Научная статья на тему 'Культура как способ бытия человека в мире: человек и культура'

Культура как способ бытия человека в мире: человек и культура Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1271
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЧЕЛОВЕК / БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОПОЗНАНИЕ / CULTURE / PEOPLE / ACTIVITY / SELF-KNOWLEDGE / BEING HUMAN

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Давыденко Е. А.

Культура как способ социального и духовного бытия человека, как путь человека к самому себе, Истине, к Богу. Свой способ бытия в мире человек получает через вхождение в культуру. В процессе этого вхождения человек, овладевая механизмом усвоения культурных универсалий, оказывается способным воспринимать и усваивать социальные нормы, присваивать культурные коды и знаковые системы, интегрируясь, таким образом, в культурное сообщество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE AS A WAY OF BEING HUMAN IN THE WORLD: THE MAN AND CULTURE

Culture as the social and spiritual life of the person, as a way of man to himself, the Truth of God. His way of being in the world a person receives by entering into the culture. In the process of entering a man, mastering the mechanism of assimilation of cultural universals, is able to perceive and assimilate social norms and cultural codes assigned to the sign systems, integrating, thus, in the cultural community.

Текст научной работы на тему «Культура как способ бытия человека в мире: человек и культура»

Позже автоматизируют и дифференцируют формы имени существительного ед. ч. других косвенных падежей (Д.п., Т.п., П.п.). В работе придерживаются онтогенетического принципа «от беспредложных конструкций к предложным».

Постепенно расширяется синтаксическая структура предложения. Предлагается система речевых упражнений, в основе которых лежит постепенный переход от простого нераспространенного двусоставного предложения к распространенному. Все грамматические модели ребенок осваивает постепенно практическим путем.

Овладение детьми этими грамматическими моделями обеспечивает готовность к усвоению различных типов сложных (с сочинительной и подчинительной связью) предложений.

Совершенствование навыка практического использования грамматических моделей происходит в процессе формирования связной речи, а также в процессе последующего освоения письменной формы речи в школе. Предлагаемая система коррекционной работы позволит сложиться единой языковой системе ребенка с недоразвитием речи и будет использоваться им в процессе живого естественного общения.

Литература

1. Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов//Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений; в 2 тт. Т.П/Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997, С.112 -122.

2. Ковшиков В.А.. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. - СПб.: КАРО, 2006. - 304 с.

3. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. Перевод с английского Е. И. Негневицкой/ Под общей редакцией и с предисловием доктора филологических наук А. А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1976. - 336 с.

Давыденко Е.А.

Магистрант, Астраханский Государственный Университет КУЛЬТУРА КАК СПОСОБ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ: ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА

Аннотация

Культура как способ социального и духовного бытия человека, как путь человека к самому себе, Истине, к Богу. Свой способ бытия в мире человек получает через вхождение в культуру. В процессе этого вхождения человек, овладевая механизмом усвоения культурных универсалий, оказывается способным воспринимать и усваивать социальные нормы, присваивать культурные коды и знаковые системы, интегрируясь, таким образом, в культурное сообщество.

Ключевые слова: культура, человек, бытие человека, деятельность, самопознание.

Davydenko E.A.

Undergraduate, Astrakhan State University

CULTURE AS A WAY OF BEING HUMAN IN THE WORLD: THE MAN AND CULTURE

Abstract

Culture as the social and spiritual life of the person, as a way of man to himself, the Truth of God. His way of being in the world a person receives by entering into the culture. In the process of entering a man, mastering the mechanism of assimilation of cultural universals, is able to perceive and assimilate social norms and cultural codes assigned to the sign systems, integrating, thus, in the cultural community.

Keywords: culture, people, being human, activity, self-knowledge.

Философская мысль концентрировалась вокруг главного вопроса о человеке и его месте в мире - вопроса о предрасположенности человека к самому себе. Поэтому вопрос о способах и формах бытия человека есть вопрос о том, в каком качестве он дан самому себе во всем многообразии своей активности, проявляемости и многомерной связи с миром.

Культура - способ существования человека. Человек существует в культуре, им же самим сотворенной и вне культуры он существовать не может.

Культура - это способ бытия человека в мире и содержательная часть становления его как человека. Чем больше человек присвоил культуры, тем больше он реализуется как человек, тем больше он самоосуществляется и самоактуализируется.

