ВЕК КУЛЬТУРЫ
Московский форум культуры: Послесловие-2010 и предисловие-2011
Р.Г. АБДУЛАТИПОВ,
ректор Московского государственного университета культуры и искусств, доктор философских наук, заслуженный деятель науки РФ, лауреат Государственной премии -премии Правительства РФ
Прошел год после Московского форума культуры 2010 года, который стал заметным явлением культурной жизни страны и обозначил базовую тему своей ежегодной работы: «Культура как стратегический ресурс России в XXI веке». На форуме был принят и типовой декрет, который подтвердил актуальность исследовательской темы, попытки поиска методологии и смысла современной русской, российской культуры в преемственности ее традиций и ресурсов. Существенное влияние оказал Московский форум культуры на науку, научно-методическую и учебно-воспитательную, просветительскую работу в Московском государственном университете культуры и искусств и в целом ряде наших родственных вузов в Бурятии, Татарстане, Кемерово, Санкт-Петербурге, Перми и др. В итоговом Меморандуме форума было сказано, что Московский форум культуры-
. е> £
н ы м университетом культуры и искусств при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Комитета Государственной думы по культуре и Коми-
тета Совета Федерации по культуре, руководства ряда субъектов Российской Федерации был обусловлен насущной потребностью в осмыслении состояния и перспектив развития российской культуры, необходимостью обоснования культурной идентичности россиян и оптимизации культурной политики России и подготовки кадров для сферы культуры и искусств в современных условиях.
Еще раз скажем, что Московский государственный университет культуры и искусств вместе с другими вузами страны включился в работу, которая должна помочь обществу, государству в полной мере выявить и использовать вековые ресурсы культуры России, накопленные ее многочисленными народами, направить их на успешное экономическое и духовно-политическое обновление страны. Этим вопросам было посвящено и заседание Координационного совета по ^ культуре Министерства культуры Российской Фе-jf^ дерации, которое прошло в Московском государственном университете культуры и искусств в начале 2011 года под руководством министра культуры A.A. Авдеева и при участии руководителей министерств и департаментов культуры всех субъектов Российской Федерации, а также в работу Координационного совета были включены студенты, аспиранты и преподаватели университета, руководство исполкома сторонников «Единой России» (Ф. Клинцевич, А. Ермош-кин) и группа игротехников.
Материалы форума, таким образом, проходят апробацию и оказывают влияние на культурную политику, на процесс подготовки и переподготовки кадров для сферы культуры и искусств. На Московском форуме культуры собрались видные ученые, деятели культуры и искусства, государственные и общественные деятели, которых беспокоят состояние, судьба и
перспективы использования ресурсов культуры России, имеющих судьбоносное значение для ее настоящего и будущего. Базовое значение имела для форума и стратегия-2020, в концептуальных материалах которой обозначены параметры культурной политики. Думается, что по итогам работы Московского форума - 2011 доклад ИНСОР «Обретение будущего» мог быть дополнен книгой «Ресурсы культуры и обеспечение будущего».
Бесспорны актуальность и перспективность базовой темы Московского форума культуры «Культура как стратегический ресурс России в XXI веке», как и решение проводить форум ежегодно. Были поставлены задачи постоянного мониторинга роли и места культуры в процессах становления и развития демократических основ общества, его социальной и духовной консолидации, укрепления российской нации, ее гражданственности, сохранения преемственности и воспроизводства духовного потенциала русского и других народов страны, выявления роли культуры в модернизации экономики и социально-культурного бытия россиян. Без культуры с общими смыслами и символами трудно обеспечить устойчивость развития и становления России. Это было единое мнение участников и секций Московского форума культуры.
Московский форум культуры подтверждает, что для российского общества и государства в современных условиях необходима вдумчивая и всесторонняя оценка ресурсов российской культуры, состояния и перспектив культурных процессов и культурной политики. Без этого крайне трудно определить вектор развития России в XXI веке, который, по мнению большинства участников форума, может и должен стать ВЕКОМ КУЛЬТУРЫ. Отсюда и вывод форума о том, что русская, российская культура должна стать национальной идеей России в XXI веке. Проблема сущности культуры, субъектов культуры, ресурсов культуры нашли свое дальнейшее осмысление в ходе подготовки и на самом форуме культуры в 2011 году. Кроме того, Московский форум культуры активизировал интерес российского общества к проблемам культуры. Уже заявлено о созыве в этом году (2011) Пермского и Санкт-Петербургского культурных форумов.
