Научная статья на тему 'Культура как индикатор развития современного общества'

Культура как индикатор развития современного общества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
798
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / CULTURE / MODERN SOCIETY / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT / THE CULTURE OF THE INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мигунова Марина Григорьевна

В данной статье рассмотрены проблемы и перспективы развития культуры как фактора формирования современного общества, вступившего в эпоху глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Мигунова Марина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culture as an indicator of the development of modern society

This article discusses the problems and prospects of development of culture as a factor in the formation of modern society, ushering in the era of globalization.

Текст научной работы на тему «Культура как индикатор развития современного общества»



X

0

X

г

□ I..п

о

о

п

о

136

Укрепляя политические позиции в регионе, русское правительство было заинтересовано в образовании казачьих сообществ. Исследуя процесс формирования вольных казачьих сообществ на Северном Кавказе, Д.С. Ткаченко отмечает его тесную связь с внешне и внутриполитической обстановкой: "С одной стороны, ликвидация ордынского ига над русскими землями в 1480 г. создавала благоприятные условия для проникновения и утверждения в южных степях выходцев из Московского государства, становившихся казаками. С другой стороны, в условиях усиливающейся турецко-крымской экспансии на Северном Кавказе московские власти начинают поддерживать казаков как силу, способную ей противостоять" [6, с. 28].

Среди внутриполитических факторов выделяются усиление крепостнических порядков и самодержавия, вызывающих недовольство у достаточно большой части населения и желание бежать на свободные "казачьи" реки Волгу, Терек, Дон, Яик.

Таким образом, становление и развитие взаимоотношений северокавказских народов с Россией, формирование казачьих"социоров" определили специфику культурогенеза региона.

Наметившийся в начале XVI века интерес России к Северному Кавказу окончательно сложился к середине столетия как результат влияния внешнеполитических и внутриполитических факторов. Внешнеполитическая ситуация взаимоотношений с Турцией и Ираном потребовала от России принятия решительных мер по охра-

не южных рубежей, что привело к подписанию ряда союзнических соглашений с народами Северного Кавказа, и в свою очередь активизировало этнические и социально-культурные процессы. Нестабильность внешнеполитической ситуации с одной стороны и внутреннеполитические условия, с другой - обусловили необходимость формирования казачьих сообществ, прежде всего, как силы способной укрепить государственные позиции в регионе.

Таким образом, культурогенез региона обладает рядом специфических черт. Он складывался в экстремальных условиях, в процессе этнического, социального и культурного взаимодействия этносов региона, под влиянием сложного переплетения внешнеполитических и внутриполитических факторов, и это способствовало формированию особого типа региональной культуры.

Литература:

1. Гутнов Ф.Х. Социумы Северного Кавказа вXV—XVII вв.// Российская археология. - 1998. - № 1 - С 54-60.

2. Дегоев В.В. Большая игра на Кавказе: история и современность: статьи, очерки, эссе. - М., 2003. - 356 с.

3. ЗаседателеваЛ.Б. Культура и быт русского и украинского населения Северного Кавказа в концеXVI-XIX вв. // Кавказский этнографический сборник. - Вып. VIII. - М., 1984. - 335 с.

4. Кушева Е.П. Народы Севернрго Кавказа и их связьс Россией (вторая половина XVI 30-е годы XVII века). - М., 1963. - 370 с.

5. Попко Х.Д. Терские казаки со стародавних времен: исторический очерк: вып. 1. Губернское войско. - СПб.: Типография департамента уделов, 1880. - 516 с.

6. Ткаченко Д.С., Колосовская Т.А. Военно-политическая история Северного Кавказа XVI-XIX вв.: факты, события, люди. - Ставрополь : СГУ, 2009. - 291 с.

CULTURE AS AN INDICATOR OF THE DEVELOPMENT OF MODERN SOCIETY

Migunova Marina Grigorievna, Senior Professor, Chair of Theory and Methods of Musical Education,

Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

This article discusses the problems and prospects of development of culture as a factor in the formation of modern society, ushering in the era of globalization.

Keywords: culture; modern society; socio-cultural environment; the culture of the individual.