Человек имеет фундаментальную сущностную потребность в самореализации себя как человека. Значит, потенциально он имеет и фундаментальную сущностную силу в деятельности, в которой эта потребность будет удовлетворяться с ее помощью. Эта фундаментальная сущностная сила - способности человека к мышлению, общению, творческому преобразованию мира, как окружающего, так и внутреннего, личностного на основе гармонизации.

А. Крёбер, один из основоположников американской культурной антропологии, в своей теории сверхогранического как культуры говорил следующее: «У человека, единственного, кто обладает культурой, существуют, безусловно, те же самые взаимоотношения между видом и особью и тот же самый механизм наследственности, но для человека они играют меньшую роль благодаря появлению совершенно нового фактора, представляющего собой результаты деятельности - осязаемые и неосязаемые -отдельных индивидов, живущих сообществами. Эти результаты человеческой деятельности являются тем, что мы называем культурой».

Культура со всеми ее гранями и нюансами является функцией человеческой природы, раздвоенной по своей сути. Именно культура порождает осознание человеком своей бренности, смертности, конечности существования и вместе с тем именно она снимает экзистенциальный страх человека перед растворением в небытии.

Жизнедеятельность человека невозможно представить без многообразного и многоцветного мира культуры - мира мифологии, религии, искусств, философии, науки, права, политики, суеверий, мистики и др. Это значит, что содержанием культуры становится все содержание человеческой деятельности. Границы деятельности - это и есть то, что можно назвать и миром, и культурой. Но культура - все же способ организации деятельности, а не только сама деятельность. Человек хоть и находится в единстве c нею, но все же не растворен в ней среди массы предметов.

Действительным содержанием культуры является не сам человек, а его представление о самом себе. Познает ли он мир или пытается защитить природу, верует ли он в Бога или разделяет высокие идеалы гуманизма - все это он делает ради себя самого.

В Новой философской энциклопедии» автор статьи «Культура» В.С. Степин определяет культуру как «систему исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях»

Культура - это своеобразное самопознание человека, поскольку она показывает ему не только окружающий его мир, но и его самого. Это своего рода зеркало, где человек видит себя и таким, каким бы он должен стать, и таким, каким он был и есть. Результаты познания и самопознания передаются в виде опыта, житейской мудрости, посредством знаков, символов от поколения к поколению, от одного народа к другому.

Культура - это человек, а человек границ всего. Культура делает человека личностью, рассматривает его как личность, возвышает его. Культура помогает человеку найти выход накопившейся энергии, эмоций. Это выражается в искусстве, музыке, поэзии.

20

Человек вышел из природы, является ее частью, но ею не ограничивается, а создает искусственный мир в своей деятельности, который и называется культурой. Однако происходит не разрыв человека с природой, а выход человека на новый надприродный уровень своего бытия. Можно сказать так: там, где кончается творческий потенциал природы, начинается творческий потенциал культуры.

Существенная особенность человека состоит в том, что окружение, в котором он существует, создано им самим.

Культура как способ человеческого бытия означает и творчество, то есть творение человеком культуры. Именно в деятельности совершенствуются человеческие способности, и он получает возможность благодаря этому не просто повторять круги деятельности, а превосходить на основе развития способностей уже ставший уровень культуры, т.е. создавать новое, творить. Творчество осуществляется через развитие способностей. В способностях человека, исторически сформировавшихся и проявляющихся в реальной действительности, в конкретно-исторических условиях.

Культура создается не ради культуры. Как способ бытия человека она создается им для самотворчества, для осуществления самого человека. Человек, «питаясь» культурой, воспитывается, формируется, выращивается, культивируется. В этом состоит функциональный аспект культуры.

Как говорил Л. Уайт, «человеческое поведение в усредненно-индивидуальном или социальном аспекте, нигде не выступает как функция организма. Человеческое поведение не варьируется в зависимости от изменений организма; оно варьируется с изменениями экстрасоматического фактора культуры. Человеческое поведение - функция культуры. Если изменяется культура, изменяется и поведение.