Это важно, ибо ресурсом российской культуры является огромный потенциал, опыт социального бытия россиян в ходе их самобытного и совместного сотворчества, накопленный в России в прошлом и настоящем, но пока еще не задействованный по-настоящему для достижения конкретных целей и решения задач воссоздания и приумножения духовно-нравственной энергии современного общества россиян всех нацио-
у
нальностей, развития, модернизации и достижения качественно нового уровня развития страны. Московский форум культуры подчеркнул, что российская культура с ее богатейшим духовным содержанием представляет и объединяет различные группы интересов и субъектов культуры в современном обществе, что гарантирует духовный и экономический прогресс России в XXI веке. Но культуру еще не очень подключают или редко подключают к решению подобных задач стратегического развития России в XXI веке. Президент России Д.А. Медведев и Председатель Правительства В.В. Путин постоянно уделяют внимание вопросам культуры. 29 апреля 2011 года В.В. Путин дал указание увеличить поддержку сферы культуры и разработать специальную программу. Ведомственная программа «Культура России» позволила построить более 150 культурных объектов.
Московский форум одним из первых актуализировал проблему влияния культуры на состояние человека, власти, общества и особенно экономики и политики. Величайшие достижения информационного, технологизированного века есть продукты современной культуры и в своем влиянии на жизнь людей и социальную и культурную динамику России нередко теряют свой созидательный культурно-нравственный смысл и оборачиваются против человека, заводят народы, страны, человечество в тяжелейшие кризисы и тупики. Достижения техники, технологий, информационных систем должны быть подкреплены ресурсами культуры и направлены на развитие этих ресурсов. Дегуманизация общества - одна из фундаментальных опасностей развития человечества конца XX - начала XXI века. С этой опасностью всё более сталкивается и современная Россия, и все будет зависеть от того, какой формат будет определяющим в ближайшие десятилетия: культуры или невежества.
Обращение к ресурсам культуры и вступление России в новую эпоху - это важная часть совершенствования образования и воспитания современного человека, подготовка его к полноценной социальной, творческой жизни. Современный человек, россиянин вынужден не только выжить в созданной им среде техники, технологий и информационных систем, но и научиться жить в этой среде достойно, сохраняя свою человеческую сущность и культурную генетику.
Воссоздать энергию национального духа русского, российского народа может только качественно новая модель культуры, которая будет способна противостоять национализму и сепаратизму, пошлости и цинизму, низким образцам массовой, коммерческой культуры, которые размывают этнокультурную идентичность и многонациональный потенциал российской
культуры. Инновационная культура с новыми смыслами совершенствования человека, его образа жизни, культурная среда, сформированная ею новая мен-тальность людей смогут интегрировать духовно-интеллектуальные и созидательные ценности в экономику и политику, социальные отношения, обновляя их новыми духовно-нравственными символами и значениями, организуя таким образом благоприятную совместную жизнь россиян.
Выявление и реализация потенциала стратегического ресурса культуры России должны стать общенациональным и общегосударственным делом. В.В. Путин поддержал идею, с которой выступал в том числе, и Московский государственный университет культуры и искусств, о разработке государственной программы «Культура России». Эта идея была апробирована на Московском форуме культуры. «Инновационная экономика может сформироваться только в определенном социальном контексте как часть инновационной культуры, основанной на гуманистических идеалах, на творческой свободе, на стремлении к улучшению качества жизни, мы обязаны беречь единое культурное пространство страны во всем его многообразии, помогать сохранению богатых национальных традиций народов России», - отмечает Президент Российской Федерации Д.А. Медведев. Следовательно, реализуясь в творческой созидательной деятельности, человек совершенствуется, совершенствуя социум, формируя новый уровень культурного развития, который должен стать мощным рычагом экономического развития и модернизации страны. Современная Россия нуждается в культуре, ориентированной на экономическое и духовное благополучие людей, как и в экономике, ориентированной на культуру, духовно-нравственный прогресс российского общества, на совершенствование человека.
