрессивном направлении и в 1980-х годах.

Выбирая некоторые из ключевых событий в каждом из трёх студенческих культурных центров, мы видим общие направления деятельности: внедрение и активизация концептуального искусства, которое появляется только в этот период и становится абсолютно открытым, большая роль импровизации и кураторский подход к презентации этого искусства. Появление этого направления в югославском искусстве обусловлено, во-первых, тесной связью с движениями в искусстве стран Европы и в мире и общим социокультурным и политическим контекстом жизни Югославии. Обращаясь ко второй причине, отметим, что в Загребе художественные движения, связанные с Галереей СЦ, были не столь ограничены, как в Белграде и Нови-Саде. Об этом свидетельствует произведение Брацы Димитриевича «Slucajm prolaznici» (Неожиданные прохожие), которое могло бы показаться

неприемлемым для политиков и сторонников социалистического модернизма [13, р. 11]. Но, независимо от запретов, галереи студенческих центров в Белграде и Нови-Саде действовали активно при проведении выставок.

Есть два взгляда на галереи студенческих культурных центров. Один рассматривает их как площадки для полной свободы выражения мнений в искусстве. Участники вспоминают этот период работы как самый важный и яркий, считая, что, независимо от запретов, они создавали новую реальность. Сторонники другого взгляда полагают, что студенческие центры были своего рода «культурными резервациями» [9, р. 23], действовавшими свободно только внутри своей системы, находясь под строгим государственным контролем. Они давали художникам ощущение свободы и взаимного общения, но не за рамками центров.

Независимо от того, какой из взглядов может быть принят, безусловно, что появление и функционирование таких площадок внутри социалистической системы, которая существовала в то время в Югославии, было очень специфическим. Произошло изменение форм как соци-

альной и политической реальности, так и реальности культурной. Так, художники «zagrebaсЫ krug» (Загребского кружка) [6, р. 21], которые выставлялись в Галерее СЦ, сегодня являются важнейшими представителями искусства 1970-х годов в Хорватии и в мире. То же самое относится и к художникам новых художественных форм в Белграде и художникам ретро-авангарда [8, р. 547] из Любляны 1980-х годов. Галереи студенческих центров Загреба, Белграда, Нови-Сада и Любляны довольно быстро преодолели студенческие рамки и стали важнейшими культурными и художественными площадками страны.

В последнее десятилетие наметилась тенденция к изучению «nova umjetniCka praksa» (новой художественной практики) и неоавангарда бывшей Югославии. Искусствоведы, теоретики искусства, кураторские группы из Загреба, Любляны, Белграда и Нови-Сада вновь представляют произведения художников новых художественных практик и включают их в контекст нашего времени. Это свидетельствует о важной роли деятельности галерей студенческих культурных центров в конце 1960-х — 1970-х годов.

References

1. Bago I. Dematerijalizacija i politizacija izlozbe: Primjeri kustoske prakse kao antikapitalisticke institucionalne kritike u Jugoslaviji tijekom 60-ih i 70-ih godina 20 stoljeca // Radovi Instituta za povijest umjetnosti. Zagreb, 2012. № 36. S. 235—248.

2. Briski Uzelac S. Zagrebacka scena u sredistu: sezdesete // Moderna umjetnost u Hrvatskoj 1898—1975 / ured. Lj. Kolesnik, P. Prelog. Zagreb, 2012. S. 336—372.

3. Galjer J. Kritika na djelu u hrvatskoj umjetnosti 60-ih i 70-ih godina 20 stoljeca // Radovi Instituta za povijest umjetnosti. 2012. № 36. S. 219—224.

4. Kolesnik Lj. Konceptualna umjetnost 1960-ih i 1970-ih godina // Moderna umjetnost u Hrvatskoj 1898—1975 / ured. Lj. Kolesnik, P. Prelog. Zagreb, 2012. S. 372—410.

5. Makovi c Z. Transkript debate povodom otvaranja izlozbe "Trajni cas umetnosti, Novosadska neoavangarda '60-ih I '70-ih godina XX veka", u Muzeju savremene umetnosti u Novom Sadu // Izostavljena istorija / ured. Centar za nove medije _kuda.org. Novi Sad, 2005.

6. Maticevic D. Zagrebacki krug // Nova umjetnicka praksa 1966—1978 / ured. M. Susovski. Zagreb, 1978. S. 21—29.

7. Susovski M. // Nova umjetnicka praksa 1966—1978 / ured. M. Susovski. Zagreb, 1978. S. 3—4.

8. Suvakovic M. Pojmovnik suvremene umjetnosti. Zagreb, 2005. S. 854.

9. Suvakovic M. Transkript debate povodom otvaranja izlozbe "Trajni cas umetnosti, Novosadska neoavangarda

'60-ih i '70-ih godina XX veka", u Muzeju savremene umetnosti u Novom Sadu // Izostavljena istorija / ured. Centar za nove medije _kuda.org. Novi Sad, 2005.

10. Vesic J. SKC kao mjesto performativne (samo)proizvodnje Oktobar 75 — institucija, samoorganizacija, govor u prvom licu, kolektivizacija // Zivot umjetnosti. 2012. S. 31—53.

11. Vesi c J., Grlja D. Istrazivacke biljeske: Slucaj Studentskog kulturnog centra-Beograd 1970-ih godina // Zivot umjetnosti. Zagreb, 2008. № 83. S. 79.

12. Zilnik Z. Transkript debate povodom otvaranja izlozbe "Trajni cas umetnosti, Novosadska neoavangarda '60-ih I '70-ih godina XX veka", u Muzeju savremene umetnosti u Novom Sadu // Izostavljena istorija / ured. Centar za nove medije _kuda.org. Novi Sad, 2005.

13. Galerija Nova. Nevidljiva povijest izlozbi. Zagreb, 2008. № 18. S. 8—12.

14. Novine Galerije SC. Zagreb, 1969. № 8.

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.