Научная статья на тему 'КУЛЬТУРА КОММЕМОРАЦИИ В КРЕАТИВНОМ ГОРОДЕ: ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

КУЛЬТУРА КОММЕМОРАЦИИ В КРЕАТИВНОМ ГОРОДЕ: ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
62
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура коммеморации / креативный город / государственная культурная политика / коммеморативные практики / памятник / потенциал / городское пространство / culture of commemoration / creative city / state cultural policy / commemorative practices / monument / potential / urban space

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Соколова О.М.

В статье рассматриваются критерии концепта «город», представленные в работах исследователей городского пространства. В контексте практик коммеморации выявляются приоритеты в формировании культурного пространства креативного города, потенциальные возможности для ревитализации прошлого в городской среде с целью ее обновления, модернизации и дальнейшего развития. Раскрываются актуальные тенденции гуманизации городского пространства в ракурсе идеи права на город, подразумевающей в том числе участие местного городского сообщества в создании мест памяти, реализацию деятельного патриотизма. Подчеркивается значимость использования возможностей интеграции искусства в городскую среду. Проблематика культуры коммеморации исследуется как часть государственной культурной политики, направленной на сплочение, формирование общегражданской идентичности, прогрессивное общественное развитие и позитивное позиционирование в системе международных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE OF COMMEMORATION IN A CREATIVE CITY: REGULARITIES AND DEVELOPMENT PROSPECTS

The article examines the criteria for the concept of “city” presented in the works of researchers of urban space. In the context of commemoration practices, priorities are identified in the formation of the cultural space of a creative city, potential opportunities for revitalizing the past in the urban environment with the aim of its renewal, modernization and further development. The article reveals the current tendencies of humanization of urban space from the perspective of the idea of the right to the city, which implies, among other things, the participation of the local urban community in the creation of places of memory, the implementation of active patriotism. The importance of using the possibilities of integrating art into the urban environment is emphasized. The issue of commemoration culture is studied as part of the state cultural policy aimed at cohesion, the formation of a common civic identity, progressive social development and positive positioning in the system of international relations.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРА КОММЕМОРАЦИИ В КРЕАТИВНОМ ГОРОДЕ: ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2021 ♦ 6 (104) ноябрь– декабрь ⇒

К УЛЬТУРА КОММЕМОРАЦИИ В КРЕАТИВНОМ ГОРОДЕ:

ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

УДК 304.442 : 721

http://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-6104-66-73

О. М. Соколова

Белорусский государственный университет культуры и искусств, Минск, Республика Беларусь,

e-mail: red-otdel@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются критерии концепта «город», представленные в работах

исследователей городского пространства. В контексте практик коммеморации выявляются

приоритеты в формировании культурного пространства креативного города, потенциальные

возможности для ревитализации прошлого в городской среде с целью ее обновления,

модернизации и дальнейшего развития. Раскрываются актуальные тенденции гуманизации

городского пространства в ракурсе идеи права на город, подразумевающей в том числе

участие местного городского сообщества в создании мест памяти, реализацию деятельного

патриотизма. Подчеркивается значимость использования возможностей интеграции искусства в

городскую среду. Проблематика культуры коммеморации исследуется как часть государственной

культурной политики, направленной на сплочение, формирование общегражданской

идентичности, прогрессивное общественное развитие и позитивное позиционирование в системе

международных отношений.

Ключевые слова: культура коммеморации, креативный город, государственная культурная

политика, коммеморативные практики, памятник, потенциал, городское пространство.

Для цитирования: Соколова О. М. Культура коммеморации в креативном городе: закономерности

и перспективы развития // Вестник Московского государственного университета культуры

и искусств. 2021. № 6. С. 66-73. http://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-6104-66-73

CULTURE OF COMMEMORATION IN A CREATIVE CITY:

REGULARITIES AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Olga M. Sokolova

The Belarusian State University of Culture and Arts, Minsk, Republic of Belarus,

e-mail: red-otdel@mail.ru

Abstract: The article examines the criteria for the concept of “city” presented in the works of researchers of

urban space. In the context of commemoration practices, priorities are identified in the formation of the

cultural space of a creative city, potential opportunities for revitalizing the past in the urban environment

СОКОЛОВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА – кандидат культурологии, начальник отдела редакционно-