Московский форум культуры заявил, что сама по себе экономика вне культурного контекста не достигнет устойчивых результатов в своем развитии. Экономика вне культуры всегда будет наталкиваться на непреодолимые противоречия и будет подвержена непрогнозируемым кризисам. Вывод форума: без современной жизнеспособной культуры не может быть успешной и конкурентоспособной экономики.
Расшифровка идеи культуры как человеческого в человеке, как общественного потенциала, опыта социального бытия людей, блага и стратегического ресурса общества сводится к определенному типу человеческой личности, который можно было бы назвать HOMO CULTURES. Человек культурный - это человек, внутренне нацеленный на самосовершенствование и совершенствование людей
вокруг себя, на формирование соответствующей культурной среды, на творческую инновационную деятельность в экономике, науке и других сферах общественной жизни, без чего страна окажется неконкурентоспособной в XXI веке. Но сама возможность такой инновационной деятельности - как в индивидуальном, так и в общесоциальном масштабе - закладывается общей социокультурной идентичностью. Речь идет не об унификации «цветущей сложности» (К. Леонтьев) наших народов и культур, тем более не о сведении этой сложности к одномерной культурной модели, а о такой социокультурной идентичности, которая обеспечила бы внутреннюю целостность нашего неохватного многообразия, восстановила бы неразрывную связь между прошлым, настоящим и будущим.
Самой природе культуры как полю реализации человеческого в человеке противоречит массовая, потребительская культура, которая в последние годы прочно «прописалась» у нас и расцветает не только на рыночных прилавках, но и в кино, театре, СМИ.
Насаждение невежества, безнравственности, получившее в коммерческой культуре полный простор, не просто противоречит духовным идеалам и истинной самобытности нашей культуры. Невежество загрязняет общественное сознание, разрушает духовность человеческой личности, снижает ее созидательную и творческую роль в обществе, размывает накопленный веками величайший ресурсный потенциал многонациональной культуры народов Российской Федерации.
Массовая коммерческая культура противоречит по своим смыслам традиционной культуре народов России, российской цивилизации и приводит к деструктивным последствиям для страны, человека, общества, ставит под вопрос возможность продуктивного совершенствования россиян и России в XXI веке.
Снижение диктата массовой, коммерческой культуры - функция государства, в руках которого огромный арсенал средств: от повышения налогов и лицензирования до институциональных, экономических, культурных и правовых ограничений.
Московский форум культуры подчеркивает, что социальный заказ государства и общества в определении адекватной задачам времени соответствующей модели культуры, культурных процессов и культурной политики должен быть основан на творческом потенциале ресурсов традиционной культуры русского и других народов России, на созидательных инновационных формах социально-культурной деятельности современного человека, ориентированной на духовные идеалы Истины, Добра, Красоты и Любви, их ма-
Тема номера
териализации в новых проектах, определяющих будущее российской культуры.
Логико-смысловая наполненность и целостность традиционной российской культуры исторически неоднократно разрывалась и искажалась бесконечными вторжениями идеологических и политических крайностей прошлых и нынешних времен. И сегодня трудно определить границы и пропасти этих разломов. Главным противоречием современной России становится противоречие между культурой и невежеством. И это не только внутреннее противоречие. Ещё более опасной становится агрессивная интервенция массовой, коммерческой культуры (антикультуры), которая искажает и деформирует сущность и вымывает ценности духовных идеалов традиционной народной культуры русского и всех других народов нашей страны, придавая культуре России чуждые идеи зла, лжи, безобразия и ненависти. Одеваясь в формы культуры, невежество разрушает человека и общество, разрушает традиционную культурную среду, а значит, и перспективы культурного проекта страны.
Московский форум культуры заявил о том, что нашему обществу необходим общенациональный проект «Культура», который бы решал не только финансово-экономические проблемы культуры, проблемы культурной политики и культурного развития, но способствовал бы реализации на практике прав всех граждан на доступ к культурным ценностям и свободу на творческое самовыражение своих талантов, идеалов, достижение общенациональных целей, соответствующих духовным интересам страны и каждого человека.
