Культура как стратегический
ресурс России в XXI веке:
итоги Московского форума культуры 2010 г.
А.Н. СМИРНОВ
ведущий научный сотрудник НИИ МГУКИ, кандидат экономических наук
Первый Московский форум культуры «Культура как стратегический ресурс России в XXI веке» состоялся 1 июля 2010 года в Московском государственном университете культуры и искусств.
Идея серьезного обсуждения проблем российской культуры назрела давно. В условиях постоянной социальной, экономической и политической трансформации общества на рубеже XX и XXI веков, которая чаще всего носила лавинообразный характер, как никогда становится актуальным осмысление сути состояния и перспектив развития российской культуры.
В то же время ощущается общая нехватка исследований путей развития культуры. Поэтому зачастую явно не хватает научного взгляда на те процессы, которые протекают в отечественной культуре, на то влияние, которое культура оказывает на другие сферы жизни российского общества
I Московский форум культуры собрал видных ученых, деятелей культуры и искусства, государственных и общественных деятелей, которых беспокоят судьба и перспективы использования ресурсов культуры России, имеющих судьбоносное значение для ее настоящего и будущего. Участие в работе форума приняли заместитель министра культуры России Андрей Бусыгин, директор Российской Государственной библиотеки Александр Вислый, скульптор Григорий Потоцкий, народный артист СССР, депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ Иосиф Кобзон и мн. др.
В результате острой и откровенной дискуссии форумом обоснована необходимость постоянного мониторинга роли и места культуры в процессах становления и развития демократических основ общества, его социальной и духовной консолидации, укрепления российской нации, её гражданственности, сохранения преемственности и воспроизводства духовного потенциала русского и других народов страны, модернизации экономики и социально-культурного бытия россиян.
Главная задача культурной политики - полноценное подключение всех ресурсов культуры и образования, накопленных народами нашей страны, российским народом, к задачам совершенствования и просвещения россиян, реформирования и модернизации России. И любая масштабная реформа общественной и государственной жизни во всех ее измерениях требует нового уровня понимания задач культуры, искусства, образования и воспитания и соответствующей подготовки профессиональных кадров с богатым культурным и профессиональным потенциалом, способных на деле обеспечивать реализацию этих реформ.
I Московский форум культуры стал методологической лабораторией, в которой велась разработка научно-исследовательской темы «Культура как стратегический ресурс России», проведенной в 2010 году по заказу Министерства культуры РФ. По итогам научной работы подготовлена коллективная монография и сдан соответствующий отчет.
Объектом исследования явилось понятие куль-
1.Л
Цель исследования - выявление и оценка фактической значимости российской культуры как стратегического ресурса по управлению социальным сознанием и поведением людей, развития культурного пространства страны и создания адекватных институтов и механизмов формирования поля культурной политики страны, а также разработка алгоритмов практического использования культурно-ценностных установок граждан России в интересах социального управления обществом и выработка рекомендаций по совершенствованию перспективной политики государства в сфере культуры.
В процессе работы: развиты методы анализа современных проблем культуры и социокультурного состояния общества; прояснена ситуация с современным состоянием духовно-нравственной и художественной составляющих культуры; разработаны принципы научного проектирования стратегического развития культуры; определены перспективные направления и алгоритмы научного прогнозирования в сфере культуры; систематизированы представления о профессиональных характеристиках и компетенциях, которыми должны обладать кадры отрасли культуры в настоящем и обозримом будущем.
В ходе исследования разработана уникальная ме-
туры, понимаемое нами в двух ракурсах: как отрасли специализированной деятельности, находящейся в ведении Министерства культуры РФ, - политически управляемого сегмента культуры, и как внеотрасле-вой (общесоциальной) культуры, являющейся совокупностью характеристик состояния общества и общественного сознания, определяемого многими факторами, и прежде всего общесоциальными, - стихийно развивающегося сегмента культуры.
тодика оценки культурных ресурсов страны (региона) и их влияния на социально-экономическое развитие территории.
