Научная статья на тему 'Культура как средство формирования национального самосознания на современном этапе (на примере Республики Беларусь)'

Культура как средство формирования национального самосознания на современном этапе (на примере Республики Беларусь) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1797
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ СРЕДА / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ. ETHNIC ENVIRONMENT / МНОГОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MULTICULTURAL EDUCATION / ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ / INTERNATIONAL TYPE OF CULTURE / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ETHNIC TOLERANCE / ЯЗЫК / LANGUAGE / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ / NATIONAL CUSTOMS AND TRADITIONS / МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / MATERIAL ASSETS / НАЦИОНАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / NATIONAL ART / ИСКУССТВО / INTELLECTUAL VALUES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Жарина Людмила Владимировна

В статье отмечается, что воспитание национального самосознания белорусов в период глобализации требует пристального внимания со стороны общественных и государственных организаций. Культура является одним из факторов сохранения национальной идентичности. Поэтому необходимо сохранять, популяризировать и передавать будущим поколениям культурное наследие во всех его формах. Автор подчёркивает, что национальное сознание также предполагает осознание и осмысление всего нового, возникающего и развивающегося в жизни нации в ходе развития общества.It’

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

s stated in present article, that cultivating national self-consciousness in Byelorussian people requires undivided attention from both social and governmental organizations. That is why it’s important to save, popularize and to hand down to future generations the cultural heritage in all its forms. The author emphasizes that national consciousness presupposes recognition and understanding of new things arising and developing in nation’s life in the course of society’s development.

Текст научной работы на тему «Культура как средство формирования национального самосознания на современном этапе (на примере Республики Беларусь)»

УДК 008:323.1(476)

Л. В. Жарина, кандидат исторических наук, доцент (БГТУ)

КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)

В статье отмечается, что воспитание национального самосознания белорусов в период глобализации требует пристального внимания со стороны общественных и государственных организаций. Культура является одним из факторов сохранения национальной идентичности. Поэтому необходимо сохранять, популяризировать и передавать будущим поколениям культурное наследие во всех его формах. Автор подчеркивает, что национальное сознание также предполагает осознание и осмысление всего нового, возникающего и развивающегося в жизни нации в ходе развития общества.

In article it is noted that education of national consciousness of Belarusians during globalization demands close attention from the public and state organizations. The culture is one of factors of preservation of national identity. Therefore it is necessary to keep, popularize and transfer to future generations a cultural heritage in all its forms. The author emphasizes that the national consciousness also assumes understanding and judgment of all new, arising and developing in nation lives in society process.

Введение. Современный этап развития белорусского общества характеризуется динамичностью во всех сферах общественной жизни. Прошлый опыт содержит ряд приобретений и ценностей. Поэтому одной из задач новой культурной политики является учет предшествующих позитивных достижений. Надо сказать, что обновленческие процессы коснулись экономики, идеологии, культуры и породили противоречия, в которых прежние оценки подверглись сомнению, критике, переоценке, что привело к поиску новых основ духовного и нравственного развития.

Основная часть. Воспитание национального самосознания белорусов в период глобализации требует комплексного, продуманного, ответственного подхода со стороны общественных и государственных организаций. В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. написано: «Национальная культура относится к числу стратегических ресурсов, которые в значительной степени определяют все аспекты развития общества.

Целью государственной политики в развитии национальной культуры является сохранение историко-культурного наследия и дальнейшее развитие национальной культуры, создание условий для всестороннего развития личности, роста ее творческой инциативы, духовных и эстетических потребностей, что значительно повысит роль личности как главной движущей силы нового постиндустриального общества» [1, с. 117-118].

Культивирование изучения, сохранения и пропаганды национально-исторического наследия является благодатным средством обогащения национального самосознания. В этом участ-

вуют все общественные институты, обладающие воспитательным воздействием (семья, система образования, культура и др.).

Сегодняшнее национально-культурное возрождение Беларуси способствует пробуждению у людей интереса к истории и культуре своей страны. Тем более что история белорусских земель, народа, их населяющего, интересна и богата на события. Изучая героическое прошлое страны, страницы жизни известных и малоизвестных, но не менее достойных представителей различных исторических эпох нашего государства, мы прокладываем путь в будущее.