удк 159.9 культура как индикатор развития

современного общества

© Мигунова М.Г., 2013 В данной статье рассмотрены проблемы и перспективы развития культуры как фактора формирования современного общества, вступившего в эпоху глобализации.

Ключевые слова: культура, современное общество; социокультурная среда; культура личности.

В начале 1970-х годов О. Тоффлер писал, что "современное общество переживает эпоху взрывообразного роста субкультур, дробления общества на мини-культуры". [1, с. 140]. Приходится признать как факт, что данная тенденция сохраняется и сегодня, более того, она даже усиливается.

Э. Тайлор рассматривал культуру в качестве совокупности ее элементов, ккоторым относилтрадиции, верования, искусство и обычаи [5].

Американский антрополог Дж. Мёрдок выделил несколько фундаментальных характеристик, присущих культуре:

1. Культура передается посредством научения. Коллективный опыт, заложенный в той или иной культуре, не наследуется генетически, поэтому каждое новое поколениедолжно освоить этот опыт путем обучения. Соответственно, каждая культура должна предусматривать наличие определенных механизмов передачи культуры.

2. Культура прививается воспитанием. Усвоение культуры новыми поколениями предусматривает не только овладение какими-то знаниями и навыками, но также и "дисциплинирование животных импульсов ребенка с целью приспособления его к социальной жизни".

3. Культура социальна. Выделяя эту характеристику, Дж. Мёрдок имеет в виду, что культура это всегда культура определеннойобщности. Она сохраняется во времени благодаря тому, что ее содержание передается от поколения к поколению и формируется лишь в ходе взаимодействия между людьми. Таким образом, подчеркивает автор "если культура социальна, то ее судьба зависит от судьбы общества, ее носителя, и все культуры, сохранившиеся до нынешнего времени, должны обнаруживать в себе некоторые черты сходства, поскольку все они должны были обеспечивать выживание сообщества".

4. Культура идеационна. Коллективный опыт, составляющий содержание культуры, может быть выражен в словах и понятиях, которые служат руководством к действию в самых разных областях. Несмотря на то, что общество чаще всего осознает содержание культурных стандартов, в реальной жизни они могут в той или иной степени отклоняться от них.

5. Культура обеспечивает удовлетворение потребностей. Культура не только обеспечивает удовлетворение основных потребностей, но и создает их: общество хочет, как правило, того, что считается желательным именно в его культуре. "Если культура приносит удовлетворение, то во всех культурах должны проявляться широко распространенные черты сходства, ибо базисные человеческие побуждения повсюду одинаковы и требуют сходных форм удовлетворения".

6. Культура адаптивна. Культура является результатом адаптивности общности к природной, социальной среде, выражающаяся в преобладании определенных видов деятельности, что требует признания "историчности культуры, и роли диффузии в культурном процессе".

7. Культура интегративна. Выделяя эту характеристику, Мёрдок подчеркивает, что элементы культуры имеют тенденцию образовывать некую целостность, где каждый элемент культуры должен получать свое объяснение лишь в связи с культурой в целом. Интегративность, целостность культуры проявляется в реальности именно в виде тенденции, а не свершившегося факта [3].

Анализ тенденций развития культуры позволяет лучше понять процессы, протекающие в других сферахжизни общества, так как именно в ней отображаются все противоречия и сложностиего развития.

В настоящее время наблюдается повышенное внимание к проблемам и перспективам развития России не только с учетом экономических, социальных, политических факторов общественной жизни, но и теххарактеристик, которые не попадали ранее в центр внимания.

Представления о возможном усовершенствовании общества исключительно путем построения и внедрения новой политической, экономической моделей вызывает все большие сомнения, как среди научного сообщества, так и на уровне обыденной практики осмысления данной проблемы. В результате этого возникает острая необходимость поиска иных ресурсов, решений, способных придать позитивный импульс развитию общества и страны в целом.