издательской и полиграфической работы, доцент кафедры культурологии Белорусского

государственного университета культуры и искусств

SOKOLOVA OLGA MIKHAILOVNA – PhD in Cultural Studies, Head of the Department of Editorial, Publishing

and Printing Work, Associate Professor at the Department of Culturology, the Belarusian State University

of Culture and Arts

© Соколова О. М., 2021

66

⇒ Современные социокультурные практики

with the aim of its renewal, modernization and further development. The article reveals the current

tendencies of humanization of urban space from the perspective of the idea of ​​the right to the city, which

implies, among other things, the participation of the local urban community in the creation of places of

memory, the implementation of active patriotism. The importance of using the possibilities of integrating

art into the urban environment is emphasized. The issue of commemoration culture is studied as part of

the state cultural policy aimed at cohesion, the formation of a common civic identity, progressive social

development and positive positioning in the system of international relations.

Keywords: culture of commemoration, creative city, state cultural policy, commemorative practices,

monument, potential, urban space.

For citation: Sokolova O. M. Culture of commemoration in a creative city: regularities and development

prospects. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2021, no. 6 (104),

pp. 66-73. (In Russ.). http://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-6104-66-73

Развитие в городе во многом обусловлено гии. Исследователь выдвинул гипотезу, что ос-

идейным обоснованием его пространства, новой развития человека послужило создание

исходящим из определения концепта «го- важных типов символического выражения,

род». Формирование культуры коммеморации а не более эффективных орудий труда. Среди

(от лат. commemoratio – напоминание), или факторов, которые предшествовали появ-

культуры увековечения, зависит от осознания лению городов, он называл необходимость

того, что делает город городом. Коммемора- регулярно возвращаться к захоронениям,

ция в городском пространстве осуществляет- священным строениям, церемониальным,

ся во взаимосвязи с интерпретацией ответа сакральным местам [11,12].

на вопрос: как должен мыслиться город, чтобы Луис Вирт в качестве сущностной характе-

в нем воспроизводились коммеморативные ристики города выделял критерий разнообра-

практики (практики увековечения в виде па- зия: «…город все больше становится не про-

мятников, топонимов, памятных дат и пр.). сто местом, где современный человек живет

Характеристика понятия «город» опре- и работает, но и стимулирующим и регулиру-

деляется исследователями в зависимости ющим центром экономической, политической

от целеполагания, социальных ориентиров и культурной жизни, вовлекающим в свою

и методологических позиций. орбиту самые отдаленные сообщества земного

В основу типологии городов Макса Вебера шара и соединяющим в единый космос разные

положено экономическое понимание города, территории, народы и виды деятельности»

т. е. классификация по преобладающему эконо- [3, с. 93‒94].

мическому компоненту (город потребителей, В. Л. Глазычев среди основных показа-

город производителей, торговый город) [2]. телей города называл наличие общих про-

Льюис Мамфорд обращал внимание на та- странств, городских сообществ, наполняющих

кие основополагающие критерии, как воспро- общие пространства, а также городского права

изводство культуры, воспроизводство культа, и самоуправления [4].

происходящие в процессе развития общества Поиск взаимосвязей между физическим,

видоизменения символов, культурных форм, символическим и социальным пространства-

эстетических замыслов и их художественного ми в контексте социально-пространствен-

воплощения, т. е. на приоритет культурной ного подхода к осмыслению города отражен

функции в организации городской морфоло- в ряде концепций, в которых постулирует-

67

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2021 ♦ 6 (104) ноябрь– декабрь ⇒

ся преобразовательная функция культуры мы откуда-то пришли, что у нас есть исто-

по отношению к городскому пространству, рия. Культура помогает обрести уверенность,

таких как «места памяти» Пьера Нора, «тре- чувство стабильности и безопасности в ме-

тьи места» Рэя Ольденбурга («промежуточ- няющемся мире. Культурное наследие – это

ные пространства» в классической городской не просто старинные здания, а своего рода

социологии), «не-места» Марка Оже. Марк доспехи всех культурных ресурсов, которые

Оже полагает, что «понятие “пространства” демонстрируют уникальность и своеобразие

само по себе более абстрактно, чем понятие места» [6, с. 75].