Формирование культурной среды общества становится важнейшей задачей государства. Культурная среда является основой синтеза семейных традиций, которые и закладывают фундамент нравственного поля общества. Определяющим фактором гуманизации общества выступают средства культуры, которые призваны развивать личность, формировать его ценностно-нравственный облик. Практика свидетельствует, что современная культура предлагает ряд новых средств воздействия на человека, которые обладают широким спектром как позитивных, так и негативных возможностей влияния на духовный мир человека, манипуляции его сознанием, в связи с чем повышается значимость влияния средств культуры (кино, телевидения, радио, театра) на правовое, военно-патриотическое воспитание, формирование положительного примера созидательной деятельности человека.
Новая инновационная экономика напрямую заинтересована в экспансии традиционной классической культуры, хотя и не осознает этого. Сегодня эту задачу реализовывает государство. Классическая культура -это свобода мысли и основа формирования инновационного мышления. Массовая культура - это строгий ритм и воспитание индивидуумов, живущих в синтезированном мире подавления человеческих чувств.
Позитивными моментами современной культурной политики России являются внимание к сохранению и развитию культурного наследия народов России, народно-художественного творчества и культурно-досу-
говой деятельности, сохранение национально-культурной идентичности и формирование общероссийской культурной идентичности, развитие образования в сфере культуры, подготовка соответствующих квалифицированных кадров.
В условиях самобытности российской культурной среды можно говорить не только о существовании национальных культур, но и о федеративной культуре, которая является своеобразным интегратором этнически разнородных элементов, обеспечивающих в рамках определенной территории возможность плодотворного межэтнического и межкультурного взаимодействия, что на практике означает реализацию модели поликультурного единства при доминировании объединяющей функции русской культуры.
Внимание к региональной культурной политике позволит выявить новые пути коммуникации, укрепить идеи соборности как необходимого условия совмест-
ного проживания различных народов в современном поликультурном пространстве. Для российской культуры, впитавшей в себя многие этнические традиции, характерно уважительное, бережное отношение к традициям и обычаям народов, живущих на территории Российской Федерации. Государственная культурная политика должна больше опираться на исконно присущее российской культуре стремление к взаимоуважению, взаимопониманию и культивировать неприятие идей национализма, шовинизма, агрессии.
Особого внимания заслуживают предложения о придании практической направленности исследованиям в сфере культуры, привлечении этих исследований к деятельности различных общественных и государственных институтов, укреплении межотраслевого взаимодействия между Министерством культуры, с одной стороны, и министерствами экономического развития, регионального развития, здравоохранения и социального развития, обороны, внутренних дел и
Эффект модернизации будет более очевидным, если механизмы формирования модели развития и взаимодействия всех сфер будут пронизаны культурой как системой ценностей. Понимание культуры в обществе должно рассматриваться как система ценностей и социальных кодов, интегрирующих общество, как ресурс общественного развития.
Обществу необходим национальный проект, который бы решал не только финансово-экономические проблемы культуры, но способствовал реализации прав всех граждан на доступ к культурным ценностям, на свободу самовыражения, достижение общенациональных целей, соответствующих интересам страны и каждого человека.
Необходимо сосредоточить усилия научной, образовательной и творческой общественности на реализации задач по оптимизации и использованию на практике созидательных, просветительских ресурсов русской, российской многонациональной культуры,
т.д. - с другой. В частности, Министерству культуры РФ рекомендуется выступать инициатором культурологических экспертиз и культурфилософских исследований важных социальных проблем: распространения наркомании, «дедовщины» в армии, нарушения этических норм в медицине (трансплантология, эвтаназия и т.д.).
Наиболее актуальными мерами могут послужить принятие правовых норм, способствующих сохранению и развитию единого культурного пространства России, всесторонний учет всей культурной ситуации, сложившейся в стране, адекватное отражение и эффективная реализация конституционных положений при подготовке нормативно-законодательных актов в сфере культуры.
объединения их на общих, значимых для страны ценностях, на разработке и реализации соответствующих региональных, этнонациональных, местных и общенациональных программ по сохранению, интеграции и развитию российской культуры.
Преемственность культуры и традиций как комплексной задачи культуры и образования может и должна быть решена обществом, властью, школой, вузом, родителями через подготовку подрастающего поколения к жизни. Только модернизируемая своим внутренним потенциалом и ориентируемая на перспективу целостная система культуры способна обеспечить преемственность и реализацию ресурсов культуры в перспективной социально-культурной деятельности людей.