Научная статья на тему 'КУЛЬТУРА КАК СФЕРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ'

КУЛЬТУРА КАК СФЕРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЭКОНОМИКА / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КУЛЬТУРНЫЕ БЛАГА / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вицелярова К.Н., Вирясова А.С.

В данной статье культура рассматривается как отрасль экономики в которой создаются, обмениваются и потребляются культурные блага.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE AS AREA OF ECONOMIC RELATIONS

In this article culture is considered as branch of economy in which the cultural benefits are created, exchange and consumed.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРА КАК СФЕРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ»

УДК 338.4

Вицелярова К.Н.,

доцент

кафедра экономики и информационных технологий

Вирясова А.С. студент 2 курса направление подготовки «Культурология» ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры»

Россия, г. Краснодар КУЛЬТУРА КАК СФЕРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация: в данной статье культура рассматривается как отрасль экономики в которой создаются, обмениваются и потребляются культурные блага.

Ключевые слова: культура, экономика, рыночные отношения, культурные блага, культурные ценности.

Vicelyarova K. N.

Candidate of Economic Sciences, associate professor Associate Professor of the Department of Economics and information

technology

Of the Krasnodar state Institute of culture

Russia, Krasnodar Viryasova A. S.

2nd year student of the direction of preparation Cultural Studies of the Krasnodar State Institute of Culture Russia, Krasnodar CULTURE AS AREA OF ECONOMIC RELATIONS

Abstract: in this article culture is considered as branch of economy in which the cultural benefits are created, exchange and consumed.

Keywords: culture, economy, market relations, cultural benefits, cultural values.

С понятием «культура» общество сталкивается каждый день: культура поведения, история культуры, сельскохозяйственная культура и т.д.

Вильгельм Рошер считал, что: «чем выше культура, тем выше ценится труд». Культура — это сущностная характеристика человека, то, что отличает его от животных, приспосабливающихся к окружающей среде, а не преднамеренно изменяющих ее, как человек. В результате данного преобразования создаётся искусственный мир, значительной частью которого являются идеи, ценности и символы. Он противостоит миру природы. И в конце концов, культура не наследуется биологически, а приобретается только лишь в результате обучения и воспитания, проходящего в обществе, среди других людей [1].

В каком бы аспекте не анализировался концепт «культуры», везде

можно обнаружить наличие человека. Каждый человек взаимодействует с культурой, нуждается в уудовлетворении своих потребностей. Он должен организовать свою жизнь и оосуществить все необходимые действия для того, чтобы питаться, ссогреться, укрыться, одеться, защитить себя от мороза, ветра и непогоды. Человек ддолжен обеспечить себе защиту от внешних врагов и угроз, будь то стихии, звери или люди. Все эти первичные задачи преодолимы для индивида через создание артефактов, организацию групп сотрудничающих индивидов, а также через развитие знания, ценностной оориентации и этики. Культура для человека — не просто конкретное ппространство ббытия, но ценности, духовные богатства, которые он вносит в свою деятельность, тем самым творя свою жизнь.

Удовлетворение и потребление культурных благ человеком может быть самостоятельно — просмотр передач, документальных и исторических фильмов, чтение художественной и ннаучной литературы и др. Это возможно благодаря широкому распространению коммуникационных и информационных ттехнологий. Таким образом, этот процесс существенно влияет на развитие экономики, поскольку увеличивается спрос на предметы культурной деятельности.

В 70-е годы XX века выделилось две точки зрения о характере экономических отношений в культуре:

1. экономических взаимоотношений в данной сфере быть не может, так как не происходит производство материальных благ;

2. в области культуры формируются экономические отношения, однако они «второсортные». Об экономических отношениях возможно говорить лишь постольку, поскольку в культуре потребляется продукция, созданная в материальном производстве [2].

В конце 80-х годов начался поиск новых экономических механизмов в культуре, а с начала 90-х годов идёт бурное развитие рыночных отношений, которые затрагивают и сферу культуры.

Экономические отношения в дсфере культуры имеют свою специфику: выделяется стадия сохранения в связи с тем, что накапливается большой культурный потенциал и результатами культурной деятельности являются культурные ценности и зблага.

В Законе «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 29.07.2017) сформулированы понятия культурных благ и культурных ценностей. Статья 3 гласит: «Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения,яязыки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические ттопонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и мметоды научных иисследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Культурные блага — условия и услуги, ппредоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения ггражданами своих культурных ппотребностей» [3].

В настоящее время закладываются основные принципы новой экономической культуры. Происходит развитие в обществе условий, обеспечивающих необходимые ссоциальные ориентации поведения субъектов хозяйствования в целом и отдельно — поведения лиц, принимающих решения; сохранение мобильной ссистемы информации и связи; усовершенствование рекламы; формирование деятельности экономических и финансовых институтов (бирж, банков, страховых обществ, аудиторских служб) и т. д.

Таким образом, на сегодняшний день общепризнано, что в процессе культурной деятельности фформируются полноценные экономические отношения, связанные с сохранением, созданием, потреблением и распространением культурных благ и культурных ценностей.

Использованные источники:

1. Вицелярова К.Н., Трошина Н.И. Проблема финансирования культуры РФ. // Электронный журнал «Экономика и социум» № 9(40)-2017 г. Электронный ресурс http://iupr.ru/ (дата обращения 09.12.2017)

2. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВСРФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 29.07.2017) // СПС «Консультант Плюс», 2017 (дата обращения 09.12.2017)

3. Захарова Ю.Н. Сравнительный анализ показателей прибыли и рентабельности / Ю.Н. Захарова, Д.Р. Ефименко // В сборнике: Инновационная стратегия развития фундаментальных и прикладных научных исследований: опыт прошлого - взгляд в будущее. сборник научных статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2016. С. 170-172.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.