“места”, которое как минимум отсылает нас Коммеморация как часть государственной

к событию (имевшее место), мифу (который, культурной политики в ракурсе системы

говорят, имел место) или истории (большим действий по сохранению памяти представ-

значимым местам)» [8, с. 38]. ляется определяющим условием прираще-

Концепция креативного города, разра- ния объектов историко-культурного наследия

батываемая теоретиками с конца 1980-х гг., и креативным ресурсом, способствующим

а в 2000-е гг. активно развиваемая Чарльзом формированию уникального культурного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лэндри, основана на задействовании исто- ландшафта. В систему государственной по-

рико-культурной уникальности места как литики памяти интегрируются празднование

ресурса реновации территорий. В современ- юбилеев и памятных дат, установка монумен-

ном креативном городе прошлое становится тов, наименование улиц и пр.

ресурсом и для творческо-интеллектуальной Проблемы адаптивности стратегий ком-

рефлексии (стрит-арт, монументальное искус- меморации к национальным интересам, ма-

ство и др.), и для извлечения экономической нипуляции образами прошлого, вопросы

прибыли (туризм, джентрификация и др.), эффективной культурной политики, кото-

и для организации досуга (исторические ре- рая способствует включению культурного

конструкции, фестивали и др.), и для обо- наследия города в его социально-экономи-

снования идеологии и политических амби- ческое развитие, отношения к монументам,

ций. Бережное отношение к истории города мемориальной скульптуре и памяти вызывают

как к одной из базовых ценностей является дискуссии, «конфликты памяти», информа-

практической необходимостью в создании его ционные войны. В современных условиях

уникального образа [5]. концептуальное обоснование процессов ком-

В контексте актуальных тенденций гу- меморации может послужить фундаментом

манизации городской среды, выявления нивелирования противоречий, устойчивого

уникальности и своеобразия культуры воз- развития, межпоколенческой преемственности

растает значение коммеморативных прак- морально-этических ценностей.

тик. По оценке Чарльза Лэндри, «культурное Разработка эффективной системы дей-

наследие и современное искусство по всему ствий по использованию коммеморативных

миру становятся инструментом обновле- практик и управлению ими предопределяет

ния городов. … мы черпаем вдохновение постановку ряда следующих задач:

в старинных зданиях, вещах, традициях, цен- ‒ гуманизация общественных городских

ностях, навыках. Культура помогает найти пространств;

опору, ощутить корни, показывает нам, что ‒ выявление уникальности места;

68

⇒ Современные социокультурные практики

‒ трансляция множественных смыслов по инициативе местных жителей, когда обще-

национальной, региональной и локальной ство на местном уровне решает, кто из исто-

духовной культуры; рических личностей заслуживает включения

‒ формирование ценностных ориентаций в местный нарратив и каким образом его во-

и моделей поведения; площать. Критерии ценности того или иного

‒ развитие деятельного патриотизма, еди- памятника определяются каждым новым по-

ного гражданского самосознания. колением, которое «проживает историю своим

Гуманизация общественных пространств собственным способом, усматривая разные

отсылает к концепту «право на город», пред- детали и их взаимозависимость в прошлом.

ложенному Анри Лефевром в 1960-е гг. При этом нельзя сказать, что взгляд на исто-

В международных программах по содей- рию из начала XX века менее объективный,

ствию устойчивому развитию населенных пунк- чем из конца этого столетия, история как

тов право на город включено в список прав нарратив каждый раз пересоздается в новой

на предметы первой необходимости наравне объективности» [1, с. 19]. Выявление уникаль-

с правом на жилье и чистой водой, определено ности места может обосновываться не только

как драйвер продвижения инклюзивности исторической ценностью, но и ценностью

и установления справедливых отношений ментальной ‒ культурных особенностей ло-

в обществе. В Новой программе развития кального сообщества.

городов (2016) декларируются поддержка Кроме коммеморативных практик, осу-

использования культурного наследия в ин- ществляемых на уровне национальной и ре-

тересах устойчивого городского развития гиональной духовной культуры, идет поиск

и признание его роли в стимулировании по выявлению местной специфики, локальной

участия и ответственности; содействие но- души города (духа места, гения места). Поми-

ваторскому и устойчивому использованию мо широко используемых образов-брендов для

архитектурных памятников и объектов с це- раскрытия потенциала места, туристической

лью создания дополнительной стоимости, аттрактивности учитываются способные ра-

уважительной реставрации и адаптации; вов- ботать на образ территории дополнительные

лечение коренных народов и местных общин вспомогательные инструменты.

