УДК 338.467
Гребенникова Ю.Д. студент магистратуры Уральский института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Россия, г. Екатеринбург
ВАЖНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СПРОСА К КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СТОРОНЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы совершенствования управления в сфере культуры Свердловской области.
Ключевые слова: управление, культура, управленческая деятельность, документы планирования, функции управления, Свердловская область.
Grebennikova Y.
student
Ural Institute of Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public administration
Russia, Ekaterinburg
APPLICATION OF THE PROGRAM-TARGET METHOD IN THE MUNICIPAL PRACTICE OF ORGANIZING CULTURAL AND LEISURE
ACTIVITIES
Annotation: The article discusses issues of improving management in the field of culture of the Sverdlovsk region.
Key words: management, culture, management activities, planning documents, management functions, Sverdlovsk region.
Смысл существования любого государства заключается в осуществлении действий, удовлетворяющих интересы солидарного большинства людей, иными словами, в осуществлении того, что нужно, дорого и ценно всем людям. Интересы большинства людей составляют общественный спрос на различные виды общественных благ, в числе которых немаловажное значение имеет спрос на культурную деятельность.
Общественный спрос к культурной деятельности необходим в связи с тем, что культура является один из важнейших инструментариев развития страны, совершенствования общественных отношений. Она объединяет в себе огромный опыт исторических достижений человечества и современный уровень развития общества, выраженный в способности создавать новый культурный облик страны. Культуре отводится ведущая роль в формировании человеческого капитала - одного из наиболее ценных
элементов в системе интеллектуального капитала. Сфера культуры наряду с другими отраслями социальной сферы, такими как образование, здравоохранение, молодежная сфера и другими, является одним из важнейших компонентов государственной социальной политики и одним из наиболее важных потенциалов для успешной реализации долгосрочных стратегических планов социально-экономического развития страны. Как составная часть государственной политики культурная политика направлена на достижение целей общественного развития.
Посредством сферы культуры решаются вопросы национальной безопасности страны. В соответствии с Указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» в Российской Федерации должна быть обеспечена национальная безопасность в сфере культуры, стратегическими целями которой являются: «сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества; сохранение и развитие общероссийской идентичности народов Российской Федерации, единого культурного пространства страны; повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве.»1.
С понятием «культура» связаны такие понятия, как «культурные ценности», «культурное наследие», «культурные блага», «культурная деятельность».
Степень удовлетворения общественного спроса к культурной деятельности является одной из важнейших задач государства. Решение данной задачи во многом определяет культурный облик государства и его место в цивилизованном мире. Учитывая общественный спрос, государство должно формировать культурную жизнь общества в целом с учетом культурных потребностей и интересов различных слоев населения, территориальных, национальных и других общностей. В нашем государстве граждане Российской Федерации имеют конституционное право на культурную деятельность, которое обеспечивается и защищается государством.
В современном законодательстве термин «культурная деятельность» не только часто применяется, но и приводится его правовое определение. Так, Основами законодательства Российской Федерации о культуре приводится следующее определение: «Культурная деятельность -
деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению
" 2
культурных ценностей»2.
Управление сферой культуры государством производится посредством регулирования в основном, финансовой составляющей и организационной
1 Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 04.01.2016, N 1 (часть II), ст. 212.
2 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 18.07.2019)// "Российская газета", N 248, 17.11.1992.
частью, с соблюдением принципа не вмешательства в творческий процесс3. Таким образом, осуществляется дифференцированное управление в зависимости от особенностей общественных отношений.
Формирование культурной деятельности осуществляется посредством определенных механизмов (рис. 1).
Механизмы формирования спроса к культурной деятельности
- шгституционализация культурной поли гики путем определения стратегии ее развития:
- нормативно-правовое регулирование:
- создание и совершенствование организационных форм и моделей реализации культурной политики (органов управления)
- программно-целевой метод
- информационное воздействие
Рис. 1 - Механизмы формирования спроса к культурной деятельности
Функционирование механизмов формирования культурной деятельности осуществляется в рамках реализуемой культурной политики. Результатом научных поисков содержания понятия «государственная культурная политика» стало выработанное исследователями следующее определение: «государственная культурная политика - это деятельность органов государственного управления, реализующих определенный нормативно-правовой базой государства комплекс мер, направленных на обеспечение одобряемых обществом поддержку, сохранение и развитие культурного достояния и формирование личности на основе присущей обществу системы ценностей»4.
В Российской Федерации осуществляется регулируемая государством культурная деятельность в ряде областей, относящихся к сфере культуры и искусства.
Одна из областей - культурное наследие. Это памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности народов, их вклада в мировую цивилизацию, а также материальные и духовные ценности, созданные в прошлом. Действующим законодательством запрещена приватизация культурного наследия народов Российской Федерации. В области сохранения памятников истории и
3 Быстрова О.А. Сущность и содержание государственного управления и регулирования в сфере культуры // Культура: управление, экономика, право. 2016. N 1. С. 29 - 33.
4 Котенко В.А., Трифонов Ю.Н. Государственная культурная политика РФ и особенности её реализации на современном этапе // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2017. №8.
культуры осуществляется деятельность по их выявлению, изучению, охране, реставрации и использованию.
Обширной областью искусства, являющейся сферой осуществления культурной деятельности, является художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства.
Проявлением художественных народных промыслов и ремесел, а так же народной культуры являются языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, которые так же являются сферой осуществления культурной деятельности. Культурные ценности определяются как нормы и образцы поведения, нравственные и эстетические идеалы, мир символики, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость предметы и технологии, здания, сооружения, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
В области книгоиздания, библиотечного и архивного дела культурная деятельность связана с созданием произведений печати, их распространением, использованием и сохранением.
Исторический опыт музейного дела и коллекционирования создал устоявшиеся направления музейной деятельности: комплектование, учёт, хранение, изучение музейных фондов, экспозиционная деятельность, деятельность, связанная с преобразовании историко-культурных или природных объектов в объекты музейного показа и др.
Использованные источники:
1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 04.01.2016, N 1 (часть II), ст. 212.
2. "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 18.07.2019)// "Российская газета", N 248, 17.11.1992.
3. Быстрова О.А. Сущность и содержание государственного управления и регулирования в сфере культуры // Культура: управление, экономика, право. 2016. N 1. С. 29 - 33.
4. Котенко В.А., Трифонов Ю.Н. Государственная культурная политика РФ и особенности её реализации на современном этапе // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2017. №8.
5. Социально-культурная сфера в XXI веке: тенденции, проблемы, перспективы / Под ред. канд. экон. наук, доц. Е. Я. Морозовой. - СПб.: Изд-во «Инфо-Да», 2017 - 376 с.