Следует отметить, что газетная и журнальная продукция, телевизионные программы, театральные постановки активизировали использование материала, отображающего различные страницы истории.

Традиция в культуре содержит своеобразный духовный генофонд, фиксирующий и сохраняющий язык нации, картину мира, свойственную тому или иному культурному сообществу, определяющий способ мировосприятия и смысла человеческого существования. В традиции как деятельности осуществляется передача общественного наследия, происходит становление моделей этнокультурного поведения, усваиваемых человеком в процессе взросления и принятия своей культурной роли, воспитание и социализация личности, формирование групповых и индивидуальных стереотипов специфического для культуры «образа мира».

Современная этническая среда в настоящее время представляет собой многокультурное образование, культура (язык, национальные традиции и обычаи, материальные и духовные ценности, народное творчество, искусство) является одним из факторов сохранения нацио-

История

59

нальной идентичности. Национальное самосознание личности выступает основным фактором этнической идентификации. В исследованиях различают три уровня национального самосознания: общенациональный, социальной группы и личностей. В 1985 г., по данным переписи населения в Республике Беларусь, более 80% жителей определили себя как белорусов и более 70% признали своим родным языком белорусский.

В Беларуси исторически сложился интеграционный тип культуры. Интеграции норм и ценностей других культур способствовала этническая толерантность, свойственная белорусам, контакты представителей разных культур в рамках одного государства. Осознание национальных ценностей идет через литературу, искусство, СМИ, театры, школы и т. д. Очевидна оргнизующая, направляющая роль государства в процессе формирования национального самосознания личности. Немало усилий направляется на то, чтобы возродить историко-культурное наследие, историческую память.

В 2004 г. принят закон «О культуре в Республике Беларусь». Статья 19 посвящена сохранению и развитию национальных и культурных традиций. Закон опирается на Всеобщую декларацию о культурном разнообразии, принятую ЮНЕСКО в 2001 г. В ней подчеркивается тот факт, что каждое творчество черпает свои силы в культурных традициях, но достигает расцвета в контакте с другими культурами. Поэтому необходимо сохранять, популяризировать и передавать будущим поколениям культурное наследие во всех его формах, отражающих опыт и чаяния человечества, создавая тем самым питательную среду для творчества во всем его многообразии и поощряя подлинный диалог между культурами [2, с. 7].

Основные положения декларации получили развитие в Конвенции об охране и поощрении разнообразных форм и культурного самовыражения (Париж, 20 октября 2005 г.). В Конвенции подчеркивается важность культуры как социальной сплоченности и необходимость принятия мер для охраны и развития форм культурного самовыражения в контексте более полного осуществления прав человека и основных свобод, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека. В эпоху наступления глобализации именно культурный суверенитет (сохранение уникальности, самобытности культуры) нации является гарантом развития культуры и будущего страны.

Тем не менее, по мнению белорусской писательницы и культуролога Ю. Чернявской,

«Лишь вхождение в орбиту «мирового целого» создает современные нации, и использование потенциала белорусской восточно-западной бивалентности (обладание двумя значимыми качествами) - вернейший путь к формированию современного национального самосознания у всей страны, у каждой этнической группы и у любого живущего в ней человека» [3].

Национальное самосознание является не только осознанием принадлежности к определенной нации, но и осмыслением глубоких качественных изменений в национальной жизни, впитавших в себя все многообразие, богатство черт, свойств культуры, психологии, быта, национального характера, т. е. осознанием и осмыслением всего нового, возникающего и развивающегося в жизни нации в ходе развития общества.

Каждая историческая эпоха не создает наново свою культуру, а опирается на опыт прошлого и использует достижения предыдущих эпох.

Российскому академику Дмитрию Лихачеву принадлежит разработка концепции истории, согласно которой история человечества - это прежде всего история культуры, а сама культура представляет главный смысл и главную ценность существования как отдельных народов, так и государств [4, с. 29]. Культура формируется на протяжении продолжительного периода и передает от поколения к поколению информацию, нормы и правила поведения.