в популяризацию и распространение знаний Например, популяризируемые образы

об объектах материального и нематериального Адама Мицкевича в Новогрудке, Марка Ша-

культурного наследия и сохранение традици- гала в Витебске пополняются нарративами

онных форм самовыражения и языков, в том о местных уникальных особенностях ком-

числе путем использования новых технологий плементарного характера. В 2011‒2012 г. со-

и методов [7, с. 36]. трудниками Новогрудского райисполкома

Ценности и принципы устойчивого раз- в процессе изучения архивных документов

вития постепенно инкорпорируются в город- по истории города были найдены воспоми-

ское пространство, обусловливая в том чис- нания белорусского историка и археолога

ле перспективы развития коммеморативной М. А. Ткачева. Выяснилось, что в 1969 г. во вре-

культуры. мя съемок фильма Виктора Турова «Сыновья

В контексте гуманизации пространства уходят в бой» в Новогрудке и его окрестно-

и права на город памятники создаются стях (в д. Литовка) провели несколько недель,

69

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2021 ♦ 6 (104) ноябрь– декабрь ⇒

в том числе посетили раскопки на Замковой женца Витебщины Ф. А. Махнова (1878‒1912) –

горе Владимир Высоцкий и Марина Влади. по ряду сведений самого высокого в истории

Знаменитый бард написал здесь несколько человека – установлена в городском сквере

песен, среди которых посвященная Влади на пешеходной улице (2018), что добавляет

«Лирическая» и песни военного цикла («Он пространству индивидуальность, делает город

не вернулся из боя», «Песня о земле», «Сыно- интересным и живым.

вья уходят в бой»). В городе был открыт памят- В ракурсе перечисленных тенденций сле-

ник Владимиру Высоцкому (2012), его именем дует сказать о практике создания памятников,

назван сквер, в котором, по местной легенде, предполагающих взаимодействие, тогда как

артист исполнял свои песни. В гостинице, где традиционно памятники ‒ это отчужден-

останавливались Высоцкий и Влади, созда- ные сакральные объекты, предназначенные

на мемориальная комната (2016). Ежегодно для отправления социальных практик: прове-

с 2014 г. в Литовке проводится региональный дения ритуальных праздничных церемоний,

фестиваль-конкурс бардовской песни памяти официальных мероприятий и т. п. Многие

артиста «Музыка сердец». современные объекты монументального

В концепции мемориализации все более и монументально-декоративного искусства,

широкое распространение получает симво- установленные в скверах, парках, на бульва-

лический ресурс, используемый в разных рах, служат для эстетизации пространства как

формах, таких как брендинг, паблик-арт и др. важного ресурса повседневной жизни.

В Витебске фасады зданий украшают Наряду с правом участия в практиках

граффити-портреты Марка Шагала (2015) по увековечению, включающим также право

и Казимира Малевича (2016); в здании Витеб- выбора того, что увековечивается, реализация

ского народного художественного училища права на город обеспечивается свободным

(ВНХУ), где работали художники, открыли доступом к историко-культурным ценно-

уникальный интерактивный музей истории стям, что на практике соблюдается не всегда

ВНХУ (2018). Возле музея, вдоль улицы Марка (например, когда памятники расположены

Шагала создано уникальное художественное на территории учреждений и предприятий),

пространство ‒ в оформлении фасадов жи- вступая в противоречие с идеей открытости

лых домов использованы футуристические и доступности общественных пространств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

полотна, цитаты художников. Цитаты Шагала Во взаимосвязи с задачами гуманизации

украшают забор по улице Покровской. городских пространств, выявления уникально-

Реализация проектов интеграции искус- сти места, трансляции множественных смыс-

ства в городскую среду позволяет подчеркнуть лов национальной, региональной и локальной

историко-культурный смысл конкретных мест, духовной культуры в контексте концепции

создавая пространства, отражающие своео- коммеморации решаются задачи воспита-

бразие культуры города. ния, формирования ценностных ориентаций

Знаковое свойство коммеморативных и моделей поведения, развития деятельного

практик ‒ учитывать способность памятни- патриотизма.