В центре развития форм культуры (религии, мифологии, науки, искусства) находится человек, поскольку гуманистический принцип - одна из сторон реального бытия истинной человеческой сущности. Различный формы культуры позволяют раскрыть рациональную и иррациональную стороны природы человека, проанализировать как мир «абсурда» человеческого существования, так и перспективы развития неклассического гуманизма. Вместе с тем функционирование культуры как надприродного способа деятельности человека не исключает ее единства с природой и не исключает учета природных факторов в ее развитии.

Сейчас усиливается процесс космизации культуры, обусловленной выходом человечества в бесконечные просторы Вселенной, что, несомненно, радикально изменит, наши представления о причинности и времени, о человеческой жизни, ее длительности, смерти и бессмертии, и заложит новый фундамент космической этики.

Литература

1. Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретации культуры. СПб.,- 1997. - 9, 129, 146, 240с.

2. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек // Энциклопедический словарь. - М.: 1999 - С. 229

3. Свасьян К.А. Человек как творение и творец культуры // Вопросы философии. - 1986. - № 7.

Деревицкая А. В.

Соискатель, кафедры педагогики Уральского государственного университета физической культуры ПРОЕКТНОЕ ТВОРЧЕСТВО СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВО ПОЗИТИВНОГО РЕФРМИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены - идеи интеграции проектной культуры в систему профессионального образования посредством проектного творчества студентов творческих специальностей. Введение дизайн-проекта в профессиональное образование, которое подразумевает формирование проблемного поля и провоцирует обучающихся на последовательную комплексную творческую работу, осознанно планируемую и объединяющую в себе исследовательскую, креативную и реализационную (теоретическую и практическую) деятельность.

Ключевые слова: проектная деятельность, проектное творчество, проектное мышление, дизайн.

Derevitskaya A.V.

Competitor of the Department of Pedagogy of the Ural State University of Physical Culture DESIGNED WORKS AS A MEAN OF POSITIVE REFORM OF THE PROFESSIONAL EDUCATION

Abstract

The article shows the ideas of design culture integration in professional education through students creativity, who study creative disciplines. The introduction of a design project in professional education, which implies creation of the problem field and provokes students on a consistent integrated creative work, which is consciously planned, and combines research, creative and realization (theoretical and practical) activities.

Keywords: design activity, design work, design thinking and design.

В настоящее время модернизация образования и переход к компетентностному образованию определили широкий и всесторонний интерес к проектированию. Дьюи Дж. использует следующее определение проекта: «проект» (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд) - прототип, прообраз предлагаемого объекта; «прожектировать» (фр.) - задумать, загадать, сообразить и предположить к исполнению»[5]. В Философском словаре проект (лат. projectus - выступающий вперед) - это прототип, прообраз предлагаемого объекта[9]. В «Словаре В. И. Даля» проект (от франц. план, предположение, предначертание); задуманное, предположенное дело, и самое изложение его на письме или в чертеже [2].Согласно определению С. И. Ожегова, проект - это «разработанный план сооружения, устройства чего-либо; предварительный текст какого-нибудь документа; замысел, план» [8].

Е.С. Полат так характеризует понятие «проект»: «Проект - это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях - план, замысел какого-либо действия» [8].

По мнению ряда ученых, процесс создания проекта называется проектирование. ДЖ. К. Джонс приводит более десятка определений процесса проектирования, главное из которых «проектирование - вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде» [3].

По мнению Н. В. Матяш термин «проект» пришел в гуманитарное знание из технических наук, и, вследствие этого его содержание испытывает значительное влияние с этой стороны[6]. Процесс проектирования, конструирования, как вид человеческой деятельности, освещен в работах по инженерной психологии и рассматривается в качестве профессиональной деятельности инженеров-конструкторов.

Специфика педагогических и творческих подходов направленных на разработку проекта, по мнению ряда исследователей, определяется как проектная. То есть, системно организованная деятельность, обладающая заранее определенной, продуманной последовательностью действий, необходимых для получения результата.

Раскрывая сущность понятия «проектирование», английский методолог дизайна К. Джонс писал, что оно охватывает деятельность не только конструкторов, дизайнеров и других профессиональных проектировщиков, но и всех тех, кто стремится осуществить изменения в форме и содержании изделий, городов, систем обслуживания, рынков сбыта, в общественном мнении, законах и т.п., не говоря уже об искусстве [3].

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.