Особое внимание в государственной политике в сфере культуры уделяется развитию народного творчества и ремесел. Республика Беларусь - страна с богатыми историческими традициями. В связи с этим в Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. включено следующее положение: «В целях сохранения историко-культурного наследия страны будут продолжены реставрационно-восстановитель-ные работы на объектах, являющихся памятниками истории и культуры, в том числе в Национальном историко-культурном музее-заповеднике «Несвиж», замковом комплексе в г. п. Мир, зданиях Национального исторического музея Беларуси, а так же реализация программы действий по воссозданию замков Беларуси и других важных объектов» [5, с. 21].

Культурное наследие имеет фундаментальное значение для развития республики, лежит в основе духовного и интеллектуального потенциала страны и является стратегическим ресурсом. Поступательное развитие государства невозможно без культурно-национального развития. Уже сегодня в результате государственной поддержки открыты для посетителей усадьбы

Т. Костюшко в Коссово Брестской области, Н. Репина в Здравнево Витебской области, дом-музей А. Мицкевича в Новогрудке. Завершены ремонт и реконструкция здания Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь.

Несмотря на вестернизацию, доминирование массовой культуры, «размывание» национальной и традиционной культур, идет процесс освоения традиционной культуры, белорусского фольклора. Возникают коллективы, которые ориентируются на воспроизведение диалектных стилей фольклора («Княжич», «Лщвшы» и др.). Пропагандирует средневековую белорусскую музыку ансамбль «Стары Ольса». Будоражат интерес к средневековой истории и культуре фестивали «Навагрудак», «Меч Гедзiмiна» и др., а также рыцарские, военно-исторические клубы, клубы исторического моделирования и т. д.

Проводятся региональные и международные праздники-конкурсы по различным видам народных художественных промыслов и ремесел, что способствует возрождению национальных ремесел и сохранению местных традиций. В 2011 г. Большой театр начал проводить фестиваль в Несвиже. Там была представлена опера «Дикая охота короля Стаха» В. Солтана. По мотивам произведений В. Короткевича на подмостках театра поставлена опера «Седая легенда» Д. Смольского, балет «Страсти» (Рог-неда) А. Мдивани.

Современная театральная публика с удовольствием смотрит постановки белорусских драматургов ХХ века. Особенным успехом пользуются произведения на историческую тематику, мелодрамы конца ХХ века (А. Ду-дарев, Р. Боровикова, А. Курейчик и др.).

Развитие культурного туризма, придорожного сервиса, агротуризма, строительство усадеб вызвали интерес к местному фольклору, легендам, мифологии, традициям, народным ремеслам, песенной музыкальной белорусской культуре, национальной кухне. Нематериальное культурное наследие (обряды, традиции, ремесла) может стать важной составляющей национального белорусского туристического продукта и активно использоваться в культурном

туризме. Духовное наследие белорусской деревни - основа для развития устойчивого туризма (культурного, экологического, сельского, этнического и др.).

Заключение. Можно сказать, что культурное пространство - это национальное достояние Беларуси. Постоянно меняясь, насыщаясь новыми идеями, ценностями, смыслами, в то же время оно реставрирует, сохраняет, возрождает историко-культурное наследие, вводит их в современный культурный контекст. Это путь к сближению истории и современности, основа для диалога культур и понимания исторически иного пространства и времени.

Новые времена диктуют свои требования. Следует учитывать, что информационные технологии стали одним из основных источников получения информации и проведения свободного времени. Поэтому повышаются требования к уровню развития политической культуры молодых людей как основы формирования гражданской позиции. К традиционным представлениям о воспитании национальной идентичности добавилось умение жить в поликультурном мире, стремление к сохранению мира и стабильности на фоне глобального кризиса и катастроф, укреплению существующих традиций, воспитанию граждан на основе нравственных и духовных ценностей белорусского народа.

Литература

1. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. -Минск: Белорусский Дом печати, 2006. - 175 с.

2. Все разные, все уникальные / ЮНЕСКО. -М.: ЮниПринт, 2005. - 36 с.

3. Чернявская, Ю. Белорусское самосознание: парадокс как путь к генеалогии / Ю. Чернявская // Всемирная литература. - 2008. - № 4. -С.195-206.

4. Лихачев, Д. С. Университетские встречи: 16 текстов / Д. С. Лихачев. - СПб.: СПбГУ, 2006. - 96 с.

5. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. -Минск: Белорусский Дом печати. - 112 с.

Поступила 20.03.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.