ков работать на образ территории и эмоци- Мини-музей миниатюр «Утраченное

ональное восприятие места. Скульптурная наследие» создан в центре Новогрудка под

композиция «Витебский великан» в честь уро- открытым небом (в 2018 г. – 9 экспонатов,

70

⇒ Современные социокультурные практики

в 2020 г. – 12). Макеты выполнены школьника- контекст. Как отмечает Т. Н. Суминова, «одной

ми, которые проводили краеведческие иссле- из главных функций города как драйвера раз-

дования, собирая сведения об архитектурных вития экономики страны и конкретных сфер

памятниках Новогрудчины. Восстановление деятельности является механизм трансляции

в миниатюре памятников утраченным архи- культурного наследия, образов/стилей/куль-

тектурным сооружениям не только использу- туры жизни» [9, с. 93].

ется как инструмент модернизации террито- Перспективные тенденции модернизации

рии, но и способствует формированию нового и реновации городской среды посредством

качества исторического сознания. коммеморативных практик включают следу-

Как отмечает М. Л. Шуб, «в основе ком- ющие направления и аспекты деятельности:

мемораций лежит глубокий педагогический, ‒ сохранение историко-культурного на-

воспитательно-образовательный потенциал, следия как средства гуманизации городской

реализация которого позволяет решать важ- среды;

ные нравственные задачи, стоящие перед об- ‒ создание социально-эстетической ин-

ществом в тот или иной период его развития. формативности среды;

Когда общество или отдельная группа прини- ‒ использование городской администра-

мают решение о сохранении в коллективной цией историко-культурного потенциала го-

памяти того или иного события или лично- рода, его символического ресурса (памятные

сти, они одновременно принимают решение события, исторические даты, легенды, значи-

и о формировании определенных ценностных мые личности, символы города, образ города)

ориентаций и моделей поведения у своих со- с опорой на мнение специалистов, обществен-

временников и потомков» [10, с. 80]. ное обсуждение, привязкой к местности;

Важным компонентом современных ком- ‒ осознанная коммеморация событий

меморативных практик в дискурсе государ- и исторических личностей, продуманное,

ственной культурной политики продолжают качественное проектирование смыслово на-

оставаться события Великой Отечественной сыщенных культурных городских ландшаф-

войны. В истории Беларуси – это одно из клю- тов, в которых памятник гармонично связан

чевых событий и важный компонент политики с окружающей средой и участвует в создании

национальной памяти. С событиями периода ее индивидуального образа;

Великой Отечественной войны связаны госу- ‒ выявление новых качеств истори-

дарственные праздники, такие как День По- ко-культурного наследия, локального своео-

беды 9 мая, День Независимости Республики бразия, «духа места» средствами паблик-арта;

Беларусь 3 июля – день освобождения Минска ‒ улучшение эстетических качеств про-

в 1944 г. от нацистских оккупантов. Монумен- странства посредством включения дополни-

тальная скульптура, посвященная Победе, тельных объектов, отражающих особенности

в аспекте традиций и актуальных задач ме- истории, местных традиций, локальной специ-

мориальной политики играет важную соци- фики пространства;

альную роль в патриотическом воспитании, ‒ расширение круга специалистов, рабо-

формировании и обосновании идентичности. тающих в сфере городского маркетинга;

Для развития потенциала современных ‒ поддержка проектов, увязанных с иден-

городов особенно важен историко-культурный тичностью города;

71

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2021 ♦ 6 (104) ноябрь– декабрь ⇒

‒ привлечение историков, культурологов, в зависимости от изменения подхода к городу,

географов, других профессионалов из раз- который понимается как потенция ‒ спо-

личных областей, широкой общественности, собность стать креативным пространством.

всех тех, кто заинтересован в эффективном Постоянно обновляемая и видоизменяемая

решении задач по сохранению памяти, к под- городская среда, в которой осознанно за-

готовке основополагающих документов в этой действуются социокультурные особенности

сфере, к разработке и обсуждению проектов, развития территории, осуществляется про-

принятие коллегиальных решений. думанная коммеморация событий и исто-

Таким образом, сегодня трансформа- рических личностей, способна отражать

ция коммеморативных практик происходит и сохранять «дух места».

Список литературы

1. Вахштайн В. С. Коллективная память как ресурс концептуализации публичных и приватных

пространств в мегаполисе / Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации. Москва, 2018. 38 с.