Речь идет об оптимизации и использовании на
практике созидательных, просветительских ресурсов русской, российской многонациональной культуры, ориентации их на общезначимые для страны ценности, разработке и реализации на их основе соответствующих региональных, этнонациональных, местных и общенациональных программ по сохранению, интеграции и развитию российской культуры, по проектированию современной культурной среды в регионах Российской Федерации.
Главным заказчиком таких программ должно выступать Министерство культуры Российской Федерации, которое призвано объединить высококвалифицированных специалистов сферы культуры и искусств, которые выступят активными субъектами-менеджерами культурных процессов и культурной политики по воссозданию традиционного логико-смыслового содержания преемственности российской культуры и культурных достижений всех народов и регионов России. Это меры и межкультурного взаимодействия и диалога культур, сохранения индивидуальной, творческой и национальной самобытности культур народов и регионов России и преодоления межкультурных барьеров, борьбы с невежеством. Отсюда и задачи укрепления общности логико-смыслового пространства российской культуры, обеспечения совместной социально-культурный деятельности россиян на основе общих духовных идеалов Добра, Истины, Красоты и Любви, российского патриотизма и дружбы народов страны, их духовного сотворчества.
Московский форум культуры - 2011 посвящен продолжению работы по осмыслению и научной систематизации представлений о том, в каком состоянии находится современная российская культура и каковы
перспективы ее дальнейшего развития, и прежде всего в регионах, в конкретных культурных средах города, села. Это более практический уровень той миссии, которая была обозначена на Московском форуме культуры - 2010. На Форуме - 2011 следует не только обсудить общие вопросы культурной динамики России, что частично было уже сделано на МФК - 2010, но и проследить соотношение культурной сферы с социальным, экономическим, политическим развитием России, ее регионов, идейных сообществ в современных условиях, в том числе исследуя и влияние каждой из этих сфер на состояние культуры. Важно понять, насколько влияют экономические, культурные, политические и иные факторы на кризисное состояние общества и человека, что тут первично. Кризис российской культуры мы склонны анализировать через призму состояния традиционной национальной культуры, анализ состояния исторической элиминации культуры досоветского и советского типа и формирования на ее базе новой культуры современной России. Социально-политическая и экономическая природа пугающих метаний в стилистике нашего искусства и угнетающего культурного уровня работы СМИ, глубинных перемен в культуре и ее социальных основаниях, которые обретают новые смыслы и факторы детерминации, требуют фундаментального анализа.
Соответствует ли привычная для нас культура индустриальной эпохи с ее приоритетом народности, доступности, реалистичности и идеологической определенности современному этапу социально-политического и духовного развития общества? Каков современный социальный заказ общества на культуру и на какую культуру, наконец, как будет меняться смысл
этого заказа в обозримом будущем? Можно ли целенаправленно использовать культуру в качестве инструмента социального и политического управления обществом и общественным сознанием и как это сделать? Насколько возможно избавленное от политической ангажированности осмысление современного состояния культуры, ее содержания, которое соответствовало бы значимым культурным запросам людей, оказавшихся в новой модели совокупности общественных отношений? Отсюда и совокупность актуальных и назревающих проблем культуры и культурной политики, и рациональное, научно обоснованное проектирование, культурное обоснование социального, интеллектуального и художественного развития как эффективного механизма решения актуальных задач развития России.