Наряду с положительными процессами, происходящими в нашей стране, в обществе набирает силу тенденции, негативно характеризу-

tn

О

гч

с;

0

а__

с

Г*'-

137

МИГУНОВА Марина Григорьевна,

старший

преподаватель,

кафедра Теории

и методики

музыкального

образования,

Ставропольский

государственный

педагогический

институт,

Ставрополь

X

0

X

г

□ I..п

о

о

п

о

138

ющие сегодняшнюю социокультурную ситуацию:

- увеличивается разрыв междупотенциалом влияния культуры на общество и реально существующей способностью общества для его освоения и использования в социокультурной практике;

- социальная и психическая напряженность, вызванные безумным темпом, динамизмом общественной и культурной жизни;

- усиливаются процессы размывания самобытности российской культуры;

- возрастает опасность вестернизации культуры, унификации традиций, обычаев и образа жизни;

- утрачивается национально-культурная идентичность, что ведет, свою очередь, к стандартизации культурных запросов.

На уровне государственной политике наблюдается недооценка культуры как смыслообразующего фактора, важнейшего ресурса духовного преображения общества. Основной акцент в государственной культурной политике сделан на развитие массовой коммерческой культуры, рассматриваемой как необходимый компонент демократического общественного устройства, основы гражданского общества. С одной стороны, такие принципы организации культуры подключают общество к участию в культурной политике, расширяют культурно-досуговые возможности, а с другой - происходит коммерциализация культуры.

Особую тревогу вызывает молодое поколение, которое все больше удаляется от духовной культуры. Этому во многом способствует кризис системы образования, политика средств массовой информации, внедряющие в сознание в качестве нормы безнравственность, насилие, пренебрежительное отношение к профессии, труду и семье. Несоответствие декларируемого приоритета общечеловеческих ценностей и реальной жизни ведет к разрушению нравственных оснований и правовому беспределу.

Культура всегда выступала тем фактором, который способен оказывать решающее влияние на формирование мировоззрения человека, его ценностных ориентаций, смыслов, обеспечивая в целом духовно-нравственное

воспитание личности. Процессы взаимодействия человека и культуры в современном обществе следует рассматривать в неразрывной связи и взаимообусловленности, так как культура является одной из форм общественного сознания, через которую транслируются ценности, нормы, идеалы, доминирующие в обществе на каждом конкретном этапе его исторического развития [4].

Как известно, преемственность культуры является закономерностью исторического развития. Она реализуется в динамичной и последовательной смене поколений. Каждое поколение имеет свои особенности: ценности, идеалы, духовный облик, жизненный опыт и отношение к событиям эпохи, творческие достижения и сохранение традиций. Оно усваивает достигнутый уровень и на этой основе становится инициатором преобразований, способствующих продвижению вперед. [2].

Современный этап переосмысления культурных ценностей и дальнейшая судьба культуры России во многом зависят от духовного состояния, социальной и гражданской позиции каждого члена общества, а также от освоения богатств отечественной и мировой культуры российской молодежью.

Таким образом, современные особенности взаимодействия культуры и человека, взаимообусловленность культуры и нравственности личности социальными процессами, происходящими в обществе, уровнем развития культуры этого общества и его влияния на культуру подрастающего поколения, делают необходимым более детальное изучение данной проблемы, обозначение и дальнейшее осмысление сущности процессов, происходящих во всех сферах взаимодействия человека и общества.

Литература

1. Бойчаров А.М. От разбитого поколения к контркультуре. - М.: Наука, 1997.

2. Захаров А.В. Массовое общество и культура в России: социальнотипологический анализ // Вопросы философии. - 2003. - № 9.

3. Мёрдок Дж. Фундаментальные характеристики культуры //Антология исследований культуры. - СПб.,1997.

4. Орлова Э.Ю. Введене в социальную и культурную антропологию. - М., 1994.

5. ТайлорЭ.Б. Первобытная культура. - М.: Изд-во политической литературы, 1989.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING OF THE MOTIVES OF MUSICAL THE ACTIVITIES OF THE FUTURE TEACHERS OF MUSIC

Sukhitashvily Lyudmila Stefanovna, Associate Professor, Chair of Theory and Methods of Musical Education, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

The article highlights the issues of formation of the motives of musical-pedagogical activity, define the conditions of their formation, identifed needs of the individual.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: cognitive interest, musical knowledge, the motives of the musical-pedagogical activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.