2. Вебер М. Город // История хозяйства. Город : перевод с немецкого / под редакцией И. Гревса ;

комментарии Н. Саркитова, Г. Кучкова. Москва : КАНОН-пресс-Ц : Кучково поле, 2001. С. 334–486.

3. Вирт Л. Урбанизм как образ жизни // Избранные работы по социологии / перевод с английского

В. Г. Николаева. Москва : ИНИОН, 2005. С. 93‒118.

4. Глазычев В. Л. Политическая экономия города. Москва : Изд-во «Дело» АНХ, 2009. 192 с.

5. Линч К. Образ города / перевод с английского В. Л. Глазычев ; редактор А. В. Иконников. Москва :

Стройиздат, 1982. 328 с.

6. Лэндри Ч. Креативный город : перевод с английского. Москва : Классика-ХХI, 2006. 399 с.

7. Новая программа развития городов : принята на Конференции Организации Объединенных Наций

по жилью и устойчивому городскому развитию (Хабитат III), 20 октября 2016 г., г. Кито ; одобрена

на 68-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций

23 декабря 2016 г. URL: https://uploads.habitat3.org/hb3/NUA-Russian.pdf (дата обращения: 24.08.2021).

8. Оже М. Не-места. Введение в антропологию гипермодерна / перевод с французского А. Ю. Коннова.

Москва : НЛО, 2017. 55 с.

9. Суминова Т. Н. Город в контексте экономики впечатлений // Вестник Московского государственнного

университета культуры и искусств. 2020. № 5 (97). С. 90‒96. https://doi.org/: 10.24412/1997-0803-

2020-597-90-96

10. Шуб М. Л. Современные коммеморативные практики: образовательный и воспитательный потенциал

// Челябинский гуманитарий. 2016. № 3 (36). С. 80‒87.

11. Mumford L. (1961) The City in History: Its Origins, Its Transformations, and Its Prospects. New York : Harcourt,

Brace & World. IX, 657 p.

12. Mumford L. (1970) The Culture of Cities. San Diego ; New York ; London : A Harvest/HBJ Book Harcourt

Brace Jovanovich, Publishers. 586 р.

References

1. Vakhshtein V. S. Collective memory as a resource for conceptualizing public and private spaces in a metropolis.

Moscow, 2018. 38 р. (In Russ.).

2. Weber M. City. In Weber M. History of the economy. City. Moscow, Publishing House “KANON-press-C”,

“Kuchkovo field”, 2001. Рp. 334–486. (In Russ.).

3. Wirth L. Urbanism as a way of life. In Wirth L. Selected works on sociology. Moscow, INION Publishers, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рp. 93–118. (In Russ.).

72

⇒ Современные социокультурные практики

4. Glazychev V. L. Political economy of the city. Moscow, Publishing House “Delo” ANKh, 2009. 192 р. (In Russ.).

5. Lynch K. Image of the city. Moscow, Publishing House “Stroyizdat”, 1982. 328 p. (In Russ.).

6. Landry C. Creative city. Moscow, Publishing House “Classic-XXI”, 2006. 399 p. (In Russ.).

7. New Urban Development Program. URL: https://uploads.habitat3.org/hb3/NUA-Russian.pdf (date of access:

24.08.2021). (In Russ.).

8. Augé M. No-place. An Introduction to Hypermodern Anthropology. Moscow, New Literary Observer Publishing

house, 2017. 55 р. (In Russ.).

9. Suminova T. N. The city in the context of the economy of impressions. The Bulletin of Moscow State University

of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2020, no. 5 (97), pp. 90‒96. (In Russ.). https://doi.org/: 10.24412/1997-

0803-2020-597-90-96

10. Shub M. L. Modern kommemorativ practicians: educational potential. Chelyabinsk Humanities. 2016, no. 3

(36), рр. 80‒87. (In Russ.).

11. Mumford L. (1961) The City in History: Its Origins, Its Transformations, and Its Prospects. New York, Harcourt,

Brace & World. IX, 657 p.

12. Mumford L. (1970) The Culture of Cities. San Diego ; New York ; London, A Harvest/HBJ Book Harcourt

Brace Jovanovich, Publishers. 586 р.

Поступила в редакцию 02.12.2021

*

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.