Деформация традиционной культурной среды России, ее регионов и местных сообществ, кризис смыслов культуры, отчуждение культуры от социально-экономических и политических преобразований в современной России, духовно-нравственный кризис россиян, возрастание влияния на их сознание, миропонимание, нравственность массовой, информационной культуры без глубоких смыслов и поисков истины, добра, красоты и любви привели к тому, что ситуация с пониманием актуальных социальных, экономических и политических функций культуры ухудшилась, никто не занимается целенаправленно проектированием современной культурной среды со своими смыслами, в том числе для сферы образования, воспитания, просвещения, соответствующей разработкой программ подготовки кадров для сферы культуры, социально-культурной деятельности в об-
ществе. Постановка и решение этих задач в последние десятилетия существенно усложнились в связи с такими факторами:
ускоренный переход современных обществ от индустриальной стадии технологического развития к постиндустриальной (информационной) в отрыве от ценностей и норм традиционной культуры, культурной среды, их смыслов и ориентации;
тенденции глобализации во всей их внутренней противоречивости, в результате которой разрушается традиционная культурная среда и культурно-нравственная ответственность человека, социумов;
создание общепланетарного информационного поля без традиционных культурных норм и культурных смыслов;
неуклонная интернационализация культурных кодов и языков, обретающих миросистемный характер, формирование глобального человека, оторванного от своих культурных корней;
многомиллионные внутренние и внешние миграции, ставшие обыденной нормой современной жизни, неуправляемое стихийное смешение культур, возрастающий межкультурный конфликт, изменение социальной и этнонациональной, а значит, и культурной структуры населения большинства развитых стран;
ослабление значимости общенациональных культурных систем и усиление мозаичности культурного пространства за счет влияния этнических и конфессиональных ценностей (глокализация);
опасность экологического, энергетического, демографического кризисов из-за дегуманизации и обез-культуривания социально-экономической и политической деятельности;
расширение «ядерного круга», развитие политического терроризма и его технических возможностей, сохраняющаяся опасность новых взрывов невежества, фашизма, «столкновения цивилизаций», глобального свержения смыслов культуры, смысла жизни и ответственности людей, социумов за последствия своей деятельности.
Человеческое сообщество оказалось интеллектуально и нравственно неподготовленным к жизни в новых социально-экономических условиях, не способно понять сути технологических, информационных и социокультурных условий, особенности их динамики, блага и опасности, которые они несут.
Московский форум культуры - 2010, а теперь и 2011 - это, повторяем, накопление опыта осмысления настоящего состояния культуры, ее предназначения и проектирования ее грядущего развития, разработка системных представлений о профессиональных кадрах и характеристика кадров, которые должны рабо-
тать в области культуры. На Форуме-2010 мы уже систематизировали свои научные представления о культуре через призму анализа культурных ресурсов России и их преемственности. Важно научиться понимать культуру как опыт нашего народа, его память, как наше настоящее и будущее, осмысленно и научно обоснованно проектировать ее развитие и готовить кадры для работы в сфере культуры завтрашнего дня. Для этого на качественно новом уровне следует возобновить фундаментальную работу по культурному обеспечению подготовки кадров во всех отраслях развития современной России, обеспечивая придание новых культурных смыслов всем сферам общественных отношений и деятельности человека как совокупности общественных отношений.
Реалии современного российского общества и государства требуют ответа на эти острые вопросы-вызовы исторического измерения, которые требуют постоянного внимания и обсуждения. Отсюда и решение проводить Московский форум культуры ежегодно. Для Московского государственного университета культуры и искусств - это, фактически, важный момент ежегодного отчёта кафедр, институтов, факультетов, каждого студента, аспиранта, преподавателя, всего университета по научно-исследовательской деятельности. Это работа, которая показывает нам, насколько мы все жизнеспособны в современных условиях, ибо наука должна пронизывать и совершенствовать всю деятельность университета: учебную, творческую, методическую, методологическую, воспитательную, просветительскую. Университет должен располагать лабораториями, творческими мастерскими, единицами воспроизводства культурных ресурсов и культурных технологий для современной России.
Московский форум культуры призван продемонстрировать активную работу всех вузов культуры, искусств, всего культурного сообщества России по возвращению в политику, экономику, во власть, в общественную деятельность традиционных смыслов отечественной культуры как результата памяти, опыта совместного социального бытия россиян всех поколений, представителей всех народов и культур Российской Федерации.
Московский форум культуры - это общероссийская площадка для выявления потенциала культурных ресурсов российской нации, организации научной и управленческой работы по постоянному обновлению сущности и перспективных задач современной российской культуры, культурных процессов и культурной политики в XXI веке, подготовки и переподготовки кадров для ее практической реализации.